Научная статья на тему 'Разработка методики оценки социальных проектов некоммерческих общественных организаций'

Разработка методики оценки социальных проектов некоммерческих общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
213
319
Поделиться
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПРОЕКТ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ПРОЕКТОСООБРАЗНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ / ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / PROJECT EVALUATION CRITERIA / PROCTOCOLPOPLASTY / THE EFFECTIVENESS OF THE PROJECT / MODELING / PARAMETRIC ESTIMATION MODEL / MODELING PROCESS / EXPERT RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Боронина Л.Н., Сенук З.В.

Статья посвящена крайне актуальной для совершенствования прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки некоммерческих организаций проблеме создание унифицированной, критериально обоснованной методики оценки и отбора представленных на конкурс социально значимых проектов некоммерческих общественных организаций, обеспечивающей достижение двух принципиальных характеристик проведения конкурса: транспарентность самой процедуры и эффективный мониторинг на стадии реализации выигравших проектов. В статье рассматривается процесс моделирования авторской версии методики экспертной оценки проектов. Теоретической основой разработки концепции и комплексной модели оценки социальных проектов явилась общенаучная теория оценки. Разработка оценочного инструментария и методики измерения эмпирических индикаторов критериев оценки проектов базировалась на методологии системного, организационно-управленческого, проектного, процессного, ситуационного и квалиметрического подходов. По результатам проведенного исследования разработана научно обоснованная критериальная система оценки социальных проектов; сформирована комплексная модель оценки социальных проектов и инициатив; предложена методика измерения эмпирических индикаторов критериев оценки проектов. Проведенное исследование имеет выраженное практическое значение как для экспертов, которым предложена удобная электронная форма оценки с методическими указаниями по величине балльной оценки, так и для разработчиков-проектантов, для которых подготовлены методические материалы по созданию проектов.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Боронина Л.Н., Сенук З.В.,

Development of an assessment method of social projects of non-commercial public organizations

This article is devoted to the very urgent problem for imperfection of transparent and competitive system of state support of non-commercial organizations as creation of unified and criteria-based method of assessment and selection of presented socially significant projects by non-commercial organizations, providing two principal characteristics for tenders: transparency of procedure and efficient monitoring at the stage of the best projects ' realization. The article considers the modeling process of the author 's method of expert projects ' assessment. The theoretical base for the development of concept and complex model of social projects ' assessment was general scientific theory of assessment. The development of assessment tools and methods for empiric indicators criteria assessment were based on methodology of system, organizational-administrative, project, process, situation and qualimetic approaches. On the results of the conducted research the authors have developed a scientifically substantiated criteria system of social projects ' assessment, formed a complex model of social projects and initiatives ' assessment and offered the method of empiric indicators of projects assessment criteria changes. The conducted research has an expressed meaning for practical work of experts, who were offered to use the comfortable electronic form of assessment with methodical guides about scale of point assessment, and also for developers-designers, who can get methodical materials for projects 'preparing.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Разработка методики оценки социальных проектов некоммерческих общественных организаций»

Л.Н. Боронина, канд. филос. наук, доцент, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления,

З.В. Сенук, канд. филос. наук, доцент,

кафедра организации работы с молодежью,

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

bulasmila@mail.ru,

Rine@mail.ru

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ*

Статья посвящена крайне актуальной для совершенствования прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки некоммерческих организаций проблеме - создание унифицированной, критериально обоснованной методики оценки и отбора представленных на конкурс социально значимых проектов некоммерческих общественных организаций, обеспечивающей достижение двух принципиальных характеристик проведения конкурса: транспарентность самой процедуры и эффективный мониторинг на стадии реализации выигравших проектов. В статье рассматривается процесс моделирования авторской версии методики экспертной оценки проектов. Теоретической основой разработки концепции и комплексной модели оценки социальных проектов явилась общенаучная теория оценки. Разработка оценочного инструментария и методики измерения эмпирических индикаторов критериев оценки проектов базировалась на методологии системного, организационно-управленческого, проектного, процессного, ситуационного и квалиметрического подходов. По результатам проведенного исследования разработана научно обоснованная критериальная система оценки социальных проектов; сформирована комплексная модель оценки социальных проектов и инициатив; предложена методика измерения эмпирических индикаторов критериев оценки проектов. Проведенное исследование имеет выраженное практическое значение как для экспертов, которым предложена удобная электронная форма оценки с методическими указаниями по величине балльной оценки, так и для разработчиков-проектантов, для которых подготовлены методические материалы по созданию проектов.

Ключевые слова: проект, критерии оценки, проектосообразность, эффективность проекта, моделирование, параметрическая модель оценки, процесс моделирования, экспертное исследование.

Субсидирование некоммерческих социально ориентированных (СО) организаций является в данный момент чрезвычайно актуальной задачей государства, в том числе с точки зрения справедливой и транспарент-ной методики оценки социальных проектов на конкурсной основе. Отсутствие унифицированной рекомендованной для всех субъектов Федерации модели оценки существенно затрудняет дело.

Для обобщения регионального опыта разработки и внедрения критериальной системы оценок социальных проектов некоммерческих общественных организаций (НКО) и выявления специфики оценивания в каждом регионе нами в 2014 году был проведен контент-анализ региональных нормативных документов десяти регионов: Волгоградской области, Красноярского края, Новгородской области, Новосибирской обла-

* Настоящая статья подготовлена в рамках гранта РГНФ №15-03-00105 «Оценка эффективности социальных проектов и инициатив как фактор институциональной устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций».

сти, Псковской области, Ростовской области. Свердловской области, Томской области. Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа. Результаты анализа свидетельствуют, что большинство рассмотренных регионов имеют модельный закон, определяющий порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям и включающий типовой перечень показателей оценки по двум группам критериев: критерии оценки самих некоммерческих организаций и критерии оценки социальных проектов, представляемых на конкурс некоммерческими организациями. Организационные критерии связаны с формальными, юридическими параметрами: соответствие всех уставных документов законодательству РФ, срок осуществления уставной деятельности, наличие филиалов, представительств и т.д.

При общем наличии двух групп критериев можно отметить неполноту каждой группы. Как правило, отсутствует единая система шкалирования показателей, не обозначена весовая значимость двух групп критериев. Существенными недостатками актуальных моделей оценки являются также отсутствие полисубъектной модели оценки проектов; критериев собственно проекта; возможности мониторинга на всех этапах реализации проекта; специфических критериев проектов по разным направлениям региональных программ поддержки СО НКО; учета ожида-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ний стейкхолдеров проекта. Отмеченные недочеты существенно осложняют процесс конкурсного отбора при представлении и оценки проектов НКО. Это подтверждают результаты экспертного опроса, проведенного авторами в Свердловской области в 2014 году. Были опрошены 13 представителей грантодателей и 31 представитель НКО, представлявших проекты для конкурсного отбора.

Конечная цель опроса этих двух групп экспертов - выявление наиболее значимых критериев оценки социальных проектов и определение их весовой значимости. Ответы экспертов на вопрос о мерах по улучшению системы оценки представлены в табл. 1.

85% респондентов в качестве необходимой меры отметили включение в критериальную систему качественных параметров оценки. Почти каждый четвертый эксперт связал эти показатели с проектными критериями оценки. По мнению почти половины экспертов, улучшению системы оценки проектов должны способствовать методические рекомендации по социальному проектированию для разработчиков проектов - представителей НКО. Методические рекомендации нужны и грантодате-лям - непосредственным оценщикам социальных проектов. На этом настаивает каждый третий опрошенный.

Обобщая, следует отметить, что весь пакет экспертных рекомендаций связан

По мнению почти половины экспертов, улучшению системы оценки проектов должны способствовать методические рекомендации по социальному проектированию для разработчиков проектов -представителей НКО. Методические рекомендации нужны и гран-

тодателям - непосредственным оценщикам социальных проектов.

На этом настаивает каждый третий опрошенный.

Таблица 1

Оценка мер по улучшению системы оценки социальных проектов

Факторы, способствующие улучшению системы оценки социальных проектов % от числа ответивших

Наличие качественных критериев оценки проектов 85

Разработка методических рекомендаций для СО НКО по социальному проектированию 46

Привлечение экспертов к оценке проектов 31

Разработка методических рекомендаций по оценке социальных проектов для грантодателей 31

Наличие проектных критериев оценки 23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с усилением в системе оценки роли проектных технологий.

В опросе представителей НКО принял участие 31 сотрудник СО НКО Свердловской области. Большинство экспертов представляют некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность более 15 лет (74%). Обобщающим вопросом в анкете для сотрудников НКО был вопрос, позволяющий выявить степень их удовлетворенности существующей системой оценки социальных проектов. Ответы двух групп экспертов представлены в табл. 2.

Первое, что обращает на себя внимание, - большой удельный вес представителей НКО, которые оказались не в состоянии дать какой-либо определенный ответ -42%. Степень удовлетворенности экспертов от НКО в четыре раза слабее, чем экспертов-грантодателей - количество положительных ответов составляет только 22%.

Применение группировочного и сравнительного методов позволяет установить предпочитаемые экспертами весовые коэффициенты двух классов критериев: эффективности деятельности НКО и качества социальных проектов (табл. 3).

Для проектантов из некоммерческих организаций значимость критериев оценки по направлениям неодинаковая - предпо-

чтительнее оценка качества проекта. При общем весе 1 удельный вес этого показателя -0,52; оценка деятельности НКО - 0,48. Полученные результаты исследования мнения экспертного сообщества с необходимостью актуализируют потребность в совершенствовании системы конкурсной поддержки социально ориентированных НКО.

Оценка социальных проектов - многоаспектный и сложный процесс, предполагающий наличие совокупности качественных и количественных показателей, требующий учета различных факторов, уровней и видов оценки, интересов различных участников проекта1. Изучение теоретических и прикладных источников по рассматриваемой проблеме позволяет обнаружить ее недостаточную проработанность. Можно говорить о существенной методологической неполноте тех разделов, которые посвящены теории и практике оценки социальных проектов, в том числе связанных с деятельностью некоммерческих организаций.

Тем не менее, опубликованные работы некоторых отечественных и зарубежных ученых могут быть рассмотрены в качестве теоретико-методологической базы для дальнейших изысканий в этой области2. Теоретической основой разработки концепции и комплексной модели оценки социальных

Таблица 2

Степень удовлетворенности экспертов существующей системой оценки проектов СО НКО (в % от числа ответивших)

Степень удовлетворенности системой оценки проектов СО НКО НКО Грантодатели

Да, в полной мере 3 15

Скорее да, чем нет 19 70

Затрудняюсь ответить 42 8

Скорее нет, чем да 32 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абсолютно не удовлетворен(-а) 4 0

Итого 100 100

Таблица 3 Значимость для экспертов групп критериев оценки проектов (в % от числа ответивших)

Значимые параметры, критерии при оценке социальных проектов НКО НКО Грантодатели

Оценка качества проекта 97 92

Оценка эффективности деятельности НКО 93 92

Примечание. Сумма превышает 100%, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно.

проектов явилась общенаучная теория оценки. Оценка как процесс всегда предполагает наличие определенного алгоритма, которому необходимо следовать. Концептуальная база оценивания представляет собой совокупность методологических подходов, которые являются необходимым условием построения критериальной системы оценивания социальных проектов, что отмечается в некоторых работах3.

Системный поход в нашем исследовании позволяет рассмотреть объект оценивания как сложную, целостную систему с позиций взаимодействия ее компонентов в многообразных связях и отношениях, представленных в виде структур и моделей и связанных с процессами формализации.

Организационно-управленческий подход обусловлен необходимостью осуществления контроля как управленческой функции и учета средовых характеристик проектной деятельности, то есть специфики организационной базы проекта.

Проектный подход предполагает оценку структурных позиций собственно проекта, сравнительную оценку соответствия текста методологии и технологии проектной деятельности, соответствия стандартам проекта4.

Процессный подход является основанием для реализации мониторингового принципа оценки эффективности социальных проектов на этапе предпроектного оценивания, срединного и итогового этапов реализации.

Создание трехмодульной структуры оценивания позволяет провести мониторинг проекта на предварительной, срединной и заключительной фазах его реализации. Это становится возможным в рамках ситуационного подхода.

Второй возможный модуль - это учет достижений в проекте некоторых контрольных цифр региональных программ поддержки НКО, что позволяет в процессе оценки

представленных проектов опираться на локальные нормативные акты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В третьем модуле выделяется ряд объектов и их переменных на разных уровнях взаимодействия с субъектом оценивания (оценщиками). Для каждого стейкхолдера определена своя группа критериев. Формирование этого модуля, отражением которого является субъ-ектно-ориентированная модель, основано на методологическом подходе «подход с точки зрения держателей акций».

« Квалиметриче-ский подход базируется на концептуальных положениях и методах теорий моделирования, измерения и математической статистики. Применение квалиметрического подхода обеспечивает отбор критериев и показателей измерения, шкалирование, сбор данных измерения, обработку полученных данных и их интерпретацию»5. Квалиметрический подход позволяет создать систему сравнения социальных проектов на основе применения дифференцированных показателей качества проектов на базе абсолютной сравнимости, соответствия уровня формализации оценки уровню формализации объекта оценивания, группового принципа системности оценки, состоящего из принципов многоуровневости системы оценок, учета коэффициентов весомости.

Содержание оценки представляет собой систему критериев оценки социальных проектов, представленную в комплексной модели оценки эффективности социальных проектов.

Разработка комплексной модели оценки социальных проектов и инициатив включает в себя несколько этапов моделирования. Моделирование особенно значимо в практической деятельности, когда речь идет, как правило, о некоторой части сложного объекта. Еще один фактор, обусловливающий необходимость применения методов моделирования, - необходимость прогнозирования. Важное достоинство моделей состоит в том,

Оценка социальных проектов -многоаспектный и сложный процесс, предполагающий наличие

совокупности качественных и количественных показателей, требующий учета различных факторов, уровней и видов оценки, интересов различных участников проекта. Изучение теоретических и прикладных источников по рассматриваемой проблеме позволяет обнаружить ее недостаточную проработанность.

что они позволяют определить возможности и последствия принимаемых решений. В меньшей степени методы моделирования используются в оценочной деятельности, хотя имеют здесь эвристический и прикладной потенциал.

С учетом фактора времени выделяются статические и динамические модели. Статическая модель фиксирует состояние объекта в конкретный момент времени. Динамическая модель позволяет увидеть изменение сложного объекта с течением времени. По уровням можно выделить структурную и функциональную модели. Несложно увидеть, что структурная модель, отражающая совокупность элементов и связи между ними, является статистической моделью. Функциональная модель, будучи моделью динамической, отражает функциональную сторону системы. В зависимости от субъекта и объекта оценивания, а также предметной области, включающей в себя свойства и отношения системы, разрабатываются субъек-тно-ориентированная и объектно-ориентированная модели.

Необходимое объединение моделей разного уровня и вида с учетом статуса комплексной модели оценки проектов осуществлялось с помощью синергетической

методики моделирования. Синергетическая методика, позволяющая преодолеть методологическую ограниченность и неполноту каждой модели и соответствующего метода моделирования, обеспечивает возможность обмена результатами моделирования на различных этапах.

Первый этап моделирования представляет собой построение структурной модели оценки, отражающей и обосновывающей исследовательскую логику. Ориентируясь на системный подход, под первым направлением оценки социальных проектов можно рассматривать оценку эффективности деятельности НКО, включая и ее предпринимательскую (коммерческую) деятельность для получения дополнительных средств существования, под вторым - оценку качества собственно проекта. Эта взаимозависимость двух направлений в оценке отражается в структурной модели оценки социальных проектов, представленной на рис. 1.

На рис. 2 представлен второй этап моделирования, связанный с проектированием субъектно-ориентированной модели. Построение данной модели возможно на основе парадигмы оценивания «с точки зрения держателей акций» - стейкхолдеров проекта, введенной в оборот Р. Фриманом6.

Рис. 1. Структурная модель оценки эффективности социальных проектов

Рис. 2. Субъектно-ориентированная модель

В модели идентифицированы возможные субъекты оценивания и их различные интересы в проекте. Максимальный учет всех интересов стейкхолдеров проекта является важным показателем эффективности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проекта, что отражено в субъектно-ориенти-рованной модели.

Третий этап разработки комплексной модели предполагает проектирование функциональной модели. В рамках процессного

Функциональная модель

1.1. Оценка деятельности НКО

1.1.1. Оценка организационной устойчивости

1.1.2. Оценка экономической эффективности

1.1.3. Оценка социальной эффективности

1.2. Оценка качества социального проекта

1.2.1. Оценка актуальности и востребованности проекта

1.2.2. Оценка целостности и связности проекта

1.2.3. Оценка оптимальности используемых инструментов проекта

1.2.4. Оценка результативности проекта

1.2.5. Оценка эффективности проекта

1.2.6. Оценка устойчивости проекта

1.2.7. Оценка последствий проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.1. Контроль содержания

2.2. Контроль сроков проекта

2.3. Контроль стоимости проекта

2.4. Контроль качества проекта

2.5. Контроль рисков проекта

1. Предварительная экспертиза проекта / 2. Срединная оценка проекта У 3. Итоговая экспертиза проекта

3.1. Оценка влияния проекта на НКО

3.2. Оценка влияния проекта на целевые группы (потребителей услуг проекта)

3.3. Оценка влияния проекта на грантодателей

3.4. Оценка влияния проекта на местное сообщество

3.5. Оценка влияния проекта на бизнес-сообщество

3.6. Оценка влияния проекта на добровольческое движения

3.7. Оценка влияния проекта на государство

Рис. 3. Функциональная модель

подхода функциональная модель отражает систему функций по трансформации объектов оценивания в реализации жизненного цикла оценки. В логике жизненного цикла мониторинга проекта модель заключает в себе три вида оценки: предварительная экспертиза проекта, срединная оценка, итоговая оценка (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функциональная модель, описанная с точки зрения действий оценщиков, дополняется и конкретизируется объектно-ориентированной моделью, разработанной на четвертом этапе моделирования. Специфика объектно-ориентированной модели состоит в том, что она синтезирует структурную и функциональную модели. В объектно-ориентированной модели выделяется два уровня: нижний (структурный) и верхний (поведенческий, или функциональный). Эти уровни предполагают моделирование состояния системы оценивания и моделирование процессов. На каждом уровне моделирования применяются сценарии - как пошаговое описание классов объектов оценивания, представленное в формате «функция (направление оценки) - критерий - показатели». Фрагмент объектно-ориентированной модели представлен в табл. 4.

Последний этап моделирования - разработка параметрической модели. Данная

параметрическая модель отражает количественную связь между функциональными и объектными критериями. Она представляет собой достаточно удобную матрицу балльной оценки, являющуюся рабочим инструментом эксперта, поскольку предполагает выставление балльной оценки по каждому показателю в соответствии с выделенными критериями. Фрагмент матрицы представлен в виде табл. 5.

Логика построения параметрической модели проекта позволяет перейти к количественной оценке проектов, представить модель в удобном для практической работы экспертов виде, что дает возможность сравнить между собой различные проекты на основе количественной оценки, выстроив рейтинг проектов.

Предлагаемая методика оценки проектов построена по принципу получения средневзвешенной оценки по каждому модулю - постоянному и вариативному. При этом в первом модуле параметрической модели даются средневзвешенные оценки по двум направлениям оценки: 1.1. Оценка деятельности НКО - удельный вес 0,4; 1.2. Оценка качества социального проекта - удельный вес 0,6.

Математическая модель оценки является основой для разработки электронного

Таблица 4

Фрагмент объектно-ориентированной модели (предварительное оценивание проекта)

Направление оценки Критерий Показатели

Оценка деятельности НКО 1.1.1. Организационная устойчивость Срок осуществления уставной деятельности

Количество материалов о деятельности организации в СМИ за истекший год

1.2. Оценка качества социального проекта 1.2.1. Актуальность и востребованность проекта Наличие и степень детализации оценки сложившейся ситуации по решаемой социальной проблеме

Правильность формулировки проблемы

Актуальность и обоснованность проблемы

Наличие потенциальных заказчиков, потребителей деятельности НКО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2.2. Целостность и связность проекта Наличие основных институциональных подсистем проекта

Логика построения целевой структуры проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Наличие основных проектных документов и их соответствие стандартам проектирования

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций *

Таблица 5

Фрагмент параметрической модели оценки эффективности социальных проектов

Направление оценки Критерий Показатели Оценка

1.1. Оценка деятельности НКО 1.1.1. Организационная устойчивость 1.1.1.1. Срок осуществления уставной деятельности От 1 до 4 лет - 1 балл; свыше 4 и до 6 лет - 2 балла; свыше 6 и до 10 лет - 3 балла; свыше 10 и до 15 лет - 4 балла; свыше 15 лет - 5 баллов

1.1.1.2. Количество материалов о деятельности организации в СМИ за истекший год От 1 до 10 - 1 балл; от 10 до 20 - 2 балла; от 20 до 30 - 3 балла; от 30 до 40 - 4 балла; свыше 40 - 5 баллов

1.1.2. Социальная эффективность НКО 1.1.2.1. Опыт реализации социальных проектов От 1 до 2 проектов - 1 балл; от 3 до 5 проектов - 2 балла; от 5 до 8 проектов - 3 балла; от 8 до 10 проектов - 4 балла; свыше 10 проектов - 5 баллов

1.1.2.2. Опыт реализации подобных социальных проектов От 1 до 2 проектов - 1 балл; от 3 до 5 проектов - 2 балла; от 5 до 8 проектов - 3 балла; от 8 до 10 проектов - 4 балла; свыше 10 проектов - 5 баллов

вида параметрической модели, удобной для работы экспертов.

На самом нижнем уровне оценки -оценивания показателя - применяется, для удобства экспертов, обычная пятибалльная шкала оценки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая оценка проекта в процентах складывается из суммы оценок по всем направлениям оценки 0. :

5=X 0 (%).

Оценка по данному направлению 0;(%) рассчитывается исходя из суммы оценок по каждому показателю и их количества п. в данном направлении, а также веса данного направления оценки р(0;):

^ X.

5=Х т . 5

100%,

ность направления оценки. То есть Хр,- = = 1; ' "

п. - количество показателей в данном направлении оценки.

Все оценки показателей равнозначны, в сумме оценок автоматически заложено количество показателей в данном направлении.

Таким образом, конечная формула выглядит так:

5=X X .

I . 5

р,

100%.

где X - оценка эксперта в баллах по данному показателю,X. е [1,5];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рв. - вес направления оценки. Это безразмерная величина, назначенная разработчиками таким образом, чтобы сумма весов составляла единицу, обозначающая важ-

Общая оценка проекта представляет собой среднее арифметическое значение оценок всех экспертов. Тем самым достигается возможность сравнения результата по средневзвешенной интегративной оценке проекта. Что, в свою очередь, дает возможность создать рейтинг представленных проектов в процентах соответствия нормативной модели, максимальное количество процентов выполнения в которой равно 100. Для вариативного модуля расчет оценки производится по той же схеме.

п

п

Направление оценки Критерий Показатели Методические рекомендации Оценка эксперта Xj, баллов Оценка по направлению 01, %

От 1 до 4 лет - 1 балл

1.1.1. Организационная 1.1.1.1. Срок осуществления уставной деятельности свыше 4 и до лет - 2 балла свыше 6 и до 10 лет - 3 балла свыше 10 и до 15 лет - 4 балла

свыше 15 лет - 5 баллов

От 1 до 10 - 1 балл

1.1.1.2. Количество материалов о деятельности организации в СМИ за истекший год от 10 до 20 - 2 балла от 20 до 30 - 3 балла от 30 до 40 - 4 балла свыше 40 - 5 баллов

От 1 до 2 проектов - 1 балл

1.1.2.1. Опытв реализации социальных проектов от 3 до 5 проектов - 2 балла от 5 до 8 проектов - 3 балла от 8 до 10 проектов - 4 балла свыше 10 проектов - 5 баллов

От 1 до 2 проектов - 1 балл

1.1.2.2. Опыт реализации подобных социальных проектов от 3 до 5 проектов - 2 балла от 5 до 8 проектов - 3 балла от 8 до 10 проектов - 4 балла свыше 10 проектов - 5 баллов

1.1.2.3. Количество муниципальных образований, на От 1 до 3 муниципальных образований - 1 балл от 4 до 5 муниципальных образований - 2 балла от 6 до 10 муниципальных образований - 3 балла от 11 до 20 муниципальных образований - 4 балла свыше 20 муниципальных образований - 5 баллов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

территории которых были реализованы проекты

От 10 до 25% проектов - 1 балл

1.1. Оценка 1.1.2.4. Количество проектов, от 30 до 55% проектов - 2 балла

деятельности выполненных в срок и в полном от 60 до 75% проектов - 3 балла 0

НКО объеме от 80 до 90 % проектов - 4 балла от 95 до100 % проектов - 5 баллов

Привлечение добровольцев не предусмотрено - 1 балл

Добровольцы привлекаются на определенном этапе проекта и ограниченно - 2 балла

привлеченных добровольцев Добровольцы привлекаются только для выполнения определенных задач проекта - 3 балла Добровольцы привлекаются на всех этапах жизненного цикла проекта, но число их крайне ограничено - 4 балла Проект разрабатывается и реализуется в основном силами добровольцев - 5 баллов

От 10 до 25% проектов - 1 балл

1.1.3.1. Количество профинансированных проектов от 30 до 55% проектов - 2 балла от 60 до 75% проектов - 3 балла от 80 до 90% проектов - 4 балла от 95 до 100% проектов - 5 баллов

1.1.3. Экономическая 1.1.3.2. Доля собственных средств НКО в финансировании социальных проектов (финансовая устойчивость) От 10 до 15% - 1 балл от 16 до 20% - 2 балла от 21 до 25% - 3 балла от 26 до 30% - 4 балла от 31% и выше - 5 баллов

эффективность НКО 1.1.3.3. Количество невыполненных проектов, по которым возвращено финансирование От 80 до 100% проектов - 1 балл от 60 до 75% проектов - 2 балла от 30 до 55% проектов - 3 балла от 10 до 25% проектов - 4 балла от 0 до 15% проектов - 5 баллов

1.1.3.4. Количество проектов, по которым не возвращено финансирование («проблемные», незакрытые проекты) От 80 до 100% проектов - 1 балл от 60 до 75% проектов - 2 балла от 30 до 55% проектов - 3 балла от 10 до 25% проектов - 4 балла от 0 до 15% проектов - 5 баллов

Общая оценка проекта ¡;, %

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Матрица балльной оценки (в среде Excel)

На основе приведенной математической модели разработан программный продукт -матрица балльной оценки для экспертов в программном пакете Excel. Продукт позволяет максимально упростить и облегчить процедуру оценивания, выставления оценок, подсчета оценок проектов для каждого эксперта и для администратора конкурсной комиссии при интеграции всех подсчетов и подведении итогов по рейтингу проектов. Скриншот названной матрицы представлен на рис. 4.

Представленная авторская методика опирается на общепринятые методологические основания, признанные стандарты проектной деятельности, требования к социальным проектам НКО, позволяет учитывать индикаторы региональных программ социального развития, обеспечивает транспарентность реализации социальных проектов на всех этапах их жизненного цикла.

Литература

1. Ленков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учеб. пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 Социология, 080200 Менеджмент. М.: ЦСПиМ, 2013.

2. Carman J. Nonprofits, Funders and Evaluation Accountability in Action // The American Review of Public Administration. 2009. № 4. Р. 374390.

3. Miccoli S., Finucci F., Murro R. Social Evaluation Approaches in Landscape Projects // Sustainability. 2014. № 11. С. 7906-7920.

4. Боронина Л.Н., Сенук З.В. Основы проектного управления. Екатеринбург: Изд-во УрФУ 2009. С. 102.

5. Боронина Л.Н., Лайковская Е.Э., Сенук З.В. Моделирование технологии оценки социальных проектов: подходы и методы [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29927/17 apsmkoy_2014_04_12.pdf (дата обращения: 16.11.2016).

6. Freeman R.E., Mcvea J.F. A Stakeholder Ap- net/publication/228320877_A_Stakeholder_Ap-proach to Strategic Management [Электрон- proach_to_Strategic_Management (дата обращения: ный ресурс]. URL: https://www.researchgate. 16.11.2016).

DEVELOPMENT OF AN ASSESSMENT METHOD OF SOCIAL PROJECTS OF NON-COMMERCIAL PUBLIC ORGANIZATIONS

L.N. Boronina, Candidate of Philosophy, Docent, The department of sociology and technologies of state and municipal administration, Z.V. Senuk, Candidate of Philosophy, Docent, The department of work's organizing with youth, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, bulasmila@mail.ru, Rine@mail.ru

This article is devoted to the very urgent problem for imperfection of transparent and competitive system of state support of non-commercial organizations as creation of unified and criteria-based method of assessment and selection of presented socially significant projects by non-commercial organizations, providing two principal characteristics for tenders: transparency of procedure and efficient monitoring at the stage of the best projects' realization. The article considers the modeling process of the author's method of expert projects' assessment. The theoretical base for the development of concept and complex model of social projects' assessment was general scientific theory of assessment. The development of assessment tools and methods for empiric indicators criteria assessment were based on methodology of system, organizational-administrative, project, process, situation and qualimetic approaches. On the results of the conducted research the authors have developed a scientifically substantiated criteria system of social projects' assessment, formed a complex model of social projects and initiatives' assessment and offered the method of empiric indicators ofprojects assessment criteria changes. The conducted research has an expressed meaning for practical work of experts, who were offered to use the comfortable electronic form of assessment with methodical guides about scale of point assessment, and also for developers-designers, who can get methodical materials for projects 'preparing.

Key -words: project evaluation criteria, proctocolpoplasty, the effectiveness of the project, modeling, parametric estimation model, the modeling process, expert research.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Lenkov R.V Sotsial'noe prognozirovanie i pro-ektirovanie: Uuchebnoe posobie [Social forecasting and planning: uchebnoe allowance]. Moscow, TsSPiM Publ., 2013. 192 p.

2. Carman, J. Nonprofits, Funders, and Evaluation Accountability in Action. The American Review of Public Administration, 2009, no. 4, pp. 374390.

3. Miccoli, S., Finucci, F., & Murro, R. Social Evaluation Approaches in Landscape Projects. Sustainability, 2014, no. 11, pp. 79067920.

4. Boronina L.N., Senuk Z.V. Osnovy proektno-go upravleniia [Fundamentals of project manage-

ment]. Ekaterinburg, Izd-vo UrFU Publ., 2009. 112 p.

5. Boronina L.N., Laikovskaia E.E., Senuk Z.V Modelirovanie tekhnologii otsenki sotsial 'nykh proektov: podkhody i metody [Simulation technology for the assessment of social projects: approaches and methods]. Available at: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/29927/1/apsmkoy_2014_04_12.pdf (accessed 16.11.2016).

6. Freeman R.E., Mcvea J.F. A Stakeholder Approach to Strategic Management. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/228320877_A_ Stakeholder_Approach_to_Strategic_Management (accessed 16.11.2016)