Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ: ОТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ДО СТАРТАПА КАК ДИПЛОМА'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ: ОТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ДО СТАРТАПА КАК ДИПЛОМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / ПРОЕКТ / ДИПЛОМ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагусева Надежда Николаевна

В статье рассматривается технология подготовки студентов и преподавателей туристского вуза к реализации программы «Стартап как диплом». Используется имеющийся опыт других вузов. Анализируются возможности и потребности студентов и преподавателей РМАТ в инновационной форме защиты ВКР в виде бизнес-проекта, а также потребности туризма и индустрии гостеприимства в инновационных идеях и стартапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лагусева Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS AT A TOURIST UNIVERSITY: FROM AN EDUCATIONAL PROJECT TO A STARTUP - AS A DIPLOMA

The article discusses the technology of preparing students and teachers of a tourist university for the implementation of the "Startup as a diploma" program. The existing experience of other universities is used. The possibilities and needs of students and teachers of the RMAT in the innovative form of the protection of the WRC in the form of a business project, as well as the needs of tourism and the hospitality industry in innovative ideas and startups are analyzed.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ: ОТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ДО СТАРТАПА КАК ДИПЛОМА»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ: ОТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ДО СТАРТАПА - КАК ДИПЛОМА

Лагусева Надежда Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор, Российская международная академия туризма (г. Москва), e-mail: Laguseva@rmat.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-81-88

Аннотация:

В статье рассматривается технология подготовки студентов и преподавателей туристского вуза к реализации программы «Стартап как диплом». Используется имеющийся опыт других вузов. Анализируются возможности и потребности студентов и преподавателей РМАТ в инновационной форме защиты ВКР в виде бизнес-проекта, а также потребности туризма и индустрии гостеприимства в инновационных идеях и стартапах.

Ключевые слова: стартап, проект, диплом, выпускная квалификационная работа, высшее образование, технологии, научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, бизнес-модель, преподаватель, студенты.

RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS AT A TOURIST UNIVERSITY: FROM AN EDUCATIONAL PROJECT TO A STARTUP - AS A DIPLOMA

Laguseva Nadezhda Nikolaevna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian International Academy of Tourism (Moscow), e-mail: Laguseva@rmat.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-81-88

Annotation:

The article discusses the technology of preparing students and teachers of a tourist university for the implementation of the "Startup as a diploma" program. The existing experience of other universities is used. The possibilities and needs of students and teachers of the RMAT in the innovative form of the protection of the WRC in the form of a business project, as well as the needs of tourism and the hospitality industry in innovative ideas and startups are analyzed.

Key words: Startup, project, diploma, final qualifying work, higher education, technology, research activity, educational and research activity, project activity, business model, teacher, students.

С начала девяностых годов прошлого столетия система высшего образования в России претерпела значительные изменения. Реформа, начавшаяся более 30 лет назад, стала носить перманентный характер. Сегодня научно-педагогическое сообщество во главе с Министерством науки и высшего образования РФ формирует новую модель системы высшего образования.

Все понимают, что для высшего образования в настоящий период необходимо как можно быстрее найти направления, векторы, траектории развития, которые позволили бы ему, сохранив наиболее ценные традиции, классические подходы и технологии, принятые в свое время в отечественном высшем профессиональном образовании, отвечать современному и быстро меняющемуся рынку труда, запросам работодателей: быть более гибким и подвижным в изменении и корректировке своего содержания.

Мы хотим видеть на выходе профессионала, способного быстро ориентироваться в изменяющейся среде окружающего мира, адаптироваться к новым форматам и технологиям, постоянно совершенствоваться, творчески мыслить, владеть предпринимательскими навыками, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным на ранке труда.

В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения заложен спектр необходимых для этого компетенций, среди которых научно-исследовательская и проектная занимают особое место, так как от них, прежде всего, зависит уровень подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, которая подводит итог обучения в вузе, а также профессиональное статус-кво любого специалиста на современном этапе развития.

Помимо этого, в высших учебных заведениях особое внимание отводится НИР студентов, так как вуз всегда готовил и должен готовить не просто профессионала, но и специалиста, способного к научному мышлению, научному творчеству.

Традиционно НИР в вузе включает в себя как учебно- исследовательскую, так и научно-исследовательскую работу. Учебно-исследовательская деятельность - это вид интеллектуально- творческой работы студентов, которая включена в образовательный процесс в виде таких видов деятельности, как аналитическая, поисковая, исследовательская в рамках учебных дисциплин, модулей и курсов «Научно-исследовательская деятельность - процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию исследовательских способностей и умений. Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для последующего обучения по направлениям высшего образования» (3).

В рамках этих видов деятельности, особое место занимает проектная деятельность. Проектная деятельность для любого вуза - далеко не новый формат учебной работы. Проекты разрабатывают в рамках обучения по самым различным

программам направлений бакалавриата и магистратуры. Проектное обучение в вузе это, как правило, коллективная, творческая работа, нацеленная на получение конкретного практического результата или продукта, который впоследствии возможно было бы использовать в практической профессиональной деятельности.

К проекту предъявляются необходимые требования, соблюдение которых так же является условием выполнения проекта.

Также в рамках реализации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в вузах очень часто проводятся конкурсы проектных работ, в том числе и в форме стартапов. А с 2021 года проект «Стартап как диплом» в рамках национальной программы «Цифровая экономика» стал частью образования в вузах 25 регионов.

Стартап (startup - стартующий) - направление бизнеса, основанное на реализации принципиально новой и востребованной идеи. Естественно, конечной целью любого стартапа является получение прибыли.(6)

Целью программы «Стартап как диплом» является выявление талантливых студентов и вовлечение их в научную и предпринимательскую деятельность, на поддержку бизнеса, который находится в начале своего развития. Для обеспечения наставничества и обучения особенностям проектной деятельности как ВКР для преподавателей вузов предусмотрены программы «Цифровой экономики»

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сказал о том, что защита стартапа в виде дипломного проекта предоставляет студентам уникальную возможность попробовать свои силы в творческой научной и проектной деятельности и защитить свои ВКР в таком интересном формате.

Практически любой вуз - это идеальное место для создания стартапа, так как именно здесь в постоянном взаимодействии находятся студенты разных уровней и направлений обучения, молодые ученые, преподаватели, профессура, формируются и развиваются научные школы, созданы научные лаборатории, есть все условия для получения информации и знаний по разным вопросам и проблемам, опыт преподавателей и идеи студентов, инновационные взгляды молодых ученых, доступ к интеллектуальным ресурсам - такая среда позволяет экспериментировать создавать интересные проекты и претворять их в жизнь. Например, Microsoft, Facebook, Airbnb и многие другие крупные компании зародились именно в вузах .

Как показывает практика, реализации стартапа как дипломного проекта, главным преимуществом такого формата защиты для студентов является, прежде всего, изменение парадигмы мышления в сознании выпускника, поскольку он из исполнителя становится владельцем проекта, который может быть востребован работодателем, и принесет реальную прибыль. Сегодня главное в любой организации - как можно быстрее включиться в проект - time-to-project (8)

Хотя программа Министерства науки и высшего образования «Стартап как диплом» начала реализовываться почти два года назад, а в некоторых вузах и раньше, но до сих пор нет четких методологических, нормативных и методических требований, нет единого стандарта. Каждый вуз, который реализует данную

программу, должен сам разрабатывать документацию, регламенты, технологии защиты стартапа и др. Очень часто программа включает в себя две защиты. Отдельно защищается сам стартап, и отдельно — написанный по нему диплом.

Часто не хватает компетентных педагогов-наставников внутри вуза, а привлечь наставников из реальной бизнес-среды удается далеко не всегда. Педагоги иногда сопротивляются такому формату работы со студентами над ВКР, да и сами студенты не мотивированы участвовать в такой программе. Как правило, очень мало стартапов находят применение в бизнесе.

Тем не менее опыт некоторых университетов уже есть, его можно проанализировать и использовать на практике. Например, Российского экономического университета им Г.В. Плеханова, Российской академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации; Московского физико- технического института; Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики; Сибирского федерального университета и др.

В Российской международной академии туризма, так же как и в любом другом вузе есть талантливые студенты, активные педагоги и интересные идеи. Возможна ли реализация программы «Стартап как проект» в РМАТ? Вполне возможна, тем более, что отдельные шаги в этом направлении уже делаются.

А нужно ли это отрасли туризма и гостеприимства?

Разработка Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», безусловно, произошла как нельзя кстати. Национальный проект включает в себя три Федеральных проекта «Развитие туристской инфраструктуры и создание качественных турпродуктов», «Повышение доступности и информированности о туристских продуктах» и «Совершенствование управления в сфере туризма».

Какие же можно выделить направления проектной деятельности в туризме и интересные стартапы, которые уже реально работают. Одни из основных направлений - это:

- рекламные кампании в средствах массовой информации, их великое множество, но только действительно интересные реально работают;

- система привлечения потребителей скидками и акциями нуждается в новых идеях;

- внедрение информационных технологий с целью разработки и продвижении новых туров, маршрутов;

- новые проекты в сотрудничестве с авиаперевозчиками, гостиницами, ресторанами

- самонастраивающаяся сеть, которая может сделать управление отелем более интуитивным;

- стартапы отелей, которые могут стать своего рода местными сервисными центрами или предлагать туристические услуги.

На сегодняшний день в этих направлениях реализуются либо планируются к использованию, например, такие инновации как бесконтактные технологии: бронирование досмотра посредством скрининговых систем, киоски здоровья;

контроль безопасности на основе искусственного интеллекта.

По итогам конкурса проектов Moscow Travel Factory 2021 одним из самых успешных был признан проект, который предлагает использовать во время экскурсий смартфон гида со специальным приложение , а туристы могут использовать свои телефоны и наушники (7).

Интересен стартап отеля, в Подмосковье, на территории гостиничного комплекса "Свежий ветер" под названием Trivial Pursuit, где оплата за отдых взимается не деньгами, а знаниями. Это своеобразный квест-отель; и чем больше правильных ответов гости дают на вопросы, тем больше комфорта получают. Именно от верных ответов зависит будет ли у туриста шикарная кровать или он будет спать на раскладушке, будет ли гость пробовать блюда высокой кухни либо жевать морковку (2).

Примеры разработанных в туристском вузе стартапов, которые нашли применение в реальном туристском бизнесе, есть. Стартап в сфере навигации по достопримечательностям Саратовской области разработала выпускница направления «Туризм» Института социального и производственного менеджмента Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина Дилафруз Григорьева. Она предложила организовать туристическую навигацию по достопримечательностям Саратова. Свои идеи в качестве стартапа она описала в ВКР, предложив разработать уникальный и узнаваемый шрифт для навигации, который можно будет использовать на знаках, свидетельствующих о направлении, на знаках, установленных на объектах туристского интереса, и на знаках, нанесенных на путеводители и карты. Идея выпускницы заинтересовала профильные туристические организации Саратовской области и получила поддержку и высокую оценку со стороны комитета туризма региона и в настоящее время уже внедряется в регионе (дайджест новостей Министерства науки и высшего образования 20-22 ноября).

В Российской международной академии туризма несколько лет проводятся конкурсы студенческих проектов «стартап-2021, стартап 2022, планируется стартап - 2023», которые вызывают живой интерес у студентов. Попадаются интересные бизнес-идеи, но пока еще они не нашли применение в реальном бизнесе. Наиболее перспективные из них занимают первые места и команды получают премии из ректорского фонда. Собственно говоря, задача, чтобы это был обязательно реально действующий проект, не ставится. Главное - мотивировать студентов, нацелить их на проектную деятельность, показать возможности их развития в туризме и гостеприимстве и т.д.

Следующий шаг - это реализация программы «Стартап как диплом». Изучив опыт ряда вузов, мы разработали план реализации пилотного проекта данной программы. Предварительно было проведено анкетирование студентов и преподавателей РМАТ с целью выявления отношения и знаний о стартапе.

Опрос студентов третьего и четвертого курса бакалавриата РМАТ, проведенный в феврале 2022 показал, что 71% опрошенных студентов не знают, что такое стартап, 5,1% возможно хотели бы открыть свой бизнес . Хотя около

25% студентов утвердительно ответили на вопрос о том, есть ли у кого- либо из их родственников бизнес .В государственном секторе планируют работать 38,3% будущих выпускников бакалавриата, а остальные еще точно не определились с местом работы, и поэтому мечтают пойти туда «где больше платят».

Из опрошенных преподавателей академии, только 20% ответили, что в РМАТ может быть реализован проект «Стартап как диплом».

Из опрошенных студентов магистратуры около 25% хотели бы защищать не магистерскую диссертацию, а стартап.

1 этап .

• Ознакомление студентов и преподавателей РМАТ с программой «Стартап как диплом».

• Проведение круглого стола с приглашением преподавателей и студентов из вузов, в которых программа «Стартап как диплом» реально действует.

• Проведение анкетирования студентов и преподавателей с целью выявления желающих участвовать в программе «Стартап как диплом» .

2 этап.

• Анализ соответствия программы нормативным документам и федеральным государственным образовательным стандартам.

• Разработка Положения о реализации программы «Стартап как диплом» в РМАТ.

• Разработка системы стимулирования и поддержки кафедр, на которых будут реализовываться стартапы для защиты в виде диплома.

• Проведение обучающих семинаров и мастер-классов для преподавателей и студентов с приглашением специалистов по разработке стартапов.

• Разработка модели бизнес-инкубатора (профессионального акселератора) для студентов бакалавриата и магистратуры.

3 этап.

• Разработка структуры ВКР-стартапа, которая обязательно будет включать в себя наличие концепции стартап-проекта, бизнес-модели, бизнес-плана; результаты маркетинговых опросов потребителей, в том числе данные интернет-опросов, интервьюирования, анкетирования и другие результаты исследовательской работы студентов команды стартапа.

Если разработан и защищается групповой бизнес-проект, то должна быть часть, которая показывает вклад каждого разработчика в проект.

Общая часть стартапа, которая разрабатывалась совместно, может быть одинаковой для всех выпускных квалификационных работ студентов, которые готовили в команде этот проект. Но при этом каждый студент отдельно оформляет свою ВКР.

• Разработка и проведение тренингов, которые формируют проектные, предпринимательские и исследовательские компетенции, помощь студентам при оформлении заявок на конкурсы, гранты мастер-классы по позиционированию бизнес-продуктов и др., перевод студентов на индивидуальный график обучения, ресурсная поддержка в создании стартапов, переориентация части практик на

работу с бизнес-проектами.

4 этап.

• Поиск инвесторов

• Предзащита стартапа как диплома.

• Защита стартапа как диплома

Участие в программе "Стартап как диплом" позволит выпускнику ВУЗа: "прокачать" свои soft и hard skills; сформировать портфолио; сформировать профессиональные компетенции; реализовать свою идею для бизнеса; получить опыт командной работы; использовать ресурсы вуза для реализации своей идеи; научиться правильно презентовать свой продукт; сформировать умение поиска инвесторов; получить первые деньги; начать свой бизнес после окончания вуза; повысить свою конкурентоспособность как сотрудника при поиске работы, получить свой первый доход от продажи созданного им продукта.

Для Академии это может быть интересным направлением в продвижении себя как инновационного вуза.

Литература

1. Головин Т. Стартап как диплом: как студенты защищают свои проекты вместо выпускных работ / Тимофей Головин // RB. Rusbase : [сайт]. - URL: https:// rb.ru/young /startupas-diploma (дата обращения 09.10.2022)

2. Необычный сервис в отеле: 10 бизнес идей/ URL: https://www.1000ideas. ru/article/biznes/turizm-i-sport/gostinica-biz/neobychnyy-servis-v-otelyakh-10-biznes-idey-2019-goda/( дата обращения 08.10.2022)

3. Павлова А.А. Формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студентов Международный научный журнал «Вестник наук, N 4 (13) Т.4, апрель 2019, с.37-38

4. Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программа высшего образования - программа бакалавриата, программа специалитета и программам магистратуры : приказ Минобрнауки70 РФ от 29 июня 2015 г. N 636 // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71045690/. (дата обращения 05.10.2022)

5. Плотникова И.В., Редько Л.А., Шевелева Е.А., Ефремова О.Н. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. - N 2. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id 37 =30669( дата обращения 29.10.2022)

6. Реформа высшего образования - дипломная работа в виде стартапа -URL:https://fulledu.ru/articles/1649_reforma-vysshego-obrazovaniya-diplomnaya-rabota.html (дата обращения 09.10.2022)

7. Стриминг без интернета и новые технологии гостиничного сервиса: лучшие стартапы в сфере туризма и гостеприимства в 2021/Новости города/

сайт Москвы 6 ) URL: https://www.mos.ru/news/item/100516073/(дата обращения 09.10.2022)

8. Стартап вместо диплома: как устроена альтернатива выпускной работе/ РБК Тренды URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/628dcfaf9a79471869038879 (дата обращения 02.11.2022

References

1. Golovin T. Startup as a diploma: how students defend their projects instead of graduation papers. RB. Rusbase : [website]. URL: https://rb.ru/young /startupas-diploma (accessed 09.10.2022)

2. Unusual hotel service: 10 business ideas/ URL: https://www.1000ideas.ru/ article/biznes/turizm-i-sport/gostinica-biz/neobychnyy-servis-v-otelyakh-10-biznes-idey-2019-goda/ (accessed 08.10.2022)

3. Pavlova A.A. Formation of skills of research and project activities during extracurricular independent work of students International scientific journal "Bulletin of Sciences, N 4 (13) Vol.4, April 2019, pp.37-38

4. On approval of the procedure for the state final certification of educational programs of higher education - bachelor's degree program, specialty program and master's degree programs : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 29, 2015 N 636 // GARANT.<url> : [website]. - URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690/. (accessed 05.10.2022)

5. Plotnikova I.V., Redko L.A., Sheveleva E.A., Efremova O.N. Project activity as a component of students' research activity at the university // Modern problems of science and education - 2021. - N 2. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id 37 =30669(accessed 29.10.2022)

6. Higher education reform - thesis in the form of a startup - URL:https://fulledu. ru/articles/1649_reforma-vysshego-obrazovaniya-diplomnaya-rabota.html (accessed 09.10.2022)

7. Streaming without Internet and new technologies of hotel service: the best startups in the field of tourism and hospitality in 2021/City News/ Moscow website 6 ) URL: https://www.mos.ru/news/item/100516073 / (accessed 09.10.2022)

8. A startup instead of a diploma: how the alternative to graduation work works/ RBC Trends URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/628dcfaf9a79471869038879 (accessed 02.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.