Таким образом, антикризисное управление направлено на диагностику причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия; комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления; бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия; выработку процедур антикризисного управления и контроль над их проведением. Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.
ББК. 65.54 (24)
Н.С. Суракатов, Н.С. Гичиев ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В МЕХАНИЗМЕ ИНТЕГРАЦИИ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В КАСПИЙСКО - ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ
N.S.Surakatov, N.C.Gichiev FOREIGN ECONOMIC TARGETS IN THE MECHANISM OF INTEGRATION OF SUBJECTS OF THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT IN THE CASPIAN -BLACK SEA REGION
Экономическое развитие любого государства или региона невозможно без его активного включения в международную торговлю. Особенно актуальным в кризисные времена становится участие регионов во внешней торговле. Несмотря на то, что экспортоориентированные регионы могут значительно пострадать от мировых и региональных кризисов, учёные считают наличие развитых внешнеторговых связей является преимуществом экономики регионов, т.к. в условиях сжатия внутреннего спроса поставки на внешний рынок выступают одной из важнейших предпосылок выживания промышленности.
Ключевые слова: интеграция, производственная кооперация, глобализация, внешняя торговля, приграничное сотрудничество.
Economic development of any state or the region is impossible without the active involvement in international trade. Particularly relevant in times of crisis becomes the participation of the regions in foreign trade. Despite the fact that export-oriented regions may be significantly affected by the global and regional crises, scientists believe the presence of developed foreign trade relations is an advantage.
Key words: integration, co-operation in production, globalization, foreign trade, cross-border cooperation.
В условиях развернувшегося мирового кризиса страны Каспийско - Черноморского региона сталкиваются с многочисленными проблемами в сфере интеграционного взаимодействия, развития транспортно-коммуникационных и внешнеэкономических связей.
В настоящее время выделяют несколько факторов, влияющих на размещение производства и интеграцию в политическое и экономическое пространство России и зарубежья: фактор территории; экономико-географического положения; природно-ресурсный; транспортный; трудовых ресурсов; территориальной концентрации; наукоемкости; экологический.
Влияние этих факторов на размещение производства определяет типологизацию регионов, в соответствии с которой выделяют: высокоразвитые; депрессивные и аграрные регионы. Согласно данной классификации, большинство субъектов Северо-Кавказского 150
федерального округа (СКФО) относятся к третьему типу экономических регионов. Приведенную типологизацию необходимо учитывать при рассмотрении механизма интеграционного взаимодействия субъектов СКФО, включающий этапы становления региональной экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз.
Как известно, зона свободной торговли является начальной ступенью развития региональной экономической интеграции. Поэтому вопросы активизации внешнеторгового сотрудничества приобретают первостепенное значение для приграничных регионов РФ, к числу которых относится и Республика Дагестан.
Разностороннее развитие международных связей и существенное усиление самостоятельной внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации в последние годы объективно усиливают значение приграничного сотрудничества как одной из составляющих интеграционного процесса Прикаспийских государств и их регионов.
География внешнеэкономических связей характеризуется статистическими данными таможенного бюллетеня. Рассмотрим динамику и внешнеэкономические ориентиры СКФО на примере Республики Дагестан - единственного субъекта СКФО с выходом в Каспийское море. Так, согласно данным таможенной статистики, экспорт товаров в страны ближнего и дальнего зарубежья за 2009 год уменьшился в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 81,4 млн. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья - 57,3 млн. долларов США, в страны ближнего зарубежья -24,1 млн. долларов США (см. рисунок 1).
Следует отметить, что высокотехнологичный экспорт занимает незначительную часть во внешней торговле Республики Дагестан. Так экспорт машиностроительной продукции в 2009 г составил 5,4 млн. долл. (9% стоимостных объемов экспорта).
Рис. 1. Географическая направленность экспорта Республики Дагестан
Влияние глобального мирового кризиса отразилось на динамике и географии внешнеэкономических связей в прикаспийском регионе: объемы импортных поставок в республику за 2009 год уменьшились на 43,7% и составили 288,6 млн. долларов США, в том числе из стран ближнего зарубежья - 194,6 млн. долларов США, из стран дальнего зарубежья - 94 млн. долларов США. Внешнеэкономические ориентиры региона в сфере импортных операций представлены на рисунке 2.
Согласно данным таможенной статистики, распределение внешнеэкономических приоритетов представлено следующим образом: наибольшие стоимостные объемы импорта приходились на Азербайджан (56,4%) и Иран (20,6%).
При этом в товарной структуре импорта наибольший удельный вес приходится на продовольственные товары (207,9 млн. долл.), в том числе фрукты - 106,7 млн. долл., овощи - 82,9 млн. долл., продукты переработки овощей и фруктов - 6,2 млн. долл. В этом сегменте на Азербайджан и Иран приходится 94,3% продовольственного импорта республики.
В секторе высокотехнологичного импорта стратегическими поставщиками продукции остаются страны дальнего зарубежья - Италия, Китай, Германия и Панама, обеспечившие 92% стоимостных объемов импортных поставок.
Рис. 2. Географическая направленность импорта Республики Дагестан
Одним из важнейших параметров оценки внешнеэкономических связей является сальдо внешнеторгового оборота, которое связано с уровнем внешней конкурентоспособности региона. В течение последних десяти лет, согласно данным таможенной статистики, наблюдается устойчивое отрицательное сальдо внешней торговли Республики Дагестан с Азербайджаном - главным стратегическим торговым партнером.
Превышение объемов импортных операций над экспортными свидетельствует о низкой технологичности и, соответственно, конкурентоспособности региональной товарной продукции на внешних рынках, что в условиях развития процессов
А-
глобализации и вступления России в ВТО. грозит сокращением объёмов внутреннего производства, ростом социальной напряженности и др. отрицательными эффектами. Развитие же интеграционных процессов, укрепление кооперационных связей, создание совместных производств позволит смягчить влияние процессов глобализации на менее конкурентоспособные регионы.
Основатель британской школы геополитики профессор Х. Маккиндер в начале нашего столетия отмечал: «Впервые мы можем нащупать некоторые реальные пропорции в соотношении событий, происходящих на мировой арене, и выяснить формулу, которая, так или иначе, выразит определенные аспекты географической обусловленности мировой истории»[4]. В этом контексте географическая обусловленность развития внешнеэкономических связей приобретает геостратегическую значимость для развития механизма интеграционного взаимодействия в Каспийско - Черноморском регионе.
Следует отметить, что благодаря углеводородным запасам сегодня Кавказский регион вновь оказался в центре внимания ведущих мировых держав, не желающих уступать нефтяные месторождения Каспия, запасы которых оцениваются в четыре трлн. долларов [5].Общий объем разведанных запасов природного газа региона составляет приблизительно 20 трлн. куб. м, что составляет 4% мировых запасов. К 1996 году в рамках ОПЕК и СНГ было сосредоточено соответственно 61% и 21% мировых запасов энергоресурсов [6].
К началу 1997 года геологические запасы нефти СНГ составляли 7,8 трлн. тонн (Каспия - приблизительно 28 млрд. тонн). Велики и запасы природного газа, по показателям которого СНГ занимает первое место в мире [7].В СНГ самыми крупными нефтедобытчиками являются пять государств: РФ, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан.
В первой половине 90-х годов экспорт ресурсов из этих стран СНГ, за исключением Туркменистана, составлял 85%, а 60% твердой валюты России приходился на экспорт нефти в страны дальнего зарубежья. Возможности освоения российских геологических запасов, которые приблизительно составляют 6,8 млрд. тонн [8]. В РФ было принято "Соглашение о разделе продукции", фактически открывающее двери иностранному капиталу в сферу энергоресурсов [9].
Еще раз отметим, что данный регион является важным со стратегической точки зрения. Его можно рассматривать как связующее звено между Севером и Югом (Россией и Персидским заливом) и как источник снабжения нефтью и газом: на Западе это европейские, а на востоке - тихоокеанские рынки.
По оптимистическим прогнозам, в ближайшие 25 лет около 25% мировых потребностей в нефти и природном газе сможет обеспечить кавказский и прилегающие к нему регионы.
В этих условиях развитие механизма интеграционного взаимодействия в регионе требует решения геостратегического вопроса, связанного с маршрутом транспортировки углеводородных ресурсов Каспия. Совершенно очевидно, что выбор основного маршрута транспортировки напрямую связан с бюджетной обеспеченностью территории, по которой будет пролегать нефтегазопровод. Поэтому в Стратегии развития СКФО до 2025 г. к числу приоритетных направлений развития морского транспорта Российской Федерации в Прикаспийском регионе относится развитие инфраструктуры глубоководных портов, ведущим из которых считается ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП), входящий в состав Махачкалинского транспортного узла и Международного транспортного коридора «Север-Юг». Порт связан морскими путями со всеми прикаспийскими государствами, а внутренними водными путями, железнодорожными и автомобильными магистралями со всей территорией страны.
Перспективы развития порта обоснованы ожидаемым ростом грузопотоков в рамках МТК «Север-Юг», а также связаны с планируемым присоединением к нему и продлением
Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 23, 2011 4.
-\-
МТК №3 (Дрезден-Львов-Киев - Ростов-на-Дону - Махачкала) и дополнительным потенциалом грузовых сообщений в указанном направлении.
Развитие Махачкалинского морского порта осуществляется в соответствии с приоритетами Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, а также в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.)».
Стратегическим планом развития порта предусматривается выход на объем перевалки грузов 20 млн. тонн к 2020 году, что наряду с вышеуказанными предпосылками, обусловлено обоснованной программой развития портово-терминальной инфраструктуры включающей строительство причалов №14 и №15, причала для судов, железнодорожного паромного комплекса, подъездной автодороги.
Для улучшения взаимодействия морского и других видов транспорта в порту и Махачкалинском транспортном узле в целом, обосновано создание логистических транспортно-технологических систем, контейнерных терминалов, портового железнодорожного сортировочного парка.
Предусмотрено полное обустройство пограничного пункта пропуска порта и оснащение его современным оборудованием для погранично-таможенного контроля в соответствии с ФЦП «Государственная граница РФ».
Для обеспечения защищенности акватории порта от воздействия стихии, следует завершить реконструкцию оградительных сооружений, проведение дноуглубительных работ и удлинение волнолома.
В целях развития пассажирских и круизных морских перевозок необходимо предусмотреть создание на Каспийском побережье от Махачкалы до Дербента морских вокзалов и портопунктов по мере развития курортной зоны региона. Маршруты круизного судоходства, при наличии пассажирского флота могут осуществляться как в центр страны, так и через Волго-Донской канал в страны Средиземноморского и Черноморского бассейнов.
Для дальнейшего развития судоходства на Каспии и успешной реализации программы возвращения морских судов под флаг Российской Федерации необходимо осуществление комплекса складских мер, общепринятых в мировой практике: предоставление долгосрочных льготных кредитов судовладельцам для строительства судов под российскую регистрацию; освобождение вновь построенных судов под российский флаг от всех видов налогов на период возврата кредитов; отмену таможенных пошлин при закупке за рубежом портового подъемно-транспортного оборудования.
Для обеспечения своевременной и гарантированной ликвидации разливов нефти в бассейне Каспийского моря требуется укрепление базы аварийно-спасательного флота и плавсредств.
В соответствии с подпрограммой «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015)» предусматривается комплекс мер по снижению уязвимости объектов морского транспорта Каспийского бассейна (морские порты, суда транспортного и обеспечивающего флота, судоремонтные заводы и др.) в отношении террористических актов, пиратства и других противоправных действий, способных нанести экономический ущерб и привести к человеческим жертвам. Борьба с ними должна осуществляться на государственном и уровне и в рамках международного сотрудничества.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Перспективы обеспечения единства России и ее субъектов в значительной степени зависят от рационального использования преимуществ их геополитического и геоэкономического положения.
2. Стратегия трансконтинентальной интеграции способна открыть перспективы активного включения прикаспийских государств в систему евразийского разделения труда.
А-
3. На базе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в составе России, Китая и четырех центрально-азиатских стран СНГ необходимо развитие транспортных коммуникаций, торгово-экономического сотрудничества и энергетики.
4. Россия может создать под своим началом прочную интеграционную группировку, способную занять достойные позиции в Евразии и в глобализирующемся мире в целом, формировать и развивать интеграционные связи с соответствующими объединениями на Западе и на Востоке.
5. Международная интеграция в наибольшей степени связана с изменениями институциональной структуры мировой экономики, созданием наиболее благоприятных условий для развития международной торговли и производства, что чаще всего выражается в расширении процессов либерализации в отношениях между государствами, в создании институциональных основ интеграции.
Реализация указанных мероприятий позволит стимулировать интеграционные процессы прикаспийских государств и их приграничных регионов.
Библиографический список
1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. //Вопросы экономики, 1997 г. ,№ 6, стр. 4 -12.
2. Альтернативы модернизации российской экономики. // Под ред. А. Бузгалина, А.Колганова, П.Шульце. - М, Таурус, 1997. - 448 стр.
3. Дугин. А. Основы геополитики - геополитическое будущее России. М., 1997. С.
492.
4. Коммерсант-Дейли, 31 октября 1997, № 188.
5. Кукушкин В. СНГ - ОПЕК: конкуренты или партнеры? // Азия и Африка сегодня, 1997, № 4. С. 32 - 33.
6. Журнал "Нефть и бизнес", 1997, № 2. С. 24 - 25.
7. Тернер Н. Британские игроки на российской сцене // За рубежом, 19 - 9 декабря 1997, № 51 - 52.
8. СНГ - ОПЕК: конкуренты или партнеры? // Азия и Африка сегодня, 1997, № 4. С.
33.