субъектных функций по отношению к воспринимающему человеку.
Эти специфически субъектные функции состоят в следующем. Во-первых, это обеспечение воспринимающему переживания собственной личностной динамики, чувствования себя. Во-вторых, это опосредствование отношений (на смысловом уровне) воспринимающего к миру, выступление опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы своих отношений к миру. В-третьих, это способность природного объекта «стать» субъектом совместной деятельности и общения.
Как становится возможным природному объекту «открыться как субъект»? Разве можно «научить» то, что не является субъектом, т.е. объект выполнять функции субъекта? Дело состоит в том, что воспринимающий наделяет природный объект этими функциями, осуществляет атрибуцию субъектности. Благодаря особому взаимодействию воспринимающего с природным объектом происходит процесс генерирования «субъектных» функций в отношении природного объекта. Атрибуция субъектности, например, встречается в поэзии. У М.Ю. Лермонтова, сосна наделена человеческой способностью видеть сон.
Нам предстоит проследить за развитием монгольского общественного экологического сознания в процессе социогенеза, в процессе социального становления монгольского этноса, выявить его культурно-исторические корни. Тут необходим культурологический или даже эко-культурный подход. Нужно проследить, как происходила культурная и биологическая адаптация группы (общности) соответственно в со-
циальном и экологическом контексте, проследить также влияние процессуальных переменных (экологическое влияние, генетическая и культурная трансмиссия, аккультуризация) на индивидуальном уровне. Только в этом случае мы можем построить эффективную педагогическую модель развития современного, актуального экологического сознания современных студентов, находящихся в сложных условиях адаптации к глобальным изменениям во всех сферах жизни. Несмотря на имевшую место монокультурную ситуацию в недавнем прошлом, в настоящее время можно говорить о существовании в современной монгольской молодежной субкультуре господствующей культуры (мейнстрима) в лице проникающей по всем каналам (телевидение, телефония, интернет, технизация, миграция и др.) западной культуры, которая может ассимилировать монгольскую культуру, занимающую окраинное место в глобальном культурном пространстве.
Процесс экологической ассимиляции в сознании монгольских студентов неизбежен в смысле его глобализации. Образование обязано регулировать этот процесс, управлять этим процессом, обеспечивая экоцентрическую идентификацию студентов. Студентам самостоятельно трудно ориентироваться в современной экокуль-турной ситуации. Их охватывает со всех сторон мировая экологическая, экономическая, культурная, социальная, политическая информация, поступающая из-за пределов монгольской культуры. Экологическое развитие происходит в широком, глобальном экологическом и культурном контексте.
Пэлждын Алтанцэцэг, соискатель кафедры математического анализа и методики преподавания матеметики Института математики и информатики Бурятского государственного университета, e-mail: altanseseg@yahoo.com
Pelzhdyn Altantsetseg, competitor for candidate degree, department of mathematical analysis and methodology of teaching mathematics, Institute of Mathematics and Computer Science, Buryat State University, e-mail: altanseseg@yahoo.com.
УДК 159.9:574:39
© П. Алтанцэцэг Развитие монгольского экологического сознания в этногенезе
Обоснована экоцентрическая тенденция развития монгольского экологического сознания в социогенезе, описаны связь экологического сознания и этнической идентичности, примордиалистский и конструктивистский подходы к этничности.
Ключевые слова: экоцентрическое экологическое сознание, этничность, аккультурация, мультикультурализм, примор-диализм, конструктивизм.
P. Altantsetseg Development of the Mongolian ecological consciousness in ethnogenesis
The ecocentric tendency of the development of the Mongolian ecological consciousness in sociogenesis has been substantiated, the relation between ecological consciousness and ethnic identity, primordialist and constructivist approaches to ethnicity has been described.
Keywords: ecocentric ecological consciousness, ethnicity, acculturation, multiculturalism, primordialism,constructivism.
Экологический контекст и биологическая адаптация определяют экологическое влияние на индивидуальном уровне и являются решающим фактором формирования экологических представлений.
Одной из главных линий экологического контекста служит экономическая деятельность, которая определяет отношения между группой и средой обитания. Кочевое скотоводство, являющееся в течение многих веков единственным видом экономической деятельности монголов, определило особый, уникальный характер взаимоотношений с животными и физическими ресурсами среды обитания, что нашло отражение в психологических характеристиках и наблюдаемом поведении людей.
Цель исследования - дать представление об экологическом сознании вообще и наиболее общих его свойствах, не зависящих от социальнокультурного контекста, от культурной адаптации. Такие общие выводы существуют. Исследователи (Барри и др.) указывают шесть центральных параметров воспитания ребенка во всех обществах:
1. Воспитание повиновения взрослым.
2. Обучение ответственности за пропитание или работы по дому.
3. Обучение воспитанию заботы и помощи младшим братьям и сестрам.
4. Обучение достижению цели.
5. Уверенность в своих силах: обучение быть независимыми от помощи других при удовлетворении своих потребностей и желаний.
6. Обучение общей независимости: обучение свободе от контроля, доминирования и надзора.
Эти параметры можно объединить в один параметр, на основании которого общества были расположены в зависимости от воспитания уступчивости, с одной стороны, и воспитания самоутверждения - с другой.
Мы учитываем два фактора при изучении экологического аспекта сознания личности. Во-первых, этническая группа со своими экологическими взглядами, мировоззрением складывается на протяжении многих веков взаимодействия с природой и другими группами, главным
образом с природой. Взаимодействие с другими группами не всегда имело мирный характер, очень часто происходили войны за лучшие территории.
Во-вторых, личность формируется в процессе генетической и культурной трансмиссии, осуществляющем на индивидуальном уровне передачу общественного опыта взаимодействия с природой (экологическое влияние на генетическом уровне от родителей к детям) и общественного опыта культуры (инкультурация личности).
Однако за последние десятилетия ситуация в Монголии стремительно меняется, в том числе в экономической сфере, появляются новые виды экономической деятельности, профессии, не имеющие корней в экономической культуре народа. Вся Монголия охвачена мобильной телефонией, всемирной информационной паутиной - Интернетом. Жизнь скотоводов стала иной, теперь они имеют мобильную телефонную связь, интернет, возможность передвигаться по степи на джипах. Особенно изменилась молодежь, она интенсивно внедрилась в современную мировую культуру, активно взаимодействует с другими культурами, осваивает иностранные языки. Несомненно, происходит ассимиляция в культурном смысле, изменяются психологические характеристики, претерпевает изменение традиционное мировоззрение, экономическое сознание. В этих условиях необходима особая стратегия и технология, направленная на позитивное направление развития взаимодействия с миром природы, сохраняющее традиционное единство человека и природы в монгольском сознании и его эгоцентрическую тенденцию дальнейшего развития.
То, что мы называем западной экономической ориентацией, это ориентация потребительского отношения к природе, не связанная с признанием ее самоценности, исповедующая господство человека над природой.
Следует разработать собственную монгольскую концепцию, монгольскую экологическую психологию, максимально включающую позитивную сущность монгольского сознания и от-
вечающая вместе с тем условиям устойчивого мирового развития, требованиям экоцентриче-ского сознания. Это требует сочетания так называемого эмик- и этик-подходов.
При эмик-подходе экономическое сознание рассматривается изнутри, глазами самих представителей данной и только данной культуры, изучаются ценности, нормы, мотивы общности с точки зрения членов общности. При этик-подходе экологическое сознание общности рассматривается извне, с внешний позиций, в сравнении с другими культурами, исходя из универсальных критериев и ценностей. Мы считаем, что экоцентрическое экологическое сознание является в определенной степени идеальной, абсолютной системой, возникшей в «головах» мыслителей. Реально такое сознание не существует, поскольку все члены общества не могут перейти к самоограничению потребностей, дух потребительства трудно преодолим. Многие экономики развиваются на основе природных ресурсов, на добыче и использовании нефти, газа, полезных ископаемых, а это приносит невосполнимый урон природе. В мире ведутся войны, ядерные испытания. Численность населения на Земле быстро возрастает, а пределы роста уже давно превзойдены. Человечество усугубляет экономическую ситуацию, экологический кризис. Все государства, каждое в отдельности, должны выработать и реализовать собственную экоцентрическую стратегию существования, по возможности близкую к идеальной. Поскольку монгольское экологическое сознание сохранило характеристики архаического экологического сознания, вобрало в себя гуманистические ценности буддийского мировоззрения, то надо на этой основе построить современное экоцентрическое сознание, имеющее глобальное значение.
Современная монгольская экологическая психология существует как система психологической мысли и практики, основанная на этнопсихологии и буддийской психологической мысли. Мы считаем, что это достаточно стройная научная система, в целом противоположная западной психологии, поскольку в монгольской психологии человек рассматривается как часть природы, природные объекты очень часто выступают как партнеры по взаимодействию и на них распространяются даже этические нормы. Влияние западной экологической психологии в Монголии может быть только отрицательным. Несмотря на то, что Монголия является преимущественно монокультурным обществом, мы
можем рассматривать в масштабах Мирового сообщества ситуацию в Монголии как мульти-культурную, учитывая глобальные процессы. Поэтому мы можем говорить не только об ин-культурации - процессе развития индивидов в контексте собственной культуры, но и об аккультурации - процессе, происходящем с индивидом при изменении культурного контекста. В Монголии благодаря интернету, межкультур-ным контактам можно говорить о влиянии западной культуры. Речь идет не обязательно об ассимиляции. Существуют и другие виды аккультурации. Следует исходить из двух параметров: предпочтение своей культуры и идентичности и предпочтение контакта с другими группами. Тогда возникают четыре стратегии аккультурации для группы, оказавшейся под влиянием другой, более широкой культуры.
Если представители группы не желают поддерживать свою культуру и самобытность и стремятся к постоянному взаимодействию с другой культурой, то это будет стратегией ассимиляции.
Если, наоборот, есть стремления сохранить свое культурное наследие и избежать взаимодействия с другой культурой, то это стратегия сепарации.
Если существует стремление не только приобщиться к другой культуре, но и сохранить свою - это интеграция.
Если же нет стремления сохранить свою культуру, но нет и стремления к другой - это маргинализация.
Стратегия ассимиляции недопустима, культура группы находится под контролем государства. Стратегия сепарации исключена: она невозможна в глобальном мире. Стратегия маргинализации, как и ассимиляции, для монгольского общества в целом не представляется возможной.
Каждая из этих стратегий может быть избрана отдельными индивидами в силу обстоятельств. В целом желательной и реальной является стратегия интеграции монгольской культуры с глобальной культурой Запада, но при этом необходимо сберечь ценности собственной культуры, в частности монгольское экологическое сознание, обеспечив его развитие в экоцен-трическом направлении.
При изучении аккультурации недоминирующей группы вводится еще один параметр -влияние доминирующей группы на способ аккультурации.
Если доминирующая группа стремится к ас-
симиляции других культур, то это называют «плавильным котлом»: доминирующая культура (мейнстрим) «поглощает» другие недомини-
рующие культуры.
Если сепарация недоминирующей группы осуществляется доминирующей группой, то говорят о «сегрегации». Маргинализация, проводящаяся доминирующей группой, называется «исключением». Интеграция, подразумевающая культурное многообразие, называется «мульти-культурализмом».
Экологическая идентичность личности формируется в контексте этнической идентификации, означающей восприятие личностью качеств и ценностей этноса, в котором происходит ее становление. Приобретенная в той или иной степени этническая идентичность проявляется в поведении личности. Если идентичность формируется в многокультурной среде, важное значение приобретает характер или тип этнической идентичности. Эта идентичность может быть позитивной по отношению к этносу или негативной.
В современной типологии выделяют семь типов этнической идентичности [2, с.118-119]:
1. Позитивная идентичность, означающая положительное отношение к своей этнической принадлежности.
2. Этноцентризм, означающий некритическое предпочтение этнических ценностей какой-то одной группы.
3. Этнодоминирующая идентичность, выражающаяся в признании превосходства своего народа по сравнению с другими и связанное с этим негативное восприятие чужой культуры.
4. Этнический фанатизм - агрессивная форма этнодоминирующей идентичности, нетерпимость к другим культурам, готовность на любые жертвы ради утверждения превосходства своей общности.
5. Этническая индифферентность, означающая безразличие, равнодушие к ценностям своего этноса, к своей этнической принадлежности, к судьбе своего народа.
6. Этнонигилизм - проявление полного отрицания ценности этнической принадлежности к своей или другой группе, уничижительной оценки статуса своей группы.
7. Амбивалентная этничность - тип этниче-
ской идентичности, означающий безразличие принадлежности к какой-либо группе в этнически смешанной среде. Это становится возможным для личности, освоившей все культуры, представленные в среде, и чувствует себя своим в каждой культуре.
Наиболее желательной является позитивная этническая идентичность, допускающая меж-культурную интеграцию. В этом случае личность приобщается к ценностям другой культуры, не утрачивая ценностей своей культуры, сохраняя первоначальную идентичность. В связи с поликультурной средой важное значение приобретает толерантность к чужой культуре, обладание которой позволяет говорить о толерантной идентичности и толерантной личности.
Мы рассматриваем этническую идентичность как контекст экологической идентичности. Экологическое сознание является важной характеристикой этнической идентичности.
В связи с этим следует учитывать современный подход к вопросу об этнической идентичности. Глобализация мирового развития вносит коррективы в категорию «этнос», а следовательно в понятие экологической идентичности. В настоящее время наряду с традиционным и при-мордиалистским пониманием этнической идентичности возникло непримордиалистское понимание. Примордиалистский подход исходит из признания этничности как изначального, укорененного, объективно данного свойства человека, общности, а непримордиалисты считают, что она может быть сконструирована в соответствии с современными социально-политическими требованиями. Это два различных подхода, от выбора одного из них зависит педагогическая деятельность по экологическому воспитанию обучающихся. Мы считаем для нас приемлемым является примордиалистский подход
(«рйшо&аЬ в переводе означает «изначальное, исконное, укорененное»), поскольку экологическое сознание монгольской общности формировалось вместе с формированием общности, ее биологической и социально-культурной адаптацией и в настоящее время имеет укорененный, примордиалистский характер. Мы не считаем разумным конструировать в образовании какой-то новый тип сознания.
Пэлждын Алтанцэцэг, соискатель кафедры математического анализа и методики преподавания математики Института математики и информатики Бурятского государственного университета, e-mail: altanseseg@yahoo.com
Pelzhdyn Altantsetseg, competitor for candidate degree, department of mathematical analysis and methodology of teaching mathematics, Institute of Mathematics and Computer Science, Buryat State University, e-mail: altanseseg@yahoo.com.