Научная статья на тему 'Развитие методики музыкального образования при подготовке учителей в высших учебных заведениях РФ и КНР'

Развитие методики музыкального образования при подготовке учителей в высших учебных заведениях РФ и КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая компетентность / учебные планы / планируемые результаты подготовки / комплекс профессиональных требований / когнитивный / операционально-деятельностный / рефлексивный / methodological competence / curricula / planned training results / set of professional requirements / cognitive / operational-activity / reflexive

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Хуэйин, Осеннева Марина Степановна

Целью статьи является обоснование методики музыкального образования как учебной дисциплины профессиональной подготовки учителя музыки в высших учебных заведениях РФ и КНР. Для реализации поставленной цели использованы теоретические методы сравнительного анализа учебно-методического оснащения рассматриваемой дисциплины учебных планов России и Китая и обобщение педагогического опыта профессиональной подготовки музыкантов-педагогов в названных странах. В статье сопоставлены учебные планы подготовки учителя музыки в Московском педагогическом государственном университете, Шанхайском педагогическом университете музыки, Шаньдунском педагогическом университете. Результатами сравнительного анализа явились сформулированные на уровне выводов положения об общих и характерных подходах к преподаванию методики в высших учебных заведениях России и Китая, что объяснимо традициями национальных образовательных моделей различных государств и вариативностью идей философско-педагогической антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лю Хуэйин, Осеннева Марина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION METHODOLOGY IN TEACHER TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CHINA

The purpose of the article is to substantiate the methodology of music education as an academic discipline for the professional training of music teachers in higher educational institutions of the Russian Federation and China. To achieve this goal, theoretical methods of comparative analysis of the educational and methodological equipment of the considered discipline of the curricula of Russia and China and generalization of the pedagogical experience of professional training of musicians-teachers in these countries were used. Тhe article compares the curricula for training music teachers at Moscow State Pedagogical University, Shanghai Normal University of Music, Shandong Normal University. The results of the comparative analysis were the provisions formulated at the level of conclusions on general and characteristic approaches to teaching the methodology in higher educational institutions of Russia and China, which is explainable by the traditions of national educational models of different states and the variability of ideas of philosophical and pedagogical anthropology.

Текст научной работы на тему «Развитие методики музыкального образования при подготовке учителей в высших учебных заведениях РФ и КНР»

Развитие методики музыкального образования при подготовке учителей в высших учебных заведениях РФ и КНР

Лю Хуэйин,

аспирант ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: xiaoxianglengyun@qq.com

Осеннева Марина Степановна,

кандидат педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: ms.osenneva@mpgu.su

Целью статьи является обоснование методики музыкального образования как учебной дисциплины профессиональной подготовки учителя музыки в высших учебных заведениях РФ и КНР. Для реализации поставленной цели использованы теоретические методы сравнительного анализа учебно-методического оснащения рассматриваемой дисциплины учебных планов России и Китая и обобщение педагогического опыта профессиональной подготовки музыкантов-педагогов в названных странах. В статье сопоставлены учебные планы подготовки учителя музыки в Московском педагогическом государственном университете, Шанхайском педагогическом университете музыки, Шаньдунском педагогическом университете. Результатами сравнительного анализа явились сформулированные на уровне выводов положения об общих и характерных подходах к преподаванию методики в высших учебных заведениях России и Китая, что объяснимо традициями национальных образовательных моделей различных государств и вариативностью идей философско-педагогической антропологии.

Ключевые слова: методическая компетентность, учебные планы, планируемые результаты подготовки, комплекс профессиональных требований, когнитивный, операционально-деятельностный, рефлексивный.

Реализация методики музыкального образования в вузах РФ

Методика музыкального образования входит в обязательную часть учебных планов подготовки учителя музыки в РФ. Будучи профессионально значимой, данная дисциплина введена в Ядро высшего педагогического образования страны [1].

В процессе освоения методики музыкального образования у обучающихся формируется методическая компетентность, как готовность применять в деятельности учителя музыки общепрофессиональные, профессиональные и базовые компетенции, адекватные трудовым функциям учителя музыки. Соответственно, по завершению прохождения курса, у студентов должны быть сформированы знания, умения и навыки:

- реализовывать примерные рабочие программы по «Музыке» для начальной и основной школы;

- формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в различных видах музыкальной деятельности детей;

- планировать уроки музыки и внеурочную деятельность обучающихся;

- взаимодействия с коллегами по педагогическому сообществу, учащимися и их родителями по вопросам музыкального образования. Дисциплина осваивается в течение года и предполагает две формы промежуточной аттестации: зачет и экзамен.

В перечень вопросов к зачету включены: сущность методики музыкального образования в контексте идей эстетического развития личности и стратегических направлений модернизации образования РФ; вариативные подходы к организации музыкально-слушательской / вокально-хоровой / музыкально-инструментальной / музыкально-композиционной / музыкально-театрализованной деятельности учащихся.

Параметры оценки ответов на зачете предполагают комплекс компонентов профессиональных требований:

1) когнитивный - сформированность представлений о состоянии, основных тенденциях развития методики музыкального образования как системы научных знаний, раскрывающей закономерности организации процесса обучения, воспитания и развития детей посредством музыкального искусства;

2) операционально-деятельностный - готовность к применению умений и навыков реализации в собственной практической деятельности современных вариативных подходов к организации различных форм и видов музыкальной деятель-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

ности детей; в решении профессиональных задач компетентностного типа в самостоятельной практической деятельности; в самореализации профессионального мышления и креативности, как личностного качества учителя музыки;

3) рефлексивный - готовность учителей музыки к анализу педагогического процесса музыкального обучения, воспитания и развития детей; выявлению и прогнозированию возможных трудностей в формировании универсальных учебных действий - когнитивных, коммуникативных, регулятивных и личностных; целеполагания и конструирования урока музыки и внеурочной деятельности детей в сфере музыкального образования.

Форма текущей аттестации (экзамен) проходит в виде защиты курсовой работы по методике музыкального образования. Такая форма логично объединяет когнитивный, операционально-деятельностный и рефлексивно-аналитический компоненты профессиональных требований, отвечая ведущему принципу образования в РФ -практико-центричности.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Педагогические подходы к изучению детьми балетов П.И. Чайковского в условиях общего музыкального образования в начальной школе.

2. Развитие чувства ритма детей на уроках музыки в начальной школе.

3. Характерные черты урока музыки как основной формы музыкального образования обучающихся.

4. Особенности певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5. Хоровое пение как форма организации внеурочной деятельности детей подросткового возраста.

6. Личность М.С. Казиника и значение его идей для реформирования отечественного музыкального образования.

Дисциплина «Методика музыкального образования» тесно коррелирует с блоком «Практики» и непосредственно подготавливает студентов к прохождению её различных видов - учебной и производственной. Учебная практика позволяет при этом наблюдать, как опытные учителя музыки реализуют в учебном процессе различные образовательные технологии, в том числе, педагогической диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов. Производственная практика (педагогическая) инициирует деятельностный подход к реализации методической компетентности в сфере музыкального образования детей.

Реализация методики музыкального образования в вузах КНР

Шанхайский педагогический университет музыки (КНР) предлагает освоение «Методики преподавания» для обучающихся по направлению «Музыковедение и музыкальное образование». Учебный план содержит ряд модулей, один из которых назван «Главные профессиональные обязательные дисциплины». В этот модуль также входят дисци-

плины «Психология учебной деятельности», «Теория музыкального образования», «Педагогическая практика».

Рассмотрим учебный план Шаньдунского педагогического университета. В него включена учебная дисциплина «Методика музыкального образования». Планируемыми результатами рассматриваются компетенции:

1) осознавать значение музыкального образования в образовательной политике страны; применять основные теории и педагогические подходы к общему музыкальному образованию детей; быть готовым использовать принципы и методы обучения, воспитания и развития умений и навыков творческой самореализации; проектировать (планировать) уроки музыки;

2) понимать ведущие направления реформирования музыкального образования Китая; адаптировать применительно к музыкальной культуре страны методики зарубежных педагогов-музыкантов; владеть пониманием стратегий модернизации музыкального образования Китая;

3) обладания практическими навыками преподавания и осознания педагогических инноваций посредством активного участия в дискуссиях-обсуждениях; работы-с психолого-педагогической литературой; профессионального мышления, креативности в решении проблем и проведении исследований в области преподавания музыки.

Освоение методики музыкального образования в вузах Китая предполагает исторический аспект, психо-физиологический и технологический.

Форма аттестации - экзамен. Критерии оценки: уровень сформированности методических знаний, а также профессиональных умений и навыков практической деятельности.

Реализация методики музыкального образования в вузах РФ и КНР: общие и характерные черты

Анализ педагогического опыта России и Китая в организации процесса освоения будущими учителями методики музыкального образования позволяет увидеть, как общие, так и характерные черты. Так, обе страны считают названную дисциплину базовой. И Китай, и Россия планируемыми результатами освоения методики музыкального образования полагают ряд компетенций; сопрягают учебный предмет с практической деятельностью обучающихся; учитывают, как потребности, так и возможности обучающихся, что содействует многомерности рассмотрения учебных задач на ряде дифференцированных уровней. В России к таковым относят - пороговый, базовый и продвинутый.

Общими также можно констатировать:

- единство РФ и КНР в понимании необходимости лонгитюдного (продолжительного) срока освоения методики музыкального образования;

- единую форму текущей аттестации - экзамен.

Однако, есть и явные отличия. В учебных планах профессиональной подготовки учителя музы-

ки в Российской Федерации дисциплина «Методика музыкального образования» не имеет вариативных аналогов. Анализ подобных документов Китайской Народной Республики показал отсутствие такой договоренности в педагогическом сообществе Китая.

В высших учебных заведениях КНР сегодня актуализируется принцип индивидуализации, и в частности, в освоении методики музыкального образования. Между тем, ведущей для Китая остается фронтальная форма организации учебного процесса. Сравнивая подобное видение с подходами к подготовке учителя музыки в России, следует отметить, что в учебных планах по методике музыкального образования аналогично заявлены групповые формы - лекции, семинары. Но при этом дисциплина одновременно сопряжена с выполнением студентами индивидуальной курсовой работы. Это позволяет максимально учитывать сферу познавательных интересов и индивидуальных предпочтений обучающихся в выборе конкретной проблемы в сфере музыкального обучения, воспитания и развития детей. Следует сказать, что некоторое время назад, курсовой работы по методике музыкального образования не предусматривалось, но тем, не менее, принцип индивидуализации присутствовал и в данном случае, что находило отражение в виде проявления личностных запросов студентов в подготовке выступлений на семинарских занятиях [2].

В Китае ведущим подходом к освоению методики музыкального образования является компе-тентностный. В России наряду с таковым рассматривают личностно-ориентированный, аксиологический, антропологический, технологический, системно-деятельностный, герменевтический, парадигмально-педагогический. Подобное научное обоснование методической системы музыкального образования для педагогического сообщества КНР нехарактерно в силу традиционного смещения акцента с фундаментализма музыкально-педагогических знаний на эстетические ценности [3]. В этой связи в Китае более органичен принцип «очищения сердца». Объяснением подобному факту является философское видение китайскими мыслителями соотношения интуиции и опыта. Так, Ван Говэй, китайский философ эпохи падения империи Цин и становления КНР, писал: «особенность мышления китайцев заключается в реально -сти и общедоступности, тогда, как особенность за -падных людей заключается в умозрительности, на -учности, отвлеченности и классификации» [4].

Литература

1. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 N АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)»).

Электронный ресурс: https://legalacts.ru/doc/ pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения 20.07.2024)

2. Осеннева М.С. Особенности реализации принципа индивидуализации при формировании готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности и его претворение в музыкально-педагогическом образовании/ Маландин В.В., Осеннева М.С. // Музыкальное искусство и образование. 2021. Т. 9. № 4. С. 43-56.

3. Чен Жун. Методика музыкального образования: учебник/ Жун Чен//Шанхай: Шанхайская консерватория музыкальной прессы. 2013. 207 с.

4. Ян Гожун. Позитивизм и современная китайская философия: испр. изд-е/пер. с кит. Ван Юэ и др. - М.: СПб: Нестор-История, 2021. 320 с.

DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION METHODOLOGY IN TEACHER TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CHINA

Liu Huiying, Osenneva M.S.

Moscow Pedagogical State University

The purpose of the article is to substantiate the methodology of music education as an academic discipline for the professional training of music teachers in higher educational institutions of the Russian Federation and China. To achieve this goal, theoretical methods of comparative analysis of the educational and methodological equipment of the considered discipline of the curricula of Russia and China and generalization of the pedagogical experience of professional training of musicians-teachers in these countries were used. The article compares the curricula for training music teachers at Moscow State Pedagogical University, Shanghai Normal University of Music, Shandong Normal University. The results of the comparative analysis were the provisions formulated at the level of conclusions on general and characteristic approaches to teaching the methodology in higher educational institutions of Russia and China, which is explainable by the traditions of national educational models of different states and the variability of ideas of philosophical and pedagogical anthropology.

Keywords: methodological competence, curricula, planned training results, set of professional requirements, cognitive, operational-activity, reflexive.

References

1. Letter of the Ministry of Education of Russia dated 14.12.2021 N AZ-1100/08 "On the direction of information" (together with the "Methodological recommendations for the training of personnel in pedagogical bachelor's degree programs based on uniform approaches to their structure and content ("Core of Higher Pedagogical Education")"). Electronic resource: https://lega-lacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021 -n-az-110008-o-napravlenii/ (date of access 20.07.2024)

2. Osenneva M.S. Features of the implementation of the principle of individualization in the formation of students' readiness for research activities and its implementation in musical and pedagogical education / Malandin V.V., Osenneva M.S. // Musical art and education. 2021. T. 9. No. 4. P. 43-56.

3. Chen Rong. Methods of music education: textbook / Rong Chen // Shanghai: Shanghai Conservatory of Music Press. 2013. 207 p.

4. Yang Guozhong. Positivism and modern Chinese philosophy: revision. ed/trans. from China Wang Yue and others - M.: St. Petersburg: Nestor-History, 2021. 320 p.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.