Научная статья на тему 'Татары Семипалатинского Прииртышья в историческом и культурном аспекте (XIX – нач. XX вв.)'

Татары Семипалатинского Прииртышья в историческом и культурном аспекте (XIX – нач. XX вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1571
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнос / татары / Семипалатинское Прииртышье / переселение / интеграция / культура / Татарская слобода / купцы / торговля / промышленные предприятия. / ethnos / Tatars / SemipalatinskIrtyshland / resettlement / integration / culture / Tatar settlement / merchants / trade / industrial enterprises.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атантаева Бакыт Жумагазыевна, Ахметова Раушан Дюсенбековна

В статье исследуется история формирования татарского этноса в Семипалатинском Прииртышье. На основе документальных источников анализируются причины переселения татар в XIX веке в Казахскую степь, история возникновения татарских поселений. Особое внимание уделено истории Татарской слободы в Семипалатинске: созданию менового двора, организации торговли силами татарских купцов. В статье рассматривается история семейных династий татарского этноса, внесших значительный вклад в экономическое развитие Восточного Казахстана. Архивные данные свидетельствуют о том, что татары по роду занятий были не только купцами, занятыми в торговле, но и крупными владельцами промышленных предприятий, создаваемых как в городе Семипалатинске, так и в области. Представители татарской диаспоры были крупными меценатами, занимались благотворительностью, способствовали благоустройству города. Кроме того в статье размещены фотографии представителей татарского этноса, семейных пар из фондов Областного историко-краеведческого музея г. Семей, представлена диаграмма удельного веса татар в составе городского населения Восточного Казахстана в 1897 г. по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи. В целом, анализ источников показывает, что татары Семипалатинского Прииртышья являлись активными участниками экономической, социальной и культурной жизни области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tatars of the Semipalatinsk Irtysh land in the historical and cultural aspect (XIX – beginning of the 20th centuries)

The history of formation of the Tatar ethnos in the Semipalatinsk Irtysh land is investigated in the article. On the basis of documentary sources the reasons of resettlement of Tatars in the 19th century to the Kazakh steppe, the history of emergence of the Tatar settlements are analyzed. Special attention is paid to the history of the Tatar settlement in Semipalatinsk: to creation of the exchange yard, organization of trade in forces of the Tatar merchants. The history of the family dynasties of the Tatar ethnos which made the significant contribution to economic development of East Kazakhstan is considered in the article . Contemporary records demonstrate that Tatars by the nature of occupations were not only the merchants occupied in trade but also large owners of the industrial enterprises created both in the city of Semipalatinsk, and in the area. Representatives of the Tatar diaspora were large patrons, did charity work, promoted improvement of the city. Besides the pictures of the representatives of the Tatar ethnos, married couples from funds of the Regional local history museum of Semey are placed in the article, the chart of specific weight of Tatars as a part of urban population of East Kazakhstan in 1897 according to the First general population enumeration of the Russian Empire is submitted. In general, the analysis of sources shows that Tatars of the Semipalatinsk Irtysh land were active participants of economic, social and cultural life of area.

Текст научной работы на тему «Татары Семипалатинского Прииртышья в историческом и культурном аспекте (XIX – нач. XX вв.)»

Tatars of the Semipalatinsk Irtysh land

in the historical and cultural aspect (XIX - beginning of the 20th centuries) DOI: 10.31551/2410-2725-2018-4-4-511 -535 Atantayeva Bakyt Zhumagazyuevna

Doctor of History, professor of the Department of History of Kazakhstan of Shakarim State University in Semey. Republic of Kazakhstan, 071412, Glinka St. 20A. E-mail: batantaeva@mail.ru

Akhmetova Raushan Dusenbekovna

Candidate of History, associated professor of the Department of History of Kazakhstan of Shakarim State university in Semey. Republic of Kazakhstan, 071412, Glinka St. 20A. E-mail: r.d.akhmetova@mail.ru

Abstract.The history of formation of the Tatar ethnos in the Semipalatinsk Irtysh land is investigated in the article. On the basis of documentary sources the reasons of resettlement of Tatars in the 19th century to the Kazakh steppe, the history of emergence of the Tatar settlements are analyzed. Special attention is paid to the history of the Tatar settlement in Semipalatinsk: to creation of the exchange yard, organization of trade in forces of the Tatar merchants. The history of the family dynasties of the Tatar ethnos which made the significant contribution to economic development of East Kazakhstan is considered in the article .

Contemporary records demonstrate that Tatars by the nature of occupations were not only the merchants occupied in trade but also large owners of the industrial enterprises created both in the city of Semipalatinsk, and in the area. Representatives of the Tatar diaspora were large patrons, did charity work, promoted improvement of the city.

Besides the pictures of the representatives of the Tatar ethnos, married couples from funds of the Regional local history museum of Semey are placed in the article, the chart of specific weight of Tatars as a part of urban population of East Kazakhstan in 1897 according to the First general population enumeration of the Russian Empire is submitted.

In general, the analysis of sources shows that Tatars of the Semipalatinsk Irtysh land were active participants of economic, social and cultural life of area.

Keywords: ethnos; Tatars; SemipalatinskIrtyshland; resettlement; integration; culture; Tatar settlement; merchants; trade; industrial enterprises.

Семейдщ Ертю enipi татарлары тарихи жэне мэдени аспектще (XIX - XX ff. басы)

Атантаева Бакыт Жумагазыевна

тарих гылымдарыныц докторы, IHaKapiM атындагы Казахстан тарихы кафедрасыныц профессоры, Семей ^ Казахстан Республикасы, 071412, Глинки 20А к. E-mail: batantaeva@mail.ru

Ахметова Раушан Дюсенбековна

тарих гылымдарыныц кандидаты,Шэкэрiм атындагы Казахстан тарихы кафедрасыныц ассоцияланган профессоры, Семей ^ Казахстан Республикасы, 071412, Глинки 20а к. E-mail: r.d.akhmetova@mail.ru

Авдатпа. Ма^аладаСемейдщ Ертю е^ршде татар этносыныц ^алыптасу тарихы зерттеледк Кужаттыщ деректер непзшде XIX гасырда Каза^ даласына татарлардыц коныстануыныц себептер^ татар ^оныстарыныц пайда болу тарихы талданылган. Ерекше назар, Семейдеп татар слободасыныныц тарихына: айырбастау ауласыныц ^урылуына, татар кепестершщ кYшiмен сауданыц уйымдастырылуына аударылган. Ма^алада Шыгыс Каза^станныц экономикалыщ дамуына елеулi Yлес ^ос^ан татар этносыныц жануялыщ эулетшщ тарихы ^арастырылады.

Мурагат мэлiметтерi татарлар ^ызмет тYрi бойынша тек ^ана саудамен айналысушы кепестер емес, сонымен ^атар Семей ^аласында жэне облыста ^урылган енеркэсiп кэсторындарыныц iрi иелерi болгандыгын айга^тайды.

Татар диаспорасыныц екiлдерi iрi меценаттар болды жэне ^айырымдылыщ шараларымен айналысып, ^аланыц керкеюiне ыщпалдас^ан.

Сонымен ^атар, ма^алада Семей ^аласыныц Облыстыщ тарихи-елкетану муражайыныц ^орларынан татар этносыныц ектдершщ, жануялыщ жуптардыц суреттерi орналастырылган, 1897

ж. Ресей империясыныц Бiрiншi жалпы хальщ санагыныц мэлiметтерi бойынша Шыгыс К^аза^стан ^ала хал^ыныц ^урамындагы татарлардыц Yлес салмагыныц диаграммасы берiлген.

Жалпы, деректердщ талдауы Семейдщ EpTic ецрнщ татарлары облыстыц экономикалыщ, элеуметтiк жэне мэдени емфшщ белсендi ^атысушылары болгандыгын керсетедi. ТYЙiндi сездер: этнос; татарлар; Семейдщ Ертiс enipi; коцыс аудару; интеграция; мэдениет; Татар слободасы; кепестер; сауда; енеркэст кэсiпорындары.

Татары Семипалатинского Прииртышья в историческом и культурном аспекте (XIX - нач. XX вв.)

Атантаева Бакыт Жумагазыевна

доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана Государственного университета имени Шакарима г. Семей. Республика Казахстан, 071412, ул. Глинки 20А. E-mail: batantaeva@mail.ru

Ахметова Раушан Дюсенбековна

кандидат исторических наук, ассоциированный профессор кафедры истории Казахстана Государственного университета имени Шакарима г. Семей. Республика Казахстан, 071412, ул. Глинки 20А. E-mail: r.d.akhmetova@mail.ru

Абстракт. В статье исследуется история формирования татарского этноса в Семипалатинском Прииртышье. На основе документальных источников анализируются причины переселения татар в XIX веке в Казахскую степь, история возникновения татарских поселений. Особое внимание уделено истории Татарской слободы в Семипалатинске: созданию менового двора, организации торговли силами татарских купцов. В статье рассматривается история семейных династий татарского этноса, внесших значительный вклад в экономическое развитие Восточного Казахстана.

Архивные данные свидетельствуют о том, что татары по роду занятий были не только купцами, занятыми в торговле, но и крупными владельцами промышленных предприятий, создаваемых как в городе Семипалатинске, так и в области. Представители татарской диаспоры были крупными меценатами, занимались благотворительностью, способствовали благоустройству города.

Кроме того в статье размещены фотографии представителей татарского этноса, семейных пар из фондов Областного историко-краеведческого музея г. Семей, представлена диаграмма удельного веса татар в составе городского населения Восточного Казахстана в 1897 г. по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи.

В целом, анализ источников показывает, что татары Семипалатинского Прииртышья являлись активными участниками экономической, социальной и культурной жизни области. Ключевые слова: этнос; татары; Семипалатинское Прииртышье; переселение; интеграция; культура; Татарская слобода; купцы; торговля; промышленные предприятия.

УДК94:325.1(574.4)(=512.145)

Татары Семипалатинского Прииртышья в историческом и культурном аспекте (XIX - нач. XX вв.)

Б.Ж. Атантаева, Р.Д. Ахметова

Введение. Казахстан - одно из полиэтничных государств мира, в котором проживают представители многих национальностей, сохраняющие свои языковые, исторические, культурные ценности.

По данным Общеказахстанской переписи 2009 г. численность татар в Казахстане составляла 204229 человек. Татарское население Казахстана представляет собой своеобразный конгломерат трех субэтнических групп волго-уральских татар (касимовских, казанских, татар-мищар) и сибирских татар, сформировавшийся в регионе в результате интенсивных процессов

миграции. Субэтнические маркеры внутри татарской общности Казахстана, как показывают источники конца XIX века, были достаточно ощутимы и имели определенную этнокультурную основу (Махмутов, 2015: 121).

Материалы и методы. В статье используются общенаучные методы исторического исследования и научного анализа. При этом большое значение уделено системно-структурному анализу, который позволяет рассматривать любое развивающееся явление как определенную систему, обладающую соответствующей структурой и функциональной значимостью. Наряду с этими важнейшими положениями в методологическую основу включены критерии исторического анализа, большое значение имеет объективность исторической истины и степень ее соответствия действительным историческим знаниям.

Изучение исследуемой проблемы на современном этапе требует обязательного акцента на этническом факторе, поскольку решение внутригосударственных проблем невозможно без учета этносоциальных особенностей населения.

Казахстанские историки считают, что под термином «татары» следует иметь в виду различные племенные группы автохтонного населения Поволжья, Южного Урала, Сибири и переселенцев из Средней Азии, которые говорили на разных диалектах, одной обшей для них кыпчакской подгруппы тюркских языков, но при этом не составляли единой этнической общности. В зависимости от региона исторического проживания этих тюркоязычных групп в официальных документах дореволюционного периода они упоминались под названиями «татар казанских», «крымских», «литовских», «сибирских», «иртышских» «тобольских», «барабинских», «тюменских», «томских», «ишимских» и т. д. К категории «сибирских татар» исследователи относят не только представителей автохтонного населения Западной Сибири, но и так называемых «сибирских бухарцев», т. е. осевших там тюркоязычных торговых выходцев из разных регионов Средней Азии и Восточного Туркестана (Масанов, Абылхожин, Ерофеева, Алексеенко и др., 2000: 230).

По мнению А.П. Яркова ранние этапы формирования татарской диаспоры Казахстана могут быть вполне корректно соотнесены с теорией «мобильных диаспор». Суть ее сводится к тому, что правительства почти всех крупных полиэтнических империй проявляли склонность к сотрудничеству с элитами тех этнических диаспор, которые специализировались в своих традиционных регионах проживания на выполнении каких-либо чрезвычайно нужных для этих государств общественно полезных функций (Ярков, 2014: 64-79). Наличие развитых коммуникативных связей и знание иностранных языков давало возможность представителям диаспор выступать в роли специалистов в сфере посреднической деятельности и при проведении различного рода инноваций, а также в качестве купцов, предпринимателей, ростовщиков, врачей, т.е. в тех сферах деятельности, которая не могла осуществлять доминирующая этническая группа.

3. Обсуждение. Изучением социально-демографических и культурных аспектов развития этнических групп Казахстана занимались казахстанские ученые М.Х. Асылбеков, А.Б. Галиев (Асылбеков, Галиев, 1991), М.Б. Татимов (Тэ^мов, 1995), Н.В. Алексеенко (Алексеенко, 2001), А.Ш. Алтаев (Алтаев, 2003), А. Аманова (Аманова, 2006), Б. Найманбаев (Найманбаев, 2006) и др., опубликовавшие научные труды в начале 1990-х гг. - 2000-х гг., в которых освещаются этнодемографические и миграционные процессы в целом по Казахстану и демографические проблемы отдельных этносов, населяющих республику.

В эту же группу необходимо включить коллективный труд известных ученых Н.Э. Масанова, Ж.Б. Абылхожина, И.В. Ерофеевой, А.Н. Алексеенко, Г.С. Баратовой (Масанов, Абылхожин, Ерофеева, Алексеенко и др., 2000), где представлены результаты научных исследований по истории демографии, миграциям, быту, хозяйству и культуре этносов, населяющих Казахстан. Работа отличается широтой привлеченных источников, стремлением авторов исследовать демографические последствия депортации народов (корейцев, поляков, немцев, чеченцев, ингушей, калмыков, турков-месхетинцев, крымских татар и др.).

Кроме того, следует отметить специальные исследования по отдельным этносам (татарам, украинцам, немцам, корейцам, казахам и др.). Из научных трудов, посвященных татарскому этносу, можно назвать работу А.Г. Хами -дуллина «Татары в Казахстане», опубликованную в 1997 году (Хамидуллин, 1997), в которой исследуется история татар со времени их появления на территории Казахстана и до наших дней. Автор делает акцент на культуре татарской диаспоры, отмечая неоценимый вклад представителей данной диаспоры в развитие науки, образования и культуры Казахстана. Истории татарской диаспоры Казахстана посвящена монография Р.З.Закирова «Татары в меняющемся мире. Очерки этнополитической истории в XX - начале XXI вв.» (Закиров, 2006), где автор исследует историю формирования данного этноса, в том числе, в Казахстане.

Таким образом, изучение истории этносов, населяющих Республику Казахстан, составляет одно из перспективных направлений казахстанской историографии.

Результаты. Для понимания процессов заселения территории Восточного Казахстана, начиная с XVIII в. и в последующий период, необходимо учитывать его географическое положение, которое в дальнейшем обусловило специфику миграционных и этнодемографических процессов в регионе. По мнению историка И.Ерофеевой, территория современного Восточного Казахстана в XVIII в. четко подразделялась на несколько географических зон: правобережная часть Рудного Алтая, левобережная часть и юго-запад региона. Для Рудного Алтая был характерен сильно рассеченный рельеф земной поверх -ности с преобладанием вертикальных горных ландшафтов. На территории Восточного Казахстана концентрировались большие массивы горной тайги. На основании приведенных данных в своей монографии И. Ерофеева утверждает, что этот регион слабо «вписывался» в традиционные экологические ниши центрально азиатских номадов и потому к началу XVIII в. был чрезвычайно слабо и дискретно заселен кочевыми тюрко-монгольскими племенами. Левосторонняя часть Восточного Казахстана была представлена степными и полупустынными ландшафтами, юго-западная часть региона представляла собой по большей части аридные зоны, пригодные главным образом для кочевого скотоводства и в меньшей степени - для земледелия. Именно поэтому равнинные и горные ландшафты южной части региона с древних времен служили средой обитания почти исключительно для кочевников-скотоводов (Масанов, Абылхожин, Ерофеева, Алексеенко и др., 2000: 325).

История взаимосвязей и взаимовлияния казахского и других народов на территории Восточного Казахстана имеет глубокие корни. Татары стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, Донбасс, в Восточную Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ, Закавказье, Среднюю Азию и Казахстан из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле в XVIII-XIX вв. Из

документов известно, что татары Казахстана в основной своей массе были заняты в торговле: «Татары, переселившиеся сюда из Вятской, Казанской, и Тюменского уезда Тобольской губерний, в промышленности и, особенно в торговле предприимчивы, деятельны, трудолюбивы...» (Ярков, 2014: 5).

Тюрколог В.В. Радлов (1837-1918 гг.) отмечал, что иртышские татары являются смесью вытесненных сюда уже много столетий назад татарских племен. Частью переселившихся в XV-XVI вв. из южных ханств Средней Азии, численно преобладавших поволжских татар, частью переселившихся позднее. Среди причин, способствовавших переселению татар Поволжья в Южную Сибирь, выделяют следующее. С одной стороны - активная русификаторская политика правительства, выразившаяся в насильственной этнической и конфессиональной ассимиляции инородцев России. С другой - правительство своими распоряжениями поощряло рост числа жителей пограничных районов империи (Михнова, 2005: 42).

Первые сведения о массовых миграциях татар на территорию Казахстана относятся к середине XVIII века. Первоначальными точками расселения во второй половине XVIII в. был Уральск, с 1760 г. царским правительством было разрешено заселение Иртышской линии, и татары устремляются в постро-енные на ней крепости Петропавловск и Семипалатинск. Приблизительно тогда же стали складываться татарские слободы в Петропавловске и Семипалатинске.

«Татары в наибольшей степени подходили на роль агентов внутренней колонизации Казахской степи, каналами которой могли стать религия, образование и торговля. Животноводческие продукты степной зоны были достаточно востребованы на внутрироссийском рынке, в то же время разрастающаяся российская промышленность нуждалась в новых рынках сбыта продукции. Выгодное транзитное положение степной зоны - между Российской империей и среднеазиатскими ханствами и Китаем - позволяло вести с ними сухопутную торговлю.

Достаточно заинтересованными в переселении в Казахскую степь были и сами татары. Татарские купцы искали в Степи новые рынки поставки и сбыта продуктов, татарские крестьяне бежали на Восток, надеясь избежать рекрутской повинности, тяжелого налогового бремени, насильственной христианизации, а также зарождавшегося в то время в Центральной России земельного голода» (Махмутов, 2016:124).

Для казахов из народов Российской империи татары и башкиры были наиболее близкими, поскольку их сближало общее происхождение, близость языков (татарский, башкирский и казахский относятся к кыпчакской группе тюркских языков), религия - ислам суннитского толка.

Татары были в тот период более интегрированы, чем башкиры, в российское общество, а татарский язык был главным средством коммуникации между царским правительством и региональной властью с одной стороны, а с казахской элитой - с другой. «В административно-управленческой практике российских пограничных ведомств наиболее востребованными видами деятельности на юго-восточных территориях империи являлись в XVIII в. посредническая торговля с «азиатцами», политическая разведка, переводы с тюркских языков, обучение кочевников грамоте и исламу и т. д., то есть те важные сферы восточной политики государства, на которых традиционно специализировались служилые выходцы из тюркоязычных народов Среднего Поволжья и Сибири (Масанов, Абылхожин, Ерофеева, Алексеенко и др., 2000: 232). К концу XIX столетия татары превратились в одну из наиболее

многочисленных этнических групп региона, расселенную на разных территориях Казахстана.

В середине XVIII века татары появляются на строящейся в северной части Казахской степи Сибирской линии укрепления. Вблизи крепости Петра и Павла (позднее г. Петропавловска), построенной в 1752 году, возникают татарские казачьи станицы Становое, Татарка, Ильинская, Имантовская. В крепостях Сибирской линии укрепления (в современных городах Петропавловск и Семипалатинск) начинают вести торговлю татарские купцы. С начала XIX века в юго-западной части Петропавловска, неподалеку от менового двора и озера Кривого (Пестрого), складывается Старотатарская слобода, где проживало, без учета приезжих купцов, около 500 татар1.

В 1776 г. генерал-губернатор Западной Сибири «для заложения крепости по новому проекту» был откомандирован капитан И.Г. Андреев. В апреле того же года он прибыл в Семипалатинскую крепость. Вместе с Андреевым прибыло 40 работников, 25 солдат Семипалатинского батальона, 50 тюменских и тобольских служилых татар и 200 ссыльных колодников. В новую крепость стали переселяться жители старой крепости, военнослужащие (Татары,1998: 59).

Вслед за муллами, купцами и казаками во второй половине XVIII века в Казахстан устремляются и татарские крестьяне. Они бегут из центральных регионов России из-за малоземелья, тяжелого налогового бремени, рекрутской повинности.

На севере, а затем и на востоке Казахской степи рядом с крепостями возникает ряд татарских деревень: Мамлютка (1786 г.), Ташкентка (1786 г.), Акколтык (1812 г.), Башкуль (1837 г.), Кокпекты (1837).

Продвижение России в Среднюю Азию, как и активизация всего восточного направления политики империи заставляли ее правительство решать задачу урегулирования взаимоотношений с мусульманскими народами. Предпола-галось, что тем самым будет решена едва ли не наиболее существенная задача - обеспечение лояльности тюрко-мусульманских народов к имперской власти. Екатерина II рассматривала мусульманских улемов в качестве инстру -мента российской политики не только в регионах Поволжья, Южного Урала и Крыма, но и в казахской Степи. Желательность использования их в таком качестве вытекала и из внешнеполитических обстоятельств, определявшихся переменами в российско-османских отношениях после присоединения в 1783 году Крыма (Ражепаева, 2003: 204).

«Татарские» муллы были подданными империи. Они уже имели опыт деятельности в сфере регионального российского государственного управления, проявили себя как действительно «благонадежные» и «верные» слуги российских интересов. Теперь «татарские» муллы должны были пресечь проникновение влияния среднеазиатских религиозных законоучителей на жителей казахской Степи. То был действительно целенаправленный полити -ческий курс. Его сторонники и пропагандисты считали, что знание языка, обычаев и культуры казахов, принадлежность к единой конфессиональной системе, Наконец, наличие достаточно длительных в исторической ретроспективе татаро-башкиро-казахских связей общения - все это создавало хорошие возможности для того, чтобы представители «татарского мира» России совершенно естественным образом выступили посредниками в деле политической интеграции казахской Степи в состав империи. Многие известные российские дореволюционные исследователи были здесь более

1 ЦДНИ ВКО. Ф. 128. Оп. 8. Д. 86. Л. 3

чем откровенны. Так, по словам А. Добросмыслова, «татары» и мечети явились тем мостом, «через который предварительно должны были пройти казахи для сближения с русскими». Первым шагом в реализации этого курса были указы Екатерины II от 8 июля 1782 года и от 2 мая 1784 года о строительстве мечетей. Предполагалось, что сооружение мест для публичной молитвы привлечет и «прочих в близости кочующих или обитающих на границах наших, а сие может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольства лучше всяких строгих мер» (Султангалиева, 2000: 22).

Во второй половине XVIII в. татарские поселения начали возникать в Северном и Восточном Казахстане, вблизи или на территории самих российских форпостов и крепостей, расположенных в местах прохождения старинных караванных маршрутов. В частности, в 1786 г. в районе Новоишимской линии в 40 верстах от крепости Петропавловской татары-переселенцы из Поволжья основали деревню Мэулет-авылы-Мамлютово (ныне г. Мамлютка), где шесть лет спустя в ходе шестой ревизии (1792 г.) было зарегистрировано 176 душ мужского пола. Приблизительно тогда же стали складываться татарские слободы в Семипалатинске, где селились вблизи крепостных стен и меновых дворов различные тюркоязычные выходцы из Поволжья, Западной Сибири, Средней Азии и Восточного Туркестана («татары», «сибирские бухарцы», «бухарцы», «ташкентцы», «кашгарцы» и пр.), традиционно занимавшиеся посреднической торговлей в казахских кочевьях (Масанов, Абылхожин, Ерофеева, Алексеенко и др., 2000: 232). Как отмечают документы, в то время: «население Семипалатинской области главным образом состоит из инородцев (88,39%), причем в уездах процент этот еще увеличивается, достигая 93,41%» (Первая всеобщая перепись, 1897: 8).

Рисунок 1-2. Начало XX в. Татарские женщины

(из фонда Татарского общественного центра г. Семей)

В районе Семипалатинска торговые татары размещались с 1760-х гг. до середины 1790-х гг. на территории Меновой слободки, находившейся на острове Полковничьем. В 1798 г. после сильного ее затопления очередным весенним разливом Иртыша (1795 г.) торговцам было разрешено переселиться на полверсты выше по течению реки. Новое место их расселения сразу же стало называться в народе Татарской слободкой. В течение нескольких лет здесь был построен меновой двор, вокруг которого селились купцы и их приказчики. Слободка состояла из обывательских строений и одной мечети. В ней проживали исключительно представители тюркоязычных народов России и Центральной Азии. В 1824 г. в результате быстрого разрастания Татарской слободы и Русского форштадта Семипалатинска обе эти части соединились в черте города, в результате чего он приобрел многие типично азиатские черты (Масанов, Абылхожин, Ерофеева, Алексеенко и др., 2000: 233).

В первой четверти XIX в. торговые татары стали селиться также в районе Усть-Каменогорска, где они размещались на левом берегу Иртыша ниже крепости, вблизи менового двора. В 1826 г, там проживало 37 татар2. Вплоть до середины XIX в. население «татарских слободок» отличалось определенным непостоянством и неоднородностью этнического состава и формировалось главным образом за счет внешних миграций. В 1836 г. в Петропавловске проживало 459 татар, в Семипалатинске

- 1451 и в Усть-Каменогорске

- 210 человек3. В 1840-х гг. царское правительство предоставило помещикам право ссылать своих людей «по прибору» в зачет рекрутов на восточные окраины России. На основе этого указа некоторые помещики, из поволжских губерний стали принудительно отправлять неугодных им татар в Сибирь. Таким путем

были основаны и заселены казанскими татарами в середине XIX в. деревни Башкуль и Аккуль, расположенные в окрестностях г. Семипалатинска. В 1897 г. в первой из них проживало 572, а во второй - 258 татар (Масанов, Абылхожин, Ерофеева, Алексеенко и др., 2000: 234).

2 Центр Документации Новейшей истории Восточно-Казахстанской области (далее - ЦДНИ ВКО). Ф. 116. Оп. 10. Д. 27. Л.4

3ЦДНИ ВКО. Ф. 116. Оп. 10. Д. 18. Л.11

Рисунок 3. Конец XIX в. Представители татарского этноса в г. Усть-Каменогорск (из фонда Областного историко-краеведческого музея г. Семей)

№ Группы занятий Самостоятельн ые Члены семей

муж. жен. муж. жен.

1 Администрация, суд, полиция 6 - 9 13

2 Общественные и сословные службы 3 - 2 4

3 Вооруженные силы 45 - - -

4 Учебная и воспитательная деятельность 2 - 2 4

5 Наука, литература и искусство 9 4 3 11

7 Доходы с капитала и недвижимого имущества 151 34 70 156

8 Средства от казны, общественных учреждений и частных лиц 56 63 101 153

9 Земледелие 147 11 146 414

10 Добыча руды 1 - - 3

11 Обработка металлов 26 - 97 54

12 Изготовление одежды 60 15 90 138

13 Устройство ремонта, содержание жилищ и строительные работы 192 - 155 337

Таблица 1. Распределение населения по группам занятий в г. Семипалатинск, 1897 г.4

№ Группы занятий Самостоятельные Члены семей

муж. жен. муж. жен.

1 Торговое посредничество 13 - 14 16

2 Торговля вообще 46 - 31 32

3 Торговля живым скотом 13 - 14 29

4 Торговля зерновыми продуктами 24 - 27 56

5 Торговля остальными продуктами сельского хозяйства 172 1 191 385

7 Торговля строительными материалами 14 - 8 17

8 Торговля предметами домашнего обихода 1 - - -

9 Торговля металлическими товарами 7 - 5 11

10 Торговля тканями и предметами одежды 105 6 131 253

11 Торговля кожами, мехами и т.п. 24 - 16 38

12 Торговля остальными предметами 12 - 11 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Торговля разностная и развозная 24 - 30 68

14 Трактиры, гостиные и мебельные комнаты, клубы 4 3 - 6

Таблица 2. Распределение населения по группам занятий - о торговле, г. Семипалатинск, 1897 г.5

4ЦДНИ ВКО. «Издание Центрстаткомитета Министерства Внутренних Дел» 1905 г. Л. 110

5ЦДНИ ВКО. «Издание Центрстаткомитета Министерства Внутренних Дел» 1905 г. Л. 111-112

В районном татарском культурном центре «Башкуль» сохранилась история основателя с. Башкуль. Башкуль начал строиться в конце XVIII в., начиная с землянки пра-пра-прадеда башкульцев Насыра. В результате труда шести поколений башкульцев село вновь и вновь восстанавливалось, отстраивалось и развивалось. Садырбай из Касаболат ежегодно со своей семьей и родственниками проводили лето на джайлау (территория будущего Башкуля) около трех довольно глубоких, с чистой, пресной водой озер: Каракуль, Аккуль, Суурлыкуль. К нему в качестве работника устроился переселенец Насыр со своей женой и детьми Маннафом, Саги, Гали, Вали. Жена доила коров, сам он с сыновьями занимался в хозяйстве. Осенью, когда бай и родичи отправлялись на «кыстау» (зимовку), Насыр оставался на джайлау. Первоначально жили в землянке, но постепенно из леса на плечах и ручной тележке доставляли лесоматериалы, строили дом, подсобные помещения. Со временем начали заниматься земледелием. В трех километрах от Башкуля, в местечке Таскудук и в последние годы был колодец, названный «Насыр кудуги» - «колодец Насыра». Постепенно сюда приехали люди, страдающие от жизненных условий такие же, как Насыр: Сайфутдин, Исхак, Жихонча, Мулласагит, Шамсутдиновы, Минникеевы и др. К началу 1830-х годов здесь было уже около 60-ти татарских семей. По их просьбе житель Семея Зарбас Губай обратился к властям, чтобы жителей Башкуля зачислили в постоянные крестьяне и выделили им земли. В 1837 г. губернские землемеры нарезали им земли и узаконили существование села. С этой даты начинается название села Башкуль, что означает «главное, головное озеро». Местные баи из Актумсука, Касаболата были недовольны тем, что башкульцы заняли их земли. Между переселенцами и местными были стычки. Но со временем все наладилось, установились тесные и дружественные отношения. Местные видели, что все это делается по решению уездных, волостных, губернских органов. Кроме того, они чувствовали, что это народ мирный, добрый, одной с ним веры. Среди башкульцев было много мастеров, плотников, строящих дома в аулах, печников, кузнецов, грамотных и образованных людей. Они организовывали продажу различных товаров, покупали их товары (шерсть, кожу, сало, скот и др.). Башкульцы имели среди местных, а местные - среди башкульцев своих близких знакомых. Их называли «тамырами». Это не просто знакомство, но еще более глубокая, близкая связь. Тамыры ни в чем не отказывали, всячески помогали друг другу. Начали заключаться межнациональные браки, создавались смешанные семьи. Первым представителем этого общественного явления в Башкуле можно считать Хамидуллина Жиханчу, который женился на девушке из села Бегень - Шуже (Зухре). С 1930-х гг. такие браки имели место все чаще и чаще (Халитов, 2008: 67-68).

Каждая семья называлась «имана», 10 семей образовывали 1 «ун» (десятку). В Башкуле тогда было 28 «ун»-ов или 280 имана. Мужчинам с 16 лет выделялось по 7 десятин пахотных земель. Через каждые 12 лет земли перераспределялись. Сенокосы распределялись ежегодно с участием представителей каждого десятка. Травостой не был одинаковым (где выше, где ниже, где густо), поэтому проводили жребий. Пастбища были общими. Пахотные участки находились в урочище Балапан - к югу от Башкуля расположено плато высотой 450-500 м над уровнем моря, которое соединяется с Алтайским краем. Постепенно стали строить ветряные мельницы. В 1920-х гг. в Башкуле уже было 42 ветряные мельницы. Природные условия Башкуля были подходящими. Более 200 дней в году здесь дули сильные ветра. В 1930 г. на западной окраине села построили паровую мельницу, ветряные пошли на

дрова и строительство скотопомещений. Однако эта паровая мельница была маломощной и находилась далеко от центральной усадьбы села, поэтому в 1935 г. на южной окраине села была построена более мощная паровая мельница. Большинство населения не имело возможности продавать свою продукцию (зерно, скот, сало, шерсть, шкуры животных) за пределами села. Поэтому местные богачи-торговцы скупали этот товар и большими партиями отправляли в другие города. Богачи Хасанжан, Ибрай, Тухват, Эхсан, Мендибай, Мухамматгали, имеющие большие магазины, отправляли заготовленное сырье в Семей, Алматы, на Куяндинскую и Ирбитскую ярмарки (Халитов, 2008: 69).

Р

Рисунок 4. Начало XX в. Представители татарского этноса г. Семипалатинск (из фонда Областного историко-краеведческого музея г.Семей)

Рисунок 5. 1919 г. Купец

З.В. Сулейманов с семьей (из фонда Областного историко-краеведческого музея г.Семей)

В 1840-х гг. в связи с продвижением российской границы вглубь казахских степей татарские слободы стали возникать при административных центрах и крупных укреплениях новообразованных дистанций и внешних округов. Так, уже в конце 1840-х гг. Татарская слобода существовала на территории Акмолинска (осн. в 1832 г.), расположенного на одном из узловых перекрестков караванных путей. В 1864 г. в слободке насчитывалось 105 жилых домов и около 1471 жителя, в числе которых было 130 российских татар, 245 оседлых казахов и 1319 среднеазиатских купцов. Здесь же находились мечеть и при ней «татарское училище», в котором обучались 40 мальчиков разных восточных национальностей и один мулла. В 186070-х гг. семьи торговых татар стали переселяться на постоянное жительство в селение Кокпекты (основанный в 1844 г.), г. Зайсан (основанный в 1868 г.) и некоторые другие приграничные населенные пункты Восточного Казахстана (Масанов, Абылхожин, Ерофеева, Алексеенко и др., 2000: 234).

Данные Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. показывают удельный вес татар в составе городского населения Восточного Казахстана (диаграммы 1-4) (Первая всеобщая перепись, 1897).

Как показывают диаграммы, татары составляли меньшинство населения в Восточном Казахстане. Большинство татар нахо-дилось в г. Семипалатинск - 22% (5678 чел.), после шли с. Кок-пекты -14% (443 чел.), г. Зайсан - 9% (399) и только потом г. Усть-Каменогорск - 5% (446). В Усть-Каменогорске численность

казахов и татар была небольшой из-за ограничительной политики царской администрации,

рассматривавшей город как форпост и крепость на восточных границах края.

После основания в Семиречье Алатауского внешнего округа (1856 г.) сюда с 1857 г. начали мигрировать из окрестностей Семипалатинска семьи татар и хлебопашцев шала-казаков, т.е. представители тюркоязычных групп оседлого населения региона, происходивших от смешанных браков казахов с татарами, узбеками, калмыками и другими. Они основали вблизи укрепления Верный Татарскую слободу, где наладили производство кож, выделку юфти и сафьяна. В к. 1860-х гг. в слободе уже действовала мусульманская школа, в которой обучалось 70 мальчиков. Кроме того, часть переселившихся в окрестности Верного шала-казахов образовала там особое селение Байсерке, в котором насчитывалось в начале 1860-х гг. до ста семейств, действовала ярмарка и была пост-роена красивая мечеть.

Семипалатинск стал одним из крупных городов в казахской степи с наибольшей концентрацией татарского населения. 15 марта 1882 г. в Семипалатинске была проведена первая перепись населения. 22,8% горожан составили татары, подавляющее большинство которых занималось торговлей, были среди них купцы, промышленники. Многие занимались хлебопашеством. Почти все они жили в правобережье и в большом достатке: «Дома их составляют лучшую часть города». Самой зажиточной частью Семипалатинска была Татарская слобода, или Татарский край, сохранивший свое название до наших дней6.

Как показывают архивные данные, татары по роду занятий были не только купцами, занятыми в торговле, но и крупными владельцами промышленных предприятий, как в городе Семипалатинске, так и в области. Представители татарской диаспоры были крупными меценатами, занимались благотвори -тельностью, способствовали благоустройству города. Татары Восточного Казахстана являлись активными участниками экономической, социальной и культурной жизни области.

Рисунок 6. 1927 г. Татарские семейные пары с. Кокпекты (из фонда Областного историко-краеведческого музея г.Семей)

6ЦДНИ ВКО. Р-128. Оп. 1. Д. 93

< Семипала ТИНСК HI. ■ 1 1 ■ ■ ■

1 ß?% 38% Зайсан 1\ и Русские Казахи 53°/° и Татары

ф5% 27% Кокпекты 1\ н Русские Ш ■Казахи 58%, н Татары

Усть-Каменогорск

Диаграммы 1-4. Удельный вес татар

в составе городского населения Восточного Казахстана в 1897 г.7

7 Диаграммы 1-4 составлены на основе таблиц (сводная и состав наличного населения обоего пола; наличное население и постоянное население 81, 82, 83, 84, 85 то-мов Первой всеобщей переписи населения 1897 г. (Первая всеобщая перепись, 1897).

Рисунок 7. Магазин татарского купца Сагадеева (из фонда Областного историко-краеведческого музея г.Семей) В Семипалатинской области сложились династии татарских купцов. Этнический состав купечества был неоднороден, в то же время общей тенденцией является наличие купцов из числа русских и татар. Так, 50,8% были представителями русского населения, 33,8% -татарского1.

Среди них наибольшей коммерческой активностью выделялись семипалатинские купцы Салиховы, Искаковы, Рафи-ковы, Усмановы, Габитовы, Иш-терековы. Династия Усмановых в 1861 г. была в списке самых многочисленных в крае, в ее составе было 5 семей общей численностью 33 человека. Самый крупный оборот имела семья И.Иштерякова - 99 тыс. руб. серебром в год. Семьи купцов Мусиных, Халитовых, Рафиковых способствовали развитию промышленности в городе.

Рисунок 8. Семья Халитовых (из фонда Областного историко-краеведческого музея г.Семей)

1ЦДНИ ВКО. Р-128. Оп. 1. Д. 93. Л.189

Муса Мусин - семипалатинский купец, промышленник, меценат. В 1809 г. Казанский ямщик Муса Мусин вместе с сыном Садыком приехал в Семипалатинск. Поводом послужил начавшийся на родине Мусиных голод. Муса с сыном продавали в близлежащих селениях чай и муку, а на

вырученные деньги покупали у сельских жителей шкуры, которые те, не умея выделывать, порой просто выкидывали. Мусины

вручную мездрили ее, дубили, шили тулупы, дубленки. Через некоторое время Мусины наняли рабочую силу и открыли свою мастерскую. В 1852 г. в возрасте 92 года, Муса умер, оставив своему наследнику Садыку. Сын Мусы открыл магазины в Семипалатинске, Аягузе, Зайсане. Часть дохода была направлена на благотворительность, за что Садык был награжден статусом Почетного гражданина Семипалатинска. Мусин считается основателем династии купцов Мусиных - «семипалатинских Елисеевых», как называли их на самой крупной в России Макарьевской ярмарке, он построил первую в округе паровую мельницу. Им также была запланирована постройка механизированной мельницы, однако ему не удалось осуществить свои планы. Долгие годы он готовил проект механизированного мукомольного завода. Его проект претворили в жизнь сыновья - Латиф и Фатих Мусины. Для осуществления проекта были наняты инженеры из Германии и США.

Сыновья Мусина - Латиф, Фатых и Салим, получившие высшее техническое образование, продолжили дело отца, а один из сыновей - Латиф закончил строительство мукомольного завода и открыл новое направление в семейном бизнесе - грузовое и пассажирское пароходство по Иртышу - водной артерии, проходящей из Китая в Россию через Семипалатинск. Отсюда -стремительный рост благосостояния Латифа, который стал владельцем 50 пароходов и барж. Не упустил он и возможности получить выгоду от набирающего популярность горнорудного дела. Множество рудников на Алтае и в Восточном Казахстане, где велась добыча золота рабочими Латифа, вскоре стали поставлять сырье на ювелирные производства Семипалатинска, Змеиногорска, Усть-Каменогорска, откуда велась продажа готовых ювелирных изделий. Полностью монополизировал он и перевозку хлеба в Россию, оказывая влияние на цены на Макарьевской ярмарке2.

На выделенные им средства в городе были построены школы, больницы, мечети. Мусины содержали учителей, направляли самых талантливых детей на учебу в Россию, Англию, США. Благотворительность всегда была семейной традицией Мусиных. Большую роль сыграли они в издании газеты «Семипалатинские областные ведомости». На ее издание они вместе с

Рисунок Э.Мельница Мусина

(из фонда Областного историко-краеведческого

музея г.Семей)

Государственный архив ВКО (далее - ГАВКО). Ф. 41. Оп. 21. Д. 14. Л.50

525

другими меценатами города выделили 10 тыс. рублей (Кашаев, 2007). Семья Мусиных входила в 150 самых богатых семей Российской империи.

Понимая социальную ответственность своего бизнеса, Мусины учредили ежегодную благотворительную акцию, согласно которой каждая семья бедняков получала 2 мешка муки, 40 кг сахара, чай, соль и 50 кг.мяса. Один раз в год бедняки имели возможность бесплатно путешествовать на купеческих пароходах от Китая до Оби, включая пропитание (Гибадуллина, 2013: 71).

Мусины стояли у истоков Иртышского речного флота. Еще в 1880-е гг. были предприняты попытки наладить постоянное судоходство по Иртышу в коммерческих целях. Быстрый рост иртышских городов выдвигал серьезные требования к судоходству не только в отношении увеличения объема перевозимых грузов, но и в отношении скорости и удобства передвижения. Кроме

грузовых, по Иртышу ходили и пассажирские пароходы Мусина. Латиф Мусин, занявшись пароходством, первым в Семипалатинске создал флотилию на Иртыше и фактически стал хозяином Иртыша, а потом организовал добычу золота на ранее заброшенных рудниках. В 1908 г. на пристани верхнего Иртыша уже насчитывалось 46 пароходов и 87 барж, из них 2/3 принадлежали Л. Мусину (Атантаева, Камалджанова, 2014: 190).

Татары на территории Семипалатинской области Казахстана во второй половине XIX-начале XX вв. участвовали в таких видах торговли, как меновая, ярмарочная, стационарная, они фактически монополизировали развозную торговлю в степи, чему способствовала их социокультурная идентичность с местным населением.

Местные купцы строили кирпичные дома, и магазины с типичной для того времени архитектурой. Принадлежали они татарским купцам: Юнусу Татанову, Садолла кажы Бекшентаеву, Ибраю Манапову, Сулейману Мергенбаеву, Халелу Ерзину, Юсупу Абилханову и другим. По уточненным данным более 30-ти старинных построек Зайсана построены под руководством народного архитектора самоучки Баязита Сатпаева (1860-1954гг.). Уроженец села Аягуз Семипалатинской области из семьи мастера резчика по дереву, Баязит уже в возрасте 15-16 лет принимал участие в строительных работах города Семипалатинска. Азы архитектурного искусства в проектировании и черчении получил от турецкого архитектора Абдуллы Эфенди, под руководством которого принимал участие в строительстве одно- и двух минаретных мечетей города Семипалатинска (Михнова, 2005: 55). Самым крупным архитектурным сооружением Баязита Сатпаева в городе Зайсане является мечеть (Сушко, 1996).

Рисунок 10. Начало XX в. Товарно-пассажирский пароход г. Семей (из фонда Областного историко-краеведческого музея г.Семей

Американский журналист, путешественник, писатель, автор книг о Сибири и сибирской ссылке Дж. Кеннан, описывая город Семипалатинск, отмечал татар: «Все вместе произвело на меня впечатление мусульманского города, выстроенного посредине североафриканской пустыни. Это впечатление еще усиливалось благодаря татарским мечетям с темными стрельчатыми минаретами, стоявшим около них кучками длиннобородым муллам в белых

чалмах и время от времени появлявшимся на улице большим двугорбым верблюдам, которыми управляли смуглые, в бараньих шапках, наездники пустыни - киргизы» (Кеннан, 2016:123).

С середины XIX в. в компактно населенных татарами сельских поселениях появляются медресе, в начале ХХ в. они функционируют практически при каждой мечети. На деньги татарских меценатов начинают открываться мусульманские библиотеки, выпускаются периодические издания на национальном языке. В городе Семипалатинске была образована развитая линия татарских кварталов, мечетей и медресе. В 1862 г. в городе численность населения достигала 6 тыс. человек, третью часть из которых составляли татары, большинство из них занимались торговлей. Наиболее состоятельной частью Семипалатинска была Татарская слобода и Татарский край, который существует до сих пор и сохранивший свое название (Каримов, 2009: 24).

В 1880-х гг. в Семипалатинской области создавались попечительские организации и общества. В начале XX в. в Семипалатинске действовало более 70 благотворительных обществ. И самое активное участие в их деятельности принимали татары.

В «Приложении к отчету Семипалатинского военного губернатора о внутренней торговле в области за 1900 год» город Семипалатинск значился главным пунктом хлебной торговли области - 380 тысяч пудов пшеницы, 30 тысяч пудов овса в год. Также архивные данные указывают, что купец Латиф Мусин был одним из наиболее крупных хлеботорговцев города3.

По мере вовлечения татар в общественную жизнедеятельность города в диаспоре выделялись лидеры, которые были состоятельными людьми. Согласно их инициативе в Семипалатинске стало образовываться мусульманское общество, занимавшееся удовлетворением религиозных и культурно -просветительских интересах. Открывались медресе при мечетях, органи-зовывались клубы, благотворительность и товарищества взаимопомощи, развивалась национальная общественная мысль, издавались газеты, книги, рождалась национальная интеллигенция.

Рисунок 11. Конец XIX в. Мечеть Ахмета Ризы г. Семей (из фонда Областного историко-краеведческого музея г.Семей)

3ЦДНИ ВКО. Ф-116. Оп. 1. Д. 91. Л.30

Рисунок 12. Конец XIX в. Татарские купцы г.Семипалатинск (из фонда Областного историко-краеведческого музея г.Семей).

Рисунок 13. 1977 г. Татарская часть города. Реконструкция Матчиса (из фонда Областного историко-краеведческого музея г.Семей)

Этническая идентичность народа становится той ценностью, на которой держится существование всего этноса. Одним из традиционных и актуальных способов решения проблем этнической идентификации является генеалогическая память. Генеалогия - это не только наука, но и часть общественного и индивидуального сознания, как память о предках, сохраняющаяся в целостностном или фрагментарном виде. Исследователь Г.Ш.Файзуллина считает: «Родоплеменная идентификация сегодня - это инерционное явление пройденного этапа этногенетического развития народа. Задача нации сделать так, чтобы эта инерция служила консолидации нашего народа». Конкретное проявление ситуации выразилось в большом потоке публикаций такого устного вида «степной историографии», как «шежiре» (генеалогий), которые выступали «системообразующим и смыслообразующим началом общественного сознания кочевников в целом и идеологии кочевого образа жизни в частности» (Файзуллина, 2006: 76).

Сохранилась ценная для современности история и родословная татарина Ибрахима, составленная со слов его потомков, которую можно классифицировать как «шежiре» («шежире»). Осознавая важность такого способа сохранения памяти, как «шежире» потомки Ибрахима-бабая решают записать свои знания о предках и родственниках семьи Искаковых и Абдулкаримовых.

История рода Ибрахима-баба сохранена в архивных материалах Центра документации новейшей истории г. Семей.

«Ибрахим-бабай был родом из Казанской губернии Мамадышского уезда села Ор. Отец Ибрахима - Амекеш - один из потомков казанского хана -Мамата. Были у него братья Ибнианин и Исхак, сестра Бену. Старший брат Исхак ездил в далекие восточные районы Казахстана в 1805-1810-е годы, занимаясь торговлей, разбогател и остался жить. В возрасте 20 лет в 1815 г Ибрахим бежал от царской солдатчины в Казахстан, к брату Исхаку. Ближайший друг и компаньон Исхака здешний казах - бай Айткожа помог вписать Ибрахима в волостную книгу под именем Ахмета сына Абдукарима. Ибрахим вместе с сыном брата Исхака - Мухаметша помогал вести хозяйство, обучал детей местного населения арабской грамоте.

Ибрахим дважды женился, рассчитываясь за калым овцами из отары брата без его разрешения. Жены долго не жили, умирали. Потом Ибрахим повинился: «Я женился без благословения брата, поэтому нет мне счастья». Решил: «Если брат сам не выберет ему жену и не даст благословения, то до конца жизнибольше не женюсь». Исхак выбрал ему в жены дочь прислуги бая Айткожа - Ханифу, не только красивую и умную, но и трудолюбивую. Ибрахим согласился и в 40 лет женился на 13-летней Ханифе - дочери пленницы-калмычки. После свадьбы Исхак упросил бая Айткожа дать свободу сватье -матери Ханифы, поселил брата с его женой у себя в ауле. Прожив 4-5 лет вместе с братом Ибрахим отделился по обоюдному согласию братьев. Исхак помог - выделил брату 100 тюков ткани, четырехкрылую юрту, 2 коровы, 2 верблюда, 2 лошади и около 20 овец.

Ибрахим продал 100 тюков ткани под будущих овец. Они собирали погибший от джута скот и благодаря трудолюбию Ханифы сняли шерсть и шкуры, засолили и обработали, а затем очень выгодно продали скупщикам, выручив на этом большие деньги. На них купили скот, вырастили и вскоре, через несколько лет упорного труда, разбогатели. Численность довели до 100 коров и верблюд, тысяч три овец.

Рисунок 14. Родословное древо татарской семьи Искаковых1

У Ибрахима и Ханифы было четыре сына и четыре дочери. Росли они трудолюбивыми и увеличивали богатство. В конце 1870 г. в возрасте 75 лет Ибрахим вместе с Сулейменом Абдуллиным совершил хадж в Мекку. Возвращаясь, заболел холерой и умер в дороге. Ханифа умерла в возрасте 60 лет, спустя 12 лет после смерти мужа.

Доставшееся детям богатство составляло около 7000 овец, % тысяч коров и верблюд, свыше 1000 лошадей. Дети строили деревянные дома вместе с детьми Исхака в Кокпекты. Жили между собой дружно. Строили мечеть, открывали магазины, имели свой торговый дом, свою печать.

Дети Ибрахима - Сафаргали, Исмагил, Мухаметгали жили одно семьей до 1911 г. Дочь Сагадатбану открыла школу и учила девочек всех родственников. Один из её сыновей - Рахматулла впоследствии напишет арабским шрифтом историю рода Искаковых и Абдулкаримовых. Благодаря его записям дошли имени 46 внуков и 114 правнуков Ибрахима-бабая»2.

Род Исхака до сих пор живет в г. Семей. Галина Абдулкаримова -правнучка Исхака по материнской линии:

«Абдулкаримова Адия Сулейменовна - дочь Сулеймена из рода Искаковых. Родилась десятым ребенком в семье. В восемь лет Адию отправляют учиться. Закончила два класса татарской школы. Однако успешную учебу пришлось оставить, так как пришел 1917 год, и прокатилась волна революций. Позже в родной деревне Кокпекты закончила один класс русской школы. На этом образование заканчивается, остальное постигала самообразованием. И неплохо постигла: читает и пишет на арабском, татарском, казахском и русском языках.

1ЦДНИ ВКО. Ф. 237. Оп. 2. Д. 34. Л.5

2ЦДНИ ВКО. Ф. 237. Оп. 2. Д. 34. Л.1-3

Yлкен Алтай элемi - Мир Большого Алтая - World of Great Altay 4(4)2018 ISSN 2410-2725

сes7 -¿г*ч Родословное древо

#jce/t/!ape /7огомхн РОАА /?Баулкарцмо ВЫ Х

Рисунок 15. Родословное древо татарской семьи Абдулкаримовых3

В 15 лет родители отдали замуж за состоятельного родственника -троюродного брата. Хамит был хорошим супругом, трудолюбивым хозяином. Прожили вместе 30 лет любви и согласия, несмотря на трудное время. Отец работал рабочим, а мать - в библиотеке. В семье родились семь сыновей и две девочки. Нас воспитывали строго, но по-доброму, учили честности и справедливости, но главными ценностями в семье считались труд и знания. Трое из семьи ушли на фронт, вернулись двое. Ее первенец, Жаудат, пропал без вести. Вскоре дети выросли и создавали свои семьи. Мать же любила всех нас по-прежнему, гордилась нами. Причем жила жизнью не только своей семьи, но и жизнью нашей многочисленной родни.

Однако жизнь есть жизнь. Похоронила сначала мужа, а затем и четверых сыновей. Их смерть, конечно же, оставила глубокие следы на материнском сердце, который до конца дней ее не зарубцеваться. Зато молодых снох, внуков мама одарила еще большей любовью и вниманием.

Сейчас маме за девяносто. У нее большая дружная семья, 15 внуков, 18 правнуков - татары и казахи, русские и украинцы, уйгуры, корейцы и белорусы. Правда жизнь раскидала их по разным странам и городам, но все они помнят и любят свою бабушку - Абику. Приезжают, навещают, одаривают подарками. А у нее, как и прежде, за всех болит душа, обо всех беспокоится. Ежедневно, после намаза, она мысленно собирает их всех вместе и желает им здоровья и просит Аллаха уберечь ее близких от напастей и бед. В семье есть чем гордиться: педагоги и врачи, экономисты и программисты, инженеры и

3ЦДНИ ВКО. Ф. 237. Оп. 2. Д. 34. Л.3

рабочие. Трое из семи - военнослужащие. Мудрая от жизни женщина, любознательная от природы, мама интересная рассказчица»4.

Таким образом, зафиксированные данные в рассматриваемом тексте позволили составить информативную родословную татарской семьи. В казахской традиции в родословных не фиксируются брачные партнеры и потомки женского пола. Для татар также характерны счет родства по мужской линии и осознание «главных» предков как предков мужского пола.

Заключение. Для татар как диаспорной группы характерно особо трепетное отношение к сохранению родного языка, который выступал главной составляющей их этнической самоидентификации. Достаток способствовал сохранению традиций. Особо хочется отметить выраженное стремление дать образование женщинам.

Татары активно принимали участие в культурной жизни города. В начале XIX века в Семипалатинске издавалась газета «Халк-Сюзи» («Народное слово»), являющаяся единственным печатным органом на татарском языке, в которой принимали участие многие мусульманские литературные деятели Европейской России и Сибири.

Усилиями учащейся молодежи и талантливых представителей татарской интеллигенции Семипалатинска было создано театральное общество «Мэдэният». Многократно проводились благотворительные спектакли в пользу мусульманского приюта, большим успехом пользовались просветительские чтения на татарском языке.

Татары были одним из самых образованных народов, уровень их грамотности превышал средний по губернии на 20%. Необходимо отметить, что в материалах переписи 1897 г. образовательный уровень татар определяется в трех категориях: грамотные на русском языке (составляли 4,7% от численности татар), грамотные на других языках (27%), имеющие образование выше начального (0,03%). В целом по Семипалатинской области доля грамотных составляла 6%, среди казахов - 6,5%, русских - 27,5%. По материалам переписи, татарский язык в Семипалатинской области находился на третьем месте по распространенности (9,94 тыс. чел.)5.

Татары по вероисповеданию относились к подавляющей части населения в области - магометанам, которые по Семипалатинской области составляли 89,8% населения (Камалджанова, 2012: 39).

Таким образом, к концу XIX - началу ХХ в. в Семипалатинском Прииртышье татары составляли третью по численности этническую группу региона, отличавшуюся спецификой своего развития. С возрастанием численности татарского населения они стали играть заметную роль в экономической и социально-культурной жизни области.

Эдебиеттер тiзiмi/ Список литературы

1. Алексеенко Н.В. Историческая демография Казахстана. - Усть-Каменогорск, 2001. - 67 с.

2. Алтаев А.Ш. Состояние и перспективы исторической демографии в Казахстане // Наука и образование Южного Казахстана. - 2003. - № 2. - С. 73-78.

3. Аманова А. Динамика численности и география расселения депортированных народов в Казахстане // Поиск. - 2006. - №3. - С. 141-145.

4. Асылбеков М.Х., Галиев А.Б. Социально-демографические процессы в Казахстане (19171980). - Алма-Ата: Гылым, 1991. - 192с.

4ЦДНИ ВКО. Ф. 237. Оп. 2. Д. 34. Л.5

5ЦДНИ ВКО. Р-128. Оп. 1. Д. 93. Л.192

5. Атантаева Б.Ж., Камалджанова Т.А. Влияние миграции на формирование этнических диаспор Восточного Казахстана в 1937-2005 гг. (социально-демографический и культурный аспект).-Семей, 2014. - 256с.

6. Гибадуллина Э.М. Татарские торговцы в Семипалатинской области Казахстана во второй половине XIX-начале XX вв. // Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - №4. - С.70-72. [Электронный ресурс] / URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tatarskie-torgovtsy-v-semipalatinskoy-oblasti-kazahstana-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv (Дата обращения 10.08.2018).

7. Ерофеева И.В. Славянское население Восточного Казахстана в XVIII-XX вв.: миграционное движение, стадии социокультурной эволюции, проблемы реэмиграции // Этнический национализм и государственное строительство. - Москва: ИВ РАН-Наталис, 2001. - 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Закиров Р.З. Татары в меняющемся мире. Очерки этнополитической истории в XX - начале XXI вв. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2006. - 207 с.

9. Камалджанова Т.А. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.// Вопросы исторической науки: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). - М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. - 94 с.

10. Каримов Т.А. Роль ассоциации татарских и башкирских национально-культурных центров Республики Казахстан в консолидации казахстанского общества: перспективы, успехи, планы // Тюрко-татары в современном мире: прошлое, современность, пути развития: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Семипалатинск, 2009. - С.71-77.

11. Кашаев Ш. Они любили свой народ // Татарский мир. - 2007. - №2. [Электронный ресурс] / URL:http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=770 (Дата обращения 15.08.2018).

12. Джордж Кеннан. Сибирь и ссылка. - Том I. - М.: ЛитРес, 2016. - 213 с.

13. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В., Алексеенко А.Н., Баратова Г.С. История Казахстана народы и культура. - Алматы: Дайк-Пресс, 2000.- 608 с.

14. Махмутов З.А. Этническая идентичность татар Казахстана // «Историко-культурное наследие татарского народа и современность»: материалы междунар. науч.-практ. конф.- Семей: Издательство «Ямышевские ворота», 2015. - 207 с.

15. Махмутов З.А. История заселения татарами Казахской степи (XVII-XX вв.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. - 2016. - № 12(74). - Ч. 1. - C.123-126.

16. Михнова П.В. Архитектурное наследие как социально-демографическая характеристика общества (на примере городов Северо-Восточного Казахстана) // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы VI Международной научно-практической конференции. Часть 2. - Усть-Каменогорск, 2005. - С.33-34.

17. Найманбаев Б. Социально-демографическое развитие населения Казахстана во второй половине XX века // Поиск. - 2006. - №3. - С.164- 172.

18. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Семипалатинская область / под ред. Н.А. Тройницкого. - Семипалатинск, 1905. - 170 с.

19. Ражепаева Ф.З. Судьба крымских татар: их переселение и размещение на территории Казахстана // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы IV международной научно-практической конференции. Выпуск 4. - Барнаул, 2003. -С.202-207.

20. Султангалиева Г.С. «Татарская» диаспора в конфессиональных связях Казахской степи (XVIII-XIX вв.) // Вестник Евразии. - 2000. - №4.- С.20-36.

21. Сушко П. Наследие Баязита Сатпаева // Рудный Алтай. - 2000. - №125-126 (5 октября).

22. Татары Семипалатинского Прииртышья. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области. - Семипалатинск, 1998. - 67 с.

23. Тэ^мов М. К^аза^ элемг К^аза^тьщ саны ^анша? - Алматы: Казахстан Атамура, 1995. - 160 б.

24. Файзуллина Г.Ш. Генеалогии как источник по истории формирования «китайской» группы татарской диаспоры Казахстана // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, Филология. -2006. -Т.5. - №3-1-С.74-85.

25. Халитов Р.И. Из истории села Башкуль Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области // Татары на востоке Казахстана (страницы прошлого и настоящего). - Усть-Каменогорск. 2008. - 244 с.

26. Хамидуллин А.Г. Татары в Казахстане. - Алматы, 1997. - 82 с.

27. Ярков А.П. Русские и ислам: проблемы совместимости и взаимного выживания в условиях Сибири // Развитие и экономика: науч. и обществ.-полит. альм. М., 2014. № 9. [Электронный ресурс] / URL: http://devec.ru/almanah/9/1558-aleksandr-jarkov-russkie-i-islam-problemy-sovmestimosti-i-vzaimnogo-vyzhivanija-v-uslovijah-sibiri.html?fontstyle=f-smaller (Дата обращения 27.07.2018).

References

Alekseenko, 2001 - Alekseenko NV, 2001 Istoricheskaya demografiya Kazahstana. [Historical demography of Kazakhstan] Ust-Kamenogorsk. (Alekseenko, NV 2001 Istoricheskaya demografiya Kazahstana. [Historical demography of Kazakhstan] Ust-Kamenogorsk. 67 s.). (in Rus).

Altaev, 2003 - Altaev, ASH, 2003 Sostoyanie i perspektivy istoricheskoj demografii v Kazahstane [The state and prospects of historical demography in Kazakhstan] // Nauka i obrazovanie Yuzhnogo Kazahstana. - 2003. - № 2. - S. 73-78. (Altaev, ASH 2003 Sostoyanie i perspektivy istoricheskoj demografii v Kazahstane [The state and prospects of historical demography in Kazakhstan] // Nauka i obrazovanie Yuzhnogo Kazahstana. - 2003. - № 2. - S. 73-78) (in Rus).

Amanova, 2006 - Amanova, A 2006 Dinamika chislennosti i geografiya rasseleniya deportirovannyh narodov v Kazahstane [Dynamics of the number and geography of settlement of deported peoples in Kazakhstan] // Poisk. 2006. № 3. S. 141-145. (Amanova, A 2006 Dinamika chislennosti i geografiya rasseleniya deportirovannyh narodov v Kazahstane [Dynamics of the number and geography of settlement of deported peoples in Kazakhstan] // Poisk. 2006. № 3. S. 141-145.) (in Rus).

Asylbekov, Galiev, 1991 - Asylbekov, MH., Galiev AB, 1991 Social'no-demograficheskie processy v Kazahstane (1917-1980). [Socio-demographic processes in Kazakhstan (1917-1980)] Alma-Ata: Fylym, 192 s. (Asylbekov MH., Galiev AB, 1991 Social'no-demograficheskie processy v Kazahstane (1917-1980). [Socio-demographic processes in Kazakhstan (1917-1980)] Alma-Ata: Fylym.. 192 s.) (in Rus).

Atantaeva, Kamaldzhanova, 2014 - Atantaeva BZH., Kamaldzhanova TA, 2014 Vliyanie migracii na formirovanie ehtnicheskih diaspor Vostochnogo Kazahstana v 1937-2005 gg. (social'no-demograficheskij i kul'turnyj aspekt). [The impact of migration on the formation of ethnic diasporas in Eastern Kazakhstan in 1937-2005 (socio-demographic and cultural aspect).] Semej, 256 s.( Atantaeva BZH., Kamaldzhanova TA, 2014 Vliyanie migracii na formirovanie ehtnicheskih diaspor Vostochnogo Kazahstana v 1937-2005 gg. (social'no-demograficheskij i kul'turnyj aspekt). [The impact of migration on the formation of ethnic diasporas in Eastern Kazakhstan in 1937-2005 (socio-demographic and cultural aspect. Semej, 256 s).] ) (in Rus).

Gibadullina, 2013 - Gibadullina EHM. 2013 Tatarskie torgovcy v Semipalatinskoj oblasti Kazahstana vo vtoroj polovine XIX-nachale XX vv. [Tatar traders in the Semipalatinsk region of Kazakhstan in the second half of the XIX-early XX centuries] // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. №4. 2013. S.70-72. (Gibadullina EHM, 2013 Tatarskie torgovcy v Semipalatinskoj oblasti Kazahstana vo vtoroj polovine XIX-nachale XX vv. [Tatar traders in the Semipalatinsk region of Kazakhstan in the second half of the XIX-early XX centuries] // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. №4. S.70-72.) [EHlektronnyj resurs] /URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tatarskie-torgovtsy-v-semipalatinskoy-oblasti-kazahstana-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv (Data obrashcheniya 10.08.2018).(in Rus).

Erofeeva, 2001 - Erofeeva IV, 2001 Slavyanskoe naselenie Vostochnogo Kazahstana v XVIII-XX vv.: migracionnoe dvizhenie, stadii sociokul'turnoj ehvolyucii, problemy reehmigracii [Slavic population of Eastern Kazakhstan in the XVIII-XX centuries: migration movement, stages of socio-cultural evolution, problems of re-emigration] // EHtnicheskij nacionalizm i gosudarstvennoe stroitel'stvo. Moskva: IV RAN-Natalis, 432 s.( Erofeeva IV, 2001 Slavyanskoe naselenie Vostochnogo Kazahstana v XVIII-XX vv.: migracionnoe dvizhenie, stadii sociokul'turnoj ehvolyucii, problemy reehmigracii [Slavic population of Eastern Kazakhstan in the XVIII-XX centuries: migration movement, stages of socio-cultural evolution, problems of re-emigration] // EHtnicheskij nacionalizm i gosudarstvennoe stroitel'stvo. Moskva: IV RAN-Natalis, 432 s.()) (in Rus).

Zakirov, 2006 - Zakirov R.Z. Tatary v menyayushchemsya mire. Ocherki ehtnopoliticheskoj istorii v XX - nachale XXI vv. [Tatars in a changing world. Essays on ethnopolitical history in the 20th and early 21st centuries] Kazan': Tatarskoe knizhnoe izd-vo, 2006. 207 s. (in Rus).

Kamaldzhanova, 2012 - Kamaldzhanova T.A. Tatarskaya diaspora Vostochno-Kazahstanskoj oblasti v XVIII-XIX vv. [Tatar diaspora of the East Kazakhstan region in the XVIII-XIX centuries] // Voprosy istoricheskoj nauki: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, yanvar' 2012 g.). M.: Vash poligraficheskij partner, 2012. 94 s.(in Rus).

Karimov, 2009 - Karimov TA, 2009 Rol' associacii tatarskih i bashkirskih nacional'no-kul'turnyh centrov Respubliki Kazahstan v konsolidacii kazahstanskogo obshchestva: perspektivy, uspekhi, plany [The role of the association of Tatar and Bashkir national-cultural centers of the Republic of Kazakhstan in the consolidation of Kazakh society: prospects, successes, plans] // Tyurko-tatary v sovremennom mire: proshloe, sovremennost', puti razvitiya: Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Semipalatinsk, S.71-77 (in Rus).

Kashaev, 2007 - Kashaev SH, 2018 Oni lyubili svoj narod [They loved their people] // Tatarskij mir. 2007. №2. [EHlektronnyj resurs] / URL:http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=770 (Data obrashcheniya 15.08.2018).(in Rus).

Kennan, 2016 - Kennan D., 2016 Sibir' i ssylka. [Siberia and exile] Tom I. LitRes: 2016. 213 s.(in Rus).

Masanov, Abylhozhin, Erofeeva, Alekseenko, Baratova, 2000 - Masanov NH., Abylhozhin ZHB., Erofeeva IV., Alekseenko AN., Baratova GS, 2000 Istoriya Kazahstana narody i kul'tura. [History of Kazakhstan Peoples and Culture] Almaty: Dajk-Press, 608 s.(in Rus).

Mahmutov, 2015 - Mahmutov Z.A, 2015 EHtnicheskaya identichnost' tatar Kazahstana [Ethnic Identity of the Tatars of Kazakhstan] // «Istoriko-kul'turnoe nasledie tatarskogo naroda i sovremennost'»: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Semej: Izdatel'stvo «YAmyshevskie vorota». 207 s.(in Rus).

Mahmutov, 2016 - Mahmutov ZA, 2016 Istoriya zaseleniya tatarami Kazahskoj stepi (XVII-XX vv.) [The history of the settlement of the Tatars of the Kazakh steppe (XVII-XX centuries] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie: voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, № 12(74): v 3-h ch. CH. 1. C. 123-126 (in Rus).

Mihnova, 2005 - Mihnova PV, 2005 Arhitekturnoe nasledie kak social'no-demograficheskaya harakteristika obshchestva (na primere gorodov Severo-Vostochnogo Kazahstana) [Architectural heritage as a socio-demographic characteristic of society (on the example of cities in Northeast Kazakhstan)] // EHtnodemograficheskie processy v Kazahstane i sopredel'nyh territoriyah: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ust'-Kamenogorsk, CHast' 2. S.33-34 (in Rus).

Najmanbaev, 2006 - Najmanbaev B, 2006 Social'no-demograficheskoe razvitie naseleniya Kazahstana vo vtoroj polovine XX veka [Socio-demographic development of the population of Kazakhstan in the second half of the XX century] // Poisk. № 3. S. 164- 172.(in Rus).

Pervaya vseobshchaya perepis', 1897 - Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossijskoj imperii, 1897 g. Semipalatinskaya oblast[The first general census of the population of the Russian Empire, 1897. Semipalatinsk region] / pod red. N.A. Trojnickogo. Semipalatinsk, 1905. 170 s.(in Rus).

Razhepaeva, 2003 - Razhepaeva F.Z. Sud'ba krymskih tatar: ih pereselenie i razmeshchenie na territorii Kazahstana [The fate of the Crimean Tatars: their relocation and accommodation on the territory of Kazakhstan] // Rossiya, Sibir' i Central'naya Aziya: vzaimodejstvie narodov i kul'tur. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vypusk 4. Barnaul, 2003. S.202-207 (in Rus).

Sultangalieva, 2000 - Sultangalieva GS, 2000 «Tatarskaya» diaspora v konfessional'nyh svyazyah Kazahskoj stepi (XVIII-XIX vv.) [«Tatar» diaspora in the confessional relations of the Kazakh steppe (XVIII-XIX centuries)] // Vestnik Evrazii. № 4. S.20-36 (in Rus).

Sushko, 1996 - Sushko P, 1996 Nasledie Bayazita Satpaeva. [Legacy of Bayazit Satpayev] Rudnyj Altaj. № 125-126, 5 oktyabrya.(in Rus).

Tatary,1998 - Tatary Semipalatinskogo Priirtysh'ya.[Tatars of Semipalatinsk Irtysh] Centr dokumentacii novejshej istorii Vostochno-Kazahstanskoj oblasti. Semipalatinsk, 1998. 67 s.(in Rus).

Tstimov, 1995 - Tatimov M, 1995 Kazai slemi. ^aza^tyK sany iansha? [Kazakh world. What is the number of Kazakhs?] Almaty: Kazaistan Atamyra. 160 bet.

Fajzullina, 2006 - Fajzullina GSH, 2006 Genealogii kak istochnik po istorii formirovaniya «kitajskoj» gruppy tatarskoj diaspory Kazahstana [Genealogy as a source on the history of the formation of the "Chinese" group of the Tatar diaspora of Kazakhstan] // Vestnik novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, Filologiya. Tom 5 . №3-1. S.74-85 (in Rus).

Halitov, 2008 - Halitov RI, 2008 Iz istorii sela Bashkul' Beskaragajskogo rajona Vostochno-Kazahstanskoj oblasti [From the history of the village of Bashkul Beskaragai district of East Kazakhstan region] // Tatary na vostoke Kazahstana (stranicy proshlogo i nastoyashchego). Ust'-Kamenogorsk. 244 s.(in Rus).

Hamidullin, 1997 - Hamidullin AG, 1997 Tatary v Kazahstane. [Tatars in Kazakhstan] Almaty. 82 s.(in Rus).

YArkov, 2014 - YArkov AP, 2014. Russkie i islam: problemy sovmestimosti i vzaimnogo vyzhivaniya v usloviyah Sibiri [Russians and Islam: problems of compatibility and mutual survival in the conditions of Siberia] // Razvitie i ehkonomika: nauch. i obshchestv.-polit. al'm. M., № 9. [EHlektronnyj resurs] / URL: http://devec.ru/almanah/9/1558-aleksandr-jarkov-russkie-i-islam-problemy-sovmestimosti-i-vzaimnogo-vyzhivanija-v-uslovijah-sibiri.html?fontstyle=f-smaller (Data obrashcheniya 27.07.2018). (in Rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.