Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / TRAINING TECHNOLOGY / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / GAME TECHNOLOGIES / DIDACTIC GAMES / PEDAGOGICAL GAMES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL / YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

Статья посвящена изучению проблемы технологизации начального образования в период его модернизации. В работе обосновывается необходимость применения в учебно-воспитательном процессе начальной школы инновационных педагогических технологий с целью повышения уровня результатов образовательной деятельности. В исследовании обосновывается сущность игровых педагогических технологий, понятий «педагогическая игра» и «дидактическая игра», раскрывается педагогических потенциал игровых технологий в начальном образовании. В статье указаны психолого-педагогические условия повышения эффективность применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY EDUCATION

The article is devoted to the study of the problem of technologization of primary education in the period of its modernization. The paper substantiates the need to use innovative pedagogical technologies in the educational process of primary school in order to improve the level of educational results. The study substantiates the essence of game pedagogical technologies, the concepts of "pedagogical game" and "didactic game", reveals the pedagogical potential of game technologies in primary education. The article describes the psychological and pedagogical conditions for increasing the effectiveness of game technologies in the educational process of primary school at the present stage.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В период модернизации образования ведущей задачей ученых и педагогов-практиков является поиск современного подхода к учебно-воспитательному процессу, формирование и внедрение новых методов и технологий обучения.

Так, в современной педагогической литературе одним из наиболее широко употребляемых терминов является «технология». Анализ теоретических источников позволяет говорить о наличии в педагогике таких терминов, как «технология обучения» и «педагогическая технология» [3].

По мнению В.П. Беспалько, педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса [1]. Данный термин рассматривается В.М. Монаховым, как набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат [4]. В свою очередь «технология обучения», по мнению М.А. Чошанова, представляет собой составную процессуальную часть дидактической системы [7].

Как видим из приведенных определений, понятие педагогической технологии шире технологии обучения. В данном исследовании мы, разделяя мнение М.В. Кларина, под термином «педагогическая технология» будем понимать системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [2].

Изложение основного материала исследования. «Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у детей способности применять полученные знания на практике, а также адаптироваться в современном мире и суметь реализовать себя в будущем. Одним из способов решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в процессе образования, которые позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные способности» [5, с 1252].

Использование современных педагогических технологий во время обучения, воспитания и развития младших школьников позволяет разнообразить формы и средства учебного процесса, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные способности.

Сегодня в системе начального образования применяются разнообразные традиционные и инновационные педагогические технологии, направленные на повышения уровня качества образования и оптимизации процесса усвоения знаний детьми, обретения ими универсальных учебных действий и компетенций. Учитывая специфику возраста обучающихся начальной школы, а также проблему адаптации детей после детского сада в новой для них социально-образовательной среде, наряду с эффективными педагогическими технологиями, должны иметь место игровые технологии обучения.

Существуют различные подходы к определению понятия «игровые технологии». В данном исследовании нам импонирует подход, согласно которому игровая технологи понимается как игровая форма взаимодействия педагога и обучающихся, которая способствует формированию умений решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

Стоит уточнить, что игровые педагогические технологии не предусматривают на уроке процесс развлечения. Наоборот, их сущность заключается в реализации учебно-познавательной деятельности в игровой форме. В данном контексте речь идет о педагогических (дидактических) играх. По словам Г.К. Селевко, «педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучение и соответствующий педагогический результат, которые можно обосновать, выделить в явном виде и охарактеризовать учебно-познавательной направленностью» [6, с. 52].

Игровые технологии базируются на игровых особенностях. Как и любая деятельность, игра имеет свою структуру: постановка целей, планирование, достижение цели, анализ результатов. Кроме того, компоненты игровой деятельности: действие, роль, реальные отношения между игроками, игровые действия, подстановка реальных предметов и явлений условно.

В учебно-воспитательном процессе начальной школы наиболее распространенным является применение дидактических (обучающих) игр, выступающих средством формирования у обучающихся новых знаний и компетенций. Дидактические игры способствуют решению коммуникативных и социальных задач обучения, соответствуют психолого-возрастным особенностям и физиологическим возможностям младших школьников, учитывают их потребности и интересы, развивают речь, мышление, наблюдательность, сообразительность, внимание, память, сенсорную ориентацию и т.п.

Говоря о применении игровых технологий в образовательном процессе начальной школы, стоит уточнить те психолого-педагогические условия, учет которых позволяет повысить эффективность их использования при обучении, воспитании и развитии младших школьников. К важным психолого-педагогическим условиям реализации игровых технологий отнесем следующие:

- доступность содержания игры психологическим особенностям и возрастным возможностям обучающихся, соответствие содержания и формы игры их потребностям, интересам и учебному опыту;

- соответствие содержания игры цели и задачам урока;

- проведение игр на основе ситуаций, адекватных реальным коммуникативным и социальным ситуациям;

- разнообразие видов дидактической игры в учебно-воспитательном процессе;

- применение игр, стимулирующих мотивацию учения, вызывающих у младших школьников интерес и желание удачно выполнить поставленную задачу, способствующих совершенствованию их физиологических качеств и адаптации к школьной социально-образовательной среде;

- создание на уроках доброжелательной, творческой атмосферы;

- организация учебного сотрудничества педагога и младших школьников на всех этапах проведения внедрения игровой технологии;

- использование объективных критериев оценки успешности игровой деятельности младших школьников [8].

Выводы. Таким образом, внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс начальной школы является важным шагом для лучшего усвоения знаний, совершенствования умений и навыков, формирования компетенций младших школьников. Использование игровых технологий в системе начального образования позволяет реализовывать процесс усвоения детьми знаний не принудительно, а заинтересовывать обучающихся в их изучении.

Эффективность применения игровых технологий в системе начального образования, по нашему мнению, будет достигнута путем использования дидактических игр в комплексе с другими педагогическими технологиями, а на основе учета указанных в данном исследовании психолого-педагогических условий организации игровой обучающей и развивающей деятельности младших школьников.

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы технологизации начального образования в период его модернизации. В работе обосновывается необходимость применения в учебно-воспитательном процессе начальной школы инновационных педагогических технологий с целью повышения уровня результатов образовательной деятельности. В исследовании обосновывается сущность игровых педагогических технологий, понятий «педагогическая игра» и «дидактическая игра», раскрывается педагогических потенциал игровых технологий в начальном образовании. В статье указаны психолого-педагогические условия повышения эффективность применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы на современном этапе.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология обучения, инновационные педагогические технологии, игровые технологии, дидактические игры, педагогические игры, психолого-педагогические условия, учебно-воспитательный процесс начальной школы, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of technologization of primary education in the period of its modernization. The paper substantiates the need to use innovative pedagogical technologies in the educational process of primary school in order to improve the level of educational results. The study substantiates the essence of game pedagogical technologies, the concepts of "pedagogical game" and "didactic game", reveals the pedagogical potential of game technologies in primary education. The article describes the psychological and pedagogical conditions for increasing the effectiveness of game technologies in the educational process of primary school at the present stage.

Keywords: pedagogical technology, training technology, innovative pedagogical technologies, game technologies, didactic games, pedagogical games, psychological and pedagogical conditions, educational process of primary school, younger students.

Литература:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. Издательство: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика - 1984 - № 4. - С. 117-122.

3. Кобзева Н.А. К вопросу о педагогических технологиях // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. -С. 142-144.

4. Монахов В.М. Методологические основы теории // Педагогический журнал Казахстана «Коллеги». -2006. - № 1. - С. 22-27.

5. Муромцева О.В. Игровые технологии в начальной школе // Молодой ученый. - 2016. - №10. -С. 1252-1254.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: [учеб. пособ.] / Г.К. Селевко. - М.: Нар. обр., 1998. - 256 с.

7. Чошанов М.А. Дидактика и инженерия. - М. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 248 с.

8. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

УДК: 373

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

кандидат педагогических наук, учитель физики, руководитель ОДОДХачатурова Карине Робертовна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Актуальность темы представленной работы базируется на том, что современная образовательная система претерпела ряд изменений относительно образовательных программ и педагогических стратегий. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее ФГОС ООО), задачей образования становится обеспечение развития метапредметных умений как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важно рассмотреть теоретические аспекты относительно проблемной тематики и выявить современное состояние анализируемого вопроса.

Целью статьи является исследование метапредметных умений подростков в основной школе.

Изложение основного материала исследования. Цель любой педагогической деятельности в первую очередь направлена на развитие личности подростка, оказание влияние не только на общие познания в различных областях науки, но и на развитие личных качеств. В первую очередь, перед выстраивание модели педагогической стратегии в рамках обучения представителей основной школы, важно понимать конечную цель воспитательного процесса, необходимый для становления личности базис социально-значимых качеств [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.