Научная статья на тему 'Стратегические направления внешнеэкономической интеграции приграничного региона в условиях глобализации мировой экономики'

Стратегические направления внешнеэкономической интеграции приграничного региона в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЛИМОЛОГИЯ. ГЕОТРАНЗИТИВНОСТЬ / ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / GLOBALIZATION / INTEGRATION / GEOTRANSITIVITY / GEOECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гичиев Набиюла Сапиюлаевич

В статье анализируются особенности развития интеграционных процессов приграничного региона, приводится авторская методика оценки геотранзитного потенциала региона, позволяющая ранжировать субъекты РФ по степени вовлеченности территории в систему международных экономических связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF THE INTEGRATION OF FOREIGN BORDER REGION IN THE GLOBALIZATION OF WORLD ECONOMY

In clause features of development of integration processes of frontier region are analyzed, the author's technique of an estimation of geotransit potential of the region is resulted, allowing to range subjects of the Russian Federation on a degree of an involvement of territory in system of the international economic relations.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления внешнеэкономической интеграции приграничного региона в условиях глобализации мировой экономики»

ГИЧИЕВ Н.С.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье анализируются особенности развития интеграционных процессов приграничного региона, приводится авторская методика оценки геотранзитного потенциала региона, позволяющая ранжировать субъекты РФ по степени вовлеченности территории в систему международных экономических связей.

GICHIEVN.S.

STRATEGIC DIRECTIONS OF THE EXTERNAL ECONOMIC INTEGRATION OF FRONTIER REGION IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF ECONOMIC

In clause features of development of integration processes of frontier region are analyzed, the author's technique of an estimation of geotransit potential of the region is resulted, allowing to range subjects of the Russian Federation on a degree of an involvement of territory in system of the international economic relations.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, лимология. геотранзитивность, геоэкономический потенциал.

Keywords: globalization, integration, geotransitivity, geoeconomic potential.

В экономической науке понятие интеграции имеет несколько значений, и среди исследователей до сих пор существует неясность по поводу его определения. Некоторые из них определяют интеграцию как процесс, другие - как конечное состояние, «состояние полной интегрированности», или состояние дел, третьи - как комбинацию процесса и состояния дел (Роберт Хайн, Дэвид Хендерсон).

В качестве процесса, по мнению некоторых исследователей, необходимо различать два вида интеграции - «формальную» (или «институциональную») и «реальную» интеграцию.

«Институциональная», или интеграция de jure, отсылает к законодательной организации процесса на уровне правительств стран, участвующих в интеграционных процессах, что включает уменьшение или уничтожение барьеров на пути товарных потоков и факторов производства, гармонизации макроэкономических политик, и, на определенной ступени развития приводит к созданию наднациональных институтов для управления новыми образованиями.

Помимо институциональных составляющих интеграции, некоторые исследователи выделяют также «реальную интеграцию», или международную экономическую интеграцию de facto. Она означает действительное увеличе-

ние межстрановых торговых потоков, движение капитала, людей, технологии, услуг и т.п. Она может происходить даже без сложных межправительственных соглашений, иногда существенно опережая институциональную или формальную интеграцию между странами.

Такое толкование реальной экономической интеграции и наблюдающийся быстрый количественный рост межстрановых экономических взаимодействий в мировом масштабе привели к тому, что последние десятилетия термин «международная экономическая интеграция» стал широко использоваться как понятие-синоним или заменитель термина «глобализация».

В исследованиях, посвященных экономической интеграции, различают три ее уровня: национальный, который отсылает к региональной интеграции в рамках национальных границ; интернациональный (международный), на котором реализуется интеграция различных государств в региональные блоки, и мировой, который отсылает к тому же феномену в глобальном масштабе, что и дало возможность говорить о «глобальной интеграции» (Дэни Родрик, профессор Гарвардского университета),

Так, Г. Сиберт и Г. Клодт считают, что процесс интеграции может происходить несколькими путями: во-первых, через международную торговлю, которая до сих пор является наиболее важным связующим звеном между национальными экономиками; во-вторых, посредством международного движения факторов производства, что в основном выражается в движении капиталов, так как движение рабочей силы в современном мире все еще остается сравнительно небольшим; в-третьих, через международную диффузию технологий, что отчасти связано с движением товаров и капитала, но приобретает и все большее самостоятельное значение, основанное на международном движении капиталов.

В настоящее время возрастает интерес к региональным исследованиям. Регионализация хозяйственных связей субъектов Российской Федерации одновременно ведет к постоянному воздействию на их экономику со стороны внешней среды, что обусловливает возрастание взаимозависимости глобальных и региональных процессов.

В настоящее время выделяют несколько факторов, влияющих на размещение производства и интеграцию в политическое и экономическое про -странство России и зарубежья. Их делят на две группы.

К первой группе относят следующие факторы:

1. Фактор территории. Территория - это важнейший элемент географической среды. Чем больше размер территории, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает вариантов размещения населения и производства.

2. Фактор экономико-географического положения. Выделяют четыре разновидности экономико-географического происхождения: центральное, глубинное, соседское и приморское.

3. Природно-ресурсный фактор. На первых этапах индустриализации география полезных ископаемых во многом определяла размещение про-

мышленности. Сейчас этот фактор оказывает решающее воздействие только иа отрасли добывающей промышленности.

4.Транспортный фактор. В настоящее время транспортный фактор обеспечивает преодоление транспортного разрыва между производством и потреблением [4. 5].

5.Фактор трудовых ресурсов. Данный фактор проявляет себя двояко. Во-первых, в промышленность и непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во-вторых, наиболее выгодным оказывается перемещать производство к источникам дешевой рабочей силы.

6.Фактор территориальной концентрации. В последнее время прослеживается тенденция децентрализации производства.

Ко второй группе относят:

1. Фактор наукоемкости. Оказывает влияние на размещение новейших наукоемких отраслей, которые представляют собой новые формы территориального сосредоточения науки и производства.

2.Экологический фактор. Ограничивает территориальную концентрацию производства и приводит к демонтированию неэкологичных производств или перемещению их в другие места.

В зависимости от степени влияния этих факторов на размещение производства выделяют три основных типа регионов. Во-первых, это высокоразвитые районы, где преобладают наукоемкие отрасли производства и непроизводственной сферы. Во-вторых, депрессивные районы. В-третьих, отсталые аграрные районы, которые слабо затронуты индустриализацией. Очевидно, что, согласно данной классификации, Республика Дагестан соответствует третьему типу регионов.

Республика Дагестан является одним из субъектов Российской Федерации, поэтому вопросы интеграционного сотрудничества с зарубежными государствами - членами межрегиональных экономических объединений - рассматриваются в рамках межправительственных соглашений РФ с этими странами (например, с ЕврАзЭС и др.). Отличительной особенностью развития интеграционного сотрудничества Республики Дагестан является активизация его внешнеэкономических связей со странами, не входящими в состав ЕврАзЭС (например, Азербайджаном, Ираном и др.) [7].

Разностороннее развитие международных связей и существенное усиление самостоятельной внешнеэкономической деятельности субъектов Рос -сийской Федерации в последние годы объективно усиливают значение приграничного сотрудничества как одной из составляющих интеграции Прикаспийских государств и их регионов.

Приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности для Дагестана является развитие торгово-экономических отношений со странами СНГ и в первую очередь с государствами Прикаспийского региона

Так, по данным таможенной статистики, в 2009 году внешнеторговый оборот, совершенный участниками внешнеэкономической деятельности Республики Дагестан, составил 370 млн. долларов США, в том числе со страна-

ми ближнего зарубежья -218,7 млн. долларов США, со странами дальнего зарубежья -151,3 млн. долларов США.

Экспорт товаров в страны ближнего и дальнего зарубежья за 2009 год уменьшился в 3,2 раза, по сравнению с 2008 годом, и составил 81,4 млн. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья - 57,3 млн. долларов США, в страны ближнего зарубежья -24,1 млн. долларов.

Следует отметить, что экспорт машиностроительной продукции занимает незначительную часть в товарообороте республики - 5,4 млн. долл., что в 23,6 раза ниже объемов 2008 года. В целом на машиностроительную продукцию приходится всего 9% стоимостных объемов экспорта Дагестана и основные ее объемы обеспечены поставками в страны СНГ.

Импорт товаров в республику за 2009 год уменьшился на 43,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 288,6 млн. долларов США, в том числе из стран ближнего зарубежья - 194,6 млн. долларов США, из стран дальнего зарубежья - 94 млн. долларов США.

Ведущие позиции в товарной структуре импорта остаются за продовольственными товарами (207,9 млн. долл.). Ассортимент импортируемых продовольственных товаров представлен фруктами (106,7 млн. долл.), овощами (82,9 млн. долл.), продуктами переработки овощей и фруктов (6,2 млн. долл.).

Итоги внешней торговли 2009 года определи ведущие позиции за странами СНГ, на долю которых пришлось 58,4% товарооборота. Наибольшие объемы торговли сохранились за Азербайджаном (171,4 млн. долл.) и Ираном (63,4 млн. долл.). Кроме этих стран следует отметить достаточно высокие объемы торговли с Китаем (17,7 млн. долл.), Турцией (15,8 млн. долл.), Украиной (8,3 млн. долл.).

Для сравнения: внешнеторговый оборот ЮФО по оформленным в таможенных органах России грузовым таможенным декларациям в 2009 году составил 17,7 млрд. долл., снизившись на 37,7% относительно объемов 2008 года.

География товарных потоков ЮФО, в отличие от географии товарных потоков Республики Дагестан, свидетельствует о сохранении во внешней торговле высокой доли стран дальнего зарубежья: Турция, Италия, Германия, Китай, Египет. Страны СНГ представлены в первую очередь ближайшими торговыми партнерами - Украиной и Казахстаном.

С нашей точки зрения, отмеченная диверсификация географической направленности внешнеторговых потоков в Республике Дагестан, по сравнению с ЮФО, может быть связана с лимологией, позволяющей объяснить распределение приоритетов во внешнеторговых связях трансграничными факторами - протяженной сухопутной границей, например, ЮФО - с Украиной и Дагестана - с Азербайджаном.

Касаясь проблем глобализации и экономической интеграции необходимо отметь, что количественная оценка геотранзитного потенциала приграничного региона возможна посредством предлагаемых мною относительных

показателей - индекса и коэффициента транзитивности (отдельно по импортным и экспортным товарным потокам) [6].

Сущность предлагаемой методики расчета указанных показателей состоит в следующем:

Коэффициент транзитивности = 100% - Импорт в Республику Дагестан / [(Международный транзит (ввоз)+ Импорт в другие регионы РФ через пункты таможенного пропуска РД + Импорт в Республику Дагестан)] *100%.

Индекс транзитивности = Импорт в Республику Дагестан / [(Международный транзит (ввоз)+ Импорт в другие регионы РФ через пункты таможенного пропуска РД + Импорт в Республику Дагестан)].

Расчеты, проведенные на основе данных таможенной статистики, показывают, что величина индекса и коэффициента транзитивности для Дагестана в 2005-2009 гг. составили соответственно - 0,99 и 99%, что подтверждает важную роль Дагестана как стратегического звена в системе международных экономических связей.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Перспективы обеспечения единства России в условиях глобализации, закрепления международного статуса СНГ в значительной степени зависят от рационального использования преимуществ их геополитического и reo -экономического положения.

2. Стратегия трансконтинентальной кооперации способна служить объединяющим стержнем, позволяющим заинтересовать большинство стран СНГ в развитии взаимовыгодного сотрудничества, а также открыть перспективы активного включения этих стран в систему всемирного и широкого евразийского разделения труда.

3. На базе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в составе России, Китая и четырех центральноазиатских стран СНГ необходимо развитие транспортных коммуникаций, торгово-экономического сотрудничества, энергетики, телекоммуникаций. При взаимодействии ЕврАзЭС и ШОС представляется возможным развивать отраслевое сотрудничество, начиная с энергетики, формируя единое евразийское энергетическое пространство.

4. Россия может создать под своим началом прочную интеграционную группировку, способную занять достойные позиции в Евразии и в глобализирующемся мире в целом, формировать и развивать интеграционные связи с соответствующими объединениями на Западе и на Востоке.

5. Основными компонентами глобализации являются - международная торговля, международные капитал и финансы, а также международный обмен технологией.

6. Международная интеграция как синоним глобализации в наибольшей степени связана с изменениями институциональной структуры мировой экономики, созданием наиболее благоприятных условий для развития международной торговли и производства, что чаще всего выражается в расширении процессов либерализации в отношениях между государствами, в создании формальных основ интеграции.

7. Поскольку институционализация интеграционного сотрудничества в Ев-рАзЭС и ШОС находится на начальном этапе, целесообразно подключиться к этому процессу уже сейчас.

8. Отличительной особенностью развития интеграционного сотрудничества Республики Дагестан является активизация его внешнеэкономических связей со странами, не входящими в состав ЕврАзЭС (например, Азербайджаном, Ираном и др.).

9. Важнейшим отличием географии товарных потоков ЮФО в сравнении с Республикой Дагестан является сохранение во внешней торговле высокой доли стран дальнего зарубежья (2009г. - 75,9%): Турции, Италии, Германии, Китая, Египета. Страны СНГ представлены в первую очередь ближайшими торговыми партнерами - Украиной и Казахстаном

10.Отмеченная диверсификация географической направленности внешнеторговых потоков (и интеграционных связей) в ЮФО и Дагестане вписывается в теорию трансграничности (лимологию), позволяющей объяснить распределение приоритетов внешнеторговых и интеграционных связей -близостью и протяженностью внешней границы.

_Литература_

1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. //Вопросы экономики, 1997 г. ,№ 6, С. 4 -12

2. Альтернативы модернизации российской экономики. // Под ред. А. Буз-галина, А.Колганова, П.Шульце. - М, Таурус, 1997. - 448 с.

3. Барсукова С.Ю. Трансакционные издержки вхождения на рынок предприятий малого бизнеса. //Проблемы прогнозирования. - М.: 2000,-№1.

4. Гичиев Н.С. Теоретические основы устойчивого роста экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики/, 2007, №1.

5. Гичиев Н.С. Геоэкономические предпосылки формирования международного транспортного коридора «Север-Юг» // Региональные проблемы преобразования экономики/, 2007, №2.

6. Гичиев Н.С. Важнейшие составляющие геоэкономического потенциала роста экономики // Региональные проблемы преобразования экономики/, 2007, №3.

7. Гичиев Н.С. Сценарии изменения импортных пошлин и макроэкономические последствия вступления во Всемирную торговую организацию // Региональные проблемы преобразования экономики/, 2007, №4.

8. Капелюшников Р. Категория трансакционных издержек. // Исследования и разработки. - Вып 3. - Финансовые социальные и информационные технологии. - М., Институт коммерческой инженерии, 1994. - С.25-45.

9. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики // пер. с англ. - М., Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997.

10. Макаревич Л.Н. Проблемы создания финансово-промышленных групп в России. // Банковское дело. - М., 1995. - №12. - С.20-23.

11. Гладышевский А.И. Производственный аппарат России: основные характеристики и перспективы использования, //Проблемы прогнозирования. -М., 2001, № 1.

12. Блохин A.A. Время в экономике: анализ и измерение. - М.: Наука, 1993.

13. Волконский В.А. Институциональные проблемы российских реформ. -М.: Диалог-МГУ, 1998. - 100 с.

14.0лейник А.Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. -М.: Изд. Магистр, 1997. -40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.