О. М. Рой
Проблемы интеграции российских регионов в экономическое пространство других государств
В статье рассмотрены основные формы экономической интеграции регионов в экономическое пространство других государств. Выявлены особенности международной интеграции на уровне регионов. На примере формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана показаны институциональные преграды на пути выхода регионов на мировые рынки, определены меры по преодолению этих преград.
Ключевые слова: экономическая интеграция, таможенный союз, регион, ВТО, приграничная торговля, внешнеэкономическая деятельность регионов.
Интеграционные тенденции пронизывают все современное общество, выступая важнейшим условием для реализации долгосрочных государственных планов и программ. В настоящее время в мире созданы институты, призванные сформировать общую основу для межгосударственного взаимодействия в различных областях, с использованием преимуществ кооперационных связей. Особенно привлекательным в этом плане представляется экономическое сотрудничество. Так, членами Международного валютного фонда сегодня являются 183 государства, а Всемирный банк обслуживает 189 государств. Ключевую роль в международной торговле выполняет Всемирная торговая организация, насчитывающая более 130 стран. Значительный авторитет имеет и Международная организация труда, насчитывающая более 180 государств-участников. Все эти организации призваны интегрировать экономические системы разных стран на основе консолидации их интересов и формирования обслуживающих этот процесс институтов.
В Большом экономическом словаре дано такое определение экономической интеграции: «Сознательно и планомерно регулируемый процесс международного разделения труда, сближения экономик и формирования современной высокоэффективной структуры национальных хозяйств, формирования глубоких и устойчивых связей в основных отраслях
экономики, науки и техники, расширения и укрепления международного рынка этих стран, совершенствования товарно-денежных отношений». Один из ключевых признаков экономической интеграции — ее активный характер со стороны инициирующего этот процесс субъекта. В международном аспекте экономическая интеграция представляет собой способ продвижения государством своих активов, продукции и услуг предприятий и учреждений в экономическое пространство других стран путем освоения новых рынков и расширения сферы экономического влияния. Инициируя процесс экономической интеграции, государство стимулирует процесс расширения ресурсной базы находящихся на его территории предприятий, обновление их технологических мощностей, привлечение дополнительных материальных и человеческих ресурсов.
Интегрируясь, страны не утрачивают самостоятельности, получая от объединения дополнительные стратегические преимущества. По мере необходимости создаются специализированные надгосударственные институты, призванные координировать и регулировать соответствующие процессы. В мире насчитывается несколько крупных объединений государств, формирующих единую систему межгосударственных связей при наличии авторитетных надгосударственных формирований, не только обеспечивающих преимущества
Олег Михайлович Рой — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление территориями» Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. E-mail: [email protected]
для входящих в данное формирование государств, но и вырабатывающих общую экономическую политику. В роли таких объединений сегодня выступают Всемирная торговая организация (ВТО), Британское Содружество, Европейский Союз, Северо-Американская зона Свободной торговли (НАФТА), Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, а также Содружество Независимых Государств (СНГ).
Стремясь интегрироваться, государства выработали определенные формы сотрудничества, к числу которых следует отнести:
- совместные органы для координации экономического развития;
- организуемые государствами зоны свободной торговли (их следует отличать от зон совместного предпринимательства);
- общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.);
- общие рынки капитала и рабочей силы;
- межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики;
- преференциальные зоны, таможенные и экономические союзы;
- валютные соглашения.
Реализуя соответствующие формы, национально-государственные образования стараются оптимизировать торговые связи на своей территории, расширить рынки сбыта для своей продукции, минимизировать до предела уровень своих транзакционных издержек и создать условия для привлечения венчурного капитала.
Благодаря экономической интеграции государства члены союзов на основе специально сформированных соглашений и разработанных программ проводят согласованную хозяйственную политику, получая от этого несомненную выгоду.
Но процесс экономической интеграции не исчерпывается созданием межгосударственных союзов и объединений. Важную роль он приобретает на региональном уровне. В этом случае субъектами интеграционных процессов становятся не государства, а регионы, заинтересованные в продвижении на рынок продукции своих предприятий и получении дополнительных ресурсов от внешнеэкономической деятельности.
Интеграционные возможности регионов определены законодательством, позволяющим субъектам заключать внешнеэкономические соглашения, напрямую осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными хозяйствующими субъектами. Полномочия регионов в области внешнеэкономической деятельности определены федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно этому закону, в совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации находятся следующие вопросы:
- координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;
- формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;
- получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение;
- выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов;
- координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли и информационного обеспечения внешнеторговой деятельности.
В то же время субъекты федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и предметов совместного ведения. К этим дополнительным мерам можно отнести и разработку региональных программ внешнеэкономической деятельности, и открытие представительств в других странах, и создание страховых и залоговых фондов в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов, и предоставление финансовых льгот в рамках располагаемых доходов.
Тем не менее в России интеграция регионов в экономическое пространство других стран сталкивается с серьезными проблемами, которые можно условно разделить на две группы: институциональные и политические. Для решения проблем первой группы не хватает нормативно-правовых регуляторов, второй —
политической воли. В первом случае регион в своей внешнеэкономической деятельности сталкивается с существенными противоречиями между законодательствами стран — субъектов внешнеэкономических отношений. Противоречия эти вызваны спецификой нормативных положений, регулирующих различные сферы экономической жизни государств — участниц делового сотрудничества. А во втором случае проблемы регионального участия субъектов федерации во внешнеэкономических операциях тесно связаны с политическими вопросами, разрешить которые можно исключительно на межгосударственном уровне.
Наиболее показательный пример, иллюстрирующий такие проблемы, — недавно созданный Таможенный союз между Белоруссией, Казахстаном и Россией. Для входящих в него государств Таможенный союз имеет разное значение. Так, в Белоруссии на страны этого союза приходится 45,3 % совокупной внешней торговли, в Казахстане — 20,1 %, тогда как для России этот показатель составляет всего 7,3 %. Основная часть взаимной торговли приходится на топливно-сырьевой сектор (на нефть, газ, нефтепродукты — 34 %, на руды, уголь металлы — 18 %). Если Россия направляет в Белоруссию и Казахстан в основном нефть и газовый конденсат (30,9 % и 20,1 % соответственно), то лидер белорусского экспорта в Россию — тягачи и тракторы (8,1 %), казахстанского — каменный уголь и железная руда (25,9 % и 22,8 % соответственно)1.
На пути интеграции стран в рамках таможенного союза стоят серьезные препятствия, обусловленные различиями в законодательном регулировании производства и реализации продукции. Одна из проблем связана с техническим регулированием, вторая — с антимонопольным законодательством. Вступившие в действие на территории РФ технические регламенты существенно отличаются от тех, что приняты в других республиках. Если в России и Белоруссии действуют достаточно жесткие нормы, регламентирующие режим производства различных видов продукции, а также требования к их содержанию
(составу), то в Казахстане в этой сфере более либеральное законодательство. Есть различия и по ГОСТам на производимую продукцию. Та же проблема с антимонопольным законодательством, стоящим на страже свободной конкуренции в общественно значимых отраслях. Например, в Белоруссии сельское хозяйство является фактически государственным
— сырье распределяется среди переработчиков по установленным схемам. В Казахстане же принципы регулирования сельскохозяйственной отрасли носят «более рыночный» характер, однако производство зерна здесь в большей степени, чем другие отрасли аграрного сектора, контролируется государством.
И все же создание таможенного союза позволит России увереннее чувствовать себя в ВТО, куда страна, вероятно, войдет во второй половине 2012 г. Членство в этой организации поможет снять значительные транзакционные издержки и минимизировать коррупционные риски, что будет способствовать снижению цен на многую поступающую по импорту продукцию. Однако вступление в ВТО заставит Россию ориентироваться на конкурентоспособную на внешних рынках продукцию и отказаться от производств, имеющих в нашей стране высокий уровень затрат. В итоге мы можем оказаться без легкой промышленности, да и с сельским хозяйством возникнут проблемы. Сложности ожидают и всю обрабатывающую промышленность, основная база которой сосредоточена в регионах.
Регионам трудно самостоятельно выходить на рынки других российских регионов и стран СНГ. Вся региональная политика интеграции в экономическое пространство других регионов реализуется через корпоративный сектор, заинтересованный в информационной и политической поддержке субъекта федерации. Ориентированным на внешние рынки региональным корпорациям явно не хватает знаний об особенностях законодательного регулирования зарубежных рынков, на которые они предполагают выходить, о специфике продвижения товарной продукции на эти рынки и т. п. При этом приграничное сотрудничество на корпоративном уровне по масштабам
1 Журнал «Эксперт». № 44. 2011. С. 41-42.
намного уступает социальным контактам. В России еще не научились оценивать значение приграничной торговли на уровне физических лиц, масштабы которой исчисляются миллионами долларов. Перспективы взаимодействия предприятий, расположенных в приграничных областях, остаются далеко не исчерпанными. И главным препятствием в этом плане становятся трудности межгосударственного регулирования, механизмы которого до конца сторонами не проработаны.
Например, в большинстве регионов, граничащих с Китаем или находящихся в достаточной от него близости, темпы экономического роста в 2000-2007 гг. оказались гораздо ниже общероссийских и даже ниже, чем в среднем по федеральным округам2. В то же время органы прокуратуры неоднократно свидетельствовали о колоссальном объеме теневой торговли, приходящемся, главным образом лесом, на приграничные с КНР территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Не лучшей ситуация представляется и в сфере экономического взаимодействия стран СНГ. При том что объемы теневого оборота приграничной торговли измеряются миллиардами рублей, наше государство терпит значительные убытки, зачастую утрачивая контроль за этими процессами.
Немаловажный фактор сдерживания интеграционных процессов в международном сотрудничестве регионов — географическая отдаленность многих из этих регионов, помноженная на их низкую транспортную доступность для наиболее активных в экономическом отношении стран. Высокие транспортные тарифы могут съедать значительную часть прибыли компаний, осуществляющих международное сотрудничество с географически отдаленными территориями. Большинство регионов не имеет выхода к морским и речным путям, обеспечивающим наиболее низкие затраты на перевозку коммерческих грузов.
Отпугивает потенциальных иностранных партнеров и перспектива заключать соглашения с российскими партнерами, и противоречивость, непоследовательность российского законодательства, особенно если исполнение этих соглашений гарантировано не высшим политическим руководством страны, а главами региональных органов власти.
При этом российские регионы вынуждены вступать в конкуренцию друг с другом за бюджетные ресурсы, поскольку большинство из них являются дотационными и не могут существовать без государственных трансфертов. Такая конкуренция не способствует активизации кооперационных связей регионов, противодействует налаживанию взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями соседних регионов, не содействует реализации комплексных межрегиональных проектов, располагающих значительным конкурентным преимуществом. А зависимость большинства российских регионов от бюджетных трансфертов ставит крест на их внешнеэкономических перспективах, снижает их привлекательность в качестве торгового партнера для зарубежных компаний.
Вовлечение регионов во внешнеэкономическую деятельность сегодня осуществляется через такие институты, как Минэкономразвития России, ответственное за регулирование внешнеэкономической деятельности в регионах, а также через межрегиональные ассоциации, оказывающие помощь регионам в реализации их программ и конкретных проектов в области развития экспортоориентированных направлений хозяйствования. Министерство экономического развития является также уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим взаимодействие с Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли, образованным в соответствии с Правилами процедуры Комиссии таможенного союза, которые утверждены Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза)3. Однако этих инсти-
2 Глазырина И. П. Приграничное сотрудничество в свете инвестиционных процессов: Пока минусов больше, чем плюсов / И. П. Глазырина, А. А. Фалейчик, Л. М. Фалейчик // Журнал «ЭКО». № 9. 2011. С. 51-70.
3 Эти правила, определяющие порядок работы Комиссии таможенного союза, организацию и проведение ее заседаний, процедуру подготовки и принятия решений и рекомендаций, составлены в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года. См. Правила процедуры Комиссии таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.customsunion. ш/По/3279.Мт! (дата обращения: 15.03.2012).
тутов явно недостаточно для налаживания эффективного механизма продвижения регионального бизнеса на зарубежные рынки.
Таким образом, представляется целесообразным выделить ряд приоритетных направлений мобилизации интеграционных механизмов регионов и повышения их внешнеэкономической активности в условиях глобализации мировой экономики.
1. Унификация нормативно-правовой базы в рамках таможенного союза с целью привлечения приграничных российских регионов в торговое сотрудничество с Белоруссией и Казахстаном.
2. Пересмотр сложившейся в стране схемы торгового сотрудничества с Китаем, которая способствует хищническому освоению природных богатств приграничных с этой страной российских регионов и не служит интересам развития этих регионов.
3. Стимулирование регионов на предмет разработки специальных программ внешнеэкономического развития, включающих оценку конкурентоспособности местных предприятий в условиях открытой экономики, а также выработки предложений по усилению конкурентоспособности.
4. Формирование единой базы данных о рынках для предприятий, готовых поставлять свою продукцию на мировые рынки.
5. Обеспечение государственной поддержки экспортерам промышленной продукции путем предоставления кредитов, гарантий и пр.
Эти направления следует признать приоритетными для интеграции России в экономическое пространство других государств, повышения роли регионов в системе общественного разделения труда, реализации ими своих прав как активных хозяйствующих субъектов.
Литература
1. Глазырина, И. П. Приграничное сотрудничество в свете инвестиционных процессов: пока минусов больше, чем плюсов I И. П. Глазырина, А. А. Фалейчик, Л. М. Фалейчик II Журнал «ЭКО». - № 9. - 2011. - С. 51-70.
2. Журнал «Эксперт». - № 44. - 2011. - С. 41-42.