Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 65-78. Economic Systems. 2024;17(2(65)):65-78.
Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика
УДК 336.7
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-65-78
Развитие молодежных стартапов в университетской среде Российской Федерации: актуальные вопросы
Сергей Владимирович Столяров
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что качество университетских стартапов во многом определяет возможность успешной интеграции инновационных проектов в экономику, развитие отечественной науки и современных технологий, конкурентоспособность российской продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях импор-тозамещения. Все это определяет важность качественных университетских стартапов.
Научная новизна исследования заключается в выявлении проблем развития молодежных стартапов, зарождающихся в университетской среде Российской Федерации.
Объектом исследования является система функционирования университетских стартапов для возможного использования как в креативных индустриях, так и в экономике промышленности.
Цель исследования - разработка модели анализа стартап-проекта, оценки потенциала коммерциализации молодежного стартап-проекта, расчета основных показателей инвестиционной привлекательности и связанной с этим анализом модели инвестирования.
Задачи: на основе анкетирования и экспертных оценок выявить уровень соответствия университетских стартапов ожиданиям инвесторов и потенциальных заказчиков услуг и промышленной продукции.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты анализа университетских стартапов могут быть использованы для последующей задачи синтеза оптимальной конфигурации стартапа, что может использоваться в целях получения либо отклонения поддержки как со стороны государственных и муниципальных организаций, так и со стороны инвесторов, желающих успешно реализовать студенческий стартап.
Выводы. На протяжении длительного периода наблюдается активизация студентов в рамках системы молодежного предпринимательства. Количество защит студенческих выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом» кратно выросло. К техническим университетам, давно активно продвигающим такие программы, в последние несколько лет присоединяются гуманитарные вузы. Однако динамика успешной конвертации бизнес-идей студентов-стартаперов в практические проекты замедлилась за счет влияния двух факторов. Студенческие идеи часто не имеют корректного
© Столяров С.В., 2024
экономического обоснования инвестиций, что не дает возможности заинтересованным венчурным компаниям инвестировать в стартап. Кроме того, по окончании университета значительная часть выпускников предпочитает частному бизнесу стабильную работу в известных компаниях с положительной репутацией. В результате многие интересные идеи так и не доходят до выведения на рынок.
Ключевые слова: университетский стартап, экосистема молодежного предпринимательства, критерии экономической эффективности стартапов, обоснование инвестиций в инновационные проекты
Для цитирования: Столяров С.В. Развитие молодежных стартапов в университетской среде Российской Федерации: актуальные вопросы // Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 65-78. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-65-78.
Original article
Development of youth startups in the university environment of the Russian Federation: topical issues
Sergey V. Stolyarov
Russian State University for the Humanities (RSUH), Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the quality of university startups largely determines the possibility of successful integration of innovative projects into the economy, the development of domestic science and modern technologies, the competitiveness of Russian products in domestic and foreign markets in the context of import substitution. All this determines the importance of high-quality university startups.
The scientific novelty of the study is to identify the problems of the development of youth startups emerging in the university environment of the Russian Federation.
The object of the study is the system of functioning of university startups for possible use in both creative industries and industrial economics.
The purpose of the study is to develop a model for analyzing a startup project, assessing the potential for commercialization of a youth startup project, calculating the main indicators of investment attractiveness and an investment model related to this analysis.
Tasks: based on questionnaires and expert assessments, to identify the level of compliance of university startups with the expectations of investors and potential customers of services and industrial products.
The theoretical and practical significance of the study lies in the fact that the obtained results of the analysis of university startups can be used for the subsequent task of synthesizing the optimal configuration of a startup, which can be used to obtain or reject support from both state and municipal organizations and investors wishing to successfully implement a student startup.
Conclusions. For a long period of time, there has been a trend of student activization within the framework of the youth entrepreneurship system. The number of defenses of student final
qualifying works in the "Startup as a Diploma" format has increased many times. Technical universities, which have been actively promoting such programs for a long time, have been in the process of joining humanitarian universities in the last few years. However, the dynamics of successful conversion of startup students' business ideas into practical projects has slowed down due to the deterioration of two factors. Student ideas often do not have a correct economic justification for investments, which does not allow interested venture capital companies to invest in a startup. In addition, upon graduation, graduates prefer stable work in well-known companies with a positive reputation to private business. As a result, many interesting ideas never reach the market.
Keywords: university startup, youth entrepreneurship ecosystem, criteria for the economic efficiency of startups, justification of investments in innovative projects
For citation: Stolyarov S.V. Development of youth startups in the university environment of the Russian Federation: topical issues. Economic Systems. 2024;17(2(65)):65-78. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-65-78.
Введение
Активизации процессов внедрения инноваций в экономику Российской Федерации способствовало введение антироссийских санкций и осознание необходимости ускоренной трансформации различных отраслей экономики.
Наибольшим спросом пользуются высокотехнологичные стартапы. Вместе с тем новации в сфере креативных индустрий также востребованы. Реализация экосистемного подхода формирует новые направления инновационного развития как промышленности, так и сектора услуг, и способствует созданию новых продуктов и поддержке стартапов [1].
Повышенное внимание со стороны государства, промышленности, частных компаний к стартапам и молодежному предпринимательству - новый устойчивый тренд в развитии экономики. В истоке этого лежит возникновение идей, бизнес-моделей по выпуску инновационных товаров и услуг во время обучения молодых людей в университетах. Иногда область интересов будущих предпринимателей прямо связана с получением профильного образования. Но бывает, что студенты объединяются в команды, внося каждый свой вклад в будущий успех своими образовательными компетенциями. Практика показывает, что такая конфигурация эффективна.
Любое предприятие на начальном этапе своего становления не может приносить гарантированную прибыль, а тем более стартап, который характеризуется повышенным риском вложения инвестиций. Именно поэтому для раскрытия потенциала коммерциализации инновационных идей для продуктов и услуг в образовательных организациях высшего образования России активно развивается система молодежного предпринимательства.
Наблюдается колоссальная поддержка предпринимательской среды в университетах, выделяется достаточное количество грантов и субсидий заинтере-
сованными субъектами из числа государственных корпораций, банков, предприятий крупного бизнеса. Тем не менее участники экосистемы стартапов часто оказываются перед лицом нереализованного стартап-проекта. Для получения более значимых практических результатов от возникновения стартапов в студенческой среде необходима дополнительная настройка системы функционирования университетских стартапов, особенно на траектории защиты выпускной квалификационной работы «Стартап как диплом». Важным фактором является также объективная оценка потенциала студенческого стартап-проекта для его ритмичного финансирования.
Основная часть
Обзор литературы
В настоящее время мировая экономика активно развивается с помощью инновационных процессов, ориентированных на современные технологии и коммуникации, что повлекло за собой в том числе возникновение и развитие новых компаний, которые называются стартапами. Согласно модели С. Бланка, жизненный цикл инновационных стартапов состоит из следующих последовательных этапов:
• возникновение идеи, проработка гипотезы (посевной этап];
• разработка MVP (минимально жизнеспособного продукта] и его тестирование;
• запуск этапа продаж;
• расширение и экстремальный рост бизнеса [2].
Молодежный стартап является частью инновационных хозяйствующих субъектов. Большинство молодежных стартапов появляются в стенах высших учебных заведений при инициативе и авторстве студентов.
Министерство науки и высшего образования России активно стимулирует этот процесс, регулярно организовывает мероприятия и проектные сессии, направленные на решение существующих проблем в области молодежного предпринимательства, а также укрепление взаимодействия университетов с представителями бизнеса [3]. В условиях государственной поддержки Министерство науки и высшего образования с 2023 г. ведет мониторинг наличия инфраструктуры для развития молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования.
Перечислим основные критерии (показатели] данного мониторинга:
1. Наличие цифровой платформы, поддерживающей командную работу обучающихся в рамках проектной деятельности и создания стартап-проектов.
2. Наличие на платформе цифровой витрины проектов, где студенты могут получить обратную связь от экспертов и инвесторов.
3. Наличие сетевых программ с представителями бизнеса.
4. Наличие в образовательной организации специально оборудованных подразделений/помещений для реализации предпринимательских проектов обучающихся.
5. Учет в Программе развития образовательной организации показателей по развитию молодежного предпринимательства. Реализация образовательной организацией мер поддержки студентов, разрабатывающих предпринимательские проекты (грант, субсидия, стипендия, скидка на обучение и т. д).
6. Наличие партнерских соглашений с бизнес-сообществом или иными организациями, направленных на взаимодействие/развитие предпринимательства (например, «Опора России», «Деловая Россия», АСИ, «Росмолодежь» и др.).
7. Наличие образовательных программ высшего образования, в рамках которых у обучающихся формируются предпринимательские компетенции.
8. Наличие образовательных программ высшего образования, в рамках которых осуществляется защита выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом».
9. Наличие программ дополнительного профессионального образования по предпринимательству.
10. Проведение внеучебных мероприятий по развитию молодежного предпринимательства для студентов.
11. Наличие студенческих клубов, направленных на развитие молодежного предпринимательства.
В то же время, хотя данные показатели в целом действительно могут характеризовать деятельность университета в рассматриваемой области, они не предоставляют необходимой целевой модели развития молодежных стартапов.
Современные авторы, в частности О.С. Осипова [4], после анализа развития студенческого инновационного предпринимательства в России делают выводы о слабом охвате инновационным предпринимательством нетехнических вузов. Особое внимание обращено на необходимость использования новых финансовых инструментов, направленных на коммерциализацию студенческих старта-пов на более ранних стадиях развития.
Анализ материалов исследователей, специализирующихся на методологических проблемах оценки стартапов на ранних стадиях развития, показал, что есть запрос на финансовую оценку стартапов со стороны потенциальных инвесторов, которые требуют оценить эффективность как простыми инструментами (с помощью метода экспертных оценок), так и с использованием более сложных формализованных методов, подходы к которым, например, раскрыты в работе А.П. Рыжова [5].
Проблематика совершенствования цифрового потенциала промышленных предприятий через развитие промышленных стартапов, технопарков и промышленных кластеров рассматривается А.В. Заступовым [6], который делает вывод о сильной внутриотраслевой конкуренции промышленных предприятий за инновации. Но только разработка и применение теоретико-методических положений и практических рекомендаций смогут позволить принимать экономически обоснованные решения.
Ряд современных авторов занимается изучением факторов, стимулирующих и сдерживающих академическое технологическое предпринимательство
в региональных вузах России. Так, в работе Н.Г. Куракова, Л.А. Цветкова и др. [7] обращается особое внимание на важность взаимодействия разработчиков стартапов, администрации вуза и внешних участников.
Результаты и обсуждение
Автором настоящего исследования проведен анализ экосистем молодежного предпринимательства различных университетов. В основании экосистемы должна лежать образовательная траектория студента. Важно учесть все силы воздействия внутренней и внешней среды, которые оказывают влияние на эффективность данной экосистемы. Модель развития молодежных стартапов университета России приведена на рис. 1.
Отметим наиболее важные предпосылки для активного зарождения и развития стартапов в университетской среде. Стартап - это всегда команда. Практика показывает, что самые конкурентоспособные проекты - это те, в которых основатели имеют дополняющие друг друга компетенции. Чаще всего это трио: творческая личность, ИТ-специалист и управленец. Программа «Стартап как диплом» допускает участие в проекте до пяти студентов разных направлений подготовки. Также важным является возможность быстрого и продуктивного MVP-тестирования, так как университетские социальные сети и сообщества позволяют оперативно распространить информацию о новом продукте или услуге.
Подр а зд ел ен не, ответственное за нннованнн
Стартап клубы факультетов
Бизнес-школа
Экспертная ко мне соя ВКР СКД
Центр карьеры
Абитуриент
Обучающийся Проектная команда
Преподаватель Отраслевой / индустриальный
Студент — сооснователь стартапа
Рыночные
Предпринимательские
и мастер-классы
Оценка деловых компетенций
Базовые кафедры
Кейс-клубы, стартап-школы
факультатив «Сгартап-проектирование »
Выпускная квалификационная работа «Стартап как диплом»
ИНВЕСТОРЫ
Акселераторы
ТЕХНОПАРКИ
Партнерство ^ «р0СМ0Л0Дежь»Г
университеты РФ, Министерство науки и высшего образования
Предпринимательские объединения и сообщества («ОПОРА России» и др.)
Компании реального4 сектора экономики, в том числе системообразующие
Рис. 1. Модель развития молодежных стартапов университета РФ Источник: составлено автором.
Рассмотрим экосистему стартапов университета на примере Российского государственного гуманитарного университета. Следует отметить гуманитарную направленность вуза, которая не является барьером при качественном управлении процессами поддержки молодежного предпринимательства со стороны сотрудников университета. Ядром экосистемы является сопровождение жизненного цикла стартап-проектов студентов, которое осуществляется с использованием административных возможностей и цифровых инструментов. В соответствии с задачами, поставленными Министерством науки и высшего образования, в РГГУ с 2022 г. началась активная подготовительная работа. Были приняты локальные нормативные акты, разработаны методические указания по подготовке и защите ВКР в форме стартапа, создана экспертная комиссия по отбору работ для защиты в данном формате. С учетом комплексного подхода были достигнуты заметные результаты всего за 2 года. В 2021 г. проведена защита 3 дипломных работ в формате «Стартап как диплом», 2022 г. - 7, 2023 г. - 15, а в 2024 г. -34 таких работ (при плане 25).
Важный фактор развития экосистемы стартапов - проведение соответствующих форумов, конкурсов, выделение грантов, мотивирующих студентов. Например, в рамках кейс-марафона - 2023 была оказана поддержка 6 проектам, созданным 32 студентами. В 2023 г. в РГГУ стартовала Федеральная программа развития молодежного предпринимательства «Я в ДЕЛЕ», в течение учебного года проводятся кейс-чемпионаты. Университет вырабатывает оптимальные форматы вовлечения студенчества, преподавателей и управленческого персонала в экосистему стартапов университета.
Для поддержки стартапов, инициируемых обучающимися и преподавателями вуза, и развития предпринимательских навыков студентов в учебные планы всех направлений подготовки и специальностей включена факультативная дисциплина «Стартап-проектирование», позволяющая обучающемуся подготовить бизнес-проект и коммерциализировать разрабатываемый конкретный продукт или услугу. Данный курс продолжительностью 36 часов направлен на изучение студентами особенностей стартапов в области креативных индустрий. За период 2023-2024 гг. зафиксирован трехкратный рост интереса к программе.
Соответствующий курс, адресованный преподавателям РГГУ, был разработан совместно с Высшей школой бизнеса МИРБИС. Более 20 преподавателей прошли обучение по программе данного курса.
Достижение указанных успехов было бы невозможно без организационных изменений. Так, в 2023 г. в РГГУ было создано новое подразделение, ответственное за инновации, - Управление инновационного развития. В задачи данного структурного подразделения входит сопровождение жизненного цикла стартап-проектов по принципу единого окна с применением современных цифровых методик.
Важность наличия в университете такого подразделения можно продемонстрировать на примере участия студентов, развивающих свой стартап, в конкурсе «Студенческий Стартап» Фонда содействия инновациям.
При поддержке профильного управления в 2023 г. три студенческих проекта получили грант Фонда содействия инновациям в 1 млн руб. Также управление инновационного развития взяло на себя функции общеуниверситетского Центра консультирования по отбору ВКР в формате «Стартап как диплом».
Таким образом, ориентируясь на модель развития молодежных стартапов (см. рис. 1), РГГУ достиг значимых показателей, принимая во внимание базовый гуманитарный профиль университета.
Для эффективного развития молодежного предпринимательства вузам необходимо более обоснованно разрабатывать финансово-экономический раздел проектов.
Технико-экономическое обоснование университетского стартапа
Стартап - это временная структура, которая по мере роста либо становится полноценным предприятием, либо погибает.
Важнейшим вопросом для успешного запуска стартапов является обоснование инвестиций в стартап-проекты и последующее их фактическое привлечение. Это представляет интерес также для науки, молодых ученых, так как именно в университетах рождается много инновационных идей, которые чаще всего сталкиваются с проблемами их коммерциализации, вследствие чего проекты остаются неосуществленными.
Проведенный анализ показал актуальность и необходимость расчетов окупаемости инвестиций и социально-экономической эффективности предлагаемых стартапов. Получение такой информации позволяет обосновать вложение инвестиций в отраслевые проекты с их последующей коммерциализацией.
На практике часто встречаются случаи, когда при рассмотрении стартапов не акцентируется внимание и не производятся расчеты по обоснованию инвестиций. Инициаторы, особенно студенты, чаще всего фокусируются на идее и ее технической реализации, но вопросы экономики прорабатывают недостаточно. Именно поэтому стартап зачастую не получает необходимые финансовые ресурсы от реального инвестора, и в итоге не внедряется в практическую деятельность. Для принятия решения об инвестициях в стартап инвестор должен убедиться в эффективности предлагаемого проекта.
Исходя из описанной проблемы, цели и создателя стартапа, и его инвесторов совпадают. Поэтому существует реальный запрос на разработку модели анализа стартап-проекта, оценки потенциала его коммерциализации и расчета основных показателей инвестиционной привлекательности.
Проведение анализа университетских стартап-проектов на различных стадиях жизненного цикла чрезвычайно важно. Для того чтобы оценить жизнеспособность таких проектов, необходим комбинированный анализ эффективности стартапа со стороны экспертов с использованием методов, основанных на расчете формализованных показателей, таких как рентабельность инвестиций (ROГ), срок окупаемости (PP), чистая приведенная стоимость (NPV) и др. [9]. Основными
методами оценки стоимости стартап-проектов, которые необходимо использовать, являются метод фиксированной стоимости, метод венчурного капитала, метод дисконтированных денежных потоков и метод мультипликаторов.
Коэффициент рентабельности инвестиций (ROI) рассчитывается по формуле (1)
j^qj _ Валовая прибыль - Инвестиции (1)
Инвестиции
Срок окупаемости проекта (PP) производится по формуле (2)
рр _ Инвестиционные затраты (2)
Ежегодная валовая прибыль
Важным критерием целесообразности инвестиций является показатель чистой приведенной стоимости (NPV), который оценивает привлекательность проекта по критерию прибыльности и рассчитывается по формуле (3)
п
где п - период роста;
Рк - денежные потоки (разница между доходами и расходами) за выбранный период времени;
i- ставка дисконтирования;
IS - размер первоначальных инвестиций.
Критерием целесообразности стартап-проекта является положительное значение показателя NPV.
Рассмотрим метод дисконтированных денежных потоков как основной метод для оценки стоимости стартап-проекта. Денежный поток - это денежные поступления и выбытия денежных средств за определенный период времени (для расчетов, как правило, используется год), возникающие при реализации инвестиционного проекта. Чистый денежный поток (Рк) равен разности между доходами и расходами.
Денежный поток рассматривается в разрезе этапов и по видам деятельности:
1) инвестиционная деятельность;
2) операционная деятельность - денежные операции в рамках функционирования предприятия: производство продукции, производство и продажа товаров и (или) услуг;
3) финансовая деятельность - это операции по привлечению и возврату собственного и заемного капиталов.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта целесообразно анализировать денежные потоки только от операционной и инвестиционной деятельности, исключая финансовую.
При эффективной работе стартапа на этапе жизненного цикла, когда он функционирует в виде предприятия, приносящего доход, его текущую стоимость можно определить как сумму всех будущих денежных потоков за последующие годы. При этом необходимо следить, чтобы значение показателя срока окупаемости проекта РР не превышало показатель периода реализации проекта.
Методические рекомендации по формированию содержания паспорта студенческого стартап-проекта
Автор проанализировал защиту 50 выпускных квалификационных работ студентов различных направлений подготовки из трех стартап-клубов РГГУ (Института экономики, управления и права, факультета рекламы и связей с общественностью и Института информационных наук и технологий безопасности] в формате «Стартап как диплом». Наблюдаемый период работы студентов над стартап-проектами - 9 мес. В указанный период студенты трижды представляли свои работы на рассмотрение преподавателей и сотрудников университета, а также внешних бизнес-экспертов, входящих в состав экспертной комиссии университета по отбору ВКР в форме «Стартап как диплом». На разных этапах требовался разный набор документов, но неизменным оставался паспорт стартап-проекта. При этом если презентация стартап-проекта, а также медиафайл с видеоконтентом менялись на протяжении развития стартапа и в зависимости от этапа прохождения формальной процедуры защиты ВКР, то такой основной документ, как паспорт стартап-проекта, к сожалению, не менялся. Кроме того, сама форма паспорта в рамках университета оставалась самой общей, а уточнение важных деталей делегировалось на уровень факультетских стартап-клубов. В результате более качественными получились те работы, где состоялась дополнительная проработка паспортов на уровне факультетов.
Несмотря на то что такой подход вполне справедлив, представляется целесообразным внести изменения в форму и содержание паспорта стартап-проекта, дополнив и расширив ее базовый вариант локальными нормативными актами. Предлагаемая форма содержания паспорта стартап-проекта представлена в табл. 1.
Таблица 1
Универсальный паспорт стартап-проекта выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом»
1. Общая информация о стартап-проекте Заполняется с указанием даты
Название стартап-проекта / месяц, год основания
Тип проекта (коммерческий/социальный]
Отрасль
Продукт/услуга/технология
Окончание табл. 1
Описание продукта/услуги/технологии
Какую задачу решает проект, в чем идея/гипотеза
Предполагаемое количество уникальных потребителей товара/ услуги
Формы коммерциализации проекта
Число студентов - участников команды стартап-проекта
2. Инновационность
Новизна стартап-проекта
Действующие на рынке аналоги/прототипы
Уникальность (при наличии)
3. Текущее состояние
Стадия (разработка идеи и прототипа / тестирование прототипа / продукт MVP / тестирование спроса на рынке/ устойчивый спрос)
Объем и структура произведенных инвестиций с начала старта
Перспективы проекта с учетом последних актуальных данных анализа внешней среды
Главная внутренняя проблема, требующая решения для успешного ускоренного развития проекта
Наличие юридического лица, оператора проекта (название, ИНН)
4. Экономические вопросы и структура финансирования
Предполагаемый полный объем инвестиций проекта
Предполагаемые источники финансирования стартап-проекта
Ожидаемые классические показатели эффективности (ROI, NVP, PP)
Достигнутые и ожидаемые показатели юнит-экономики
Перспективная стоимость стартап-проекта на выходе из проекта по методу дисконтирования денежных потоков
5. Потенциал масштабирования
Модель (увеличение онлайн-продаж / открытие точек продаж / региональная экспансия и др.)
Возможность взрывного роста продаж (если ответ «да», то пояснить)
6. Связь проекта с направлением подготовки студента и образовательной программы университета
Источник: составлено автором.
Заключение
Университетские стартапы являются частью экосистемы стартапов российской экономики. Стартап - это центр и, по сути, единственный производящий элемент этой системы, так как создает конкретный продукт, а остальные элементы формируют условия и получают доходы (разными способами - процентный доход, доход от продажи доли в компании или продажи стратегическому
инвестору] или реализуют свой интерес (как, например, федеральные или городские власти, улучшая бизнес-среду].
На протяжении длительного периода наблюдается тренд активизации студентов в рамках системы молодежного предпринимательства. Количество защит студенческих выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом» кратно выросло. К университетам технической направленности, давно активно продвигающим такие программы, в последние несколько лет идет процесс присоединения и гуманитарных вузов. Однако динамика успешной конвертации бизнес-идей студентов-стартаперов в практические проекты замедляется за счет ухудшения двух факторов.
Первым фактором-барьером является то, что студенческие идеи часто не имеют корректного экономического обоснования инвестиций. Это не дает возможности заинтересованным венчурным компаниям инвестировать в стартап.
При оценке стартапа важно осуществить комбинированный экспертный анализ с использованием методов, основанных на расчетах формализованных показателей, таких как рентабельность инвестиций (ЯОГ], срок окупаемости (РР], чистая приведенная стоимость (ЫРУ] и др. Основными методами оценки стоимости стартап-проектов, которые необходимо использовать для таких проектов, являются: метод фиксированной стоимости, метод венчурного капитала, метод мультипликаторов и метод дисконтированных денежных потоков, который наиболее предпочтителен.
Оценка текущего состояния стартапа, а также будущие финансовые перспективы дают возможность получить объективную информацию о потенциале успеха создаваемого предприятия для заинтересованных субъектов: бизнес-ангелов, инвесторов и, конечно же, самих молодых основателей - студентов и участников инновационных подразделений университетов.
Вторым фактором-барьером на пути реализации стартапа является то, что по окончании университета значительная часть выпускников предпочитает частному бизнесу стабильную работу в известных компаниях с положительной репутацией. В результате многие интересные идеи так и не доходят до выведения на рынок. Именно поэтому государству необходимо оказывать поддержку технологичным компаниям и стартапам не только в рамках университетского молодежного предпринимательства, но и на этапе карьерной траектории выпускника за пределами университета. Именно тогда вложенные в развитие молодежной предпринимательской среды государственные средства дадут существенный экономический и социальный эффект при внедрении инноваций в различные сектора экономики.
Список источников
1. Абрамов В.И., Лаврентьев И.А. Роль стартапов в развитии экосистем в условиях глобальной нестабильности // Государство и рынок: механизмы и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной нестабильности. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. С. 149-154.
2. Бланк С. Четыре шага к озарению: стратегия создания удачных стартапов. М. : Аль-пина Паблишер, 2014.
3. Концепция построения и развития экосистемы молодежного предпринимательства в системе высшего образования. URL: https://rmpvo.ru/upload/iblock/14c/955hhy9xg137 3bkkijqzfnje7kj84ga4.pdf (дата обращения: 03.04.2024).
4. Осипова О.С. Эволюция студенческого инновационного предпринимательства в России // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16, № 5. С. 6-15. DOI 10.26794/1999-849X-2023-16-5-6-15. EDN VPEBYG.
5. РыжовА.П. Методы оценки технологических стартапов. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metody-otsenki-tehnologicheskih-startapov/viewer (дата обращения: 03.04.2024).
6. ЗаступовА.В. Развитие промышленных кластеров через формирование цифровых инноваций // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 153-158. DOI: 10.25683/ VOLBI.2021.54.145.
7. Куракова Н.Г., Цветкова Л.А. Технологическое предпринимательство в региональных университетах России: факторы сдерживания и ускорения // Экономика науки. 2021. № 7 (3). С. 170-187. URL: https://doi.org/10.22394/2410-132X-2021-7-3-170-187 (дата обращения: 03.04.2024).
8. Голов Р.С., МыльникА.В. Цифровая трансформация высокотехнологичных предприятий в условиях энергоперехода 4.0 // Экономика и управление в машиностроении. 2021. № 5. С. 16-19.
9. Автайкин А.А. Теоретические основы оценки рыночной стоимости хозяйствующих субъектов // Экономические системы. 2024. Т. 17, № 1 (64). С. 114-121.
References
1. Abramov V.I., Lavrentiev I.A. The role of startups in the development of ecosystems in conditions of global instability. The State and the market: mechanisms and institutions of Eurasian integration in the context of increasing global instability. St. Petersburg : St. Petersburg State University of Economics, 2021. Р. 149-154. (In Russ.).
2. Blank S. Four steps to enlightenment: a strategy for creating successful startups. Moscow : Alpina Publisher, 2014. (In Russ.).
3. The concept of building and developing an ecosystem of youth entrepreneurship in the higher education system. URL: https://rmpvo.ru/upload/iblock/14c/955hhy9xg1373bkkijqz fnje7kj84ga4.pdf. (In Russ.).
4. Osipova O.S. The evolution of student innovative entrepreneurship in Russia. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Right. 2023;16(5):6-15. DOI 10.26794/1999-849X-2023-16-5-6-15. EDN VPEBYG. (In Russ.).
5. Ryzhov A.P. Methods of evaluating technological startups. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metody-otsenki-tehnologicheskih-startapov/viewer. (In Russ.).
6. Zastupov A.V. The development of industrial clusters through the formation of digital innovations. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Right. 2021;(1(54):153-158. DOI: 10.25683/V0LBI.2021.54.145. (In Russ.).
7. Kurakova N.G., Tsvetkova L.A. Technological entrepreneurship in regional universities of Russia: deterrence and acceleration factors. Ekonomika nauki = Economics of science. 2021;(7(3):170-187. URL: https://doi.org/10.22394/2410-132X-2021-7-3-170-187. (In Russ.).
8. Golov R.S., Mylnik A.V. Digital transformation of high-tech enterprises in the conditions of energy transition 4.0. Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii = Economics and management in mechanical engineering. 2021;(5):16-19. (In Russ.).
9. Avtaykin A.A. Theoretical foundations for assessing the market value of economic entities. Ekonomicheskie sistemy = Economic systems. 2024;17(1(64)):114-121. (In Russ.).
Информация об авторе / Information about the author
С.В. Столяров - начальник управления инновационного развития.
S.V. Stolyarov - head of the Department of innovative development.
Статья поступила в редакцию 10.05.2024; одобрена после рецензирования 24.05.2024; принята к публикации 10.06.2024.
The article was submitted 10.05.2024; approved after reviewing 24.05.2024; accepted for publication 10.06.2024.