Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монологическая речь / английский язык / обучающийся / информационные технологии / monologue speech / English language / student / information technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадова Зайнап Мухадиновна, Яндиева Зулай Джабраиловна, Арадахова Мария Балаэфендиевна

В статье изучен процесс развития монологической речи на английском языке у обучающихся посредствам информационных технологий. Развития монологической речи представляет собой важный аспект обучения. Специфика монологической речи, такие как ясность высказывания, складывание аргументации и выбор лингвистических конструкций в соответствии с культурными контекстами, служат средством формирования целенаправленных межкультурных коммуникативных навыков. Выявлено, что потенциал информационных технологий в развитии монологической речи на английском языке у обучающихся заключается в том, что с их помощью можно значительно разнообразить занятия по английскому языку, облегчить запоминание лексики благодаря мультимедийное™ и интерактивности, предоставить учащимся возможность самостоятельно выбрать те инструменты, которые подходят им больше всего и, как следствие, повысить мотивацию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадова Зайнап Мухадиновна, Яндиева Зулай Джабраиловна, Арадахова Мария Балаэфендиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the process of development of monologue speech in English among students through information technology. The development of monologue speech is an important aspect of learning. The specifics of monologue speech, such as clarity of expression, the development of argumentation and the choice of linguistic structures in accordance with cultural contexts, serve as a means of developing targeted intercultural communication skills. It has been revealed that the potential of information technologies in the development of monologue speech in English among students is that with their help they can significantly diversify English classes, facilitate the memorization of vocabulary thanks to multimedia and interactivity, and provide students with the opportunity to independently choose the tools that suit them most and, as a result, increase student motivation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

3. Лингевич, O.B. К вопросу о становлении понятия "внеурочная деятельность" в России. [Текст] / О.В. Лингевич // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2021. - №. 1 (35). - С. 29-34

4. Муштавинская, И.В. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: Методическое пособие. [Текст] / Науч. ред. И.В. Муштавинская и Т.С. Кузнецова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016 - 256 с.

5. Попова,ИН. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. [Текст] / И.Н.Полякова // Народное образование. -2013. -№ 1. - С. 219-226

6. Рожкова, Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности. [Текст] / Е.М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5,- С. 21-26

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

и межкультурной коммуникации Яндиева Зулай Джабраиловна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских и

восточных языков и методики преподавания Арадахова Мария Балаэфендиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ИА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВАМ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье изучен процесс развития монологической речи на английском языке у обучающихся посредствам информационных технологий. Развития монологической речи представляет собой важный аспект обучения. Специфика монологической речи, такие как ясность высказывания, складывание аргументации и выбор лингвистических конструкций в соответствии с культурными контекстами, служат средством формирования целенаправленных межкультурных коммуникативных навыков. Выявлено, что потенциал информационных технологий в развитии монологической речи на английском языке у обучающихся заключается в том, что с их помощью можно значительно разнообразить занятия по английскому языку, облегчить запоминание лексики благодаря мультимедийности и интерактивности, предоставить учащимся возможность самостоятельно выбрать те инструменты, которые подходят им больше всего и, как следствие, повысить мотивацию студентов.

Ключевые слова: монологическая речь, английский язык, обучающийся, информационные технологии.

Annotation. The article studies the process of development of monologue speech in English among students through information technology. The development of monologue speech is an important aspect of learning. The specifics of monologue speech, such as clarity of expression, the development of argumentation and the choice of linguistic structures in accordance with cultural contexts, serve as a means of developing targeted intercultural communication skills. It has been revealed that the potential of information technologies in the development of monologue speech in English among students is that with their help they can significantly diversify English classes, facilitate the memorization of vocabulary thanks to multimedia and interactivity, and provide students with the opportunity to independently choose the tools that suit them most and, as a result, increase student motivation.

Key words: monologue speech, English language, student, information technology.

Введение. В современном мире информатизация высшего образования стремительно набирает обороты. Современные тренды развития технологий и медиа диктуют свои условия сфере образования. Огромную роль в жизни человека играют информационно-коммуникационные технологии и сеть Интернет (Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, А.С. Канюк, Н.И. Соколова [8]). Без них уже невозможно представить полноценную жизнедеятельность как социума в целом, так и каждого индивида в частности. Научно-технический прогресс активно влияет на все сферы современной жизни, в том числе, и на образование.

Современные учебные ресурсы ежедневно оцифровываются, подключается электронное обучение, иностранный язык изучается посредством различных социальных сетей. Современные информационные технологии сильно опережают «официальное образование». В современной методической науке имеются дефициты в освещении вопросов обучения средствам общения на иностранном языке, в том числе говорению и продуцированию монологического высказывания на английском языке студентов.

Изложение основного материала статьи. Иностранный язык, как часть культурного контекста, способствует структурированию взглядов обучающихся на окружающий мир, их менталитет и отношение к социальной среде, обусловленные значениями культуры носителей языка. В процессе обучения обучающиеся усваивают систематический подход к изучению иностранного языка и развивают общеобразовательные умения, такие как использование разнообразных лексиконов, справочной литературы, цифровых образовательных ресурсов, поиск информации в онлайн-среде и ориентирование в образовательной среде.

Основной целью обучения иностранному языку, в соответствии с потребностями современного общества, становится формирование обучающихся способности эффективно взаимодействовать с представителями других лингвистических групп. Этого можно добиться лишь только через развитие у обучающихся навыков устной коммуникации.

Весь процесс общения напрямую зависит от окружающих условий, в которых он происходит. Этот процесс связан с общим контекстом человеческой деятельности. Множество факторов влияют на то, что и как говорит говорящий: его статус, возраст, настроение, отношение к ситуации, а также место, время, мотивы общения и тема беседы. Эти факторы определяют выбор слов и грамматических конструкций, а также стилистическое оформление устной речи.

Как известно, говорение как вид речевой деятельности реализуется в двух формах: диалогической, которая подразумевает общение между двумя или более участниками, и монологической, в которой преобладает одностороннее высказывание. В диалогической речи акцент сделан на взаимодействии и реакции на партнера, обладая сокращенной формой и активным использованием невербальных средств. Монологическая же речь ориентирована на развернутость и логичность высказывания, обеспечивая связность, обоснованность, и грамматическую оформленность для передачи информации. Таким образом, эти характеристики определяют специфику и цели каждого из этих видов речевой коммуникации.

Монолог, с точки зрения Н.В. Изотовой - это форма языка, образованная в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие, практически не связанная с соответствующей речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. В некоторых случаях монолог определяют как интраперсональный речевой акт. Монолог непосредственно направлен к собеседнику или аудитории, он являет собой также организованный вид устной речи, предусматривающий высказывания одного человека [2, С. 61].

Монолог отличают логичность и связность, он всегда имеет ключевую идею, которая развивается, поясняется и дополняется другими фразами, образуя цельное высказывание. Он не является простым набором ответов на ряд вопросов. Завершенность высказывания, которая связана с коммуникативной направленностью и целью говорящего.

Педагог, обучающий монологической речи, должен учитывать все эти моменты, чтобы эффективно развивать умения своих студентов. Понимание этих особенностей поможет структурировать и улучшить обучение монологической речи, делая его более осознанным и целенаправленным.

Можно выделить следующие особенности монологической речи: развернутость высказывания; связность; грамматическая оформленность; обоснованность; логичность; наличие распространенных конструкций; смысловая завершенность; непрерывность.

В процессе говорения на английском языке решается множество коммуникативных задач, таких как потребность что-то расспросить, узнать, дать ту или иную информацию и другое.

Основными коммуникативными умениями монологической речи является:

- Богатство лексики;

- Ясное выражение мыслей;

- Структурирование речи;

- Грамматическая правильность;

- Использование риторических приемов;

- Умение обобщать и аргументировать;

- Голосовая модуляция и паузы;

- Умение поддерживать монологическую речь.

Монологическая речь представляет собой однонаправленную передачу информации от говорящего к слушателям. Важным здесь является ясное, логичное изложение мыслей, правильная структурированность высказывания, обширный лексикон, убедительная аргументация, а также умение удерживать внимание аудитории.

Развития монологической речи представляет собой важный аспект обучения. Специфика монологической речи, такие как ясность высказывания, складывание аргументации и выбор лингвистических конструкций в соответствии с культурными контекстами, служат средством формирования целенаправленных межкультурных коммуникативных навыков. Развитие этих навыков позволяет ученикам общаться в разнообразных культурных средах и уважать позиции и культурные особенности людей из различных культур.

Развитие умений монологической речи также способствуют развитию умений организации и структурирования информации, что является ключевым аспектом для логичного и аргументированного выражения мыслей обучающимися. Кроме того, они способствуют преодолению барьеров в общении и формированию уверенности обучающихся в выражении своего мнения. Наконец, развиваются навыки аргументации, что существенно влияет на их интеллектуальное и личностное развитие в учебной среде.

Монологическая речь является ключевым средством формирования коммуникативных навыков у обучающихся, способствуя развитию умения четко и уверенно выражать свои мысли и идеи. Эти методы обучения способствуют стимуляции развития самостоятельной аналитической мысли, формированию навыков аргументации и логического изложения идей. Помимо этого, они способствуют развитию умений обучающихся структурировать информацию для эффективного и убедительного выступления.

Следовательно, задачами «монологического» урока по мнению Б.И. Пассова являются:

- научить высказываться обращено к конкретному лицу, в конкретных условиях общения;

- научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;

- научить высказываться логично и связно;

- научить высказываться с достаточной скоростью, обеспечивающей отсутствие необоснованных пауз между фразами, что может нарушить взаимопонимание [6, С. 116].

Рассматривая технологию обучения монологической речи в методике, выделяется два пути: путь «сверху» и путь «снизу». В случае первом (сверху), исходным элементом обучения является текст, который предоставляет обучающимся необходимую информацию и соответствующие лексико-грамматические структуры. Чтение и аудирование текста используются для развития у обучающихся навыков создания устных высказываний в ситуациях устного общения. С этой целью могут использоваться как подготовительные, так и устные упражнения.

Когда задействованы речевые упражнения, они ориентированы на развитие учеников в умении вести монологическое высказывание, аналогичное образцу, но без прямой опоры на него. Для таких упражнений, которые создают условия, имитирующие естественное общение, характерно отсутствие словесных подсказок, вместо них употребляются содержательные поддержки, а также перенос «на себя».

Второй путь обучения говорению, а именно - путь «снизу», предполагает развитие умения формирования высказываний начиная от элементарных единиц до цельного монолога. В этом контексте элементарной единицей для монологической речи выступает предложение. Работа по этому пути включает три этапа, для каждого из которых предусмотрены свои задания.

В устной речи всегда есть своя мотивация, связанная с определенной ситуацией. Поэтому важно в учебном процессе создавать речевые ситуации, которые стимулируют студентов к формированию монологических высказываний. Но не все ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни, могут быть использованы в учебном процессе. Потому в основном используются учебные коммуникативные ситуации. Тем не менее, эти ситуации можно и нужно придать «аутентичный» характер. Это означает, что благодаря их содержанию и проблемности, а также новой информации, они должны мотивировать учеников к восприятию и формированию высказываний на изучаемом языке, выражению своего мнения, позиции и эмоций, а также проявлению самостоятельности в определении содержания высказывания (даже если есть опора для высказывания). В этой связи очень эффективны такие речевые упражнения, как: обоснование собственного мнения или отношения к фактам, характеристика персонажей, описание места действия, оценка прослушанного или прочитанного и так

Существует ряд упражнений для развития говорения по пути «снизу». Н.Д. Гальскова выделяет три типологии заданий подобных упражнений:

1. Задания, которые стимулируют короткие высказывания: данные задания, выключают в себя деятельности, направленные на формирование способности выражать свои мысли и идеи в краткой форме. Это может быть особенно полезно для развития умения высказываться на конкретные темы, отвечать на вопросы или комментировать краткие ситуации.

2. Задания, предполагающие развертывание и уточнение высказывания на уровне сверхфразового единства: это может включать в себя работу над структурой всего высказывания, развитие идей, дополнение информации, аргументацию, создание логических связей между аспектами высказывания и т.д.

3. Задания, включающие порождение текста, включающего несколько сверхфразовых единств: направлены на развитие учеников в созданиицельных и логически связанных текстов, переноса информации и идей за пределы отдельных предложений. [1,С. 222-224]

В целом, российская и зарубежная лингвометодическая традиция в аспекте методики обучения монологической речи акцентирует внимание на создании реальных речевых ситуаций, избегания репродуктивных упражнений и развитии умений свободного высказывания по теме или проекту. Это способствует формированию у студентов уверенности и развитию умений правильной монологической речи.

На сегодняшний день эффективность применения информационных технологий рассмотрена и доказана многими исследователями. Весомую роль электронные ресурсы играют в формировании лексических навыков, поскольку помогают лучше и быстрее запоминать ключевые слова, тренируют образную память, позволяют охватить более количество лексических единиц благодаря наглядности, ассоциативности и интерактивности.

Современный преподаватель английского языка в России по настоящее время работает с учебным планом, его задачами, учебно-методическими комплексами, учебниками, учебными пособиями по английскому языку. При этом необходимо учитывать реальные технические возможности образовательных учреждений, ИКТ-навыки преподавателей и обучающихся, наличие отработанной методики проведения занятий или различных видов педагогического контроля с применением информационных технологий.

В настоящее время учащиеся имеют возможность взаимодействовать с педагогом и между собой синхронно и асинхронно изучать материалы в собственном темпе и повторять их при необходимости неограниченное количество раз. Также информационные технологии позволяют дифференцировать учебный процесс и могут быть настроены под определенные нужды педагогов и учащихся.

Ряд исследователей выделяют такие положительные черты информационных технологий, как создание условий для иноязычной коммуникации, повышение мотивации к обучению, индивидуализация обучения, акцент на интересы учащихся, развитие навыков во всех видах речевой деятельности, осуществление проблемно-поискового обучения, создание позитивной атмосферы на занятиях, удобный интерфейс и широкий спектр инструментов для создания занятий и курсов и т.п. [3].

По словам Ю.В. Кохендерфер, применение электронных образовательных ресурсов повышает эффективность изучения иностранного языка, поскольку информация предъявляется в различных формах и поэтому доступна учащимся с любым типом восприятия. Также информационные ресурсы обеспечивают объективность оценивания и быструю обратную связь, позволяют реализовать коммуникативный подход, интенсифицируют процесс изучения и запоминания новой лексики [4].

Шкаредных A.C. выделяет следующие дидактические функции электронных образовательных ресурсов: интерактивность; развитие коммуникативной компетенции; развитие творческих способностей; формирование навыков компьютерной грамотности, умений работать с учебной информацией; расширение кругозора учащихся; эффективное восприятие учебного материала с помощью мультисенсорности; информационная насыщенность обучения; положительное влияние на эмоционально-волевую сферу, повышение интереса и мотивации, вовлеченности в образовательный процесс и др. [9].

Уже на начальном этапе обучения английскому языку необходимо адаптировать обучающихся под современные требования сетевого общества и использования информационных технологий в обучении, соблюдая все требования компетентностного, коммуникативного и уровневого подходов без ущерба для здоровья обучающегося.

Обращение к современным зарубежным источникам по лингводидактике позволяет нам говорить о том, что возникновение таких явлений, как массовые коммуникации, медиа и соцсети, искусственный интеллект привело к интеграции информационных технологий и образования. При поддержке информационных технологий выделяют такие особенности преподавания иностранного языка, как широкий охват, широкое совместное использование ресурсов, преодоление временных и пространственных ограничений, разнонаправленное взаимодействие и простота совместной работы.

Хорошим обучающим потенциалом обладают иноязычные блоги, форумы и чаты, где учащиеся могут как изучить особенности повседневного общения носителей английского языка, так и самостоятельно принять участие в обсуждениях какой-либо темы. Однако отбор подобных ресурсов должен быть очень строгим со стороны педагога, поскольку необходимо соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет [4, С. 278-283].

По интерактивным продуктам обучения можно выделить следующие: это - онлайн-доска Miro и платформа Genially. В дистанционном обучении помимо собственно облачных технологий связи типа Skype, Zoom, Voov Meeting по линии «педагог-обучающийся» наличие онлайн-доски типа Miro зачастую просто жизненно необходимо с целью реализации принципа наглядности в обучении; это также отличный инструмент для того, чтобы совмещать онлайн- и офлайн-обучение, оставив только плюсы каждого из форматов. Нет необходимости находиться в помещении с учеником, чтобы мотивировать и вовлекать его в процесс.

С помощью онлайн доски Padlet или Miro можно создать полноценное интерактивное занятие, добавив в него видео и аудио, изображения со словами, ссылки на другие ресурсы, интерактивные упражнения и многое другое. Можно также добавить возможность комментирования, чтобы учащиеся выполняли задания на тренировку лексики прямо на доске, можно выстроить маршрут урока и отслеживать, какие задания выполняют ученики.

Genially (https://genial.ly/) - это бесплатная платформа для создания мультимедийных дидактических пособий, ориентированная на разработку и совместное использование мультимедийных плакатов и презентаций всех видов, что легко стимулирует учебный процесс, делая его более увлекательным и запоминающимся. Согласно разработчикам, он представляет собой девять интерактивных плакатов. На каждом плакате имеются различные теги со ссылками на сторонние источники, нажав на которые можно, например, прослушать произношение слов, ознакомиться с историей происхождения того или иного иероглифа, посмотреть перевод и примеры употребления в крупных электронных словарях, посмотреть таблицу с ключами, скачать прописи, изучить фразеологизмы и т.д.

Облако слов является визуальным представлением ключевых слов текста в виде гиперссылок разных цветов и размеров. С помощью данного инструмента можно составить набор лексики по определенной теме с указанием и выделением наиболее часто употребляемых слов. Графическая информация хорошо запоминается учащимися, дает

возможность расставить акценты, развивает пространственное мышление и аналитические способности учеников [7, С. 212-216]. Облака слов может создавать преподаватель или сам студент с помощью ресурсов Wordle.net, Tagxedo.com, Tagul.com, Worditout.com и др.

Очень эффективным и проверенным способом изучения лексики является использование карточек. Для этого можно использовать ресурсы Parliamo Italiano, Impariamo l'italiano, Online Italian Club, Language Guide, Real Language Club.

Еще одним инструментом, который облегчает образовательный процесс, делает его более увлекательным и результативным, являются иноязычные игровые приложения. С их помощью решаются задачи обучения всем видам речевой деятельности, в том числе формирование лексических навыков. Приложения учитывают индивидуальные особенности учащихся, предоставляют им определенную свободу действий в информационном пространстве, учат быть ответственными за свои знания [5, С. 70-75].

Выводы. Потенциал информационных технологий в развитии монологической речи на английском языке у обучающихся заключается в том, что с их помощью можно значительно разнообразить занятия по английскому языку, облегчить запоминание лексики благодаря мультимедийности и интерактивности, предоставить учащимся возможность самостоятельно выбрать те инструменты, которые подходят им больше всего и, как следствие, повысить мотивацию студентов.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д. Методологическая культура исследователя в лингвообразовательном научном поиске: монография / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. -М.: Прометей, 2023. - 210 с.

2. Изотова, Н.В. Диалог и монолог как формы речи: сравнительная характеристика / Н.В. Изотова // Известия южного федерального университета. Филологические науки. -2012. -№ 1. - С. 60-67

3. Копылова, H.A. Современные электронные средства обучения иностранному языку / H.A. Копылова // Современные информационные технологии и ИТ-образование. -2017. -№ 1.

4. Кохендерфер, Ю.В. Эффективные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников / Ю.В. Кохендерфер // Вестник ГУУ. -2013. - №2,- С. 278-283

5. Осиянова, A.B. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов средствами игровых приложений / A.B. Осиянова, H.A. Муратова // Вестник ОГУ. - 2021. - №1 (229) - С. 70-75

6. Пассов, Е.И Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлев. - М.: Русский язык. Курсы, 2010,- 338 с.

7. Сапух, Т.В. Современные средства формирования лексических навыков учащихся на уроках английского языка (на примере облака слов) / Т.В. Сапух // АНИ: педагогика и психология. -2018. - №3 (24) - С. 212-216

8. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

9. Шкаредных, A.C. Возможности электронных образовательных ресурсов как средств дистанционного обучения / A.C. Шкаредных, Г.И. Симонова // Вестник ВятГУ. - 2022. - №2 (144) - С. 86-94

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук,

доцент Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна

«Московская международная академия» (г. Москва); аспирант Битюгов Максим Алексеевич

«Московская международная академия» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Формирование коммуникативной компетентности является уникальным процессом, который продолжается в течении всей жизнедеятельности, позволяя личности совершенствовать свои навыки общения и коммуникации с окружающими людьми. В данном исследовании акцентируется внимание на термине «коммуникативная компетентность», который представлен различными авторами. Проводится анализ типов и уровней коммуникативной компетентности. Также, в данной статье мы описываем проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов вуза и анализируем возможности решения этих проблем, в рамках образовательной среды вуза. Авторы делают вывод о том, что что формирование коммуникативной компетентности студентов в образовательной среде вуза является важной задачей современного образования. Это позволяет им успешно адаптироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с другими людьми и достигать успехов в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, уровни коммуникативной компетентности, типы коммуникативной компетентности, проблемы формирования коммуникативной компетентности у студентов в образовательной среде вуза.

Annotation. The formation of communicative competence is a unique process that continues throughout life, allowing a person to improve his communication skills and communication with other people. This study focuses on the term «communicative competence», which is presented by various authors. The types and levels of communicative competence are analyzed. Also, in this article we describe the problems of forming the communicative competence of university students and analyze the possibilities of solving these problems within the educational environment of the university. The authors conclude that the formation of communicative competence of students in the educational environment of a university is an important task of modern education. This allows them to successfully adapt to society, effectively interact with other people and achieve success in their professional activities.

Key words: communicative competence, levels of communicative competence, types of communicative competence, problems of formation of communicative competence among students in the educational environment of the university.

Введение. На данном этапе развития окружающей действительности, перед нами стоит необходимость владения и демонстрации коммуникативных проявлений, способствующих определению личности в обществе и возможности эффективного функционирования, с целью удовлетворения индивидуальных потребностей.

Как отмечают авторы Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, А.С. Канюк, Н.И. Соколова [20], большую роль в современном образовательном процессе играет вузовская образовательная среда. Образовательная среда вуза является одной из форм, в которой происходит формирование коммуникативных компетенций, для становления в каждом обучающемся образованной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.