Научная статья на тему 'Подход к преподаванию финансовых дисциплин для иностранных студентов экономического факультета НГУ'

Подход к преподаванию финансовых дисциплин для иностранных студентов экономического факультета НГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекарева Светлана Владимировна, Мельтенисова Екатерина Николаевна, Перфильев Александр Александрович, Перфильева Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к преподаванию финансовых дисциплин для иностранных студентов экономического факультета НГУ»

НОВОСТИ ЭФ НГУ

УДК 378.14:336.01 JEL A29

С. В. Бекарева, Е. Н. Мельтенисова, А. А. Перфильев, Л. В. Перфильева

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

economics@vestnik.nsu.ru

ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НГУ

Новосибирский государственный университет - это молодой и небольшой по количеству студентов университет, который, однако, имеет высокий рейтинг среди вузов страны. Наш университет не так давно отметил свое 55-летие, в настоящее время в нем обучается примерно 6,5 тысяч студентов.

Новосибирский государственный университет расположен в новосибирском Академгородке в научном центре Сибирского отделения Академии наук Российской Федерации (СО РАН), сосредоточившем несколько десятков научно-исследовательских институтов. Научные работники этих институтов часто являются и преподавателями НГУ, что относится к характерной особенности нашего университета. Высшее образование здесь неразрывно связано с научными исследованиями.

Влияние реформирования экономики России на ЭФ НГУ

Вступление России на путь создания рыночных отношений привело к нарушению сложившихся связей государства и Академгородка - объем научных изысканий и спрос на будущих молодых ученых резко упал.

Размеры нашего университета и факультета являются серьезным препятствием для того, чтобы конкурировать с другими вузами и быть самостоятельным научно-исследовательским учреждением. Тот потенциал, который состоял в интеграции науки и образования и представлял научный кластер, на время был ослаблен, однако в настоящее время происходит период восстановления этих связей. Правильнее говорить не о восстановлении, а о реинжиниринге этих связей, учитывая интересы НГУ как самостоятельного учебного заведения и научного кластера, внутри которого также происходят изменения.

Реформы в России - в экономике, политике, образовании - наложили свой отпечаток на жизнь нашего университета. В последние два десятилетия многое изменилось, в том числе: 1) в структуре университета (стало больше факультетов и студентов); 2) в подходе к учебному процессу (принято разделение на бакалавриат и магистратуру); 3) в методическом подходе к построению курсов (общая реформа системы образования в России наложила отпечаток на общие аналитические способности будущих студентов, с чем приходится считаться).

Несмотря на изменения, в основе преподавания осталась базовая идея, заложенная еще во времена создания НГУ: «Мы не учим студентов каким-то ремеслам - мы учим их учиться всем тем ремеслам, которые им нужны». Поэтому в обучении упор делается на понимание и логику экономических дисциплин. Также даются необходимые рекомендации для освоения

Бекарева С. В., Мельтенисова Е. Н., Перфильев А. А., Перфильева Л. В. Подход к преподаванию финансовых дисциплин для иностранных студентов экономического факультета НГУ // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 201-211.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Том 14, выпуск 3 © С. В. Бекарева, Е. Н. Мельтенисова, А. А. Перфильев, Л. В. Перфильева, 2014

конкретных методик, с которыми выпускнику университета придется столкнуться на практике. Это повышает конкурентоспособность наших выпускников, многие из них устраиваются на хорошую работу или продолжают обучение в магистратуре (аспирантуре) других ведущих отечественных и зарубежных университетов.

Развитие финансового направления на ЭФ НГУ

Финансовая наука в советский период жизни Новосибирского государственного университета занимала второстепенные позиции. Обучение экономическим дисциплинам в НГУ имело свою специфику. Она проявлялась в серьезном уклоне в область количественных методов и методов моделирования. Сама специальность студентов экономического факультета называлась «экономическая кибернетика». Единственной учебной дисциплиной финансово-кредитной направленности в то время был курс «Финансы и кредит». В данном курсе изучались вопросы финансирования и кредитования предприятий различных отраслей, денежно-кредитного обращения, государственного бюджета, имущественного и личного страхования. Фондовый рынок не рассматривался как система, чуждая социалистической экономике.

В настоящее время обучение финансовым дисциплинам разделяется на два направления:

• общее представление о финансах и финансовых системах;

• специализация на определенных направлениях финансов.

В рамках бакалавриата обучение финансовым дисциплинам во многом копирует идеи, аналогичные идеям, свойственным иностранным учебникам, однако в рамках магистратуры университет придерживается определенных традиций. Эти традиции имеют очень короткую историю, и они еще только формируются, но в их формировании экономический факультет пытается определить свое лицо, использовать свои сильные позиции.

Обязательные курсы для студентов бакалавриата - «Финансовые рынки и финансовые институты» и «Финансы корпораций». Остальные курсы, детализирующие вопросы развития фондового рынка, рынка страхования, банковского менеджмента, применения математический методов для финансовых расчетов, являются курсами по выбору.

Структура финансовых курсов в магистратуре ЭФ включает: 1) обязательную часть, это общенаучные профессиональные и вариативные по выбору вуза, а также 2) курсы, которые дополнительно может выбрать студент (табл. 1). Последний (4-й) семестр обучения насыщен практической и научно-исследовательской работой, которая проводится в тесном контакте с научным руководителем и включает научно-исследовательскую практику, научно-исследовательский семинар, научно-педагогическую практику и подготовку магистерской диссертации.

Курсы финансовой направленности в магистратуре опираются на знания и материал, изложенные в курсах для уровня бакалавриата. Важным моментом является опора на курсы базового раздела, связанные с общей экономической теорией и математическим моделированием. Именно данная составляющая определяет дальнейший уровень и глубину исследовательских задач, которые может поставить преподаватель перед магистрантами в процессе изучения материала или научный руководитель в работе над темой магистерской диссертации.

Магистерские программы в целом в большей степени, чем бакалавриат, ориентированы на самостоятельную работу студента и освоение навыков научных исследований. В связи с этим важное место в структуре работы с магистрантами занимает научно-исследовательская деятельность и осуществление научных проектов.

Концепция Сетевого открытого университета СНГ

Новым толчком к развитию экономического факультета НГУ стало включение НГУ в Сетевой университет. Участие НГУ в проекте «Сетевой университет СНГ» - это одно из последних значительных изменений в формировании магистратуры. В результате данного проекта на экономическом факультете НГУ по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» обучаются студенты из семи вузов трех стран СНГ: Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

Таблица 1

Структура финансовых курсов магистерского направления «Менеджмент» программы «Финансовый менеджмент»

Магистратура

Направление «Менеджмент» Программа «Финансовый менеджмент»

1-й год 2-й год

1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр

Корпоративные финансы (3, А) Риск-менеджмент (3, В) Финансовая экономика (3, В) Рынок ценных бумаг (2, С)

Инвестиционный менеджмент (2, В) Финансовые инструменты проектного менеджмента (3, В)

Международные валютно-кредитные отношения (3, В) Теория денег и кредита (2, С)

Мировые финансы (2, С) Налогообложение и налоговый менеджмент (2, С)

Экономика и финансирование инноваций (2, С)

Примечание: в скобках указаны учетные единицы (количество); части учебного плана - общенаучный профессиональный (А), вариативный по выбору вуза (В), вариативный по выбору студента (С).

Сетевой открытый университет СНГ - это проект, предусматривающий тесное сотрудничество ряда университетов на постсоветском пространстве, основной целью которого является «повышение качества и привлекательности высшего образования».

Соглашения по данному проекту были подписаны летом 2009 г., они касаются совместной подготовки магистрантов по указанным выше направлениям. Магистерские программы продолжительностью 2 или 2,5 года предполагают обучение в течение одного года в вузе партнера и 1-1,5 года в своем вузе. В конце срока обучения предусмотрена совместная защита и выдача двух дипломов вузов-партнеров.

Сетевой университет СНГ функционирует на принципах консорциума, членами которого являются ведущие университеты государств СНГ, славянские университеты, а также высшие учебные заведения, которые являются базовыми организациями по направлениям сотрудничества между государствами-членами СНГ. В настоящий момент университетами-партнерами являются 16 вузов из восьми стран Содружества - Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

Иностранные студенты из стран СНГ по данному проекту обучаются в группах вместе с российскими студентами. Программа обучения не отличается для тех студентов, которые прослушали базовые курсы в бакалавриате экономического факультета НГУ, и остальных студентов. Не все студенты, поступившие в магистратуру ЭФ НГУ по проекту «Сетевой университет», обладают достаточным набором базовых знаний. В этом заключается сложность, так как некоторые программы дисциплин приходится адаптировать для этих студентов, предлагая им дополнительные занятия, выравнивающие общий уровень слушателей.

Нужно отметить, что НГУ имеет опыт обучения студентов, направляемых в университет из различных уголков страны, из бывших советских республик, по «целевому набору»; он был получен еще в советское время. Студенты, приезжавшие по такой «программе», были обязаны, пройдя пятилетний курс обучения, вернуться на работу в ту организацию и в тот город, из которого они были направлены на учебу в НГУ.

Современный проект имеет, с нашей точки зрения, как положительные стороны, так и черты, которые нужно доработать. Положительным является повышение престижа университета, новые международные связи и мобильность студентов и преподавателей. Однако не до конца определена система отбора и зачисления студентов, обучающихся по программам Сетевого университета СНГ, что отражается на качестве усвоения материала в процессе обучения.

Сотрудничество Новосибирского государственного университета

и Хейлунцзянского университета (г. Харбин, Китай)

В последнее время для сибирских университетов одним из приоритетных направлений стало развитие сотрудничества с азиатскими вузами, что во многом обусловлено географической близостью. Так, в Новосибирском государственном университете была запущена программа двойных дипломов с одним из китайских университетов - Хейлунцзянским университетом, для реализации которой был создан Китайско-Российский институт при Хей-лунцзянском университете. Сотрудничество экономического факультета подразумевает подготовку студентов по направлению «Международные финансы», в рамках чего была разработана образовательная программа с учетом требований китайской стороны.

Эта программа содержит базовые курсы, которые направлены на усвоение основного материала по различным финансовым аспектам (табл. 2). Программы дисциплин охватывают вопросы, относящиеся к финансам крупных компаний, а также к функционированию финансовых институтов и инструментов финансового рынка, организации финансовых расчетов и финансовым вычислениям.

Финансовые курсы начинают преподаваться на втором году обучения, после прослушивания студентами базовых курсов по микро- и макроэкономике, эконометрике, некоторым специальным курсам, а также получения большого количества учебных часов, отведенных на изучение русского языка. Все предложенные учебные дисциплины читаются на русском языке.

Особенность и трудность ведения данных дисциплин для преподавателей ЭФ НГУ заключается в том, что необходимо сочетать различные навыки: 1) преподавателя высшего учебного заведения по финансовым дисциплинам, умеющего донести до студента квалифицированные и актуальные знания по изучаемому предмету; 2) педагога, который может быстро адаптироваться к ситуации, когда необходимо скорректировать учебный процесс с учетом текущих знаний и подготовки студентов (уровень знаний может оказаться ниже ожидаемого); 3) преподавателя русского языка как иностранного; 4) специалиста в области межкультурной коммуникации, обладающего знаниями психологии общения разных культур. Все перечисленные навыки касаются учебного процесса и взаимодействия с иностранными студентами.

Данному процессу предшествует подготовительный процесс, процесс достижения договоренностей с китайским руководством по утверждению программы, предусматривающей очередность прослушивания студентами дисциплин. Необходимо отметить, что китайские партнеры являются непростыми переговорщиками и часто результат невозможно предсказать. Перечень финансовых курсов по образовательной программе «Международные финансы» согласно очередности их прослушивания, а также комментарии отражены в табл. 2. С нашей точки зрения, он не является полностью логичным, однако соответствует пожеланиям китайской стороны.

Особенности подготовки

учебных программ финансовых дисциплин

для иностранных студентов

Как было показано, иностранные студенты на ЭФ НГУ могут быть отнесены к двум разным категориям.

Таблица 2

Курсы на русском языке, предложенные в рамках образовательной программы «Международные финансы» для студентов Китайско-Российского института

Наименование дисциплины Семестр Количество часов Примечания

Управление коммерческим банком 4 72 Должен быть предложен после прослушивания курса «Система финансовых посредников»

Теория страхования 4 72 Должен быть предложен после прослушивания курса «Система финансовых посредников»

Международная экономика 5 54 Не является финансовым курсом, но важен для понимания места международных финансов в мировой экономике

Корпоративные финансы 5 72 Должен быть предложен после прослушивания курса «Финансовый инжиниринг»

Инвестиции и фондовый рынок 5 72 Должен быть предложен после прослушивания курса «Финансовые рынки»

Система финансовых посредников 6 54 Должен быть предложен одним из первых для логичного и содержательного построения программ других дисциплин

Международное право 6 54 Не является финансовым курсом, важно сделать акцент на правовой составляющей международных расчетов

Международные инвестиции 6 54 Должен быть предложен после прослушивания курса «Финансовые рынки»

Финансовый инжиниринг 7 54 Курс предполагает изучение финансовых инструментов и принципов разработки финансовых продуктов, должен быть предложен после прослушивания курса «Финансовые рынки»

Финансовые рынки 7 54 Должен быть предложен одним из первых для логичного и содержательного построения программ других дисциплин

Организация деятельности центральных банков 7 54 Курс связан с дисциплиной «Система финансовых посредников»

Современная российская экономика 8 36 Курс может быть дополнен дисциплиной «Межрегиональные взаимодействия России и Китая»

Первая - это иностранные студенты, относительно хорошо владеющие русским языком. Это граждане бывших советских республик, часть из которых получила диплом бакалавра, обучаясь в славянских университетах стран СНГ на русском языке; другая часть студентов, не очень хорошо владеющих русским языком, имеет возможность дополнительного обуче-

ния на курсах русского языка в НГУ. Студенты обучаются в группах с российскими студентами, подготовка материала для занятий не требует кардинальных изменений.

Вторая категория - это студенты, для которых русский язык является в полном смысле иностранным языком. Это, например, китайские студенты. Прежде чем приступить к изучению специальных дисциплин на русском языке, в течение полутора лет студенты Китайско-Российского института много времени уделяют изучению русского языка. Однако, как показала практика, знаний языка бывает недостаточно или эти знания носят очень общий характер.

В связи с этим возникает острая необходимость полного пересмотра методики преподавания финансовых курсов для иностранных студентов. Можно выделить следующие основные моменты.

1. Все предложенные дисциплины должны опираться на единую терминологию, исключающую богатство русского языка и предполагающую четкое объяснение используемых понятий.

2. Рекомендовано, чтобы все программы курсов и используемые учебные материалы были структурированы одним образом. Это предполагает: а) подготовку презентаций к лекционным занятиям; б) наличие в свободном доступе адаптированного теоретического материала; в) наличие рабочих материалов для проведения семинарских занятий; г) обязательное проведение тестовых и контрольных работ, их анализ и работу над ошибками.

3. Используемый в работе материал должен содержать четко выделенные термины по рассматриваемым темам. Также рекомендуется оформление учебного материала с выделением «ключевых выражений», что подразумевает набор словосочетаний, а также «важных знаний» - набора фраз, используемых в каждой теме. Заучивание логичных и правильно построенных предложений является значимым для достижения хороших результатов в обучении, что особенно характерно для случая с обучением китайских студентов.

4. Первая неделя обучения должна быть в большей степени посвящена освоению терминологии, дальнейшее время рекомендуется распределить между всеми запланированными формами занятий в той степени, в какой они будут соответствовать целям и задачам курса, а также уровню подготовки студентов. Это может быть решение задач, подготовка кратких сообщений, организация дискуссий, выполнение письменных работ, аудирование и т. п.

5. При организации занятий, особенно практических, преподавателям ЭФ целесообразно использовать разнообразные методические приемы, разработанные для преподавателей иностранного языка, которые помогают улучшить навыки студентов в области понимания прочитанного и услышанного, составления грамотной устной и письменной речи, расширения используемого словарного запаса [1].

При организации учебного процесса важными являются не только разработка качественных программ обучения, но также анализ всех сторон учебного процесса. При работе с иностранными студентами важно принимать во внимание разницу в культурах стран. Например, насколько китайские и российские партнеры близки по характеристикам культур и какие психологические факторы необходимо учитывать при разработке курсов для китайских студентов?

Для анализа культур стран бывших советских республик, а также для сравнения характеристик китайской и российской культур мы обратились к модели Герта Хофштеде.

Элементы теории межкультурной коммуникации

в преподавании

Одним из важных моментов, связанных с интеграционными процессами в сфере высшего образования, являются проблемы межкультурной коммуникации. Несмотря на то что, например, проект «Сетевой университет СНГ» затрагивает представителей культур, еще 20 лет назад представлявших собой культуру одного многонационального государства, есть ряд различий в их отношении к окружающей действительности. Это может повлиять и на успешность академической адаптации, и, как следствие, на результаты обучения в магистратуре.

Навыки межкультурного общения и понимания мотивов поведения представителей других культур являются важным элементом в любом виде коммуникации.

В данной работе мы предлагаем оценить потенциальную успешность взаимодействия и возможные коммуникативные трудности в образовательном процессе, используя теоретические аспекты межкультурной коммуникации и ее практическое применение.

С теоретической точки зрения в работе мы опирались на труды Г. Хофштеде, который сформулировал к настоящему времени шесть основных характеристик национальных культур [2], а именно:

• дистанция власти - степень принятия обществом неравномерности в распределении власти между его членами;

• избегание неопределенности - степень неопределенности, которую испытывают члены общества в непредвиденных ситуациях;

• индивидуализм - принятие обществом того, что 1) достижения отдельной личности и личная ответственность за поступки независимы от коллективных убеждений, либо 2) доминируют групповые или коллективные воззрения;

• соревновательность - доминирование в обществе качеств характера, в большей степени присущих мужчинам (напористость, быстрота принятия решений, стремление к достижению успеха) или женщинам (забота о близких, помощь наименее успешным, сострадание);

• временная ориентация (прагматизм) - стремление достичь целей на краткосрочную или долгосрочную перспективу;

• строгость социальных норм (социальные ограничения) - характеристика общества, связанная с традициями и религией, ограничениями в социальной сфере и с личными ощущениями индивида как «счастливого» человека.

Две последние характеристики были предложены Г. Хофштеде относительно недавно, и в литературе нет количественной оценки данных характеристик для некоторых стран мира.

Методические рекомендации

для работы со студентами из стран СНГ

Для стран СНГ, рассматриваемых в работе (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина), мы анализируем только четыре первые характеристики. Трудность также связана с тем, что не для всех стран на сайте Г. Хофштеде [3] представлены численные данные изучаемых характеристик. Например, исследователи часто приравнивают положение в Белоруссии к России, Молдовы к Югославии, также есть коэффициенты для стран с преобладанием мусульманской религии 1

Для сравнительного анализа страновых отличий мы воспользовались данными различных исследований (табл. 3), что можно рассматривать как демонстрацию практического применения теории межкультурной коммуникации.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристики культур стран СНГ, шкала Г. Хофштеде

Страна Дистанция власти Избегание неопределенности Индивидуализм Соревновательность

Армения 76 86 26 28

Беларусь 93 95 39 36

Казахстан 68 55 22 41

Кыргызстан 70 55 22 45

Молдова 76 88 27 21

Таджикистан 68 55 22 41

Украина 96 93 38 40

Россия 93 95 39 36

* Источники: [3], оценка авторов; Business Management in Armenia. URL: http://www.freeonlineresearchpapers. com/business-management-armenia.

1 Kazakhstan // http://kazakh.dk/?page_id=49

Как можно видеть есть некоторые различия во всех характеристиках, однако они не являются кардинальными. Шкала для каждого из показателей охватывает отрезок от 0 до 100 (110)единиц.

Показатели дистанции власти близки к максимальным значениям для трех из рассматриваемых стран: Украины, России и Белоруссии. Несмотря на то что остальные страны характеризуются более низкими показателями, в общем для данной группы стран характерно принятие факта большой степени неравенства в доходах между различными группами населения, а также значительной роли людей, находящихся во власти. Исследование данной характеристики может привести к заключению о важности психологической составляющей в проведении занятий, а также необходимости обсуждения проблемы взаимоотношения бизнеса и власти и зависимости принятия экономических решений от результатов этого взаимодействия.

Показатели избегания неопределенности также высоки для большинства стран группы, что свидетельствует о стремлении представителей данных культур к максимально полному пониманию ситуации и наличию дополнительной или объясняющей суть дела информации.

Показатели индивидуализма традиционно низки. Все рассматриваемые культуры являются коллективистскими, причем для представителей стран с преобладанием мусульманской религии этот показатель ниже, чем для стран с преобладанием христианства. Не умаляя значимости индивидуальной работы, нужно понимать, что с большим усердием и удовольствием студенты, скорее всего, будут относиться именно к выполнению групповых заданий.

Соревновательность среди представителей данной группы относительно низка. Поэтому, с нашей точки зрения, нецелесообразно вводить дополнительные элементы развития конкуренции среди студентов группы. Конечно, есть лучше и хуже успевающие студенты, однако все должны видеть результаты своей работы и перспективы, к которым можно стремиться. Необходимо дополнительно мотивировать студентов к обучению.

Для подтверждения теоретических высказываний и исследований в данной области мы провели анкетирование студентов, прибывших из стран СНГ на учебу в НГУ в 20122013 академическом учебном году. Вопросы анкеты касались полученного в своей стране образования и особенностей обучения, отношения к полученным знаниям, личных стремлений в карьере, роли преподавателя и т. д.

С нашей точки зрения, основные теоретические выводы согласуются с результатами, полученными при анкетировании. Также можно сказать, что к известным характеристикам иногда добавляется студенческий максимализм.

Интересным были не только результаты анкетирования, но и сам процесс ее заполнения, когда на абсолютно индивидуальные вопросы студенты пытались найти ответ совместно.

Анализ численных коэффициентов Г. Хофштеде и анкетирование студентов позволило сделать некоторые методические заключения. Для работы в группе, сформированной из представителей рассматриваемых культур стран СНГ, с нашей точки зрения, является важным:

• тщательная подготовка материалов лекций и семинаров и частичное представление студентам данных материалов до проведения конкретного занятия, чтобы они имели возможность в нем сориентироваться;

• акцент на проведении коллективных обсуждений современных экономических проблем, разборе учебных ситуаций и расчетно-аналитических семестровых заданий, выполняемых группами;

• обязательное включение страновой составляющей в задания по финансовым курсам, что поможет студентам в большей степени проявить себя и продемонстрировать роль национальных компаний в экономике своей страны; это может явиться дополнительным стимулом для активизации обучения;

• тщательный подход к оценке работы студентов, что подразумевает полную понятность для них системы оценок и возможность проявить себя при выполнении любых заданий;

• психологический контакт с преподавателем, позиционирование преподавателя в большей степени как носителя большого количества знаний и эксперта, а не только как координатора проведения занятий в аудитории.

Методические рекомендации

для работы со студентами из Китая

Иностранные исследования в области особенностей образования китайских студентов за рубежом не раз подтверждали необходимость учитывать национальные особенности. Интерес к организации и специфике обучения китайских студентов во всем мире обусловлен социальными, политическими, экономическими и образовательными факторами, а также растущим уровнем открытости Китая внешнему миру [4]. Кроме роста вовлеченности китайских студентов в международный образовательный процесс, специалисты отмечают высокие показатели успеваемости студентов из Китая. Так, Чуанг-шен Чен и др. [5] пытались определить причину высокого уровня успеваемости студентов из Поднебесной. Авторы привели в качестве возможных причин следующие факторы, относящиеся к культурным, национальным особенностям: высокую ценность высшего образования, а также трудолюбие китайских студентов.

Издревле в Китае образование считалось очень ценным, что определяет тот факт, что китайские школьники еще в начальных классах ставят цель получения высшего образования превыше остальных. В условиях быстрого роста экономики качественное образование стало определять мобильность, а также конкурентоспособность студентов, как на внутреннем, так и международном рынках труда [5]. Трудолюбие, в свою очередь, воспитывается в китайских детях с детского сада. Китайцы искренне верят в то, что достижение результата становится возможным, если работать усердно не покладая рук. Данная философия передается от старшего поколения к молодому и ориентирует их на необходимость упорно трудиться для достижения результата. Исследование Стивенсона и др. [6] на основе опроса матерей китайских детей показало, что для достижения успеха наиболее значимым фактором они считают упорство, затем способности, заложенные от рождения, и на последнем месте ставят удачу. В то же время аналогичное исследование среди американских мам вывело на первое место по значимости достижения результата способности их детей, заложенные при рождении.

Высокая ценность высшего образования, а также желание много и упорно работать обусловили формирование определенных особенностей поведения китайских студентов в процессе обучения. Так, в своем исследовании поведения и особенностей обучения китайских студентов Воулет и др. [7] отметили три ключевых характеристики: стремление студентов детально разобраться в изучаемом предмете, ориентация на результат, а также активное участие в образовательном процессе за счет изучения дополнительной литературы (которая, как правило, носит рекомендательный характер) и выполнения домашнего задания.

Дополняя выводы упомянутых выше исследователей, сравним Китай и Россию по шести параметрам модели Г. Хофштеде (табл. 4). Анализ представленных численных значений индексов показывает схожесть по большинству из них, однако нужно заметить, что в характере китайского народа важными чертами являются такие положительные черты, как четкое следование избранной цели и прагматизм. Четкость следования цели характеризует высокое значение параметра «мужественность / женственность» («соревновательность»). Также можно заметить, что не в китайском характере поддаваться сомнениям (низкое значение показателя «избегание неопределенностей»). Указанные качества очень помогают китайским студентам в обучении такому трудному языку, как русский, и постижению сложных предметов на нем.

Для работы в группе, сформированной из представителей китайской культуры, с нашей точки зрения, является важным:

• заблаговременная подготовка материалов лекций и обязательное представление студентам данных материалов до проведения лекционного занятия, чтобы они имели возможность в нем сориентироваться;

• наличие в свободном доступе обязательных и факультативных материалов для подготовки к занятиям, акцент на том, что должно быть изучено в первую очередь;

• акцент на подготовке индивидуальных докладов, сообщений, анализа ситуаций, которые могут сопровождаться вопросами и обсуждением в группе под руководством преподавателя; полный или частичный отказ от заданий, выполняемых группами;

Таблица 4

Сравнительная характеристика культур Китая и России, шкала Г. Хофштеде

Характеристики Китай Россия Комментарии

Дистанция власти 80 93 Показатели близки по значению, являются высокими, свидетельствуют о почтительном отношении к фигуре преподавателя и его восприятии в большей степени как эксперта, носителя знаний, ключевое звено в процессе обучения

Избегание неопределенностей 30 95 Показатели отличаются кардинально, свидетельствуют о большей психологической устойчивости к различного рода изменениям в жизни, которая присуща китайскому характеру

Индивидуализм 20 39 Степень коллективизма у китайского народа выше, для них важным моментом является поддержка семьи, коллектива. Это справедливо и для русской культуры

Соревновательность 66 36 Уровень наличия мужских характеристик, связанных со стремлением к карьерному росту и получению конкретного результата, в китайской культуре в два раза превышает российский

Прагматизм 87 81 Степень прагматизма практически одинакова для двух культур: любой результат зависит от ситуации, текущих условий и времени совершения события

Социальные ограничения 24 20 Социальные ограничения сильны в том и другом обществе; отмечается, что представители таких культур имеют склонность к цинизму и пессимизму, мало внимания уделяют качеству проведенного свободного времени

* Источник значений индексов: [3], комментарии авторов.

• тщательный подход к оценке работы студентов, что подразумевает возможность проявить себя при выполнении любых заданий;

• позиционирование преподавателя как носителя большого количества знаний и эксперта и как координатора при проведении занятий.

Заключение

Основные моменты, на которые необходимо сделать акцент в методической работе и которые отражены в данной статье, следующие:

1) сохранение образовательных и научных традиций, заложенных и развитых на ЭФ НГУ с момента его основания. Тесная связь науки с образованием;

2) способность университета «учить учиться», что позволяет выпускникам университета получить навыки быстрой адаптации к любой области деятельности и условиям будущей работы;

3) согласованность учебных программ бакалавриата и магистратуры ЭФ НГУ, использование базовых знаний, полученных студентами в курсах экономической теории и математического моделирования. Акцент на исследовательской составляющей всех финансовых курсов в магистратуре ЭФ НГУ;

4) адаптация преподавателей к новому составу студентов магистерских программ и пересмотр системы преподавания финансовых курсов в бакалавриате с учетом интересов иностранных партнеров;

5) важность применения навыков, используемых в смежных специальностях, в разработке и преподавании финансовых дисциплин. Необходимость использования элементов методики преподавания иностранных языков и принципов теории межкультурной коммуникации в данном процессе.

Список литературы

1. Косарева Л. А., Туманова Н. Б., Сухинина И. А. Professional Development for Foreign Language Teachers / Развитие профессиональных компетенций преподавателя иностранного языка: Учеб.-метод. пособие на англ. яз. Новосибирск, 2011.

2. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture. Unit 2. URL: http://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/8

3. Hofstede G. National Culture. Countries. URL: http://geert-hofstede.com/countries.html

4. Flynn J. R. Asian Americans. Achievement beyond IQ. Hillsdale, N. J.: Erbaum, 1991.

5. Chuang-shen Chen, Shin-ying Lee, Stevenson H. W. Academic Achievement and Motivation of Chinese Students. A Cross-national perspective. Growing up the Chinese Way. Hong-Kong Univ. Press, 1996.

6. Stevenson H. W., Lee S., Chen C., Stigler J. M., Hsu C. and Kitamura S Contexts of Achievement: A Study of American, Chinese and Japanese Children. Monograph of the Society for Research in Child Development, 1990. Vol. 55.

7. Volet S. E., Renshaw P. D. Chinese students at an Australian university: Adaptability and Continuity // D. A. Watkins, J. B. Biggs (Eds.) The Chinese Learner: Cultural, Psychological and Contextual Influences. Hong Kong Univ. Press, 1996. P. 205-220.

Материал поступил в редколлегию 20.05.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.