Научная статья на тему 'Изменение нормативно-правовой базы молодежных парламентов в Алтайском крае'

Изменение нормативно-правовой базы молодежных парламентов в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарапов Алексей Владимирович

В связи с тем, что 2009 год объявлен годом молодежи в России, представляется актуальным проанализировать гражданскую активность местной молодежи. В данной статье исследуются изменения, которые были внесены в Положения о молодежном парламенте Алтайского края и молодежном парламенте г. Барнаула. В первую очередь, нововведения затронули принципы кадрового комплектования этих структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение нормативно-правовой базы молодежных парламентов в Алтайском крае»

управление

Алексей Владимирович Шарапов, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики Алтайского филиала ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» в г. Барнауле, кандидат исторических наук, директор Дамя ученых Алтайского края

В связи с тем, что 2009 год объявлен годом молодежи в России, представляется актуальным проанализировать гражданскую активность местной молодежи. В данной статье исследуются изменения, которые были внесены в Положения о молодежном парламенте Алтайского края и молодежном парламенте г. Барнаула. В первую очередь, нововведения затронули принципы кадрового комплектования этих структур.

ИЗМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ МОЛОДЕЖНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

27 февраля 2009 г. был официально открыт «Год молодежи» на Алтае. А это значит, что сегодня официальная власть будет более пристально и интенсивно решать молодежные проблемы и прислушиваться к инициативам «снизу». И неслучайно журналисты некоторых периодических изданий в преддверии открытия года молодежи на Алтае на первых полосах своих газет разместили большое интервью с недавно избранным председателем молодежного парламента Алтайского края Еленой Лобановой. В интервью она рассказала, как развиваются молодежные парламенты соседних регионов, о конкурентных преимуществах Алтайского края о том, чем привлекателен наш регион для молодежи1. Поэтому сегодня актуально обратиться к молодежному парламентаризму как конкретной форме проявления молодежной политики в крае. С каким результатом он подошел к 2009 г.? Молодежный парламентаризм на Алтае имеет внушительную историю - 11 лет. И уже можно говорить об определенных закономерностях в развитии данной формы молодежной активности. Нормативно-правовая база является наиболее динамично изменяющейся средой, в рамках которой существуют молодежные парламенты. Мы остановимся на двух парламентах: молодежный парламент г. Барнаула и молодежный парламент Алтайского края (далее Барнаульский парламент и краевой парламент). Оба они сформи-

рованы при законодательных и представительных органах власти в 2002 г.

Главным документом, на базе которого функционируют данные структуры, является положение.

Положение краевого парламента утверждается законодательным органом края. Данное положение претерпело 3 редакции: от 27 апреля 2002 года №95, от 2 июня 2003 года №174, от 31 января 2005 года №10, и появилось новое положение от 30 июня 2008 г. №435.

Первоначально краевой парламент рассматривался как законосовещательный орган. Председатель и его заместители избирались тайным голосованием - большинством голосов от присутствующих на сессии. Молодежный Парламент создавался на срок полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания текущего созыва. Финансовое обеспечение деятельности парламента осуществлялось за счет средств, выделенных на текущее содержание краевого Законодательного органа. От молодежных представительных органов муниципальных образований избирались по одному представителю в краевой парламент в возрасте от 16 до 30 лет. Для проведения методической работы был создан наблюдательный совет парламента в составе руководителей комитета краевого Совета народных депутатов по образованию, науке, культуре и молодежной политике, комитета администрации края по

делам молодежи и Избирательной комиссии Алтайского края.

В 2003 г. изменилось только то, что председатель парламента и его заместители избираются на сессии из числа членов парламента путем открытого голосования большинством голосов от присутствующих на сессии.

В 2005 г. появились новые структуры, которые могли выдвигать кандидатов для избрания в краевой парламент - это политические партии и молодежные общественные организации, их местные отделения, органы местного самоуправления, депутаты молодежных представительных органов муниципальных районов и городских округов. Это дало возможность попасть в краевой парламент активистам партий. Но к ощутимой политизации краевого парламента данная мера не привела.

В 2008 г. молодежный парламент формируется на тех же принципах, что и в предыдущие годы, а именно из представителей молодежных представительных органов муниципальных районов и городских округов, но меняется возрастной ценз для депутатов. Теперь кандидат в депутаты должен быть не моложе 14 лет и не старше 30 лет. Нижняя возрастная планка была понижена на 2 года. Это дало больше возможности привлекать представителей от школ к работе краевого парламента.

Но наиболее радикально изменился принцип комплектования данной структуры. Помимо делегирования

.« . «". Ш .

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

'№ч

20091

одного представителя от местных молодежных парламентов теперь в состав молодежного парламента на конкурсной основе входят 10 человек. Порядок проведения конкурса и утверждение его результатов определяет президиум молодежного парламента. Это означает, что заложен смешанный принцип формирования парламента, с одной стороны, есть представители от районных, городских и местных парламентов, а с другой - молодежь отбирается на конкурсной основе по результатам презентации своих проектов, что позволит усилить кадровый потенциал данной структуры. Такое изменение не является уникальным. Например, Молодежный парламент Томской области формируется полностью на конкурсной основе2.

В действующем краевом парламенте много внимания уделяется дисцип-

ции города. Для проведения выборов предусматривалось создание рабочих групп в образовательных учреждениях. Кандидаты выбирались на общем студенческом собрании путем открытого голосования. Право избираться имели студенты дневной формы обучения.

В 2006 г. в связи с увеличением числа высших учебных заведений на территории города Барнаула были внесены изменения в Положение о молодежном парламенте. В частности изменены нормы представительства в Барнаульском парламенте. Появились по одному представителю от Алтайского филиала СибАГСа, Алтайского экономике -юридического института. По должности стали входит в Барнаульский парламент председатель Совета самоуправления обучающихся в учреждениях начального профессионального образования г. Барнаула и председатель Совета студенческого самоуправления учреждений среднего профессионального образования г. Барнаул. Также были дополнительно прописаны организация и основные этапы проведения выборов депутатов в парламент в высших учебных заведениях. А именно, порядок создания и полномочия городской и окружной избирательных комиссий, порядок назначения наблюдателей и ве-

□ депутаты, выбранные от округов путем тайных, прямых выборов

■ депутаты, выбранные от молодежных общественных организаций и по должности

2006

2008

Рис. 1 Выборы в молодежный парламент города Барнаула

лине и моральному оолику депутата, что отражено в разделе 4 пункта 19 настоящего положения. «Не совершать действий и поступков, порочащих звание члена молодежного парламента, участвовать в сессиях молодежного парламента, работе его комиссий, а также реализовывать решения, принятые сессией молодежного парламента».

Положение о Барнаульском молодежном парламенте претерпело только три редакции: решение городской Думы от 24.10.2002 №278 «О формировании молодежного Парламента г. Барнаула», решение от 24.11.2006 №468 и решение городской Думы от 26.08.2008 № 811.

В первой редакции численность барнаульского парламента составляла 24 человека, которые избирались на 2 года по смешанной системе. 16 депутатов выбирались по округам, сформированным в рамках вузов, и 8 от представителей учреждений профтехобразования, школ и молодежных организаций в возрасте от 14 до 25 лет. Главной целью создания Барнаульского парламента являлась организация участия наиболее активных представителей молодежи во всех сферах жизнедеятельности г. Барнаула. К компетенции парламента было отнесено:

- участие в разработке, утверждении и реализации молодежных программ;

- обсуждение проектов нормативно-правовых актов органов городского самоуправления по вопросам молодежной политики и иным вопросам, затрагивающим интересы молодежи;

- получение информации, необходимой для осуществления своей деятельности у комитетов Барнаульской городской Думы, структурных подразделений администрации города, районов.

Решения парламента носят рекомендательный характер для органов городского самоуправления, учебных заведений, молодежных общественных организаций и подлежат рассмотрению с последующим информированием парламента об итогах их рассмотрения;

Депутаты парламента имеют право принимать участие в работе Барнаульской городской Думы, комитетов Барнаульской городской Думы, коллегии администрации города*.

Организационную и методическую помощь парламенту в его работе оказывают: комитет по социальной политике и комитет по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления Барнаульской городской Думы, отдел по делам молодежи администра-

управление

дение агитации. Именно выборы 2006 г. оказались максимально приближены к реальной полноценной избирательной кампании. Добавилось дополнительное условие, связанное со студенческими выборами в вузах: кандидату в депутаты должно оставаться не менее 2 календарных лет до окончания учебного процесса, с момента проведения выборов (решение городской Думы от 24.11.2006 №468). Эта поправка, с одной стороны, была оправдана, т.к., избираясь от вуза, депутат должен представлять интересы студенческого сообщества в течение указанного срока, а если он закончил обучение, то он теряет связь со своими избирателями, и надо проводить довыборы на округе выбывшего депутата. Но в то же время получается, что правом избираться наделены студенты 1-3 курсов, то есть представители младших курсов. Они, в отличие от старшекурсников, еще не совсем готовы к принятию самостоятельных и взвешенных решений. Это не способствует системной работе Барнаульского парламента.

В соответствии с решением городской Думы от 26.08.2008 № 811 изменения коснулись численности данного органа и избирательной системы. Теперь депутатов стало 30 человек. И избираться они стали по смешанной системе: 12 человек выбираются от образовательных учреждений, 3 человека попадают в данный орган по должности и 15 депутатов избираются городской комиссией по оценке проектов на конкурсной основе '.

Исключено требование для кандидата, заключаящееся в том, что до окончания учебного заведения ему остается не менее двух полных календарных лет, считая с даты проведения выборов. Это увеличило круг потенциальных претендентов на депутатский мандат.

Очень важным моментом является продолжительность работы Барнаульского парламента. Она сократилась до одного года. Встает закономерный вопрос, а хватит ли молодым людям времени реализовать свои предвыборные обещания и конкурсные проекты? Мы узнаем ответ на этот вопрос в декабре

2009 г., когда пройдут очередные выборы.

В Барнаульском парламенте проявилась тенденция, характерная для взрослого парламентаризма в России, а именно, сокращение количества депутатов от округам. Наглядно, это демонстрируют прошедшие выборы в молодежный парламент г. Барнаула. В декабре 2006 г. в молодежный парламент г. Барнаула III созыва 18 из 24 чел ( 75%) избирались по округам на основе тайных, прямых выборов, а уже в декабре 2008 г. только 12 из 30 чел. (40%) (рис. 1).

В результате, мы видим, что нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность молодежных парламентов, активно изменяется.

Это было продиктовано необходимостью по налаживанию полноценной работы новых структур молодежной политики, а также повышению активности молодых парламентариев. За семь лет положение о краевом молодежном парламенте имело 3 редакции и 1 новое положение. В нем выборы Председателя стали носить открытый характер, понизилась возрастная планка для кандидатов. Помимо делегирования из нижестоящих молодежных парламентов, еще 10 человек стали отбираться по конкурсу в члены краевого парламента. Положение Барнаульского молодежного парламента подверглось трем редакциям. Изменения, в основном, касались избирательного законодательства, его численности и срока функционирования. На протяжении 7 лет в молодежных парламентах не было попыток расширить полномочия молодежных парламентов, например: введения права законодательной инициативы, создание фракционности и др.

1 Год молодежи: заняться есть чем // Алтайская правда. 2009.6 февраля. С.1-3.

2 Прим. Парламент является однопалатным органом, состоит из 50 членов, формируется на конкурсной основе. Совет Думы определяет порядок проведения конкурса и устанавливает его результаты. Парламент является правомочным, если в его со-

став решением Совета Думы вошло не менее чем 2/3 от установленного числа членов парламента.

Для участия в конкурсе кандидат представляет в Совет Думы следующие документы:

не менее 250 подписей лиц в возрасте от 14 до 30 лет, поддерживающих выдвижение кандидата;

проект, отражающий проблемы современной молодежи и содержащий пути разрешения этих проблем;

резюме;

рекомендации.

По своему усмотрению Совет Думы проводит собеседование с кандидатом.

3 Решение Барнаульской городской Думы от 24 октября 2002 г. № 278 «О формировании молодежного Парламента г. Барнаула» // Информацонн-правовая база «ГАРАНТ».

4 Прим. 2 депутата - от Алтайского государственного технического университета им.И.И.Ползунова;

2 депутата - от Алтайского государственного университета;

1 депутат - от Алтайского государственного аграрного университета;

1 депутат - от Алтайского государственного медицинского университета;

1 депутат - от Барнаульского государственного педагогического университета;

1 депутат - от Барнаульского юридического института МВД России;

1 депутат - от Алтайской государственной академии культуры и искусств;

1 депутат - от Алтайской академии экономики и права;

1 депутат - от Алтайского экономико-юридического института;

1 депутат - от Алтайского филиала Сибирской академии государственной службы;

1депутат - председатель Совета студенческого самоуправления учреждений среднего профессионального образования г. Барнаула;

Цепутат - председатель Совета самоуправления обучающихся учреждений начального профессионального образования г. Барнаула;

1 депутат - от Барнаульской ассамблеи школьных парламентов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.