УДК 378
Provotorova O.A., teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE INNOVATIVE ORIENTED DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS THROUGH THE INTERACTION OF A TEACHER-LEADER WITH A PROFESSIONAL BUSINESS ENVIROMENT. The article shows the relevance of the task of developing entrepreneurship in Russia. All opportunities for the development and prosperity of business projects are created. State funds actively finance student startups. The Startup as a diploma program is a great opportunity for students, including support for both scientific and financial, to put their knowledge into practice. The number of the Startup as a diploma program (final qualification works) in 2023 increased by 5 times - up to 504. The objective of the research is to identify the role of the teacher-leader in the development of entrepreneurship in educational organizations. The subject of the article is the teacher and the difference of concepts: leader-teacher and teacher-leader. The practical part of the work lies in the fact that some of its provisions and information material is used in the practice of training students at the Financial University under the Government of the Russian Federation.
Key words: leadership, organizational culture, educational group, leader, educational institutions, startup, startup project, university startup, startup as diploma, youth entrepreneurship, startup movement, undergraduate startups, teacher leader, study group, company image
О.А. Проеотороеа, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ЛИДЕРА С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БИЗНЕС-СРЕДОЙ
В статье раскрыта актуальность задачи развития предпринимательства в России. Создаются все возможности для развития и процветания бизнес-проектов. Государственные фонды активно финансируют студенческие стартапы. Программа «Стартап как диплом» - это отличная возможность для студентов, включая поддержку, как научную, так и финансовую, применить на практике свои знания. Количество ВКР (выпускных квалификационных работ) в 2023 году выросло в 5 раз - до 504. Цель исследования заключается в выявлении роли преподавателя-лидера в развитии предпринимательства в учебных организациях. Предметом выступает преподаватель-лидер и разница понятий лидер-преподаватель и преподаватель-лидер. Практическая значимость работы заключается в том, что некоторые ее положения и информационный материал могут использоваться в практике подготовки студентов в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.
Ключевые слова: лидерство, организационная культура, учебная группа, лидер, образовательные учреждения, стартап, стартап-проект, студенческий стартап, университетский стартап, программа «Стартап как ВКР», программа «Стартап как диплом», молодежное предпринимательство, стартап-движение, магистранты-стартаперы, преподаватель-лидер
Тему формирования организационной культуры в учебных группах мы начали изучать в 1999 году и были на тот момент энтузиастами-пионерами в научной практике. Материалы использовались как для подготовки менеджеров в Курской региональной бизнес-школе, так и в работе с подростками в детских летних лагерях в России и США [1]. Мы рассматривали стартап как вариант выпускной квалификационной работы (ВКР), подтверждающий практическими действиями результат обучения и получения актуальных знаний, применимых в региональной экономике [2].
Стартап - (от англ. startup 'стартующий') - это юная компания или проект, цель которого реализовать и масштабировать новую бизнес-идею.
Идея программы "Стартап как диплом" и ее реализация пришла в Россию из США. Высшие учебные заведения Кремниевой долины выступают мотивирующим инструментом для студентов разных специальностей, объединяя их в команды, стимулируют запускать свои предпринимательские проекты и оказывают им финансовую поддержку.
История развития проектов-стартапов берет свое начало с конца 30-х годов ХХ века в Америке, в Стэндфордском университете. Университет поддержал идею двух студентов, которые начали создавать свой стартап, как часто это бывает, в гараже. Это были Уильям Хьюлетт и Дэвид Пакард. Данная история послужила отправной точкой в Кремниевой долине, известной как благоприятная зона для создания стартапов и венчурных инвесторов. В современной действительности здесь ежедневно проводят около 50 митапов, где предприниматели презентуют свои идеи.
В России впервые защита диплома в форме стартапа была осуществлена в Дальневосточном федеральном университете в 2017 году (ДВФУ). Студент Школы экономики и менеджмента Е. Перельман представил бизнес-проект в качестве ВКР по продаже медицинской разработки. Основная идея проекта "Стартап как диплом" заключается в том, что студент не защищает традиционный диплом, а создает свой бизнес-проект. Цель проекта - дать возможность студентам реализовать свои идеи, работая в команде с научным руководителем, наставником, однокурсниками и студентами-партнерами из других областей: финансистами, юристами, маркетологами, разработчиками и бухгалтерией.
2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий, тогда же Правительством Российской Федерации программа "Стартап как диплом" была включена в национальный проект "Наука и университеты".
Цель исследования заключается в выявлении роли преподавателя-лидера в развитии предпринимательства в учебных организациях.
Предметом исследования является преподаватель-лидер и разница понятий лидер-преподаватель и преподаватель-лидер.
Практическая значимость работы заключается в том, что некоторые ее положения и информационный материал используются в практике подготовки студентов в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.
В данной статье решаются следующие задачи:
1. Провести исторический экскурс в программу "Стартап как диплом" в России и рассмотрение различных подходов по внедрению данной программы в университетах России; выявление основных составляющих программы "Стартап как диплом".
2. Выявить, как преподаватель-лидер формирует или способствует развитию инновационных учебных организаций.
3. Определить задачи развития предпринимательства в России и то, как их решает преподаватель иностранных языков.
Следует отметить, что 22 февраля 2022 года была одобрена Концепция построения и развития молодежного предпринимательства в рамках высшего образования на заседании совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Согласно статистике, можно проследить положительную тенденцию внедрения программы "Стартап как диплом" в высших образовательных учреждениях.
Изучим статистику: 48 университетов включены в программу "Стартап как диплом" в 2019-2020 учебном году, что составляет всего 7% от общего числа образовательных учреждений высшего образования. Уже 101 университет вовлечен в программу в 2021-2022 учебном году, а 2023 году это число выросло в 5 раз - до 504 [3].
Очевидно, что в ближайшие несколько лет основные высшие ученые заведения присоединятся к программе "Стартап как диплом", тем самым начнут возрождать предпринимательство в России не только как экономическую составляющую развития регионов и страны в целом, но и как образ жизни и мышления нового поколения.
Какие критерии программы определяют в ведущих университетах России?
1. Студентом учреждена коммерческая организация, он лично зарегистрирован как индивидуальный предприниматель или как самозанятое лицо.
2. Действующий проект должен иметь MVP (для бакалавров) и первые продажи (для магистров).
3. Студент является участником проекта профессиональных инвесторов, акселерационных программ либо участником грантовой программы университета;
4. Студент является получателем государственных грантов на реализацию своего проекта;
5. Команда проекта должна работать на условиях трудового договора [4].
Кроме критериев входа в программу, у студентов и их научных руководителей есть вопросы по структуре работы. Есть рекомендации, которые состоят из следующих частей:
1. Вводная часть: теоретическое описание идеи стартапа, потенциал для реализации, новизна, анализ рынка, конкурентов, масштабируемость. Актуальность.
2. Основная часть: раскрытие описания работы по созданию MVP, описание действий по созданию стартапа, описание действий по формированию внутренней среды организации, описание комплекса маркетинга и организации первых продаж, оценка достигнутых экономических результатов и прогноз финансово-экономических показателей.
3. Заключительная часть: направления дальнейшего развития стартапа, направления решения выявленных в ходе реализации стартапа проблем, конкретные предложения по масштабированию предложенного бизнеса [5].
С какими проблемами сталкиваются университеты и студенты?
Основная сложность, которую отмечают участники процесса, - отсутствие единого нормативного документа, методологических правил.
Каждое учебное заведение решает самостоятельно, какие внутренние документы принять, как организовать весь процесс. Это усложняет процесс внедрения программы «Стартап как диплом» по университетам России, так как возникают сложности разработки собственных документов и критерии введения программы "«Стартап как диплом» в вузах России.
Вторая основная проблема, которую активно обсуждают эксперты, - это недостаточность квалифицированных кадров. Существует большая проблема в наличии преподавателей-практиков, готовых выводить проекты в реальные стар-тапы. Проблема заключается в отсутствии взаимодействия лидеров-преподавателей с преподавателями-лидерами. Зачастую у лидера-преподавателя отсутствует ученая степень, а у преподавателя-лидера нет необходимого практического опыта. Решением данного вопроса будет взаимодействие, построение внутри университетов бизнес-акселераторов, прохождение стажировок преподавателями, а не только курсов повышения квалификации, которые часто вновь являются теорией.
Программа «Стартап как диплом» для университетов - это вызов для трансформации формата обучения. В университетах формируются экспертные советы, привлекаются лидеры индустрий, постепенно эти люди входят в университет и становятся спикерами, преподавателями, экспертами, менторами.
Привлекать лучших практиков в университеты крайне сложно, если нет ярких проектов, масштабируемых стартапов. Университетам необходимо искать новые пути и возможности для привлечения успешных практиков. Другая сложность, с которой сталкиваются студенты, - это внеурочные часы, которые не включены в учебные планы. Во многих университетах не существует четкого формата защиты «Стартап как диплом». Студенты вынуждены писать теоретическую часть, которая совпадает с традиционным дипломом, и описывать бизнес-проект, стартап. Параллельно с проектом «Стартап как диплом» Минобрнауки внедряет концепцию университетского предпринимательства через развитие экосистемы взаимодействия студентов, профессорско-преподавательского состава и региональных предпринимателей.
Таким образом, создаются бизнес-школы, такие как "Школа фермера" от Россельхозбанка. Данные программы способствуют созданию благоприятной среды и являются проводником между региональным реальным сектором бизнеса и молодыми специалистами. В свою очередь, подобные программы мотивируют профессорско-преподавательский состав к изучению не только теоретических подходов, но и к исследованию положительного опыта в своих регионах на примере действующих компаний.
Библиографический список
Исследуя группы студентов и дав возможность выбора проекта "Стартап как диплом", мы можем предоставить подробную статистику количества предпринимателей и исполнителей в учебной группе.
Такой подход к выбору вида дипломной работы поможет научным руководителям и работодателям опираться на сильные стороны студентов не только с точки зрения научных знаний, но и работы в команде, лидерские качества, зоны ответственности и умение брать ответственность за свою жизнь и решения в ней.
Какие основные идеи позволяет реализовать программа "Стартап как
ВКР"
1. Реализация бизнес идеи.
2. Применение теории на практике.
3. Навык работы в команде.
4. Поддержка университета.
5. Прокачка навыков составления бизнес-плана.
6. Прокачка навыков общения с внешними заказчиками, инвесторами.
7. Получение первой прибыли.
8. Запуск своего бизнеса во время или после обучения.
9. Возможность включения ВКР-стартапа в портфолио или резюме.
Мы уверены, что студенты-лидеры будут вовлечены в проект "Стартап как диплом" с интересом и желанием получить результат в виде успешного проекта. Будут участвовать во всех активностях, связанных с ростом проекта, вникать в детали на всех этапах. А это и есть основная наша задача - помогать, поддерживать, развивать знания, умения и навыки студентов.
Мы предлагаем рекомендации для учителей иностранных языков по вопросу о том, как формировать предпринимательские навыки у студентов, которые готовы участвовать в программе "Сиартап как диплом":
1. Активно коммуницировать со студентами: студенты хотят быть услышанными, полезными и вовлеченными в процесс обучения.
2. В онлайн-коммуникации со студентами необходимо быть гибкими, актуальными, полезными, краткими, эмоционально узнаваемыми, доступными и простыми, говоря о сложном.
3. Необходимо четко обозначать цели программы: студенты не готовы проводить время без четкого понимания того, для ЧЕГО это каждому лично необходимо.
4. Показывать важность проделанной работы для каждого участника процесса, как это может быть оценено или оплачено.
5. Показывать важность включенности каждого студента в общее дело и каждого звена проекта, ценности для общества и реализации каждого.
6. Активное привлечение студентов к мероприятиям, новым курсам, знаниям. Привлечение к мастер-классам наставников-практиков, умеющих заинтересовать студентов, дающих обратную связь, поддерживающих их. Важна причастность к сильному сообществу, актуальному в индустрии.
7. Проведение интересных форматов лекций: TED-конференций, мастер-классов, экскурсий на производства, посещений музеев в компаниях, стажировок.
8. Взаимодействие профессиональных сообществ. Доступ к экспертам.
1. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Перевод с английского. Cанкт-Петербург: Питер, 2013.
2. Провоторова O.A. Роль лидера (преподавателя) в формировании организационной культуры в учебных группах. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 183-185.
3. Ершова И.В., Петраков Д.Ю. Программа «Cтартап как ВКР» — драйвер развития молодежного предпринимательства. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023; № (8): 17-28.
4. Кирьякова Л.В., ^ешилова Н.В., Гореликова-Китаева О.Г Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа. Вестник Оренбургского государственного университета. 2021; № 1 (229): 47-55.
5. Мухамедиева C.A., Трусов A.H., Трусова Н.М. Cтартапы и высшая школа: проблемы и перспективы. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019; № 4 (36): 140-144.
References
1. Shejn 'E. Organizacionnaya kuttura i liderstvo. Perevod s anglijskogo. Sankt-Peterburg: Piter, 2013.
2. Provotorova O.A. Rol' lidera (prepodavatelya) v formirovanii organizacionnoj kul'tury v uchebnyh gruppah. Mir nauki, kuftury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 183-185.
3. Ershova I.V., Petrakov A.Yu. Programma «Startap kak VKR» - drajver razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2023; № (8): 17-28.
4. Kir'yakova A.V., Speshilova N.V., Gorelikova-Kitaeva O.G. Problemy i preimuschestva zaschity vypusknoj kvalifikacionnoj raboty v forme startapa. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 1 (229): 47-55.
5. Muhamedieva S.A., Trusov A.N., Trusova N.M. Startapy i vysshaya shkola: problemy i perspektivy. Professional'noeobrazovanie vRossiiizarubezhom. 2019; № 4 (36): 140-144.
Статья поступила в редакцию 31.01.24
УДК 372.881.161.1
Nikitina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director, I.E. Vinokurov Namsky Pedagogical College (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Semenova M.I., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Sidorova M.P., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF DIGITAL COMPETENCE AMONG STUDENTS MAJORING IN ANIMATION AND ANIMATED CINEMA AT NAM PEDAGOGICAL COLLEGE.
The authors of the article focus on the formation of digital competence among students, taking into account the transformation of the text, which is important to take into account when organizing the educational process in college, where learning is mainly associated with textual sources of educational content. The main purpose