Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования этнической толерантности школьников'

Концептуальные основы формирования этнической толерантности школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККУЛЬТУРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ACCULTURATION / INTEGRATION / MULTICULTURALISM / ETHNIC IDENTITY / TOLERANCE / REGIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хантаева Ия Капитоновна

В статье рассматриваются стратегии аккультурации в этнокультурных группах и большом обществе, среди которых для недоминирующих групп предпочтение отдается стратегии интеграции, а для большого общества стратегия мультикультурализма. Обсуждаются условия реализации мультикультурализма в образовании для формирования этнической толерантности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual bases for the formation of students ethnic tolerance

The article deals with the strategies of acculturation in ethnic cultural groups and in a large society, in which for non-dominant groups the preference is given to integration strategy and in a large society to the strategy of multiculturalism. The conditions of implementation of multiculturalism in education, aimed at the formation of students ethnic tolerance are discussed

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования этнической толерантности школьников»

2. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 304 с.

3. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо // Директор школы.

- 2005. - № 4. - С. 66 -73.

4. Малых Т.А. Педагогические аспекты информационной безопасности // Народное образование. - 2007. - № 5. - с. 231-235.

5. Переломова Н.А. Информационная безопасность глазами педагога. - Иркутск, 2006. - 28 с.

6. Полат Е.С. Интернет и проблема информационной безопасности для подростков // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 4. - С. 32 -37.

7. Разина Н.А. Технологические

характеристики личностноориентированного урока // Завуч. - 2004. - № 3. - С. 125-137.

8. Сидорова Е.В. Технология развития

критического мышления // Педагогические

технологии. - 2005. - № 2. - С. 50-59.

9. Стефановская Т.Я. Педагогика: наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

Тулохонова Марина Прокопьевна, учитель истории и обществознания муниципального

общеобразовательного учреждения «Боханская средняя общеобразовательная школа № 1», аспирант кафедры управления образовательными процессами и педагогическими технологиями областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Иркутский институт повышения квалификации работников образования».

Tulohonova Marina Procopievna, teacher of history and social sciences Bocan secondary school № 1, post-graduate of department of management of educational processes and pedagogical technologies, Irkutsk Institute of Improvement Professional Developpment of Workers in Education.

669311, Иркутская область, п. Бохан, тел. 25307 (839538), e-mail: [email protected] Факс: (238) 25 - 307.

УДК 37.035.6 И.К. Хантаева

Концептуальные основы формирования этнической толерантности школьников

В статье рассматриваются стратегии аккультурации в этнокультурных группах и большом обществе, среди которых для недоминирующих групп предпочтение отдается стратегии интеграции, а для большого общества -стратегия мультикультурализма. Обсуждаются условия реализации мультикультурализма в образовании для формирования этнической толерантности школьников.

Ключевые слова: аккультурация, интеграция, мультикультурализм, этническая идентичность,

толерантность, региональная идентичность.

IK. Khantaeva

The conceptual bases for the formation of students ethnic tolerance

The article deals with the strategies of acculturation in ethnic cultural groups and in a large society, in which for non-dominant groups the preference is given to integration strategy and in a large society - to the strategy of multiculturalism. The conditions of implementation of multiculturalism in education, aimed at the formation of students ethnic tolerance are discussed.

Keywords: acculturation, integration, multiculturalism, ethnic identity, tolerance, regional identity.

Поведение людей опосредовано культурой. В плюралистическом обществе, в котором взаимодействуют разные культурные группы, взаимосвязь культуры и поведения людей обусловлена природой этого взаимодействия и стратегией аккультурации, означающей одну из форм культурного применения в результате контакта с другими культурами. Культурное изменение -это результат соединения нескольких автономных культурных систем, следствие непосредственной культурной трансмиссии. В результате длительного контакта происходят изменения на уровне групп, выражающиеся в появлении новых этнокультурных групп. Например, за 350

лет совместного проживания в регионе озера Байкал бурят и русских можно констатировать появление байкальской этнорегиональной общности [1]. Однако исследователи отмечают, что значимость этнической идентичности для общественности выше, чем значимость региональной и российской [2].

Наблюдения показывают, что индивиды принимают различные стратегии аккультурации. Не каждый готов изменять свою культуру и поведение. В 1936 году Редфилд отметил, что ассимиляция не является единственной формой аккультурации. Введение стратегий аккультурации осуществляется на основе двух парамет-

ров: первый - относительное предпочтение сохранить свою культуру и идентичность, второй

- относительное предпочтение контактировать с более широким обществом и принимать в нем участие вместе с другими этнокультурными группами. Пересечение этих параметров приводит к четырем стратегиям межкультурных взаимодействий для недоминирующих групп: сепарации, маргинализации, ассимиляции и интеграции. Если представители недоминирующей группы не желают поддерживать свою культурную идентичность и стремятся к приобщению к доминирующей культуре, то это стратегия ассимиляции. Если же группа стремится сохранить свою культуру и избежать взаимодействия с другими культурами, то такая стратегия называется сепарацией. Стратегия интеграции означает стремление сохранить свою культуру при одновременном взаимодействии с другими культурами. Когда же нет ни заинтересованности в сохранении своей культуры, ни заинтересованности во взаимодействия с другими культурами (часто по причинам исключения или дискриминации), мы имеем стратегию маргинализации.

Если же к процессу аккультурации подойти с позиций доминирующей группы, то стратегии аккультурации будут иметь другое содержание. Ассимиляция, осуществляемая доминирующей группой, получила название «плавильного котла», сепарация - сегрегации, маргинализация

- название исключения, интеграция получила

название мультикультурализма. Для

недоминирующей группы наиболее приемлемой является стратегия интеграции, чему в наибольшей степени будет способствовать стратегия мультикультурализма со стороны доминирующей группы или всего общества, включающего все этнокультурные группы.

Возможность интеграции для

недоминирующей группы, смысл которой состоит в сохранении своей культуры или приобщении к другой культуре, предполагает формирование позитивной этнической идентичности и этнической толерантности личРнооссстиия. является плюралистическим обществом, в котором совместно проживают различные культурные группы с общей социальной и политической структурой. Каждой культурной группе свойственен как этноцентризм (стремление сохранить свою культуру и этническую идентичность), так и стремление наладить связи с доминирующей культурой, чтобы участвовать в социальных и политических процессах. Куль-

турные изменения, происходящие в группе как следствие межкультурного взаимодействия, для малочисленных групп связаны с уменьшением роли этнодифференцирующих факторов (утратой языка, традиций, исторической памяти и т.д.) и увеличением роли на культурном и психологическом уровне языка и культуры доминирующей группы.

Обращаясь к понятию этнической идентичности, следует выделить в нем когнитивный компонент (знания о своей этнической группе) и эмоциональный компонент (чувство привязанности к своей группе). В когнитивном компоненте следует отметить осознание этнической идентичности на основе этнодифференцирующих факторов, среди которых особое значение имеют культура и язык. В эмоциональном компоненте важное значение имеет чувство удовлетворенности или неудовлетворенности членством в этнической общности, желание или нежелание принадлежать общности, гордость или чувство униженности от этнической принадлежности. Мы склонны к тому, чтобы в этнической идентичности был выделен поведенческий компонент, хотя некоторые авторы (например, Т.Г. Стефаненко [3, с. 242]) считают, что выделение поведенческого компонента ведет к излишнему расширению этого понятия. Между тем поведение человека в контексте культуры является предметом такой плодотворной психологической науки, как кросскультурная психоиокшричинно-следственных связей между культурой и поведением представителей этой культуры характерен для культурносравнительных исследований. Они состоят в наблюдении какого-нибудь существенного различия в поведении и установлении причинной переменной, объясняющей это различие. Несмотря на относительную целостность поведения, психологические различия между культурами не обязаны быть взаимосвязанными. Культура отражается в ценностях, усвоенных личностью, а следовательно в виде концепций «Я». В определенной ситуации почти все представители одной культуры будут реагировать одинаково, а представители другой культуры - несколько иначе. В каждой культуре существуют условности относительно того, как вести себя в определенных ситуациях и что является првличннпривести три точки зрения на систему «культура - поведение»: абсолютизм, релятивизм и универсализм.

Абсолютизм состоит в предположении об одинаковом смысле основных психологических характеристик во всех культурах, таких, например, как честность, мужество и др. Культура не

играет никакой роли в поведении ее

представителей.

Релятивизм, напротив, предполагает

зависимость поведения человека от культуры, его основанность на определенных культурных паттернах. Человеческое разнообразие

объясняется в контексте культуры развития людей. Оценка культурных феноменов

производится на основе ценностей культуры.

Универсализм исходит из предположения, что основные психологические характеристики характерны для всех людей, но культура по-разному влияет на развитие и проявление этих характеристик. Последнее отличает

универсализм от абсолютизма. Если в

абсолютистской ориентации в основе поведения лежат биологические факторы, в релятивистской - культурные, то в универсалистской - и биологические, и культурные; при этом роль культуры в изменении поведения в абсолютистской

ориентации признается ограниченной, а в

релятивистской и универсалистской -значительной. Считается, что наиболее обоснованной из этих трех позиций является универсализм [4, с. 369]. Мы будем исходить из универсалистских позиций, считая, что у каждой общности существует своя этническая культура, которая оказывает значительное

влияние на поведение представителей общности. Другими словами, мы в

формировании этнической идентичности будем исходить из примордиалистских (укорененных) позиций. В современной России под влиянием долговременного взаимодействия культур в конГовкгве тссввнногному, прюжвранияш народов курзщии опреpll|SГляэ^EиоlEOисхffiдяги^H^вlух иарямки роволвнсрпвсцивйсобственной культуры и приобщение к доминирующей культуре), наше мнение о себе также строится по двум параметрам. Первое - идентификация с собственной культурой и этнокультурной группой (этническая идентичность), второе - идентификация с большим обществом (гражданская идентичность). Проблема состоит в том, чтобы эти две идентичности не противоречили друг другу. А противоречие может возникнуть, поскольку параметры не зависят друг от друга, увеличение одного параметра не подразумевает уменьшение

другого. Если нет ни этнической, ни гражданской идентичности, то мы получаем маргинальную личность, а если одна из них преобладает над другой, то мы получим или сепарацию на личностном уровне, или ассимилированную личность. Кризис идентичности будет состоять в том, что личность осознает ценность идентичности (какой бы ей хотелось быть в идеале), а ее действительная идентичность не совпадает с осознанной (идеальной) идентичностью.

Все это подчеркивает актуальность интеграции этнической и гражданской идентичности. Эта проблема может быть решена на региональном уровне: региональная этноидентичность, являясь

самоидентификацией личности с региональной общностью, может служить интегрирующим фактором, если будут обеспечены необходимые условия. Особое значение в формировании этнической и региональной идентичности имеет уровень владения родным языком. Для бурятской идентичности бурятский язык не может считаться диакритиком, поскольку большая часть детей им не владеет и не пользуется, отсутствует как вертикальная (от родителей к детям), так и горизонтальная трансмиссия (от сверстников). Утрачена внутренняя связь бурятского языка и бурятской культуры. Бурятский язык не может служить ни объединяющим, ни отличительным признаком для бурятского этноса [2]. В целом бурятский этнос находится на пути к ассимиляции, выражающейся в утрате родного языка и этнической культуры молодыми и подрастающими поколениями. Зато в процессе долговременного взаимодействия бурятской и русской культуры в Прибайкалье (Иркутская область и Республика Бурятия) отмечается появление новой идентичности -представителей Байкальского региона.

Исследователи рассматривали так называемую Байкальскую Сибирь как автономную со1фшки1ьт>урнуо[м, сйрадпотвы лкисдля сфязмиров виаснтоиряиэчтенсокрие, гиоэнкаолньонмоийчебсакйик,альсккуолйьтуирднеонтичи-носин ис. трл-тишни [Р|в имеются. Во-первых, это наличие положительной мультикультурной идеологии; во-вторых, относительно низкий уровень предубеждений; в-третьих, отсутствие проявлений межкультурной ненависти. Одним из факторов интеграции этнической и гражданской идентичности рассматривается формирование межэтнической толерантности, способности к принятию ценностей другой культуры,

«уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления индивидуальности» [5]. В цитированной «Декларации принципов толерантности» толерантность признана гармонией в многообразии, моральным долгом, политической и правовой потребностью, добродетелью, которая делает возможным достижение мира.

Толерантность нами рассматривается как процесс и результат реализации идеи мульти-культурализма в системе образования, в соблюдении изложенной выше стратегии мультикуль-турализма в двукультурной байкальской образовательной среде.

Литература:

1. Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность. - М.; Иркутск: Наталис, 2005.

2. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурноязыковых факторов: автореф. ... д-ра социол. наук. -Улан-Удэ, 2007.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

4. Кросскультурная психология. Исследования и применение: пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 560с.

5. Век толерантности. - М., 2001. - №1. ИКЬ: www.tolerance.ru

Хантаева Ия Капитоновна, аспирант, Бурятский государственный университет. Khantaeva Iya Kapitonovna, post-graduate student, Buryat State University Россия. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: hantaeva [email protected]

УДК 37.016:502 ЭИ Чернинова

Экоцентрические основы этического взаимодействия с природой

В статье дано теоретическое обоснование распространению этики на объекты природы и формированию нового типа личности, способной к любовно-творческому взаимодействию с природой.

Ключевые слова: экологическая этика, ноосфера, антропоцентрическое и экоцентрические сознание, социально-природный прогресс.

EI Cherni'nova

Ecologically centric bases of ethical interaction with nature

The article grounds the theoretical substantiation of dissemination of ethics at objects of nature and at formation of a new type of personality able to lovely-creative interaction with nature.

Keywords: ecological ethics, noosphere, anthropocentric and ecologically centric consciousness, socially-natural progress.

Индустриальное общество с его промышленными, научными и техническими достижениями не только не принесло людям перспективы благополучного существования на Земле, а напротив, лишило их этой перспективы, приведя природу в неустойчивое состояние. Спасение состоит в воспитании нового поколения людей с высокой нравственностью, экологической этикой, являющейся необходимым условием

гарНониш]цииграооивдеIHOOB'няl шеиршрод сприроде должна придти любовь к природе, на смену потребительскому отношению - творческое. Благодаря становлению экологической этики у людей агрессивно-потребительское отношение к природе будет заменено любовно-творческим отношением. Этика всегда была связана с природой. О. Леопольд говорил: «Развитие этики можно выразить не только через философские,

но и через экологические понятия. Этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование» [1, с. 200]. Свобода действий человека в борьбе за существование означает вседозволенность в удовлетворении своих потребностей за счет природы. Понимание того, что существует пределы роста общества за счет природы, что природные ресурсы не бесконечны, что возможна глобальная экологическая катастрофа, что необходимо ограничить свободу действий в борьбе за существование - это понимание пришло к ученым в середине двадцатого века. Математические модели мирового развития, созданные и реализованные членами Римского клуба, объединившего ученых и общественных деятелей из разных стран, показали, что необходимо ограничить хозяйственную емкость воздействия на биосферу, иначе она может привести к изменению со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.