Научная статья на тему 'Развитие методики и технологий оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в России'

Развитие методики и технологий оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гимазова Юлия Владимировна, Омельченко Николай Алексеевич

Статья посвящена исследованию существующей практики оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в регионах России. Авторы, выявляя методическую непроработанность и технологическую эклектичность оценивания конкурсных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, предлагают двухмодульную мультикритериальную технологию оценивания, которая, по их мнению, может быть использована в качестве модельной в региональной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гимазова Юлия Владимировна, Омельченко Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE AND TECHNOLOGIES OF THE ASSESSMENT OF PROJECTS OF SOCIALLY ORIENTED NPOS IN RUSSIA

The article is devoted to research of the existing practice of an assessment of projects of socially oriented NPOs in regions of Russia. Authors, revealing methodical absence of thorough investigation and technological eclecticism of estimation of competitive projects of socially oriented non-profit organizations, offer two-modular multicriteria technology of estimation which, in their opinion, can be used as model in regional practice.

Текст научной работы на тему «Развитие методики и технологий оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в России»

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ1

Аннотация. Статья посвящена исследованию существующей практики оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в регионах России. Авторы, выявляя методическую непроработанность и технологическую эклектичность оценивания конкурсных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, предлагают двухмодульную мультикритериальную технологию оценивания, которая, по их мнению, может быть использована в качестве модельной в региональной практике.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, взаимодействие власти и общества, социальная политика, оценка социальных проектов.

DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE AND TECHNOLOGIES OF THE ASSESSMENT OF PROJECTS OF SOCIALLY ORIENTED NPOS IN RUSSIA

Annotation. The article is devoted to research of the existing practice of an assessment of projects of socially oriented NPOs in regions of Russia. Authors, revealing methodical absence of thorough investigation and technological eclecticism of estimation of competitive projects of socially oriented non-profit organizations, offer two-modular multicriteria technology of estimation which, in their opinion, can be used as model in regional practice. Keywords: socially oriented non-profit organizations, interaction of the power and society, social policy, assessment of social projects.

Вопрос разработки и реализации государственной политики России в области поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) озвучен на государственно-политическом уровне. При этом, в настоящее время он приобретает острую практическую актуальность. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. одной из задач в области развития НКО определяет создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки НКО, оказывающих социальные услуги населению. Данная задача должна быть реализована в практике государственного управления путем:

- создания четких, объективных критериев конкурсного отбора социальных проектов СО НКО для предоставления субсидий;

- совершенствования существующей методики для определения объемов выделения финансовых средств из федерального и региональных бюджетов на поддержку СО НКО;

- формирования балльно-рейтинговой системы оценки конкурсных социальных проектов НКО [3, с. 2].

Показательно, что проблематика оценки проектов СО НКО в России актуализировалась общественностью именно в настоящее время: согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2015 г. объявлен международным годом оценки. Цель данной инициативы - обратить внимание на значимость оценки как способа повышения эффективности работы и усовершенствовать практику оценивания в организациях. Тематике оценки СО НКО в настоящее время посвящается много мероприятий. Одно из наиболее значимых - конференция «Искусство оценки в благотворительности: культура и практика» - прошло в октябре 2015 г. при поддержке Форума Доноров - партнерства крупнейших благотворительных организаций России [1, с. 2].

© Гимазова Ю.В., Омельченко Н.А., 2015

1 Издание подготовлено при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда. Проект № 14-03-776 «Технологии взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций с государством в современной России».

УДК 323.212 Ю.В. Гимазова Н.А. Омельченко

Yuliya Gimazova Nikolay Omelchenko

Для донорских СО НКО оценка - это непрерывный процесс получения новых знаний о реализуемых проектах и программах и возможность для улучшения благотворительной деятельности. Эксперты Форума уверены, что оценка способна укрепить доверие к институтам филантропии, помогая различным заинтересованным сторонам узнавать о целях, ценностях и достигнутых результатах друг друга. Эксперты Форума убеждены, что «измеряя результативность и социальный эффект работы доноров, пришло время выйти за рамки подсчета количества выданных грантов и поддержанных благо-получателей. Необходимо помнить, что полезность оценки не ограничивается исключительно ответом на вопрос, насколько экономически эффективна та или иная поддержанная донором программа. Она может помочь наилучшим образом понять и удовлетворить потребности тех, на кого направлена деятельность фонда, повысить качество оказываемых услуг, усилить производимый социальный эффект» [1, с. 3].

На сегодняшний день в России существует богатый региональный опыт оценивания социально значимых проектов НКО: по оценкам экспертов, более 100 конкурсных механизмов такой оценки разработано на уровне субъектов РФ [3, с. 2]. Однако, данный опыт нуждается в анализе и обобщении, что, в свою очередь, позволит спроектировать единую систему такой оценки и оформить ее в качестве методических рекомендаций Министерства экономики Российской Федерации. Пока же, действующий федеральный инструментарий субсидирования социальных проектов НКО является несовершенным, так как объем финансирования СО НКО зависит только от их численности и количества реализуемых ими социальных проектов. А такие аспекты, как: насколько необходимы данные проекты населению региона, каков репутационный капитал СО НКО - получателя поддержки, каков опыт работы НКО в данной сфере деятельности - никак не отражаются в предлагаемой Министерством методике оценивания. Все это оставляет обширное поле для усмотрительной практики региональной и местной публичной власти, ведущей реестры СО НКО, распределяющей среди третьего сектора финансовую и иную помощь.

В этой связи показательны результаты исследования технологической базы оценивания конкурсных проектов СО НКО на уровне субъектов РФ, проведенного в 2014 г. группой исследователей [5, с. 18]. Из 83 субъектов РФ случайным бесповторным образом было выбрано 10 субъектов. В результате анализа было выявлено, что оценка конкурсных проектов СО НКО проводится комиссией по двум группам критериев: критерии оценки СО НКО и критерии оценки непосредственно социальных проектов, представленных на конкурс. Первая группа критериев связана с формальными, юридическими параметрами, такими как: соответствие всех уставных документов законодательству РФ; срок осуществления уставной деятельности; наличие филиалов, представительств, структурных подразделений в организации НКО; соблюдение НКО налоговой дисциплины, отсутствие задолженностей, наличие проектного опыта деятельности, информационное сопровождение (наличие сайта организации, представленность НКО в средствах массовой коммуникации (СМК), профессионально-кадровый потенциал. Вторая, проектная группа критериев, включает: соответствие проекта приоритетным направлениям социального развития субъекта РФ; актуальность проекта (вероятность и скорость наступления отрицательных последствий в случае нерешения проблемы, масштаб негативных последствий); улучшение состояния целевой группы проекта в результате реализации программных мероприятий; наличие инновационных подходов и методов в решении заявленных в проекте проблем; соотношение затрат и результатов проекта; количество привлеченных добровольцев; объем привлеченных на реализацию программы внебюджетных средств; наличие критериев и методик оценки эффективности проекта; наличие в заявке показателей, позволяющих оценить результаты проекта; доля затрат на оплату труда лиц, участвующих в подготовке и реализации мероприятий, предусмотренных проектом; количество создаваемых или сохраняемых проектом рабочих мест; степень привлеченно-сти внешних специалистов для реализации мероприятий проекта; возможность реализации данного

проекта за пределами региона; вероятность реализации проекта заявленными методами в указанные сроки; логика проекта (взаимосвязь целей, задач и проблемы проекта); соответствие запланированных мероприятий целям и задачам проекта; количество населения субъекта РФ, охватываемого при реализации проекта; степень соответствия проекта всем формальным и юридическим требованиям [5, с. 23]. Каждый из вышеизложенных критериев представлен в балльной шкале. Эксперты проставляют баллы по каждой шкале и затем суммируют их. В итоге побеждает та СО НКО, проект которой собирает наибольшее количество баллов по шкалам значений экспертных оценок.

В результате исследования действующих технологий оценки конкурсных проектов СО НКО были сделаны следующие выводы.

1. Унифицированная система оценки социальных инициатив НКО отсутствует. В каждом регионе существует собственная практика оценивания социальных проектов. В общем виде, представлены две группы критериев (организационные и проектные).

2. На практике, в региональной системе оценивания социальных проектов наблюдаются перекосы в сторону одних характеристик НКО в ущерб другим, например:

преобладают организационные характеристики НКО, такие как стаж уставной деятельности, количество членов НКО и т.д. (например, оценка конкурсных социальных проектов НКО, практикуемая Администрацией Свердловской области). Применяя данную систему оценивания, вне конкурса оказываются молодые, инициативные и творческие СО НКО, которые только начали общественную деятельность;

- преобладают критерии цены проекта (Ярославская, Калининградская области). Применяя данную систему оценки проектов, выигрывают те СО НКО, проекты которых будут заявлены как наиболее дешевые. При этом критерии качества решения социальной проблемы могут быть признаны менее существенными;

практически не проводится оценка содержательной части представляемых на конкурс социальных проектов НКО. Как свидетельствуют эксперты, в условиях финансирования посредством донорства НКО обосновывающие свой социальный проект, делают акцент прежде всего на актуальность, практическую значимость, востребованность проекта. Что же касается таких содержательных частей проекта, как: инструментарий, опыт решения данной проблемы силами данной НКО, ожидаемые методические и технологические инновационные результаты - они часто проигрывают остальным, внешним аспектам проекта. По результатам опросов экспертов - членов комиссий по оценке проектов СО НКО, процедуру оценки существенно затрудняет отсутствие понятной и технологичной методики;

группы критериев составлены эклектичным, бессистемным образом. Одни критерии не-агрументированно «выпячены», другие, наоборот, «забыты». Отсутствует единая методика шкалирования показателей и весовая значимость двух групп критериев.

3. Недостаточен уровень проектной культуры лидеров НКО.

4. Оценка социальных проектов НКО не сопровождается мониторингом результативности их деятельности. На практике проекты проходят лишь предварительную экспертизу, а промежуточный и итоговый мониторинг отсутствует. Все это не способствует повышению эффективности реализации механизмов межсекторного социального партнерства.

5. Существующая система критериев оценки социальных проектов НКО, разрабатываемая регионами на основе методических рекомендаций Минэкономразвития, не отражает интересы различных участников социального партнерства. Не предусматривается механизм и технологии группового принятия решений при оценке представляемых на конкурс социальных проектов. На практике заинтересованными сторонами межсекторного взаимодействия являются: публичная власть, гранто-датели, социально ответственный бизнес, НКО, население данного региона, различные общественные

группы, артикулирующие различные интересы (экологические, тендерные, молодежные, детские и т.п.) Каждый участник проекта имеет свои интересы, выявить и учесть которые в процессе оценки проекта очень важно. Необходимо также, чтобы эти интересы, степень их учета и согласования были отражены в системе критериев оценки результативности и эффективности проекта [3, с.16].

Таким образом, важнейшей задачей государственного масштаба в области поддержки СО НКО является разработка методологии, методики и технологий оценивания социальных проектов НКО, способной учесть и устранить все вышеперечисленные проблемы и недостатки. Основными принципами методологии оценки проектов СО НКО должны стать:

- интеграция оценки в деятельность элементов инфраструктуры поддержки СО НКО (фондов и грантодателей);

- повышение валидности оценки;

- возможность практического использования результатов оценивания;

- создание возможностей для компетентностного роста в сфере оценки;

- соблюдение и продвижение профессиональных принципов и стандартов оценки;

- становление этики и культуры оценивания проектов СО НКО.

Целью оценивания проектов СО НКО должно стать повышение качества проектной деятельности НКО. Соответственно, возникает вопрос: каковы критерии качества социального проекта организации «третьего сектора». С одной стороны, проект должен удовлетворять стратегии и тактике устойчивого развития СО НКО, направленной на сохранение и эффективное использование потенциала и ресурсов НКО, ее адаптацию к условиям макро- и микросреды; ее конкурентоспособности. С другой стороны, проект СО НКО должен удовлетворять требованиям внешней среды, т.е. содействовать решению социальных проблем и развитию гражданского общества, обеспечивать качество оказываемых сообществу социальных услуг. Таким образом, поскольку критерии оценки проекта СО НКО подразделяются на внешние и внутренние, целесообразно в системе оценивания проектов НКО выделить две подсистемы: самооценка (внутренняя оценка) и оценка внешними пользователями (внешняя оценка). Каждая подсистема оценивания основана на соответствующих принципах, содержит собственные критерии, их целевые значения, индикаторы, нормы, предполагает применение соответствующих методик и технологий.

Основными направлениями оценки эффективности проекта СО НКО должны стать:

1) оценка деятельности НКО;

2) оценка качества социального проекта.

Обособление первого направления вызвано тем соображением, что грантодателем обязательно принимаются в расчет параметры «опыта», компетентности СО НКО. При этом, проектирование системы критериев оценки компетентности НКО призвано преодолеть существующие перекосы в сторону стажа уставной деятельности и, следовательно, изменить ситуацию неравенства стартовых возможностей субсидирования. Комплексная оценка СО НКО может включать такие критерии, как организационная устойчивость, социальная результативность, экономическая эффективность. Группа критериев качества социального проекта НКО может включать совокупность следующих критериев: степень обоснования практической значимости проблемы на основе ее комплексного анализа, а также информации о потенциальных заказчиках и благополучателей проекта; логичность проекта; расчет временных затрат проекта на достижение планируемых результатов; соответствие поставленных целей и ожидаемых результатов проекта; соотношение экономических результатов и затрат проекта; анализ рисков проекта; степень и характер влияния проекта на его непосредственное окружение.

Таким образом, группы оценки НКО и оценки ее социального проекта могут быть представлены в качестве оценочных модулей. Предполагая, что «опыт» НКО и представляемый ею социальный проект находятся в сильной прямой корреляции (поскольку, чем известнее и компетентнее НКО,

тем более качественным обычно бывает ее проект), следует, все же, дать шанс получить грант наиболее удачным проектам «молодых» и малоизвестных НКО. Для этого, модулю «оценка деятельности НКО» предлагается присвоить удельный вес 0,4, а модулю «оценка проекта» - 0,6. Общая сумма двух направлений оценки приравнивается к единице.

Общая оценка проекта вычисляется как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов по каждой шкале. Затем проводится рейтинг всех проектов СО НКО, заявленных в конкурсе. Экспертную оценку целесообразно проводить методом Дельфи. Кроме того, система оценки проектов СО НКО должна содержать компонент мониторинга и контроля. Мониторинг должен проводиться по крайней мере дважды в год путем предоставления отчетности НКО-грантополучателя заказчику.

Важно информационное сопровождение оценки проектов. Для этого на официальном сайте соответствующего органа региональной власти предлагается создать вкладку «инфраструктура поддержки СО НКО», в качестве элемента которой целесообразно включить раздел «оценка проектов СО НКО», куда и поместить методику оценки проектов, соответствующий алгоритм и отчеты грантопо-лучателей.

Внедрение изложенных рекомендаций, как представляется, позволит усовершенствовать практикуемые в России технологии оценки проектов СО НКО.

Библиографический список

1. Камышева, И. А. Искусство оценки благотворительности: теория и практика [Электронный ресурс] / И. А. Камышева. - Режим доступа : http:// forum-donorov.ru/events/ (дата обращения : 12.08.2015)

2. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» // Российская газета. - 2011. - № 152.

3. Приблагина, Е. В. Исследование по развитию публичной отчетности среди российских НКО [Электронный ресурс] / Е. В. Приблагина. - Режим доступа : http://www.donorsforam.ru/materials/issledovanie-po-razvitiyu-publichnoj-otchetnosti-sredi-rossijskikh-nko/ (дата обращения : 10.08.2015).

4. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» № 40 - ФЗ // Российская газета. - 2010. - № 98.

5. Шпак, А. А. Оценка эффективности социальных проектов как фактор институциональной устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций / А. А. Шпак. - Свердловск : Изд-во Свердловского ГУ, 2014. - 197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.