История, теория и методика музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-141-157
В ПОИСКАХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ РОССИИ
М. С. Осеннева, Лю Цюнь*,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435
Аннотация. В статье рассматриваются противоречия, обусловившие необходимость цифрового обеспечения процесса освоения будущими учителями музыки России музыкальной культуры Китая. В поисках подходов к разработке такого обеспечения авторы приходят к мысли о целесообразности создания электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая». Методологической базой при определении его содержания и структуры стали музыковедческий, психологический и педагогический подходы. В своей совокупности они обеспечивают многовекторную характеристику самобытности китайской музыкальной культуры, её национальных особенностей. В содержании разработанного ресурса выделены два уровня: базовый и повышенный. При характеристике каждого из них дано обоснование их блочно-модульного построения и педагогического предназначения всех выделенных структурных компонентов. На базовом уровне студенты знакомятся с преимущественно знаниевой составляющей. Содержание повышенного уровня направлено на расширение осваиваемых знаний и их практическое применение. Тем самым работа с данным электронным образовательным ресурсом способствует повышению готовности будущих учителей к реализации приобретённых знаний и практических умений в своей профессиональной деятельности при ознакомлении учащихся с китайской музыкальной культурой в музыкально-инструментальной, музыкально-пластической и вокально-хоровой деятельности.
Ключевые слова: методологические подходы, музыковедческий ракурс, педагогический ракурс, психологический ракурс, электронный образовательный ресурс, базовый уровень, повышенный уровень, музыкальная культура Китая, учитель музыки России.
141
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент М. С. Осеннева.
© Осеннева М. С,Лю Цюнь, 2021 0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License
The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 2 2021, vol. 9, no. 2
Благодарности: авторы благодарят профессорско-преподавательский состав кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета за конструктивные предложения в ходе обсуждения научной статьи.
Для цитирования: Осеннева М. С., Лю Цюнь. В поисках подходов к разработке электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» для студентов педагогических вузов России // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 2. С. 141-157. DOI: 10.31862/2309-14282021-9-2-141-157.
DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-141-157
IN SEARCH OF APPROACHES TO DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE "MUSICAL CULTURE OF CHINA" FOR STUDENTS OF RUSSIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
Marina S. Osenneva, Liu Qun*,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435
142
Abstract. The article examines the contradictions that caused the need for digital support for the process of learning the musical culture of China by future music teachers of Russia. In search of approaches to the development of such software, the authors come to the idea of the expediency of creating an electronic educational resource "Musical Culture of China". The methodological basis for determining its content and structure was the musicological, psychological and pedagogical approaches. In their entirety, they provide a multi-vector characteristic of the identity of Chinese musical culture, its national characteristics. This resource has two levels, basic and advanced. When describing each of them, the justification of their block-modular construction and the pedagogical purpose of all the selected structural components are given. At the basic level, students get acquainted with the predominantly knowledge component. The content of the advanced level is aimed at expanding the acquired knowledge and their practical application. The work with this electronic educational resource helps to increase the readiness of future teachers to implement the acquired knowledge and practical skills in their professional activities when introducing students to Chinese musical culture in musicalinstrumental, musical-plastic and vocal-choral activities.
* Scientific supervisor - PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor Marina S. Osenneva.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 2 2021, vol. 9, no. 2
Keywords: methodological approaches, musicological perspective, pedagogical perspective, psychological perspective, electronic educational resource, basic level, advanced level, musical culture of China, music teacher of Russia.
Acknowledgements: The authors thank the teaching staff of the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education Moscow Pedagogical State University (MPGU) for their constructive suggestions during the discussion of the scientific article carried out as part of the scientific internship.
For citation: Osenneva M. S., Liu Qun. In Search of Approaches to Development of Electronic Educational Resource "Musical Culture of China" for Students of Russian Pedagogical Universities. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 9, no. 2, pp. 141-157 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-141-157
Введение
Учебные планы подготовки педагога-музыканта в России включают дисциплины, направленные на становление мастерства будущих учителей музыки, формирование их умений:
• учить детей понимать интонационное своеобразие музыкального языка разных народов мира;
• воспитывать посредством музыки разных стран и народов толерантные отношения между людьми независимо от их национальности;
• развивать интерес к музыкальному творчеству разных народов в различных видах музыкальной деятельности.
Однако в современных условиях обозначился ряд противоречий между:
• актуальностью учебных дисциплин, формирующих у будущих учителей музыки РФ готовность к формированию у детей представлений о «музыкальной палитре» мира, и недостаточной учебно-методической обеспеченностью процесса изучения студентами музыкально-педагогических вузов РФ особенностей музыкальных инокультур;
• усилением межкультурных контактов РФ и Востока, в частности с Китайской
Народной Республикой, и прежней ориентацией российских педагогических вузов на изучение зарубежной музыкальной культуры Запада.
Данный факт обусловливает затруднения студентов в практической деятельности по формированию представлений детей о традиционной музыке Китая и музыке китайских композиторов академической направленности. Разрешение указанных противоречий видится в разработке электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» л ¡п как цифрового обеспечения процесса освоения будущими учителями музыки России музыкальной картины мира.
Методологические подходы к разработке электронного образовательного ресурса
«Музыкальная культура Китая»
Методологической базой разработки электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» является комплекс научных подходов: музыковедческий, психологический и педагогический. В своей совокупности они способствуют освоению будущими учителями музыки многовекторной характеристики
самобытности китайской музыкальной культуры, её национальных особенностей. Рассмотрим отличительные черты реализации каждого из них с точки зрения определения содержания разрабатываемого ресурса.
При разработке музыковедческого ракурса основополагающими стали концепции Т. В. Чередниченко [1] и Н. Г. Шахназаровой [2].
В соответствии с теорией музыкального фольклора Т. В. Чередниченко [1], в электронный образовательный ресурс были включены учебные материалы, приближающие студентов к пониманию психического склада китайской традиционной и профессиональной музыки, особенностей мировосприятия нации, специфики китайского национального стиля, объективно существующей универсальности жанровой дифференцированности в классификации народных песен на трудовые, лирические, обрядовые песни. Тем самым - способствующие осмыслению народной музыки как, своего рода, дублирования жизни, как «звучащей повседневности» [1, с. 131].
Предлагаемый Н. Г. Шахназаровой AAA подход к характеристике музыкальной культуры Китая [2] стал основой для рассмотрения национального в китайской музыкальной культуре сквозь призму её мелодико-интонационного строя, ладового, метроритмического и тембрового своеобразия; специфических жанров (шо-чан, цзинцзюй, юэцзюй, лаодугэ, эргэ и т. д.); неповторимости интонационного строя речи, особенностей эмоционального мировосприятия человеком.
При разработке психологического ракурса основополагающими направлениями стали:
• развитие когнитивных процессов: восприятия (аудиального и визуального), внимания (с учётом степени концентрации, возможностей переключаемости,
распределения в освоении характерных особенностей музыкальной культуры Китая), мышления (оперирование понятийными, образными и действенными компонентами в презентации учебного материала по музыкальной культуре Китая, а также на тренажёрах по проверке сформированных знаний, умений, навыков); воображения (воссоздающего в музыкально-исторической, музыкально-теоретической деятельности и творческого в музыкально-слушательской, музыкально-пластической, инструментальной), памяти (наглядно-образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной посредством мобилизации актов запоминания учебного материала по музыкальной культуре Китая и воспроизведения, узнавания в применении тренажёров блока тестовых заданий);
• актуализация комплекса стилей мышления (алгоритмического в осознании структуры музыкальной культуры Китая, наглядно-образного в освоении характерных особенностей китайского народного и профессионального творчества; теоретического в освоении жанровой специфики, ладовой организации, формообразования образцов песенной, инструментальной, песенно-инструмен-тальной китайской музыки);
• ориентация на взаимосвязь различных видов мышления: практически-действенного (направленного на решение учебной задачи в профессиональной работе учителя музыки по организации различных видов музыкальной деятельности учащихся), наглядно-образного (предполагающего осмысление учебной задачи на образном материале песенного, инструментального, театрального, народного и профессионального творчества Китая); словесно-логического (решение задачи характеризовать в вербальной (словесной) форме особенности традиционной и классической музыки Китая в контексте истории китайского
государства и эстетики философской мысли, диалога Востока и Запада);
• реализация здоровьесберегающего подхода при определении дизайнерского решения оформления электронного ресурса, не вызывающего депрессивного состояния и других нарушений психики.
В основу разработки педагогического ракурса был положен компетентност-ный подход, позиционируемый как ориентацию на формирование комплекса универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, деятель-ностно-личностных и рефлексивных, обеспечивающих овладение студентами:
• ключевыми компетенциями - системным и критическим мышлением, межотраслевой коммуникацией в постижении истории, философии, религии, эстетики китайского государства в контексте информационно-семантического пространства, в рамках которого, как справедливо отмечает У Ген-Ир, развивалась этнонацио-нальная модель музыкальной культуры Китая, как мировосприятие, имеющее характерный музыкально-звуковой код [3];
• общепрофессиональными компетенциями - готовностью к построению воспитательной образовательной среды, духовно-нравственному воспитанию обучающихся, развитию уважения к уникальности и ценности культур народов мира, в частности Китая;
• профессиональными компетенциями, адекватными трудовым функциям и трудовым действиям учителя музыки в соответствии с Профессиональным стандартом педагога РФ, предполагающим готовность к организации различных видов музыкальной деятельности обучающихся (музыкально-слушательской и музыкально-исполнительской) при освоении «музыкальной палитры» мира на примере этнонациональной модели музыкальной культуры Китая.
Для достижения планируемых результатов содержание электронного образовательного ресурса было сориентировано на формирование:
• знаний теории и истории музыкальной культуры Китая;
• умений и навыков творческой самореализации, применения в профессиональной деятельности текстовых, видео-, аудио-, нотных материалов цифрового контента в организации различных форм музыкального образования, в том числе самостоятельной работы обучающихся по освоению музыкальной культуры Китая;
• готовности к организации различных видов музыкальной деятельности по освоению китайской музыкальной культуры: музыкально-слушательской, вокально-хоровой, музыкально-пластической, музыкально-инструментальной;
• отношения - личностной профессиональной позиции учителя музыки в решении комплекса воспитательных, обучающих, развивающих задач в освоении музыкальной культуры Китая.
Специальное внимание при разработке электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» было уде- л 1 р лено реализации вариативного подхода как одного из ведущих векторов современного образования. В соответствии с ним в содержании контента были выделены два уровня: базовый и повышенный.
Общая характеристика структуры и содержания электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая»: базовый уровень
Базовый уровень электронного музыкального ресурса состоит из двух блоков:
1. «Традиционная музыкальная культура Китая» (zhбnggu6 Лиа^о^ ущуие чжунго чуаньтун иньюэ);
146
2. «Классическая музыкальная культура Китая» (^^^Щ gйdian утуиё или ХЛпЩ wënгën утуиё вэньжэнь иньюэ).
В дополнение к ним в содержание включён заключительный раздел, содержащий тестовые задания для проверки качества освоения студентами пройденного материала.
Общая структура базового уровня электронного образовательного ресурса представлена на рисунке 1.
При выделении в электронном образовательном ресурсе базового уровня двух основных блоков за основу была принята позиция Г. В. Драча, который обоснованно считает, что «любая культура имеет две стороны - устойчивую, консервативную и развивающуюся, новаторскую. Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта в истории. Развивающаяся сторона культуры представляет собой постоянное открытие нового, творчество, изменение» [4, с. 159].
Охарактеризуем в предельно лаконичном виде содержание каждого из выделенных структурных компонентов.
Блок «Традиционная музыкальная культура Китая» ФШШ^^Щ (гИо^-gu6 сИиапгё^ утуие чжунго чуаньтун иньюэ) состоит из 4 модулей:
1) «Народные песни - миньгэ (й^ тт gë)»;
2) «Инструментальная музыка -миньцзу циюэ (йШ^^ т^и qiyuë)»;
3) «Музыка песенных сказов - шочан иньюэ (Ш^М^Щ shuбchang утуиё)»;
4) «Музыка драмы - цзинцзюй иньюэ (ЖЙ^Щ xiqй утуиё)» (Пекинская опера).
Включение в первый модуль китайской народной песни объяснимо исторически сложившимися представлениями о том, что именно данный вид народного творчества лежит в основе музыкальной культуры страны. Так, например, Е. В. Виноградова [5], У Ген-Ир [3] приводят исторические и мемуарные хроники, как очевидное свидетельство факта популяризации и бережного сохранения китайцами своего песенного наследия:
• создание книги песен «Шицзин» в эпоху Западная Чжоу (ХП-УШ века до н. э.); труда, основанного на народной музыке «Юаньбэй» Юаньской династии (конец XIII - середина XIV века) и др.;
Содержание
Традиционная музыкальная культура Китая
(ФШШ^ПШ чжунго чуаньтун иньюэ ) •народные песни ([^Щ миньгэ) •инструментальная музыка (миньцзу циюэ ) •песенные сказы | |ж шочан иньюэ )
•музыка драмы пШ цзинцзюй иньюэ )
Классическая музыкальная культура Китая
(ЙШПШ чжунго гудянь иньюэ) классический народный танец
с гудянь миньцзяньву )
музыка китайских композиторов
("ФВ^ДО^рдук чжунго цзоцюй цзяиньюе ) • инструментальные жанры ( (^^^М юеци лэпспн •сценические жанры вутай лэйсин )
вокально-хоровые произведения (^^□"Рв'Ст шэнюе хэчан цзопинь) Тесты
Рис. 1. Структура базового уровня электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» Fig. 1. The structure of the basic level of the electronic educational resource "Musical Culture of China"
• упоминание в исторических хрониках об обработках народных песен в Древнем Китае, в частности Цюй Юань (340-278 до н. э.);
• существование в 112 году до н. э. Музыкальной палаты «Юэфу», целью которой являлось сохранение и классификация народных песен.
Для освоения студентами различных жанров китайской песни (детских, трудовых, политических, обрядовых, лирических) в этот модуль включены нотные материалы, тексты песен на китайском языке, транскрипции, аудио- и видеозаписи.
В качестве примера оформления этого модуля приведём один из слайдов, который знакомит студентов с лирической песней «Сю Хэ Бао» «Вышивать кошелёк» (рисунок 2).
При характеристике песен описательные текстовые материалы музыковедческого характера преднамеренно не были представлены, поскольку первостепенной задачей этого модуля является формирование у пользователя опыта аудио- и визуального восприятия феномена китайской музыкальной культуры.
В результате работы с данным контентом студенты обогащают свой интонационно-слуховой опыт, приближаются к постижению присущих интонационному строю китайской народной песенно-сти таких особенностей, как:
• красочность лада пентатоники -национально колоритного элемента, согласно Н. Г. Шахназаровой [6], а также пентатоники с двумя дополнительными ступенями (семизвуковой музыкальной системы) и двенадцатизвуковой -люй-люй);
• своеобразие одноголосия, обусловленное фонетикой народной речи (Р. И. Грубер) [7];
• плавность движения мелодии при наличии скачков от кварты до октавы, что позволяет утверждать сочетание вокального и инструментального начала, придающего узорчатую орнаментальность мелодике народных песен;
• сочетание строгости метроритмической организации мелодии (преобладание размеров 2/4 и 4/4) и свободной им-провизационности (5-ти и 7-ми дольные размеры);
Лирическая песня
«Вышивать кошелек» ШЩ^
ит
147
Рис. 2. Образец слайда с презентацией китайской народной песни «Сю Хэ Бао» («Вышивать кошелёк») Fig. 2. Sample slide with presentation of Chinese folk song "Xu He Bao" ("Embroider a purse"]
• повторение и свободная имитация с транспозицией мелодии на кварту или квинту как характерные способы развития;
• широкий диапазон при преобладании высокого светлого регистра, характерные переходы из высокого регистра в низкий;
• «рельефность» мелодики ввиду наличия синкопированного ритма и мелизмов (украшений);
• специфическое понимание формы (в частности, девятитактовое строение периода);
• наличие как общих особенностей, характерных для китайского песенного творчества, так и характерных, определяемых географическим положением и принадлежностью к конкретной местности (провинции) или национальному меньшинству (уйгуров, таджиков и т. д.)
Во втором модуле «Инструментальная музыка» представлены наиболее популярные в народе китайские инструменты. В структурном отношении они систематизированы в соответствии с общепринятой европейской классификацией по способу звукоизвлечения (струнные 1АС смычковые, струнные щипковые, духовые, ударные). Основанием для такого подхода к разработке данного модуля послужило отмеченное Н. Г. Шахназаровой некоторое сходство разных культур, несмотря на их отличия. Исследователь отмечает: «Являясь достижением национальной культуры, они [достижения национальной культуры] в то же время "переступают" границы своей страны и приобретают интернациональное звучание» [6, с. 79]. Таким образом, при знакомстве с традиционной инструментальной музыкой Китая народные музыкальные инструменты сгруппированы следующим образом:
• струнные щипковые инструмены: гуцинь, дунбула, жуань, жэвапу, люцинь,
чжэн, люцинь, пипа, саньсянь, циньцинь, шукунхоу, юэцинь;
• струнные смычковые инструменты: гоху; баньху, дусяньцинь, лэцинь, ма-гуху, матоуцинь, сицинь, цзинху, чжуй-цинь, эрсянь, эрху и др.
• духовые инструменты: баву, бисяо, ди, дунди, лушэн, мандуи, сона, сунь, ту-лян, чи, хоугуань, шэн;
• ударные инструменты: бяньчжун, нагэлагу, сабаи, тайпингу, хуапэньгу, ши-мяньло, яолин, яогу, сянцзяогу.
Формат цифрового контента изначально даёт возможность обучающимся получить визуальное представление о том или ином музыкальном инструменте и услышать его звучание.
Назначение третьего модуля «Песенные сказы» - формирование представлений студентов о существующем в Китае феномене - шочан. Как отмечает У Ген-Ир, это - пе-сенно-повествовательные композиции, «где поэтический сказ (шо) нараспев чередуется с пением (чан)» [3, с. 179]. Для знакомства с данным феноменом в содержание ресурса введены весьма показательные в этом отношении видеозаписи: «Погребение саранчи» (провинция Шаньдун); «Путешествие в Ху-нань» (провинция Хнунань); «Встреча А Ци с мамой» (провинция Аньхой); «Музыкальный сказ» г. Суцянь, (провинция Цзянсу).
Видеозаписи песенных сказов предоставляют студентам возможность раскрыть для себя:
• функциональное назначение жанра как изложения в пении исторических событий, описания образов героев, истолкования мыслей о человеческих чувствах и ценностях;
• традиционное для данного феномена количество участников исполнения (от 1 до 4 человек);
• наиболее распространённые способы сопровождения песенных сказов на барабане, гонге, яньцаьнь, саньсянь и т. д.;
• особенности исполнения: сидя на стульях (таньцы); стоя под барабан (ку-айбань); танцуя (эржэньчжуань) и др.
Аналогичный подход реализуется и при разработке материалов четвёртого модуля «Музыкальная драма». Его цель - формирование представлений студентов о национальном сценическом искусстве Китая, объединяющем элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и боевых искусств.
Понять сущность данного феномена музыкальной драмы Китая студентам помогут видеоматериалы электронного ресурса: фрагменты Пекинской оперы (цзинцзюй) «Прощай, моя наложница» (постановщик: Цин И Цзюйши); Шао-синская опера (юэцзюй) «С неба является младшая сестра» (постановщик: Сюй Цзинь); Хубэйская опера (хуанмэйси) «Женщина нарядилась мужчиной» (постановщик: Ван Чжаоцянь); Цзянсуская опера (куньцюй) «Пионовая беседка или сон в саду» (постановщик: Тан Сяньцзу); Гуаньдунская опера (юэцюй) «Дочь императора - Сян Яо» (постановщик: Тан Ди-шэн); Хэнаньская опера (Хэнань юэ дяо) «Взять умом Цзян Вэй» (постановщики: Ли Су, Хуа Эрши); Шэньсиская опера (циньцян) «Добрая золовка» (постановщик: Ван Ци Хан); Шанхайская опера (хуцзюй) «Мелкая монета» (постановщики: Дун Юань, Лю Жу Цзэн).
Достаточно большой ряд примеров китайской оперы позволит, на наш взгляд, студентам составить представление о таких её особенностях, как:
• слияние жанров комедии и трагедии;
• использование необычного театрального грима, цвета которого соотносятся с моральными качествами: красный -символ высокого морального облика, храбрости, верности, честности; белый цвет - лицемерия и лжи; оранжевый - ума и образованности; чёрный - прямоты,
отваги; синий - храбрости; зелёный - решительности; жёлтый - стойкости и т. д.;
• владение исполнителями особой техникой, заключающейся в умении петь, декламировать, перевоплощаться, жестикулировать, применять пластические и пантомимические движения как способы игры -«руками», «глазами», «туловищем»;
• отсутствие привычных декораций и мизансцен;
• специфика распределения ролей по «амплуа»: шен (мужские роли: важные лица старшего поколения, средних лет, воины), дан (женские роли: приятного и неприятного характера), цзин (роли с открытым и смелым характером); чоу (комические добродушные персонажи), мо (роли второго плана).
• сочетание в опере медленных арий, декламации речитативного характера; отсутствие ансамблевых и хоровых сцен;
• характерный состав оркестра, включающего струнные и ударные инструменты: цзинху, цзинэрху, юэцинь, со-на, саньсянь, а также даньпигу, бань, маленький гонг сяоло, большой гонг дало и пара цимбал наобо.
Блок «Классическая музыка Ки- л м тая» (^А^Щ gйdian утуие или ЖЛ wënrën утуие вэньжэнь иньюэ)» включает в себя два модуля:
1. «Классический народный танец гудянь миньцзяньву (^АМЙ^ gйdian mínjianwй)»;
2. «Музыка китайских композиторов чжунго цзоцюй цзяиньюе
^ zhбnggu6 zu6qй jiayínyuë).
Такая структура выбрана в опоре на классификацию А. В. Новосёловой, согласно которой классическая музыка Китая обладает высокой степенью культиви-рованности и внутренне организована в соответствии с грамматическими нормами, разработанными в рамках установленной эстетической системы. Это
музыка высокой традиции, не связанная с ритуалом и практикуемая в среде вэнь-жэнь - «учёных людей», «образованных людей» [8].
В модуле «Классический народный танец» представлены композиции: «Танец дракона», «Танец львов», «Пляска Янгэ», «Тысячерукая Гуань инь», «Танец теней», «Приносить жертву Конфуцию», «Танец с барабанами», «Струящиеся рукава», «Танец с шёлковыми лентами», «Танец с веером», «Танец Ханьской и Танской династии», «Танец Дунь Хуан» и др. Такая достаточно большая подборка целесообразна для формирования у пользователя электронного образовательного ресурса представлений о многогранности китайского классического танца, возникшего на основе народного и преобразованного в 1919 году в классический, что связано с деятельностью художников и хореографов, систематизировавших национальные танцевальные движения.
Модуль «Музыка китайских композиторов» состоит из трёх разделов:
• инструментальные жанры (юеци л рл лэйсин yueqi leixíng);
• сценические жанры (вутай лэйсин ШпШШ wutái leixíng);
• вокально-хоровые произведения (шэнюе хэчан цзопинь
sheng yue hé chang zuo pin).
Материал, включённый в данный модуль, даёт обучающимся возможность познакомиться с творчеством композиторов КНР, представленным различными жанрами, характерными для европейской музыки в силу объективного существования диалога культур Востока и Запада:
• Симфония № 1, op. 27 Чжу Цзянь Эр, Симфония № 2 Ма Сицун, Симфония № 1 «Моя страна» Чэнь Пейсунь, Сюита «Праздник весны» Ли Хуанчжи (аудиозаписи);
• Концерт для фортепиано с оркестром «Жёлтая река» Инь Чэнцзун (видеозапись исполнения);
• балеты «Красный женский отряд» (Ву Цзуцян, Ду Минсинь, Дай Хунвэй, Ши Ваньчунь, Ван Яньцао), «Седая девушка» (Янь Цзиньсюань), «Сыновья и дочери» (Гэ Гуанжуй, Чэн Кай, Шифу), «Славить в песнях И Мэн» (Лю Тинюй, Ду Минсинь, Лю Лин) - видеозаписи;
• Кантата «Жёлтая река» Сиань Синхай (аудиозапись).
Подбор и выстраивание предлагаемого ряда музыкальных произведений проходили с ориентацией на исследования А. В. Новосёловой, выделяюшей в творчестве китайских композиторов две генеральные линии:
• сочинение произведений по канонам европейской композиторской школы и европейских по стилистике;
• сочинение произведений по канонам европейской композиторской школы, но с разной степенью стилизации (с использованием музыкальных мотивов, заимствованных из разных слоёв китайской музыки, с использованием тембров китайских музыкальных инструментов) [8].
Завершающим разделом ресурса базового уровня, как уже отмечалось, стал блок тестовых заданий для самопроверки полученных знаний о музыкальной культуре Китая.
Общая характеристика структуры и содержания электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая»: повышенный уровень
Электронный образовательный ресурс повышенного уровня, по сути, является продолжением мультимедийного сопровождения процесса освоения
студентами музыкальной культуры Китая в соответствии с концентрическим принципом. Как известно, для адекватного осознания иной музыкальной культуры, недостаточно наличия исключительно чувственного восприятия реципиентом принадлежащих ей музыкальных образцов. Непременно требуется изучение социальных и культурных контекстов музыки, конкретных понятий и терминов, существующих в этой музыкальной культуре, строя музыкального мышления и менталитета её носителей, основных характеристик данной цивилизации [9].
Обозначенная позиция определила содержание и структуру электронного ресурса повышенного уровня, который состоит из трёх блоков и так же, как базовый уровень, завершается блоком, включающим практические задания для самостоятельной работы:
1) изучаем музыкальную культуру Китая в контексте истории государства и эстетики Востока;
2) учимся исполнять образцы музыкальной культуры Китая;
3) читаем о музыкальной культуре Китая;
4) проверяем наши знания о музыкальной культуре Китая.
Общая структура повышенного уровня электронного образовательного ресурса представлена на рисунке 3.
Кратко охарактеризуем содержание блоков, каждый из которых состоит из нескольких модулей.
Так, блок «Изучаем музыкальную культуру Китая в контексте истории государства и эстетики Востока» включает три модуля:
1) музыкальная культура Древнего Китая;
2) музыкальная культура Средневекового Китая;
3) музыкальная культура Нового Китая.
В подобном условном делении истории на этапы лежит принятая в настоящее время в трудах музыковедов периодизация Р. И. Грубера [7] и У Ген-Ира [3]. Однако в содержательном отношении она адаптирована применительно к вузовской подготовке будущих учителей музыки к работе в системе общего музыкального образования в России.
В ресурсе повышенного уровня, как и в электронном образовательном ресурсе базового уровня, сочетаются наглядность и информативность. В связи с этим учебный материал, например о музыкальной культуре Древнего Китая, освещает исторические артефакты, высказывания Конфуция, рассматривающего музыку средством управления государством, а также фактором воспитания людей и достижения гармонии в семье и обществе; археологические находки музыкальных инструментов Древнего Китая и исторические документы об особенностях ладовой структуры китайской музыки. Образец одного из слайдов данного модуля представлен на рисунке 4.
Необходимо подчеркнуть, что контент данного и других модулей этого бло- л рл ка логично согласован с фрагментами книги В. П. Шестакова «Музыкальная эстетика Востока» [10], предложенной в третьем блоке в списке рекомендованной литературы. Обратившись к указанному источнику, студент получает возможность познакомиться более детально с древнейшими литературными памятниками Китая, в частности с «Книгой песен» («Шицзин» Х^УП век до н. э.), расширяющей, согласно принципу концентричности освоения учебного материала, представления студентов о жанрах китайской народной песни, сформированные в работе с электронным образовательным ресурсом базового уровня. Одновременно работа студента
Содержание
Изучаем музыкальную культуру Китая в контексте истории государства и эстетики Востока
— музыкальная культура Древнего Китая
— музыкальная культура Средневекового Китая
— музыкальная культура Нового Китая
Учимся исполнять образцы музыкальной культуры Китая
— играем на китайских народных музыкальных инструментах
— разучиваем китайские народные танцы
— поём китайские народные песни на языке оригинала
Читаем о музыкальной культуре Китая
— рекомендуемая литература для самостоятельной работы
— дополнительная литература для самостоятельной работы
Проверяем наши знания о музыкальной культуре Китая — практические задания
Рис. 3. Структура повышенного уровня электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» Fig. 3. The structure of the advanced Level of the electronic educational resource "Musical culture of China"
152
с текстовым материалом книги В. П. Ше-стакова формирует новые знания, которые связаны с освоением музыкальной культуры Китая в контексте эстетики философской мысли раннего конфуцианства: Конфуция (551-479 гг. до н.э.); Сюнь-цзы (ок. 315-236 гг. до н. э.); Мэн-цзы (390-305 гг. до н. э.); Мо-цзы (У-ГУ века до н. э.); правления династии Хань: Сунн Юй (ок. 290-233 гг. до н. э.); Сыма Сян - Жу (179117 гг. до н. э.); Ин Шао (II век н. э.).
Содержание модуля «Музыкальная культура Средневекового Китая» даст обучающимся информацию:
• о жанрах музыки данного исторического этапа: я-юэ, су-юэ, о музыке банкетов (янь-юэ), инструментальной (ху-юэ), военной (кучуй), театральной (сан-юэ).
При этом гиперссылки на фрагменты книги «Ли Цзи» («Описание этикета» в разделе «Юе Цзи» («Описание музыки»),
Музыкальная культура Древнего Китая
Кун Фу-цзы (552 - 479 до н.э.)
О музыке Учитель так сказал: - О, музыка! Услышать - это мало. Но слиться с нею нужно для начала, И следовать за нею в тронный зал.
Эхо Конфуция
Музыкальная Страна Китай на Волшебном острове Эхо http://sseas7.narod. ru/ china. htm
Рис. 4. Образец одного из слайдов модуля «Музыкальная культура Древнего Китая» Fig. 4. Sample of one of the module slides "Musical Culture of Ancient China"
представленной в модуле «Для самостоятельной работы», содержат:
• указания на расположение музыкальных инструментов, требований к программам церемоний и обрядов;
• сведения об открытии специальных учебных заведений, в том числе, консерватории Грушевого сада, в которой, согласно данным музыковеда Р. И. Грубера [7], обучалось 1000 будущих музыкантов;
• информацию о популяризации зрелищных искусств и возникновении пекинской оперы (музыкальной драмы цзинцзюй);
• факты становлении северной и южной традиции в музыкальной культуре Китая.
Модуль «Музыкальная культура Нового Китая» соотносится с представленными в третьем блоке статьями китайских композиторов и музыковедов Инь Фа-лу «Наши замечательные музыкальные традиции», Ма Кэ «Китайская народная песня», Хо Лу-тин «Проблемы национальной формы в китайской музыке», Лю Цзи «О некоторых вопросах в музыкальной теории и критике», Ма Сы-цун «О творчестве молодёжи», Ли Хуань-чжи «Творческий путь Си Син-хая». Образец одного из слайдов данного модуля представлен на рисунке 5.
Специально следует отметить, что электронный образовательный ресурс повышенного уровня способствует также формированию знаний студентов о трактовке музыки в ортодоксальных религиях Китая: даосизме, понимающем музыку как содействие проявлению естественных эмоциональных реакций человека в установлении гармонии его с природой; буддизме, видящем в музыке мистическое начало, способное постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Этому способствует просмотр видеозаписей с образцами вокальной и инструментальной религиозной музыки, её исполнением в даосском монастыре провинции Хэбэй. в китайских буддистских храмах, в частности на религиозной церемонии проповедника буддистского учения Чжитан Фаши.
В целом содержание электронного образовательного ресурса повышенного уровня построено таким образом, что усиливает как знаниевую, так и технологическую составляющие, направленные на освоение китайской музыкальной культуры. Тем самым преднамеренно возрастает значение компетентностного подхода не только с позиции обретения необходимых знаний, но и возможности их применения в собственной
Рис. 5. Образец одного из слайдов модуля «Музыкальная культура Нового Китая» Fig. 5. Sample of one of the module slides "Musical Culture of New China"
профессиональной деятельности учителя музыки: в музыкально-инструментальной, музыкально-пластической, вокально-хоровой деятельности учащихся.
В связи с этим блок «Учимся исполнять образцы музыкальной культуры Китая» представлен комплексом из трёх модулей:
1) «Играем на китайских музыкальных инструментах», в который включён рад видеозаписей, позволяющих освоить алгоритм обучения игре на флейте сяо, окарине сюнь, пипе, яогу;
2) «Разучиваем народные китайские танцы», освоению которых помогают видеоописания движений, представленные в ресурсе;
3) «Поём китайские песни на языке оригинала». В данном модуле представлена информация об особенностях китайского языка: наличии инициалей, финалей (монофтонгов и составных), тонов, что в дальнейшем учитель музыки сможет применить в своей работе, отрабатывая произношение отдельных согласных и гласных китайского языка в текстах народных песен и песен китайских композиторов.
л р! Следующий блок - «Читаем о музыкальной культуре Китая» - разделён на два модуля:
1) рекомендуемая литература для самостоятельной работы;
2) дополнительная литература для самостоятельной работы.
Работая с литературой, размещённой на диске, которая предлагается в первом модуле, и дополнительной литературой, списки которой приводятся во втором модуле, студент может получить представления о китайской музыкальной культуре в той или иной наиболее интересной для него области. Так, например, для интересующихся особенностями музыкальной культуры Средневекового Китая предлагаются фрагменты «Оды музыке
Великого Единства» Ван Юй Чэн (XI век), «Красная стена» Су Ши (XI век); «О музыке» Су Сюнь (1009-1065 гг.). Тем, кого привлекает музыкальная культура Нового Китая, будут интересны более развёрнутые данные: о создании Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства, Союза работников музыки (с 1959 года - союз китайских музыкантов); становлении системы музыкального образования, открытии музыкальных институтов (г. Ухань, г. Шэньян, г. Сиань, г. Чэнду), музыкальных училищ; организации фольклорных ансамблей; об открытии Центрального государственного театра оперы, Китайского оперного театра; появлении камерно-инструментальных и симфонических произведений (Ма Си-цун, Цюй Вэй, Чжу Цяньэр); создании музыкальных журналов; проведении традиционных музыкальных фестивалей «Шанхайская весна», «Фестиваль музыки и цветов Гуанчжоу», «Пекинский фестиваль хоровой музыки» и др.
Наряду со статьями китайских авторов, студентам предлагается познакомиться с материалами исследований российских учёных. К примеру, работая со статьей Е. В. Виноградовой [5], будущие учителя музыки РФ смогут выявить предпосылки преобразований Нового Китая:
• открытие композитором Сяо Ю-мэй музыкального отделения в Пекинском университете (1919);
• открытие Цай Юань-пэем и Сяо Ю-мэем консерватории, симфонического оркестра европейского типа под управлением Сяо Ю-мэя (1927);
• создание композитором Си Син-хай (Сянь Син-хай) профессиональной школы, органично сочетающей характерные черты музыки различных народов, населяющих Китай, а также традиции европейского композиторского письма.
В заключительном блоке электронного образовательного ресурса повышенного уровня, аналогично ресурсу базового уровня, предложен ряд тестовых и практических заданий. В качестве примера одно из практических заданий, весьма показательное, с нашей точки зрения, приведено на рисунке 6.
Заключение
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная культура Китая» (базового и повышенного уровней) является необходимым условием организации музыкально-педагогического образования учителей музыки РФ по освоению традиционного (песенного, инструментального, театрального) и классического наследия КНР, ввиду отсутствия подобного дидактически-структурированного аналога.
2. Компетентностный подход к разработке электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» (базового и повышенного уровней) предусматривает:
• обязательность сочетания теоретической и практической частей, а также
контрольно-измерительных материалов сформированности готовности будущих учителей музыки к овладению музыкальной культурой Китая;
• органичное единство текстовых материалов и наглядности (аудио-, видео-, фото), что согласуется с многоуровневостью когнитивного процесса, интегрирующего вербально-логический и сенсорно-перцептивный виды деятельности студентов в освоении специфики инокультур;
• многообразие функциональной направленности:
1) мотивационного характера: формирование познавательного интереса к освоению традиционной и профессиональной музыкальной культуры Китая;
2) когнитивного: формирование у студентов знаний об исторических этапах развития музыкальной культуры Китая в контексте истории китайского государства и эстетики философской мысли Востока, музыкально-теоретических знаний специфики жанров, мелодико-интона-ционного строя, ладового, метроритмического и тембрового своеобразия народного и классического наследия;
3) технологического: развитие у пользователей ресурса готовности к реализации полученных знаний о музыкальной
155
Рис. 6. Пример практического задания в электронном образовательном ресурсе повышенного уровня Fig. 6. Example of a practical assignment in an electronic educational resource of advanced level
культуре Китая в педагогической работе по организации различных видов музыкальной деятельности учащихся (музыкально-слушательской, вокально-хоровой, музыкально-пластической и музыкально-инструментальной);
4) регулятивного: формирование умений коррекции уровня знаний и навыков обучающихся посредством тренировочных действий в выполнении тестовых заданий и организации самостоятельной работы по освоению литературы.
156
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры: Курс лекций для студентов немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством. В 2 вып. Вып. 1. Долгопрудный: Аллегро-Пресс. 219 с.
2. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М.: Сов. композитор, 1983. 153 с.
3. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2005. 342 с.
4. Культурология: Учебное пособие / под ред. проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003. 432 с.
5. Виноградова Е. В., Желоховцев А. Н. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1974. С. 807-815.
6. Шахназарова Н. Г. О национальном в музыке / изд. второе, исправленное. М.: Музыка, 1968. 86 с.
7. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Часть 1. М.: Государственное музыкальное изд-во, 1960. 488 с.
8. Новоселова Д. А. Шёлк и бамбук в музыкальной культуре традиционного Китая: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2015. 32 с.
9. Волкова С. П. Отражение особенностей музыкального мышления китайцев в специальной терминологии: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1990. 24 с.
10. Шестаков В. П. Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка, 1967. 447 с.
Поступила 19.04.2021; принята к публикации 24.05.2021.
Об авторах:
Осеннева Марина Степановна, исполняющая обязанности заведующего кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования, профессор Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119435), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Лю Цюнь, стажёр кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119435), [email protected]
Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Cherednichenko T. V. Muzyka v istorii kul'tury. Kurs lektsij dlya studentov nemuzykantov, a takzhe dlya vsekh, kto interesuetsya muzykal'nym iskusstvom [Music in the History of Culture]. In 2 iss. Iss. 1. Dolgoprudnyj: Allegro-Press. 219 p. (in Russian).
2. Shakhnazarova N. G. Muzyka Vostoka i muzyka Zapada: Tipy muzykal'nogo professionalizma [Music of the East and Music of the West: Types of Musical Professionalism]. Moscow: Sov. kompozitor Publ., 1983. 153 p. (in Russian).
3. U Gen-Ir. Traditsionnaya muzyka Dal'nego Vostoka (Kitaj, Koreya, Yaponiya) [Traditional Music of the Far East: (China, Korea, Japan)]. Saint-Petersburg: Publishing house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2005. 342 p. (in Russian).
4. Kul'turologiya [Cultural Studies]. A textbook. Edited by prof. G. V. Dracha. Moscow: Alfa-M Publ., 2003. 432 p. (in Russian).
5. Vinogradova E. V., Zhelokhovtsev A. N. Kitajskaya muzyka [Chinese Music]. Muzykal'naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Vol. 2. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1974, pp. 807-815 (in Russian).
6. Shakhnazarova N. G. O nacional'nom v muzyke [On the National in Music]. 2nd revised ed. Moscow: Muzyka Publ., 1968. 86 p. (in Russian).
7. Gruber R. I. Vseobshhaya istoriya muzyki [The Universal History of Music. Part 1]. Moscow: State Music Publishing House, 1960. 488 p. (in Russian).
8. Novoselova D. A. Shyolk i bambuk v muzykal'noj kul'ture traditsionnogo Kitaya [Silk and Bamboo in the Musical Culture of Traditional China]. Extended abstract of the PhD dissertation (Art Criticism). Moscow State Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 2015. 32 p. (in Russian).
9. Volkova S. P. Otrazhenie osobennostej muzykal'nogo myshleniya kitajtsev v special'noj terminologii [Reflection of the Peculiarities of the Musical Thinking of the Chinese in Special Terminology]. Extended abstract of the PhD dissertation (Art Criticism). Moscow State Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 1990. 24 p. (in Russian).
10. Shestakov V. P. Muzykal'naya estetika stran Vostoka [Musical Aesthetics of the Countries of the East]. Moscow: Muzyka Publ., 1967. 447 p. (in Russian).
1S7
Submitted 19.04.2021; revised 24.05.2021.
About the authors:
Marina S. Osenneva, Acting Head of the Department, Professor at the Department of Methodology and Technology of Music Education of Institute of Fine Arts of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, [email protected]
Liu Qun, Trainee of the Department of Methodology and Technologies of Music Education of Institute of Fine Arts of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), [email protected]
The authors have read and approved the final manuscript.