достигнуть разными путями. Одним из наиболее популярных пред- в основном, характеризуется низким уровнем квалификации и,
ставляется рост потоков зарубежной трудовой миграции. соответственно, трудовых возможностей.
В зарубежных странах миграция специалистов с высоким В то же время, в России существует высокий потенциал пре-
уровнем квалификации способствует решению проблемы старе- одоления дисбаланса за счет внутренних источников: безработных,
ния населения. Во многом это обусловлено высоким потенциалом межрегиональной и маятниковой миграции, вовлечения незанято-
развития страны и привлекательностью условий труда. Российская го населения. Его реализация зависит от хода модернизации эконо-
специфика заключается в том, что трудовая миграция в Россию, мики на инновационной основе на всех направлениях и уровнях.
Литература
1. Skills supply and demand in Europe: Medium-term forecast up to 2020. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010.
2. Analysis On The Challenges Facing Labour Markets Within The Europe 2020 Strategy (Own-Initiative Analysis). — Sofia: Economic and Social Council, 2011
3. Иванов С.А., Ложко В.В. Воспроизводство человеческого капитала для инновационной экономики Северо-Запада России // Проблемы современной экономики — 2011 — № 3.
4. Сигова С.В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации / С.В. Сигова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. — 188 с.
5. Skills for Europe’s future: anticipating, occupational, skill needs. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009.
6. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года: статистический бюллетень. — М., 2010. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticJournals/ doc_1140095525812 Дата обращения: 27.09.2012
7. Population Division of the Department of Economic and social Affairs of the United Nation Secretariat, World population Prospects: The
2010 Revision. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: esa.un.org/undp/wwp/index.htm Дата обращения: 15.09.2012
8. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. — Режим доступа: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120428_0010 Дата обращения: 06.08.2012
9. Better Skills, Better Jobs, Better Lives: A Strategic Approach to Skills Policies. — OECD publishing, 2012.
1 25 стран-участниц Евросоюза (как на декабрь 2006 года)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Т.М. Вахитова,
доцент кафедры экономической методологии и истории Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат экономических наук [email protected]
В статье анализируются основные тенденции и проявления глобализации мировой экономики на современном этапе, изучаются возможности и перспективы расширения и углубления внешнеэкономических связей России на примере Республики Татарстан с целью повышения эффективности использования внешнеэкономического потенциала и инновационного развития.
Ключевые слова: внешнеэкономические связи, глобализация мировой экономики, экономическая интеграция, либерализация, внешнеторговый оборот.
УДК 330.101.339 ББК 65.01
Современный этап развития мировой экономки, доминирующей тенденцией которого является глобализация хозяйственных процессов, характеризуется и значительными изменениями в структуре и направлениях мирохозяйственных связей. С одной стороны, несмотря на то, что внешняя торговля продолжает расти более быстрыми темпами, чем мировой ВВП, под влиянием инноваций, использования глобальных информационных систем происходит углубление мирохозяйственных связей, переход на новый технологический уровень, составляющий основу международной производственной кооперации. Особенно быстро увеличиваются прямые иностранные инвестиции (ПИИ), что связано с опережающим ростом транснациональных корпораций, под контролем которых к 2030 г. (по прогнозам ИМЭМО РАН) окажется не треть, а половина мирового производства товаров. Транснационализация мировой экономики, углубление международного разделения труда, многократно возросшие объемы, динамика и значение внешней торговли и международных экономических отношений — проявления современной глобализации экономики. Одна из актуальных
задач социально-экономического развития состоит в формировании условий для продуцирования, создания возможностей для изменений и инноваций. Инновации, занимающие ведущее место в экономике развитых стран, способствуют росту конкурентоспособности экономики, обеспечивают оптимизацию структуры экономики, экономию на масштабах производства, диверсификацию хозяйственной деятельности, привлечение внешних финансовых ресурсов для решения вопросов модернизации экономики.
Глобализация, будучи объективной тенденцией развития человеческой цивилизации, открывает дополнительные возможности и сулит немалые выгоды отдельным странам, однако степень положительного или отрицательного влияния глобализации экономики на национальное хозяйство во многом зависит от характера участия страны в международном разделении труда, степени интеграции в мировую экономику. Поэтому преимущества экономической глобализации реализуются отнюдь не автоматически, и не все страны в равной мере их ощущают. «Установление торговых отношений в целом выгодно для обеих сторон..., но выгоды от нее распределя-
ются между странами неравномерно... Больше получает та страна, у которой больше изменились условия торговли. Либерализация торговли может повлечь за собой потери для нации в целом». [4] Но, в то же время, суть и содержание глобализации как таковой, предполагает усиление конкуренции за все виды ресурсов и потому обуславливает необходимость мобилизации всех возможностей (материальных и управленческих) национальной экономики, предъявляет высокие требования к задействованию всего государственного потенциала, в первую очередь в тех областях, где страна имеет конкурентные преимущества. Логичным является вопрос, насколько Россия готова к той степени либерализации внешнеторговой сферы, который ей предлагает современный этап развития мировой экономики. Как указывают в своей статье И.К. Смирнов и О.И. Смирнова, «возрастающие количественные изменения явлений определяют их рост, качественные изменения — развитие... Развитие может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс). Фундаментальной проблемой теорий роста и развития является определение их источников и движущих сил. [3]
Наряду с этим, в условиях либерализации международной торговли и внешнеэкономических связей со стороны государства и как следствие — растущих потоков трансграничных перемещений товаров и услуг, капитала и рабочей силы, информации во внешнеэкономическую деятельность вовлекаются новые экономические пространства — регионы различных стран мира, становящиеся полноправными участниками международного разделения труда. При этом данный процесс происходит как на уровне внутригосударственных регионов, так и на уровне международных регионов. Таким образом, достижение странами устойчивого экономического роста все в большей степени зависит от решения многих проблем на местах, то есть в регионах. Практика инновационного развития и промышленного сотрудничества развитых стран подтверждает, что региональная экономика будет оставаться на периферии мировой экономики, если она не взаимодействует с наукой, не развивает производство и реализацию наукоемких промышленных товаров и технологий. Это подтверждает американский экономист М. Портер, говоря о том, что «конкурентоспособность все более определяется особыми знаниями, навыками и уровнями инноваций, которые воплощаются в квалифицированной рабочей силе и организационных механизмах. Процессы создания квалифицированных трудовых ресурсов, как и некоторые важные влияния на темпы инноваций, имеют местное происхождение. Парадоксально, но более открытая глобальная конкуренция увеличивает важность местной базы».[1]
Важной составляющей в развитии регионов является эффективная реализация своего экономического потенциала на внешних рынках путем расширения внешнеэкономических связей. При этом для некоторых стран входящие в них регионы нередко становятся «локомотивами» или «точками роста» их экономик в целом — свободные экономические зоны в Китае, Силиконовая долина в США, городская агломерация Мумбаи в Индии и т.д.
Современное регулирование международных экономических отношений невозможно представить без Всемирной торговой организации (ВТО). Охватывая 96% мировой торговли, ВТО превратилась в поистине глобального регулятора международной экономики и является институциональной основой многосторонней торговой системы, выполняя функции, направленные на обеспечение либерализации рынков товаров, услуг, интеллектуальной собственности, содействия рассмотрению и разрешению экономических споров между государствами, проведению анализа состояния и перспектив развития как отдельных государств, так и всей многосторонней торговой системы в целом. Безусловное влияние членства России в ВТО на региональные рынки будет дифференцировано в зависимости от отраслевой структуры экономики региона, места региона в общей системе основных товаропотоков на территории России, экономического потенциала региона.
В современных условиях субъекты Российской Федерации все активнее выходят на зарубежные рынки товаров и услуг. Это приводит к позиционированию регионов в качестве все более весомой категории субъектов международных экономических отношений, действующих на мировом рынке. Данное явление соответствует общему мировому развитию, когда внешнеэкономические связи регионов становятся все более важными факторами устойчивого развития национальной экономики. При этом определяющую роль играет конкурентная способность российских субъектов рынка, что
и определяет внешнеэкономический потенциал национальной экономики в целом.
Процессы глобализации также по-новому ставят и проблемы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности, координации их усилий на основе осознания общих интересов и целей. Именно в рамках интеграционных союзов накапливается опыт сотрудничества, создаются условия для активного вовлечения стран-участников в общемировые хозяйственные связи. Кроме того, интеграционные группировки создаются и в качестве средства коллективной защиты от тех элементов глобализации, которые способны нанести ущерб национальным интересам стран-участниц.
Высоко оценивая, в частности, деятельность Евразийского экономического сообщества, президент России В.В.Путин, выступая на 35 заседании Межгоссовета ЕврАзЭс, отмечает: «ЕврАзЭС — без преувеличения, самое успешное интеграционное объединение пространства СНГ Сообщество выполнило все задачи, которые перед собой ставило: заработал Таможенный союз, запущено Единое экономическое пространство, создана Евразийская экономическая комиссия. Теперь по завершении многолетней работы ЕврАзЭС передаёт ЕЭК функции по дальнейшему углублению интеграции — это вполне естественный процесс» [7].
Наряду с другими странами Россия ведет активный поиск своего места и роли в глобализационном процессе с учетом ее сравнительных преимуществ: богатой природно-ресурсной базы, научно-технического и человеческого потенциала. Внешний фактор — эффект от участия страны в международном обмене товарами, услугами, капиталом и рабочей силой, информацией — играет весьма заметную роль в развитии отечественной экономики на протяжении всего периода существования России в качестве самостоятельного государства. Показатели экспортной и импортной квот, измеряемые отношениями экспорта и импорта к ВВП, в России несколько выше мировых (табл.1).
Таблица 1
Степень воспроизводственной открытости (в %)
^чГоды Страна--^ Экспорт к ВВП Импорт к ВВП
2007 2008 2009 2010 2007 2008 2009 2010
Россия 27,4 28,1 24,4 27,0 17,3 17,4 15,5 16,8
Китай 35,2 33,0 25,6 26,8 27,6 26,2 21,4 23,7
США 8,4 9,1 7,7 8,8 14,6 15,3 11,6 13,5
Германия 40,0 40,1 33,7 38,3 31,9 34,7 28,1 32,2
Япония 16,3 15,9 11,4 14,0 14,2 15,5 10,8 12,6
Мир в целом 25,2 26,4 24,4 24,2 25,8 27,0 24,8 24,4
(Источник: Вопросы экономики. — 2012. — №5. — С. 89)
Однако низкая конкурентоспособность отечественной экономики, фактически монокультурный топливно-сырьевой характер российского экспорта, чрезмерно высокая концентрация российского экспорта на европейском направлении в условиях замедления темпов развития европейской экономики приводят к тому, что внешнеэкономические связи могут утратить роль одного из решающих факторов экономического роста, и, наоборот, послужить причиной экономического спада. Что и подтвердил экономический кризис 2008-2009 гг., когда экономика России показала наибольшую глубину падения по сравнению с другими странами БРИКС. Преодоление этих негативных последствий, ускорение процесса модернизации экономики России, ее последующее поступательное развитие невозможны без активизации внешнеэкономической деятельности на региональном уровне. При этом рост несырьевого экспорта во многом предопределяется действенностью политики поддержки национальных экспортеров, активизацией предпринимательской инициативы, успешностью преодоления административных барьеров в организации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и возможностью создания полноценной системы управления, сочетающей механизмы управления ВЭД на федеральном и региональном уровнях. В постсоветский период, с проведением глубоких рыночных реформ все российские регионы получили прямой выход на внешний рынок и возможность самостоятельно развивать внешнеэкономические связи. Основные формы этих связей — внешняя торговля и инвестиционное сотрудничество — стали важнейшими факторами экономического развития страны и ее регионов. Возрастает их роль в диверсификации экономики, которая проявляется в техническом перевооружении и модернизации промышленности, создании новых производств, включая высокотехнологичные, реализации конкурентоспособной продукции и др. Российские регионы по-разному включены в миро-
хозяйственные связи. Это связано с их транспортно-географическим положением, состоянием природно-ресурсного потенциала, структурой хозяйства, историческим ходом развития и множеством других факторов. Результаты внешнеторговой деятельности регионов способствуют оздоровлению экономик российских регионов и страны в целом, развитию производительных сил, совершенствованию внутрихозяйственных пропорций. Внешняя торговля играет важную роль не только в реализации конечной продукции, но и в ее воспроизводстве, повышении конкурентоспособности.
Обострение конкуренции на мировом рынке и повышение требований к технико-экономическим показателям товаров побуждают предприятия и фирмы активизировать работу по совершенствованию производства, форм и методов сбыта, создавать совместные предприятия с иностранным участием. Однако российские регионы сильно дифференцированы по степени открытости экономики, внешнеторговой активности, притоку иностранных инвестиций (особенно прямых).
Республика Татарстан — один из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. На территории нашего региона добывается около 7% всей российской нефти, производится более 30% грузовых автомобилей, свыше 40% синтетического каучука, 52% полителена и 5% валовой сельскохозяйственной продукции страны. Наличие развитой транспортной инфраструктуры, сырьевые ресурсы, квалифицированный кадровый потенциал дают республике дополнительное конкурентное преимущество, предопределяя участие в международных и внешнеэкономических связях в целях содействия росту экономики и торговли, привлечения инвестиций, информационному обмену, а также укрепления культурных контактов и поддержки соотечественников. Анализ конкурентных преимуществ региона представляется весьма существенным с точки зрения определения места России, отдельных ее регионов в международном разделении труда.
Выгоды транспортно-географического положения во многом способствуют активному участию Татарстана в трансконтинентальном взаимодействии с другими регионами и странами мира. В настоящий момент, республика является перекрестком нескольких транспортных коридоров, имеющих международное значение.
В 2011 г. внешнеторговый оборот (ВТО) РТ составил 25,2 млрд долл. США, что на 28,8% выше уровня 2010 г. При этом объём республиканского экспорта составил 21,9 млрд долл. США, импорта — 3,3 млрд долл. США. Положительное сальдо внешнеторгового оборота РТ в 2011г. сложилось в размере 18,6 млрд долл. США против 14,4 млрд долл. США в 2010 г. В структуре ВТО РТ по итогам 2011 г. на долю экспорта приходилось 86,9%, импорта — 13,1%.
Традиционно экспорт с основными торговыми партнерами Республики Татарстан представлен в основном поставками нефти сырой (65,9% стоимостного объема экспорта в 2011 г.), нефтепродуктов (12,3%), продукции химической промышленности (11,3%). Основные страны — потребители республиканского экспорта в
2011 г.: Польша — 18,4%, Италия — 14,1%, Германия — 7,7%, Нидерланды — 7,6%, Венгрия — 4,7%, Словакия — 4,0 %, Латвия — 3,9%, Хорватия — 2,5%, Испания — 1,8%.
В товарной структуре импорта традиционно преобладает продукция машиностроения — в 2011 г. её доля составила 71,5% от общего объема импортных поставок. По итогам 2011 г. на долю пяти стран — основных импортеров Республики Татарстан — приходилось почти половина объема импортных поставок в республику (Германия — 20,7% республиканского импорта, Италия — 9,9%,
Турция — 7,0%, Китай — 6,6%, Франция — 5,1%). Экспортная квота составляет чуть более 30% [ 2].
В течение 2010 г. в экономику республики поступило 4149679,1 тыс. долл. иностранных инвестиций, однако иностранных инвесторов по большей части привлекает добывающая отрасль Татарстана — 78,5%, в отрасли обрабатывающей промышленности направляется лишь 2,8 % иностранных инвестиций. Крупнейшими инвестиционными партнерами Татарстана являются Германия, Франция, Кипр.
Регионы России сегодня вполне самостоятельны для эффективного налаживания внешнеэкономических связей и являются реальными экономическими субъектами, активно влияющими на формирование внешнеэкономической политики страны в целом с учетом интересов регионов. В практике внешнеэкономической деятельности регионы, используя конкурентные преимущества, строят на их основе уникальные аргументы и создают уникальные практики стимулирования взаимодействия с иностранными партнерами. Республика Татарстан, развивая идею «модели Татарстана», стремится закрепить в общественном сознании и международной практике сложившийся между федеральным центром и регионом уникальный формат взаимоотношений, в том числе в отстаивании интересов региона, разрешении конфликтов между федеральным центром и регионом и т.д. Безусловно, необходимо понимать, что реализация внешнеэкономического потенциала региона возможна на основе инновационного экономического роста. Поэтому «без широкой опоры на науку и ее современную методологию, без трансформации основных составляющих национальной экономической системы и осуществления в них кардинальных перемен, без новой идеологии, без формирования и утверждения инновационного сознания невозможно модернизировать экономику России на инновационной основе и создать экономику знаний, экономику высоких технологий» [5]
Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), подводя итоги «Рейтинга инновационной активности регионов-2011», в качестве одного из лидеров отмечает Республику Татарстан. В исследовании приняли участие 83 субъекта РФ. Республика Татарстан заняла второе место. В регионе действуют крупнейшая в России ОЭЗ, 4 индустриальных парка, технополис, 14 технопарков и др. Татарстан — второй регион после Ярославля, с которым Тайвань подписывает пакт о сокращении цифрового барьера, а исследовательская компания Moody’s investor Services оценила кредитный рейтинг «Татнефти» на Ba1 со стабильным прогнозом. [6]
Перспективы развития внешнеэкономических связей региона в контексте современных тенденций глобализации зависят от решения многих проблем: модернизации промышленного производства, (в первую очередь авиастроения, химической, нефтехимической отраслей) и развития высокотехнологичных и инновационных отраслей промышленности, способствующих повышению конкурентоспособности продукции; диверсификации как товарной, так и географической структуры экспорта и сокращения импорта за счет расширения импортозамещающих производств; совершенствования логистической структуры для повышения эффективности внешних грузоперевозок и транзитного потенциала Республики Татарстан с учетом преимуществ транспортно-географического положения; привлечения иностранных инвестиций, особенно в приоритетные отрасли экономики региона, обеспечивающие ее инновационное развитие.
Литература
1. Портер М. О конкурентоспособности в России: Лекция в ГУ-ВШЭ [электронный ресурс] — режим доступа- www.hse.ru/temp/2006 10_04_porter.shtml
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ. — режим доступа http://www.tatstat.ru/digital/ region8/2007/i010070r.pdf Дата обращения 23.12.2012
3. Смирнов И.К., Смирнова О.И. Экономическое движение и его законы // Проблемы современной экономики. — 2011. — №4 — режим доступа http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3781 Дата обращения 23.12.2012.
4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. — М: Прогресс, 1992. — С. 65.
5. Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф., Газизуллин Т.Н. Инновационное мышление — непреложное условие модернизации современной экономики России // Проблемы современной экономики. — 2012. — №3. — С. 25.
6. http://www.nair-it.ru/pressabout/2012-07-09_rg.php Дата обращения 26.12.12.
7. http://www.evrazes.com/news/view/914 Дата обращения 26.12.12.
8. Оболенский В. Внешнеэкономические связи России: некоторые уроки глобального кризиса // Вопросы экономики. — 2012. — №5. — С. 87-100.