Научная статья на тему 'Развитие международного образовательного проекта в области финансов'

Развитие международного образовательного проекта в области финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФИНАНСЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / SCIENTIFIC RESEARCH / FINANCE / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекарева Светлана Викторовна, Мельтенисова Екатерина Николаевна, Цзу Сюецин

Освещается опыт организации научных исследований для иностранных студентов бакалавриата, обучающихся на экономическом факультете Новосибирского национального исследовательского государственного университета на третьем курсе образовательной программы «Международные финансы», разработанной для студентов Китайско-российского института (Харбин, Китай). Данный пункт образовательной программы является новым, его реализация в 2016/2017 учебном году прошла успешно. Предполагается, что развитие этого направления будет способствовать росту уровня подготовки иностранных студентов и активизации научного сотрудничества между преподавателями НГУ и китайских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекарева Светлана Викторовна, Мельтенисова Екатерина Николаевна, Цзу Сюецин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECT IN FINANCE

The article highlights the experience in scientific research organized for the Bachelor foreign students of Economics Department of Novosibirsk National Research State University (NSU) who study finance on the third year of the educational program “International Finance”. It was specially created for the students of Chinese-Russian Institute, Harbin, China. This item of the educational program is new and was approved for the first time in the 2016/2017 academic year. It is supposed that its application will favor development of the students’ skills and intensification of the international professors’ cooperation.

Текст научной работы на тему «Развитие международного образовательного проекта в области финансов»

НОВОСТИ ЭФ НГУ

УДК 378.147 1БЬ А23

Б01 10.25205/2542-0429-2017-17-3-192-198

С. В. Бекарева Е. Н. Мельтенисова Цзу Сюецин 2

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия

2 Китайско-российский институт Хейлунцзянского университета Харбин, КНР

emeltenisova@gmail.com

Освещается опыт организации научных исследований для иностранных студентов бакалавриата, обучающихся на экономическом факультете Новосибирского национального исследовательского государственного университета на третьем курсе образовательной программы «Международные финансы», разработанной для студентов Китайско-российского института (Харбин, Китай). Данный пункт образовательной программы является новым, его реализация в 2016/2017 учебном году прошла успешно. Предполагается, что развитие этого направления будет способствовать росту уровня подготовки иностранных студентов и активизации научного сотрудничества между преподавателями НГУ и китайских вузов.

Ключевые слова: научные исследования, финансы, иностранные студенты.

Введение

В настоящее время перед российскими университетами поставлена задача повышения конкурентоспособности на мировом уровне, в том числе и за счет успешного развития сотрудничества с иностранными университетами. Значимая роль развития совместных образовательных программ при повышении конкурентоспособности классических университетов была отмечена изначально одними из основоположников создания рейтингов университетов Б. Вилдавски [1] и Н. Салми [2]. Сотрудничество РФ и КНР в данном вопросе, по оценке многих экспертов, является стратегически значимым для обеспечения перетока инноваций как в области образования, так и в научной сфере, что призвано способствовать развитию человеческого капитала в обеих странах [3; 4]. Однако было очевидно, что создание совместных программ потребует немалых усилий со стороны университетов обеих стран в силу особенностей образовательных систем [5-7].

Несколько лет назад на базе Новосибирского государственного университета совместно с Китайско-российским университетом (Хейлунцзянский университет) был запущен образовательный проект «Международные финансы» для подготовки бакалавров. На протяжении всего времени менеджеры проекта стремятся скоординировать совместные действия для повышения эффективности и качества подготовки студентов в рамках совместных встреч и семинаров. В данной статье мы хотели бы отразить ключевые особенности и характеристики данного проекта, а также предполагаемые направления дальнейшего развития.

Бекарева С. В., Мельтенисова Е. Н, Цзу Сюецин. Развитие международного образовательного проекта в области финансов // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17, № 3. С. 192-198.

ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2017. Том 17, № 3 © С. В. Бекарева, Е. Н. Мельтенисова, Цзу Сюецин, 2017

Бекарева С. В. и др. Международный образовательный проект в области финансов

193

Международный проект:

краткая характеристика

Хейлунцзянский университет и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) связывают партнерские отношения уже несколько лет. Китайско-российский институт (КРИ), который был создан в Харбине при Хейлунцзянском университете (Китайская народная республика), нацелен на обучение китайских студентов на русском языке по нескольким специальностям. Одним из направлений высшего образования в КРИ является экономика, на котором готовят студентов по специальности «Международные финансы».

Преподаватели экономического факультета НГУ, занятые в этом международном проекте, разработали и ведут двенадцать дисциплин финансовой направленности [1]. Краткая характеристика курсов, предлагаемых для студентов КРИ в области финансов на русском языке, отражена в табл. 1.

Как видно из табл. 1, предлагаемые для китайских студентов обязательные курсы программы охватывают широкий спектр вопросов: как общую характеристику финансов и инвестиционных процессов, финансовых рынков, финансовых посредников и финансовых инструментов, так и детальное рассмотрение отдельных сегментов финансовых рынков, финансовых институтов и специфических вопросов, с которыми связана их деятельность.

Кроме курсов, представленных в табл. 1, китайские студенты прослушивают базовые экономические курсы на китайском языке в Хейлунцзянском университете. Студентам, которые обучаются на третьем курсе в Новосибирском государственном университете, предлагаются дополнительные курсы по специализированным вопросам: статистика, эконометрика, экономика фирмы, международная логистика, деловая информатика, психология делового общения, экономические аспекты лизинга, проблемы налогового учета, современные коммуникационные интернет-технологии для бизнеса.

В процессе преподавания учитывается ряд важных специфических моментов, необходимых для организации проекта на высоком уровне. Наряду с обеспечением должного уровня специального экономического образования, процесс преподавания специальных экономических дисциплин включает и использование элементов обучения русскому языку как иностранному, а также применение теории межкультурной коммуникации к вопросам высшего образования, когда необходимо учитывать особенности взаимодействующих культур.

Данный международный проект является успешным. Образовательный процесс постоянно совершенствуется, что отвечает современным потребностям развития как мировой, так и китайской национальной экономики.

Развитие международного проекта

Для повышения качества образования и усиления научной составляющей в образовательном процессе в 2016/2017 учебном году было принято решение о введении дополнительного пункта в образовательную программу НГУ для иностранных студентов по специальности «Международные финансы». Это дисциплина, связанная с проведением научно-исследовательской работы и представлением результатов на ежегодной Международной научной студенческой конференции в НГУ.

Студенты ЭФ НГУ начиная с первого года обучения в университете представляют результаты своих исследований в виде курсовых работ, требования к содержанию которых повышаются в зависимости от года обучения. Как правило, возможность принять участие в Международной научной студенческой конференции (МНСК), проходящей ежегодно в НГУ, имеют студенты старших курсов, набрав определенный багаж знаний в области теории экономики и финансов, а также овладев современными методами математического и экономет-рического анализа. В итоге исследовательская работа оформляется в виде курсовой работы соответствующего года обучения, а ее результаты могут быть приняты к представлению на МНСК.

Структура дисциплин программы «Международные финансы»

Учебный семестр Название учебной дисциплины Предполагаемый перечень знаний после прослушивания дисциплины

2 год, 4 семестр Банковский менеджмент Общее представление о коммерческом банке, его ключевых функциях, основных и дополнительных операциях. Понимание важности оценки рисков банковской деятельности и грамотных управленческих решений, а также регулирования деятельности коммерческих банков

2 год, 4 семестр Теория страхования Знание базовых понятий теории страхования, знакомство с классификацией видов и методов страхования. Знакомство с подходами к определению страховых тарифов и страховой премии. Умение провести анализ финансового состояния страховой компании, основанной на оценке доходов и расходов

3 год, 5 семестр Инвестиции и фондовый рынок Понимание основных отличий между типами ценных бумаг. Изучение акций и облигаций, как базовых инвестиционных инструментов. Знакомство с дери-вативами. Знание основных профессиональных участников рынка ценных бумаг, принципов их взаимодействия с эмитентами. Знакомство с основами технического и фундаментального анализа

3 год, 5 семестр Международная экономика Знакомство с теорией международной торговли. Знание основных принципов международной торговой политики, таких как теория протекционизма, тарифные и нетарифные барьеры, международное перемещение факторов производства. Понимание связи между валютным курсом и состоянием платежного баланса страны. Знакомство с основами международной экономической политики и перспективами международной интеграции

3 год, 5 семестр Международные инвестиции Знакомство с основными теориями в области инвестиций и эволюцией международной инвестиционной деятельности, которая представлена в курсе с акцентом на макроэкономические аспекты. Понимание роли прямых иностранных инвестиций в развитии национальной экономики в целом, а также отдельных корпораций. Знание методов оценки инвестиционных проектов и особенностей оценки с учетом участия иностранного капитала

3 год, 6 семестр Международные платежи Знание основных понятий, связанных с международными платежными системами и средствами, видов и формы международных расчетов, а также порядка оказания платежных услуг. Знакомство с рисками при осуществлении международных платежей

3 год, 6 семестр Корпоративные финансы Понимание того, что имеется в виду под корпорацией в современной теории. Знание принципов финансовой отчетности корпораций, формирования денежных потоков, оценки стоимости активов. Знакомство с риском и доходностью по отношению к активам корпорации. Понимание важности дивидендной политики для развития корпорации

3 год, 6 семестр Система финансовых посредников Понимание сущности финансового посредничества, знакомство с классификацией финансовых посредников. Знание основных черт, присущих финансовым посредникам депозитного, контрактного и инвестиционного типа; примеры посредников для различных национальных экономик; роль каждого типа в экономической системе

4 год, 7 семестр Организация деятельности центральных банков Знание места и роли центральных банков на финансовых рынках и в экономике страны в целом. Понимание сути монетарной политики, знание ее методов и инструментов. Знание основных направлений взаимодействия центрального банка с другими государственными субъектами и международными организациями

4 год, 7 семестр Финансовые рынки Знакомство с системой финансовых рынков, их сегментацией и базовыми характеристиками. Понимание ключевых параметров, определяющих сегмент финансовых рынков. Умение сопоставлять финансовые инструменты, финансовые институты и финансовые рынки

4 год, 7 семестр Финансовый инжиниринг Знакомство с основными типами современных сложных финансовых продуктов, которые торгуются на финансовых рынках. Понимание процесса разработки нового финансового продукта, принципов хеджирования валютных, процентных и рыночных рисков. Знание основных приемов управления рисками, которые можно нивелировать с помощью конструирования финансовых продуктов. Получение навыков работы в системе Л для оценки рыночного риска ценных бумаг

4 год, 8 семестр Управление рисками Знакомство с классификацией финансовых рисков предприятия, системой и содержанием процесса управления рисками на предприятии. Знание принципов и методов риск-анализа финансовой деятельности предприятия и особенностей управления финансовыми рисками в операционной деятельности предприятия

Таблица составлена по: Учебный план по направлению 38.03.01 «Экономика», квалификация - бакалавр, профиль ОП - «Международные финансы» от 09.07.2014.

Доклады студентов КРИ на МНСК-2017

Тема Автор Методы Статистика Результаты

Влияние динамики курса юаня на состояние национальной и мировой экономики Ань Юйтин Эконометрические методы, регрессионный анализ Статистика МВФ и Народного банка Китая Анализ влияния установленного курса национальной валюты на достижение конкурентных преимуществ китайской экономики

Проблемы социального неравенства в Китае: пространственный аспект Ван Яояо Описательная статистика, выделение группировок, сопоставительный, корреляционный и регрессионный анализ Национальное статистическое бюро КНР, статистика МВФ и ОЭСР, Федеральной службы государственной статистики РФ Анализ влияния региональной экономики, с учетом городского и сельского населения на социальное положение

Анализ внешней торговли Китая и вопросы конкурентоспособности китайских товаров ЛиЦзэ Описательная статистика, выделение группировок, сопоставительный, корреляционный и регрессионный анализ Национальное статистическое бюро КНР, статистика МВФ и ОЭСР, Федеральной службы государственной статистики РФ Анализ сравнительных преимуществ товарных групп и изменения товарной структуры во внешней торговле Китая

Роль банковского сектора в развитии финансовых рынков развивающихся стран Ли Цзяци Экономический и статистический анализ, методы эконометриче-ского анализа Статистика Народного банка Китая и Центрального банка Российской Федерации Сравнительный анализ изменения роли банковского сектора в КНР и РФ с использованием динамики за последние 15 лет и его влияния на состояние национальных финансовых рынков

Современные возможности влияния центральных банков на денежное предложение (сравнительный анализ для стран мира) Лю Юйцзя Экономический и статистический анализ, методы эконометриче-ского анализа Статистика МВФ, данные Народного банка Китая и Центрального банка Российской Федерации Построение модели, оценивающей зависимость между современной монетарной политикой и денежным предложением, анализ монетарной политики центральных банков

Роль прямых иностранных инвестиций в экономике Китайской Народной Республики Лю Вэй Экономический и статистический анализ Статистика мирового банка и ООН Анализ роли и значения прямых иностранных инвестиций в реформировании китайской экономики

Инвестиционный климат Китайской Народной Республики ПэнЦи Сравнительный экономический и статистический анализ Страновые рейтинги и индексы глобальной конкурентоспособности Определение тенденций в динамике основных факторов инвестиционного климата в КНР

Основные перспективы развития и возможности юаня как мировой валюты для бизнеса в КНР и за рубежом Чэн Боюань Методы эконометрического анализа, регрессионный анализ Национальное статистическое бюро КНР, статистика Народного банка Китая, данные МВФ, отчеты о развитии малого и среднего бизнеса в Китае Определение приоритетных направлений для развития бизнеса в КНР. Эмпирическая оценка влияния курсовой политики Центрального банка Китая на развитие бизнеса в КНР

Таблица составлена по: [8].

196

Новости ЭФ НГУ

Научные исследования, организованные преподавателями НГУ и КРИ и проводимые совместно с китайскими студентами, затрагивают вопросы финансов КНР и РФ. Это актуальные исследования, которые нацелены на развитие совместной научной работы в области экономики и финансов двух стран [8]. В 2016/2017 учебном году темы исследований китайских студентов третьего курса бакалавриата, представленные на МНСК-2017 в НГУ, изложены в табл. 2.

При написании курсовой работы студенты приобретают ряд навыков. Во-первых, студенты учатся работать с учебной и научной литературой по теме исследования и анализировать существующие подходы, выбирая необходимое в современных условиях перегруженности информационными ресурсами. Во-вторых, происходит знакомство со статистическими базами данных, множеством официальных источников исходных данных на национальном и мировом уровнях, которые необходимы для проведения оригинальных исследований. В-третьих, происходит знакомство со структурой научного исследования и логикой изложения материала, основными требованиями к написанию работы, которые предъявляются к исследовательским работам международного уровня, этапами проведения исследования, а также важностью каждого из них.

При участии в МНСК студенты осваивают навыки подготовки выступлений в рамках регламента, что предполагает умение выделить основное в проделанной работе, четко сформулировать все пункты представления полученных результатов. Кроме этого, студенты, подавшие тезисы на МНСК, приобрели навыки написания научных текстов, отражающих полученные результаты исследований в краткой форме.

Основные проблемы, возникающие в работе китайских студентов над исследовательской темой, связаны в первую очередь со сложностью освоения материала, а также изложения текста работы на иностранном языке. Для того чтобы упростить процесс написания курсовой работы, необходимо было разработать подробную инструкцию, описывающую структуру работы, а также детали написания каждой из частей курсовой работы, обратив особое внимание на введение и заключение к ней 1. В положении по написанию курсовых работ для студентов КРИ указаны все технические и оформительские требования к курсовым, а также некоторые рекомендации по формулировкам и составлению фраз научного содержания.

Нужно отметить, что, несмотря на все трудности, с которыми столкнулись китайские студенты при написании курсовых работ и подготовке докладов на МНСК, все препятствия были успешно преодолены. Не последнюю роль в этом играют и такие основные положительные качества китайских студентов, обусловленные особенностями национальной культуры, как высокая трудоспособность, стремление сделать больше, чем определено базовыми положениями любой дисциплины, а также уважение к носителям знаний, что в целом определяет ценность высшего образования в Китае.

Перспективы сотрудничества

Взаимодействие преподавательского состава двух вузов является важным вопросом развития взаимоотношений. Достижение поставленных целей в образовательном процессе, когда за результат ответственны две стороны, во многом зависит от согласованности действий и способности достигнуть обоснованных совместных решений. Это касается в первую очередь методического сопровождения учебного процесса, что охватывает разработку необходимых материалов и рекомендаций для всех учебных дисциплин. Это в полной мере справедливо и для новой дисциплины образовательной программы.

В процессе работы необходимо утвердить единую методологию для проведения научных исследований, что будет способствовать расширению опыта для российских и китайских преподавателей вузов. Также это позволит поднять процесс обучения на более высокий уровень и еще раз подтвердить статус НГУ как исследовательского университета, который был присвоен ему в 2009 г.

1 Общие положения и рекомендации по написанию курсовых работ для студентов КРИ, обучающихся по направлению «Международные финансы». ЭФ НГУ, 2017. Внутренний документ.

Бекарева С. В. и др. Международный образовательный проект в области финансов

197

Введение в учебный план дисциплины, посвященной научным исследованиям, является хорошим заделом в формировании направлений совместных исследований преподавателей двух вузов-партнеров - Китайско-российского института (Хейлунцзянский университет) и экономического факультета Новосибирского национального исследовательского государственного университета.

Перспективность исследований в финансовой сфере связана с ростом взаимного интереса к экономикам двух стран: Китая и России, развитием внешнеэкономических взаимоотношений между странами, созданием совместных компаний в финансовой сфере и многим другим.

Предполагается, что в дальнейшем перечень тем исследований будет расширяться и охватит специальные вопросы, связанные со всеми финансовыми дисциплинами, читаемыми российскими преподавателями в рамках данной образовательной программы.

Также предполагается, что китайские студенты будут иметь возможность продолжать исследовательскую работу, начатую на третьем курсе обучения, при подготовке выпускной работы бакалавра. В этом случае студенты будут получать консультации по теме исследования как у научного руководителя - преподавателя КРИ, так и у научного руководителя из НГУ. Это, несомненно, позволит расширить кругозор студента, его область исследования, что повысит уровень выпускных работ, представляемых к защите.

Список литературы

1. Wildavsky O. The Great Brain Race How Global Universities Are Reshaping the World7 -2011.

2. Salmi N. Challenge of Establishing World-Class Universities. URL: http://siteresources. worldbank.org/EDUCATION

3. BalzerH. Russia and China in the Global Economy // Demokratizatsiya. 2008. Vol. 1б, no. 1. Р. 37-48.

4. Aidrus I. A. Позиция России на мировом рынке образовательных услуг // Alma Mater (Вестник высшей школы экономики). 2009. № 2. С. 10-1б.

5. Гао Ин. Особенности формирования высшего образования в Китае // Alma Mater (Вестник высшей школы экономики). 2010. № 2. С. 58-б9.

6. Simon D. Fr., Cao Cong. China's Emerging Technological Edge: Assessing the Role of High-End Talent. Part Higher Education Transformation in China. Cambridge University Press, 2009. Р. 51-57.

7. Wang Ying. Foreign student quota to expand // China Daily. 2008. July 29.

8. Международная экономика (тезисы докладов подсекции) // Материалы 55-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2017: Экономика / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2017. С. 248-2б3.

Материал поступил в редколлегию 05.06.2017

S. V. Bekareva \ E. N. Meltenisova \ Zu Xueqing 2

1 Novosibirsk State University 1 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

2 Chinese-Russian Institute Heilongjiang Sheng, Haerbin Shi, Nangang Qu, ¥fffj^74 ^

DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECT

IN FINANCE

The article highlights the experience in scientific research organized for the Bachelor foreign students of Economics Department of Novosibirsk National Research State University (NSU) who

198

Hoboctë hrv

study finance on the third year of the educational program "International Finance". It was specially created for the students of Chinese-Russian Institute, Harbin, China. This item of the educational program is new and was approved for the first time in the 2016/2017 academic year. It is supposed that its application will favor development of the students' skills and intensification of the international professors' cooperation.

Keywords: scientific research, finance, foreign students.

References

1. Wildavsky B. The Great Brain Race How Global Universities Are Reshaping the World7 -2011.

2. Salmi N. Challenge of Establishing World-Class Universities. URL: http://siteresources. worldbank.org/EDUCATION

3. Balzer H. Russia and China in the Global Economy. Demokratizatsiya, 2008, vol. 16, no. 1, p. 37-48.

4. Aidrus I. A. Position of Russia in the world market of educational services. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly ekonomiki) [Alma Mater (High School of Economics)], 2009, no. 2, p. 1016. (In Russ.)

5. Gao In. Features of formation of the higher education in China. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly ekonomiki) [AlmaMater (High School of Economics)], 2010, no. 2, p. 58-69. (In Russ.)

6. Simon D. Fr., Cao Cong. China's Emerging Technological Edge: Assessing the Role of High-End Talent. Part Higher Education Transformation in China. Cambridge University Press, 2009, p. 51-57.

7. Wang Ying. Foreign student quota to expand. China Daily, July 29, 2008.

8. International Economics (subsection abstracts). Proceedings of the 55th International Scientific Students Conference ISSC-2017: Economics - NSU - Novosibirsk, 2017, p. 248-263 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation:

Bekareva S. V., Meltenisova E. N., Zu Xueqing. Development of the International Educational Project in Finance. World of Economics and Management, 2017, vol. 17, no. 3, p. 192-198. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.