Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА'

РАЗВИТИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / STATE AND MUNICIPAL SERVICES / МУЛЬТИРЕГИОНАЛЬНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / SOCIOLOGICAL SURVEY / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / DIGITALIZATION / MULTIREGIONAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко М.А., Дуплякина О.К., Свиридова А.Е.

Цифровая экономика, цифровой бизнес, цифровая трансформация - это уже не просто тренды будущего, а реальность, к которой стремятся современный бизнес и организации. Умные технологии все больше проникают в нашу жизнь. Не только люди, но и предметы, здания, производственные объекты взаимодействуют друг с другом через цифровые сервисы. В ходе исследования проведен социологический опрос респондентов на предмет оценки качества предоставления государственных услуг по следующим критериям: время предоставления государственных услуг; время ожидания в очереди при получении государственных услуг; вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственных услуг; комфортность условий в помещении, в котором предоставлены государственные услуги; доступность информации о порядке предоставления государственных услуг. Проведен анализ реализации в регионах пилотного проекта «Мультирегиональность», согласно которому можно оптимизировать расходы на развитие и сопровождение региональных порталов. В статье аргументировано, что все отрасли хозяйственной деятельности, внедряя автоматизацию и информатизацию, постепенно переходят к «цифровизации» всех бизнес-процессов. Рост эффективности практически всегда связан с наукоемкими и инновационными технологиями, материалами, современным управлением, с реализацией информационно-коммуникационных процессов и «цифровой трансформации». Переход к цифровой экономике предусматривает комплексные изменения как на уровне государства, так и на уровне организаций. Чтобы оказаться в лидерах надо быть гибкими и чутко реагировать на изменения, поэтому цифровая трансформация экономики неизбежна. Большое значение в развитии цифровой экономики играет роль государства, которая заключается в разработке законодательно - нормативной базы, адаптированной к новым реалиям, в том числе корректные способы учета средств производства и юридическая защита организаций, которые идут по пути цифровизации.Digital economy, digital business, digital transformation are not just trends of the future, but the reality that modern business and organizations aspire to. Smart technologies are getting more and more into our lives. Not only people, but also objects, buildings, production facilities interact with each other through digital services. The study conducted a sociological survey of respondents to assess the quality of public services according to the following criteria: the time of the provision of public services; waiting time in queue for the receipt of public services; courtesy and competence of the employee interacting with the applicant in the provision of public services; comfort conditions in the room in which public services are provided; availability of information on the procedure for the provision of public services. The analysis of the implementation in the regions of the pilot project «Multiregional», according to which it is possible to optimize the cost of the development and maintenance of regional portals. The article argues that all branches of economic activity, introducing automation and computerization, gradually move to the "digitalization" of all business processes. Efficiency growth is almost always associated with high-tech and innovative technologies, materials, modern management, implementation of information and communication processes and «digital transformation». The transition to the digital economy involves complex changes both at the state and at the level of organizations. To be in the lead must be flexible and responsive to change, so the digital transformation of the economy is inevitable. Great importance in the development of the digital economy plays the role of the state, which is to develop a legislative and regulatory framework adapted to new realities, including the correct ways to take into account the means of production and legal protection of organizations that are on the path of digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

6. Chulkov A.S. Povyshenie kachestva gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug i puti optimizacii seti uchrezhdenij, okazyvajushhih ih / Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ruarticle/v/povyshenie-kachestva-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-i-puti-optimizatsii-seti-uchrezhdeniy-okazyvayuschih-ih (data obrashhenija: 13.04.2018).

УДК 332.26 ГРНТИ 06.39

М.А. Мирошниченко

доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанский государственный университет

M.A. Miroshnichenko

Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business

Processes, Ph.D. Assistant Professor, Kuban State University (marina_kgu@mail.ru 89615289791)

О.К. Дуплякина, А.Е. Свиридова магистры, Кубанский государственный университет

OK. Duplyakina, A.E. Sviridova Masters, Kuban State University (dok1995@mail.ru 89189703187)

РАЗВИТИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Цифровая экономика, цифровой бизнес, цифровая трансформация - это уже не просто тренды будущего, а реальность, к которой стремятся современный бизнес и организации. Умные технологии все больше проникают в нашу жизнь. Не только люди, но и предметы, здания, производственные объекты взаимодействуют друг с другом через цифровые сервисы. В ходе исследования проведен социологический опрос респондентов на предмет оценки качества предоставления государственных услуг по следующим критериям: время предоставления государственных услуг; время ожидания в очереди при получении государственных услуг; вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственных услуг; комфортность условий в помещении, в котором предоставлены государственные услуги; доступность информации о порядке предоставления государственных услуг. Проведен анализ реализации в регионах пилотного проекта «Мультирегиональность», согласно которому можно оптимизировать расходы на развитие и сопровождение региональных порталов. В статье аргументировано, что все отрасли хозяйственной деятельности, внедряя автоматизацию и информатизацию, постепенно переходят к «цифровизации» всех бизнес-процессов. Рост эффективности практически всегда связан с наукоемкими и инновационными технологиями, материалами, современным управлением, с реализацией информационно-коммуникационных процессов и «цифровой трансформации». Переход к цифровой экономике предусматривает комплексные изменения как на уровне государства, так и на уровне организаций. Чтобы оказаться в лидерах надо быть гибкими и чутко реагировать на изменения, поэтому цифровая трансформация экономики неизбежна. Большое значение в развитии цифровой экономики играет роль государства, которая заключается в разработке законодательно - нормативной базы, адаптированной к новым реалиям, в том числе корректные способы учета средств производства и юридическая защита организаций, которые идут по пути цифровизации.

Annotation. Digital economy, digital business, digital transformation are not just trends of the future, but the reality that modern business and organizations aspire to. Smart technologies are getting more and more into our lives. Not only people, but also objects, buildings, production facilities interact with each other through digital services. The study conducted a sociological survey of respondents to assess the quality of public services according to the following criteria: the time of the provision of public services; waiting time in queue for the receipt of public services; courtesy and competence of the employee interacting with the applicant in the provision of public services; comfort conditions in the room in which public services are provided; availability of information on the procedure for the provision of public services. The analysis of the implementation in the regions of the pilot project «Multiregional», according to which it is possible to optimize the cost of the development and maintenance of regional portals. The article argues that all branches of economic activity, introducing automation and computerization, gradually move to the "digitalization" of all business processes. Efficiency growth is almost always associated with high-tech and innovative technologies, materials, modern management, implementation of information and communication processes and «digital transformation». The transition to the digital economy involves complex changes both at the state and

at the level of organizations. To be in the lead must be flexible and responsive to change, so the digital transformation of the economy is inevitable. Great importance in the development of the digital economy plays the role of the state, which is to develop a legislative and regulatory framework adapted to new realities, including the correct ways to take into account the means of production and legal protection of organizations that are on the path of digitalization.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, мультирегиональность, социологический опрос, трансформация, цифровая экономика, цифровизация. Key words: state and municipal services, Multiregional, sociological survey, transformation, digital economy, digitalization.

В рамках своей деятельности многофункциональный центр (МФЦ) предоставляет для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственные и муниципальные услуги органов государственной власти и местного самоуправления. Сеть МФЦ позволяет сделать массовые и социально значимые услуги доступными гражданам не только крупных городов, но и удаленных малонаселенных пунктов. МФЦ - организация, предоставляющая государственные муниципальные услуги, в том числе и в электронной форме по принципу «одного окна». Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки и документы в других государственных и муниципальных учреждениях, ходить по инстанциям, стоять в очередях или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальное работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ совместно с соответствующими государственными и муниципальными органами власти [9].

МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг. В Краснодарском крае функционирует 55 МФЦ, количество оказываемых ими услуг превышает 150 тыс. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений)» гражданам предоставляется возможность оценить качество исполнения государственных услуг [3]. Оценка качества предоставления государственных услуг осуществляется по следующим критериям:

- время предоставления государственных услуг;

- время ожидания в очереди при получении государственных услуг;

- вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственных услуг;

- комфортность условий в помещении, в котором предоставлены государственные

услуги;

- доступность информации о порядке предоставления государственных услуг.

В отношении государственных услуг, предоставление которых осуществляется в электронном виде, гражданам дается возможность их оценки на всех стадиях исполнения государственных услуг (информирование о порядке получения государственных услуг, запись на прием, подача заявления, получение информации о ходе выполнения государственных услуг, получение результата их предоставления) непосредственно после их получения.

Мнение гражданина о качестве предоставления государственных услуг выявляется посредством использования:

- устройств подвижной радиотелефонной связи;

- терминальных и иных устройств, расположенных в МФЦ;

- сети «Интернет».

Посредством сети «Интернет» был проведен социологический опрос населения на территории г. Краснодар. Респондентам была предложена анкета с вопросами. Результаты анкетирования жителей Краснодарского края за 2017 год выглядят следующим образом (рисунок 1-5).

Обращались ли вы за получением услуги в МФЦ?

41%

■ Да, обращался(ась) один раз

■ Да, обращался(ась) несколько раз

- Нет, это посещение первое

в Ни разу не обращался(ась)

Рисунок 1 - Социологический опрос респондентов «Обращались ли Вы за получением услуги в

МФЦ?»

МфЦ? 9,1

Сколько времени у Вас ушло на ожидание в очереди в последнее посещение Затрудняюсь ответить Приняли сразу

До 10 мин | | 18,2

От 10 мин до 30 мин 36,4

От 30 мин до 60 мин Больше 60 минут

0

5

10

15

20

25

30

35

40

Рисунок 2 - Социологический опрос респондентов «Сколько времени у Вас ушло на ожидание

в очереди в последнее посещение МФЦ?»

Удовлетворены ли Вы обслуживанием со стороны сотрудников

МФЦ?

4% 5%

36%

55%

■ Безусловно удовлеворен(ена)

■ Скорее удовлетворен(ена)

+ Скорее не удовлетворен(ена)

Рисунок 3 - Социологический опрос респондентов «Удовлетворены ли Вы обслуживанием со

стороны сотрудников МФЦ?»

Рисунок 4 - Социологический опрос респондентов «Комфортно ли Вам находиться в

помещении МФЦ?»

Как бы Вы в целом оценили качество предоставления услуг

МФЦ?

14%

50%

27%

■ Отличное

■ Хорошее

ш Удовлетворительное * Плохое

Рисунок 5 - Социологический опрос респондентов «Как бы Вы в целом оценили качество

предоставления услуг МФЦ?»

В таблице 1 представлены результаты социологического исследования за период с 2014 по 2017 гг.

Таблица 1- Статистика социального исследования МФЦ за 2014-2017 гг.

2014 2015 2016 2017

1 2 3 4 5

Обращались ли Вы за получением услуги в МФЦ?, %

Да, обращался(ась) один раз 24 29 30 40,9

Да, обращался(ась) несколько раз 70 41 46 45,5

Нет, это посещение первое 6 1 2 4,5

Ни разу не обращался(ась) 0 29 22 9,1

Сколько времени у Вас ушло на ожидание в очереди в последнее посещение МФЦ?, %

Больше 60 минут 15 10 8 18,2

От 30 мин до 60 мин 22 16 19 13,6

От 10 мин до 30 мин 36 30 28 36,4

До 10 мин 19 23 24 18,2

Приняли сразу 5 10 15 9,1

Затрудняюсь ответить 3 11 6 9,1

Удовлетворены ли Вы обслуживанием со стороны сотрудников МФЦ?, %

Безусловно удовлеворен(ена) 70 45 46 54,5

Скорее удовлетворен(ена) 22 41 45 36,4

Скорее не удовлетворен(ена) 5 9 6 4,5

Абсолютно не удовлетворен(ена) 3 5 3 4,5

Комфо] этно ли Вам находиться в помещении МФЦ?, %

Все очень удобно и комфортно 70 45 46 36,4

Скорее комфортно 22 41 45 45,5

1 2 3 4 5

Скорее некомфортно 5 9 6 9,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенно некомфортно 3 5 3 9,1

Как бы Вы в целом оценили качество предоставления услуг МФЦ?, %

Отличное 59 30 46 27,3

Хорошее 36 54 45 50

Удовлетворительное 5 10 6 13,6

Плохое 1 6 3 9,1

Анализируя данные за 4 года, можно отметить, что в МФЦ стали обращаться чаще, чем

раньше, значит население стало более информировано и доверительно относиться к услугам МФЦ. Граждане начали больше использовать электронные услуги. Происходит поэтапный переход на цифровую экономику (рисунок 6).

Время для предоставления услуг постепенно снижается, но все же остаются услуги, которые занимают большой временной отрезок (рисунок 7).

%

80 60 40 20 0

Обращались ли вы за получением услуги в МФЦ?

2014

2015

2016

2017

■ Да, обращался(ась) один раз я Нет, это посещение первое

■ Да, обращался(ась) несколько раз Ни разу не обращался(ась)

Рисунок 6 - Статистика социального исследования МФЦ по вопросу «Обращались ли Вы за

получением услуги в МФЦ?» за 2014-2017 гг.

Сколько времени у вас ушло на ожидание в очереди в % последнее посещение МФЦ?

40

2014 2015 2016 2017

Больше 60 минут ■ От 30 мин до 60 мин о От 10 мин до 30 мин ■ До 10 мин

Рисунок 7 - Статистика социального исследования МФЦ по вопросу «Сколько времени у вас ушло на ожидание в очереди в последнее посещение МФЦ?» за 2014-2017 гг.

Из-за постепенного увеличения количества предоставляемых услуг, а также из-за увеличения количества населения, обращающегося в МФЦ, нахождение в центре становится не так комфортабельно, как было раньше. Не хватает посадочных мест для ожидания, а также не всегда работает кондиционер в летнее время (рисунок 8).

%

80 60 40 20 0

Комфортно ли вам находиться в помещении МФЦ?

2014

2015

2016

2017

■■ Все очень удобно и комфортно Скорее некомфортно

Скорее комфортно Совершенно некомфортно

Рисунок 8 - Статистика социального исследования МФЦ по вопросу «Комфортно ли вам находиться в помещении МФЦ?за 2014-2017 гг.

Учитывая все проблемы, Правительство продолжает совершенствовать работу МФЦ. Так, с 2019 года отделения Сбербанка России начнут исполнять функции многофункциональных центров государственных услуг. Сотрудник банка будет выполнять функции сотрудника МФЦ, что значительно сократит время предоставления услуги в Центре и повысит ее качество. Так, в Сбербанке можно будет получить паспорт или открыть бизнес. Также Сбербанк получат право регистрировать граждан России на электронном портале государственных и муниципальных услуг, что повлечет за собой увеличение количества выполнения услуг в электронной форме, поможет в реализации программы «Цифровая экономика».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 747-р утвержден план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе МФЦ на 20162018 гг. Реализация мероприятий, рассчитанных на трехлетнюю перспективу, позволит повысить качество предоставления социально значимых государственных услуг в первую очередь за счет сокращения числа обращений граждан в органы власти.

Планом предусматривается совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе отдельных государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, мониторинг на федеральном уровне качества обслуживания граждан в МФЦ.

Так, для каждого региона была разработана так называемая «дорожная карта», в которой содержится план мероприятий на 2016-2018 гг. по повышению качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Основными задачами «дорожной карты» субъектов РФ являются:

- организация работ по разработке и утверждению административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг в субъекте РФ и обеспечению их соответствия установленным требованиям действующего законодательства;

- организация работ по информационному наполнению реестра государственных услуг и реестров муниципальных услуг субъекта РФ;

- организация работ по мониторингу качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

- организация работ по информированию граждан о порядке и способах получения государственных и муниципальных услуг.

Реализация «дорожной карты» осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами, определяющими приоритеты и требования в области организации предоставления государственных и муниципальных услуг:

1) Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

2) Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

3) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»;

4) Постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 г. №1078 «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»;

5) Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2001 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

Основными принципами реализации мероприятий «дорожной карты» являются:

- рост качества государственных и муниципальных услуг, в том числе путем оптимизации и упрощения административных процедур в рамках их предоставления;

- повышение доступности для населения государственных и муниципальных услуг;

- подъем удовлетворенности населения качеством государственных и муниципальных услуг;

- повышение информированности граждан о порядке и способах получения государственных и муниципальных услуг.

Исследуя развитие электронных государственных и муниципальных услуг, следует обратить внимание на новую концепцию государственных услуг - мультирегиональность.

Проект «Мультирегиональность» направлен на формирование Единой инфраструктуры Электронного правительства и соответствует Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы. Он разработан в соответствии с Поручением Президента от 21 июля 2016 года «О преимущественном использовании госорганами федеральной инфраструктуры Электронного правительства» [12].

В 2016 году с Минкомсвязи России запустили пилотный проект «Мультирегиональность ЕПГУ». Он предусматривает интеграцию регионального контента в единый портал gosuslugi.ru (рисунок 9).

Рисунок 9 - Проект «Мультирегиональность ЕГПУ» [14]

Мультирегиональность позволяет разрабатывать и выводить на ЕПГУ региональные услуги, использовать функциональность портала госуслуг и его сервисов по предоставлению услуг, оказываемых в субъектах РФ, а также оптимизировать расходы регионов на развитие и сопровождение региональных порталов.

Целью пилотного проекта «Мультирегиональность ЕПГУ» является проработка единой модели популяризации услуг в электронной форме и создание возможности размещения регионами своего контента на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

В проекте приняли участие десять регионов (республика Бурятия, Калининградская область, Приморский край, Ростовская область, Саратовская область, Ставропольский край, Томская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Ярославская область). 36 субъектов РФ присоединились к проекту позднее. Еще 11 регионов прислали в

Минкомсвязь России заявки на переключение интерфейсов региональных порталов на Единый портал госуслуг по адресу:www.gosuslugi.ru.

«Статистика показала, что после перевода регионального портала на Единый портал госуслуг, среднее количество посещений из региона увеличивается в среднем на 150%, а среднее количество заказанных федеральных и региональных услуг — на 190%. Модель одного окна, мобильный доступ, скидки на платежные сервисы и общий рост удобства получения электронных госуслуг действительно востребованы и помогают людям беречь свое время и средства», - сказал заместитель директора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Александр Павлович [4].

Целевая схема оказания региональных услуг представлена на рисунке 10.

Стоит отметить, что при переходе на мультирегиональность субъекты получают ряд возможностей (рисунок 11):

- исполнение поручения Президента о повышении качества электронных госуслуг;

- исполнение № 210-ФЗ, Постановлений Правительства РФ № 236 и 861;

- возможность бесплатно использовать функциональность ЕПГУ;

- централизованная актуализация функциональности в соответствии с нормативно-правовыми актами;

- «единая точка входа» для получения госуслуг в электронном виде;

- снижение стоимости разработки, размещения и сопровождения интерактивных форм;

- возможность встраивания сервиса «Запись на прием» в форму услуги;

- возможность встраивания функции оплаты в форму услуги.

Реализация данного проекта повышает удобство получения госуслуг в электронном виде для граждан за счет возможности заказать федеральные и региональные госуслуги на модернизированной версии ЕПГУ. Таким образом, граждане смогут воспользоваться всеми преимуществами федерального портала: приоритетными услугами, сервисами оплаты, мобильным доступом, личным кабинетом, расширенной помощью, экономия времени и др.

СЕЙЧАС

КФ (для «снннх услуг)» Проигрыватель per. услуг («синих») Региональные услуги («синие»)

я Ж (РПГУ) РГПУ

БУДЕТ

Главная страница («белый») ЕПТУ

Региональные услуги («белые») Единый ЛК Федеральные услуги

Проигрыватель per, услуг («синих») Проигрыватель isa услуг

Конструктор услуг________I Зат ск „снннх Услуг

(для «белых» услуг)_*_

КФ (для 'НННХ услуг)»

Редирект на ЕПГУ

Проигрыватель Региональные per. услуг [услуги («синие») («синих»)

Ж (И~1ГУ)

РГПУ

1.

Отключение главной страницы РПГУ н настройка переадресаций граждан наЕГПУ

Новые услуги делаются в стиле ЕПГУ и размещаются в репознторни региональных услуг на ЕПТУ. Старые услуги остаются и вызываются с РПГУ

3.

Единый личный кабинет для граждан

X

Рисунок 10 - Целевая схема оказания региональных услуг

В целях устранения правовых коллизий, приведения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствие с нормами текущего федерального и

регионального законодательства, обеспечения равных условий при предоставлении муниципальных услуг в разных муниципальных образованиях Краснодарского края необходима реализация двух основных блоков мероприятий (рисунок 12) [7].

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение финансовой нагрузки на регион. Все значимые изменения на ЕПГУ проводятся централизовано за счет федерального бюджета;

- портал удовлетворяет всем требованиям НПА и методическим рекомендациям;

- регионы получают все преимущества федеральной рекламной кампании на сайте gosuslugi.ru в добавок к региональной программе популяри-

зации: увеличение доли тра фика и конверсии по региональным услугам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

- единая платформа оказания услуг. Единая точка входа, единый личный кабинет и централизованные сервисы для граждан;

- ЕПГУ содержит все передовые разработки. Используются современные интерфейсы с полной поддержкой мобильного использования. Для услуг становятся доступны уникальные механизмы ЕПГУ: возмож-

| ность оплаты, запись в оче-£ редь, оценка качества, досудебное обжалование, единый каталог услуг, единый сервис оповещения;

- портал размещается используют единую федеральную инфраструктуры электронного правительства.

Выполнение поручения Президента РФ

ПР-1455

о повышении качества оказания госуслуг в электронной форме от 28 июля 2016 г. и готовящегося законопроекта о единой инфраструктуре электронного правительства (ЕИЭП)

Рисунок 11 - Возможности для региона при переходе на мультирегиональность

Региональным органам исполнительной власти необходимо, в первую очередь, пересмотреть нормативную правовую базу предоставления государственных услуг, привести ее в соответствие с нормами текущего законодательства и описаниями сформированных порядков, дополнив, в случае необходимости, конкретными содержательными нормами применительно к определенной сфере.

Органам местного самоуправления необходимо также пересмотреть порядки предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования, соотнести описания типовых порядков с практикой и правовой базой предоставления услуг в муниципальном образовании [2].

Рисунок 12 - Мероприятия по оптимизации порядка предоставления государственных и

муниципальных услуг

В связи с различиями муниципальных образований в размерах территорий, по уровню экономического развития, структуре органов местного самоуправления и иными особенностями в разных муниципальных образованиях можно применить различное количество типовых порядков предоставления услуг.

В каждом муниципальном образовании необходимо выделить те полномочия по решению вопросов местного значения, которые возможно реализовать в соответствии с типовыми регламентами. После анализа и сравнения практики предоставления услуг с их типовыми регламентами, необходимо поэтапно, но комплексно внедрять в работу органов власти типовые регламенты.

Применение типовых регламентов должно осуществляться в различных сферах и направлениях оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг, таких как:

- совершенствование нормативно-правового обеспечения и регламентация государственных и муниципальных услуг;

- предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- организация межведомственного информационного взаимодействия в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;

- реализация принципа экстерриториальности путем обращения за услугой в

многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Цифровая экономика является экономикой постиндустриального общества, характеризующаяся обилием как новых технологий, так и технических средств, активно используемых предприятиями для производства продуктов и услуг, появлением цифровых каналов коммуникации, и переосмыслением подхода к использованию информации. Именно информация является основным ресурсом цифровой экономики. Воздействуя на разнообразные отрасли, цифровая экономика сейчас пронизывает все аспекты мировой экономики. Информационно-коммуникационные технологии изменяют способы социального взаимодействия и личные отношения, при этом происходит конвергенция стационарных, мобильных и вещательных сетей, аппаратов и предметов, подключенных друг к другу через сеть Интернет.

В настоящее время Россия находится в фазе реализации стратегии развития собственной цифровой экономики. В статье аргументировано, что все отрасли хозяйственной деятельности, внедряя автоматизацию и информатизацию, постепенно переходят к «цифровизации» всех бизнес-процессов. Рост эффективности практически всегда связан с наукоемкими и инновационными технологиями, материалами, современным управлением, с реализацией информационно-коммуникационных процессов и «цифровой трансформации». Переход к цифровой экономике предусматривает комплексные изменения как на уровне государства, так и на уровне организаций. Чтобы оказаться в лидерах надо быть гибкими и чутко реагировать на изменения, поэтому цифровая трансформация экономики неизбежна. Большое значение в развитии цифровой экономики играет роль государства, которая заключается в разработке законодательно - нормативной базы, адаптированной к новым реалиям, в том числе корректные способы учета средств производства и юридическая защита организаций, которые идут по пути цифровизации. Источники:

1. Дуплякина О.К., Мирошниченко М.А. Качество предоставляемых услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг // Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. С. 79-84.

2. Зайцева Г.А. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти РФ в контексте задач административной реформы // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.

3. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде: Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2013 года № 2516-р // «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 2 (часть II) ст. 155.

4. Минкомсвязь России [Электронный ресурс] URL: http://minsvyaz.ru/ru/ (дата обращения 10.03.2018)

5. Мирошниченко А.А., Мирошниченко М.А. Электронное правительство. Предоставление государственных и муниципальных услуг. Учебн. пособие под ред. В.В. Ермоленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. 240 с.

6. О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти: Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009. № 1555-р // «Собрание законодательства РФ», 26.10.2009, № 43, ст. 5155.

7. Попова, Л.Л. Административное право: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное), под ред. Л.Л. Попова / Юристъ, 2012.

8. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 июня 2012 № 680 «О региональных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».

9. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102161532.

10. Распоряжение Правительства РФ № 2161-р «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)».

11. Распоряжение Правительства РФ № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах».

12. Ростелеком [Электронный ресурс] URL: https://www.rostelecom.ru/press/news_fill/ south/d441561/ (дата обращения 30.03.2018).

References

1. Duplyakina, O.K., Miroshnichenko, M.A. The quality of the services provided in the multifunctional centers providing state and municipal services // Human. Community. Management: a young researcher's view: materials of the Intern. scientific-practical. Conf. - Krasnodar: the Kuban state. univ., 2018. P. 79-84.

2. Zaitseva, G.A. Increase of transparency of activity of executive authorities of the Russian Federation in the context of tasks of administrative reform // State power and local self-government. 2008. № 5.

3. Concept of development of mechanisms for providing state and municipal services in electronic form: Order of the Government of the Russian Federation No. 2516-r dated December 25, 2013 // «Official Internet Portal for Legal

Information» (www.pravo.gov.ru) December 30, 2013, Collection of Legislation of the Russian Federation of January 13, 2014 No. 2 (Part II) Art. 155.

4. Ministry of Communications of Russia [Electronic resource] URL: http://minsvyaz.ru/en/ (circulation date 10.03.2018)

5. Miroshnichenko AA, Miroshnichenko MA Electronic government. Provision of state and municipal services. Training. allowance under the ed. V.V. Ermolenko. Krasnodar: the Kuban state. Univ., 2014. 240 p.

6. On the plan of transition to the provision of public services and the performance of government functions in electronic form by federal executive authorities: Order of the Government of the Russian Federation of 17.10.2009. № 1555-р // «Collection of Legislation of the Russian Federation», 26.10.2009, No. 43, art. 5155.

7. Popova, L.L. Administrative Law: Textbook (second edition, revised and enlarged), ed. L.L. Popova / Jurist, 2012.

8. Decree of the Head of Administration (Governor) of the Krasnodar Territory of June 18, 2012, No. 680 «On Regional State Information Systems Providing Electronic and Public Services (Functions)».

9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1284 of 12 December 2012 «On the assessment of the effectiveness of the activity of heads of territorial bodies of federal executive bodies (their structural subdivisions) and territorial bodies of state extra-budgetary funds (their regional branches), taking into account the quality of their provision of public services, as well as on the application of the results of this assessment as the basis for making decisions on the early termination of the performance of their managers by their respective officials» [Electronic resource] Access mode: http: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161532.

10. Order of the Government of the Russian Federation No. 2161-r «On Amendments to the State Program of the Russian Federation» Information Society (2011 - 2020)».

11. Ordinance of the Government of the Russian Federation No. 654-r «On basic state information resources».

12. Rostelecom [Electronic resource] URL: https://www.rostelecom.ru/press/news_fill/ south/d441561/ (circulation date is 30/03/2018).

А.В. Мисаков

К.э.н., старший научный сотрудник отдела «Экономика инновационного процесса», Институт

информатики и проблем регионального управления -филиал Федерального научного центра «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»

A. V. Misakov

Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher of the Department of "Economics of Innovation Process ", Institute of Informatics and Problems of Regional Administration - branch of the Federal Scientific Center "Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences"

(mbc_@mail ru 8-938-690-00-05) М.А. Эскиев

старший преподаватель кафедры «Управлениерегиональной экономикой»,

Чеченский государственный университет

М.А. Eskiyev

senior lecturer of the department "Management of regional economy" Chechen State University (mbc_@mail.ru 8-928-694-40-41)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АПК В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ

КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы научно-теоретического и практического обеспечения устойчивого развития предприятий, выявлены закономерности поведения предприятий в условиях экономической неустойчивости. Эти проблемы довольно актуальны и значимы, ибо необходимость обеспечения устойчивого и динамичного развития хозяйствующих субъектов в течение последних 25 лет становится важным и значимым приоритетом для народного хозяйства Российской Федерации, в том числе для формирования международного авторитета государства, наращивания конкурентоспособности производимой продукции, особенно, в условиях санкций. Усиление конкурентной борьбы в условиях глобализации и кризисные процессы переходного периода оказывают крайне негативное воздействие на социальное и экономическое положение и развитие предприятий российской экономики. Только лишь за последние 10 лет (по данным Росстата) более 200 тысяч предприятий РФ были признаны банкротами, что сопровождается снижением числа действующих производств. Все это также происходит при снижении индекса предпринимательской уверенности. Особо катастрофическое положение наблюдается в аграрном секторе, где наиболее отчетливо видны последствия деиндустриализации и возрастающих угроз экономической неустойчивости предприятий АПК.

Наряду с вышеуказанными факторами также можно отметить негативные тенденции динамики производственного потенциала в большинстве отраслей народного хозяйства, к каковым, в частности, относятся снижение загрузки мощностей; ухудшение состояния основных производственных фондов и т.д. Так, например, степень физической изношенности основных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.