Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полтарыхин А.Л., Ван Ц., Великороссов В.В., Пономарев М.А., Хомченко Р.А.

В статье рассматривается развитие закупочной деятельности в сфере импортозамещения. Государственные закупки являются наиболее эффективным инструментом для реализации политики импортозамещения, так как именно государство является основным заказчиком в стране и тем самым может устанавливать условия закупок, воздействовать на поставщиков, контролировать исполнение тех или иных законов, поддерживать малых и средних предпринимателей, а также следить за уровнем коррупции. Наиболее эффективной мерой по стабилизации экономики нашей страны является импортозамещение. Основными положительными эффектами от данного процесса являются стимулирование конкуренции между поставщиками, увеличение поступлений в государственный бюджет, повышение конкурентных свойств российской продукции, качества национальной экономики в вопросах производства продукции для иностранных заказчиков, которая соответствует международным стандартам, минимизация рисков по неполучению и дефициту иностранной компонентной базы для производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полтарыхин А.Л., Ван Ц., Великороссов В.В., Пономарев М.А., Хомченко Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROCUREMENT ACTIVITIES IN THE FIELD OF IMPORT SUBSTITUTION

The article discusses the development of methodological foundations of procurement activities in the field of import substitution. Public procurement is the most effective tool for the implementation of import substitution policy, since it is the state that is the main customer in the country and thus can set procurement conditions, influence suppliers, monitor the implementation of certain laws, support small and medium-sized entrepreneurs, as well as monitor the level of corruption. The most effective measure to stabilize the economy of our country is import substitution. The main positive effects of the import substitution process are stimulating competition between suppliers, increasing revenues to the state budget, increasing the competitive properties of Russian products, improving the quality of the national economy in the production of products for foreign customers that meet international standards, minimizing the risks of non-receipt and shortage of foreign component base for production.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

Научная статья УДК 33

doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_24

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Полтарыхин Андрей Леонидович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, corp.innovation@rea.ru

Ван Ци

Институт стратегического сотрудничества Китая и России, Университет Цинхуа,

Пекин, Китайская Народная Республика, wq@mail.tsinghua.edu.cn

Великороссов Владимир Викторович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, velikorossov.vv@rea.ru

Пономарев Максим Александрович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, Ponomarev.MA@rea.ru

Хомченко Роман Алексеевич

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, corp.innovation@rea.ru

Аннотация. В статье рассматривается развитие закупочной деятельности в сфере импортозамещения. Государственные закупки являются наиболее эффективным инструментом для реализации политики импортозамещения, так как именно государство является основным заказчиком в стране и тем самым может устанавливать условия закупок, воздействовать на поставщиков, контролировать исполнение тех или иных законов, поддерживать малых и средних предпринимателей, а также следить за уровнем коррупции. Наиболее эффективной мерой по стабилизации экономики нашей страны является импортозамещение. Основными положительными эффектами от данного процесса являются стимулирование конкуренции между поставщиками, увеличение поступлений в государственный бюджет, повышение конкурентных свойств российской продукции, качества национальной экономики в вопросах производства продукции для иностранных заказчиков, которая соответствует международным стандартам, минимизация рисков по неполучению и дефициту иностранной компонентной базы для производства.

Ключевые слова: импортозамещение; закупочная деятельность; государственные закупки; планирование; менеджмент.

Для цитирования: Полтарыхин А. Л. Ван Ци, Великороссов В. В. Пономарев М. А., Хомченко Р. А. Развитие методических основ закупочной деятельности в сфере импортозамещения // Региональная и отраслевая экономика. - 2023 - № 2 -С. 24-34. с1о1: 10.47576/2949-1916 2023 2 24.

Original article

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROCUREMENT ACTIVITIES IN THE FIELD OF IMPORT SUBSTITUTION

Poltarykhin Andrey L.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, corp.innovation@rea.ru

Wang Qi

Institute of Strategic Cooperation between China and Russia, Tsinghua University, Beijing, People's Republic of China, wq@mail.tsinghua.edu.cn

Velikorossov Vladimir V.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, velikorossov.vv@rea.ru

Ponomarev Maxim A.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, Ponomarev.MA@rea.ru

Khomchenko Roman A.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, corp.innovation@rea.ru

Abstract. The article discusses the development of methodological foundations of procurement activities in the field of import substitution. Public procurement is the most effective tool for the implementation of import substitution policy, since it is the state that is the main customer in the country and thus can set procurement conditions, influence suppliers, monitor the implementation of certain laws, support small and medium-sized entrepreneurs, as well as monitor the level of corruption. The most effective measure to stabilize the economy of our country is import substitution. The main positive effects of the import substitution process are stimulating competition between suppliers, increasing revenues to the state budget, increasing the competitive properties of Russian products, improving the quality of the national economy in the production of products for foreign customers that meet international standards, minimizing the risks of non-receipt and shortage of foreign component base for production.

Keywords: import substitution; procurement activities; public procurement; planning; management.

For citation: Poltarykhin A. L. Wang Qi, Velikorossov V. V. Ponomarev M. A., Khomchenko R. A. Development of methodological foundations of procurement activities in the field of Import substitution. Regional and branch economy, 2023, no. 2, pp. 24-34. doi: 10.47576/2949-1916 2023 2 24.

На сегодняшний день политика импорто-замещения является одним из приоритетных направлений деятельности в нашей стране [1; 13]. Последствия, которые начались еще в 2020 г., вызванные пандемией, и политические причины сегодняшнего дня обострили проблемы и увеличили риски для компаний, которые работают в различных сферах, независимо от размера организации [4-6]. Особенно заметно влияние таких последствий в сфере радиоэлектроники.

В данной сфере появились две глобальные проблемы. На мировом рынке возник острый кризис микросхем и полупроводников, которые необходимы для производства чипсетов, что негативно повлияло на сроки производства, а также стоимость продукции радиоэлектронной продукции.

Возникший дефицит связан с тем, что в начале пандемии большинство производителей начали сокращать свои запасы чипсетов из-за неопределенности будущего спроса.

Несмотря на негативные ожидания, экономическая активность начала быстро восстанавливаться, так как из-за введенных ограничительных мер многие люди находились на изоляции, что вызвало спрос на различную электронику.

Объемы поставок полупроводников и микросхем в настоящее время на 10-30 % ниже уровня спроса, поэтому на данный момент сроки производства в 2-3 раза больше, чем ранее в период до пандемии.

Следующей глобальной проблемой является увеличении стоимости и сроков доставки контейнеров из Китайской Народной Республики в Российскую Федерацию.

Государство в ответ на возникшие проблемы, связанные с поставкой продукции из-за рубежа, предложило ряд мер по стабилизации экономического положения, в том числе введение обязательных квот закупки товаров отечественного происхождения. Принцип квотирования закупок реализуется путем внесения поправок в федеральные законы № 44-ФЗ [2], № 223-ФЗ [3]. Были утверждены механизмы квотирования, так как существующие механизмы, которые направлены на поддержку российских производителей, не показали ожидаемого результата и не были достаточными для предотвращения последствий, возникших после пандемии [10; 14].

Изменение законодательной базы в рамках закупочной деятельности вынуждает не только поставщиков, но и организации, которые проводят закупки, адаптироваться под новые условия. Для соблюдения законодательства, сдерживания незапланированных расходов и издержек, а также для контроля качества продукции заказчикам необходимо модифицировать свою систему закупочной деятельности различными способами [6-8].

На текущий момент не все производители и поставщики имеют достаточный опыт и компетенции для обеспечения того же уровня качества, что предоставляют иностранные компании.

Также товары российского производства в текущих реалиях обычно имеют более высокую цену по сравнению с аналогами из зарубежных государств, в особенности из КНР. Кроме того, наличие гарантированного спроса на отечественную продукцию может сподвигнуть российских производителей на

повышение цен, что приведет к дополнительным затратам заказчиков.

В настоящее время импортозамещение очень глубоко встроено в политическую и экономическую плоскости, но пока что нет единого установленного подхода в импорто-замещении во всех сферах экономики.

В это же время практическая реализация политических решений по импортозамеще-нию в рамках закупочной деятельности является очень сложной, непонятной и в некоторой степени оторванной от экономической реальности [12].

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации предлагает синхронизировать действующие подходы в рамках закона о закупках (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») с механизмом поддержки в контрактной системе по Закону о контрактной системе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На данный момент большинство компаний не имеют четкого понимая о применении механизма импортозамещения, поэтому сталкиваются с трудностями. Это связано с тем, что данный механизм складывается из множества нормативно-правовых актов, устанавливающих различные подходы и порядки его использования [5; 8; 9; 11].

В связи с тем что нормативно-правовые акты, регулирующие закупочную деятельность в рамках импортозамещения, разрабатывались различными ведомствами, то каждый из этих документов имеет существенные отличия от других.

Даже в пределах одной категории нормативно-правовых актов встречаются различные требования о подтверждении соответствия продукции стандартам импор-тозамещения [10].

Следующим сложным моментом в сфере импортозамещения при проведении государственных закупок является подтверждение происхождения товара, так как в действующем законодательстве термин «российский товар» применяется по-разному. Это нередко приводит к неопределенности в правоприменительной практике [10].

Разрешить данный проблемный момент

можно с помощью разработки и принятия нормативно-правового акта, в котором будет четко определено, какие товары относятся к отечественным, причем с учетом уровня локализации и единых механизмов подтверждения страны производства, что установит единый подход к импортозамещению по всем сферам экономики и требования к торгам при закупке продукции.

Несмотря на все положительные эффекты, на данный момент все еще остается ряд проблем, которые тормозят процесс импор-тозамещения:

- происходит «подмена» одного импортного товара на другой путем изменения опознавательных знаков;

- сильная изношенность основных фондов;

- нехватка квалифицированных кадров;

- осуществляется оборот импортных товаров, которые приходят из стран Европы и Азии через страны ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) в Россию.

В данной ситуации, учитывая все нюансы, которые существуют на текущий момент в сфере импортозамещения, требуется введение дополнительных контролирующих мер со стороны организаций, которые проводят закупочные мероприятия.

Основным механизмом по управлению и контролю качества закупаемой продукции является оценка и выбор производителей и поставщиков, которые будут обеспечивать необходимый уровень поставляемой продукции при оптимальных ценовых условиях.

ПАО «Ростелеком» является очень крупной организацией, которая проводит огромное количество закупочных мероприятий. В 2021 г. ПАО «Ростелеком» имело взаимоотношения с 70,2 тыс. контрагентов по всей стране. При этом общий объем закупленной продукции и услуг составил 244,9 млрд руб.

При проведении закупочных мероприятий, которые содержат условие о предоставлении преференций производителям и поставщикам, предлагающим отечественную продукцию, ПАО «Ростелеком» необходимо убедиться в надежности контрагента. Предлагается внедрить в закупочную систему ПАО «Ростелеком» балльную оценку надежности контрагентов, которые будут учитывать различные критерии.

Внедрение балльной оценки надежности поставщиков в рамках импортозамещения должно обеспечить качественный выбор контрагентов, в том числе определить, что:

- поставщик ознакомлен со всеми основными принципами и стандартами, в соответствии с которыми работает заказчик;

- поставщик имеет хорошую репутацию на рынке, а также владеет стабильной системой управления цепочкой поставок;

- поставщик владеет достаточным количеством и достаточным технологическим уровнем производственных мощностей для производства качественной продукции;

- поставщик имеет возможность получить комплектующие материалы и сырье для про -изводства необходимого количества продукции. При этом сырье и комплектующие должны соответствовать стандартам качества и при необходимости должны быть сертифицированы;

- при необходимости увеличения спроса со стороны заказчика поставщик имеет возможность контролировать и наращивать объемы производимой продукции;

- поставщик имеет возможность предоставить конкурентные цены;

- поставщик имеет возможность поддерживать уровень цен, который был обозначен в договоре после проведения конкурсных процедур;

- поставщик имеет налаженную цепочку поставок и осуществляет отгрузку продукции в установленный срок;

- поставщик имеет полный контроль над логистическим процессом и гарантирует отсутствие проблем при транспортировке продукции;

- поставщик гарантирует исполнение установленных условий договором;

- гарантия поставки продукции, которая произведена на территории России или стран ЕАЭС.

Основными пунктами, при осуществлении которых у поставщиков, которые предлагают к поставке продукцию отечественного происхождения, могут возникнуть проблемы, являются следующие:

- поставка продукции, которая будет производиться на протяжении всего срока действия договора. В большинстве случаев на текущий момент закупка комплектующих и производство продукции на территории

азиатских стран, в том числе КНР и Южной Кореи, являются более дешевыми, чем на в Российской Федерации и странах - членах ЕАЭС. В связи с этим после заключения договора на поставку продукции поставщик имеет желание оптимизировать расходы и издержки различными способами, в том числе перенести производственный процесс за рубеж и/или начать закупку компонентов для производства в иностранных государствах;

- поставщик должен иметь полный контроль над логистическим процессом. Для обеспечения должного уровня контроля поставщик должен иметь достаточное количество транспортных средств, а также складских помещений и человеческих ресурсов, или иметь заключенные договоры с подрядчиками;

- поставщик должен контролировать полную цепочку поставки продукции. Для гарантии высокого качества продукции поставщику необходимо производить выходной контроль произведенной продукции. Данный пункт в каждом конкретном случае должен реализовываться по-своему, так как существуют различные категории оборудования, которые требуют разного подхода к тестированию;

- поставщик имеет возможность поддерживать уровень цен, который обозначен в договоре. В данном случае поставщику необходимо иметь договоры на поставку комплектующих с альтернативными контрагентами. В случае, если один из контрагентов повысить цену, то будет возможность разместить заказ у альтернативного;

- поставщик имеет достаточные производственные мощности для обеспечения требуемого объема выпускаемой продукции, а также возможность наращивать данные объемы. В данном случае взаимодействие должно исходить в равных мерах как от поставщика, так и от заказчика. Например, в до -говоре можно обозначить ориентировочные объемы продукции, которая планируется к закупке. При этом при увеличении объемов заказчик должен будет заранее уведомлять поставщика о таком увеличении, чтобы у поставщика была возможность нарастить объемы производства;

- поставщик владеет производственными мощностями и человеческими ресурсами, которые в достаточной мере обеспечивают

технологический уровень производимой продукции;

- достаточное количество необходимых ресурсов для обеспечения непрерывных поставок и обеспечения высокого качества поставляемой продукции.

Среди основных характеристик, по которым можно оценить наличие ресурсов у поставщика, являются следующие:

- достаточная производственно-технологическая база, под которой понимается развитие инновационного потенциала, большое опыт в освоении новых технологий и знаний, наличие инженерных сооружений, должный уровень технологичности оборудования;

- финансовая стабильность компании, в которую входит отсутствие задолженности перед контрагентами, платежеспособность, финансовая устойчивость;

- наличие квалифицированного персонала, которая подразумевает под собой достаточное количество сотрудников, для обеспечения непрерывного цикла поставок, периодическое обучение персонала в соответствии с тенденциями рынка.

Для обеспечения высокого качества продукции на протяжении всего действия договора ПАО «Ростелеком» необходимо ввести методику контроля и оценки поставщиков на соответствие требованиям.

Предлагается рассмотреть различные варианты методов проведения оценки поставщиков, которые ПАО «Ростелеком» может применять в своей практике при проведении закупок с условием предоставления приоритета российской продукции. Обязательным условием для улучшения системы закупочной деятельности компании является анализ и изучение рынка.

Основным методом, который предлагается внедрить в систему закупочной деятельности ПАО «Ростелеком» для оценки поставщиков, является присвоение балльно-рейтинговой оценки на основе определенного набора критериев.

Несмотря на то что поставщики, которые имеют сертификаты, подтверждающие, что предлагаемая к закупке продукция, произведена на территории Российской Федерации или стран - членов ЕАЭС, то ПАО «Ростелеком» будем иметь возможность проведения своей индивидуальной оценки. Это поможет минимизировать риски по поставке

некачественной продукции, предупредить срывы поставок из-за недостаточных производственных мощностей (так как заказчик понимает какой объем планируется к закупке и может оценить будет ли достаточно имеющихся производственных мощностей) и так далее.

Анализ поставщиков, который проводится на основе набора определенных критериев, дает возможность оценить реальные и потенциальные возможности контрагента.

Предлагается при проведении оценки использовать за основу следующий ряд критериев:

- достаточное количество производственных мощностей;

- наличие процедуры выходного тестирования произведенной продукции перед отгрузкой;

- взаимодействие поставщика с надежными контрагентами;

- использование качественных материалов и комплектующих для изготовления продукции;

- долгосрочные контракты с компаниями, которые предоставляют комплектующие;

- гарантийная поддержка;

- отсутствие задолженности перед контрагентами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- достаточное количество трудовых ресурсов;

- наличие обязательных сертификатов на поставляемую продукцию.

В таблице 1 представлены критерии оценки поставщиков, возможные варианты для проведения анализа по каждому критерию, а также значение максимального балла, который можно присвоить поставщику.

№ Критерии Возможный вариант оценки соответствия критерию Критерии оценки

1 Достаточное количество производственных мощностей - Запрос информации у поставщика о собственных производственных мощностях/договорах аренды производственных мощностей -Запрос списка оборудования, которое может быть задействовано для производства -Запрос протоколов тестирования оборудования, если такие необходимы 1,5

2 Наличие процедуры выходного тестирования произведенной продукции перед отгрузкой -Запрос программы и методики испытаний для каждой категории продукции -Наличие оборудования для проведения тестирования -После проведения процедуры тестирования, наличие утвержденного протокола с результатами -Наличие персонала, который имеет компетенцию в проведении тестирования продукции 1,2

3 Взаимодействие поставщика с надежными контрагентами -Наличие заключенных контрактов у поставщика с контрагентами (логистические компании, складские помещения, производственные помещения и т.д.) 1,0

4 Использование качественных материалов и комплектующих для изготовления продукции Данный критерий также проверяется проведением процедуры тестирования 1,5

5 Долгосрочные контракты с компаниями, которые предоставляют комплектующие Предоставление копий договоров с контрагентами/либо при отсутствии такой возможности, предоставление гарантийного письма, утвержденного уполномоченным представителем организации 0,8

6 Гарантийная поддержка Предоставление гарантийной поддержки на оптимальный срок в соответствии с поставляемой категорией продукции 1,0

7 Отсутствие задолженности перед контрагентами Предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов 0,8

8 Достаточное количество трудовых ресурсов Предоставление штатного расписания/договоров с контрагентами на оказание услуг/работ 1,2

9 Наличие обязательных сертификатов на поставляемую продукцию Наличие действующих сертификатов на поставляемую продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации 1,0

Итоговая сумма баллов 10

Таблица 1 - Балльно-рейтинговая оценка поставщиков ПАО «Ростелеком»

В настоящее время все еще имеется ряд проблем, которые влияют на процесс импор-тозамещения и качество поставляемой отечественной продукции:

- осуществляется оборот импортных товаров, которые приходят из стран Европы через страны ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) в Россию;

- происходит «подмена» одного импортного товара на другой путем ввоза товаров в разборе по комплектующим и дальнейшей комплектации и подготовки на территории Российской Федерации;

- сильная изношенность основных фондов;

- нехватка квалифицированных кадров.

В связи с наличием вышеперечисленных сложностей в процессе импортозамещения продукции проведение дополнительного анализа является целесообразным действием.

Применять полученные результаты возможно при проведении закупочных мероприятий к участникам, которые предлагают продукцию российского производства и имеют соответствующие подтверждающие документы. В случае применения такого механизма оценки поставщиков необходимо экспертное мнение коллегиальной комиссии ПАО «Ростелеком», в которую должны входить представители не только из департамента закупок, но также представители юридического департамента, представители технической инфраструктуры и другие.

ПАО «Ростелеком» активно внедряет в свою закупочную деятельность механизмы поддержки отечественных производителей и предоставляет преференции поставщикам, которые предлагают продукцию российского происхождения. При этом компания требует от отечественных производителей соблюдения условий, которые касаются сроков поставки, качества, наличия прав на выпускаемую продукцию.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров Российского происхождения» для заказчиков, работающих по Федеральному закону № 223-Ф3, установлен минимальный объем закупок товаров российского происхождения (40 % - 90 %). Данное постановление распро -страняется на заказчиков, осуществляющих свою закупочную деятельность в рамках Фе-

дерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Квота рассчитывается от годового объема закупок каждого конкретного товара из перечня. Для каждого товара из перечня предусмотрена минимальная доля закупок, которая определена на период с 2021 по 2023 год.

Таким образом, ПАО «Ростелеком» как заказчик, который работает в соответствии с 223-ФЗ, должен соблюдать минимальную долю закупок товаров российского происхождения.

В соответствии с 223-ФЗ заказчику не разрешается указывать в закупочной документации, из какой страны должен происходить товар, так как это будет являться нарушением законодательства Российской Федерации. При этом заказчики имеют право применять условие о том, что поставщики, которые предложат отечественную продукцию, получат приоритет.

В связи с тем что ПАО «Ростелеком» обязан закупать определенную минимальную долю товаров российского происхождения, но не может устанавливать в требованиях страну происхождения, то обществу необходимо применять дополнительные механизмы стимулирования поставщиков и при этом внедрять механизмы дополнительного контроля.

Механизм дополнительного контроля необходим также в связи с тем, что в настоящее время все еще существуют методы фальсификации подтверждающих документов для получения статуса российского происхождения, а также отсутствуют штрафные санкции для поставщиков, которые пытаются незаконным путем получить данный статус. Для того чтобы ПАО «Ростелеком» могло получить необходимый уровень надежности, предлагается применять такой механизм, как балльно-рейтинговая оценка потенциальных поставщиков, который был описан выше.

Рассмотрим, каким образом данный механизм применяется в практической деятельности в рамках закупочных мероприятий ПАО «Ростелеком» и какие результаты получит компания при применении балльно-рей-тинговой оценки потенциальных поставщиков.

При проведении конкурсной процедуры на радиоэлектронное оборудование были получены заявки от пяти участников (АО НПК «Ро -тек», ООО «Элтекс», ZTE, Huawei, TP-Link). Два из пяти участников (АО НПК «Ротек», ООО «Элтекс») предложили в заявке продукцию отечественного происхождения и имеют сертификат, подтверждающий данный факт. Соответственно, обе данные компании при оценке заявок получат преференцию в виде

применения снижающего коэффициента к цене в размере 30 %, так как закупается радиоэлектронная продукция (в соответствии с Постановлением Правительства № 925 от 16.09.2016).

В таблице 2 приведена информация о полученных ценовых предложениях от участников, а также проведен расчет рейтинга каждой заявки.

Таблица 2 - Расчет предложений участников закупки с учетом применения балльно-рейтинговой оценки потенциальных поставщиков.

Участник Цена, предложенная в заявке Страна происхождения Цена, предложенная в заявке с учетом преференции 30 % (ПП № 925) Балл,полученный в ходе проведения балльно-рей-тинговой оценки потенциальных поставщиков Итоговая цена с учетом преференций

АО «НПК Ротек» 4500 РФ 3150 8,2 2891,7

ООО «Элтекс» 4610 РФ 3227 6 3033,38

ZTE 3980 КНР 3980 0 3980

Huawei 3650 КНР 3650 0 3650

TP-Link 4050 КНР 4050 0 4050

Итоговая цена рассчитывается в соответствии с указанной выше формулой: Ци = Ц * (1-Клок %) * (1-Кб %).

Итоговая оценка АО «НПК Ротек»: 4500 * (1-30 %) * (1-8,2 %) = 2891,7.

Итоговая оценка ООО «Элтекс»: 4610 * (130 %) * (1-6 %) = 3033,38.

Таким образом, после проведения расчетов и применения преференций к предложенным ценам участников, которые предлагают продукцию российского происхождения, наилучшую позицию получила компания АО «НПК Ротек». При этом договор заключается по цене, которая была предложена в заявке.

При применении предложенного механизма путем проведения дополнительной балльно-рейтинговой оценки потенциальных поставщиков, ПАО «Ростелеком» будет иметь возможность минимизировать следующие риски:

- нехватка производственных мощностей для изготовления продукции при увеличении объемов закупок;

- срыв сроков поставок, который может быть так же вызван нехваткой производственных мощностей, отсутствием постоянного надежного контрагента, который обеспечивает логистический процесс.

- низкое качество продукции в связи с использованием низкокачественных комплектующих и материалов;

- короткий срок службы продукции в связи с отсутствием гарантийного обслуживания;

- получение бракованной партии продукции из-за отсутствия процесса выходного тестирования.

Таким образом, подводя итоги, стоит отме -тить, что ПАО «Ростелеком» получает следующие положительные эффекты от применения данного механизма:

- Выполнение минимального объема закупок продукции российского происхождения в соответствии с Постановлением Правительства от 03.12.2020. Так как в закупочной документации не разрешается применять требование о стране происхождения товара, то данный механизм может выступать дополнительной мотивацией для потенциальных поставщиков предлагать продукцию отечественного происхождения.

- Минимизация потенциальных рисков.

- Дополнительная оценка реальных и потенциальных возможностей участников закупочного мероприятия для прогнозирования проблем, которые могут возникнуть в процессе исполнения договора.

Если говорить про риски, которые ПАО «Ростелеком» может минимизировать за счет импортозамещения, то к ним относятся:

- снижение качества изготавливаемой продукции. Это может быть связано с тем, что при производстве за рубежом отсутству-

ет полный контроль производства, который в условиях пандемии проявляется наиболее остро;

- нехватка иностранных производственных мощностей для изготовления оборудования российских заказчиков. Данный риск имеет высокую вероятность наступления, так как распределение приоритетов происходит руководством иностранных представителей, на которое отечественные поставщики не имеют возможности влиять в полной мере;

- влияние санкций иностранных государств на возможность использование технологий;

- зависимость от нагрузки на транспортную сеть страны экспортера, а также от логистических издержек, которые могут проявляться как повышение цен на доставку контейнеров, а также как увеличенные сроки поставки и задержки при пересечении границ.

Для успешной реализации политики им-портозамещения требуется проведение работы в двух направлениях. Во-первых, введение ограничений, направленных на импортные товары, а во-вторых, развитие и поддержка отечественного производства продукции.

На текущий момент существует ряд нормативно-законодательных актов, которые содержат ограничения по некоторым категориям товаров. При этом одним из самых

эффективных инструментов по реализации политики импортозамещения являются государственные закупки. Развитие отечественного производства будет иметь прогресс в том случае, когда не только государство, но и заказчики, которые проводят закупки, будут в этом заинтересованы.

Каждая организация, которая проводит закупочные процедуры, заинтересована в приобретении не только продукции, которая будет иметь конкурентные цены, но при этом будет иметь высокое качество, а также минимальные риски по срыву поставок. Для обеспечения данных трех критериев целесообразно внедрение в систему закупочной деятельности организаций такого механизма, как дополнительная оценка потенциальных поставщиков, которая позволит провести дополнительный анализ и выявить возможные сложности и проблемы, которые могут возникнуть после заключения контракта.

Несмотря на все положительные эффекты, на данный момент все еще остается ряд проблем, которые тормозят процесс импор-тозамещения, среди которых следующие: происходит «подмена» одного импортного товара на другой, сильная изношенность основных фондов, нехватка квалифицированных кадров, осуществляется оборот импортных товаров, которые приходят из стран Европы через страны ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) в Россию.

Список источников

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». URL: https://base.garant.ru/71492106/ (дата обращения: 01.02.2023).

2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе -чения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 01.02.2023).

3. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 01.02.2023).

4. Бутов А. В. Современные концепции развития корпораций // Вестник Российского экономического университета им. Г В. Плеханова. 2013. № 11 (65). С. 77-84.

5. Великороссов В. В., Кайли Ян. Формирование и развитие внешнеэкономических коммерческих связей в условиях кризиса и санкций // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 3. № 4 (124). С. 151-176.

6. Кропачева О. В. Вопросы применения механизма импортозамещения при осуществлении закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Вопросы современной науки и практики. 2020. № 1(2). С. 51-53.

7. Локтева В. С., Соколов А. П. Импорт новых технологий как основа формирования экономической безопасности в инвестиционно-инновационной деятельности // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты : сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Горохов, М., 2016. С. 90-92.

8. Магашева И. С. М. Стратегии развития международных нефтегазовых компаний в условиях роста конкурентоспособности технологий возобновляемой энергетики // Журнал прикладных исследований. 2022. № 4-1. С. 75-79.

9. Прокопенко М. С. Необходимость мер государственной поддержки отечественных производителей в сфере государственных закупок // Молодой ученый. 2020. № 39(329). С. 35-37.

10. Свининых Е. А. Правовые средства импортозамещения при осуществлении закупок продукции для обеспечения обороны страны и безопасности государства // Право в Вооруженных Силах - Во -енно-правовое обозрение. 2020. № 1(270). С. 44-54.

11. Сидоренко А. П. Импортозамещение в сфере государственных закупок // Вестник науки и образования. 2020. № 3-3(81). С. 29-32.

12. Шаврина Ю. О., Цыгулева М. И., Кузнецова Д. А. Информационное обеспечение анализа и управления финансовой устойчивостью коммерческого предприятия в условиях цифровой трансформации // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1, № 11. С. 29-35.

13. Шевелев Р. А., Боввен Т. Г Влияние глобализации на деятельность транснациональных корпораций на национальном и мировом финансовом рынке // Журнал прикладных исследований. 2022. № 1-2. С. 111-116.

14. Филин С. А. Обеспечение экономической безопасности инновационной деятельности // Инвестиции в России. 2000. № 12. С. 29.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 16.09.2016 No. 925 «On the priority of goods of Russian origin, works, services performed, rendered by Russian persons in relation to goods originating from a foreign state, works, services performed, rendered by foreign persons». URL: https://base.garant. ru/71492106 / (accessed: 01.02.2023).

2. Federal Law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» dated 05.04.2013 No. 44-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624 / (date of application: 01.02.2023).

3. Federal Law «On Procurement of Goods, works, services by certain types of Legal Entities» dated 18.07.2011 No. 223-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964 / (accessed: 01.02.2023).

4. Butov A.V. Modern concepts of corporate development. Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. 2013. No. 11 (65). Pp. 77-84.

5. Velikorossov V. V., Kylie Yan. Formation and development of foreign economic commercial relations in the conditions of crisis and sanctions. Economics and management: problems, solutions. 2022. Vol. 3. No. 4 (124). Pp. 151-176.

6. Kropacheva O. V. Issues of application of the import substitution mechanism in procurement under Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013. Issues of modern science and practice. 2020. No. 1(2). Pp. 51-53.

7. Lokteva V. S., Sokolov A. P. Import of new technologies as a basis for the formation of economic security in investment and innovation activities. Trends in the development of modern society: managerial, legal, economic and social aspects: collection of scientific articles of the 6th International Scientific and Practical Conference/ed. A. A. Gorokhov, M., 2016. Pp. 90-92.

8. Magasheva I. S. M. Strategies for the development of international oil and gas companies in the conditions of increasing competitiveness of renewable energy technologies. Journal of Applied Research. 2022. No. 4-1. Pp. 75-79.

9. Prokopenko M. S. Necessity of measures of state support of domestic producers in the field of public procurement. Young scientist. 2020. No. 39(329). Pp. 35-37.

10. Svininykh E. A. Legal means of import substitution in the procurement of products to ensure national defense and state security. Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2020. No. 1(270). Pp. 44-54.

11. Sidorenko A. P. Import substitution in the field of public procurement. Bulletin of Science and Education. 2020. No. 3-3(81). Pp. 29-32.

12. Shavrina Yu. O., Tsyguleva M. I., Kuznetsova D. A. Information support for analysis and management of financial stability of a commercial enterprise in the conditions of digital transformation. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1, No. 11. Pp. 29-35.

13. Shevelev R. A., Bovven T. G. The impact of globalization on the activities of transnational corporations in the national and global financial market. Journal of Applied Research. 2022. No. 1-2. Pp. 111-116.

14. Filin S. A. Ensuring economic security of innovation activity. Investments in Russia. 2000. No. 12. P. 29.

Информация об авторах

ПОЛТАРЫХИН АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, corp.innovation@rea.ru

ВАН ЦИ - доктор социологических наук, профессор, директор, Институт стратегического сотрудничества Китая и России Университета Цинхуа, Пекин, Китайская Народная Республика, wq@mail. tsinghua.edu.cn

ВЕЛИКОРОССОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, velikorossov.vv@rea.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОНОМАРЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафе -дры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, Ponomarev.MA@rea.ru

ХОМЧЕНКО РОМАН АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант, кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, corp. innovation@rea.ru

Information about the authors

POLTARYKHIN ANDREY L. - Doctor of Economics, Professor of the Department of Corporate Governance and Innovation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, corp.innovation@rea.ru WANG QI - Doctor of Sociology, Professor, Director, Institute of Strategic Cooperation between China and Russia, Tsinghua University, Beijing, People's Republic of China, wq@mail.tsinghua.edu.cn VELIKOROSSOV VLADIMIR V. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Corporate Governance and Innovation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, velikorossov.vv@rea.ru

PONOMAREV MAXIM A. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Corporate Governance and Innovation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, Ponomarev.MA@rea.ru

KHOMCHENKO ROMAN A. - Postgraduate Student, Department of Corporate Governance and Innovation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, corp.innovation@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.