Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК'

СПЕЦИФИКА ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полтарыхин А.Л., Пономарев М.А., Мидова В.О., Григорьев Д.В.

В статье рассматривается специфика закупочной деятельности и механизмы импортозамещения в сфере государственных закупок. Импортозамещения в Российской Федерации, в настоящее время, обусловлена различными экономическими и политическими причинами. Основными из них являются следующие - необходимость развития национального производства, введение санкций западными государствами против РФ, влияние пандемии на импорт товаров из-за рубежа. Наиболее эффективной мерой по стабилизации экономики нашей страны является импортозамещение, а основным инструментом по регулированию данного процесса являются государственные закупки, которые основываются на нормативно-правовых актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PURCHASING AND IMPORT PHASEOUT SCHEME IN THE FIELD OF GOVERNMENT PROCUREMENT

The article considers characteristics of purchasing and scheme of import phaseout in the field of government procurement. Import phaseout in the Russian Federation at present is conditioned by different economical and political reasons. The main reasons are need in national manufacture development, imposing sanctions against the RF by western states, pandemic impact on import of goods from abroad. The most efficient measure in economical stabilization of our country is import phaseout and the main tool in this process regulation is government procurement based on statutory instruments.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

Специфика закупочной деятельности и механизмы импортозамещения в сфере государственных закупок

со см о см

<0

о ш т

X

3

<

т О X X

Полтарыхин Андрей Леонидович

д.э.н., профессор, профессор кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Пономарев Максим Александрович

к.э.н., доцент, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Мидова Венера Олеговна

к.психол.н., доцент, доцент кафедры иностранных языков №1, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Григорьев Дмитрий Владимирович

аспирант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеха-

В статье рассматривается специфика закупочной деятельности и механизмы импортозамещения в сфере государственных закупок. Импортозамещения в Российской Федерации, в настоящее время, обусловлена различными экономическими и политическими причинами. Основными из них являются следующие - необходимость развития национального производства, введение санкций западными государствами против РФ, влияние пандемии на импорт товаров из-за рубежа. Наиболее эффективной мерой по стабилизации экономики нашей страны является импортозамещение, а основным инструментом по регулированию данного процесса являются государственные закупки, которые основываются на нормативно-правовых актах. Ключевые слова: импортозамещение, закупочная деятельность, государственные закупки, планирование, менеджмент.

В настоящих экономических, социальных и политических условиях экономика Российской Федерации находится в недостаточно устойчивом положении. Это обусловлено влиянием не только внешних причин, но также и процессами, которые происходят внутри государства.

Государственные закупки являются одним из основных базовых инструментов государственного регулирования. Государство является основным заказчиком в стране и тем самым может устанавливать условия закупок, воздействовать на поставщиков, контролировать исполнение тех или иных законов, поддерживать малых и средних предпринимателей, а также, следить за уровнем коррупции.

Система государственных закупок с течением времени подвергается определенным изменениям и дополнениям. Согласно законодательству Российской Федерации, закупки можно разделить на 2 категории (по субъектному признаку):

1) Закупки, которые осуществляются государственными заказчиками для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и которые регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ;

2) Закупки, которые осуществляются отдельными видами юридических лиц, которые регламентируются Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ.

Государственные закупки являются эффективным инструментом воздействия и регулирования экономики. Посредством закупок государство поддерживает социальную и экономическую стабильность, то есть одной из основных задач является удовлетворение общественных потребностей.

Основными законами, которые регулируют закупочную деятельность, являются Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 и Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013.

Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 регламентирует закупочную деятельность бюджетных организаций. Данный закон имеет намного более серьёзные требования, в нем детально прописано каким образом и с учетом каких требований должны проводиться закупки в государственные организации, федеральные и муниципальные структуры. В данном законе содержится информация в какие сроки должна размещаться информация о закупке, документы для оформления, штрафы за нарушение. В соответствии с ФЗ № 44-ФЗ, государственные закупки должны размещаться на федеральных электронных площадках.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011, его положения распространяются на юридические лица, среди которых:

1) Государственные компании и корпорации;

2) Публично-правовые компании;

3) Субъекты естественных монополий

4) Предприятия, которые ведут свою деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и так далее;

5) Автономные учреждения;

6) Компании, которые в своем уставном капитале содержат в совокупности более 50% доли с участием РФ;

7) Дочерние предприятия, которые в своем уставном капитале содержат более 50% долей в совокупности вышеперечисленным лицам;

нова

8) Дочерние предприятия, которые в своем уставном капитале содержат более 50% долей в совокупности вышеуказанным дочерним предприятиям.

Эффективная организация закупочной деятельности обеспечивает минимизацию рисков по получению негативных результатов, среди которых может быть:

- Проведение закупочной процедуры с нарушениями;

- Неэффективное расходование денежных средств компании/государства;

- Заключение контракта с недобросовестным поставщиком;

Срыв сроков поставок; Сбои поставок; Необоснованно высокая

стоимость товаров, работ,

услуг;

- Низкое качество закупаемых товаров;

- Завышенная цена при недостаточном качестве товаров и другие.

Под эффективностью следует понимать соотношение между полученным результатом и произведёнными затратами на достижение данного результата. Для расчёта экономической эффективности следует соотнести экономический эффект от размещения заказа и материальные затрата, которые были осуществлены на достижение такого экономического эффекта [2].

Среди критериев оценки эффективности закупочной деятельности могут служить следующие показатели - прозрачность закупки, экономия денежных средств, выбор надёжного поставщика, короткие сроки поставки и так далее. Организации с государственным участием при проведении закупки должны учитывать принципы экономической эффективности, прозрачности, открытости, конкуренции, равного отношения ко всем поставщикам.

Система закупочной деятельности при грамотной и четкой последовательности выполнения всех стадий закупочного цикла в последствии доказывает свою эффективность. На рисунке 1 изображены основные этапы механизма проведения закупок в организациях с государственным участием.

Закупки организаций с государственным участием, которые работают по Федеральному закону № 223-Ф3 регулируются в первую очередь с помощью обязанности размещения данных в Единой информационной системе (ЕИС), в том числе Положения о закупке, плана закупок, реестра заключенных договоров и так далее.

В первую очередь, организация, которая имеет потребность в товаре или услуге, должна определить целесообразность закупки. В процесс планирования входит определение целесообразности закупки, также он направлен на обоснование закупки с помощью формирования плана закупки. Формирование закупки происходит исходя из фактически имеющихся у организации ресурсов и с учетом выделенных денежных средств.

План закупок - это сформированный реестр товаров, работ, услуг на основе потребностей организации, которые планируются к закупке на следующий финансовый год и плановый период. Данный план позволяет предоставить информацию вышестоящим органам власти о намерении государственных заказчиков в перспективе сделать заказ в пределах суммы, выделенной на эти цели [3].

В соответствии с Федеральным законом № 223-Ф3, планом закупок называют документ, в котором отражены все потребности организации на конкретный период времени и который должен быть утвержден в пределах организации, а затем размещен на сайте единой информационной системы.

После планирования следует этап проведения закупки. Данный этап состоит из следующих частей - определение критериев товара (техническое задание), определение победителей (выбор способа проведения закупки, размещение извещения и документации к закупке, допуск участников до закупки, проведение непосредственно закупи каким-то из видов, зафиксированных в положении о закупках организации), заключение договора с победителями, реализация процесса закупки.

Под техническим заданием понимают описание объекта закупки и конкретизация требуемых критериев. В соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ документация к закупке должна содержать конкретные требования, касающиеся технических и функциональных характеристик и качества продукции. Техническое задание составляется к каждому закупочному мероприятию в соответствии с объектом закупки.

Положение о закупках является внутренним стандартом компании, в соответствии с которым устанавливаются регламенты по проведению закупок исходя из потребностей. Стандартно, положение о закупках содержит информацию о возможных способах проведения закупок, правила оформления и подготовки соответствующей документации, особенности заключения договора с единственным поставщиком, а также особенности проведения закупок с предоставлением преференций отечественным производителям и другие различные аспекты организации закупочных процедур в рамках 223-Ф3.

Федеральным законом №223-ФЗ предусмотрен ряд способов проведения закупочных процедур, к которым относятся следующие. Наглядно данные способы изображены на рисунке 2.

1) Конкурентные способы - проводятся с учетом заранее установленных критериев к закупаемой продукции. Основным принципом данного способа является равноправное состязательное участие. К ним относятся:

- Запрос предложений (в электронной форме, закрытый запрос предложений). При проведении запроса предложений заказчик информирует потенциальных участников об имеющихся потребностях в закупке продукции. Преимуществом данного способа является то, что он проводится в более короткие временные сроки, чем конкурс;

I I О ГО А П.

I ГО гп

о

Рис. 1. Этапы проведения закупок в организациях с государственным участием

2

О ГО

со

Способы определения поставщиков

fO

es о es

u>

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

Рис. 2. Способы определения поставщиков в рамках закупочных процедур

- Запрос котировок (в электронной форме, закрытый запрос котировок). В данном случае информация о существующих потребностях в закупке продукции сообщается неограниченному количеству участников путем размещения извещения на официальном сайте;

- Конкурс - способ определения поставщика, когда победителем закупки признается участник, который предложил наилучшие условия исполнения договора. Конкурс может проводиться в электронной форме, или как открытый или закрытый конкурс и другими способами;

- Аукцион - способ определения поставщика, когда победителем закупки выбирается участник, который дал наилучшее ценовое предложение, то есть наименьшую стоимость исполнения договора (проводится в электронной форме, или как открытый или закрытый аукцион).

2) Неконкурентные способы определения поставщиков, к которым может относиться закупка у единственного поставщика).

В положении о закупках организации есть возможность установить и иные различные способы проведения закупок. Каждый из вышеперечисленных способов содержит индивидуальные особенности и порядок проведения.

При проведении закупочных мероприятий для заключения контрактов в соответствии с Федеральными законами №223-ФЗ и №44-Ф3 в рамках политики импортозамещения, применяется национальный режим. Причинами введения такого режима являются следующие:

- Развитие национальной экономики;

- Поддержка отечественных производителей;

- Развитие отечественной промышленности;

- Укрепление реального сектора российской экономики;

- Обеспечение стратегической безопасности страны;

- Обеспечение политической, экономической и технологической независимости страны.

Под национальным режимом следует понимать систему мер, которые устанавливает государство, для предоставления преференций и преимуществ товарам, произведенным в Российской Федерации. Данный режим осуществляется как в рамках Федерального закона №44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Национальный режим не только предоставляет преференции

товарам российского происхождения, но и устанавливает запреты и ограничения для иностранной продукции.

Федеральные законы №223-ФЗ и №44-ФЗ не содержат информацию о регламенте применение преференций, запретов или ограничений. В данных федеральных законах лишь имеется обобщенная информация, которая описывает возможность применения таких механизмов поддержки отечественных производителей (например, ст. 14 Федерального закона №44-ФЗ). Механизмы и условия применения описаны в большом количестве нормативно-правовых актов и Постановлений Правительства РФ.

Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает применение механизмов в рамках импортозамещения: ограничение допуска, определение условий допуска, запрет на допуск иностранной продукции, установление обязательной минимальной доли. Также, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 для заказчиков, работающих по Федеральному закону № 44-ФЗ, установлен минимальный объем закупок товаров российского происхождения (40% - 90%).

На рисунке 3 представлена информация о нормативно-правовых актах, в соответствии с которыми реализуется национальный режим в рамках 44-ФЗ.

Рассмотрим более подробно, как на практике реализуется каждый из вышеперечисленных механизмов.

1) Запрет на допуск иностранной продукции: в данном случае заказчик должен отклонить заявки всех участников, которые предлагают товары иностранного происхождения. Исключением считаются товары, произведенные на территории стран ЕАЭС (Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь, Россия). Распространяется на закупки, проведенные любым способом, включая закупку у единственного поставщика.

Ишюртозаыещение б рщках Федерального закона № 44-ФЗ

Запреты

Ограничения допуска

Условия допуска

L. Постановление Правительства от

1611.2015 № 1236

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Программное обеспечение)

2 Постановление Правительства от

21 12.2019 № 1746

(Системы хранения данных)

3 Постановление Правительства от 30 04.2020 № 616 (Промышленные товары)

1. Постановление

Правительства от

22.08.2016 № 532

(Прсдуьты питания) 2 Постановление

Правительства от

30.11.2015 № 1289

(Препараты из перечня жизненно необходимых н важнейших

лекарственных препаратов!

3. Постановление Правительства от 05.02.2015 № 102 (Медицинские изделия)

4. Постановление Правительства от

10.07.2019 № 578

(Радиоэлектронная прецутецня)

5. Постановление Правительства от

30.04.2020 № 617

(Промышленные товары)

6. Постановление Правительства от

03.12 2020 № 2014

(Мннимальнаяобязатель нал доля российских товаров)

Приказ Минфина РФ от

04.06.201S N2 12бн

(Отдельные виды

продукции, в том числе продукты питания,

лекарственные средства н другое)

Рис. 3. Нормативно-правовые акты в рамках Федерального закона №44-ФЗ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 данный запрет не будет применяться, если

закупается 1 единица продукции и ее стоимость не более 100 000 рублей. Также, если закупается совокупность товаров и их суммарная стоимость не более 1 млн рублей (исключением являются товары из перечня в пунктах 1-7, 124-125). Под совокупностью товаров понимается пул товаров, которые имеют один код ОКПД2.

2) Ограничения на допуск импортной продукции: применение механизма «третий лишний». В случае, если подано не менее двух заявок на поставку российской продукции от двух разных производителей, то заказчик должен отклонить все заявки от иностранных участников на поставку импортной продукции. Если же подана только 1 заявка на поставку отечественной продукции, то заказчик должен допустить все заявки, которые содержат предложение на поставку импортной продукции.

Распространяются на конкурентные способы закупок, а также на закупки у единственного поставщика (в соответствии с ч.12 ст.93 44-ФЗ).

3) Условия допуска: предоставление преференций. В соответствии с приказом Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н, определенные виды товаров, которые произведены на территории стран-членов ЕАЭС, будут иметь 15 или 20% преференций в закупочных процедурах.

Преференции устанавливаются только для тех товаров, которые внесены в перечень в соответствии с приказом Минфина от 04.06.2018 № 126н. При этом нельзя объединять в один лот продукцию, часть которой включена в данный перечень, а часть которой отсутствует. Действие данного приказа распространяет свое действие только при проведении конкурентных способах закупок. После заключения договора, производитель не имеет права изменять страну происхождения поставляемой продукции. Исключением является замена товара в рамках стран-членов ЕАЭС.

Существует ряд исключений, когда условия допуска не применяются в закупочных процедурах:

- В закупочную процедуру были поданы заявки только из стран-членов ЕАЭС;

- Конкурентную закупку признали несостоявшейся;

- В закупочную процедуру были поданы заявки только из иностранных государств.

Распространяются на конкурентные способы закупок, а также на закупки у единственного поставщика (в соответствии с ч.12 ст.93 44-ФЗ).

4) Обязательная минимальная доля закупок товаров отечественного происхождения. Под минимальной долей закупок товаров отечественного происхождения следует понимать обязанность заказчика приобрести российскую продукцию (или продукцию из стран-членов ЕАЭС).

Минимальная доля может быть применима как поставляемым товарам, так и к товарам, которые приобретаются для проведения работ, услуг.

Квоты, а именно какой процент продукции российского происхождения, необходимо приобрести у отечественного производителя, предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 № а2014. В соответствии с данным перечнем, для каждого товара установлена минимальная доля закупок на период 2021-2023 г.

При этом заказчик осуществляет закупочные мероприятия по общим правилам и если закупаемая продукция находится в перечне товаров, на которые установлена минимальная доля, то данная закупка будет автоматически учитываться в отчете о закупках российской продукции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014, заказчик до 1 апреля года, который сле-

дует за отчетным, должен разместить в Единой информационной системе отчет об объеме закупок товаров отечественного происхождения.

Если минимальная доля закупок по какой-либо категории товаров российского происхождения не была достигнута, то заказчик обязан вместе с отчетом разместить обоснование невозможности достижения закупок в установленном объеме.

Выше были подробно описаны механизмы импортозаме-щения, а именно поддержки отечественных производителей посредством проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ.

В соответствии с 223-ФЗ предусмотрен один механизм реализации политики импортозамещения при проведении закупок - предоставление приоритета товарам отечественного происхождения по отношения к импортной продукции (п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального Закона № 223-ФЗ).

Также, 03.12.2020 было опубликовано Постановление правительства РФ от 03.12.2020 года № 2013 «О минимальной доле закупок товаров Российского происхождения», которое вступило в силу с 01.01.2021 г., в соответствии с которым установлены минимальные квоты закупок товаров отечественного происхождения. Действие данного постановления распространяется на организации, осуществляющие свою деятельность в рамках 223-ФЗ.

Организации, работающие в рамках 223-ФЗ, могут предоставлять преференции товарам российского происхождения. Правила применения национального режима установлены в Постановлении Правительства № 925 от 16.09.2016.

Приоритет предоставляется в том случае, когда закупочная процедура проводится конкурентным способом. Более того, порядок предоставления преференций зависит от способа проведения закупочного мероприятия.

Если организация-заказчик проводит конкурс или иную процедуру, в процессе которой победитель выбирается с учетом нескольких критериев, то преференция предоставляется следующим образом: к цене заявки на поставку отечественного товара применяют понижающий коэффициент в размере 15%. Если данная заявка после применения понижающего коэффициента, имеет наилучшую цену, то договор заключается с этим участником. При этом, договор будет заключен по цене, которая была предложена участником (без учета понижающего коэффициента).

Если организация проводит закупку радиоэлектронной продукции, то понижающий коэффициент применяется к заявке участника, предлагающего российскую продукцию, но в размере 30%.

В случае, когда закупочная процедура проводится способом, который предусматривает снижение начальной максимальной цены договора, и наилучшую цену предлагает иностранный участник, то контракт с ним будет заключен по цене заявки с дополнительным снижением на 15%. Когда заказчик проводит закупку радиоэлектронной продукции, то порядок применения национального режима отличается - если победитель в заявке предлагает продукцию, которая не находится в реестре российской радиоэлектронной продукции, то контракт с ним заключается по цене заявки с дополнительным снижением на 30% [4].

Приоритет отечественным производителям в соответствии Постановлением Правительства № 925 от 16.09.2016 предоставляется в том случае, если в закупочную документацию внесены условия следующие условия по предоставлению информации участниками:

- Информация о начальной максимальной цене товара;

- Требование о предоставлении информации в какой стране был произведен товар, предлагаемый в заявке;

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

- Сведения об ответственности за предоставление недостоверной информации о стране производства;

- Условие, которое сообщает о том, что в случае, если участник не указывает страну происхождения товара, то его товар будет рассматриваться как импортный;

- Сведения о документах, которыми участник должен подтвердить страну происхождения товара;

- Условие о невозможности замены страны происхождения товара после заключения контракта.

Несмотря на все положительные эффекты, на данный момент все еще остается ряд проблем, которые тормозят процесс импортозамещения, среди которых следующие: происходит «подмена» одного импортного товара на другой, сильная изношенность основных фондов, нехватка квалифицированных кадров, осуществляется оборот импортных товаров, которые приходят из стран Европы через страны ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) в Россию.

Литература

1. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

2. Демакова, Е.А. Повышение эффективности закупок для государственных нужд на основе мониторинга и оценки качества продукции: монография / Е.А. Демакова. — Москва: ИН-ФРА-М, 2018. — 288 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16006338-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/925858

3. Попова Д.А. Применение принципов устойчивого развития в государственных закупка // Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции «Цели и пути устойчивого экономического развития» (07 мая 2021 г., г. Уфа). - Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2021. - C. 34-37.

4. Свининых, Е.А. Правовые средства импортозамещения при осуществлении закупок продукции для обеспечения обороны страны и безопасности государства / Е.А. Свининых // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. -2020. - № 1(270). - С. 44-54.

Characteristics of purchasing and import phaseout scheme in the field of

government procurement Poltarykhin A.L., Ponomarev M.A., Midova V.O., Grigoriev D.V.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

The article considers characteristics of purchasing and scheme of import phaseout in the field of government procurement. Import phaseout in the Russian Federation at present is conditioned by different economical and political reasons. The main reasons are need in national manufacture development, imposing sanctions against the RF by western states, pandemic impact on import of goods from abroad. The most efficient measure in economical stabilization of our country is import phaseout and the main tool in this process regulation is government procurement based on statutory instruments. Keywords: import phaseout, purchasing, government procurement, design,

management. References

1. Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works,

services to meet state and municipal needs"" dated April 5, 2013 N 44-FZ [Electronic resource] Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/

2. Demakova, E.A. Improving the efficiency of procurement for state needs based on

monitoring and assessing the quality of products: monograph / E.A. Demakova. - Moscow: INFRA-M, 2018. - 288 p. — (Scientific thought). - ISBN 978-5-16006338-6. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/925858

3. Popova D.A. Application of the principles of sustainable development in public

procurement // Collection of scientific articles based on the materials of the V International Scientific and Practical Conference ""Goals and Ways of Sustainable Economic Development"" (May 07, 2021, Ufa). - Ufa: Ed. Scientific Research Center Bulletin of Science, 2021. - C. 34-37.

4. Svininykh, E.A. Legal means of import substitution in the procurement of products

to ensure the country's defense and state security / E.A. Pork // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. - 2020. - No. 1 (270). - S. 44-54.

fO CS

о

CS <0

о ш m

X

3

<

m О X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.