А.А. Зеленин
Нормативно-правовое сопровождение государственной молодежной политики на региональном уровне
Современный этап формирования системы государственной молодежной политики характеризуется поиском оптимальных подходов к разделению ответственности и полномочий между федеральным центром и регионами. Как справедливо отмечают
О. А. Колобов и А.С. Макарычев, «федерализм, будучи политико-юридической формой регионализма, представляет собой компромисс между центробежными и центростремительными тенденциями, которые неизбежно присутствуют в обществе» [1, с. 38]. Процесс достижения такого компромисса затрагивает не только молодежную политику, но и внутреннюю государственную политику в целом, являясь неотъемлемой частью и характеристикой формирования российской государственной политической системы.
По мнению ряда исследователей, понятие «региональная политика» в современной России недостаточно определено в силу непродолжительности своего существования. В нашей стране региональная политика как предмет деятельности органов государственной власти до сих пор не имеет полноценного правового обеспечения. Предмет, цели и задачи региональной политики не получили закрепления ни в Конституции Российской Федерации, ни в федеральных законах. Основным нормативным документом до настоящего времени остается Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803, которым были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», где под региональной политикой понимается «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации». Отмечается, что «регион может совпадать с границами субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации» [2].
В научной литературе последнего десятилетия выделяется несколько подходов к понятию «региональная политика». Так, Ю.С. Дульщиков определяет региональную политику как «деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте» [3, с. 7].
Ю.Н. Гладкий, А.А. Джаримов и другие, применяя институциональный подход, рассматривают взаимоотношения государства (его федеральных структур) и региона (как субъекта Федерации или территориаль-
ной части страны), «центра» и «периферии» в аспекте постоянного участия государства в развитии регионов [4, с. 28]. Другая группа авторов, выделяя государственную региональную политику и региональную политику единиц административно-территориального деления (органов местного самоуправления), различают наполненность субъектно-объектных отношений и определяют последние как отношения «государство-население».
Таким образом, существует два основных подхода к пониманию сущности государственной региональной политики:
1. Политика государства в отношении регионов. Исходя из логики этого подхода любую внутреннюю политику государства можно считать региональной, поскольку государство состоит из регионов.
2. Деятельность органов местного самоуправления по проведению государственной политики. В рамках этого подхода Федеральный центр понимается как институт, определяющий основы и фундамент государственной политики, а также полномочия и ответственность субъектов Федерации по реализации государственной политики.
В существующем правовом обеспечении молодежной политики в Российской Федерации прослеживается тенденция к осуществлению последнего подхода, когда федеральным законодательством определяются условия и рамки государственной молодежной политики, а ее реализация большей частью возлагается на субъекты Федерации.
Традиционно выделяются понятия «политика» как собственно идейные, ценностные и целевые ориентиры управления и «реализация политики» как инструментальные и деятельностные механизмы достижения целей и реализации ценностей. Вопрос о методологическом разделении политической деятельности на законотворческую («теоретическую») и исполнительскую («практическую») представляет+ ся дискуссионным.
Такое разделение не вызывает вопросов применимо к деятельности Федерального центра - теоретическая сторона политики здесь заключается в законотворчестве как механизме придания идеям правового статуса; практическая сторона, упрощенно говоря, заключается в доведении этой правовой базы до регионов и контролю за исполнением.
На региональном же уровне практику реализации политики можно понимать по-разному. С одной
стороны, такой практикой можно называть весь комплекс мероприятий по исполнению государственной политики (определяемой Федеральным центром) на региональном уровне, тогда реализацией политики следует считать не только конкретные мероприятия по освоению бюджетов, но и разработку региональной правовой базы, поскольку последняя основывается на федеральных законах и представляет собой не что иное, как реализацию государственной политики. В этом случае у региональной политики в целом отсутствует «теоретический» компонент. Такая логика допустима, но не удобна нам при «взгляде снизу», при рассмотрении политики с позиций регионов.
С другой стороны, «теоретическим» компонентом региональной политики является также законотворчество субъектов Федерации, но в регионах, в отличие от Федерального центра, законотворчество представляет собой процесс адаптации центральной государственной политики к специфике конкретного региона. Тогда «практическим» компонентом политики выступает реализация региональной правовой базы в конкретных мероприятиях.
В повседневной практике управленческой деятельности вопрос о таком разделении не актуален, поскольку политика осуществляется в неразрывном единстве ее «теоретических» и «практических» основ. Это единство заключается во взаимообусловленности правовых основ и практических возможностей при том, что и то, и другое определяется социальноэкономическими условиями развития государства и общества. Поэтому в контексте данной работы примем условно тождественными (для регионального уровня) понятия «политика» и «реализация политики».
В настоящей статье мы остановимся на законодательно-правовом механизме реализации молодежной политики на региональном уровне, связанном с разработкой и принятием ее нормативно-правового обеспечения в конкретных субъектах Федерации. Данная проблема рассматривается нами на примере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики в регионах Сибирского федерального округа - Алтайского и Красноярского краев, Томской и Кемеровской областей.
Алтайский край. Основным региональным правовым регулятором молодежной политики (МП) в крае является Закон Алтайского края №87-ЗС «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае», принятый 5 ноября 2001 г. [5]. Целью данного закона является «создание правовых, социально-экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для социального развития молодежи, максимального развития ее инновационного и творческого потенциалов в интересах всего общества».
В последние годы молодежная политика в крае сфокусировалась на краевом центре - Барнауле,
и все последующие основополагающие правовые документы, определяющие молодежную политику в крае, принимались Барнаульской городской Думой или городской администрацией, опираясь, вместе с тем, на вышеупомянутый краевой закон [6]. В настоящее время региональная молодежная политика в Алтайском крае осуществляется в основном в соответствии с целевой комплексной программой «Молодежь Барнаула (2005-2010 гг.)» [7]. Программа является городской, однако самой масштабной в крае, именно она характеризует правовое обеспечение реализации МП в Алтайском крае.
Основными источниками финансирования программы являются бюджет города Барнаула, целевые поступления из бюджета Алтайского края, целевые поступления из федерального бюджета и внебюджетные средства.
Целью программы провозглашается «создание условий интеграции молодежи как субъекта в процессе социально-экономического, общественнополитического и культурного развития Барнаула».
Программа представляет собой 5-летний проект, имеющий конкретные цели и детальный план мероприятий по их реализации, что характеризует ее как единую и высокоорганизованную систему регулирования молодежной политики. Однако программа фактически является городской - заказчиком выступает Барнаульская городская Дума, координатором -администрация города. Что касается региональных программ, то таковых на сегодняшний день в крае не реализуется, хотя в Законе «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае» (ст. 29, п. 2) говорится о целевой программе «Молодежь Алтая»: «Главной молодежной программой на территории края является комплексно-целевая программа «Молодежь Алтая», разрабатываемая с периодичностью в 3 года и корректируемая ежегодно по итогам ее соответствующей реализации».
Все это позволяет сделать ряд выводов, характеризующих правовое обеспечение региональной МП в Алтайском крае:
1. Правовой основой реализации молодежной политики в крае является Закон «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае».
2. Молодежная политика проводится системно и организованно на уровне Барнаула, на основании целевых комплексных программ «Молодежь Барнаула» начиная с 2002 г.
3. Законодательный механизм реализации молодежной политики в крае представляется несколько ограниченным в силу того, что комплексные программы охватывают краевой центр - Барнаул, но не распространяются на другие города и территории края.
Красноярский край. На момент исследования (2006 г.) в крае не существовало закона, определяю-
щего молодежную политику на региональном уровне. Отношения в сфере молодежной политики закреплены постановлением краевой администрации от 1 апреля 1998 г. в краевой программе «Молодежь Красноярья» [8]. В соответствии с этим постановлением в Красноярском крае с 1999 г. реализуются целевая программа «Молодежь города Красноярска» [9]. Основными целями программы провозглашаются следующие: создание условий для включения инновационного потенциала молодежи в политическую, экономическую и культурную жизнь общества и города в интересах развития самой молодежи; содействие активности молодежи во всех сферах жизни города, личностной самореализации молодых людей; организация и развитие красноярского молодежного движения общественно-полезной направленности; укрепление позитивного имиджа молодежи и муниципальной молодежной политики.
Основными задачами программы являются следующие: объединение усилий органов местного самоуправления, общественных организаций, негосударственных структур в целях содействия адаптации молодежи к самостоятельной жизни, оздоровления молодежной культуры, профилактики асоциальных явлений; поддержка молодежных инициатив и содействие организационному развитию молодежных общественных объединений, волонтерскому движению; содействие занятости и трудоустройству молодежи и подростков; организация и проведение Второго Красноярского молодежного форума.
Кроме данной программы, законодательный механизм реализации молодежной политики в Красноярском крае реализуется в форме постановлений и распоряжений городских и краевых органов государственной власти о конкретных мероприятиях в сфере молодежной политики, например постановление администрации Красноярского края «О реорганизации государственного учреждения «Краевое агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи» и краевого государственного учреждения «Краевой центр патриотической работы и социальных программ» [10].
Таким образом, законодательный механизм молодежной политики в Красноярском крае характеризуется следующими основными особенностями:
1. Базовый документ, регламентирующий отношения в сфере молодежной политики, отсутствует. Существующие законодательные документы определяют политику в отношении молодежи преимущественно в краевом центре - Красноярске, существенно не распространяясь на остальные города и территории края.
2. На уровне Красноярска нормативная основа молодежной политики имеет характер решения, является устаревшей и не определяет систему реализации молодежной политики в регионе.
3. Программный уровень реализации молодежной политики по существу ограничен одной целевой программой «Молодежь Красноярска», которая не охватывает большинства возможных направлений реализации политики в отношении молодежи.
В целом необходимо отметить, что система организации молодежной политики в Красноярском крае находится на этапе формирования. Существуют проекты законов о молодежной политике в крае, проекты концепций и стратегий реализации молодежной политики, находящиеся на стадии разработки и обсуждения. Реализация же политики между тем носит характер локальных мероприятий, которые местные власти стараются проводить в русле общих принципов молодежной политики Российской Федерации.
Томская область. Правовые основы молодежной политики в Томской области устанавливает Закон Томской области «О государственной молодежной политике в Томской области» (№24-ОЗ) от 14 июня 2000 г. [11].
Закон определяет приоритеты молодежной политики: содействие социальному, культурному, духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан; создание условий для более полного включения молодежи в социальноэкономическую, политическую и культурную жизнь общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития самой молодежи; создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности молодежных и детских общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию молодежи, а также защита и охрана их прав.
Закон закрепляет правовой статус молодых граждан как обладающих «всей полнотой экономических, политических, социальных, личных прав и свобод, определенных Конституцией РФ» и исполняющих «обязанности, предусмотренные действующим законодательством», исключает возможность «каких-либо прямых или косвенных ограничений прав и свобод молодых граждан по возрасту, а также возложение на молодых граждан каких-либо дополнительных обязанностей по сравнению с установленными для остальных граждан». Также Закон определяет компетенции органов государственной власти местного самоуправления в сфере молодежной политики.
Закон определяет и описывает широкий спектр форм социально-экономического содействия реализации молодежной политики.
1. Реализация права на труд и занятость. Исполнительной власти вменяется учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении молодежной
политики в сфере занятости, использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников; создание молодежных бирж труда, разработка и реализация программ, направленных на организацию сезонного трудоустройства молодежи, переподготовку молодых работников, создание дополнительных рабочих мест.
2. Поддержка предпринимательской инициативы молодых граждан. Закон предполагает содействие в создании молодежных предприятий и организаций молодежных и детских объединений путем выдачи поручительств и гарантий; предоставление молодежным предприятиям льгот по налогообложению и льготному кредитованию; финансирование обучения молодых граждан, прошедших конкурсный отбор, основам предпринимательской деятельности; предоставление в соответствии с действующим законодательством единовременных субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообучения молодежи; проведение регулярных конкурсов среди учащихся старших курсов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на лучший бизнес-план в области малого предпринимательства; привлечение молодых граждан, завершающих обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, к конкурсной подготовке планов по развитию и экономической стабилизации предприятий области и предоставление им возможности для замещения должностей в органах управления такими предприятиями, осуществление поддержки молодежных предприятий.
3. Реализация права на образование. Согласно закону, молодежь, обучающаяся в высших и средних профессиональных учебных заведениях на территории Томской области - студенты, признаются субъектами особого государственного внимания и поддержки. В целях реализации права на образование малообеспеченным молодым гражданам, проживающим
в Томской области и впервые получающим высшее образование в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, органами государственной власти и органами местного самоуправления оказывается помощь в оплате обучения на возмездной основе при условии их успешного обучения по специальностям, имеющим использование в экономике и социальной сфере Томской области, обучение по которым не производится в государственных образовательных учреждениях.
4. Поддержка талантливой молодежи. Такая поддержка осуществляется привлечением предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан к поддержке талантливой молодежи; содействием в создании творческих мастерских, школ, объединений при выдающихся деятелях науки, культуры и искусства; предоставлением на договорной основе молодежи для творческой и инновационной деятельности находящихся в собственности Томской области средств, включая средства массовой информации, издательств, выставочных и концертных залов; передачей в пользование молодежным и детским объединениям культурных и научно-технических объектов в установленном порядке; обеспечением участия представителей талантливой молодежи Томской области в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах творчества молодежи; обеспечением доступа талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных учреждениях зарубежных стран.
5. Поддержка молодой семьи. Каждая молодая семья, проживающая на территории Томской области, вправе представить на рассмотрение соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления собственный проект решения жилищной проблемы. Органами государственной власти Томской области молодым семьям оказывается поддержка в решении социально-экономических и бытовых проблем на основе принятых социальных программ области.
6. Физическое и духовное развитие молодежи. Законом предполагается обязательное выделение вопросов, затрагивающих физическое, духовное здоровье и развитие молодежи, при разработке территориальных программ в сфере экологии, здравоохранения, образования, культуры, массовой информации и книгоиздательской деятельности, социальной защиты населения, физической культуры и спорта и в иных смежных сферах; поощрение общественных инициатив и проектов (включая международные), имеющих целью образование и воспитание молодежи; распространение среди молодых людей духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей отечественной и мировой культуры. Кроме того, учащимся и студентам образовательных учреждений предоставляется преимущественный режим пользования культурно-просветительскими и спортивно-оздоровительными учреждениями с оплатой их посещения по льготным ценам и тарифам.
7. Профилактика безнадзорности, правонарушений, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних.
Кроме того, закон закрепляет организационное молодежное образование - областной молодежный форум, решения которого учитываются при реализации государственной молодежной политики в Том-
ской области. Регламентируется информационное и финансовое обеспечение реализации молодежной политики, государственная поддержка деятельности молодежных общественных объединений.
Отдельная статья закона (ст. 28) регламентирует принципы разработки комплексных целевых программ, создаваемых во исполнение самого закона.
На основании положений данного закона реализуется областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 гг.» [12]. Целью программы является «создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей и специалистов в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Томской области». В качестве задач программы определяются следующие: создание системы законодательных и нормативных правовых актов Томской области, обеспечивающих активную государственную и муниципальную поддержку молодежных инициатив по развитию движения молодежных жилых комплексов в виде общественных организаций, молодежных жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений молодых семей и специалистов; создание системы государственной и муниципальной поддержки коллективного и индивидуального строительства силами молодых семей в сельской местности; создание механизма решения жилищной проблемы молодых семей, в том числе по научно-методическому, организационному, информационному и кадровому обеспечению; создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса; создание эффективной системы управления реализации программы, адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы.
Кроме данной программы издаются иные нормативные документы в форме решений, постановлений, распоряжений, определяющие конкретные мероприятия и организационные формы реализации молодежной политики на территории области, например, постановление Государственной Думы Томской области «О молодежном парламенте Томской области» от 30 сентября 2004 г. [13].
Таким образом, реализация законодательного механизма региональной молодежной политики в Томской области характеризуется следующими основными особенностями:
1. Действует Закон Томской области «О государственной молодежной политике в Томской области», представляющий собой основной документ, регламентирующий отношения в сфере молодежной политики в регионе. Необходимо отметить, что Закон представляет собой системный и внутренне согласованный документ, регламентирующий самые разные аспекты реализации молодежной политики, в том числе прин-
ципы разработки целевых программ, являющихся следующим уровнем законодательной системы в сфере молодежной политики (что в аналогичных законах других рассматриваемых регионов не встречается). Также Закон отчетливо определяет приоритеты региональной молодежной политики с учетом специфики молодежных проблем региона - поддержка студенчества и образовательной сферы в целом.
2. При этом создана и реализуется на сегодняшний день лишь одна целевая программа, направленная на обеспечение жильем молодых семей. Другие направления реализации молодежной политики, описанные в Законе «О государственной молодежной политике в Томской области», в том числе поддержка студенческой молодежи, реализуются в форме локальных решений и постановлений.
Кемеровская область. Отношения в сфере молодежной политики в Кемеровской области определяет Закон Кемеровской области «Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области» [14].
Основными целями государственной молодежной политики в Кемеровской области являются: установление приоритета молодежной политики в социальноэкономическом развитии Кемеровской области; содействие социальному становлению, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, реализации ее общественно полезных инициатив, программ и проектов; создание условий для наиболее полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.
Согласно закону государственная молодежная политика в Кемеровской области осуществляется по следующим основным направлениям: обеспечение соблюдения прав и свобод молодых граждан; развитие гражданственности и патриотизма молодежи; создание системы информационного обеспечения молодежи; поддержка молодой семьи, поэтапное решение жилищной проблемы молодежи и молодых семей; поддержка экономической, предпринимательской и профессиональной деятельности молодежи; развитие художественного творчества молодежи, поддержка талантливой молодежи; развитие массового спорта и туризма среди детей, подростков и молодежи; формирование и развитие системы социальных служб для молодежи; развитие международного сотрудничества молодежи; развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью; поддержка и координация деятельности молодежных и детских общественных объединений; создание условий для возникновения молодежных и детских общественных объединений, движений и инициативных групп; организация и поддержка досуга и отдыха молодежи.
Закон регламентирует организационные принципы осуществления молодежной политики: планирование
деятельности по осуществлению государственной молодежной политики, структуру органов молодежной политики. Отдельной статьей учреждается областная коллегия по молодежной политике, которая является совещательным органом и состоит из представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений и организаций, работающих с детьми и молодежью.
Закон определяет порядок создания и функционирования специализированных молодежных учреждений, подразделяя их на информационные (обеспечивающие информирование молодежи о правах и возможностях их реализации во всех сферах общественной жизни); консультационные (дающие юридические, медицинские, психологические, педагогические рекомендации и соответствующую помощь несовершеннолетним, молодым гражданам и их родителям); социально-реабилитационные (оказывающие коррекционную, реабилитационную и иную помощь нуждающимся в ней категориям молодых граждан и их семьям); культурно-досуговые (организующие содержательный досуг молодежи, массовые мероприятия для различных категорий молодых людей); спортивно-оздоровительные (организующие работу по оздоровлению и физическому воспитанию молодежи, пропаганде здорового образа жизни); образовательные (обеспечивающие подготовку, переподготовку молодежи); учреждения, содействующие занятости молодежи (молодежные биржи труда), (организующие временные и постоянные рабочие места для молодежи); учреждения, осуществляющие комплексную систему мер по поддержке и развитию молодежного предпринимательства (бизнес-инкубаторы); иные учреждения, созданные с целью реализации молодежной политики.
Закон определяет взаимодействие органов государственной власти Кемеровской области, осуществляющими молодежную политику, с молодежными и детскими общественными объединениями и организациями, работающими с детьми и молодежью, основные формы поддержки молодежи, молодежных объединений и организаций, работающих с молодежью и детьми. Также закон регламентирует ведение областного реестра молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Относительно конкретных направлений поддержки молодых граждан закон определяет следующие основные приоритеты:
1. Гарантии в сфере предоставления социальных услуг молодежи. Органами государственной власти Кемеровской области устанавливается система социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг по обучению, воспитанию, охране здоровья, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке.
2. Обеспечение прав молодежи в области образования. Органы государственной власти Кемеровской области создают режим наибольшего благоприятствования и стимулируют деятельность всех ученических и студенческих органов самоуправления, готовых взять на себя решение части проблем учащихся и студентов.
3. Государственная поддержка улучшения жилищных условий молодежи. Органы государственной власти Кемеровской области осуществляют содействие молодым гражданам в решении жилищных проблем посредством осуществления поддержки и развития системы строительства жилья для молодых граждан предприятиями всех форм собственности, разработки и поэтапного внедрения механизма льготного кредитования молодых семей для строительства и приобретения жилья.
4. Содействие занятости молодежи обеспечивается посредством создания дополнительных рабочих мест, специализированных ученических мест для несовершеннолетних, установления в соответствии с действующим законодательством квот приема на работу выпускников образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите; предоставления бесплатных профориентационных услуг и информации о свободных рабочих местах и вакансиях, помощи государственной службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; поддержки деятельности негосударственных организаций, содействующих занятости молодежи; проведения временных, сезонных и общественных работ для молодежи; создания региональных центров молодежного предпринимательства, обеспечивающих консультативно-методическую, информационную и юридическую помощь молодым гражданам.
5. Развитие системы детского и молодежного отдыха обеспечивается посредством организации профильных лагерей, учитывающих интересы детей и молодежи; поддержки и распространения экспериментальных (авторских) проектов и программ в сфере отдыха и оздоровления; подготовки методических материалов в помощь организаторам детского и молодежного отдыха, обеспечения методического руководства профильными лагерями и сменами; разработки нормативных документов по организации деятельности учреждений детского и молодежного отдыха; организации подготовки и переподготовки кадров оздоровительных, образовательно-оздоровительных учреждений.
6. Обеспечение физического и духовного развития молодежи. Осуществляется по следующим направлениям: развитие системы профилактических мер, направленных против наркомании, способствующих
пропаганде здорового образа жизни; совершенствование физического воспитания, физической культуры и физкультурно-оздоровительной работы; воспитание гражданственности, патриотизма и демократии на основе исторических, культурных и духовных ценностей; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; развитие научно-технического и художественного творчества среди молодых граждан; развитие системы экологического воспитания и образования молодежи.
7. Поддержка талантливой молодежи организуется в форме установления премий, стипендий, грантов, предоставления образовательного кредита; содействие созданию молодежных творческих мастерских, школ, объединений; содействие участию талантливой молодежи в российских и международных конкурсах, семинарах и проектах; направление наиболее одаренных молодых граждан на конкурсной основе на обучение, стажировку и переподготовку в образовательные учреждения других государств.
Также закон определяет экономические основы реализации молодежной политики. На основании закона приняты другие законы и программы, определяющие реализацию молодежной политики в области.
Так, например, реализуется среднесрочная региональная целевая программа «Молодежь Кузбасса» [15]. Целью программы является реализация комплекса мероприятий государственной молодежной политики, направленных на социальную защиту молодежи, духовное, физическое, нравственное и гражданское воспитание молодых граждан, улучшение состояния здоровья, развитие физической культуры и спорта, туризма, приобщение к здоровому образу жизни различных категорий населения области.
Реализуется краткосрочная целевая программа «Образование Кузбасса» [16], действуют законы «О государственной поддержке организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Кемеровской области» [17], «О предоставлении долгосрочных целевых займов и развитии ипотечных отношений в жилищной сфере Кемеровской области» [18].
Отдельные мероприятия в сфере молодежной политики законодательно закрепляются в форме различных постановлений, например, Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области «О создании молодежного парламента в Кузбассе при Совете народных депутатов Кемеровской области» [19].
Таким образом, законодательный механизм реализации государственной молодежной политики в Кемеровской области представляет собой достаточ-
но организованную многоуровневую систему, внутренне согласованную за счет принципа иерархичности, когда основные принципы политики закреплены в основном законе, а конкретные программные решения основываются на этом законе. Применяются инновационные методы вовлечения молодежи в общественную жизнь, в частности Молодежный парламент.
Характеризуя законодательный механизм реализации молодежной политики в Сибирском федеральном округе в целом, необходимо отметить как достоинства, так и недостатки в практической его реализации в рассмотренных регионах. К недостаткам можно отнести недостаточную сформированность собственно законодательного механизма в некоторых субъектах Федерации (Красноярский край), недостаточный охват регионов в части законодательного регулирования молодежной политики, направленность ее преимущественно на областные (краевые) центры - Алтайский и Красноярский края. Также к недостаткам можно отнести некоторую слабость программного уровня законодательной системы в некоторых регионах, когда не все обозначенные в основном законе принципы не поддержаны целевыми программами (Томская область).
В целом же достоинством законодательно-правового механизма можно считать устойчивую нарастающую динамику его развития в последние годы. Именно в последние годы в большинстве регионов были приняты законы о молодежной политике, за счет чего работа с молодежью была систематизирована, структурирована и подчинена общей идее государственной молодежной политики. Также в последние годы произошел существенный прогресс в части программного законотворчества - на смену отдельным программам мероприятий пришли целевые программы. Целевые программы и комплексные целевые программы являются преимущественно масштабными законодательными продуктами высокого качества, достаточно детально описывая конкретные технологии реализации определяемых целей и задач. Принимая во внимание Стратегию государственной молодежной политики в РФ, необходимо отметить, что в будущем предлагается реализовывать молодежную политику в форме проектов как наиболее развитых формах используемых сегодня программ. Это стало возможным во многом благодаря успешной практике реализации комплексных программ как форм системной практической реализации молодежной политики.
Библиографический список
1. Колобов, О.А. Российский регионализм в свете за- 2. Собрание законодательства РФ. - 1996. №23. Ст. 2756.
рубежного опыта / О.А. Колобов, А.С. Макарычев // Со- 3. Дульщиков, Ю. С. Региональная политика и управле-
циологические исследования. - 1999. - №12. ние / Ю. Дульщиков. - М., 1998.
4. Гладкий, Ю.Н. Основы региональной политики: учебник для вузов / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. - СПб., 1998.
5. О государственной молодежной политике в Алтайском крае : закон от 5 ноября 2001 г. №»87-ЗС // Алтайская правда.
- 2001. - №294. - 13 нояб.
6. Положение о проведении ежегодных конкурсов на соискание грантов Главы администрации города Барнаула для поддержки проектов общегородского значения в области науки для молодежи : постановление администрации Барнаула от 27 декабря 2001 г. №3254 // Вечерний Барнаул.
- 2002. - №4. - 12 янв.
7. Об утверждении целевой комплексной программы «Молодежь Барнаула (2005-2010 гг.)» : решение Барнаульской городской Думы от 10 июня 2005 г. №135 // Вечерний Барнаул. - 2005. - №112-114. - 2 авг.
8. О краевой программе «Молодежь Красноярья» на 1998-2000 годы : Постановление администрации Красноярского края от 1 апреля 1998 г. №183-п // Городские новости.
- 2000. - №79. - 28 июля.
9. О городской целевой программе «Молодежь города Красноярска» на 1999 год : решение Красноярского городского Совета от 2 июня 1999 г. №19-172 // Городские новости.
- 1999. - №61-62. - 9 июля.
10. О реорганизации государственного учреждения «Краевое агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи» и краевого государственного учреждения «Краевой центр патриотической работы и социальных программ» : постановление администрации Красноярского края от 30.01.2004 №25-п // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. - 2004. - №6. - 25 февр.
11. О государственной молодежной политике в Томской области : закон Томской области от 14 июня 2000 г. №24-ОЗ // Томские новости. - 2000. - №16. - 21 июля.
12. Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы» : закон Томской
области от 15 ноября 2002 г. №81-ОЗ; ред. от 17.05.2004 г.: принят постановлением Государственной Думы Томской области от 31.10.2002 г. №»358 // Официальные ведомости Го -сударственной Думы Томской области: сборник нормативных правовых актов. - 2002. - №18. - 27 нояб.
13. О молодежном парламенте Томской области (вместе с «Положением о молодежном парламенте Томской области»)
: постановление Государственной Думы Томской области от 30 сентября 2004 г. №»1493 // Официальные ведомости Госу -дарственной Думы Томской области : сборник нормативных правовых актов. - 2004. - №34. - 28 окт.
14. Об обшдх принципах осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области : закон Кемеровской области от 15.02.2001 г. №21-ОЗ; ред. от 29.09.2005 г. // Кузбасс. - 2001. - №38. - 27 февр.
15. Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Молодежь Кузбасса» на 2006-2008 годы : закон Кемеровской области от 23.12.2005 г. №165-ОЗ // Кузбасс. - 2005. - №241. - 27 дек.
16. Об утверждении краткосрочной региональной целевой программы «Образование Кузбасса» на 2006 г. : закон Кемеровской области от 17.01.2006 г. №5-ОЗ // Кузбасс.
- 2006. - №241. - 24 янв.
17. О государственной поддержке организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Кемеровской области : закон Кемеровской области от 15.07.2004 г. №45-ОЗ; ред. от 27.07.2005 г. // Кузбасс. - 2004. - №141. - 3 авг.
18. О предоставлении долгосрочных целевых займов и развитии ипотечных отношений в жилищной сфере в Кемеровской области : закон Кемеровской области от 15.07.2004 г. №»45-ОЗ; ред. от 27.07.2005 г. // Кузбасс. - 2004.
- №141. - 3 авг.
19. О создании молодежного парламента Кузбасса при Совете Народных депутатов Кемеровской области : постановление Совета Народных депутатов Кемеровской области (первый созыв) от 12.04.2000 г. №444 // Законодательный вестник Совета Народных депутатов Кемеровской области. - 2000. - Март-апрель.