Научная статья на тему 'Развитие молодежного парламентаризма в Сибирском федеральном округе'

Развитие молодежного парламентаризма в Сибирском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарапов Алексей Владимирович

В данной статье дается сравнительная характеристика развития молодежного парламентского движения в нескольких сибирских регионах. Выявлены общие моменты в функционировании данных структур и подчеркнуты различия в эффективности вырабатываемых решений и инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шарапов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие молодежного парламентаризма в Сибирском федеральном округе»

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Алексей Владимирович Шарапов, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики Алтайского филиала ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» в г. Барнауле', кандидат исторических наук

В данной статье дается сравнительная характеристика развития молодежного парламентского движения в нескольких сибирских регионах. Выявлены общие моменты в функционировании данных структур и подчеркнуты различия в эффективности вырабатываемых решений и инициатив.

В настоящее время произошел всплеск в изучении отечественного парламентаризма как политического явления, пик которого пришелся на 2006 г. Это 100-летний юбилей 1-ой Государственной Думы. Проведены не только торжественные мероприятия на официальном государственном уровне, но и написано много статей, издано большое количество сборников по итогам конференций, переизданы мемуары известных политиков. Данная волна научного интереса докатилась и до молодежного парламентаризма как совершенно новой политической структуры по работе с молодежью.

Гражданское общество в России находится лишь в начале пути своего становления. Большой импульс этому развитию может придать молодежь, но для этого она должна почувствовать себя реальной силой, осознать свои интересы, и, наконец, научиться отстаивать их в цивилизованной, именно цивилизованной форме. Сегодня предпринимаются лишь отдельные фрагментарные попытки к комплексному решению в этой сфере.

Становление современной молодежи приходится на сложные годы реформ в сфере образования, экономики, государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. Реформы могут быть успешными лишь при активном участии в них молодого поколения.

В этой связи весьма актуально развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации. Опыт работы молодежных парламентов в субъектах

Российской Федерации показал эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических проблем. В ряде российских регионов молодежные парламенты (думы, советы) имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, превращают молодежь из объекта в субъект государственной молодежной политики.

Есть 4 формы функционирования молодежного парламента:

1) Молодежные парламенты, имеющие статус общественной организации и являющиеся юридическим лицом.

Есть минусы - создаются определенные преграды для участия в работе молодежного парламента представителей других общественных объединений. Такой молодежный парламент, как правило, становится одной из многочисленных общественных организаций, теряя при этом первоначальные задачи своего создания. Несомненным преимуществом является то, что данная общественная организация может привлекать средства за счет участия в грантовой деятельности, тем самым она становится менее зависимой от местных государственных органов власти и может вести более самостоятельную деятельность,

2) Молодежные парламенты, созданные при органах законодательной власти.

Данная форма организации характеризуется тем, что молодежные парламенты создаются по решению органа законодательной власти и действуют на основании утвержденного положения. Также они являются общественным

совещательным органом, участвуют в разработке нормативно-правовых документов в сфере молодежной политики, работают в контексте с соответствующими комиссиями и комитетами законодательного органа. Члены такого молодежного парламента избираются от максимально возможного количества территорий, учебных заведений, предприятий, общественных молодежных организаций и так далее.

3) Молодежное правительство - общественный совещательный орган при исполнительном органе власти. Оно действует на основании постановления высшего должностного лица субъекта Федерации, утверждающего его структуру, цели, задачи и функции, участвует в работе органов исполнительной власти, реализует конкретные программы и проекты, направленные на решение социально-значимых задачрегиона (территории). Молодежное правительство является институтом молодых стажеров, получающих в процессе деятельности практику административной работы через взаимодействие с соответствующими структурами подразделения администрации.

4) Молодежный парламент (правительство) - региональная целевая программа исполнительного или законодательного органа власти. Молодежный парламент как целевая программа ставит основной задачей достижение определенного результата (формирование кадрового резерва, повышение избирательной активности и так далее.) Молодежный парламент (правительство) в этом случае может формироваться

алтайские вестник государственной и муниципальной службы

'2 00 8 1

с помощью проведения открытого конкурса, программ (проектов) назначения или проведения выборов от учебных заведений, предприятий, общественных организаций и так далее.

Молодежный парламентаризм - это форма молодежного самоуправления, предлагающая создание молодежных общественных структур при органах законодательной и исполнительной власти и направленная на создание механизма участия молодежи в реализации государственной политики и системе подготовки государственных деятелей нового поколения1.

С возникновением молодежных парламентов встал вопрос об эффективных формах работы данной структуры. В результате дискуссий сформировалось три точки зрения на проблему.

Первая - оставить все как есть и не проводить никаких реформ. В таком случае нельзя ожидать повышения какого-либо заметного вклада от молодежного парламентаризма в политическую жизнь регионов и страны.

Вторая - формирование Молодежного парламента по партийному принципу. Его суть в том, что политические партии, которые провели своих депутатов в парламент, должны такое же количество молодых людей делегировать и в Молодежный парламент. Таким образом, получается серьезная политическая площадка.

Третья - полноценные выборы в Молодежный парламент, но это, конечно, дорогое удовольствие. Последний вариант решил бы и одну из проблем Молодежного парламента — проблему легитимности в молодежной среде.

Особенностью молодежного парламентаризма в Алтайском крае является то, что он стал возникать «снизу» на муниципальном уровне еще в 1990-е гг. в г.г. Славгороде, Алейске, Бийске. И только в 2002 г. в г. Барнауле и на краевом уровне. К 1 августа 2008 г. парламенты созданы почти в сорока районах и городах края. Основным инициатором в организации молодежного парламента стала исполнительная ветвь власти муниципального образования. Исключениями являются молодежный парламент Алтайского края и молодежный Парламент г. Барнаула, организованные при участии законодательных органов соответствующего уровня.

Для сравнения были взяты наиболее работоспособные созывы, а именно II

созыв молодежного Парламента г. Барнаула и III созыв молодежного Парламента Алтайского края.

При анализе молодежного Парламента г. Барнаула была выявлена следующая закономерность - председателями всех трех созывов являются мужчины2. В то время как в новосибирском молодежном парламенте председателями разных созывов становились девушки -В.В. Пронькина и Е. Быковская.

Мужчин - городских парламентариев стабильно в два раза больше, чем женщин. Возможно, это связано с тем, что депутаты выбираются по округам в рамках существующего образовательного учреждения, именно это закладывает сильную конкуренцию за депутатский мандат, в результате которой более успешны парни. Также в Алтайском крае сильны патриархальное восприятие политики и мнение, что политика не женское дело.

Средний возраст барнаульского парламентария второго созыва составляет 19 лет и 5 месяцев. Напрямую это нельзя связывать с высокой гражданской активностью совсем молодых людей. Причина кроется в Положении о молодежном парламенте, в котором прописано, что подавляющее большинство депутатов должны избираться от образовательных учреждений, причем кандидат должен обучаться на очной форме обучения и до окончания ему должно оставаться не менее двух лет, и только два человека избираются от общественных организаций.

Характерной чертой барнаульского Парламента II созыва является преобладание депутатов, обучающихся на гуманитарных специальностях ( 14 против 8 технических)3.

Для всех трех созывов в молодежном Парламенте г. Барнаула было преобладание культурно-просветительской функции. Проявлялось это в общественно-значимых мероприятиях: конкурс социальных видеороликов «Здоровье -в объективе», создание и развитие Барнаульской Лиги Интеллектуальных клубов города Барнаула, рабочие группы по антиалкогольной кампании, разработка концепции проекта социальной рекламы в транспорте, реализация проекта социальной рекламы в транспорте т.д. Это подтверждает наличие разработанного долгосрочного плана мероприятий. Как экспертный орган и тем более как законодательный, молодежный парламент себя не проявлял. В то время как Мо-

лодежный парламент Новосибирской области в первых созывах был одним из разработчиков и инициаторов закона «о молодежной политике в Новосибирской области» и пролоббировал увеличение расходов на молодежные нужды.

Молодежный парламент Томской области работает с 2004 г. В составе первого молодежного парламента 50 человек (студенты, аспиранты, представители молодежных общественных организаций).

Чтобы попасть в парламент, надо: во-первых, соответствовать возрастному цензу 14-30 лет; во-вторых, собрать определенное количество подписей; в-третьих, представить проект, направленный на развитие молодежи; в-четвертых, активно проявить себя в деловой игре-тренинге.

Достижения Молодежного парламента Томской области заключаются в следующем:

1) Принят закон « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Томской области». Он направлен на информационное обеспечение, подготовку кадров, льготную аренду помещений для общественных объединений.

2) Принят закон «О Молодежном парламенте Томской области», по которому Молодежный парламент имеет право участвовать в законотворческом процессе.

3) Приняты поправки в закон «О социальной поддержке студентов ...по оплате за проезд», которые дали право на компенсацию расходов учащимся томских среднеспециальных учебных заведений.

4) Приняты дополнения к закону «Об областном бюджете на 2006 г.». Они позволили поднять стипендию тысячам учащимся в среднеспециальных и начальных профессиональных образовательных заведениях областного подчинения1.

В то же время Молодежный парламент активно участвует в реализации областной целевой программы «Мульти-культурный Томск». Молодые политики сотрудничают с различными органами власти и общественными объединениями, формируют программы, реализуют различные социальные проекты (за год - более 60) и мероприятия. К ним относятся: Молодежный карьерный форум, экологические и благотворительные акции, ярмарка вакансий, фотовыстав-

управление

ка «Молодежь в действии», областной конкурс - «Если б я был депутатом», строительство «Парка дружбы народов». Также популярными являются проекты по улучшению качества медицинского обслуживания студентов (организация медицинских кабинетов в студгородках) и «Дорога к знаниям» (благоустройство студенческих городков).

Многие молодые политики получили уникальный опыт, выдвигаясь в качестве кандидатов или работая доверенными лицами и работниками штабов. Таким образом, в ходе избирательной кампании Молодежный парламент выражает интересы молодежи.

Молодежный парламент Новосибирский области создан в 2001 году-130 депутатов от партий, общественных организаций и студенческих организаций. Сначала он задумывался как целевая программа, по которой финансировались мероприятия, связанные с деятельностью молодежного парламента. Данный орган возник по желанию молодежи, без образования юридического лица. Мероприятия финансировались управлением по делам молодежи.

В 2006 г. Молодежный парламент -это уже совещательный орган при Новосибирском областном Совете. Именно он в 2004 г. повлиял на принятие закона «О молодежной политике Новосибирской области», по которому 1% расходной части бюджета должен идти на нужды молодежи, а также на увеличение расходов с 8 до 60 млн. руб. в период 2003-2005 гг. на молодежную политику5.

На счету молодежного парламента области проведение достаточно солидных проектов «Школа актива губернатора» - выявление людей с активной жизненной позицией и профориента-ционная работа с ними, в тех областях жизни, где они хотят в дальнейшем быть. Многие из них являются менеджерами среднего звена в крупных Новосибирских кампаниях. «Агитпоезд» - эксперты разного уровня проводят в районах консультации по интересующим вопросам (оказывают юридическую помощь населению, информационно-просветительские лекции специалистам по делам молодежи и сельским учителям). Выделился Совет молодежного парламента - 25 чел. Это экспертный орган, занимающийся рассмотрением нормативных документов.

Выборы Молодежного мэра проходят более демократично, т.к. имеют более глубокую историю своего существования": за 1-1,5 г. оповещают всех о выборах, в присутствии СМИ кандидаты от вузов и общественных организаций презентуют свои проекты, конкуренты задают им вопросы. Существует Молодежный мэр при исполнительном муниципальном органе, находится в штате комитета по делам молодежи г. Новосибирска. Он выполняет распорядительные и экспертные функции.

Молодежный парламент Кузбасса существует с 2000 г. Подбор кандидатов осуществляется из молодежных общественных организаций. Общий объем финансирования 2006-2008 г. составил 330 тыс. руб7. Интересен тот факт, что в нынешнем году на финансирование Славгородского молодежного парламента (Алтайский край) выделили 52 тыс. руб., в то время как в более экономически развитом регионе - Кемеровской области - в 2008 г. выделили 120 тыс. руб. на развитие молодежного парламента областного уровня, т.е. всего в два раза больше. Это говорит о неподдельном интересе местной славгородской власти к молодежной политике.

Очень интересно развивается молодежный парламент Алтайского края.

Он отличается не только по механизму представительства от молодежного парламента г. Барнаула, но и по социально-демографическому признаку. Средний возраст парламентария III созыва составил 21 год и 3 месяца8. Из 39 депутатов: 28 женщин и 11 мужчин. Это связано с принципом делегирования депутатов из районных молодежных парламентов в краевой. Как правило, отправляют самых достойных, активных и ответственных. Такими, как правило, являются девушки. Существует большая прослойка работающей молодежи - 16 чел., что выгодно отличает его от барнаульского парламента. Эти люди имеют гораздо больший социальный опыт взаимодействия с разными группами населения.

Уязвимым местом является проведение мероприятий краевым парламентом. По количеству и интенсивности они уступают молодежному Парламенту г. Барнаула. Сложность заключается в удаленности районов от г. Барнаула, что не позволяет наладить тесную связь между депутатами, обмен опытом работы. Вызывает сложности оплата расхо-

дов на проживание и проезд депутатов и т.д. На данный момент идет поиск оптимальной формы работы молодежного парламента Алтайского края.

В целом надо отметить, что молодежный парламентаризм в Сибирском федеральном округе - это не застывшее явление, а динамично развивающаяся система вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь. С каждым созывом меняется социально-демографический состав, нормативно-правовая база функционирования - это помогает по-новому взглянуть на существующие проблемы молодежи и найти оптимальный способ по их решению. Несмотря на более позднее появления молодежного парламента в Томской области, по сравнению с соседней Новосибирской областью и Алтайским краем, он носит более развитые, системные и законченные формы.

В Новосибирской области существует институт Молодежного мэра, что является редким явлением, такого нет ни в Алтайском крае, ни в Кемеровской и Томской областях. Также существует наиболее развитая сеть местных районных молодежных парламентариев.

1 Яшин И.В. Молодежные организации в России: методы формирования и специфика // Роль молодежи в развитии парламентаризма в России. М., 2005. С. 23-36.

2 Прим. Председатель 1-го созыва молодежного парламента г. Барнаула являлся С.В.Логинов, II го Н.И.Ушаков, III го И.О. Киселев.

3 Прим. Данные распространяются на Барнаульский парламент II созыва без учета двух депутатов, которые выдвигались от школ.

4 Парламентаризм в России: исторический опыт, проблемы и перспективы. Томск, 2007. С. 186-188.

5 Прим. Данные представлены В.В. 11ронькиной, бывшим председателем Молодежного парламента 11овосибирской области.

6 Прим. Выборы Молодежного мира проходят в Новосибирске с 1999 г., что гораздо раньше, чем выборы в молодежный парламент 11овосибирской области.

7 Закон Кемеровской области от 23 декабря 2005 г. № 165 «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Молодежь Кузбасса» на 2006-2008 годы».

8 Прим. При подсчете возраста депутатов отсутствуют данные по депутатам от Косихинского, Славгородского, Шипуиовс-кого районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.