Для цитирования: Коротина Н. Ю., Абрамкина С. Р., Алдошенко Е. В. Особенности финансовой поддержки социально ориентированных проектов в муниципальном образовании // Социум и власть. 2019. № 2 (76). C. 46—55.
УДК 330.190.2.
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Коротина Наталья Юрьевна,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, заведующая кафедрой экономики, финансов и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук, доцент, Российская Федерация, 454077, г. Челябинск, ул. Комарова, 26 E-mail: korotina@chel.ranepa.ru
Абрамкина Светлана Рафаиловна,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, заведующая кафедрой экономики и менеджмента, кандидат экономических наук Российская Федерация, 454077, г. Челябинск, ул. Комарова, 26 E-mail: abramkina@chel.ranepa.ru
Алдошенко Евгений Викторович,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, заместитель директора по информационным
технологиям, кандидат политических наук. Российская Федерация, 454077, г. Челябинск, ул. Комарова, 26 E-mail: aldoshenko@chel.ranepa.ru
Аннотация
Статья посвящена развитию механизма муниципальной финансовой поддержки некоммерческих организаций при реализации социально ориентированных проектов. В процессе исследования был выявлен положительный опыт взаимодействия муниципальных властей города Челябинска и некоммерческих организаций в рамках финансовой поддержки их социально
направленной деятельности. В исследовании обозначены причины низкой конкурсной активности организаций в вопросах грантоиска-тельства и предложены направления решения данной проблемы.
Цель: проанализировать проблемы муниципального грантоискательства некоммерческими организациями в городе Челябинске, выявить направления совершенствования данного процесса и перспективы его развития. Методы: в статье использованы статистический анализ, системный анализ, эмпирический анализ, нормативный анализ, структурный анализ. Научная новизна исследования: выделены формы муниципальной поддержки, уточнено понятие «муниципальный грант», выделены отличительные признаки муниципального гранта, систематизирован порядок предоставления муниципального гранта в городе Челябинске, предложен инструментарий оценки, характеризующий результативность грантоискательства в муниципальном образовании, определены направления развития института грантоискательства в муниципальном образовании. Результаты: на основе анализа результатов грантоискательства некоммерческими организациями г. Челябинска в 2016—2019 гг. выявлены положительные тенденции развития данного процесса, а именно, увеличение количества некоммерческих организаций, успешно участвующих в конкурсе на получение муниципального гранта. При этом сохраняются проблемы, в частности, в объемах финансирования грантов, в развитии проектных и коммуникационных компетенций членов некоммерческих организаций, в отсутствии единой информационной площадки для некоммерческих организаций. Анализ результатов свидетельствует, что эффекты, полученные от реализации муниципального гранта в социальной сфере, оказались гораздо масштабнее прогнозируемых и стали основой изменения городского пространства. Заключение: муниципальное грантоискатель-ство некоммерческими организациями способствует развитию самих НКО, а также является ключевым фактором развития социального партнерства и создает условия для улучшения сферы социальной среды города.
Ключевые понятия: муниципальная поддержка, муниципальный грант, социально ориентированный проект, коммуникационные компетенции, проектные компетенции, управление проектами, некоммерческие организации.
Введение
В развитии института местного самоуправления особая роль принадлежит взаимодействию органов власти и некоммерческих организаций с целью повышения эффективности осуществляемой в муниципальном образовании социальной политики [10; 18]. Действуя в интересах граждан, местные органы власти в рамках своих полномочий создают условия для урегулирования социальных вопросов путем реализации реальных проектов. В свою очередь, некоммерческий сектор способствует объединению людей для совместного разрешения общих проблем [3; 20], тем самым зачастую становясь источником новых идей, новых решений и новых социальных практик, которые и являются основой проектов.
К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки некоммерческих организаций относится создание условий для их деятельности.
Оказание поддержки некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1. Финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка [4].
2. Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций [6].
3. Предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям налоговых льгот.
4. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций.
5. Предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, налоговых льгот1.
Как показывает практика, основной формой финансовой поддержки социально значимых проектов, инициируемых и реализуемых некоммерческими организациями в муниципальных образованиях, является муниципальный грант [2; 7; 11].
1 О некоммерческих организациях : Федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 31 дек. 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации 1996. №3. Ст. 145.
Муниципальный грант как форма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
В рамках исследования было проанализировано понятие «муниципальный грант», представленное в нормативно-правовых актах ряда муниципальных образований Российской Федерации (табл. 1).
В результате анализа были выделены отличительные признаки муниципального гранта.
Первое: муниципальный грант — средства муниципального бюджета в форме субсидии. Это означает, что денежные средства выделяются на условиях софинансирования, то есть муниципальные средства не являются единственными ресурсами, для реализации проекта привлекаются и иные источники. Муниципальные средства для поддержки некоммерческих организаций должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования на плановый период, должен быть определен главный распорядитель бюджетных средств и утверждена целевая программа2.
Расходы на финансирование муниципальных грантов являются инициативными расходами органов местного самоуправления и могут финансироваться только за счет доходов местных бюджетов [14], то есть при дефиците муниципальных бюджетов расходы на поддержку социально значимых проектов могут быть не предусмотрены.
Второе: бюджетные средства являются целевыми и направляются исключительно на финансирование общественно значимых проектов (программ) некоммерческих организаций [9].
Третье: муниципальный грант предоставляется на конкурсной основе.
Четвертое: для предоставления финансовых средств между грантополучателями (некоммерческими организациями) и гран-тодателями (администрацией города) заключается договор.
Пятое: некоммерческие организации обязательно должны отчитаться о выполнении проекта и использовании предоставленного муниципального гранта.
Принципами финансирования социально значимых проектов за счет муниципальных средств являются:
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
Таблица 1
Обзор понятия «муниципальный грант» в нормативно-правовых актах муниципальных образований
Нормативный правовой акт муниципального образования Определение понятия
Постановление Администрации города Тюмени от 03.03.2014 года № 43-ПК «Об утверждении порядка предоставления муниципального гранта некоммерческим организациям» Муниципальный грант — денежные средства бюджета города Тюмени, предоставляемые на конкурсной основе в форме субсидии в целях финансового обеспечения затрат по разработке и реализации проекта.
Постановление Администрации города Хабаровска от 22.02.2017 года № 578 «О проведении городского конкурса по предоставлению муниципальных грантов социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проектов по созданию системы взаимодействия общественности и администрации города в 2017 году» Муниципальный грант — средства бюджета городского округа «Город Хабаровск», предоставляемые по итогам конкурса социально ориентированным некоммерческим организациям на безвозмездной и безвозвратной основе и на условиях долевого финансирования в целях финансового обеспечения затрат на реализацию социально значимого проекта
Решение совета депутатов города Мурманска от 07.07.2010 года № 23-248 «О положении о муниципальном гранте администрации города Мурманска» Муниципальный грант — средства безвозмездно, на конкурсной основе предоставляемые администрацией города Мурманска за счет бюджета муниципального образования город Мурманск, предусмотренных на реализацию муниципальных целевых программ, в распоряжение общественного объединения для выполнения поставленных задач в рамках программы общественного объединения, с условием обязательного обеспечения отчетности об использовании выделенных средств
Постановление Псковской городской думы от 01.11.2005 года № 511 «О Положении о целевом финансировании социально значимых проектов общественных объединений, некоммерческих организаций (о муниципальных грантах) города Пскова» Муниципальный грант — целевое финансирование, предоставляемое Администрацией города на безвозмездной конкурсной основе за счет средств бюджета города Пскова отдельных социально значимых проектов, направления которых определяются планом социально-экономического развития города, общественных объединений, некоммерческих организаций, действующих на территории города Пскова, по их заявкам на конкурсной основе с обязательным последующим отчетом о выполнении проекта и использовании предоставленных средств
Постановление Администрации города Тулы от 13.05.2011 года № 1269 «Об утверждении положения о муниципальных грантах и порядке их предоставления из бюджета муниципального образования города Тула Администрацией города Тулы общественным организациям для осуществления социально значимых программ, мероприятий и общественно-гражданских инициатив в городе Туле» Муниципальный грант — безвозвратное целевое финансирование в форме субсидии за счет средств бюджета муниципального образования «город Тула», предоставляемое общественным организациям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования город Тула, на конкурсной основе для выполнения заявленных социально значимых программ с обязательным последующим отчетом об их исполнении
Решение Тобольской городской думы Тюменской области от 26.06.2007 года № 127 «О Положении «О муниципальном гранте в городе Тобольске» Муниципальный грант — целевое финансирование, предоставляемое на конкурсной основе общественным объединениям, некоммерческим организациям Администрацией города Тобольска из средств бюджета города в виде субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением общественно значимых программ и направляемых на реализацию указанных программ или мероприятий с последующим отчетом об их выполнении
Постановление Администрации города Челябинска от 13.12.2012 года № 272-П «Об утверждении Положения о муниципальных грантах — целевом финансировании социально значимых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций» Муниципальный грант — целевое бюджетное финансирование в форме субсидии на безвозмездной, конкурсной основе отдельных социально значимых проектов, предоставляемое юридическому лицу для реализации общественно-гражданских инициатив в целях социально-экономического развития города Челябинска
• соответствие приоритетам муниципальной политики (социальная значимость проектов);
• равенство прав некоммерческих организаций на получение грантов;
• публичность и открытость процедуры предоставления грантов;
• конкурсный характер рассмотрения заявок.
При определении приоритетных направлений учитываются потребности в решении социальных проблем муниципального образования, а также ресурсы, опыт и экспертные оценки деятельности некоммерческих организаций города.
К приоритетным направлениям предоставления муниципальных грантов относятся:
• социальная поддержка социально незащищенных категорий горожан;
• экологические программы, охрана окружающей среды;
• занятость населения;
• молодежная политика, защита семьи, детства, материнства и отцовства;
• гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание;
• физическая культура и спорт;
• охрана здоровья населения;
• благоустройство города;
• развитие муниципальной демократии;
• межнациональные отношения;
• иные сферы городской жизни, предусмотренные правовыми актами органов местного самоуправления1.
Порядок предоставления финансовой поддержки социально ориентированных проектов в муниципальном образовании
Практика предоставления финансовой поддержки социально ориентированных проектов в муниципальных образованиях свидетельствует об организации исполнительными органами местного самоуправления ежегодных конкурсов на соискание муниципальных грантов [13; 15; 17]. Организаторы конкурса определяют структуру заявки, обеспечивают информационную
1 Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг : Указ Президента Российской Федерации от 08 августа 2016 г. № 398 (в ред. от 01 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 33. Ст. 5164.
поддержку [8], разрабатывают систему оценки проектов, регистрируют присланные на конкурс заявки и передают их для анализа в конкурсную комиссию, создают условия продуктивной работы комиссии и размещение информацию об организациях, получивших муниципальный грант.
Некоммерческие организации для участия в конкурсе должны сформировать необходимый пакет документов — заявку. В нее включаются, как правило, формальные документы (копии свидетельства о государственной регистрации; учредительных документов; решение организации об участии в конкурсе; финансовая отчетность организации и другие) [1, с. 99] и описание самого проекта, который претендует на получение муниципального гранта. В описании проекта включены проблемное поле, поставленные цели и задачи, проектное решение, «дорожная карта» по реализации проекта, смета, стейкхолдеры проекта и ожидаемые результаты.
Анализом поданных заявок и определением победителей конкурса занимается специально создаваемая конкурсная комиссия. Это коллегиальный орган, созданный для принятия квалифицированного решения по результатам оценки поданных некоммерческими организациями заявок. В состав данного коллегиального органа включаются муниципальные служащие, депутаты местного представительного органа, эксперты из местного сообщества.
Основными критериями оценки проектов являются:
• системный подход к процессу реализации проектов;
• соответствие заявленного проекта выделяемому финансированию и уставной деятельности соискателей на получение муниципального гранта;
• направленность проекта на широкие слои населения;
• конкретность, измеримость и достижимость результатов проекта.
Получив муниципальный грант, некоммерческая организация должна реализовать проект согласно всем этапам и срокам, определенным в заявке. В случае нарушения сроков, нецелевого использования денежных средств и отклонения от заявленного содержания финансирование проекта может быть прекращено.
Таким образом, подача заявки и получение муниципального гранта является длительной и формализованной процедурой.
Финансирование социально ориентированных проектов в городе Челябинске
Целевое финансирование социально значимых проектов некоммерческих организаций осуществляется в городе Челябинске с 2006 г. [12], что свидетельствует о действующем механизме партнерских отношений между исполнительным муниципальным органом и общественными объединениями. Эти отношения сформированы на основе единства интересов, взаимного доверия, открытости и заинтересованности в позитивных изменениях города
Порядок предоставления муниципальных грантов в городе Челябинске представлен на рисунке.
Количественные результаты грантои-скательства по поддержке социально ориентированных проектов некоммерческих организаций в городе Челябинске в 2016— 2019 гг. (представлены в табл. 2).
По результатам анализа выявлено, что количество проектов, поданных на участие в конкурсе на соискание муниципального гранта в 2016, 2018, 2019 гг. находится примерно на одном уровне. В 2017 г. количество заявок было значительно меньше — 24. Резкое снижение показателя в 2017 г. объясняется достаточно слабой информационной поддержкой конкурса муниципальных грантов. Даже увеличение практически вдвое в 2018 и 2019 гг. участников является незначительным прогрессом в процессе грантоискательства в муниципалитете, так как 46 организаций составляют только 2 % от 1700 некоммерческих организаций в городе Челябинске. Помимо низкой информированности, причиной слабого участия НКО в конкурсе грантов является и отсутствие необходимых знаний и умений по инициации, оформлению и реализации социально значимых проектов.
Низкую компетентность в составлении заявок подтверждает показатель доли проектов, допущенных к конкурсной процедуре, который колеблется от 87,5 до 95,7 %, то есть от 2,2 до 12,5 % поданных заявок не было допущено до конкурса по причине несоответствия заявки установленным требованиям.
Необходимо обратить внимание, что количество поддержанных экспертами заявок ежегодно превышает количество проектов, которые фактически получили финансовую поддержку в виде муниципального гранта. В 2019 г. из 27 поддержанных экспертами проектов получат грант только 25 организаций. Эксперты анализируют представлен-
ную документацию, а конкурсная комиссия принимает решение после очной защиты проекта. Основная причина отказа в предоставлении гранта по поддержанным экспертами проектов заключается в недостаточном развитии коммуникативных компетенций членов НКО для публичного представления проектов.
Для оценки результативности гранто-искательства в муниципальном образовании был введен коэффициент удовлетворения заявок, который рассчитывается по следующей формуле:
Куд.з. = Количество одобренных заявок /
/ Количество поданных заявок ■ 100,
где Куд.з. — коэффициент удовлетворения заявок,
Количество одобренных заявок — количество проектов, получивших полную или частичную финансовую поддержку,
Количество поданных заявок — количество проектов, заявленных для участия в конкурсе.
Финансовые параметры выделения финансовой поддержки социально ориентированным организациям представлены в табл. 3.
Ежегодная сумма финансирования социально значимых проектов в 2016—2018 гг. в рамках конкурса на соискание муниципального гранта оставалась неизменной и составляла в год 2 370 600 руб., в 2019 г. общая сумма финансирования увеличилась до 2 720 600 руб.
Всего за период 2016—2019 гг. муниципальная поддержка на общую сумму 9 832 400 рублей оказана для реализации 74 социально значимых проектов.
Независимо от муниципальной финансовой поддержки некоммерческие организации для реализации социально-значимых проектов привлекают средства из иных источников: собственные средства организаций, выручка от коммерческой деятельности организаций, финансовая помощь. Доля муниципального гранта в общей стоимости проектов для различных некоммерческих организаций варьируется от 6,9 до 94,8 %. Доля финансовой поддержки в запрашиваемой сумме на реализацию социально значимых проектов для разных организаций варьировалась от 23,6 до 100,0 %. Стопроцентное предоставление запрашиваемой суммы было оказано за 2016—2019 гг. 12 организациям.
Необходимо отметить, что снизилось количество заявок на полное финансирование, то есть некоммерческие организации
Порядок предоставления муниципального гранта в городе Челябинске
Таблица 3
Финансовая поддержка социально значимых проектов в 2016—2019 гг.
Таблица 2
Количество заявок некоммерческих организаций, принявших участие в конкурсе на соискание муниципального гранта в 2016—2019 гг.
Показатель 2016 2017 2018 2019
Количество проектов, поданных в качестве заявки на участие в конкурсе, ед. 41 24 46 46
Количество проектов, допущенных к конкурсу на получение муниципального гранта, ед. 37 21 45 44
Доля проектов, допущенных к конкурсной процедуре, % 90,2 87,5 97,8 95,7
Количество проектов, поддержанные экспертным советом, ед. 18 16 29 27
Количество проектов, получивших финансовую поддержку, ед. 16 13 20 25
Коэффициент удовлетворения заявок, % 39,0 54,2 43,5 54,3
Показатель 2016 2017 2018 2019
Общая сумма муниципальной финансовой поддержки социально значимых проектов, руб. 2 370 600 2 370 600 2 370 600 2 720 600
Запрашиваемая сумма на реализацию социально значимых проектов, поддержанных Администрацией города, руб. 3 484 918 3 013 209 4 251 436 5 457 690
Общая сумма, запланированная на реализацию социально значимых проектов, поддержанных Администрацией города, руб. 7 336 594 7 100 586 7 863 534 12 816 169
Сумма, привлеченная из альтернативных источников, на реализацию социально значимых проектов 3 851 676 4 087 377 3 612 098 7 358 479
Доля финансовой поддержки в общей стоимости проектов, % 32,31 33,39 30,15 21,23
Доля финансовой поддержки в запрашиваемой сумме, % 68,02 78,67 55,76 49,85
научились привлекать альтернативные источники для реализации проектов. В 2019 г. размер немуниципальных средств увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2018 г. Также отмечается рост общей суммы проектов (более, чем в 1,5 раза), то есть увеличивается размах, масштабность проводимых мероприятий.
На основе анализа динамики грантои-скательства некоммерческих организаций в городе Челябинске были выявлены следующие основные проблемы:
1. Низкий уровень проектных и коммуникационных компетенций представителей некоммерческих организаций.
2. Слабая информационная поддержка муниципального гранта в городе Челябинске
3. Сумма общей финансовой поддержки муниципалитетом социально значимых проектов некоммерческих организаций в течение четырех лет увеличивается незначительно, ниже темпов инфляции. Таким образом отмечается падение реального размера муниципальной поддержки.
Низкий уровень проектных и коммуникационных компетенций возможно решить повышением квалификации членов неком-
мерческих организаций по программам дополнительного образования в высших учебных заведениях города Челябинска. Учебные курсы, которые рекомендуется включить в образовательный процесс — управление проектами, связи с общественностью, деловое общение, искусство презентации, государственно-частное партнерство. Более половины учебного времени должна быть отведена под проектную работу, результатом которой станет паспорт социально ориентированного проекта.
В сфере информационного обеспечения необходимо создание единой информационной площадки [5], в рамках которой будут представлены социально ориентированные некоммерческие организации, будет предложен перечень успешных проектов, которые были поддержаны и реализованы в муниципалитете, будет опубликованы условия получения грантов, методические рекомендации по проектной деятельности и другая полезная информация.
Проблему финансирования можно решить через альтернативные источники денежных средств. В настоящее время отмечается высокая целесообразность привлечения в ряды некоммерческих организаций известных политиков, бизнесменов и лидеров общественного мнения. Практи-
ка показывает, что результативность функционирования некоммерческого сектора во многом обусловлена наличием в нем известных людей [19], что формирует благоприятный образ некоммерческой организации в глазах потенциальных инвесторов. Более того, это способствует участию людей с активной гражданской позицией в некоммерческом объединении.
Заключение
В целом сама возможность участия в муниципальном гранте общественных организаций стимулирует изменения и в их деятельности, побуждая выходить за пределы привычных форм работы. Значимо, что инициативы в рамках конкурса направлены на проведение общественными организациями общегородских культурно-массовых и презентационных событий (с активным вовлечением в досуговую занятость не только представителей некоммерческих организаций, но и жителей города и области, укрепление международных связей).
Еще одним очень значимым для социальной сферы города результатом от внедрения практики муниципального гранта является формирование на территории городского округа благоприятного информационного климата. Мероприятия проектов становятся «информационными поводами» для освещения событий в средствах массовой информации. Активно освещаются не только крупные события, но и весь ход реализации проектов, подведение итогов конкурсов и годовых итогов проектной деятельности.
Также важным результатом практики является «постгрантовая» жизнь проектов. Так, муниципальный грант способствует саморазвитию социальной сферы города. Более половины проектов мотивируют ре-ализовывать новые инициативы, которые являются логическим продолжением этих проектов. Таким образом, многие проекты имеют долгосрочные результаты и уже после реализации получают дальнейшее развитие, появляются новые достижения в постпроектном периоде, которые создают благоприятные условия для социально-экономического развития города Челябинска.
1. Аскеров М. Н. Особенности государственной финансовой поддержки некоммерческим организациям // Актуальные вопросы современной экономики. 2015. № 2. С. 94—101.
2. Ванеев О. Н. Муниципальный грант как форма поддержки некоммерческих организаций //
Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 5. С. 99—102.
3. Гимазова Ю. В., Омельченко Н. А. Российский опыт взаимодействия органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями // Вестник университета (государственный университет управления). 2011. № 11. С. 22—36.
4. Голубев С. В., Славгородская М. Ю. Система государственной поддержки СО НКО как инструмент развития рынка социальных услуг. М. : Грифон, 2017. 60 с.
5. Жеданкова И. В. Организация и проведение PR-коммуникаций для некоммерческих организаций // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 23—26.
6. Лазаренко А. Л. Взаимодействие государственных и муниципальных органов с некоммерческими организациями в социальной сфере // Вестник ОрелГИЭТ. 2007. № 2 (2). С. 125—131.
7. Маракулина К. А. Проблемы взаимодействия органов государственной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 306—310.
8. Михеев Д. С. Реализация принципа гласности местного самоуправления через взаимодействие органов местного самоуправления с некоторыми институтами гражданского общества // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2017. № 8. С. 143—158.
9. Неркарарян А. С. Совершенствование взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления : дис. ... магистра. Екатеринбург, 2015. 168 с.
10. Погодина Е. В. Органы местного самоуправления как субъект развития социального партнерства : дис. ... магистра. Екатеринбург, 2015. 124 с.
11. Сесявин Е. А. Развитие механизмов государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2015. 17 с.
12. Скворцов В. Н., Кузьмин Д. В. Доклад о состоянии гражданского общества в Челябинской области. Челябинск : Абрис, 2015. 150 с.
13. Соловьев А. Ю. Совершенствование мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне : метод. рекомендации для муницип. образований Республики Саха (Якутия). Пермь : Грани, 2014. 108 с.
14. Субочева В. А. Социальное партнерство органов государственной власти и некоммерческих организаций: правовые аспекты // Современное право. 2015. № 9. С. 4—10.
15. Сысоева В. П., Максимова М. Н. Анализ участия социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан в республиканских грантовых конкурсах для некоммерческих организаций // Специфика профессиональной деятельности социальных работников: к 100-летию Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород, 2015. С. 469—473.
16. Титов С. Р. Классификация некоммерческих организаций в официальной статистике,
ее совершенствование II Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. 2016. № 3. С. 195—198.
17. Хопатько В. А., Веприкова Е. Б. Муниципальный грант в сфере культуры и искусства. Опыт городского округа Благовещенск (Амурская область) : информац.-метод. пособие I под общ. ред. С. К. Смоленцова. Хабаровск : Дальневосточ. центр соц. инноваций, 2016. 190 с.
18. Цуканова О. М. Государственная финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в России II Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 27. С. 217—222.
19. Шавтикова З. А. Особенности организации финансов некоммерческих организаций II Наука через призму времени. 2018. № 11 (20). С. 88—89.
20. Якимец В. А. Законодательные основы партнерства НКО с государственными и коммерческими структурами II Социальное взаимодействие: партнерство и соцзаказ. 2016. № 4. С. 2—12.
References
1. Askerov M.N. (2015) Aktual'nyye voprosy sovre-mennoy ekonomiki, no. 2. pp. 94—101. [in Rus].
2. Vaneyev O.N. (2010) Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, no. 5, pp. 99—102. [in Rus].
3. Gimazova Yu.V., Omel'chenko N.A. (2011) Vest-nik universiteta (gosudarstvennyy universitet upravleni-ya), no. 11, pp. 22—36. [in Rus].
4. Golubev S.V., Slavgorodskaya M.Yu. (2017) Sistema gosudarstvennoy podderzhki SO NKO kak instrument razvitiya rynka sotsial'nykh uslug. Moscow, Grifon Publ., p. 60. [in Rus].
5. Zhedankova I.V. (2016) Obrazovaniye i nauka bez granits: sotsial'no-gumanitarnyye nauki, no. 4, pp. 23—26. [in Rus].
6. Lazarenko A.L. (2007) Vestnik OrelGIET, no. 2 (2), pp. 125—131. [in Rus].
7. Marakulina K.A. (2013) Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki, no. 4, pp. 306—310. [in Rus].
8. Mikheyev D.S. (2017) Istoriko-pravovyye prob-lemy: novyy rakurs, no. 8, pp. 143—158. [in Rus].
9. Nerkararyan A.S. (2015) Sovershenstvovaniye vzaimodeystviya nekommercheskikh organizatsiy s organami mestnogo samoupravleniya. Yekaterinburg, 168 p. [in Rus].
10. Pogodina Ye.V. (2015) Organy mestnogo samoupravleniya kak sub"yekt razvitiya sotsial'nogo partnerstva. Yekaterinburg, 124 p. [in Rus].
11. Sesyavin Ye.A. (2015) Razvitiye mekhaniz-mov gosudarstvennoy podderzhki sotsial'no ori-yentirovannykh nekommercheskikh organizatsiy na regional'nom urovne. St. Petersburg, 17 p. [in Rus].
12. Skvortsov V.N., Kuz'min D.V. (2015) Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Chelyabinskoy oblasti. Chelyabinsk, Abris Publ., 150 p. [in Rus].
13. Solov'yev A.Yu. (2014) Sovershenstvovaniye mer podderzhki sotsial'no oriyentirovannykh nekommercheskikh organizatsiy na mestnom urovne: Metodicheskiye rekomendatsii dlya munitsipal'nykh obrazovaniy Respubliki Sakha (Yakutiya). Perm', Grani Publ.,108 p. [in Rus].
14. Subocheva V.A. (2015) Sovremennoye parvo, no. 9, pp. 4—10. [in Rus].
15. Sysoyeva V.P., Maksimova M.N. (2015) Analiz uchastiya sotsial'no oriyentirovannykh nekommercheskikh organizatsiy Respubliki Tatar-stan v respublikanskikh grantovykh konkursakh dlya nekommercheskikh organizatsiy // Spetsifika professional'noy deyatel'nosti sotsial'nykh rabotnik-ov: k 100-letiyu Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, pp. 469—473. [in Rus].
16. Titov S.R. (2016) Sovremennyye problemy eko-nomicheskogo razvitiya predpriyatiy, otrasley, kompleks-ov, territoriy, no. 3, pp. 195—198. [in Rus].
17. Khopat'ko V.A., Veprikova Ye.B. (2016) Munitsipal'nyy grant v sfere kul'tury i iskusstva. Opyt gorodskogo okruga Blagoveshchensk (Amurskaya oblast'). Khabarovsk, Dal'nevostochnyy tsentr sotsial'nykh innovatsiy Publ., 190 p. [in Rus].
18. Tsukanova O.M. (2016) Ekonomika i uprav-leniye: analiz tendentsiy i perspektiv razvitiya, no. 27, pp. 217—222. [in Rus].
19. Shavtikova Z.A. (2018) Nauka cherez prizmu vremeni, no. 11 (20), pp. 88—89. [in Rus].
20. Yakimets V.A. (2016) Sotsial'noye vzaimodey-stviye: partnerstvo i sotszakaz, no. 4, pp. 2—12. [in Rus].
For citing: Korotina N.Yu., Abramkina S.R., Aldoshenko E.V. Peculiarities of financial support for socially oriented projects in the municipality // Socium i vlast'. 2019. № 2 (76). P. 46—55.
UDC 330.190.2.
PECULIARITIES OF FINANCIAL SUPPORT FOR SOCIALLY ORIENTED PROJECTS IN THE MUNICIPALITY
Natalya Yu. Korotina,
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration , Chelyabinsk branch, Head of the Chair of Economics, Finance and Accounting, Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Russian Federation, 454071, Chelyabinsk, ulitsa Komarova, 41.
E-mail: korotina@chel.ranepa.ru
Svetlana R. Abramkina,
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk branch, Head of the Department Chair of Economics and Management, Cand.Sc. (Economics) Russian Federation, 454077, Chelyabinsk, ulitsa Komarova, 26. E-mail: abramkina@chel.ranepa.ru
Evgeny V. Aldoshenko,
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk branch, Deputy Director of Information Technology Cand.Sc. (Political Sciences). Russian Federation, 454077, Chelyabinsk, ulitsa Komarova, 26 E-mail: aldoshenko@chel.ranepa.ru
Abstract
The article is devoted to developing the mechanism of municipal financial support for non-profit organizations while implementing socially oriented projects. In the course of the study, the authors pointed out a positive experience of interrelations between the municipal authorities of Chelyabinsk and non-profit organizations in the framework of financial support for their socially oriented activities. The study identifies the reasons for the low
competitive activity of organizations in matters of grant-seeking and suggests ways to solve this problem.
The aim of the study is to analyze the problems of municipal grant-seeking by non-profit organizations in Chelyabinsk, to identify areas for improving this process and the prospects for its development. Methods: the authors use statistical analysis, system analysis, empirical analysis, regulatory analysis, structural analysis.
Scientific novelty of the research: the authors highlight the forms of municipal support, clarify the concept of "municipal grant", point out the distinctive features of the municipal grant, systematize the procedure for granting municipal grants in Chelyabinsk, define the assessment tools characterizing the effectiveness of grant research in the municipality, define directions for developing the institute of grant research in the municipality. Results: on the basis of analyzing grant-seeking results by non-profit organizations of Chelyabinsk in 2016-2019, positive trends in the development of this process were revealed, namely, an increase in the number of non-profit organizations successfully participating in the competition for a municipal grant. At the same time, problems persist, in particular, in the volume of grant funding, in the development of project and communication competencies of non-profit organizations members, in the absence of a single information platform for non-profit organizations. The analysis of the results shows that the effects obtained from implementing the municipal grant in the social sphere turned out to be much larger than those predicted and became the basis for changing urban space. Conclusion: Municipal grant-seeking by non-profit organizations contributes to the development of non-profit organizations themselves, and is also a key factor in the development of social partnership and creates conditions for improving the social sphere of the city.
Key concepts: municipal support, municipal grant socially oriented project communication competences project competencies project management, non-profit organizations.