Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ПРИКЛАДНУЮ ИНФОРМАТИКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ПРИКЛАДНУЮ ИНФОРМАТИКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есина Людмила Сергеевна

В статье рассматриваются методы интенсификации монологической и диалогической речи студентов. Акцент делается на некоторых прогрессивных способах организации аудиторной работы на занятиях по английскому языку для повышения коммуникативно-речевой компетенции обучающихся. Автор приводит примеры внедрения в процесс обучения иностранному языку современных цифровых образовательных технологий с целью развития у студентов навыков говорения, повышения мотивации к изучению иностранного языка и качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есина Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME METHODS OF IMPROVING THE COMMUNICATIVE AND SPEECH COMPETENCE OF STUDENTS STUDYING APPLIED COMPUTER SCIENCE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article discusses the methods of intensification of monologue and dialogic speech of students. Emphasis is placed on some progressive ways of organizing classroom work in English classes to improve the communicative and speech competence of students. The author gives example of the introduction of modern digital educational technologies into the process of teaching a foreign language in order to develop student’s speaking skills, increase motivation for learning a foreign language and the quality of education.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ПРИКЛАДНУЮ ИНФОРМАТИКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

оригинальная статья

УДК 811.111(045)

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-56-59

Некоторые методы повышения коммуникативно-речевой компетенции студентов, изучающих прикладную информатику в неязыковом вузе

Л. С. Есина

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-1897-8536

аннотация

В статье рассматриваются методы интенсификации монологической и диалогической речи студентов. Акцент делается на некоторых прогрессивных способах организации аудиторной работы на занятиях по английскому языку для повышения коммуникативно-речевой компетенции обучающихся. Автор приводит примеры внедрения в процесс обучения иностранному языку современных цифровых образовательных технологий с целью развития у студентов навыков говорения, повышения мотивации к изучению иностранного языка и качества обучения. Ключевые слова: коммуникативная компетенция; монологическая и диалогическая речь; профессионально-ориентированное обучение; цифровые образовательные технологии; эффективность обучения

Для цитирования: Есина Л. С. Некоторые методы повышения коммуникативно-речевой компетенции студентов, изучающих прикладную информатику в неязыковом вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(с):56-59. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-56-59

oRiGiNAL PAPER

some Methods of improving the Communicative and speech Competence of students studying Applied Computer science in a Non-linguistic University

L. s. Esina

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-1897-8536

abstract

The article discusses the methods of intensification of monologue and dialogic speech of students. Emphasis is placed on some progressive ways of organizing classroom work in English classes to improve the communicative and speech competence of students. The author gives example of the introduction of modern digital educational technologies into the process of teaching a foreign language in order to develop student's speaking skills, increase motivation for learning a foreign language and the quality of education.

Keywords: communicative competence; monologue and dialogic speech; professionally oriented learning; digital educational technologies, learning efficiency

For citation: esina L. s. some methods of improving the communicative and speech competence of students studying applied computer science in a non-linguistic university. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12fc):56-59. Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-C-56-59

В современном мире английский язык, с точки зрения использования, стал доминирующим. Его статус был укреплен в процессе глобализации и утверждения идеологии, главный девиз которой — создать граждан мира, которые могут практически свободно общаться и переписываться друг с другом.

© Есина Л. С., 2022

Этого можно было достичь только путем преодоления языкового барьера. Таким образом, потребность в едином языке, который служил бы для людей общей основой и облегчал их социальные, культурные и, самое главное, экономические взаимодействия, стала насущной необходимостью. Так английский язык стал «язы-

ком мира» или лингва франка современного мира. Английский язык стал синонимом социального, экономического и научного развития, поэтому правительства по всему миру начали проводить изменения в области образования, включив его в свои учебные программы.

Именно коммуникативная компетентность является целью изучения иностранного языка в XXI в. Плохая коммуникативная компетентность — причина безработицы во многих странах. С увеличением числа рабочих мест в бизнесе и промышленности английский язык для специальных целей (ESP) стал более востребованным. ESP — это обучение английскому языку, основанное на реальных и непосредственных потребностях учащихся, которые должны успешно выполнять задачи в реальной жизни. В системе высшего профессионального образования совершенствование навыков профессионально-ориентированного общения является одной из главных задач. Соперничество на рынке труда предъявляет к выпускникам максимальные требования. На собеседовании темы обсуждения формируются таким образом, чтобы претенденты могли показать, что они успешно применяют профессиональные знания и умения [1]. Компетенция (от лат. competens — способный) — комплекс знаний, навыков, умений, приобретаемых при живом общении с преподавателем на этапе образовательного процесса по определенной дисциплине, а также желание и осуществление специальной деятельности на основе полученных знаний, навыков, умений [2].

Целью данной работы является нахождение эффективных способов повышения коммуникативно-речевой компетенции студентов при изучении профессионально-ориентированной литературы. Коммуникативные умения и навыки совершенствуются студентами на семинарских занятиях. Студенты первого курса, как показал опыт преподавания, не имеют устойчивых навыков в построении монологической и диалогической речи и в результате не могут обосновать свое мнение. Препятствиями являются небольшой запас слов, грамматические ошибки в построении предложений и слабое владение терминами по специальности. Работе в группах в школах не уделяется должного внимания. Как показал опрос, проведенный среди студентов I курса направления подготовки «Прикладная информатика» заочного отделения Финунивер-ситета, 78% студентов предпочитают развивать

навыки монологической речи и менее охотно развивают диалогическую речь.

Прорыв в повышении качества обучения и достижение наилучшего результата общения становится реальностью, когда студенты практикуют выполнение большого количества коммуникативных упражнений [3], направленных на совершенствование процесса обучения устному высказыванию с использованием цифровых интернет-ресурсов.

Наличие и доступность учебных материалов являются необходимым этапом в обучении, ведь они играют решающую роль в определении содержания курса. Процесс разработки материалов занимает у преподавателей много времени, так как педагоги должны предоставлять студентам материалы, которые являются одновременно сложными и интересными, чтобы стимулировать их мыслительные способности для закрепления и совершенствования навыков. Не существует единого простого способа обучения: преподавание проходит в различных стилях и условиях с учетом ряда образовательных, психологических и методологических факторов. Роль преподавателя заключается в обеспечении эффективного усвоения учащимися содержания.

В настоящее время системы, наделенные возможностями человеческого интеллекта, все активнее внедряются в образовательные форматы учебных организаций. Это так называемые интеллектуальные системы обучения, адаптивные системы обучения и обучающие роботы. Такие системы содержат когнитивный, учебный и обучающий компоненты, а также пользовательский интерфейс. Каждый из этих компонентов имеет свои функции: когнитивный компонент включает в себя содержательную часть обучения, стратегию решения заданий и способ оценивания, учебный используется для оценки знаний и определения мотивации студентов, а обучающий позволяет системе руководить учебным процессом, предоставлять учащимся рекомендации, формировать их индивидуальную траекторию. Пользовательский интерфейс способствует осуществлению контактов между системой и пользователями.

В современной образовательной деятельности США интеллектуальные системы обучения используются для организации учебных процессов школьников и студентов, работающих и занимающимися самообразованием. Обучение с помощью таких систем происходит поэтапно. Сначала преподаватель объясняет тему занятия

и предлагает студентам самостоятельно изучить литературу по теме. Затем он знакомит учащихся с определенной интеллектуальной системой, объясняет, как она работает. Изучив материал, студенты приступают к повторному изучению небольших фрагментов темы, которые могут быть представлены в виде небольших анимационных фильмов или презентаций. Затем учащиеся выполняют серию заданий, структурированных по степени сложности. Каждое выполненное задание анализируется и объективно оценивается системой, которая, на основе полученных результатов, выдает рекомендации по освоению темы и выстраивает индивидуальную траекторию для каждого обучающегося.

Основной целью использования ИИ в образовании является создание индивидуальных настроек учебного процесса посредством формирования личных образовательных программ и концепции обучения под нужды студентов (персонификация контента). Например, можно строить индивидуальные образовательные программы в виде учебных планов или давать задания разной степени сложности для того, чтобы плохо подготовленные студенты повторили материал. По мнению многих исследователей, главная тема цифровой реальности в области образования — это даже не мобильный контент, а именно персонализация. В системе образования новшеством является использование ИИ, например, для создания персональных учебников, которые называют «алмазными букварями». Сегодня уже есть «алмазные буквари», которые вживую анализируют то, как конкретный ученик осваивает контент, и подсказывают преподавателю наиболее подходящий способ обучения. Все воспринимают информацию по-разному (кому-то достаточно один раз прочитать материал, кому-то мало и недели), а такие технические системы способны, анализируя индивидуальные особенности, создавать инструменты персонализации образования. Студенты смогут самостоятельно и осознанно подходить к выбору электронной индивидуальной образовательной траектории, что является важным фактором их вовлеченности в образовательную работу.

С помощью программы Rosetta Stone Catalyst, размещенной на портале Финансового университета, учащиеся имеют возможность под чутким руководством преподавателя формировать собственную индивидуальную образовательную траекторию изучения языка. Те, кто достиг уровня

С1, могут побеседовать на различные учебные темы с роботом (чат-ботом), искусственным интеллектом, который внедрен в программу Rosetta Stone Catalyst. Чат-бот — это компьютерная программа, предназначенная для имитации интерактивного общения с пользователем (человеком) посредством текста, аудио или видео. В настоящее время некоторые университеты, в числе которых и Финуниверситет, внедрили технологию чата в образовательный процесс. Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе направлено на то, чтобы подготовить университеты к вызовам индустрии 4.0. Некоторые активные и успешные студенты радостно сообщают в своих электронных письмах, что повысили свой лингвистический уровень, увлеченно и с полной отдачей работая в программе Rosetta Stone Catalyst.

Таким образом, можно заключить, что цифровые образовательные ресурсы открыли прекрасные возможности для совершенствования коммуникативной профессионально-ориентированной компетенции студентов. Поэтому вузам рекомендуется разрабатывать учебные программы, которые дают учащимся возможность проверить на практике свои компетенции и знания и приобрести новые навыки посредством проектов, ориентированных на потребности конкретной организации или местных сообществ. Помимо цифровых, «зеленых» навыков и цифровой грамотности, эти новые программы должны развивать у студентов когнитивные и метакогни-тивные навыки (критическое мышление, творческое мышление, саморегуляция и т.д.), социальные и эмоциональные навыки (эмпатия, сотрудничество); практические и физические навыки (использование новых средств связи, технологий и т.д.). Университетам следует поддерживать исследования с высоким социальным воздействием и стремиться к инновациям, в которых никто не претендует на интеллектуальную собственность. Это открывает пути для социальных инноваций, отвечающих общественным и частным ценностям и потребностям. Университет может реагировать на социальные потребности с помощью различных видов взаимодействия с сообществом (подходы «живых лабораторий», гражданская наука, научное образование), включая заинтересованные стороны в свои исследовательские и образовательные программы. Цифровой контекст инноваций может изменить способ их распространения и создания. Университеты должны

искать новые типы инноваций, которые будут как техническими, так и социальными. Это поможет интегрировать различные подходы через новые информационные и технологические каналы, позволяющие включать общественное мнение и голоса (например, системы ГИС в городском развитии, картирование толпы и краудсорсинг) с социальными результатами и новыми типами решений [4]. Возможности новых ИТ-инструментов и искусственного интеллекта могут привести к более демократичным подходам к управлению, передаче и распространению знаний в обществе.

Бесспорно, общественные ценности и потребности, выраженные и кодифицированные в Целях устойчивого развития ООН, должны быть отражены в новых учебных и исследовательских про-

граммах. Этот глобально согласованный спектр целей требует срочных действий и решений, разработанных совместно различными заинтересованными сторонами. Образование, исследования и инновации осуществляются и развиваются университетами и бизнесом, что отражает их тесные связи в региональной инновационной системе.

Использование в учебном процессе цифровых образовательных технологий способствует формированию у студентов позитивной мотивации к изучению иностранного языка, развитию творческого потенциала и интеллекта, а также позволяет значительно повысить уровень владения профессиональным иностранным языком, раскрыть свои интеллектуальные, творческие и личностные качества.

список источников

1. Мельничук М. В., Осипова В. М. Совершенствование навыков мышления высшего порядка в процессе обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: Сборник научных трудов, выпуск 3. М.: Научные технологии; 2016. 320 с.

2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Издательство ИКАР; 2009. 446 с.

3. Melnichuk M. V., Osipova V. M., Kondrakhina N. G. Market-oriented LSP training in higher education: towards higher communicative skills. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017;13(8):5073-5084.

4. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: ДРОФА, Cambridge University Press; 2008. 431 c.

references

1. Melnichuk M. V., Osipova V. M. Improvement of higher-order thinking skills in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university. Theory and practice of teaching foreign languages in a non-linguistic university: traditions, innovations, prospects: Collection of scientific papers, issue 3. M.: Scientific Technologies; 2016. 320 p. (In Russ.).

2. Asimov E. G., Shchukin A. N. A new dictionary of methodological terms and concepts. M.: Publishing House IKAR; 2009. 446 р. (In Russ.).

3. Melnichuk M. V., Osipova V. M., Kondrakhina N. G. Market-oriented LSP training in higher education: towards higher communicative skills. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017;13 (8):5073-5084.

4. Kolesnikova I. L., Dolgina O. A. English-Russian terminological handbook on the methodology of teaching foreign languages. M.: BUSTARD, Cambridge University Press; 2008. 431 p. (In Russ.).

информация об авторе

Людмила Сергеевна Есина — старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия. LSEsina@fa.ru

about the author

Lyudmila S. Esina — Senior Lecturer of the Department of English for Professional Communication, Financial

University, Moscow, Russia.

LSEsina@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.