Научная статья на тему 'Особенности проявления устойчивости жизненного мира педагогов в условиях реальной профессиональной деятельности'

Особенности проявления устойчивости жизненного мира педагогов в условиях реальной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЖИЗНЕННОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / INNER WORLD OF A PERSON / STEADINESS / SELFFULFILLMENT IN LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова Ирина Олеговна

Отмечается актуальность изучения проблемы устойчивости жизненного мира у представителей педагогической профессии, раскрывается понятие устойчивости жизненного мира человека, представлены ее показатели и критерии. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у педагогов в условиях реальной профессиональной деятельности с обретением психологической системой ценностно-смысловых пространств жизненного самоосуществления увеличивается степень устойчивости психологической системы как тождественности собственной жизни, удерживающей целостность системы «человек мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления устойчивости жизненного мира педагогов в условиях реальной профессиональной деятельности»

известия вгпу

И.о. ЛОГИНОВА (Красноярск)

особенности проявления устойчивости жизненного мира педагогов в условиях реальной профессиональной деятельности

Отмечается актуальность изучения проблемы устойчивости жизненного мира у представителей педагогической профессии, раскрывается понятие устойчивости жизненного мира человека, представлены ее показатели и критерии. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у педагогов в условиях реальной профессиональной деятельности с обретением психологической системой ценностно-смысловых пространств жизненного самоосуществления увеличивается степень устойчивости психологической системы как тождественности собственной жизни, удерживающей целостность системы «человек - мир».

Ключевые слова: жизненный мир человека, устойчивость, жизненное самоосуществление.

В условиях динамично развивающегося общества, непрерывно изменяющихся условий жизни актуализируются вопросы проявления и формирования устойчивости жизненного мира человека в различных профессиональных средах. Особую актуальность приобретает данная проблематика в случаях, когда идет речь о представителях педагогической профессии, степень устойчивости которых является залогом успеха формирования устойчивости их учащихся.

Важность обращения к данной проблеме связана с тем, что, выступая как непрерывный процесс жизнетворчества, устойчивость жизненного мира человека позволяет удерживать целостность системы «человек - мир» за счет открытости новым возможностям, которые в процессе деятельности по реализации себя как проекта переходят в действительность. При отсутствии или недостаточной устойчивости жизненного мира «человек тождествен не всей своей жизни, а лишь ее отрывкам» [11]. В данном случае можно говорить лишь о совокупности отрывков, представляющих жизненную мозаику, а не дра-

му, поскольку она (жизнь) лишается внутреннего самотождества.

Таким образом, устойчивость мира человека обеспечивает ему возможность осуществления проекта своей жизни, выступает неотъемлемой характеристикой человека и проявляет в условиях реальной жизнедеятельности. Показателями устойчивости жизненного мира человека выступают характер функционирования психологической системы и тип жизненного сценария.

Характер функционирования самоорганизующейся психологической системы может быть как конструктивным, так и неконструктивным, в зависимости от соответствия условиям и требованиям среды. Эта взаимосвязь среды, создающей обстоятельства жизни человека, и самого человека, способного изменять условия собственной жизнедеятельности, позволяет выбирать оптимальный режим функционирования психологической системы - особым образом организовывать процесс жизнедеятельности для сохранения здоровья, личностному росту и творчеству. Важнейшей системной особенностью выступает тенденция к оптимизации своего потенциала, характеризующая жизненный путь любого человека. Эта оптимизация считается успешной, если человеку удается достичь гармоничного развития и самореализации во всех жизненно важных для него сферах [9, с. 162]. Совокупность показателей определяет общую конструктивность (продуктивность и оптимальность) жизненного процесса человека. На этапе завершения становления каждой из жизненных координат при сохранении имеющегося режима функционирования психологической системы может наступить период стагнации, сопровождающийся потерей «эффекта наращивания». Для перехода на новый уровень необходим некий импульс - определенное состояние духа [6, с. 126], способствующее расширению жизненного мира человека как пространства его само-осуществления.

М.К. Мамардашвили писал, что мир, в котором живет человек, - это мир ожиданий (я ожидаю, что если что-то сделаю, будет то-то), который «образуется» на разрыве имеющегося (реального) и желаемого, возможного (как образа идеального). для того чтобы этот ожидаемый мир

© Логинова И.О., 2010

стал реальным, надо иметь смелость разрушить привычные связи ожидаемых событий («реальность ничего общего не имеет с возможностями: потенции человеческой жизни богаче, чем реализованные возможности» [8]; «необходимость ... единство возможности и действительности» [3]). Умение видеть возможности в мире, реализовывать их, превращая возможный мир в реальный, воплощается в жизненном са-моосуществлении человека.

По мнению Е.В. Некрасовой, в процессе жизни бывшее совершенным сменяется более совершенным, человек «восходит» к миру, культуре и самому себе, за счет чего удерживается целостность психологической системы. Человек, согласуя детерминации «необходимость - возможность -действительность» и «возможность - необходимость - действительность», полагает себя с позиции собственного жизненного мира через реализацию своих целей в предметном мире, в новых предметных формах с новыми временными характеристиками [10, с. 23].

Развивая данную точку зрения, мы полагаем, что преодоление и восхождение -это сценарии становления психологической системы в пространстве и времени, характеризующие два типа дефицитарно-сти: преодоление - восполнение необходимого, без которого система не может двигаться дальше, и восхождение - восполнение сверхнеобходимого, характеризующего сверхнормативную сущность системы. При этом оба сценария охватывают диапазон «необходимость - возможность», в котором и разворачивается жизненное само-осуществление человека, предполагая только разную «длительность» (время) и «дальнодействие» (пространство) собственных усилий: реальность складывается быстрее действительности как в онтогенетических процессах становления человека, так и в конкретных актах жизнедеятельности («открытие» смысла и ценности). Кроме этого, второй сценарий предполагает особое «духовное усилие» в виде чувств или «переживаний экзистенции» [4], которые способны облагораживать человека, переводить небытие (возможность) в бытие (действительность). Восхождению предшествует потребность в творчестве, которая проявляется только там, где творчество возможно. она сходит на нет, если жизнь осуждена на автоматизм, и пробуждается, как только вновь возникает возможность вы-

бора [1]. В этой связи можно согласиться с Н.И. Бердяевым, что цель человека - это творческое восхождение [2]. Несомненно, оба сценария отражают сущность жизненного самоосуществления и обеспечивают выход человека в мир реальности и действительности.

Учитывая вышеизложенное, можно полагать, что устойчивость жизненного мира человека обеспечивает определенный режим функционирования психологической системы и тип жизненного сценария, которые, в свою очередь, определяют характер устойчивости системы. Показатели и критерии оценки режимов функционирования легли в основу тестовой карты, которая применялась для оценки функционирования психологической системы каждого участника исследования (метод экспертных оценок). В ходе анализа вся выборка педагогов была разделена на группы по признаку доминирования пространства жизненного самоосуществления, описанному нами ранее [7].

У лиц, характеризующихся доминированием предметного пространства жизненного самоосуществления, эксперты отметили как ярко выраженные следующие качества: доминируют стереотипные продукты жизнедеятельности; неспособны к решению творческих задач; не понимают собственные жизненные «дефициты»; снижена рефлексивная способность; отсутствуют перспективы дальнейшего движения; возможности человека не соответствуют степени его ответственности за их реализацию; отсутствует ценностное отношение к жизни. Психологическая система данных педагогов приобрела гиперустойчивость, которая удерживает систему в стагнационном состоянии, не позволяя выйти на новый уровень развития. Заметим, что обследуемые - взрослые люди, которые должны были бы выйти за пределы предметного пространства жизненного са-моосуществления в силу закономерностей онтогенетического плана, но по различным причинам остановились в своем эволюционном движении. Можно говорить о том, что такая психологическая система малоподвижна, т.е не обеспечивает возможность движения в направлении усложнения системной организации.

У лиц, характеризующихся доминированием смыслового пространства жизненного самоосуществления, эксперты отметили как ярко выраженные следующие ка-

чества: понимают собственные жизненные «дефициты»; ощущают недостаток ресурса (собственного потенциала, условий среды) для разрешения противоречий между образом мира и образом жизни; имеется широкий спектр целей и смыслов жизнедеятельности; способны к рефлексивной деятельности; выражены перспективы дальнейшего движения; демонстрируют готовность к восполнению жизненных «дефицитов» путем целепо-лагания и рефлексии; возможности человека соответствуют степени его ответственности за их реализацию. Психологическая система такого типа характеризуется устойчивостью, обеспечивающей конструктивный режим функционирования системы на определенном этапе становления. Это проявляется в способности обнаруживать и разрешать противоречия между образом мира и образом жизни, удерживая систему в состоянии постоянного «решения задач на смысл», за счет чего осуществляется взаимодействие с миром, самим собой, приводящее к образованию новых связей, отношений. Показательно наличие ощущения недостатка ресурса для разрешения противоречий у данной категории людей (они об этом говорят, их действия свидетельствуют о постоянном поиске такого ресурса), что на общем фоне выступает как проявление поисковой активности для расширения собственного потенциала и возможностей среды, способных удовлетворить запрос. Можно полагать, что это своего рода «точка роста», позволяющая давать относительно данной группы лиц оптимистичный прогноз дальнейшего движения психологической системы, которая не «зависнет» в данном жизненном пространстве.

У лиц, характеризующихся доминированием ценностного пространства жизненного самоосуществления, эксперты отметили как ярко выраженные следующие качества: доминируют продукты нового качества; способны к решению творческих задач; возможности человека соответствуют степени его ответственности за их реализацию; присутствует ценностное отношение к жизни; выражены перспективы дальнейшего движения; не испытывают недостатка ресурса (собственного потенциала, условий среды) для разрешения противоречий между образом мира и образом жизни; тождественен всей своей жизни. Психологическая система такого типа характеризуется устойчивостью, обеспечивающей конструктивный режим функционирования системы на определенном этапе ста-

новления. Однако качество этой устойчивости несколько иное, чем у представителей предыдущей группы. Оно достигается за счет выраженной самотождественности, проявляющейся не в биографическом, а в ценностном типе времени, развитой способности к рефлексии собственной жизни и высокой ответственности по отношению к себе, своей жизни, своему окружению. Можно полагать, что данный режим функционирования психологической системы обеспечивается «подвижной устойчиво -стью» [5] системы, позволяющей, с одной стороны, в процессе движения преодолевать равновесие, с другой - не скатываться в хаос. При этом «внешние» воздействия используются во благо организма, обеспечивая пространство осуществления себя в процессе собственной жизни.

Интерес вызывают данные «переходных» пространств жизненного самоосущест-вления в плане проявления режимов функционирования психологической системы: в «переходном» пространстве (предметносмысловом, ценностно-смысловом) нарушается устойчивость психологической системы, что связано с ощущением «потери почвы под ногами», причиной которой является как раз потеря самотождественно-сти. Таким образом, конструктивный режим функционирования выявлен у лиц, характеризующихся доминированием смыслового и ценностного пространств жизненного само-осуществления; стагнационный - у лиц с доминированием предметного пространства; неконструктивный - у лиц с доминированием предметно-смыслового и ценностносмыслового пространств жизненного самоо-существления.

Критериями, позволяющими определить тип жизненного сценария человека, выступают характеристики реальной жизнедеятельности: восполнение необходимого или сверхнеобходимого психологической системой по линии «преодоление» или «восхождение» как обеспечение ее устойчивости в жизненном пространстве: продукт жизнедеятельности располагается в границах необходимого/сверхнеобходимого для развития системы; характеризует актуальную/потенциальную трансспективу; актуален для малой/большой длительности; ориентирован на «близкодействие»/«дальнодействие»; творчество минимизировано/доминирует в продукте жизнедеятельности.

У педагогов, характеризующихся доминированием различных пространств жиз-

ненного самоосуществления, в ходе анализа продуктов жизнедеятельности были выделены различные показатели жизненного сценария, позволяющие дифференцировать их по результатам восполнения необходимого или сверхнеобходимого психологической системой (по типу «преодоление» или «восхождение») как показателя ее устойчивости в жизненном пространстве. Таким образом, исследование степени устойчивости психологической системы как показателя тождественности собственной жизни, удерживающей целостность системы «человек - мир», может идти по линии изучения режима функционирования психологической системы и типа жизненного сценария, реализуемых в условиях реальной профессиональной деятельности.

Литература

1. Бергсон А. Творческая эволюция [Электронный ресурс]. URL : http://www.philosophy. ru/berg/5.html.

2. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 607с.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // Собрание сочинений : в 3 т. М. : Изд-во соц.-экон. лит., 1974. Т.З.

4. Карпицкий Н.Н. Переживание целостности жизни как опыт мира в бытии человека // Философия. Наука. Культура. М. : Изд-во МГУ, 2004. Вып.3. С. 123 - 128.

5. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск : Том. гос. ун-т, 2005. 174 с.

6. Лебедев В.А. Творческий «катарсис» или творческий «восторг»? // Вестн. НГУ. Т.1. Вып.1. Новосибирск, 2007. С. 117 - 137, 126.

7. Логинова И.О. Особенности проявления жизненного самоосуществления педагогов в условиях профессиональной деятельности // Психология обучения. 2007. №12. С. 95 - 110.

8. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути (М.Пруст «В поисках утраченного времени») / под общ.ред. Ю.П. Сенокосо-ва. СПб. : Изд-во Рус. Христианского гуманит. ин-та, 1997. 570 с.

9. Марков В.Н. Системная целостность личности как акмеологическая ценность // Мир психологии. 2004. №1. С. 161 - 166.

10. Некрасова Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека : автореф. дис. ... д-ра психол.наук. Барнаул, 2005. 47 с.

11. Хасаина З.М. О специфике «современного человека» // Человек: соотношение национального и общечеловеческого : сб. материалов Междунар. симпоз. (г. Зугдиди, Грузия), 19 -20 мая 2004 г.) / под ред. В.В. Парцвания. СПб. : С.-Петерб. филос. об-во, 2004. Вып.2. С. 259 -266

Peculiarities of life world steadiness display of teachers in the conditions of real professional activity

There is marked the research urgency of inner world steadiness of teachers, revealed the definition of personal inner world steadiness, regarded its indicators and criteria. The research results indicate that having obtained value and sense of selffulfillment under the conditions of real professional activity teachers become more psychologically steady. It keeps the integrity of the system “person - world”.

Key words: inner world of a person, steadiness, selffulfillment in life.

н.в. чаркина (орёл)

особенности технической стороны чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

С использованием описательного текста и текста со скрытым смыслом исследуются особенности технической стороны чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Дана развернутая характеристика темпа, способа, правильности чтения детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.

Ключевые слова: чтение, темп чтения, способ чтения, правильность чтения, описательный текст, текст со скрытым смыслом.

Чтение в современной психологопедагогической литературе определяется как комплексный процесс, имеющий две стороны - техническую и смысловую. Техническая сторона включает в себя способ,

© Чаркина Н.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.