Научная статья на тему 'МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNICATION / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / DIALOGUE OF CULTURES / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / CROSS-CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшин Эльвир Мунирович

В статье раскрывается проблематика межкультурной коммуникации, которая рассматривается как основа формирования профессиональной компетенции студентов высших учебных заведений. Показана актуальность расширения межкультурного взаимодействия студенческой молодежи в поликультурном пространстве современного социума. Раскрыто понятие межкультурной коммуникации, в основе которой лежит единство культуры и коммуникации. Охарактеризованы закономерности протекания процесса межкультурной коммуникации. Показано, что коммуникативное поведение людей, принадлежащих к разным культурным группам, обусловлено влиянием культуры. Поэтому межкультурная коммуникация сопровождается проблемами, обусловленными культурными различиями. Интерес вызывают исследование социокультурных и социальнопсихологических факторов и детерминант, обеспечивающих позитивные процессы, возникающие в межкультурной коммуникации. Ставится вопрос о диалоге культур. Диалог культур отражает позитивные тенденции межкультурной коммуникации представителей разных культурных групп. Описаны компоненты содержания поликультурного образования, которые обеспечивают формирование межкультурнгй коммуникации студентов. Межкультурная компетентность обеспечивает взаимопроникновение и открытость культур, что является ключевым условием взаимодействия представителей разных культур в поликультурном прострастве современного социума. Выдвинуто положение о необходимости формировния межкультурной компетентности студентов как компонента профессиональной компетнтности на основе принциов поликультурного образования в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CULTURAL COMMUNICATIONS AS A BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article reveals the problems of intercultural communication, which is considered as the basis for the formation of professional competence of students of higher educational institutions. The article shows the relevance of expanding the intercultural interaction of students in the multicultural space of modern society. The concept of cross-cultural communication, which is based on the unity of culture and communication, is revealed. The regularities of the process of intercultural communication are characterized. It is shown that the communicative behavior of people belonging to different cultural groups is due to the influence of culture. Therefore, cross-cultural communication is accompanied by problems caused by cultural differences. The study of socio-cultural and socio-psychological factors and determinants that provide positive processes that occur in cross-cultural communication is of interest. The question is raised about the dialogue of cultures. The dialogue of cultures reflects positive trends in cross-cultural communication between representatives of different cultural groups. The components of the content of multicultural education that ensure the formation of intercultural communication of students are described. Cross-cultural competence ensures the interpenetration and openness of cultures, which is a key condition for the interaction of representatives of different cultures in the multicultural space of modern society. The author puts forward a position on the need to form students ‘ intercultural competence as a component of professional competence based on the principles of multicultural education in higher education.

Текст научной работы на тему «МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Межкультурные коммуникации как основа формирования профессиональной компетенции студентов вузов

Ахметшин Эльвир Мунирович,

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Казанский федеральный университет, Елабужский институт КФУ E-mail: elvir@mail.ru

В статье раскрывается проблематика межкультурной коммуникации, которая рассматривается как основа формирования профессиональной компетенции студентов высших учебных заведений. Показана актуальность расширения межкультурного взаимодействия студенческой молодежи в поликультурном пространстве современного социума. Раскрыто понятие межкультурной коммуникации, в основе которой лежит единство культуры и коммуникации. Охарактеризованы закономерности протекания процесса межкультурной коммуникации. Показано, что коммуникативное поведение людей, принадлежащих к разным культурным группам, обусловлено влиянием культуры. Поэтому межкультурная коммуникация сопровождается проблемами, обусловленными культурными различиями. Интерес вызывают исследование социокультурных и социально-психологических факторов и детерминант, обеспечивающих позитивные процессы, возникающие в межкультурной коммуникации. Ставится вопрос о диалоге культур. Диалог культур отражает позитивные тенденции межкультурной коммуникации представителей разных культурных групп. Описаны компоненты содержания поликультурного образования, которые обеспечивают формирование межкультурнгй коммуникации студентов. Межкультурная компетентность обеспечивает взаимопроникновение и открытость культур, что является ключевым условием взаимодействия представителей разных культур в поликультурном прострастве современного социума. Выдвинуто положение о необходимости формировния межкультурной компетентности студентов как компонента профессиональной компетнтности на основе принциов поликультурного образования в высшей школе.

Ключевые слова: коммуникация, межкультурная коммуникация, диалог культур, компетентность, профессиональные компетенции, межкультурные компетенции.

Современный этап развития высшего образования характеризуется открытостью образовательного пространства, для которого характерны расширение практики экономического, социального и культурного взаимодействия, международного сотрудничества в области образования, роста популярности программ студенческого обмена и стажировок. Необходимость межкультурного взаимодействия студенческой молодежи в поликультурном пространстве современной высшей школы ставит необходимость исследования специфики межкультурной коммуникации в русле ее рассмотрения в качестве основы формирования профессиональной компетенции студентов ВУЗОв. Как отмечает Ю.А. Логашенко, «умение оставаться эффективным в межкультурном контакте, сохраняя ощущение собственной ценности, принимая и уважая ценность личности чужого - человека иного этноса, иной культуры - является важной компетенцией современного специалиста» [4, с. 4]. Данное обстоятельство актуализирует проблематику межкультурной коммуникации, которая все чаще становится

предметом научного осмысления в гуманитарных дисциплинах.

Исследования межкультурной коммуникации позволяют получить ответ о социокультурных и социально-психологических факторах и детерминантах позитивных и негативных процессов, возникающих в ходе межкультурных взаимодействий. В этой связи учеными исследуются такие вопросы, как ценности, стереотипы, способы восприятия и поведения в межкультурной коммуникации, личностные детерминанты межкультурной компетентности человека, специфика культурных барьеров, особенности процессов аккультурации в поликультурной социальной среде и др.

Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было введено в середине XX века американской научной культурно-антропологической школой. Эдуард Т. Холл, Г.Л. Трэгер, исследуя специфику взаимодействия культуры и коммуникации, выдвинули положение о диалектическом единстве культуры и коммуникации, о культурной обусловленности коммуникативного поведения людей, принадлежащих к разным культурным группам [11].

Ученые в определении сущности межкультурной коммуникации выделяют разные аспекты.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

сэ см о см

Так, А.С. Петрова, говорит, что «межкультурная коммуникация осуществляется, если отправитель и получатель сообщения принадлежат к разным культурам, если участники коммуникации осознают культурные отличия друг друга» [6, с. 13]. Культурная коммуникация является «процессом взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи информации, посредством знаковых систем (естественных и искусственных языков)» [9, с. 23].

Межкультурную коммуникацию Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров определяют как «адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам» [1, с. 26]. Описывая особенности межкультурной коммуникации, А.С. Петрова отмечает, что межкультурная коммуникация «вызывает множество проблем, связанных с разницей в ожиданиях и предубеждениях, которые свойственны каждому человеку и, естественно, разные в разных культурах» [6, с. 13].

Поэтому важным при иссследовании содерж-жания межкультурной коммуникации является рассмотрение такого понятия, как диалог культур, отражающего позитивные тенденции межкультурной коммуникации носителей разных культурных кодов. М.С. Каган утверждал, что «диалог не есть обмен монологами, ... но способ достижения общности его участников - во всяком случае, в виде цели, к которой они стремятся» [3, с. 191]. Согласно А.С. Петровой «диалог культур есть процесс двустороннего взаимодействия представителей разных культур, обладающих своим менталитетом; целью данного взаимодействия является достижение взаимопонимания, это означает понимание позиции собеседника и уважение к ней» [6, с. 23].

Л.Е. Судоргиной описаны закономерности протекания процесса межкультурной коммуникации, в котором выделены следующие элементы:

- субъекты коммуникации принадлежат к разным культурам;

- межкультурная коммуникация основывается на процессе знакового взаимодействия между субъектами культурных различий;

- язык и культура взаимосвязаны, особенности языковой и внеязыковой коммуникации обусловлены особенностями культур, к которым приадлежат коммуниканты;

- межкультурная коммуникация может осуществляться на «межличностном и групповом уровнях, как в диахронном плане, осуществляя связь между поколениями, так и в синхронном плане, реализуя информационную связь между людьми, рассредоточенными в пространстве» [9, с. 24].

Для участия в диалоге культур, в том числе в учебно-профессиональной сфере, необходимы межкультурные компетенции, которые, составляют и содержание профессиональных компетенций студентов ВУЗов. По мнению Е.И. Пассова, для полноценного участия в диалоге культур студен-

тов, обучающихся в системе иноязычного образования, необходимы следующие компетенции:

- знать систему фактов культуры той страны, язык которой он изучает, иметь опыт восприятия фактов культуры, осознания их места и значимости для культуры, сопоставления с фактами родной культуры, анализа их ценности, включения их в систему своих знаний, действо-вания соответственно новым знаниям;

- иметь опыт отношения и переживания фактов иной культуры. Палитра эмоционального отношения к чужой культуре довольно богата от неприятия, настороженности, нейтрального и терпимого отношения к переживанию любопытства, интереса, восхищения;

- иметь готовность видеть в чужой культуре не только отличия, но и общее с родной культурой; оценивать действительность не только с позиции своей, но и с позиции с чужой культуры; менять оценки в ходе постижения чужой культуры; интерпретировать чужие ценности; смотреть на известное по-новому; сопереживать представителям другой культуры; радоваться новым познаниям в чужой культуре; использовать познания чужой культуры; видеть этимологическую связь между фактом культуры и словом, обозначающим его [5, с. 74-76].

Следует отметить, что на современном этапе развития общества возникла необходимость ре-ализовывать принципы поликультурности образовательного процесса в высшем профессиоальном образовании, а в качестве результатов высшего профессионального образования рассматривать в структуре профессиональной компетенции, наряду с другими компетенциями, формирование межкультурной компетнции студентов ВУЗов. В связи с этим необходимо раскрыть данные понятия. Педагогическими принципами и условиями поликультурного образования, по мнению Е.Б. Попова, являются «свобода выбора человеком своих культурных идентичностей; уважение культурных различий; толерантность, понимание и принятие другой культуры; утверждение, позитивное проявление культурного многообразия, развитие культурного плюрализма; равные права, обязанности и возможности для всех членов сообщества» [7, с. 50-51]. Компонентами содержания поликультурного образования являются:

- «усвоение знаний о культурном многообразии современного мира, особенностях установления межличностных отношений с носителями разных культур;

- формирование гуманных отношений как ценностной основы связей человека с различными сторонами и объектами действительности;

- овладение способами межкультурного взаимодействия» [2, с. 41].

Профессиональные компетнции студентов ВУЗОв с точки зрения результатов образования определяется как «стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания,

умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности» [10, с. 8]. Межкультурная компетентность, по мнению А.П. Садохина представляет собой «одну их форм воспроизводства, сохранения, развития и трансляции культуры каждого этноса в сознании и поведении его отдельных представителей, а также в едином фонде> общечеловеческих ценностей мировой культуры» [8, с. 14]. Поэтому межкультурная компетентность как составляющая професси-оналной компетентности являтся необходимым условием, обеспечивающим полноценную межкультурную коммуникацию выпускников ВУЗов, как в пространстве образовательного учредения, так и в пространстве будущей профессиональной деятельности.

Итак, необходимость межкультурнй коммуникации в условиях глобализации современного общества вызывает необходимость формирования межкультурной компетнтности студентов ВУЗов на основе реализации принципов поликультурного образования. Межкультурная компетентность обеспечивает взаимопроникновение и открытость культур, что является ключевым условием взаимодействия представителей разных культур в глобализированном поликультурном пространстве современной социокультурной действительности.

Литература

1. Верещагин Е.М. Язык и культура: три лингво-страновед. концепции: лекс. фона, рече-пове-ден. тактик и сапиентемы / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров; под ред. Ю.С. Степанова. -М.: Индрик, 2005.- 1037 с.

2. Гридин С.В. Поликультурное образование старшеклассников в электронной информационно-образовательной среде: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Пятигорск, 2014.200 с.

3. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. - М.: Изд-во политической литературы, 1988.- 319 с.

4. Логашенко Ю.А. Межкультурная сенситив-ность студентов в полиэтничной среде: дис. . кандидата психологических наук. - Санкт-Петербург, 2015. - с. 238.

5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010.- 568 с.

6. Петрова А.С. Диалог культур в обучении русскому языку китайских студентов на материале темы «Семейные обряды»: дис. . кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2016.- 233 с.

7. Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: Из серии «Педагогика и гуманизм» / Учебное пособие, книга вторая. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2003.- 156 с.

8. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: автореферат дис. ... доктора культурологии. - М., 2009.- 42 с.

9. Судоргина Л.Е. Развитие межкультурного взаимодействия студенческой молодежи средствами проектных технологий социально-культурной деятельности: дис. . кандидата педагогических наук. - Тамбов, 2015.- 180 с.

10. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образовании материалы ко второму заседанию методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Ис-след. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004.- 16 с.

11. Trager George L., Hall E.T. Culture and Communication: A Model and Analysis // Explorations: Studies in Culture and Communication.- 1954.- № 3. - P. 137-149.

CROSS-CULTURAL COMMUNICATIONS AS A BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

Akhmetshin E.M.

Kazan Federal University

The article reveals the problems of intercultural communication, which is considered as the basis for the formation of professional competence of students of higher educational institutions. The article shows the relevance of expanding the intercultural interaction of students in the multicultural space of modern society. The concept of cross-cultural communication, which is based on the unity of culture and communication, is revealed. The regularities of the process of intercultural communication are characterized. It is shown that the communicative behavior of people belonging to different cultural groups is due to the influence of culture. Therefore, cross-cultural communication is accompanied by problems caused by cultural differences. The study of socio-cultural and socio-psychological factors and determinants that provide positive processes that occur in cross-cultural communication is of interest. The question is raised about the dialogue of cultures. The dialogue of cultures reflects positive trends in cross-cultural communication between representatives of different cultural groups. The components of the content of multicultural education that ensure the formation of intercultural communication of students are described. Cross-cultural competence ensures the interpenetration and openness of cultures, which is a key condition for the interaction of representatives of different cultures in the multicultural space of modern society. The author puts forward a position on the need to form students ' intercultural competence as a component of professional competence based on the principles of multicultural education in higher education.

Keywords: communication, cross-cultural communication, dialogue of cultures, competence, professional competence, cross-cultural competence.

References

1. Vereshchagin E.M. Language and culture: three linguistic and cultural concepts: Lex. background, speech-behavioral. tactics and sapientem / E.M. Vereshchagin, V.G. Kostomarov; under the editorship of Yu.S. Stepanov. - M.: Indrik, 2005.- 1037 p.

2. Gridin S.V. Multicultural education of high school students in the electronic information and educational environment: dissertation ... candidate of pedagogics. - Pyatigorsk, 2014.- 200 p.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

3. Kagan M.S. the World of communication. The problem of inter-subject relations. - Moscow: publishing house of political literature, 1988.- 319 p.

4. Logashenko Yu.A. Intercultural sensitivity of students in a multiethnic environment: dis. ... candidate of psychological Sciences. - Saint Petersburg, 2015. - p. 238.

5. Passov E. I. fundamentals of communicative theory and technology of foreign language education: a methodological guide for teachers of Russian as a foreign language / E.I. Passov, N.E. Kuzovleva. - M.: Russian language. Courses, 2010.- 568 p.

6. Petrova A.S. Dialogue of cultures in teaching the Russian language to Chinese students on the material of the topic "family rites": dis. ... candidate of pedagogical Sciences. - Saint Petersburg, 2016.- 233 p.

7. Popov E.B. Humanistic pedagogy: ideas, concepts, practice: From the series "Pedagogy and humanism" / Textbook, book two. - Orenburg: IPK OSU, 2003.- 156 p.

o d

u

o

CM

o

CM

8. Sadokhin A. P. cross-Cultural competence: the essence and mechanisms of formation: abstract of dis. ... doctor of cultural studies. - M., 2009.- 42 p.

9. Sudorgina L.E. Development of intercultural interaction of student youth by means of project technologies of social and cultural activity: dis. ... candidate of pedagogical Sciences. - Tambov, 2015.- 180 p.

10. Tatur Yu.G. Competence approach in describing the results and designing standards of higher professional education materials for the second session of the methodological seminar "Russia in the Bologna process: problems, tasks, prospects". center for training quality problems. specialists, 2004.- 16 p.

11. Trager George L., Hall E.T. Culture and Communication: A Model and Analysis // Explorations: Studies in Culture and Communication.- 1954.- № 3. - P. 137-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.