УДКЗЗО
РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В КОНТЕКСТЕУГЛУБЛЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Т. М. ВАХИТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры политологии и экономической теории E-mail: [email protected]
Л. А. ГАДЕЛШИНА, ассистент кафедры политологии и экономической теории E-mail:[email protected] Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
Рассмотрены межрегиональные связи в контексте разворачивающихся процессов евразийской экономической интеграции, участие России и отдельных ее регионов в международном разделении труда. Указано на необходимость совершенствования структуры товарных потоков, диверсификации экспорта и географической направленности внешнеторговых операций. Раскрыто влияние разворачивающихся процессов глобализации на уровень и характер развития стран и регионов.
Ключевые слова: глобализация экономики, экономическая интеграция, межрегиональные связи, внешнеэкономические связи, евразийская экономическая интеграция.
Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации протекает в сложных условиях глобализации и интеграции, во многом определяющих их текущее состояние и перспективы развития. Процессы глобализации по-новому ставят проблемы взаимодействия технологических и структурных изменений. Институциональные нормы регулируют процесс интеграции, при этом субъекты хозяйствования ищут новые пути развития регионального сотрудничества, опираясь на новые технологии развития бизнеса, связанные с его глобализацией.
Глобализация характеризуется: возникновением международных комплексов и пропорций в сферах энергетики, транспорта и других сферах экономики, международных информационных систем; расширением производства глобальных продуктов и услуг; расширением масштабов и интенсификацией международной миграции специалистов и рабочих. В связи с обострением глобальных проблем экологии Земли проявлением экономической глобализации становится также интенсивное международное эколого-экономическое сотрудничество. Все мировое сообщество из совокупности более или менее взаимосвязанных национальных хозяйств трансформируется в целостную экономическую систему, в которой эти хозяйства становятся составными частями единого организма. Оставаться в стороне от этих процессов, самоизолироваться губительно для национальной экономики.
Проблемы экономической глобализации тесно связаны с вопросами обоснования внешнеторговой стратегии, соотношения политики протекционизма и свободной торговли, эффективности рыночных сил и роли государственного регулирования, определения целей экономического развития. В связи с этим важно правильно оценивать взаимовлия-
ние интеграционных процессов и экономической глобализации. С одной стороны, в рамках интеграционных группировок создаются условия для активного вовлечения стран-участников в общемировые хозяйственные связи, накапливается опыт сотрудничества. С другой стороны, очевидно, что интеграционные группировки создаются и в качестве средства коллективной защиты от тех элементов глобализации, которые способны нанести ущерб национальным интересам стран-участниц. Тем более что неоднозначную роль в процессе глобализации играют и всемирные организации — Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирная торговая организация (ВТО).
Воздействуя на общемировые процессы, регулируя отдельные аспекты экономической жизни (глобальная экономика требует глобального управления), международные организации используются и в качестве инструмента давления со стороны более развитых стран. Не случайно в период развертывания глобализационного процесса происходит активное формирование региональных интеграционных объединений, прежде всего Европейского Союза (ЕС), Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). От степени и форм включения регионов в систему международного разделения труда зависят масштабы и темпы экономического роста, внедрение новых технологий, формирование прогрессивной структуры экономики, рост занятости, повышение благосостояния населения. Региональная международная интеграция необходима и для эффективного решения задач интернационализации научных исследований и разработок. Реализация уже имеющихся научных открытий и использование новых технологий требуют огромных средств на создание новых производственных мощностей, реконструкцию существующего оборудования, освоение новой продукции. В настоящее время не существует практически ни одной страны, которая могла бы позволить себе развивать собственные научные разработки, не учитывая возможностей объединения усилий, в том числе в рамках интеграционных группировок.
Оценивая интернационализацию и глобализацию как прогрессивные процессы, повышающие эффективность производства, способствующие ускорению распространения научно-технических достижений, развитию международной торговли товарами и услугами, следует, однако, принимать
во внимание, что степень их положительного влияния на экономику отдельных стран во многом зависит от характера их участия в международном разделении труда.
Анализ современной практики хозяйствования свидетельствует о наличии серьезных противоречий в процессе интеграции региональных социально-экономических систем в мировую экономику. Изучение межрегиональных связей Республики Татарстан (РТ), их роли и значения в развитии внешнеэкономического потенциала РТ как одного из центров евразийской экономической интеграции является актуальной задачей экономической науки и практики хозяйствования. Актуальность проблемы состоит в том, что изучение межрегиональных и внешнеэкономических связей РТ позволит дать политэ-кономическую оценку новому характеру экономических связей между регионами и странами, возникновению и утверждению новых наднациональных межгосударственных структур управления в эпоху глобализации хозяйственной жизни, выработать новые подходы к установлению межрегиональных и внешнеэкономических связей региона. Важной представляется задача исследования товарной и географической структур экспортно-импортных операций базисного региона, определить его позиции в межрегиональных торгово-экономических и кооперационно-производственных связях, место в системе внешнеэкономических связей РФ и евразийской экономической интеграции. Формирование ЕврАзЭС происходит на фоне восстановления евразийской цивилизации, сложившейся в ходе многовекового взаимодействия народов Европы и Азии. В таком контексте происходит и создание нового объединения — Таможенного союза, объективными основами которого являются: общее географическое пространство; общие исторические судьбы; сходные геополитические интересы; синтез многообразия культур народов, населяющих Европу и Азию при сохранении их национальной самобытности; межконфессиональная и межнациональная толерантность евразийских народов. Современная евразийская концепция или концепция евразийства, учитывающая новые социально-исторические, экономические и политические реалии, может служить идейно-теоретическим основанием для процессов интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества. Развитие ЕврАзЭС в контексте восстановления и формирования евразийской цивилизации требует поиска новой евразийской идентичности, формулирования и проведения политики, направленной на воссоздание и развитие
общих культурных ценностей, которые не противоречили бы национальным особенностям каждой страны и обеспечивали бы синтез национальной идентичности каждого отдельного народа Евразии с общеевразийской идентичностью. Процессы глобализации делают Евразийское экономическое сообщество в силу его особого географического, природного, стратегического и экономического положения потенциальным центром мировой геополитической системы, поэтому необходимо своевременно и на взаимовыгодной основе использовать эти преимущества.
В отечественной экономической науке межрегиональные экономические связи субъектов Российской Федерации зачастую рассматриваются вне рамок межгосударственной интеграции и участия во внешнеэкономической деятельности. Исключение составляют лишь приграничные регионы, непосредственно граничащие со странами — крупнейшими внешнеторговыми партнерами РФ. На взгляд авторов, особый интерес в теоретическом плане и в перспективе практического использования представляет изучение взаимовлияния межрегиональных связей отдельных субъектов РФ (на примере РТ) и внешнеэкономической деятельности в контексте усиления тенденций евразийской экономической интеграции.
При изучении взаимовлияния межрегиональных и внешнеэкономических связей РТ, процессов евразийской экономической интеграции необходимо обратить внимание на существенную значимость для России в целом, и РТ в частности, внешнеэкономических связей, интеграции в мировое хозяйство на выгодной для себя основе. Понимание четкой внешнеэкономической стратегии должно обеспечивать эффективную интеграцию нашей страны в систему мирового хозяйства, наиболее полно использовать преимущества внешнеэкономической деятельности для укрепления конкурентоспособности и обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста. Участие страны в международном обмене товарами, услугами, капиталом и рабочей силой играет весьма заметную роль в развитии отечественной экономики на протяжении всего периода существования России, в качестве самостоятельного государства. Экспорт товаров обеспечивает от одной до двух третей прироста ВВП, внешние рынки поглощают 11—14% производимой в России добавленной стоимости. Прямые иностранные инвестиции в последние годы приносят России от 9 до 16% всех капиталовложений в основные фонды. Почти половина
ресурсов розничной торговли формируется за счет импорта, экспортная квота составляет чуть более 30 %. Вместе с тем необходимо отметить, что участие России в процессах международной интеграции (в частности евразийской экономической интеграции) как равноправного партнера трудно представить без укрепления внутреннего экономического единства страны и установления прочных экономических связей между ее регионами. Развитие внутрироссий-ских межрегиональных торгово-экономических и кооперационных связей, являющихся наиболее эффективной и перспективной формой двустороннего сотрудничества, позволитупрочить взаимовыгодные экономические отношения и укрепить внутренний рынок, предотвращая обособление регионов, и, как следствие, способствуя формированию единого экономического пространства.
В период, когда экономика России преодолевает последствия мирового финансового кризиса, вопрос о необходимости усиления межрегиональной кооперации в рамках укрепления внутреннего рынка еще более актуализировался.
Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации. Она активно развивает внешнеэкономические связи в целях содействия росту экономики и торговли, привлечения инвестиций, а также укрепления культурных контактов и поддержки соотечественников. Осуществление внешнеэкономических и межрегиональных связей имеет решающее значение для функционирования основных отраслей производственной сферы, развития экономики Татарстана. Изучение и анализ конкурентных преимуществ региона представляется весьма существенным с точки зрения определения места России, отдельных ее регионов в международном разделении труда.
Выгоды транспортно-географического положения во многом способствуют активному участию Татарстана в трансконтинентальном взаимодействии с другими регионами и странами мира. Республика является перекрестком нескольких транспортных коридоров, имеющих международное значение. После реализации ряда крупных инвестиционных проектов, в числе которых строительство автодорожного маршрута Санкт-Петербург — Вологда — Кострома — Киров — Казань — Оренбург — граница Республики Казахстан, который будет обслуживать внешнеторговые связи нескольких субъектов Российской Федерации, а также строительство международного мультимодального логистического центра под Казанью, роль Татарстана как узла, свя-
зывающего трансконтинентальные товарные потоки в направлениях «Север—Юг» и «Запад—Восток», многократно возрастет.
Также важным представляется исследование товарной и географической структур внешнеторговых потоков, изучение их динамики. Доля внешнеторгового оборота Республики Татарстан во внешней торговле Приволжского федерального округа составила по итогам 2008 г.29,5 %.
Сальдо торгового баланса Республики Татарстан сложилось положительное и составило 14 млрд 886 млн 286,3 тыс. долл.
Основными структурообразующими товарами были:
• при экспорте: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки — 86,5 % от всего объема экспорта в страны дальнего зарубежья;
• при импорте: оборудование и механические устройства, их части — 36 % от всего объема импорта из стран дальнего зарубежья; средства наземного транспорта — 35,1 %; электрические машины и оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Торговыми партнерами Республики Татарстан
в 2008 г. являлись 125 стран, при этом экспортные торговые операции осуществлялись со 112 странами, импортные — с79 странами.
Крупнейшие торговые партнеры:
• при экспорте: Турция (15,6 % от общего объема экспорта); Польша (13,5%); Италия (12,3%); Нидерланды (8,5%); Чешская Республика (8,3%); Венгрия (5,8%); Финляндия (3,1%); Украина (3%); Казахстан (2,8%); Бельгия (2,6 %); Словакия (2,5 %); Швейцария (2,5 %); Соединенное королевство (2,3%); Франция (2%); Германия (1,9%);
• при импорте: Германия (17,6 % от общего объема импорта); Италия (12,6%); Республика Корея (12,5%); Турция (8,6%); Япония (7,5 %); Китай (6,5 %); Польша (5,9%); Украина (3,5%); Канада (3,4%); Соединенные штаты (3,4%); Франция (2,6 %); Казахстан (2,1%).
Как показывает ана-
шней торговли РТ во второй половине нынешнего десятилетия примерно в два раза превышал объем межрегиональной торговли (рис. 1). Это характерно и для многих других регионов России, не говоря уже о приграничных регионах Российской Федерации. В то же время необходимо подчеркнуть, что межрегиональный товарооборот Татарстана с субъектами России имеет стабильную положительную динамику, и за последние годы Татарстан сумел существенно нарастить потенциал сотрудничества со многими субъектами Федерации.
Более глубокий анализ имеющейся статистической базы показывает, что на протяжении всего шестилетнего периода (2003—2008 гг.) республика имела достаточно сбалансированное соотношение ввоза и вывоза товаров — 40 %к60 % (рис. 2).
Положительным фактором в поддержании сложившейся позитивной динамики товарооборота является то, что Татарстан поставляет на национальный рынок высокотехнологичную продукцию собственного производства (нефтехимического комплекса и отраслей автомобилестроения). А на межрегиональных рынках на данный момент наиболее востребованными оказываются именно такие товарные группы. Поэтому рейтинг вывозимых товаров в субъекты Российской Федерации возглавляют грузовые и легковые автомобили, а также шины к ним и продукты глубокой переработки — полимерные соединения.
По сведениям Министерства торговли и промышленности РТ, в 2008 г. данные товарные позиции обеспечили 64,4 % регионального вывоза. Доля машин в татарстанском вывозе составила 36,5% (в том числе 28 % — грузовые автомобили, 8,5 % — легковые автомобили). На долю химических продуктов приходится 18,8 % (в том числе 7,2 % — авто-
700
600
500
400
300
619,8
443,1
361,5
292,4
_187J_ _ 179,8
200 e=j1174 142,3 а
-fflJfe гь гь
25Т7"
Q
□ ВТО
□ МРО
286,6
ш
2003
2004
2005
2006
2007
2008
лиз статистических данных, общий объем вне-
Источник: Среднее значение курса доллара США к рублю 29 руб. за 2008 г. URL: http://www. afga. ru/?p=1197.
Рис. 1. Динамика внешнеторгового (ВТО) и межрегионального (МРО) оборотов Республики Татарстан в 2003—2008гг., млрдруб.)
300
250
200
150
286,6
| МРО □ Вывоз - Ввоз
100
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Рис. 2. Соотношение межрегионального товарооборота (ввоз и вывоз) Республики Татарстан в 2003—2008 гг., млрд руб.
шины, 6,8 % — полиэтилен, 2,7 % — полипропилен, 2,1 % — полистирол и сополимеры стирола), 9,1 % — на нефтепродукты (в том числе 6,4% — дизельное топливо, 2,7% — автомобильные бензины). Доля поставки сырой нефти на межрегиональный рынок невысока и составила 8,2%, что является положительным показателем, тогда как в товарном составе экспорта доля сырой нефти составляет 65 %. Предприятия Татарстана в январе—декабре 2009г. экспортировали 18,5 млн т нефти, большая часть которой (86,0%) поставлена в страны дальнего зарубежья.
Иная картина складывается по ввозу из субъектов Российской Федерации на татарстанский рынок. В структуре ввозимых товаров преобладает продукция: металлургической промышленности: готовый прокатчерных металлов, трубы стальные (24,1 %); химии и нефтехимии: бензины автомобильные, топливо дизельное, каучуки (12,3%); машиностроения — автомобили легковые (10,4%) и строительной индустрии — цемент (5,4%).
Готовый прокат черных металлов в Татарстан поступаетизЧелябинской области, трубы стальные— из Свердловской, Нижегородской и Челябинской областей. Каучуки синтетические поступают в республику преимущественно из Башкортостана и Тульской области.
Основными партнерами РТ являются десять регионов: Москва, Республика Башкортостан, Московская, Самарская, Свердловская, Нижегородская, Тюменская области и др. На долю этих регионов приходится около 60% межрегионального оборота нашей РТ.
Вместе с тем необходимо отметить, что существующие экономические связи РТ слабо диверсифицированы в территориальном плане. Несмотря на то, что в 2000 г. более половины своей продукции Татар-
стан вывозил лишь в два региона (Москву и Республику Башкортостан), а в 2008 г. — уже в десять регионов (Москва, Республика Башкортостан, Челябинская, Самарская, Московская, Свердловская, Нижегородская, Тюменская и Пермская области и г. Санкт-Петербург), данный спектр кооперационных связей нельзя признать достаточным, учитывая, что в состав Российской Федерации входят 83 субъекта. Важным представляется типология межрегиональных и внешнеэкономических связей и их основные формы, на основании которых должна будет быть сформирована новая система организации экономических контактов между субъектами Федерации и государствами — членами ЕврАзЭС, построенная на концептуально новой основе с учетом экономических интересов самих регионов.
В активизации и повышении продуктивности интеграционных процессов важную роль призваны сыграть органы власти и управления субъектов РФ, способные осуществлять практические меры, направленные на повышение резистентности региональных социально-экономических систем. Интеграционные процессы и тенденции, определяющие развитие региональной экономики в условиях глобализации, можно и нужно рассматривать в контексте глобализации, характерными чертами которой являются:
глобальная экономия от масштаба; эффективность ресурсообеспечения; высокая затратность на развитие продукции; изменения в технологии; высокий уровень экспорта и импорта; взаимозависимость разных стран; глобализованные конкуренты; сходные потребительские запросы; глобальные потребители; каналы глобального сбыта; присутствие в ведущих странах; благоприятная торговая политика; сопоставимые технические стандарты; общие правила маркетинга; интересы принимающей стороны и т. д.
Процесс интеграции представляется как процесс объединения ресурсов социально-экономических систем с сопоставимыми экономическими, социальными и институциональными условиями,
инициируемый бизнес-структурами и регулируемый государственными органами различных уровней. В результате происходит выравнивание условий и результатов функционирования достаточно однородных систем, и выбытие из интегрируемого пространства слабых и неконвергентных бизнес-систем и административно-территориальных образований. Это в значительной мере должно способствовать инновационному развитию отечественной экономики.
На укрепление экономической безопасности в том числе направлены мероприятия:
• включение предприятий в интегрированные бизнес-системы;
• переход от автаркичного развития к интеграционной модели;
• формирование антициклической структуры экономики на основе государственных, частных и смешанных инвестиций в строительство жилых комплексов и инженерной инфраструктуры;
• расширение практики заключения двусторонних договоров о сотрудничестве между органами власти и управления региона и зарубежными странами или их административно-территориальными образованиями.
Если интеграционные процессы слабо развиты, активное взаимодействие осуществляется только в сферах экспорта топливно-энергетической продукции и привлечения портфельных инвестиций — это показывает, что регион более активно использует имеющийся потенциал, чем наращивает его, ухудшая перспективы интеграции региона в мировое экономическое пространство. При этом проникновение в регион элементов внешних систем затруднено, что приводит к формированию автаркичной региональной социально-экономической системы.
Необходим также работающий механизм поддержки интеграционных связей региональных хозяйствующих субъектов, включающий:
• страхование экспортных и инвестиционных сделок отечественных производителей и инвесторов;
• создание региональных инвестиционных фондов;
• поддержку проектов, рассчитанных на выпуск экспортной продукции;
• участие в организации тендеров и финансировании залогов предприятий региона;
• инициирование размещения в регионе крупнейших зарубежных банков.
Региональные аспекты современного экономического развития, вопросы повышения регионального фактора в хозяйственных процессах современности, в том числе правовые и экономические проблемы федеративных отношений, были рассмотрены в работах А. Г. Гранберга, Ю.С. Колесникова, А. Ш. Адухова, Ш.Б. Ма-гомедова, А. Н. Швецова, а также зарубежных авторов — Э. Уорнера, Д. Сиджански и др. Различные аспекты теории и практики межрегиональных экономических отношений рассмотрены в работах современных отечественных ученых: Н. Н. Некрасова, Р. С. Гринберга, В. В. Хоменко, Р. А. Латыпова, А. И. Татаркина. Экономико-математическому анализу и моделированию этих отношений посвящены работы А. Г. Гранберга, В. И. Суслова, А. Г. Рубинштейна и других исследователей. Важной представляется оптимизация межрегиональных и внешнеэкономических кооперационных связей в системе экономической безопасности государства, поскольку, на взгляд авторов, большую роль и значение имеют различные формы кооперационных связей (межрегиональных и внешнеэкономических) в обеспечении экономической безопасности государства. В связи с этим особую актуальность имеет выявление причин, по которым данные связи превращаются в одно из ключевых условий, обеспечивающих экономическую безопасность государства, так как данные анализа могут служить основой разработки научно-практических рекомендаций по совершенствованию и оптимизации межрегиональных и внешнеэкономических кооперационных связей в системе экономической безопасности страны.
Важной составляющей этой работы призвано стать расширение связей между европейскими и российскими регионами, в том числе в рамках приграничного сотрудничества, российско-европейских инструментов соседства и партнерства, а также реализации «дорожных карт» ЕС и РФ. Являясь одним из ведущих российских регионов, РТ готова принимать самое активное участие в этом процессе. Для Татарстана развитие сотрудничества со странами ЕС представляет особую значимость. Татарстан рассматривает взаимодействие с европейскими партнерами в качестве одного из основных направлений своей международной деятельности. Почти две трети республиканского экспорта (11,5 млрд долл. или 62,5 %) и почти половина импорта (1,26 млрд или 46,4%) составили торговые операции со странами ЕС. Около 50 % татарстанского импорта из ЕС составляет различное оборудование, ас уче-
том средств наземного транспорта этот показатель превышает 80%. В то же время основную часть татарстанского экспорта продолжает составлять продукция топливно-энергетического комплекса, а доля машиностроительной продукции в экспорте пока не превышает 1 %. Государства ЕС — основные зарубежные инвесторы экономики РТ. Свыше 99 % всех зарубежных инвестиций в 2008 г. составили вложения в экономику РТ компаний и организаций из стран ЕС. За последние шесть лет (с 2002 по 2008 гг.) объем инвестиций из стран ЕС вырос в 8 с лишним раз и составил в 2009 г. почти 2,6 млрд долл. Европейские компании внесли большой вклад в реализацию многих крупных экономических проектов в РТ. Их опыт учитывался при строительстве нефтехимических производств, модернизации машиностроительных предприятий, создании татарс-танских технопарков, развитии здравоохранения и сельского хозяйства, информатизации республики и многих других областях. Являясь ведущим нашим партнером в области высокихтехнологий, компании ЕвС способствуют модернизации экономики РТ, созданию конкурентоспособных современных производств.
Таким образом, основным условием реальной интеграции на региональном уровне является потребность в повышении конкурентоспособности функционирования хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности. Соответственно, основу механизма повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом, а также отдельных регионов — субъектов Федерации может составлять инструментарий государственной поддержки региональной (межгосударственной) интеграции хозяйствующих субъектов, в том числе на основе заключения двухсторонних и многосторонних взаимовыгодных соглашений. Все участники интеграционного процесса приобретают дополнительные положительные импульсы к развитию своих стран (синергетический эффект распространяется на всех участников). Адаптационный период интеграционных процессов требует мер по синхронизации нормативно-правовой базы экономики государств. В связи с этим скорейшее вступление России в ВТО, на взгляд авторов, будет способствовать дальнейшему углублению и расширению внешнеэкономических связей, международного кооперационного сотрудничества. Кроме того, интеграционный процесс выравнивает структурные диспропорции экономических систем объединяющихся государств вне зависимости от величины их экономик. Например, происходит
уменьшение сырьевой ориентации более слабой экономики, что, несомненно, актуально для экономики Татарстана.
В последнее время опубликован ряд научных исследований, отдельных статей, посвященных теоретической разработке концепции экономической безопасности государства, в которых характеризуются основные направления экономической политики, различные аспекты обеспечения экономической безопасности и которые представляют интерес и для нас. Исследованию отдельных аспектов экономической безопасности страны посвящены работы Б. Мильнера (управление хозяйственной деятельностью), А. Лестерова, А. Ва-курина (криминализация экономики), А. Скопина (проблема безопасности регионов), В. Сенчагова, Ю. Любимцева, А. Лавиной, Ю. Енина, В. Журавлева (проблема финансовой безопасности), А. Торба-това, В. Гусакова, И. Никитченко (защитарынков), В. Студенцова, М. Ильина (проблема иностранных инвестиций в системе экономической безопасности) и др. На проблемы экономической безопасности предпринимательства в СНГ, и в частности, Республике Беларусь, указывают А. Сенько и Э. Крум. Экономическую безопасность государства В. Лузиков ставит в прямую зависимость как от вне -шних, так и от внутренних факторов. Большинство исследователей, занимающихся вопросами макроэкономической политики, в той или в иной степени затрагивают проблему экономической безопасности. В этой связи необходимо отметить вклады А. Абалкина, Н. Косолапова, В. Загашвили и К. Самсонова в постановку и разработку данной проблемы. Другая группа специалистов, исследующая различные сферы экономики (Л. Бокарева, Л. Бжилянская, В. Плакин, П. Сергеев и др.), рассматривают специфические аспекты экономической безопасности — показывают влияние экономических процессов и характеризующих их показателей на состояние отдельных отраслей народного хозяйства. Межрегиональные торгово-экономические связи как процесс, препятствующий разрушению российской государственности, рассматривают В. Якунин, В. Багдасарян, С. Сулакшин, В. Хоменко, М. Гибадуллин, Л. Свердлова.
Таким образом, политические и экономические взгляды, интересы научного и политического сообщества РТ уникальны и стратегически важны для всей России, если исходить из того, что РТ может рассматриваться как модель организации российской экономики, межрегиональной и внешнеэкономической кооперации. Отраслевая структура с вы-
сокой сырьевой составляющей, мощной сырьевой переработкой и развивающимся машиностроением, транзитное транспортное расположение территории, традиционно сильные связи с субъектами Федерации, со странами как Европы, так и Азии — все это максимально сближает общероссийские и татарстанские процессы социально-экономического развития. Поэтому авторы имеют основание для распространения выводов, сделанных на основе анализа развития Татарстана, на общероссийскую ситуацию, и наоборот.
На основании сказанного можно утверждать, что при исследовании основных вопросов экономической безопасности России на этапе становления современной рыночной экономики, рассмотрении процессов глобальной экономической интеграции необходимо обратить внимание на существенную значимость для России в целом, и РТ в частности, межрегиональных и внешнеэкономических кооперационных связей субъектов Федерации. На взгляд авторов, разработка и реализация государственной стратегии развития данных связей является одной из главных экономических задач. Для достижения указанной задачи необходимо повысить качество государственного управления, которое требует упорядочивания всей системы органов управления, распределения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами власти в части межрегиональных и внешнеэкономических кооперационных связей. Деятельность по стратегическому планированию и управлению межрегиональными и внешнеэкономическими кооперационными связями должна опираться на
общий мониторинг состояния и перспектив развития рынков в регионах, основанного на итеративном процессе сбора и обработки информации. Именно такой механизм работы и понимание четкой межрегиональной и внешнеэкономической стратегии обеспечат экономическую безопасность государства и эффективную интеграцию страны в систему мирового хозяйства.
Список литературы
1. Антропова Т. /".Институциональная трансформация экономики и новые угрозы экономической безопасности // Вестник экономики, права, социологии. 2009. № 4. С. 6—12.
2. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации (Круглый стол ИМЭМО РАН) // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 5. С. 3-18.
3. Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан (на период 2009—2020гг.). Утверждена постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 16.11.2009 № 784. URL: http://mpt.tatar.ru/file/ conception VED RT. pdf
4. Марышев А. Н. К вопросу о разработке доктрины Евразийского экономического сообщества // Проблемы современной экономики. 2005. № 3/4. С. 36-39.
5. Черкасов Н. А. Проект доктрины развития Евразийского экономического сообщества в XXI веке // Проблемы современной экономики. 2005. № 3/4. С. 39-45.