Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА ВЫДАЧУ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ'

РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА ВЫДАЧУ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / межгосударственное взаимодействие / запреты и ограничения / таможенный контроль / разрешительные документы / Интегрированная информационная система Евразийского экономического союза / общий процесс / Eurasian Economic Union / interstate interaction / prohibitions and restrictions / customs control / permits / Integrated Information System of the Eurasian Economic Union / general process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладков Андрей Романович, Ефимов Александр Витальевич

Статья посвящена анализу правовых, организационных и технологических механизмов межгосударственного информационного взаимодействия между таможенными органами и органами, уполномоченными на выдачу разрешительных документов, в целях совершенствования таможенного контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности запретов и ограничений. Определены особенности правового регулирования рассматриваемого взаимодействия, организационные и технологические проблемы его реализации с помощью специального общего процесса ЕАЭС, уровень развития и степень межгосударственной гармонизации механизмов информационного взаимодействия таможенных органов с уполномоченными органами. Оценены перспективы развития межгосударственного взаимодействия в отношении гармонизации национальных информационных систем в сфере выдачи разрешительных документов и более полного охвата взаимодействием функций таможенных органов по контролю за соблюдением запретов и ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гладков Андрей Романович, Ефимов Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERSTATE INFORMATION INTERACTION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION BETWEEN CUSTOMS AUTHORITIES AND BODIES AUTHORIZED TO ISSUE PERMITS

The article is devoted to the analysis of legal, organizational and technological mechanisms of interstate information interaction between customs authorities and authorities authorized to issue permits in order to improve customs control over compliance by participants in foreign economic activity with prohibitions and restrictions. The features of the legal regulation of the interaction under consideration, the organizational and technological problems of its implementation with the help of a special general process of the EAEU, the level of development and the degree of interstate harmonization of the mechanisms for information interaction between customs authorities and authorized bodies are determined. The prospects for the development of interstate cooperation in relation to the harmonization of national information systems in the field of issuing permits and a more complete coverage of the interaction of the functions of customs authorities to monitor compliance with prohibitions and restrictions were assessed

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА ВЫДАЧУ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ»

УДК 339.924

РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ МЕЖДУ

ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА ВЫДАЧУ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Гладков Андрей Романович

Российская таможенная академия, начальник отдела исследования таможенных проблем развития евразийской интеграции научно-исследовательского института, канд. экон. наук, е-mail: ar.gladkov@ customs-academy.ru

Ефимов Александр Витальевич

Российская таможенная академия, младший научный сотрудник отдела исследования таможенных проблем развития евразийской интеграции научно-исследовательского института, е-mail: av.efimov @customs-academy.ru

Статья посвящена анализу правовых, организационных и технологических механизмов межгосударственного информационного взаимодействия между таможенными органами и органами, уполномоченными на выдачу разрешительных документов, в целях совершенствования таможенного контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности запретов и ограничений. Определены особенности правового регулирования рассматриваемого взаимодействия, организационные и технологические проблемы его реализации с помощью специального общего процесса ЕАЭС, уровень развития и степень межгосударственной гармонизации механизмов информационного взаимодействия таможенных органов с уполномоченными органами. Оценены перспективы развития межгосударственного взаимодействия в отношении гармонизации национальных информационных систем в сфере выдачи разрешительных документов и более полного охвата взаимодействием функций таможенных органов по контролю за соблюдением запретов и ограничений

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, межгосударственное взаимодействие, запреты и ограничения, таможенный контроль, разрешительные документы, Интегрированная информационная система Евразийского экономического союза, общий процесс

DEVELOPMENT OF INTERSTATE INFORMATION INTERACTION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION BETWEEN CUSTOMS AUTHORITIES AND BODIES AUTHORIZED TO ISSUE PERMITS

Gladkov Andrey R.

Russian Customs Academy, Head of the Customs Problems Research Department of the Eurasian Integration of the Development Research Institute, Candidate of Economic Sciences, е-mail: ar.gladkov@ customs-academy.ru

Efimov Alexander V.

Russian Customs Academy, Junior Researcher of the Customs Problems Research Department of the Eurasian Integration of the Development Research Institute, е-mail: av.efimov@customs-academy.ru

The article is devoted to the analysis of legal, organizational and technological mechanisms of interstate information interaction between customs authorities and authorities authorized to issue permits in order to improve customs control over compliance by participants in foreign economic activity with prohibitions and restrictions. The features of the legal regulation of the interaction under consideration, the organizational and technological problems of its implementation with the help of a special general process of the EAEU, the level of development and the degree of interstate harmonization of the mechanisms for information interaction between customs authorities and authorized bodies are determined. The prospects for the development of interstate cooperation in relation to the harmonization of national information systems in the field of issuing permits and a more complete coverage of the interaction of the functions of customs authorities to monitor compliance with prohibitions and restrictions were assessed

Keywords: Eurasian Economic Union, interstate interaction, prohibitions and restrictions, customs control, permits, Integrated Information System of the Eurasian Economic Union, general process

О

А

Н

И w А .С И Ä

И

«<

S

Öd >

M

Н

И

m

А

М

Е

m Н Н О S«

Д м

H

m >

er Н

О

С H er

s

Для цитирования: Гладков А.Р., Ефимов А.В. Развитие межгосударственного информационного взаимодейсвтия в Евразийском экономическом союзе между таможенными органами и органами, уполномоченными на выдачу разрешительных документов // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 9-15.

На современном этапе развития Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) высокую актуальность приобретает совершенствование таможенного регулирования. Актуальность данного направления подтверждается его включением в Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденные решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 (далее - Стратегические направления) [1]. В рамках Стратегических направлений важное место занимают вопросы развития информационного взаимодействия при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, что выражается в таких мерах совершенствования таможенного регулирования, как:

а) мера 3.1.3. Организация информационного взаимодействия и обмена информацией между таможенными органами в соответствии с Договором о ЕАЭС и Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) и международными договорами, заключенными ЕАЭС и его государствами-членами с третьими странами и интеграционными объединениями;

б) мера 3.1.5. Обеспечение трансграничного взаимодействия между таможенными органами государств-членов ЕАЭС и органами государств -

членов ЕАЭС, уполномоченными на выдачу разрешительных документов в электронном виде;

в) мера 3.2. Обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля, обмена информацией, унификации и имплементации систем управления рисками в ЕАЭС.

Из представленных мер видно, что одной из важных и нерешенных проблем таможенного регулирования остается недостаточный уровень развития информационного взаимодействия таможенных органов и органов государств - членов ЕАЭС, уполномоченных на выдачу разрешительных документов. Среди прочего эта проблема проявляется в том, что в настоящее время по большинству контрольных функций таможенных органов не осуществляется межгосударственное информационное взаимодействие с уполномоченными органами в целях получения сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Рассматриваемое взаимодействие реализуется преимущественно с использованием национальных информационных систем и баз данных разрешительных документов. В связи с рассматриваемой проблемой высоко актуальной становится задача развития межгосударственного информационного взаимодействия таможенных органов и органов государств - членов ЕАЭС, уполномоченных на выдачу разрешительных документов.

Целью настоящей статьи является определение направлений развития межгосударственного информационного взаимодействия в ЕАЭС

таможенных органов и органов, уполномоченных на выдачу разрешительных документов (далее -межгосударственное взаимодействие, уполномоченные органы), в качестве механизма совершенствования таможенного контроля, обеспечивающего подтверждение сведений о соблюдении участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) запретов и ограничений при совершении таможенных операций. В соответствии с указанной целью в статье решаются следующие научно-практические задачи:

а) анализ комплекса правовых, организационных и технологических механизмов межгосударственного взаимодействия;

б) оценка перспектив развития межгосударственного взаимодействия.

Материалы статьи подготовлены по результатам выполнения в 2022 году первого этапа научно-исследовательской работы на тему «Развитие таможенного сотрудничества стран Евразийского экономического союза по вопросам проведения таможенного контроля» [2].

Сложившаяся в ЕАЭС концепция межгосударственного взаимодействия сосредоточена вокруг понятия «общий процесс». В этой связи комплекс механизмов межгосударственного взаимодействия раскрывает отдельные аспекты общего процесса, реализуемого во взаимодействии таможенных и уполномоченных органов. В рамках анализа механизмов рассматриваются правовые, организационные и технологические аспекты взаимодействия.

В целях межгосударственного взаимодействия используется общий процесс «Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений» (далее - общий процесс).

Правовые основы межгосударственного взаимодействия на базе общего процесса включают:

1. Договор о ЕАЭС.

2. ТК ЕАЭС.

3. Документы наднациональных органов ЕАЭС, в первую очередь решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК).

В приложении № 3 к Договору о ЕАЭС представлен Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках ЕАЭС, которым закреплены понятие и принципы взаимодействия, в том числе с использованием общих процессов. Для проводимого анализа интерес представляет пункт 9 рассматриваемого протокола, которым определены следующие положения об общих процессах:

а) в целях реализации общих процессов с использованием средств интегрированной информационной системы (далее - ИИС) ЕАЭС

обеспечивается электронная форма взаимодействия между уполномоченными органами, уполномоченными органами и ЕЭК, а также между ЕЭК и интеграционными объединениями, международными организациями;

б) перечень и технология реализации общих процессов в рамках ЕАЭС, порядок и регламент направления и получения сообщений (запросов) в процессе взаимодействия, требования к электронному виду документов (электронным документам) определяются ЕЭК в порядке, установленном Договором о ЕАЭС.

Статья 368 ТК ЕАЭС конкретизирует положения Договора о ЕАЭС в части закрепления возможности взаимодействия таможенных органов с государственными органами, иными органами и организациями государств - членов ЕАЭС в целях выполнения возложенных на них задач и функций.

Из положений Договора о ЕАЭС и ТК ЕАЭС видно, что основное место в правовом регулировании межгосударственного взаимодействия принадлежит документам ЕЭК, которые, по сути, определяют его организационные механизмы.

Анализ Правил реализации общего процесса, утвержденных Решением Коллегии ЕЭК от 21.08.2018 № 136, позволяет сделать вывод, что ключевые особенности организации межгосударственного взаимодействия определяются функциями участников общего процесса при его реализации, формируемыми и предоставляемыми ими сведениями, технологией реализации общего процесса.

Основными участниками (субъектами) общего процесса являются уполномоченные органы (обеспечивают формирование и ведение национального информационного ресурса), заинтере-

сованные (таможенные) органы (запрашивают необходимую информацию) и ЕЭК. Перечень уполномоченных органов зависит от вида сведений, необходимых для предоставления (например, в Российской Федерации - Министерство промышленности и торговли в части лицензий на экспорт и (или) импорт и Федеральная служба по аккредитации в части документов о подтверждении соответствия). Перечень заинтересованных органов является единым (для Республики Армения - Комитет государственных доходов Республики Армения, для Республики Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, для Республики Казахстан - Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, для Кыргызской Республики - Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики, для Российской Федерации - Федеральная таможенная служба).

Технология реализации общего процесса (технология получения документов и сведений из баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений) в общем виде выглядит следующим образом (рис.).

Этап 1. Получение заинтересованными органами от ЕЭК актуальных сведений из общего перечня источников информации, в котором хранятся сведения о национальных информационных ресурсах и общих информационных ресурсах.

Этап 2. Направление на основе полученной информации запроса в уполномоченные органы (в целях получения сведений из национального информационного ресурса) и (или) в ЕЭК (в целях

Таможенные органы (заинтересованные органы) государства-члена ЕАЭС

Сведения или информация об их отсутствии

Запрос с использо ванием ИИС ЕАЭС

1 г

Государственные органы (уполномоченные органы) других государств-членов ЕАЭС или ЕЭК

Содержит необходимые сведения, состав которых утверждается решениями Коллегии ЕЭК

Осуществляется с применением справочников и классификаторов, входящих в состав ресурсов единой

системы НСИ ЕАЭС, а также предусмотренных законодательством государств-членов ЕАЭС

УЧ.

Позволяет получить информацию в части соблюдения запретов и ограничений

Общая схема технологии реализации общего процесса при межгосударственном

взаимодействии

получения сведений из общего информационного ресурса).

Этап 3. Получение и обработка поступившей в ответ информации.

Анализ данной технологии свидетельствует о том, что при направлении заинтересованными (таможенными) органами запроса в целях получения сведений из общего информационного ресурса ЕЭК, по сути, выступает в роли уполномоченного органа. Эта роль заключается в технологическом обеспечении обмена документами и сведениями между национальным и интеграционным сегментами ИИС ЕАЭС с использованием единой нормативно-справочной информации (на рис. НСИ ЕАЭС).

Среди недостатков подобной технологии следует выделить:

а) увеличение сроков получения информации о разрешительных документах и сведениях, содержащихся в данных документах, обусловленное наличием этапа получения заинтересованными органами от ЕЭК актуальных сведений из общего перечня источников информации (этап 1), который предшествует этапу составления и направления запроса (этап 2);

б) отсутствие возможности формирования общих информационных ресурсов, которые могут быть впоследствии неоднократно использованы участниками межгосударственного взаимодействия;

в) отсутствие возможности автоматического совершения операций направления и исполнения запросов сервисами ИИС ЕАЭС при наступлении событий (совершении действий), требующих предоставления определенных сведений.

В настоящее время общий процесс используется в рамках следующих направлений межгосударственного взаимодействия:

а) получение таможенными органами государств - членов ЕАЭС сведений о выданных сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС, выданных сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме [3];

ю) получение таможенными органами государств - членов ЕАЭС сведений о выданных свидетельствах о государственной регистрации продукции, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС или Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) [4];

в) получение таможенными органами государств - членов ЕАЭС сведений из лицензий

на экспорт и (или) импорт, разрешений на экспорт и (или) импорт и заключений на ввоз, вывоз и транзит отдельных видов товаров [5].

Необходимо отметить, что все государства -члены ЕАЭС присоединены к общему процессу в части получения сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, а также о свидетельствах о государственной регистрации. Однако присоединение к общему процессу в части получения сведений из лицензий на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров продолжается и должно быть завершено не позднее 1 сентября 2023 года [6].

Таким образом, результаты анализа комплекса правовых, организационных и технологических механизмов межгосударственного взаимодействия свидетельствуют о наличии следующих проблем.

1. Реализация общего процесса не предполагает формирование общих информационных ресурсов, которые могут быть впоследствии неоднократно использованы, и предусматривает использование исключительно общих информационных ресурсов, сформированных в рамках иных общих процессов.

2. Механизмы межгосударственного взаимодействия не охватывают большинство контрольных функций таможенных органов и в основном ограничиваются взаимодействием по направлению технического регулирования ЕАЭС.

3. Технологическая схема межгосударственного взаимодействия предполагает получение заинтересованными органами от ЕЭК актуальных сведений из общего перечня источников информации, предшествующее направлению запроса в уполномоченные органы. Подобный подход значительно увеличивает сроки получения информации. А в случае, когда сведения хранятся в общих информационных ресурсах, наблюдается дублирование потоков информационного взаимодействия (уполномоченные органы в целях получения информации о том, где хранятся необходимые сведения, обращаются в ЕЭК, после чего вновь обращаются в ЕЭК посредством направления запроса в целях получения конкретных сведений из общего информационного ресурса).

Необходимость решения рассматриваемых проблема определила вектор развития межгосударственного взаимодействия в качестве одной из приоритетных мер совершенствования таможенного регулирования ЕАЭС, закрепленных в Стратегических направлениях и иных стратегических документах развития евразийской экономической интеграции, в том числе в плане мероприятий («дорожной карты») по интеграции национальных информационных систем (далее - НИС) в сфере выдачи разрешительных документов в рамках ЕАЭС посредством применения ИИС ЕАЭС (далее - план) [7].

На основе анализа плана можно сделать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вывод, что первостепенными мероприятиями по развитию межгосударственного взаимодействия являются:

а) анализ нормативной правовой базы государств - членов ЕАЭС и права ЕАЭС, регулирующих выдачу разрешительных документов, в том числе с использованием НИС, и межведомственное информационное взаимодействие в государствах-членах ЕАЭС по данным документам;

б) анализ международного опыта по интеграции НИС в сфере выдачи разрешительных документов;

в) систематизация терминологии по результатам анализа нормативной правовой базы государств - членов ЕАЭС и права ЕАЭС, регулирующих выдачу, признание и применение разрешительных документов.

Реализация данных мероприятий ориентирована на обоснование направлений развития механизмов межгосударственного взаимодействия посредством сбора полной и достоверной информации, содержащейся в наднациональных и национальных нормативных правовых документах, характеризующих процесс выдачи разрешительных документов и осуществляемое в рамках данного процесса информационное взаимодействие.

Не менее важное значение приобретает анализ международного опыта по интеграции НИС в сфере выдачи разрешительных документов, выявление положительных и отрицательных сторон которого может быть положено в основу выработки стратегии интеграции НИС государств - членов ЕАЭС.

Результаты вышеуказанных мероприятий планируется использовать в 2023 году при решении следующих задач:

а) определение перечня приоритетных для реализации процессов (процедур) выдачи и применения разрешительных документов в рамках ЕАЭС на основе интеграции НИС (перечень процессов) и этапов их реализации;

б) определение перечня разрешительных документов в приоритетных сферах регулирования ВЭД и состава сведений, в отношении которых необходимо реализовать интеграцию НИС посредством ИИС ЕАЭС и которые используются в рамках составленного перечня процессов;

в) регламентация в праве ЕАЭС общих требований к порядку межгосударственного информационного взаимодействия при реализации процессов выдачи и применения разрешительных документов в рамках ЕАЭС, включенных в составленный перечень процессов.

Планируемое определение перечня процессов, перечня разрешительных документов, состава сведений и общих требований к порядку межгосударственного информационного взаимодействия является базисом, который позволит в период 2023 - 2024 гг. реализовать пилотный проект по интеграции НИС при осуществлении

общих процессов в рамках ЕАЭС в части процессов (процедур) выдачи и применения разрешительных документов [7]. Реализация проекта подразумевает:

а) определение состава участников (срок реализации - 2023 г.);

б) разработку плана-графика (срок реализации - 2023 г.);

в) доработку (разработку) информационных систем уполномоченных органов, программного обеспечения национальных сегментов государств-членов (срок реализации - 2024 г.);

г) доработку (разработку) программных средств интеграционного сегмента ЕЭК ИИС ЕАЭС (срок реализации - 2024 г.);

д) проведение межгосударственного тестирования информационного взаимодействия и запуск пилотного проекта (срок реализации - 2025 г.);

е) мониторинг реализации пилотного проекта и подготовка доклада ЕЭК по результатам реализации пилотного проекта на основании отчетов уполномоченных органов (срок реализации -2025 г.).

В дальнейшем необходимо осуществить масштабирование процессов интеграции НИС посредством ИИС ЕАЭС в отношении процессов (процедур) выдачи и применения разрешительных документов в рамках ЕАЭС, включенных в перечень процессов, которые планируются в 2025 г. [7].

Реализация мероприятий по интеграции НИС в сфере выдачи разрешительных документов создаст благоприятные возможности развития межгосударственного взаимодействия в рамках общего процесса в направлении более полного охвата функций таможенных органов по контролю за соблюдением запретов и ограничений. Следует подчеркнуть, что даже на национальном уровне взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами, в том числе уполномоченными на выдачу разрешительных документов, развито в недостаточной степени. На национальном уровне информационное взаимодействие таможенных органов с уполномоченными органами осуществляется в следующем объеме: в Республике Армения - с 3 уполномоченными органами (по 9 документам), в Республике Беларусь - с 6 уполномоченными органами (по 15 документам), в Республике Казахстан - с 15 уполномоченными органами (по 42 документам), в Кыргызской Республике - с 7 уполномоченными органами (по 12 документам), в Российской Федерации - с 30 уполномоченными органами (по 55 документам и сведениям) [8].

В таможенной службе Российской Федерации, занимающей лидирующие позиции в развитии межведомственного взаимодействия, в целях реализации положений ТК ЕАЭС в части соблюдения запретов и ограничений:

а) обеспечено устойчивое функционирование системы межведомственного электронного вза-

имодействия (далее - СМЭВ), а также качественное и своевременное формирование баз данных разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений;

б) осуществлена техническая подготовка таможенных органов к реализации положений статьи 80 ТК ЕАЭС в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений;

в) организовано проведение публичных мероприятий (вебинаров, конференций, дискуссионных столов, консультативных советов и др.) с участниками ВЭД по вопросам функционирования СМЭВ в целях соблюдения запретов и ограничений [9].

Таким образом, в настоящее время в ЕАЭС проведена подготовительная работа, в результате которой созданы правовые, организационные и технологические условия для развития межгосударственного взаимодействия. Вектор его дальнейшего развития будет определяться целенаправленным расширением функциональных и технологических возможностей общего процесса. Расширение функциональных возможностей рассматриваемого процесса будет выражаться в охвате большего числа контрольных функций таможенных органов по направлению соблюдения запретов и ограничений в результате получения из ИИС ЕАЭС сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Развитие технологии общего процесса позволит перейти на автоматизацию межгосударственного взаимодействия за счет формирования на уровне ЕАЭС единых информационных ресурсов на базе единой НСИ, единых форматов и структур электронных документов и сведений, при этом может быть значительно сокращено время взаимодействия в связи с направлением прямых запросов к централизованным информационным ресурсам (в настоящее время запросы направляются через интеграционный сегмент ИИС ЕАЭС к национальным сегментам государств - членов ЕАЭС).

Определяющую роль в расширении функциональных и технологических возможностей межгосударственного взаимодействия будет играть полная и своевременная реализация плана мероприятий по интеграции НИС государств - членов ЕАЭС в сфере выдачи разрешительных документов на базе ИИС ЕАЭС. Реализация мероприятий по интеграции НИС создаст условия для развития межгосударственного взаимодействия и расширения функциональных и технологических общего процесса в отношении контрольных функций, которые связаны с приоритетными для интеграции процессами (процедурами) выдачи и применения разрешительных документов.

Уровень развития и механизмы межгосударственного взаимодействия определяются реализацией в рамках ЕАЭС общего процесса «Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств -членов Евразийского экономического союза, при

регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений». Основными участниками рассматриваемого общего процесса являются заинтересованные органы, уполномоченные органы и ЕЭК, которая в определенных случаях выступает в роли уполномоченного органа.

Технология реализации общего процесса состоит в получении таможенными органами от ЕЭК сведений из общего перечня источников информации о национальных информационных ресурсах и общих информационных ресурсах, направлении на основе полученной информации запроса в уполномоченные органы (в целях получения сведений из национального ресурса) и (или) в ЕЭК (в целях получения сведений из общего информационного ресурса), получении и обработке поступившей в ответ информации. В качестве недостатков указанной технологии выделены:

а) увеличение срока получения необходимой информации в связи с наличием этапа получения от ЕЭК сведений из общего перечня источников информации, предшествующее составлению и направлению запроса;

б) отсутствие возможности формирования общих информационных ресурсов в рамках общего процесса;

в) отсутствие возможности автоматического направления и исполнения запросов сервисами ИИС ЕАЭС при наступлении событий (совершении действий), требующих предоставления определенных сведений.

В настоящее время общим процессом охвачены только 3 процесса информационного взаимодействия таможенных органов с органами государств - членов ЕАЭС, уполномоченными на выдачу разрешительных документов:

а) получение сведений о выданных или зарегистрированных сертификатах соответствия (декларациях о соответствии) продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС;

б) получение сведений о выданных свидетельствах о государственной регистрации продукции, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС или Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);

в) получение сведений из лицензий на экспорт и (или) импорт, разрешений на экспорт и (или) импорт и заключений на ввоз, вывоз и транзит отдельных видов товаров.

Все государства-члены ЕАЭС присоединены к описанному общему процессу только в части получения сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, свидетельствах о государственной регистрации.

В связи с достигнутым уровнем развития

механизмов межгосударственного взаимодействия в 2022-2025 годы ЕЭК осуществляется комплекс мероприятий по сравнительному анализу нормативной правовой базы государств - членов ЕАЭС, анализу международного опыта, систематизация терминологии и выработке стратегии интеграции НИС в сфере выдачи разрешительных документов. По результатам выполнения данных мероприятий планируется определить перечень приоритетных для интеграции процессов (процедур) выдачи разрешительных документов, установить в праве ЕАЭС общие требования к порядку межгосударственного информационного взаимодействия при реализации процессов выдачи разрешительных документов и осуществить пилотный проект по интеграции НИС в отношении процессов (процедур) выдачи и применения разрешительных документов в рамках ЕАЭС.

Полнота и своевременность реализации запланированных мероприятий по интеграции НИС в сфере выдачи разрешительных документов будет определяющим образом влиять как на технологические, так и на функциональные возможности межгосударственного взаимодействия на базе общего процесса с точки зрения охвата функций контроля за соблюдением запретов и ограничений, формирования централизованных информационных ресурсов интеграционного объединения в сфере запретов и ограничений, создания технологии прямых запросов к централизованным ресурсам, автоматизации межгосударственного взаимодействия на базе ИИС ЕАЭС.

Библиографический список:

1. Решение Высшего совета ЕАЭС от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» [Электронный ресурс] // Альта Софт. URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/20vr0012/

2. Научно-исследовательская работа на тему «Развитие таможенного сотрудничества стран ЕАЭС по вопросам проведения таможенного контроля» / научный руководитель: А.Р. Гладков, исполнители: Н.Г. Липатова, Е.В. Жеребен, А.Э. Петросян, А.В. Ефимов // Отчет о НИР (промежуточный). Российская таможенная академия, 2022 г. 161 с.

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.12.12017 № 168 «Об утверждении состава сведений о документах о подтверждении соответствия, которые могут быть получены таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза, и порядка получения таких сведений» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_284557/

4. Решение Коллегии ЕЭК от 15.01.2019 № 2 «Об утверждении состава сведений о выданных свидетельствах о государственной регистрации продуции, которые могут быть получены таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза, и порядка получения таких сведений» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_316202/

5. Решение Коллегии ЕЭК от 06.08.2019 № 129 «О составе сведений из лицензий на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и заключений (разрешительных документов) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, которые могут быть получены таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза, и порядке получения таких сведений» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_331280/

6. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 09.11.2021 № 183 «О сроках присоединения к общему процессу «Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений»» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_400317/

7. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 21.01.2022 № 1 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по интеграции национальных информационных систем в сфере выдачи разрешительных документов в рамках Евразийского экономического союза посредством применения интегрированной информационной системы Союза». [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_409182/

8. Информационное взаимодействие таможенных и государственных органов (организаций) государств - членов ЕАЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ tam_sotr/dep_tamoj_mfr/Pages/inform_vzaimodeistv. aspx

9. Шкляев С.В. Технологии автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры торговых ограничений. Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2 (59). С. 51-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.