Научная статья на тему 'Внеучебная работа с иностранными студентами как пример гражанско-патриотического воспитания (опыт вузов Западной Сибири)'

Внеучебная работа с иностранными студентами как пример гражанско-патриотического воспитания (опыт вузов Западной Сибири) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ADAPTATION / FOREIGN STUDENTS / SOCIALIZATION / SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Оксана Сергеевна

Введение. В статье проанализирована тенденция российского образования интернационализация, которая связана с решением вопросов социализации, адаптации иностранных студентов к условиям российских вузов; рассмотрен опыт вузов Западной Сибири, отмечается рост числа иностранных студентов. Приведены примеры внеучебной деятельности вузов, студенческих проектов, которые помогают иностранным студентам не только адаптироваться, но и изучить русскую культуру, героические страницы русской истории. Методология. Автор путем сравнительного анализа изучает проблему интернационализации российского образования, проводит мониторинг сайтов вузов Западной Сибири. Результаты. В статье представлены статистические данные по числу иностранных студентов в вузах Западной Сибири, продемонстрированы механизмы адаптации и вовлечения иностранных студентов в образовательное пространство российских вузов. Заключение. Результаты исследования показали важность одновременного участия иностранных студентов в учебной и внеучебной деятельности. Автор предлагает активно использовать внеучебный ресурс как преподавателям, так и студентам для взаимодействия с иностранными студентами.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes trend of Russian education, notes to the statistics of foreign students in universities of Western Siberia. We are research mechanisms of adaptation of foreign students. Methods. The author to uses comparative analysis and monitoring of sites universities of Western Siberia. Results. The article presents the statistics of foreign students in universities of Western Siberia. The author demonstrated the mechanisms of adaptation and the involvement of foreign students into the educational process universities of Western Siberia. Conclusions. We are notes the importance interaction with foreign students at the extracurricular time. Extracurricular work with foreign students helps to create a positive image of Russian education, to teach respect Russian history and culture, helps adaptation of foreign students.

Текст научной работы на тему «Внеучебная работа с иностранными студентами как пример гражанско-патриотического воспитания (опыт вузов Западной Сибири)»

УДК/UDC 378.18(571.1) О. С. Красильникова

O. Krasilnikova

ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ КАК ПРИМЕР ГРАЖАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОПЫТ ВУЗОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)

EXTRACURRICULAR WORK WITH FOREIGN STUDENTS AS AN EXAMPLE CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION (UNIVERSITIES OF WESTERN SIBERIA)

Введение. В статье проанализирована тенденция российского образования — интернационализация, которая связана с решением вопросов социализации, адаптации иностранных студентов к условиям российских вузов; рассмотрен опыт вузов Западной Сибири, отмечается рост числа иностранных студентов. Приведены примеры внеучебной деятельности вузов, студенческих проектов, которые помогают иностранным студентам не только адаптироваться, но и изучить русскую культуру, героические страницы русской истории.

Методология. Автор путем сравнительного анализа изучает проблему интернационализации российского образования, проводит мониторинг сайтов вузов Западной Сибири.

Результаты. В статье представлены статистические данные по числу иностранных студентов в вузах Западной Сибири, продемонстрированы механизмы адаптации и вовлечения иностранных студентов в образовательное пространство российских вузов.

Заключение. Результаты исследования показали важность одновременного участия иностранных студентов в учебной и внеучебной деятельности. Автор предлагает активно использовать внеучебный ресурс как преподавателям, так и студентам для взаимодействия с иностранными студентами.

Introduction. The author analyzes trend of Russian education, notes to the statistics of foreign students in universities of Western Siberia. We are research mechanisms of adaptation of foreign students.

Methods. The author to uses comparative analysis and monitoring of sites universities of Western Siberia

Results. The article presents the statistics of foreign students in universities of Western Siberia. The author demonstrated the mechanisms of adaptation and the involvement of foreign students into the educational process universities of Western Siberia.

Conclusions. We are notes the importance interaction with foreign students at the extracurricular time. Extracurricular work with foreign students helps to create a positive image of Russian education, to teach respect Russian history and culture, helps adaptation of foreign students.

Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, социализация, социальный проект.

Keywords: adaptation, foreign students, socialization, social project.

Введение

Современным образовательным трендом является интернационализация высшего образования в России и за рубежом. Количество иностранных студентов в российских вузах увеличивается. В 2014 году иностранных студентов в российских вузах насчитывалось 186 606 человек. Большая часть—это ближайшие соседи из стран СНГ [1]. Например, в ТГУ в 2016 году каждый восьмой студент— иностранец [3]. Из дальнего зарубежья активно осваивают российское образовательное пространство китайские студенты. Мы изучили сайты вузов Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, чтобы оценить формы взаимодействия и работы с иностранными студентами в них.

В этой сфере можно выделить взаимодействие «преподаватель — иностранный студент», «иностранный студент — студент РФ». Наша задача — анализ внеучебной деятельности, которая предоставляет большие возможности для социализации, интеграции и адаптации иностранного студента. Кроме того, данный вид деятельности помогает формированию гражданской позиции,

уважительного отношения к культуре страны, в которой иностранный студент проходит обучение. Интернационализация образования — это двусторонний процесс. Иностранные студенты в свою очередь знакомят преподавателей и российских студентов с особенностями своей культуры, социального и политического развития своих стран, усиливают интеллектуальную, культурную жизнь вузов, поскольку имеют свои подходы к обучению и студенческой жизни.

Методология

При анализе внеучебной деятельности иностранных студентов мы проводили мониторинг сайтов следующих вузов Западной Сибири: Алтайского государственного университета, Кемеровского государственного института культуры, Кемеровского государственного университета, Кемеровского технологического института пищевой промышленности (университета), Новосибирского государственного технического университета, Новосибирского государственного университета, Томского государственного университета, Томского политехнического университета. Критерий — участие иностранных студентов во внеучебной деятельности университета. Учебный процесс и внеучебная деятельность взаимосвязаны, поэтому сначала отметим образовательные стороны и перспективы сотрудничества с иностранными студентами.

В 2011 году на базе Хэйлунцзянского университета был создан Китайско-российский институт (КРИ). Это масштабный проект Новосибирского государственного университета (НГУ) и Хэйлунцзянского университета (Харбин, Китай) по реализации совместных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по направлениям: химия, биология, физика, математика, экономика и юриспруденция. Такой образовательный проект не имеет аналогов в международной практике сотрудничества между вузами России и Китая. Система образования в КРИ предусматривает обучение студентов как в Харбине, так и Новосибирске. Преподаватели НГУ читают курсы для китайских студентов в Китае, а студенты КРИ после трех лет обучения в Китае приезжают на год в НГУ. Студенты, успешно освоившие программу, получают диплом бакалавра Хэйлунзянского университета и имеют возможность продолжить обучение в совместной магистратуре и аспирантуре НГУ и Хэйлунцзянского университета. В 2015 году была создана совместная магистратура НГУ и Хэйлунцзянского университета, куда было зачислено 50 магистрантов-выпускников КРИ. Ежегодно в Китайско-российский институт поступает 180 студентов на первый курс бакалавриата. Численность обучающихся в КРИ в 2015 году составила более 800 человек [8]. В НГТУ ежегодно поступают 70-80 студентов.

Томские университеты оказались в десятке лучших в России по версии Министерства образования Китая. Оно опубликовало список российских вузов, чьи дипломы признаются в КНР. Томский государственный университет оказался на пятом месте в России среди универсальных вузов, а Томский политехнический университет — на девятом месте среди технических. Ведущие учебные заведения Томска уступили только вузам Москвы и Санкт-Петербурга. Томский политехнический университет более 20 лет сотрудничает с вузами Китая по программам double degree, когда студенты получают дипломы сразу двух университетов — российского и китайского. Каждый год в ТПУ приезжают учиться китайские студенты, в 2015 году обучалось 220 студентов из Китая [4]. Количество китайских студентов в Томске увеличивается. Если в 2000 году в ТПУ обучалось всего 30 иностранцев, то сейчас их более 600. В ТГУ учится 1200 иностранных студентов, из них 70 приехали из Китая. Оба вуза наладили систему языковой подготовки: действуют подготовительные факультеты, различные курсы и семинары, летние школы. В ТГУ также готовят преподавателей русского языка из числа иностранцев. В ТГУ осуществляет свою деятельность институт Конфуция, эксперты признали его одним из лучших в мире и единственным в России, вошедшим в двадцатку мировых лидеров [5].

Результаты

Спектр форм внеучебной работы с иностранными студентами разнообразен: образовательные форумы, мастер-классы, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, социальные проекты. Эта работа позволяет интегрировать иностранных студентов в российское общество, помогает формировать интернациональную культуру российских университетов.

Развиты формы сотрудничества в Алтайском государственном университете. Например, в сентябре 2016 г. на базе АлтГУ проходил III Международный образовательный форум «Алтай — Азия 2016: Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики», в рамках которого состоялась работа секции по развитию сотрудничества университетов России и Китая.

Форум «Алтай-Азия 2016» проводится на базе Алтайского университета с 2012 года при поддержке Министерства образования и науки РФ, Университета Шанхайской организации сотрудничества, Евразийской ассоциации университетов, Сетевого университета БРИКС, Ассоциации классических университетов России, Ассоциации азиатских университетов. В июне 2016 г в Барнаул приехали более 100 молодежных лидеров и руководителей молодежных организаций. В конференции Молодежной ассамблеи БРИКС участвовали представители вузов из Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики. На конференции обсудили вопросы молодежной политики каждой страны-участницы. В ноябре 2016 г в АлтГУ прошла школа-презентация Молодежной ассамблеи БРИКС. Цель школы — повышение уровня теоретических знаний и совершенствование практических навыков и умений по организации деятельности в сфере межнациональных отношений студентов-иностранцев АлтГУ. Межкультурная коммуникация осуществляется в форме мастер-классов (обучение написанию китайских иероглифов). В декабре 2016 года на историческом факультете АлтГУ прошел необычный мастер-класс по лепке традиционных китайских пельменей цзяоцзы. В сентябре 2017 г в АлтГУ состоялся III Азиатский студенческий форум «Алтай-Азия 2017», участниками которого стали представители 9 стран мира. В рамках форума был организован конкурс студенческих социальных проектов «Сердце Азии», иностранные и российские студенты обсудили вопросы межкультурного диалога, международного сотрудничества, провели Фестиваль национальных культур [2].

В Кемеровской области также обучаются китайские студенты. Интересный опыт знакомства с русской культурой осуществляет Кемеровский государственный институт культуры. Двадцать три китайских студента обучаются на кафедре дизайна. Китайские студенты-дизайнеры постоянно знакомятся с работами кузбасских художников, с музеями Кемеровской области. В институте музыки в КемГИК обучаются студенты из Чанчунского педагогического университета. Реализация договора о совместных образовательных программах между Чанчунским педагогическим университетом и КемГИК началась в 2013 году. В настоящее время в институте музыки обучается 39 китайских студентов. В 2016/17 учебном году для студентов из КНР разработан комплекс культурно-образовательных мероприятий. В КемГИК институт Конфуция (Новосибирск) проводит различные мероприятия, например мастер-класс китайской живописи. Китайские студенты знакомят преподавателей и студентов со своей культурой. В феврале 2016 г в КемГИК прошли дни китайской культуры, в рамках которых студенты из Китая демонстрировали игру на китайских народных инструментах (арху, гу чжэн, гу чин, щон), все желающие могли познакомиться с китайской кухней, китайской философией. Для нас важно то, что дни китайской культуры — это реализованный проект «Домик для сверчка» студентки 4-го курса института музыки А. Бажиной. В октябре 2016 г в Кемеровской филармонии на вечере органной и инструментальной музыки одновременно с европейскими музыкальными инструментами прозвучал старинный китайский народный инструмент эрху [14]. Данные мероприятия помогают познакомиться с китайской культурой, но в то же время они дают понять иностранным студентам, как высоко оценивают их культурные традиции в русском образовательном пространстве. Уважение «чужого» достойно уважения — этот воспитательный принцип показывает важную особенность русской культуры, которая всегда была многонациональной.

В КемТИПП (Кемерово) в 2016 году приехали шесть китайских студентов для изучения русского языка. Кафедра «История России» организовала для китайских студентов знакомство с военными страницами истории. Они посетили отдел военной истории Кемеровского областного краеведческого музея и народный музей Боевой славы Веры Даниловны Волошиной школы № 12 г. Кемерово. Ежегодно кафедра проводит творческий конкурс, посвященный Дню Победы, в котором участвуют школьники и студенты КемТИПП, в числе которых иностранные студенты, школьники образовательных учреждений Кыргызстана. Одна из номинаций конкурса литературного творчества — эссе «Великая Отечественная война в жизни моей семьи». К 100-летию Октябрьской революции кафедра «История России» провела конкурс творческих работ — эссе «События Октябрьской революции в истории моего города (поселка, села, деревни)». Популяризация истории России среди иностранных студентов позволяет привлечь внимание к важным историческим событиям, воспитать уважительное отношение к истории России. Прочные исторические знания помогут при оценке современных событий, будут способствовать формированию критического мышления, смогут противостоять разрушительным процессам хаотизации сознания.

Иностранные студенты вносят разнообразие в общественную жизнь университетов. Например, с января 2017 года студентка КемТИПП Э. Гасанова в рамках акселерационной про-

граммы «СТАРТ» защитила социальный проект «Рецепты счастья». Задача проекта — популяризация национальных культур среди воспитанников детских домов. Студенты КемТИПП, в основном это иностранные студенты, совместно с представителями национальных культур, например «Ассоциацией шорского народа», армянской, азербайджанской, немецкой общинами города Кемерово проводят мастер-классы национальных кухонь в традиционной национальной одежде и рассказывают о народных обычаях, играх, танцах. Одно из первых мероприятий было посвящено традиционной русской культуре и кухне. Проект помогает реализовать творческий потенциал иностранных студентов и решить коммуникативные проблемы воспитанников детских домов. Гражданские задачи проекта — это уважительное отношение к русской и различным национальным культурам, демонстрация специфики русской культуры, ее многонациональной основы.

В КемГУ студентка А. Шабалина создала центр межкультурных коммуникаций, который проводит мероприятия, направленные на адаптацию иностранных студентов: межнациональная интеллектуальная игра «Наше единство», мастер-класс «Диалоги на русском» для популяризации русского языка, культуры и истории в среде иностранных студентов. В социальной сети «Вконтакте» создана официальная группа центра межкультурных коммуникаций КемГУ, в которую вступают иностранные студенты, обучающиеся в вузах Кемерова [13]. В рамках проекта «Наше единство» студентка КемГУ Н. Краева провела мастер-класс по декоративной росписи в стиле старинного русского народного промысла, родившегося в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Иностранные студенты узнали историю возникновения хохломской росписи и самостоятельно выполнили роспись в хохломском стиле. Главная задача проекта — социализация иностранных студентов [11 ].

Заключение

Интернационализация стала важным трендом российского и мирового образования. В связи с этим сочетание учебного процесса и внеучебной деятельности помогает иностранным студентам воспитывать уважительное отношение к русской культуре, узнавать ее в процессе обучения, готовить кадры для национальных экономик, которые будут иметь глубокие знания о России. Совместные культурно-просветительские акции, мастер-классы, организованные студентами для студентов, становятся формами адаптации и социализации иностранных студентов. Эксперты отмечают: «Учебные заведения интернационализируются по нескольким причинам: политическим (в качестве орудия внешней политики), дипломатическим (обучение нового поколения лидеров международного уровня), экономическим/финансовым (с целью повышения доходов учебных заведений за счет взимания платы за обучение иностранных студентов); академическим (вклад в высокое качество и разнообразие преподавания и обучения); культурным/идеологическим (поощрение уважения к культурному и этническому многообразию, а также содействие взаимопониманию между народами)» [7, с. 39-40]. Мы проанализировали сайты вузов Западной Сибири по такому критерию, как участие иностранных студентов во внеучебной работе. Этот анализ позволил оценить культурный, идеологический потенциал гражданско-патриотических мероприятий, в которых активно и постоянно участвуют иностранные студенты.

Литература

1. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. М., 2014. С. 29-49.

2. В Барнауле откроется студенческий форум «Алтай-Азия — 2017» [Электронный ресурс]. URL: http://bannaul.ong/news/ v-barnaule-proydet-studencheskiy-forum-altay-aziya-2017.html (дата обращения: 22.10.2017).

3. В 2017 году библиотекари ТГУ начнут изучать английский язык [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.nu/news/v-2017-godu-bibliotekani-tgu-nachnut-izuchat-angli/ (дата обращения: 29.12.2016).

4. В десятке лучших. Министерство образования Китая высоко оценило сибирские вузы [Электронный ресурс]. URL: http:// www.examen.nu/news-and-anticles/news/v-desyatke-luchshix- inistenstvo-obnazovaniya-kitaya-vyisoko-oczenilo-sibinskie-vuzyi (дата обращения: 25.11.2016).

5. Галажинский Э. В. «Точки присутствия». Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.nu/univensity/necton_page/ tochki-pnisutstviya-chast-1/ (дата обращения: 18.10.2017).

6. Дни китайской культуры стартовали в Кемерово [Электронный ресурс]. URL: http://kemoblast.nu/news/ guests/2016/02/09/dni-kitajskoj-kultuny-stantovali-v-kemenove.html (дата обращения: 22.10.2017).

7. Зарецкая С. Л. Международная составляющая современного высшего образования // Глобализация и образование: сб. обзоров / отв. ред. С. Л. Зарецкая. М. : ИНИОН, 2001. С. 37-73.

8. Китайские студенты приехали в Новосибирский госуниверситет [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.nu/d67523 6cdd6f640caa87fafe57419760 (дата обращения: 25.11.2016).

9. Красильникова О. С. Формы реализации межкультурной коммуникации в образовательной сфере (на примере сибирских вузов) // Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ.конф. № 4. СПб., 2017. С. 12-14.

10. На конференции в ТГУ собрались студенты, чье будущее связано с Китаем [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/ news/na-konferentsii-v-tgu-sobralis-studenty-che-budushch/ (дата обращения: 01.12.2016).

11. Обучились народным промыслам. [Электронный ресурс]. URL: http://alt.kemsu.nu/articles/5531 (дата обращения:

09.12.2016).

12. Студенты Китайско-российского института пройдут обучение в НГУ [Электронный ресурс]. URL: http://Www.sib-science. info/nu/heis/pnaktiku-03112016 (дата обращения: 25.11.2016).

13. Центр Межкультурных коммуникаций КемГУ [Электронный ресурс]. URL: https://Vk.com/tsmk_kemsu (дата обращения:

22.10.2017).

14. Эрху в исполнении китайского студента КемГИК прозвучал в филармонии Кузбасса [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kemguki.ru/index.php9option (дата обращения: 25.11.2016).

References

1. Anefyev A. L., Shenegi F. E. the Foreign students in Russian universities [Inostnannye studenty v nossijskih vuzah]. Moscow, 2014. P. 29-49. (In Russian).

2. In Barnaul will open student forum "Altai-Asia — 2017" [V Bannaule otknoetsja studencheskij forum "Altaj-Azija — 2017"]. Available at: http://bannaul.ong/news/v-bannaule-pnoydet-studencheskiy-fonum-altay-aziya-2017.html (accessed 22.10.2017). (In Russian).

3. In the librarians of TSU begin to learn English [V 2017 godu bibliotekari TGU nachnut izuchat' anglijskij jazyk]. Available at: http://www.tsu.ru/news/v-2017-godu-bibliotekari-tgu-nachnut-izuchat-angli/ (accessed 29.12.2016). (In Russian).

4. In the top ten. The Ministry of education of China appreciated the Siberian universities [V desjatke luchshih. Ministerstvo obrazovanija Kitaja vysoko ocenilo sibirskie vuzy]. Available at: http://www.examen.ru/news-and-articles/news/v-desyatke-luchshix - inisterstvo-obrazovaniya-kitaya-vyisoko-oczenilo-sibirskie-vuzyi (accessed 25.11.2016). (In Russian).

5. Galazhinsky E. V. "Point of presence". Part. 1 ["Tochki prisutstvija". Ch. 1]. Available at: http://www.tsu.ru/university/rector_ page/tochki-prisutstviya-chast-1/ (accessed 18.10.2017). (In Russian).

6. Days of Chinese culture started in Kemerovo [Dni kitajskoj kul'tury startovali v Kemerovo]. Available at: http://kemoblast.ru/ news/guests/2016/02/09/dni-kitajskoj-kultury-startovali-v-kemerove.html (accessed 22.10.2017). (In Russian).

7. Zaretskaya S. L. international component of modern higher education. Globalization and education [Globalizacija i obrazovanie]: a collection of reviews. Ed. S. L. Zaretskaya. Moscow: INION, 2001. P. 37-73. (In Russian).

8. The Chinese students came to Novosibirsk state University [Kitajskie studenty priehali v Novosibirskij gosuniversitet]. Available at: http://www.nsu.ru/d675236cdd6f640caa87fafe57419760 (accessed 25.11.2016). (In Russian).

9. Krasilnikova O. S. Forms of implementation of intercultural communication in the educational sphere (on the example of Siberian universities). Actual questions of Humanities in modern conditions of development of a country [Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk v sovremennyh uslovijah razvitija strany] : collection of scientific works of the international scientific -practical conference № 4. Saint Petersburg, 2017. P. 12-14. (In Russian).

10. At the conference at the University brought together students, whose future is linked to China [Na konferencii v TGU sobralis' studenty, ch'e budushhee svjazano s Kitaem]. Available at: http://www.tsu.ru/news/na-konferentsii-v-tgu-sobralis-studenty-che-budushch/ (accessed 01.12.2016). (In Russian).

11. Learned traditional crafts [Obuchilis' narodnym promyslam]. Available at: http://alt.kemsu.ru/articles/5531 (accessed 09.12.2016). (In Russian).

12. Students of Chinese-Russian Institute will be trained in NSU [Studenty Kitajsko-rossijskogo instituta projdut obuchenie v NGU]. Available at: http://www.sib-science.info/ru/heis/praktiku-03112016 (accessed 25.11.2016). (In Russian).

13. Center of Intercultural communications KemSU [Centr Mezhkul'turnyh kommunikacij KemGU]. Available at: https://vk.com/ tsmk_kemsu (accessed 22.10.2017). (In Russian).

14. Erhu performed by a Chinese student KemSIC sounded at the Philharmonic of Kuzbass [Jerhu v ispolnenii kitajskogo studenta KemGIK prozvuchal v filarmonii Kuzbassa]. Available at: http://www.kemguki.ru/index.php9option (accessed 25.11.2016). (In Russian).

УДК/UDC 378.1:659.4 Е. В. Кривцова, Я. Н. Винникова

E. Krivtsova, Y. Vinnikova

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ИМИДЖ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

INFLUENCE OF SPECIAL ACTIVITIES ON THE IMAGE OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Введение. В данной статье рассматриваются структурные элементы имиджа вуза, формирующие имидж в целом, и продвижение университета с помощью специальных мероприятий.

Методология. Авторы использовали следующие методы: анкетный и экспертный опросы. В исследования общую выборку респондентов составили 167 человек, из них 100 — студенты младших и старших курсов г Кемерово (КемГУ, РЭУ им. Р. Г Плеханова, КемГМА, КузГТУ, КГИК,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.