УДК 94(390)
Ф.Г.Калимуллина, Ф.Г.Миниханов, АБНасибуллина
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ТАТАР ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Статья посвящена изучению социально-экономической и общественно-культурной жизни татар Восточно-Казахстанской области. Проведен сравнительно-исторический анализ жизни татар Восточного Казахстана в разные периоды существования. Сделаны выводы о том, что татары Восточно-Казахстанской области внесли значимый вклад в развитие промышленности, экономики, просвещения и общественно-культурной жизни Республики Казахстан и до сегодняшнего дня смогли сохранить свои национально-культурные и духовные традиции.
Ключевые слова: Средняя Азия, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, татары, казахи, татарские купцы, мусульманские благотворительные общества, татарский общественный центр.
Firdaus Kalimullina, Fidail MiniKhanov, Alsu Nasibullina SOCIO-ECONOMIC, SOCIO-CULTURAL LIFE OF THE TATARS OF THE EAST KAZAKHSTAN REGION: HISTORY AND MODERNITY.
The article is devoted to the study of socio - economic and socio - cultural life of the Tatars, the East Kazakhstan région. A comparative historical analysis of the life of East Kazakhstan Tatars in different periods of existence. The conclusions that the Tartars of East Kazakhstan region made a significant contribution to the development of the industry, the economy, education and socio - cultural life of the Republic of Kazakhstan and until today were able to maintain their national and cultural and spiritual traditions.
Keywords: Central Asia, Kazakhstan, East Kazakhstan region, Tatars, Kazakhs, Tatars merchants, Muslim charities, the Tatar Public Center.
У тюркоязычных народов Евразии богатое историческое прошлое. Татарский народ, являющийся одним из древнейших этносов России, находясь на стыке двух цивилизаций, впитал в свои традиции все самое лучшее, сохранив при этом свою уникальность и самобытность. Благодаря постоянному стремлению к культурному сотрудничеству, представители татарского народа не только вливались в мировой культурный контекст путём заимствования традиций извне, но и активно влияли на молодые культуры, обогащали их, знакомя с новейшими достижениями восточной и европейской цивилизаций [8, с. 126]. Известна особая роль татар в просвещении, экономическом и культурном развитии народов Средней Азии. Особое место здесь занимают татаро-казахские отношения. Два тюркоязычных народа, татары и казахи, имеют богатое историческое прошлое с памятными вехами и поучительными страницами истории. Еще в XI веке выдающийся среднеазиатский учёный-филолог Махмуд Кашгари в своем «Дивану лугат ат-тюрк» («Собрание тюркских наречий») упоминает татар в числе двадцати самых крупных, известных ему тюркских племён Центральной Азии. Таким образом, о татарах-тюрках он писал как о равноприсутствующем в регионе этносе.
Интересы России к Средней Азии и Казахстану зародились в XVIII веке. Петр I решительно выступал за привлечение казахов в российское подданство. «Оная орда потребна под Российскою протек-циею быть, чтоб только чрез их во всех Азиатских странах коммуникацию иметь и к Российской стороне полезные и способные меры взять» [1, с.60]. Таким образом, политика России в Средней Азии заключалась в расширении торговли, поисках новых торговых путей с Китаем и Индией. В решении этих задач царское правительство в первую очередь использовало татарских купцов. В основе взаимоотношений двух народов лежали религиозные потребности казахов, а также сходство и близость их языков. На начальном этапе становления этнокультурных контактов татар и казахов существенная роль отводилась торговым связям. Торгово-экономические отношения являлись необходимым условием для дальнейшего расширения межэтнических контактов. Поиск новых рынков сбыта и караванных путей на Восток привёл татарских купцов в киргизо-кайсакские кочевья. Одновременно с караванами татарских купцов приходили дипломаты и представители духовенства: муллы, ишаны, азанчи, учителя мектебе.
С казахской степью татары познакомились в начале XVШ века. Наличие богатого опыта ведения торговли, глубоких традиций ремесленного производства, близость языка, религии, культуры обусловили обращение царского правительства к татарскому населению как к естественному посреднику. «„.мы, будучи не подготовлены к непосредственным с ним отношениям, обратились к посредничеству татар, которые для администрации того времени казались самым подходящим элементом, как по живости их темперамента, так и по сходству их языка», - писал генерал-губернатор Туркестана К.П. Кауфман [2, с. 3].
Массовое переселение татар в Среднюю Азию начинается со 2-й половины XViïl века. В 1-й четверти XIX века торговые татары стали селиться в районе Усть-Каменогорска, где размещались на левом берегу Иртыша ниже крепости. В 1826 г. там проживало 37 татар. Вплоть до середины XIX века население татарских слобод отличалось определенным непостоянством из-за внешних миграций, неод-
нородностью этнического состава. В 1836 г. в Семипалатинске проживало 1451, в. Усть-Камено-горске - 210 татар. Татары отличались своей грамотностью: по переписи 1897 г. 27% татар Семипалатинской области обладали грамотой на том или ином языке; татарский язык считался 3-м языком по распространённости; 89,8% татар исповедовали мусульманскую религию, большинство которых знало арабский язык. По социальному статусу большинство татарских переселенцев относились к сословию мещан (37,6%), 28,2% татар являлись крестьянами; 9,9% - казаками и 2,4% - купцами [10, с. 61]. В 80-х гг. XIX в. в Семипалатинской области начали создаваться попечительские организации и общества. В начале XX века в Семипалатинске действовало более 70 благотворительных обществ, самое активное участие в деятельности которых принимали татары. Среди татарских культурно-просвитительских и мусульманских благотворительных организаций - «Джамгияти магариф» о попечении учащихся мусульман в г. Зайсан», «Кружок татарской молодёжи «Соревнование» (г. Семипалатинск), «Общество «Культура» (Семипалатинск), «Общство «Свобода» (Усть-Каме-ногорск), «Общество татарских учителей «Берек» и др. К 1872 г. в Семипалатинске действовали 7 медресе и мектебе, в которых обучались татарские и казахские дети. К началу 20 века их число достигло 12, в трёх из них начальное образование получали девочки. До наших дней сохранились несколько мечетей, в том числе единственная на территории Казахстана двухминаретная мечеть, построенная в 1858-1862 гг. на средства местных купцов Сулейменова, Абдышева, Рафикова, Халитова [9, с.58]. Одноминаретной мечети, построенной в 1910 г. на средства купца Латифа Мусина, в 2006 г. было присвоено его имя [7, с.19]. С именами купеческих Мусиных, Халитовых, Рафиковых связано развитие научно-технического прогресса и промышленности в области. Садык Мусин, основатель династии купцов Мусиных, построил первую в округе паровую мельницу. В Нижегородской Макарьевской ярмарке династию Мусиных называли - «семипалатинские Елисеевы». Мусины также стояли у истоков пароходства на Иртыше. В 1908 г. на пристани верхнего Иртыша насчитывалось 46 пароходов и 87 барж, из них 2/3 принадлежали Л. Мусину [5, с. 24]. В начале XIX в. в области стали появляться кожевенные, салотопенные и другие заводы, в техническом отношении находившиеся на первоначальной ступени развития. Мыловаренный завод купца Байму-рата Рафикова в 1854 г. имел один мыловаренный чан производительностью 80 пудов [6, с.31]. Постепенно шел рост числа заводов и их производительности. Например, мыловаренный завод Халитова производил не менее 1000 пудов мыла в год. Производительность паровой мукомольной мельницы в 1910 г. составил 1309270 пудов зерна. В Усть-Каменогорске зафиксировано 2 мыловаренных, 6 кожевенных заводов, 4 кирпичных. [7, с.18]. Татары постепенно становились крупными владельцами промышленных предприятий, создаваемых как в Семипалатинске, так и в области. Почти все они жили в правобережье и в большом достатке: в источниках того времени упоминается, что «дома их составляют лучшую часть города». Самой зажиточной частью Семипалатинска был Татарский край, сохранивший свое название до наших дней. К 1882 г. численность татар Семипалатинска составляла 22,8%. [5, с. 24]. В 1913 г. татарами была создана первая футбольная команда в истории Казахстана - Семипалатинский «Ярыш», в составе которой играл будущий классик казахской литературы Мохтар Омарханович Ауэзов. В городе, так же работало книготорговое товарищество «Ярдам», выполнявшее заказы татарских издателей Оренбурга, Уфы, Казани [10, с. 62].
В первые годы становления советской власти наблюдался всплеск национальных идей, татары Семипалатинска в 1917-1920 гг. издавали газеты на родном языке «Халык сюзе», «Эшче халык сюзе», в городах организовывались татарские театральные труппы. Но с 1920-х гг. в стране начала проводиться политика интернационализации, в связи с чем, татары области, как и другие национальности, потеряли возможность вести активную национально-культурную жизнь [10, с. 62]. В эти годы их жизнь слилась со «всеобщей историей советского народа», национальные традиции при этом продолжались соблюдаться в их семьях, передаваться из поколений в поколения. Татары принимали активное участие во всех сферах развития Восточного Казахстана. К 1959 г. в области проживало 8471 татар, из них 6087 - в городах, 2384 - в сельской местности. В связи с освоением целинных земель на территории Казахстана, в 1950-1960-х гг. наблюдается большой приток населения, в том числе и татар [4, с.181]. В 1997 г. к Восточно-Казахстанской области была присоединена Семипалатинская область, просуществовавшая отдельной административной единицей в разные периоды. В 1989 г. в Восточно-Казахстанской области проживало 27982 татар. После распада СССР в 1991 г. многие татары в силу исторических и политических обстоятельств были вынуждены уехать из страны. В 1999 г. в области проживало 24506 татар [9, с. 62], тенденция шла к уменьшению татарского населения области. К 2009 г. число татар в области составило 17789 человек, из них 13866 проживало в городе, 3823 - в сельской местности. Местами компактного проживания татар являются города Семей (9317 чел.), Усть-Каменогорск (2655 чел.), Зыряновск (623 чел.), Риддер (558 чел.); Бескаргайский (522 чел.), Бородулихинский (831), Глубоковский (514 чел.), Кокпектинский (554) районы. По данным переписи 2009 г. 54,6% татар области своим родным языком считают татарский язык [3, с. 37-43].
Последнее десятилетие ХХ века связано пробуждением и развитием национального самосознания татар региона. В областном центре и крупных городах создаются национально-культурные организации и общества. Так, 1988 г. был создан татарский народный ансамбль песни и танца «Иртыш моннары», («Мелодии Иртыша»), в 1989 г. - Татарский детский вокально-хореографический и инструментальный ансамбль «Кунелле балачак» (Веселое детство»). Событием огромной важности для татар области явилось образование в 1990 г. в Семипалатинске Восточно-Казахстанского областного татарского общественного центра (первый председатель - М.Х.Абдулка-римов). У истоков создания центра стояли Г.Г.Ахмеров, Г.Г.Ахунжанов, Н.Б.Габдуллин и др. В 1992 г. открыта Школа Татарского искусства (руководитель - Г.Г.Ахунжанов), выпускники которой являются лауреатами и дипломантами многих международных и республиканских конкурсов. На базе татарского общественного центра были созданы - народный фольклорно-этнографический ансамбль «Истэлек», народный ансамбль баянистов «ИлЬ1ам», детская вокальная группа "Гэрлявек", литературно-музыкальный клуб «Туган тел», женский клуб «Ак калфак», воскресная школа по изучению ислама «Ярдэм», воскресные курсы изучения татарского языка для детей и взрослых. С 2000 г. центр проводит международный фестиваль татарского искусства «Козге Иртыш моннары». Значительную роль в развитии татарского музыкального искусства играет созданный в 2006 г. частный фонд «Международный фестиваль татарского искусства «Иртыш моннары» («Мелодии Иртыша»), а также общественный фонд «Центр татарской культуры «Алтын торки бишеге». Среди детей и юношества активную, плодотворную работу ведет Молодежное общественное объединение «Татарская детско-юношеская этнокультурная организация «Мирас». Важным событием для татар региона стал выпуск в 2013 г. газеты «Жидепулат татарлары» («Семипалатинские татары»). Газета является волонтерским проектом, финансируется из собственных средств директора «Татарской школы искусств» и президента «Ассоциации «Прииртышский союз татар и башкир «Хак» Г.Г.Ахунжановым. Собственником и издателем газеты выступает общественный фонд «Центр татарской культуры «Алтын терки бишеге». Главный редактор - В.Купцова. Газета публикует материалы об общественной и культурной жизни татар и башкир г. Семей, о татарской диаспоре региона, Казахстана и России. На её страницах обсуждаются вопросы возрождения и развития татарского языка, культуры, обычаев, обрядов и традиций. [10]. Значительное место в газете занимают статьи о деятельности национальных центров Дома дружбы г. Семей, Татарской школы искусств, «Объединения юридических лиц «Прииртышский союз татар и башкир «Хак», а также тексты и ноты татарских народных и авторских песен, детские загадки, сказки и рассказы, рецепты татарской национальной кулинарии, уроки татарского языка.
Подводя итоги, можно сказать, что татары, переселившиеся в разные периоды на территорию Восточно-Казахстанской области, до сегодняшнего дня смогли сохранить свои национально-культурные и духовные традиции. Они, имея свою самобытность, органично влились во всеобщую историю Республики Казахстан. Более того, они внесли свой значимый вклад в развитие промышленности, экономики, просвещения и общественно-культурной жизни страны. Первые переселенцы из татар, начиная со 2-й половины XVШ-начала XIX вв., открывали медресе, мектебе, обучали грамоте татарских и казахских детей, строили мечети. В начале XX века татары активно создавали благотворительные общества, оказывая всестороннюю помощь мусульманскому населению края. Татарские купцы внедряли новшества научно-технического прогресса в промышленность: строили паровые мельницы, создали пароходство на Иртыше, открывали кожевенные, мыловаренные заводы и т.д. В советский период татары пытались сохранить свой язык и культуру - в 1917-1920-х гг. выпускали газеты, организовывали национальные театральные труппы, воспитывали в семьях любовь к национальным традициям. После распада СССР наблюдается всплеск в общественно-культурной жизни татар области - открываются татарские общественно-культурные центры, создаются национальные ансамбли, работают курсы по изучению родного языка, в г.Семей выпускается татарская газета. Несмотря на уменьшение численности в последние годы, татарская диаспора области имеет свою значимость в жизни татар Казахстана.
Литература.
1. Балахшин, Н.Н. О киргизах и вообще подвластных России мусульманах. СПб., 1887. - 60 с.
2. Васильев, А.В. Материалы. Оренбург, 1889. - 63 с.
3. Восточно-Казахстанская область. Итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года. Астана, 2011. Т.2. - 150 с.
4. Ескендиров, М. Г. Динамика социально-демографической структуры населения Восточного Казахстана // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2005. № 287. - С. 181-185.
5. Завалко, Д.А. Татарская диаспора в ВКО в конце XIX-четверти XX века (по материалам всеобщих переписей населения! / / Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы VI Международной научно-практической конференции Усть-Каменогорск, 27-28 ноября 2004 г. Усть-Каменогорск, 2005. Часть 1. - С.24-28.
6. Завалко, Д.А Татарская диаспора на территории Восточного Казахстана в XIX в. // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы V Международной научно-практической конференции. Усть-Каменогорск, 2004. - С.31-39.
7. Камалджанова, ТА. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв. / / Вопросы исторической науки: материалы международной научной конференции (г. Москва, январь 2012 г.). М., 2012. - С.17-25.
8. Миниханов, Ф.Г., Забиров, М.З. Татаро-киргизские культурные связи во второй половине XIX-начале ХХ века / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Казань, 2014. - С. 126-129
9. Михнова, П.В. Архитектурное наследие как социально-демографическая характеристика общества (на примере городов Северо-Восточного Казахстана//Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы VI Международной научно-практической конференции. Усть-Каменогорск, 2005. Часть 2. С. 53-59.
10. Республика Казахстан / / Татарская энциклопедия. Гл. ред. М.ХХасанов. Казань, 2010. Т.5. - С.61-62
11. Жидепулат татарлары. 2013. - № 1.
УДК378
Е.Е.Новгородова
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
В статье представлен научный анализ понятия «социокультурная компетентность», выделены основные компоненты социокультурной компетентности. Социокультурная компетентность студентов рассматривается как базовая составляющая профессиональной компетентности. Процесс формирования социокультурной компетентности студентов должен строиться как последовательность педагогических задач, условий, методов и технологий развития личности, позволяющих решать профессиональные задачи в условиях межкультурного общения.
Ключевые слова: социокультурная компетентность, социокультурная компетенция, компетентностный подход, профессиональное образование.
E.Novgorodova THE PROBLEM OF STRUCTURE AND CONTENT OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE
The analysis of "social and cultural competence" concept is presented in the article. Basic components of social and cultural competence are highlighted. Students' social and cultural competence is regarded as the main component of professional competence. The process of forming students' social and cultural competence should be organized as a sequence of pedagogical tasks, conditions, methods, and technologies of personal development, which allow to solve professional problems in conditions of intercultural communication.
Key words: social and cultural competence, competence based approach, professional education.
В современной науке приобретает большое значение компетентностная модель образования, в которой главное внимание сосредоточено на личности обучающегося, приобретающей ряд компетенций в процессе обучения. Теоретические основы компетентностного подхода в отечественной науке были разработаны в трудах ученых: В.И.Байденко, И.А.Зимней, Э.Ф.Зеера, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Сахаровой, Г.К.Селевко, НАСелезневой, Ю.Г.Татура, А.В.Хуторского и других. В дальнейшем, был проведен ряд исследований, посвященных формированию профессиональной компетентности специалистов различного профиля (А.К.Маркова, НАМаксимова, Л.М.Митина, И.А.Зимняя, О.В.Котлярова, П.П.Терехов и др.). Следующим этапом разработки этой темы стала выработка различных подходов к определению понятий общекультурных и социально-личностных компетенций, их классификаций и компонентного состава (Ю.В.Ахметшина, В.И.Байденко, Д.П.Заводчиков, Э.Ф.Зеер, ИАЗимняя, Ю.Г. Та-тур, АВ^уторской и др.).
Во многих публикациях по этой теме подчеркивается инновационный характер компетентностного подхода, который стал в настоящее время актуальнейшей тенденцией, разрабатываемой педагогической наукой. Использование компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает развитие и формирование в личности обучающегося таких важных социальных и профессиональных качеств, как ответственность, творческий потенциал, а также компетентность в широком смысле этого слова.
На современном этапе понятие «компетентность» в мировой педагогической науке занимает центральное место, так как содержит в своей структуре интеллектуальную и навыковую составляющие, определяющие содержание образования, а также само понятие «компетентности» связано с важнейшей тенденцией современности - обучение от результата.
Следует отметить, что термин «социокультурная компетентность» (СКК) достаточно распространен и употребляем в профессионально-методической литературе. Исследователи рассматривают содержание и структуру СКК с разных точек зрения, порой противоположных, что приводит к разнообразным интерпретациям, толкованиям, в результате - трудно выработать общие методики и подходы к формированию данной компетентности на всех этапах образования.
Так, ученые-культурологи (АЯ.Флиер, О.НАстафьева, О.А.Захарова, А.П.Садохин, О.И.Карпухин,