Раздел II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 340:574 (517.3) © П. Алтанцэцэг
Монгольское экологическое сознание: пропедевтика и перспективы
В статье рассматривается экологическое сознание монголов с позиции эко-центризма.
Ключевые слова: архаизм, буддизм, биоцентризм.
P. Altantsetseg
Mongolian ecological consciousness: propaedeutics and prospects
The article considers the ecological consciousness of Mongolian people from eco-centrism point of view.
Keywords: archaism, Buddhism, biocentrism.
В современном монгольском экологическом сознании все еще сохраняются характеристики архаического экологического сознания. Во-первых, следует отметить по-прежнему высокую степень психологической включенности человека в мир природы. Во-вторых, наблюдаются различные формы атрибуции субъектности: анимизм, персонификация, антропоморфизм. В-третьих, нет разделенности прагматического и непрагматического взаимодействия с миром природы.
В Монголии довольно широко распространен принцип экологического самообеспечения, в соответствии с которым природные ресурсы используются только в пределах необходимости существования. Более того, характер взаимодействия монгольского скотовода с природой определяется экологическим императивом: не нарушать экологическое равновесие, не наносить урон природе.
Из сказанного следует вывод о том, что монгольское экологическое сознание, особенно среди взрослого населения, близко к экоцентрическо-му, отдалено от западного антропоцентрического, для которого характерны противопоставленность человека и природы, восприятие природы исключительно с потребительских позиций.
Исходя из необходимости предотвращения глобального экологического кризиса, на основе формирования именно экоцентрического взаимо-
действия с миром природы следует исследовать историческую биоцентрическую тенденцию развития монгольского общественного экологического сознания. Б. Калликотт еще в 1987 г. подчеркивал: «... если экологические проблемы коренятся в мировоззренческих и ценностных постулатах Запада, вполне уместно предположить, что исцеление от болезней -альтернативный взгляд на природу и человека - нужно искать на Востоке» [2, с.399].
Мы считаем, что даже в рамках азиатской традиции, о которой говорил Б. Калликотт, монгольская является наиболее экоцентрической, поскольку она не связана с индустриализацией, принесшей много экологических проблем, укорененных в «мировоззренческих и ценностных постулатах Запада». Хотя по сравнению с Россией, Северной Скандинавией, Амазонией, Канадой, Аляской и Австралией, которые обладают большими по площади территориями, не затронутыми хозяйственной деятельностью, и рассматриваются как центры стабилизации окружающей среды. Монголия небольшая по площади, но ее можно включить в этот список в глобальном смысле, без учета государственных границ. На наш взгляд, Монголию следует рассматривать как уникальную часть планеты, которая в настоящее время интегрирована в мировую культуру и имеет отвечающую международным стандартам эффективную систему образования, причем массовое экологическое сознание имеет экоцентрическую тенденцию развития.
В Монголии развитие экологического сознания было естественным, поскольку поведение людей определялось только окружающей средой. Можно только говорить о добуддийском и буддийском периодах развития монгольского экологического сознания.
В буддийский период субъективное восприятие природных объектов одухотворяется, во взаимодействии с природой внедряется принцип ахимсы - ненасилия, этические нормы и правила распространяются на мир природы.
Особое значение во взаимодействии с природой имеет одна из доктрин буддизма - восьмеричный путь преодоления эгоистических желаний, путь к гармонии и счастью. Восьмеричный путь состоит в следующем:
1. Праведное знание - осознание себя, своего внутреннего мира.
2. Праведная решимость - осознав себя, нужно исполниться решимости преодолеть в себе зло и развивать добро.
3. Праведные слова - решимость идти по пути добра связана не только с праведными мыслями, но и праведными чистыми словами.
4. Праведные поступки - праведные мысли и слова должны найти подтверждение в праведных поступках.
5. Праведный образ жизни - праведные поступки должны составить праведный образ жизни.
6. Праведное усердие - следует приложить все усилия, чтобы праведные помыслы воплотились в праведные дела.
7. Праведные помыслы - важно не только то, что мы делаем, но и то, что мы при этом думаем, чем руководствуемся.
8. Праведное созерцание - самосозерцание, ведущее к совершенству и просветлению, к обретению смысла жизни.
Восьмеричный путь применим и при достижении гармонии с природой: от самопознания к праведным поступкам по взаимодействию с природой, к праведному образу жизни, не причиняющему зла природе.
Если характеризовать монгольское экологическое сознание в архаическую эпоху, то для этого необязательно обращаться к памятникам древней культуры или мифам, логично увидеть его черты, проявляющиеся и в наше время. Такие черты архаического сознания, как коллективность и партиципальность, в известной мере можно узнать и по сохранившимся обычаям и ритуалам поклонения духам и богам, представляющим в сознании людей объекты природы - горы, реки, леса, поля. По этим обычаям можно и в наши дни узнать остатки анимизма, персонификации, антропоморфизма, подчеркивающие психологическую включенность человека в мир природы, субъектный характер восприятия природных объектов и явлений, неразделенность прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Приход буддизма в Монголию не был связан с насилием, противоборством с архаизмом и шаманизмом, он был направлен на духовное развитие людей на основе существующих у них представлений о мире, объединил людей, принес веру в лучшее. Идеи буддизма, которые изменили их отношение к жизни, научили быть более терпимыми, более стойкими в преодолении трудностей.
Сочетание исторической неизменной инвайронментальности и высокой духовности, сформировавшейся под влиянием буддизма, сделало монгольское экологическое сознание уникальным. В нем обнаруживаются признаки такого направления американского инвайронментализма (англ. environment - окружающая среда), как биоцентризм.
Биоцентристы рассматривают мир как единое целое без разделения его на «человеческое» и «нечеловеческое», как синкретичное образование без разделения субъекта и объекта. Они провозглашают равенство всего живого (биосферный эгалитаризм). Принцип экологического самообеспечения - использование природных ресурсов только для самообеспечения существования, а не для обогащения. Синкретичность мира, биосферный эгалитаризм, принцип экологического самообеспечения свойственны в определенной степени современному монгольскому мировоззрению.
Образ жизни монгольского этноса был полностью вписан в природу, имел экоцентрическую сущность, основан на синкретическом восприятии мира. Кочевое животноводство было связано с соблюдением принципа экологического самообеспечения. Антропоцентрический тип экологического сознания с его противопоставленностью человека и природы не получил развития в Монголии.
Анализ исследований показывает, что для монгольского экологического сознания характерно благоговение перед жизнью (А. Швейцер), когда отсутствует разграничение в ценностном отношении между человеком и другими живыми существами. Этот подход укрепился в монгольском сознании после перехода монгольского общества к буддизму, в соответствии с которым, в частности, человек не умирает, а перерождается, и в другой жизни он может стать любым другим живым существом.
Вместе с тем в контексте современных процессов происходят изменения в общественном сознании, усваиваются глобальные экологические ценности, происходят изменения в хозяйственно-экономической сфере, развивается промышленное производство и добыча полезных ископаемых, меняется образ жизни, интенсивно проникают во все сферы жизнедеятельности техника, информационно-компьютерные технологии, телевидение, телефония, Интернет, расширяются международные связи и т.д.
Скотоводы Монголии испокон веков поддерживают продуктивность пастбища, соблюдая стратегию и технологию выпаса, контролируя передвижения животных. Благодаря экоцентрическим традициям, значительная часть территории Монголии сохранилась почти в неизменном виде, сохранился генофонд природы. Домашние животные естественно вписались в природный биогеоценоз, и взаимодействие человека с природой имеет характер коэволюции. Однако надо иметь в виду, что экосистемы во многих районах Монголии находятся в достаточно суровых абиотических условиях, имеют сравнительно мало видов на всех трофических уровнях и, следовательно, малый запас устойчивости, пищевые цепи имеют упрощенный вид, и непродуманное вмешательство человека может привести к уменьшению биоразнообразия и нарушить существующее экологическое равновесие.
Итак, тенденцию развития монгольского экологического сознания мы можем описать следующими «узловыми точками»: архаизм, буддизм, биоцентризм. Естественным продолжением данной тенденции является экоцентризм.
С.Д. Дерябо [1] считает, что развитие экологического сознания в процессе социогенеза может быть адекватно охарактеризовано по трем параметрам:
1. Психологическая «противопоставленность-включенность». Человек может мыслиться как стоящий над природой или же как составная часть природы.
2. «Объектно-субъектное» восприятие природы. Природа воспринимается человеком как лишенный всякой самоценности объект воздействия или же как равноправный субъект взаимодействия.
3. «Прагматический-непрагматический» характер взаимодействия. Человек взаимодействует с природой только для удовлетворения своих прагматических потребностей или же для удовлетворения также своих непрагматических, духовных потребностей.
Б. Цэндсурэн считает, что для монгольского экологического сознания свойственны «включенность» человека в мир природы; сочетание прагматического и непрагматического взаимодействия с миром природы; «субъ-ектно-объектное» восприятие природы. Однако для того чтобы экологическое сознание было экоцентрическим и отвечало концепции устойчивого развития, оно должно быть глобальным, ориентированным на биосферу в целом. Поэтому для полной адекватности характеристики экологического сознания в его современном толковании, считает Б. Цэндсурэн, необходимо введение четвертого параметра «локальной-глобальной» [4].
В этих условиях глобализации для сохранения природосообразного экологического сознания необходим мультикультурализм, предполагающий сохранение самобытности, национального самосознания и культурных ценностей в контексте межкультурной интеграции.
Межкультурная интеграция осуществляется через освоение языка, являющегося носителем другой культуры. Для сохранения дистанции между своей и другой культурой, необходимо придерживаться кросскультур-ной компетентности. Суть кросскультурной компетентности состоит в том, чтобы какому-либо экологическому концепту, выраженному некоторым термином найти эквивалент на монгольском. Если же в монгольском языке нет эквивалента иностранному термину, тогда возможно заимствование или словообразование. В любом случае следует проконтролировать «судьбу» монгольского или заимствованного слова-эквивалента, реализовать коннотационный подход. Благодаря этнокультурной коннотации происходит обогащение экологической культуры, экоцентрическое самоопределение личности.
Студенту, осваивающему экологический концепт, рекомендуется создать индивидуальное языковое произведение для того, чтобы выразить смысл концепта на монгольском языке. Этим произведением будет интерпретация, адекватная трактовке на языке, к которому относится концепт. В результате будет сформирована концептосфера по избранной теме на двух языках. Таким образом расширяется экологический тезаурус и информационное поле личности, осуществляется педагогически управляемое воздействие на освоение экологического содержания.
Диалог - это, как правило, взаимодействие двух смысловых систем. Очевидно, любой текст возникает из диалога. Л.М. Лузина считает, что диалог как условие и средство понимания - это форма общения индивидов, общения с самим собой, со своим разумом, встреча двух субъектов, каждый из которых видит в другом иное и не рассматривает его в качестве объекта какого-либо воздействия [3].
У каждого человека есть представления о мире природы. У каждого существует система слов, обозначающих понятия о природе, своя языковая картина мира.
Индивидуальная языковая картина природы складывается из обыденного языка и научного, описывающих окружающие явления.
Таким образом, кросскультурный подход в экологическом образовании в Монголии в настоящее время состоит, с одной стороны, в его развитии в контексте монгольской экологической культуры, которая характеризуется ориентированностью на экологическую целесообразность, субъект-субъектным взаимодействием человека и природы; с другой стороны, - в обеспечении реализации идей устойчивого мирового развития.
Литература
1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. - C. 109-110.
2. Калликотт Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики // А.А. Горелов. Социальная экология: учеб. - М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2004.
3. Лузина Л.М. Понимание как духовный мир. - Псков, 1997.
4. Цэндсурэн Б. Экоцентрическая система сельскохозяйственного образования в Монголии: автореф. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. - 22 с.
Пэлждын Алтанцэцэг, соискатель кафедры математического анализа и методики преподавания математики Института математики и информатики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: altanseseg@yahoo.com.
Pelzhdyn Altantsetseg, competitor for candidate degree, department of mathematical analysis and methodology of teaching mathematics, Institute of Mathematics and Computer Science, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: altanseseg@yahoo.com.
УДК 378.147 © Э.С. Бадмаева
Контекстный подход в формировании профессиональной компетентности будущих математиков-программистов
В статье рассмотрены особенности образовательного процесса, организованного на основе применения контекстного подхода в профессиональной подготовке математиков-программистов.
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, профессиональная компетентность, контекст, контекстное обучение.
E.S. Badmaeva
The contextual approach in formation of professional competence of the future mathematicians-programmers
The article considers the features of educational process, worked out on the basis of contextual approach in professional training of the future mathematicians-programmers.
Keywords: competence, competence approach, professional competence, context, contextual teaching.
Как известно, после присоединения России к Болонскому процессу российское образование взяло курс на реализацию компетентностного
64