Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПЕДАГОГИКА / РАЗВИТИЕ / УМЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПРЕДМЕТНОСТЬ / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / ОПТИМИЗАЦИЯ / STRATEGY / PEDAGOGY / DEVELOPMENT / SKILLS / EDUCATION / OBJECTIVITY / BASIC SCHOOL / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачатурова Карине Робертовна

В представленной статье проведен анализ основных педагогических стратегий в основной школе направленных на развитие личности в современной школе в соответствии с актуальными требованиями ФГОС. Также детально рассмотрен вопрос значимости развития метапредметных умений подростков в основной школе, в частности модель построения педагогической деятельности при подготовке к современному уроку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачатурова Карине Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METASUBJECT SKILLS OF TEENAGERS IN PRIMARY SCHOOL

The article presents an analysis of the main pedagogical strategies in the primary school aimed at personal development in a modern school in accordance with the current requirements of the Federal state educational system. The article also considers in detail the importance of the development of metapredmetric skills of teenagers in primary school, in particular, the model of building pedagogical activity in preparation for a modern lesson.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

- организация учебного сотрудничества педагога и младших школьников на всех этапах проведения внедрения игровой технологии;

- использование объективных критериев оценки успешности игровой деятельности младших школьников [8].

Выводы. Таким образом, внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс начальной школы является важным шагом для лучшего усвоения знаний, совершенствования умений и навыков, формирования компетенций младших школьников. Использование игровых технологий в системе начального образования позволяет реализовывать процесс усвоения детьми знаний не принудительно, а заинтересовывать обучающихся в их изучении.

Эффективность применения игровых технологий в системе начального образования, по нашему мнению, будет достигнута путем использования дидактических игр в комплексе с другими педагогическими технологиями, а на основе учета указанных в данном исследовании психолого-педагогических условий организации игровой обучающей и развивающей деятельности младших школьников.

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы технологизации начального образования в период его модернизации. В работе обосновывается необходимость применения в учебно-воспитательном процессе начальной школы инновационных педагогических технологий с целью повышения уровня результатов образовательной деятельности. В исследовании обосновывается сущность игровых педагогических технологий, понятий «педагогическая игра» и «дидактическая игра», раскрывается педагогических потенциал игровых технологий в начальном образовании. В статье указаны психолого-педагогические условия повышения эффективность применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы на современном этапе.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология обучения, инновационные педагогические технологии, игровые технологии, дидактические игры, педагогические игры, психолого-педагогические условия, учебно-воспитательный процесс начальной школы, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of technologization of primary education in the period of its modernization. The paper substantiates the need to use innovative pedagogical technologies in the educational process of primary school in order to improve the level of educational results. The study substantiates the essence of game pedagogical technologies, the concepts of "pedagogical game" and "didactic game", reveals the pedagogical potential of game technologies in primary education. The article describes the psychological and pedagogical conditions for increasing the effectiveness of game technologies in the educational process of primary school at the present stage.

Keywords: pedagogical technology, training technology, innovative pedagogical technologies, game technologies, didactic games, pedagogical games, psychological and pedagogical conditions, educational process of primary school, younger students.

Литература:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. Издательство: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика - 1984 - № 4. - С. 117-122.

3. Кобзева Н.А. К вопросу о педагогических технологиях // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. -С. 142-144.

4. Монахов В.М. Методологические основы теории // Педагогический журнал Казахстана «Коллеги». -2006. - № 1. - С. 22-27.

5. Муромцева О.В. Игровые технологии в начальной школе // Молодой ученый. - 2016. - №10. -С. 1252-1254.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: [учеб. пособ.] / Г.К. Селевко. - М.: Нар. обр., 1998. - 256 с.

7. Чошанов М.А. Дидактика и инженерия. - М. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 248 с.

8. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

УДК: 373

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

кандидат педагогических наук, учитель физики, руководитель ОДОДХачатурова Карине Робертовна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Актуальность темы представленной работы базируется на том, что современная образовательная система претерпела ряд изменений относительно образовательных программ и педагогических стратегий. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее ФГОС ООО), задачей образования становится обеспечение развития метапредметных умений как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важно рассмотреть теоретические аспекты относительно проблемной тематики и выявить современное состояние анализируемого вопроса.

Целью статьи является исследование метапредметных умений подростков в основной школе.

Изложение основного материала исследования. Цель любой педагогической деятельности в первую очередь направлена на развитие личности подростка, оказание влияние не только на общие познания в различных областях науки, но и на развитие личных качеств. В первую очередь, перед выстраивание модели педагогической стратегии в рамках обучения представителей основной школы, важно понимать конечную цель воспитательного процесса, необходимый для становления личности базис социально-значимых качеств [1].

Подростковый возраст большинство современных авторов характеризуют как определенный период в развитии человека и становлении его личности, являющийся переходным между периодами детства и взрослости [5]. Переходный возраст подростка представляет собой ведущую силу мотивационно-ценностного развития индивида, это обусловлено тем, что главный результат воспитательной деятельности заключается не столько в процессе формирование качеств, а сколько в формировании принципиально новой социальной мотивации или преобразования уже имеющейся. В силу того, что педагогическую стратегию рассматривают как деятельность, то важно при построении модели развития метапредметных умений ответить на вопрос относительно действий со стороны педагога, оказывающие влияние на личность обучающихся. Как правило, вопрос относительно действий имеет следующие варианты ответов:

- Объяснения;

- Беседы;

- Наказания;

- Похвала;

- Требование следовать примерам;

- Дача поручений и т.д.

В процессе подобного воздействия возможно формирование представлений о нормах и ценностях, правилах жизни в обществе, посредством требований, поручений, упражнений направленных на формирование умений и навыков поведения в социуме. Стратегия педагогической деятельности представляет собой:

- способ достижения сложных целей, в качестве метода воздействия, когда цель не может быть достигнута наличными ресурсами;

- как собственного рода искусство экономии средств в достижении максимально эффективных результатов.

Педагогическая стратегия развития метапредметных результатов содержит в собственной структуре такие компонентные элементы как:

- планирование;

- проектирование действий;

- определенные концептуально-теоретические компоненты;

- программные, а также теоретические схемы.

Реализацию педагогической модели в основной школе целесообразно рассматривать в качестве взаимодействия педагога и ученика либо учащихся, осуществление важной, полезной, разносторонней совместной деятельности. Позиция педагога в данной ситуации должна обладать гуманистическим, помогающим характером он принимает активность обучающихся, в качестве ключевой составляющей совместной деятельности. Достаточно важно научиться делить полномочия, доверять ученикам, действовать сообща, в коммуникации и общем видении. Как пример подобного взаимодействия является «коллективная творческая деятельность». На рисунке 1 представлено графическое изображение модели педагогической стратегии в процессе развития метапредметных умений основной подростков школы.

Рисунок 1. Модель педагогической стратегии развития метапредметных умений подростков

основной школы

На практике наиболее часто педагогический процесс строится в качестве управления деятельностью учеников. К примеру, процесс подготовки и проведения каких-либо мероприятий, когда инициатива и менеджмент находится в руках педагога, а исполнителями, участниками являются обучающиеся. Учитель выполняет функции менеджера:

- Постановка целей;

- Планирование;

- Контроль;

- Реализации задуманного;

- Анализ деятельности учащихся, а также собственной деятельности в учебном процессе [4].

Важно отметить, что допустима различная степень участия школьников во всех процессах. Но, тем не менее, все управленческие функции сосредоточены в руках педагога. Выбор стратегии воспитательных влияний будет зависеть от возраста и особенностей детей, от целей и содержания воспитания, от ситуации, от возможностей воспитательной среды, от профессиональной позиции педагога. Для учителя важно осознанно выбирать стратегию и системно работать с детьми и детскими коллективами.

Далее важно акцентировать внимание на том, что собой представляют метапредметные умения. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными также метапредметные результаты.

В рамках метапредметных результатов предполагается, что обучающиеся по окончанию программы основной школы обладают следующими навыками:

• универсальные учебные умения;

• огромный спектр умений, а также навыков применения в практической деятельности информационных и коммуникационных технологий с целью хранения, сбора преобразования и передачи различной информации;

• основные навыками исследовательской практической деятельности;

• основы активного взаимодействия и коммуникации со сверстниками, педагогами и родителями.

Метапредметность способствует обеспечению формирования внутри сознания учащихся целостной

картины мира. У подростка развивается формирование подхода к отдельным предметам к предметной систематизации знаний о мироустройстве, которая выражена в числе и фигуре (математика), в молекуле, либо атоме (химия), инерции тела (физика), художественном герое (литература, музыка, изобразительное искусство). В конечном итоге, метапредметный подход указывает на целостный характер развития общекультурных, личностных и познавательных качеств личности учащихся. Метапредметный подход в образовании, а также педагогические стратегии, способствующие развитию метапредметных навыков, учащихся создаются с елью решения проблем связанных с оторванностью друг от друга различных научных дисциплин и, как следствие, познания учебных дисциплин в рамках основной школы. Метапредметность подразумевает существование общей системы понятий, которая является универсальной и применимой во всех аналогичных программах развития личности обучающихся. Учитель должен в рамках преподавания собственной учебной дисциплины раскрывать в учениках их внутренние грани и возможности.

Метапредметное занятие представляет собой обязательно интегрированное занятие. Деятельность обучающихся организуется не только с целью передачи им знания относительно тех или иных учебных дисциплин, а с целью передачи способа взаимодействия с полученной информацией.

Ключевая функция учителя в процессе подготовки к проведению урока в основной школе с применением анализируемых стратегий заключается в корректном подборе учебного материала, который будет не только давать обучающимся новые знания относительно урока, но и раскрывать их потенциал в рамках учебной дисциплины. Педагог должен занять позицию ведущего конструктора новой педагогической идеи либо ситуации, которые в свою очередь будут задавать вектор мышления ученикам. В метапредметном задании важно закладывать актуальные для обучающихся проблемы, а также их решение. Ученик необходимо обладать возможностью получения личностно-значимых для него результатов типичных для жизненной ситуации.

Выстраивание образовательной деятельности на основании использования метапредметных технологий по модели развития метапредметных умений позволяет педагогу осуществить осмысление тех или иных проблем с точки зрения учащихся. Метапредметы способствуют работе с детским мировоззрением, с их аутентичным самоопределением. Метапредметное обучение является большой возможностью повышения качества образования. Метапредметное преподавание является мировоззрением, которое оказывает влияние и на преподавателя.

Результат применения педагогической стратегии по модели развития метапредметных умений, согласно требованиям, современного ФГОС заключается в уровне развития таких ключевых способностей как:

- мышление,

- понимание,

- коммуникация,

- рефлексия,

- действие.

Подобные образовательные результаты по модели развтия метапредметных результатов являются универсальными и позволяют осуществлять сопоставление результатов обучения в любой образовательной системе. Универсальный характер метапредметных умений заключается в развитии общих приемов, техник, схем, образов мыслительной работы. Процесс формирования метапредметных умений моделью развития и включением заданий метапредметных заданий, выполняется с применением ряда образовательных технологий:

1) технология совместного обучения;

2) технология исследовательской практики;

3) проектная деятельность;

4) проблемно-диалогическая технология;

5) игровые технологии, а также иные.

Поскольку подростки основной школы остро переживают стрессовые ситуации на внутреннем интуитивном уровне, способны к высокому уровню самоконтроля, отличаются устойчивостью

эмоционально-волевой сферы, открыты к взаимодействию с окружающими, направлены на общение, но вместе с тем самокритичны, возникает необходимость создания соответствующих психолого-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе современной школы, при котором процесс развития подростка протекал бы более комфортно. К таким условиям ученые относят: формирование доброго, эмоционально-позитивного климата в коллективе, эмпатию, обеспечение духовного роста, то есть, создание таких оптимальных педагогических условий, важнейшие из которых:

- специальная подготовка педагогов;

- реализация личностно ориентированного подхода, обеспечение углубленной индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

- духовное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, стимулирования проблемно-поисковой деятельности;

- педагогическое руководство процессом саморазвития личности;

- углубленная индивидуализация учебно-воспитательного процесса, обращение к жизненному и чувственному опыту учащихся, установление связей и зависимостей между жизненными явлениями социума;

- умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия [6; 7; 8]. Организация деятельности подростков основной школы, направленной на развитие метапредметных результатов заключается в:

- разработке и реализации надпредметных проектов;

- принятии участия в исследовательской работе оказывают влияние на формирование универсальных учебных действий.

В ходе развития метапредметных умений у подростков основной школы происходит развитие культуры сотрудничества, работы с информационными источниками, развитие познавательного интереса и способностей, творческий процесс, способности к саморазвитию.

Уровень развития метапредметных компетенций проявляется посредством следующих конечных продуктов образовательной деятельности обучающихся основной школы:

- исследовательская работа;

- реферативное исследование;

- книжка;

- макет;

- карта;

- сценическая постановка;

- поделка;

- презентация;

- стихотворение;

- песня и др.

Результат модели педагогической стратегии, направленной на развитие мета предметных умений у подростков основной школы заключается в формировании базового уровня образованности обучающихся и следующих компетенций:

- обладать умение нового видения привычных вещей и ценности современных инноваций, актуализировать творческое восприятие мира;

- обладать умением брать на себя ответственность за результаты собственного образования (самоопределение);

- обладать умением выбора использования различных конструктивных способов решения проблемных вопросов;

- обладать уверенностью в собственных возможностях, а также обладать высокой самооценкой. Основной объект оценки метапредметных результатов заключается в сформированности регулятивных, коммуникативных, а также познавательных универсальных учебных действий. С целью выведения оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе мониторинга важно проводить анализ и фиксацию результатов в соответствии с требованиями образовательного учреждения, к примеру:

а) программа формирования планируемого результата освоения междисциплинарной программы;

б) внутришкольный мониторинг образовательных достижений учеников в рамках как аудиторной, а также внеклассной деятельности;

в) система итоговой оценки по учебным предметам, которые не выносятся на государственную (итоговую) аттестацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) инструментарий для оценивания достижений, которые запланированы в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации по предметам которые не выносят на государственную итоговую аттестацию [3]. Включение в обучение учебных предметов по модели развития метапредметных умений позволило выявить динамику в приросте результатов метапредметности в 5-7 классов школы №129 Санкт-Петербурга (по тестам метапредметных заданий) на начало, промежуточное и конец учебного года.

Рисунок 2. Входное тестирование учеников 5-7 классов уровень метапредметных умений

Рисунок 3. Промежуточное тестирование учеников 5-7 классов уровень метапредметных умений

Рисунок 4. Выходное тестирование учеников 5-7 классов, уровень метапредметных умений

Выводы. Следовательно, модель развития метапредметных результатов подростков основной школы являются целостной системой, в структуре которой развитие разных видов учебной деятельности определяют

его отношением относительно иных видов учебной деятельности, а также общей логикой возрастного развития обучающихся основной школы. В результате происходит процесс формирования метапредметных результатов «умение обучаться», которое предполагает полноценный уровень освоения всего комплекса учебной деятельности, а также выступает в качестве весомого фактора оптимизации процесса освоения обучающимися предметными знаниями, умениями, оказывает влияние на формирование компетенций, составления целостной картины мира, а также становления ценностно-смыслового основания личностного морального выбора.

Аннотация. В представленной статье проведен анализ основных педагогических стратегий в основной школе направленных на развитие личности в современной школе в соответствии с актуальными требованиями ФГОС. Также детально рассмотрен вопрос значимости развития метапредметных умений подростков в основной школе, в частности модель построения педагогической деятельности при подготовке к современному уроку.

Ключевые слова: стратегия, педагогика, развитие, умения, воспитание, предметность, основная школа, оптимизация.

Annotation. The article presents an analysis of the main pedagogical strategies in the primary school aimed at personal development in a modern school in accordance with the current requirements of the Federal state educational system. The article also considers in detail the importance of the development of metapredmetric skills of teenagers in primary school, in particular, the model of building pedagogical activity in preparation for a modern lesson.

Keywords: Strategy, pedagogy, development, skills, education, objectivity, basic school, optimization.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. 2013. № 8. С. 3-15.

2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмалов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011 - 159 с.

3. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-84.

4. Донина И.А. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога / И.А. Донина, Л.В. Тайкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 865.

5. Хачатурова К.Р. Подростковый возраст как предмет исследования в России и за рубежом / К.Р. Хачатурова // Перспективы науки. - Санкт-Петербург, 2018. - №10(109). - С. 68-71

6. Хачатурова К.Р., Шерайзина Р.М., Донина И.А. Развитие творческого потенциала обучающихся основной школы средствами предметов естественнонаучных циклов / К.Р. Хачатурова, Р.М. Шерайзина, И.А. Донина // Проблемы формирования учебно-воспитательного процесса: коллективная монография. -Москва, 2017. С. 54-76.

7. Ярославкина Е.В. Влияние особенностей характера подростков на выбор программы дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3. С. 346-349

8. Шалова С.Ю. Организация контроля в педагогическом вузе: традиции, современные проблемы и пути их решения // Педагогический вестник, 2018., №5, с. 124-126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.