Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная компетентность / молодежь / общественные объединения / Республика Казахстан / intercultural competence / youth / public associations / Republic of Kazakhstan

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Бактыгалиева Эннака Самигуллаевна

Проблема развития межкультурной компетенции молодежи в наши дни все больше актуализируется, усложняясь процессами глобализации и информатизации. В статье проведен анализ ряда теоретических и практических вопросов развития межкультурной компетенции в ракурсе молодежной политики в Рес-публике Казахстан. Отмечены как позитивные сдвиги в решении данных вопросов, обусловленные вни-манием руководства страны к этой проблеме, так и слабая разработанность понятийно-терминологического аппарата по ней, обусловленная недостаточностью исследовательского интереса научного сообщества. Раскрыты теоретико-методологические предпосылки и приведена авторская трактовка понятия «межкультурная компетентность», основанная на работах А.В.Хуторского и П.В. Сы-соева. Определена ведущая роль этнокультурных объединений республики Казахстан в развитии меж-культурной компетенции молодежи посредством приобщения к традиционным видам народной куль-туры. В контексте ключевых педагогических функций приводится описание опыта деятельности русского, татарского, белорусского и других национальных культурных центров, оказывающих содействие в становлении гражданской позиции межнациональной дружбы и взаимопомощи молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Бактыгалиева Эннака Самигуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF YOUTH IN THE PROCESS OF ACTIVITIES OF ETHNIC AND CULTURAL ASSOCIATIONS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The problem of the development of intercultural competence of young people is becoming more and more relevant nowadays, complicated by the processes of globalization and informatization. The article analyzed a number of theoretical and practical issues of the development of intercultural competence in the perspective of the youth of the Republic of Kazakhstan. Both positive shifts in the solution of these issues due to the attention of the country's leadership to this problem, and the weak development of the conceptual and terminological apparatus on it, due to the lack of research interest of the scientific community, were noted. The theoretical and methodological prerequisites are disclosed and the author's interpretation of the concept of "intercultural competence," based on the works of A.V. Khutorsky and P.V. Sysoev, is given. The priority role of ethnic and cultural associations of the Republic of Kazakhstan in the development of intercultural competence of youth is indicated. In the context of key pedagogical functions, a description is given of the experience of the ac-tivities of Russian, Tatar, Belarusian and other national cultural centers assisting in the formation of young people in the civilian position of interethnic friendship and mutual assistance.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2023 Раздел I. Теория и история культуры

УДК 378

Э.С. Бактыгалиева

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Проблема развития межкультурной компетенции молодежи в наши дни все больше актуализируется, усложняясь процессами глобализации и информатизации. В статье проведен анализ ряда теоретических и практических вопросов развития межкультурной компетенции в ракурсе молодежной политики в Республике Казахстан. Отмечены как позитивные сдвиги в решении данных вопросов, обусловленные вниманием руководства страны к этой проблеме, так и слабая разработанность понятийно-терминологического аппарата по ней, обусловленная недостаточностью исследовательского интереса научного сообщества. Раскрыты теоретико-методологические предпосылки и приведена авторская трактовка понятия «межкультурная компетентность», основанная на работах А.В.Хуторского и П.В. Сысоева. Определена ведущая роль этнокультурных объединений республики Казахстан в развитии межкультурной компетенции молодежи посредством приобщения к традиционным видам народной культуры. В контексте ключевых педагогических функций приводится описание опыта деятельности русского, татарского, белорусского и других национальных культурных центров, оказывающих содействие в становлении гражданской позиции межнациональной дружбы и взаимопомощи молодых людей.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, молодежь, общественные объединения, Республика Казахстан

Ennaka S. Baktygalieva DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF YOUTH IN THE PROCESS OF ACTIVITIES OF ETHNIC AND CULTURAL ASSOCIATIONS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The problem of the development of intercultural competence of young people is becoming more and more relevant nowadays, complicated by the processes of globalization and informatization. The article analyzed a number of theoretical and practical issues of the development of intercultural competence in the perspective of the youth of the Republic of Kazakhstan. Both positive shifts in the solution of these issues due to the attention of the country's leadership to this problem, and the weak development of the conceptual and terminological apparatus on it, due to the lack of research interest of the scientific community, were noted.

The theoretical and methodological prerequisites are disclosed and the author's interpretation of the concept of "intercultural competence," based on the works of A.V. Khutorsky and P.V. Sysoev, is given. The priority role of ethnic and cultural associations of the Republic of Kazakhstan in the development of intercultural competence of youth is indicated. In the context of key pedagogical functions, a description is given of the experience of the activities of Russian, Tatar, Belarusian and other national cultural centers assisting in the formation of young people in the civilian position of interethnic friendship and mutual assistance.

Key words: intercultural competence, youth, public associations, Republic of Kazakhstan

Введение

Актуальность проблемы развития межкультурной компетенции молодежи не вызывает сомнений в условиях обострения международных противоречий и необходимости поиска конструктивного диалога с представителями различных культур и наций, ключом к которому является толерантное отношение к культурно-историческим особенностям этносов. Вместе с тем перманентное усиление процессов глобализации и информатизации априори создают поликультурную среду для подрастающего поколения, их становление в которой сопряжено как с необходимостью национальной самоидентификации, так и с формированием способностей к межкультурной коммуникации, основанной на знании

специфики других культур. Именно поэтому, как справедливо отмечает доктор педагогических наук профессор Р.Ш. Ахмадиева, внедрение информационно-коммуникативных технологий и всеобщая цифровизация, определяющие неограниченный доступ к информационным ресурсам, должны явиться сегодня важным стимулом в том числе и межкультурного развития личности молодого человека [1].

В этой связи важно отметить, что руководство Республики Казахстан уделяет особое внимание данной проблеме, о чем свидетельствует ряд последних указов и постановлений, нацеленных на поддержание многочисленных культур этносов, проживающих на территории страны. Еще в 2014 году была

принята Концепция культурной политики Республики Казахстан, где подчёркивается необходимость интеграции с целостным мировым культурным пространством, базирующаяся на общегосударственных идеях духовного обновления казахстанского общества, а также сохранения и преумножения национальных и мировых культурных ценностей. Регулярно во многие законодательные акты Республики Казахстан, регламентирующие вопросы культуры, вносятся изменения и дополнения, обеспечивающие последовательную реализацию политики мира и межкультурного согласия.

Понимая важность и значимость данных шагов, в ООН была поддержана инициатива Н.А. Назарбаева об объявлении в 2013-2022 годах в Республике Казахстан «Международного десятилетия сближения культур», одним из результатов которого стала дальнейшая гармонизация межнациональных взаимоотношений и усиление логико-смысловой целостности многонациональной казахстанской культуры.

В тоже время далеко не все задачи по развитию межкультурной компетенции молодежи могут считаться решенными на современном этапе развития Республики Казахстан. И если на практическом уровне действительно предпринимается много эффективных мер, направленных на межкультурную подготовку молодых людей, то на научном, теоретико-методологическом уровне необходимо констатировать определенные недочёты.

Материалы и методы

Изучение проблемы развития межкультурной компетенции молодежи в процессе деятельности этнокультурных объединений Республики Казахстан осуществлялось на основе общепедагогических методов контент-анализа, индукции, сравнения, аналогии. Ключевыми материалами исследования явились публикации в научно-педагогической литературе, фото- и видеоматериалы, а также отчетные документы по работе этнокультурных объединений Республики Казахстан, личный педагогический опыт автора.

Литературный обзор

Прежде всего, изучение научной литературы показывает все еще недостаточную заинтересованность исследователей Казахстана проблемой развития межкультурной компетенции молодежи, поскольку проведенный контент-анализ источников позволил выявить лишь около двух десятков публикаций, посвященных рассматриваемым вопросам.

При этом практически весь массив изученных работ составляют статьи ученых в периодических научных изданиях и их доклады на научно-практических конференциях, а специальные и целостные научные труды, раскрывающие педагогические основы развития межкультурной компетенции молодежи в виде монографий и диссертационных работ отсутствуют.

Следствием недостаточной разработанности данной проблемы является и неустойчивость понятийно-терминологического аппарата, описывающего те или иные аспекты развития межкультурной компетенции молодежи. Безусловно, эта тенденция свойственна всему компетентностному подходу в целом, более чем пятидесятилетний период утверждения которого в мировых образовательных системах не привел к пониманию единообразия в его основных категориях. Поэтому и сегодня как исследователи, так и педагоги-практики часто все еще сомневаются в содержательном наполнении терминов «компетенция», «компетентность», выборе способов их классификации, процессах оценивания их результативности и т.д.[5, 8].

Важно подчеркнуть, что в академической среде Республики Казахстан проявляется неоднозначная реакция на компетентност-ный подход, критика которого все нарастает. Так, например, ряд казахстанских ученых из Карагандинского государственного технического университета (Пак Ю.Н., Шильникова И.О. и др.) отмечают вариативность его основных понятий, трактовка которых часто основана на личностных предпочтениях авторов [7].

Исследователь из Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана Ж.Е. Дуйсебекова в своих работах также указывает на необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата компетентностного подхода и важность определения «международного научного консенсуса» его понятий путем разработки более четких и единообразных трактовок [3].

В свою очередь недостатки родовых понятий обусловливают и сложности в понимании термина «межкультурная компетенция молодежи», требующего своего уточнения и конкретизации.

Результаты

Изучение фундаментальных исследований по теории компетентностного подхода показало, что понятие компетентность и компе-

тенция не только являются многозначными, но иногда даже отождествляются учеными. Наиболее популярной является иная точка зрения, согласно которой компетентность - -это категория объективная, а компетенция -субъективная, представляющая собой инте-риоризированное личностное качество, синтез теоретико-практических способностей человека в той или иной сфере.

Как известно, компетенция - слово латинского происхождения, обозначающее осведомленность человека, а также наличие у него опыта в определенном виде деятельности.

Представители Казахстанского Международного университета Silkway Жолдасбеков А.А., Джанзакова М.А. под компетенциями понимают интеграцию коммуникативных, командных, лидерских, прогностических, конфликтологических и адаптационных качеств личности [4].

Наиболее полно интегрирует знаниевую и компетентностную парадигмы образования понятие компетенции, представленное в работах российского исследователя А.В. Хуторского. Данное понятие образует интеграция взаимообусловленных системных личностных качеств (которые можно понимать и как знания, умения и навыки деятельности человека в той или иной сфере, а также его личный опыт) по отношению к разнообразным объектам реальной действительности и социальным процессам, требующаяся для обеспечения наибольшей результативности в той или иной сфере жизнедеятельности [9].

Понятие «межкультурного» в научной литературе наиболее часто применяется в работах филологов в контексте языковой подготовки молодёжи, выступающей составной частью процесса межкультурной коммуникации. Но такое явно «зауженное» видение сущности межкультурных компетенций не может быть верным, поскольку культура не сводится исключительно к языковым вопросам, а образует собой гораздо большее семантическое поле, включающее ценности, традиции, мировоззрение людей [6].

Межкультурные компетенции - это не только знание иностранного языка и способов коммуникации с носителями другой культуры, но и знание, понимание и принятие особенностей их поведения, видение исторических путей становления тех или иных народов и умение мирно сосуществовать в атмосфере дружбы и сотрудничества и преодолевать возможные разногласия. Такие компетенции могут быть основаны исключительно

на диалоге культур, с одной стороны, исключающем их противопоставление, а с другой стороны, позволяющем сохранить свою самобытность этносов, проживающих на той или иной территории [2]. В этой связи представляется довольно правильной позиция видного исследователя проблем межкультурной компетенции П.В. Сысоева, который предлагает под данным термином понимать способность личности эффективно взаимодействовать с представителями разных стран, культур и языковых сообществ на принципе партнерских отношений [10].

Развитие межкультурной компетенции молодежи Казахстана традиционно связывается с функционированием системы образования, на различных уровнях которой подрастающему поколению постепенно передаются знания, умения и навыки, определяющие в дальнейшем формирование данных способностей. Как в ходе учебного процесса, так и во внеаудиторной деятельности, учащиеся, а затем и студенты, познают особенности различных культур, осваивают навыки толерантного отношения к иным этносам и их обычаям. Однако педагогический потенциал изучаемых гуманитарных учебных дисциплин в данном аспекте невысок, поскольку многие вопросы межкультурного взаимодействия в ходе образовательного процесса остаются нераскрытыми либо освещаются крайне фрагментарно, а планы воспитательной работы практически всех учебных заведений Республики Казахстан не включают в себя необходимых для развития рассматриваемой компетенции разделов. Более того, в государственных общеобязательных стандартах Казахстана межкультурные компетенции представлены только при описании требований исключительно к языковой подготовке учащихся общеобразовательных школ.

Поэтому не случайно ведущая роль сегодня в развитии межкультурной компетенции казахстанской молодежи принадлежит многочисленным этнокультурным объединениям, функционирующим в Республике Казахстан и соответствующим большинству проживающих в стране этносов. Такие объединения, официально закрепленные в форме национальных центров, ассоциаций и землячеств, являются мощным средством приобщения молодых людей к этническим особенностям населяющих Казахстан народов, закреплению соответствующих им моделей поведения, повышению значимости традиционной религиозно-обрядовой деятельности и удовлетворе-

нию этнокультурных потребностей.

Развитие межкультурной коммуникации молодежи в процессе деятельности этнокультурных объединений осуществляется путем организации их творческой социокультурной деятельности, обеспечивающей освоение норм, способов и правил межнационального общения, формирование устойчивой мотивации к изучению другой культуры, а также уважительного отношения к людям других национальностей, основанных на принципах доброжелательности, толерантности и открытости к диалогу.

Обсуждение

В связи с этим главной целью этнокультурных объединений является укрепление дружбы и доверия между этническими группами молодежи Республики Казахстан через взаимообогащение этнических культур, искусства, образа жизни; приобщение представителей других этносов к истории, культуре и искусству через средства массовой информации, театры; развитие художественной самодеятельности и деятельности творческих объединений и клубов; содействие в организации курсов, воскресных школ по изучению государственного языка нации, литературы, истории, культуры; участие в разработке и реализации комплексных программ в области охраны здоровья и организации досуга граждан; организация и проведение республиканских и международных конференций, форумов, благотворительных акций и других мероприятий для достижения поставленных задач.

Рассмотрим процесс развития межкультурной компетенции молодежи на примере реализации некоторыми этнокультурными объединениями Республики Казахстан ряда важнейших педагогических функций.

Реализацию развивающей педагогической функции в развитии межкультурной компетенции казахстанской молодежи можно проследить на примере деятельности общественного объединения «Центр русской культуры», направленной на развитие национального самосознания русского населения, проживающего в иноэтничном окружении. Уже более 20 лет это объединение, включающее в себя более 1 тыс. участников, активно проводит информационно-просветительскую работу среди молодежи по сохранению в Казахстане русской культуры, а также укреплению взаимного уважения и согласия между народами страны. Важнейшими формами работы центра являются музыкальные вечера, кон-

церты, посвящённые памяти русских деятелей культуры, а также известных певцов, поэтов и композиторов других этносов (уйгурского, армянского, татарского). Ежегодно центром широко отмечаются русские народно-религиозные праздники (Пасха, Рождество и т.д.), а также новогодние утренники, которые посещают дети многих проживающих в Республике Казахстан национальностей.

Проведение таких мероприятий способствует как сохранению, так и дальнейшему развитию традиционной русской культуры, когда молодые люди участвуют в них не только в качестве зрителей, но и организаторов соответствующих видов социокультурной деятельности (игр, песенного и музыкального творчества) в своих референтных группах, обеспечивая культурно-этнический баланс и межнациональное согласие в республике.

Осуществление коммуникативной педагогической функции в развитии межкультурной компетенции молодежи наиболее ярко прослеживается в деятельности общественного объединения «Татарский культурный центр», ориентированного на идеи этнической социализации молодых людей Казахстана. Одной из основных форм работы данного центра является организация вечерних и воскресных школ, где осуществляется изучение татарского языка и татарской культуры в целом. Такие курсы проводятся на бесплатной основе, что позволяет привлечь к ним молодежь из малообеспеченных и неблагополучных семей. Кроме того, данный центр путем организации конференций, форумов и круглых столов регулярно выступает в качестве общественной коммуникационной площадки, на которой обсуждаются вопросы сохранения и интеграции татарской культуры. С 2015 года под эгидой данного центра проводится конкурс социальных проектов «Мейiрiмдiлiктен-бiрлiкке», адресованных на оказание благотворительной помощи детям-сиротам и детям-инвалидам всех национальностей.

Прогностическая педагогическая функция развития межкультурной компетенции казахстанской молодежи является приоритетной в белорусском этнокультурном центре «Грама-да», активно участвующем во всех крупных культурно-массовых событиях. Прогнозируя дальнейшее развитие межкультурной компетенции молодежи, в деятельности данного центра акцент сделан на работу с детьми, для которых на его базе функционирует ряд этнокультурных танцевальных и музыкальных ансамблей, проводятся недели белорусской

культуры. Центр активно сотрудничает с внешкольными учреждениями дополнительного образования, организует районные детские праздники, пропагандирующие мир и дружбу среди различных народов, осуществляя постепенное формирование активной гражданской позиции молодых людей, воспитанных на идеях толерантности и эмпатии.

В общественном объединении «Корейское этнокультурное объединение» эффективно реализуется рефлексивная педагогическая функция развития межкультурной компетенции казахстанской молодежи, предполагающая анализ приобщения подростков и юношества к нормам и ценностям корейской культуры и степень освоения ими традиционных социальных ролей. С 2008 года объединение реализует ряд общественно значимых молодежных проектов, среди которых «Казахстан - наш общий дом», а также «Мы -единый народ Казахстана», показывающих примеры толерантности и взаимоуважения как среди старших поколений, так и в молодёжной среде.

Наконец, необходимо отметить, что реализация организационно-деятельностной педагогической функции развития межкультурной компетенции молодежи присуща всем этнокультурным объединениям Республики Казахстан, что выступает одной из целей и способов их существования. Так, организация фестивалей и конкурсов национальной куль-

промыслов, проведение музыкальных фольклорных вечеров и другие способы продвижения народных традиций активно применяются в таких этнокультурных объединениях Республики Казахстан, как «Азербайджанское культурно-просветительское общество «Бир-лик», «Армянское этнокультурное объединение «Масис», еврейское этнокультурное общественное объединение «Ламед», Чечено-Ингушеское общество «Вайнах», немецкое этнокультурное объединение «Хаймат» и др.

Заключение

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

- как и во многих других странах, проблема развития межкультурной компетенции молодежи Казахстана стоит достаточно остро, обусловливая необходимость поиска эффективных современных педагогических средств ее решения;

- теоретико-методологический аппарат проблемы развития межкультурной компетенции сегодня может быть охарактеризован исключительно с позиций неразработанности и неустойчивости, что требует проведения специальных научных исследований;

- этнокультурные объединения Республики Казахстан являются мощным социокультурным институтом, во многом позволяющим решать задачи развития межкультурной компетенции молодежи, проживающей в условиях полиэтнического окружения.

туры, выставок ремесленного творчества и

Литература:

1. Ахмадиева, Р.Ш. Цифровые технологии в образовании / З.Ш. Ахмадиева // Международный форум KazanDigital Week-2022 : сборник материалов Международного форума / под общ. ред. Р.Н. Минниханова. - Казань, 2022. - С. 447-450.

2. Гончар, Н.Н. Формирование межкультурной компетенции студента / Н.Н. Гончар, О.Н. Торгованова, А.Е. Шабанова // Заметки ученого. - 2022. - № 11.- С. 48-50.

3. Дуйсебекова, Ж. Е. Компетентностный подход как современная парадигма иноязычного образования в Казахстане / Ж. Е. Дуйсебекова // Молодой ученый. - 2018. - № 23 (209). - С. 415-418.

4. Жолдасбеков, А.А. Психолого-педагогические условия развития лидерских компетенций будущих педагогов / А.А. Жолдасбеков, М.А. Джанзакова // Вестник Казахского национального университета. Серия Педагогические науки. - 2021. - Т. 66, № 1. - С. 56-64.

5. Зиннатова, Д.М. Развитие межкультурной компетенции студентов вуза на основе индуктивно-сознательного подхода / Д.М. Зиннатова, А.А. Валеев // Вестник Вятского государственного университета.- 2020.- № 4 (138). - С. 51-62.

6. Исайкина, М.А. Образовательные возможности цифровых ресурсов при формировании межкультурной компетенции / М.А. Исайкина, Е.В. Мартынова, Н.В. Косолапова // Вестник НЦБЖД. -2020.- № 2 (44). - С. 65-73.

7. Пак Ю. Н., Шильникова И. О., Пак Д.Ю. Компетентностный подход - инновационная основа методологического обновления образовательных программ. Опыт высшей школы Казахстана / Ю.Н. Пак Ю, И.О. Шильникова, Д.Ю. Пак.- Текст : электронный // ОТО. - 2014. - №1.- URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-innovatsionnaya-osnova-metodologicheskogo-obnovleniya-obrazovatelnyh-programm-opyt-vysshey-shkoly (дата обращения : 27.05.2023).

8. Терехов, П.П. Компетентностный подход в социокультурном образовании / П.П. Терехов // Социально-культурная деятельность : векторы исследовательских и практических перспектив :

материалы Международной электронной науч.-практ. конф. (г.Казань, 22 мая 2020 г.).- Казань : КазГИК, 2020.- С. 197-202.

9. Хуторской, А.В. Структура и содержание компетентностного учебника для вуза / А.В. Хуторской // Высшее образование сегодня. - 2020. № 1. - С. 8-13.

10. Чеснюкова, Л.К. Сравнительный анализ понятий «компетентность» и «компетенции» в российской и зарубежной педагогической науке / Л.К. Чеснюкова, С.Н. Купцова, А.А. Исакова // Заметки ученого. - 2021. - № 6-1. - С. 215-224.

References:

1. AkhmadievaR.Sh. Digital Technologies in Education//In the collection: International Forum Kazan Digital Week-2022. Collection of materials of the International Forum.Under the general editorship of R.N. Min-nikhanov.Kazan, 2022. C. 447-450.

2. Gonchar N.N., Torgovanova O.N., Shabanova A.E. Formation of the student's intercultural compe-tence//Notes of the scientist. 2022. № 11. S. 48-50.

3. Duisebekova, Zh. E. Competent approach as a modern paradigm of foreign-language education in Kazakh-stan/Zh. E. Duisebekova. - Text: direct//Young scientist. — 2018. — № 23 (209). - S. 415-418.

4. Zholdasbekov A.A., Dzhanzakova M.A. Psychological and pedagogical conditions for the development of leadership competencies of future teachers//Bulletin of the Kazakh National University. Series Pedagogical Sciences. 2021. T. 66. № 1. S. 56-64.

5. Zinnatova D.M., Valeev A.A. Development of intercultural competence of university students on the basis of an inductive-conscious approach//Bulletin of Vyatka State University. 2020. № 4 (138). S. 51-62.

6. Isaikina M.A., Martynova E.V., Kosolapova N.V. Educational opportunities of digital resources in the formation of intercultural competence//Bulletin of the NCBC. 2020. № 2 (44). S. 65-73.

7. Pak Yu. N., Shilnikova I.O., Pak D.Yu. A competent approach is an innovative basis for methodological updating of educational programs. Experience of Higher School of Kazakhstan//OTO. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-innovatsionnaya-osnova-metodologicheskogo-obnovleniya-obrazovatelnyh-programm-opyt-vysshey-shkoly (датаобращения: 27.05.2023).

8. Terekhov P.P. Competence approach in socio-cultural education // Socio-cultural activity: vectors of research and practical perspectives: mat. International electron.scientific-practical conf. (Kazan, May 22, 2020) Kazan: KazGIK, 2020. pp. 197-202.

9. Farm A.V. Structure and content of the competence textbook for the university//Higher education today. 2020. № 1. S. 8-13.

10. Chesnyukova L.K., Kuptsova S.N., Isakova A.A. Comparative analysis of the concepts of "competence" and "competence" in Russian and foreign pedagogical science//Notes of a scientist. 2021. № 6-1. S. 215-224.

УДК 378.14

А.Т. Аяпов

ЗАЖИГАЯ НОВЫЕ «ЗВЕЗДЫ»

В Узбекистане создаются широкие возможности для молодежи получить полноценное и качественное образование. В последние годы правительство Узбекистана сделало значительные усилия для совершенствования системы образования, расширения доступа к образованию, повышения его качества и развития инноваций в этой сфере.

Ключевые слова: Узбекистан, образование, реформа образования, Нукусский филиал государственного института искусств и культуры, президентская стипендия

Amanjol T. Ayapov LIGHTING UP NEW "STARS"

Uzbekistan is creating ample opportunities for young people to receive a full and high-quality education. In recent years, the Government of Uzbekistan has made significant efforts to improve the education system, expand access to education, improve its quality and develop innovations in this area. The state's concern for young people inspires them to new discoveries and achievements, created conditions for development, open up wide opportunities and prospects for them.

Key words: Uzbekistan, education, education reform, Nukus branch of the State Institute of Arts and Culture, presidential scholarship

Введение

В Узбекистане правительство придает большое значение развитию образования и науки. В последние годы были предприняты значительные усилия для модернизации си-

стемы образования и повышения качества преподавания. Были созданы новые учебные программы, внедрены современные методики обучения, обновлены учебники и материально-техническая база школ и вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.