Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФУНКЦИИ ИГРЫ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюева Марина Игоревна, Пронина Наталья Сергеевна, Кузьмин Роберт Алексеевич

Целью представленной работы выступает анализ значения игры при обучении иностранному языку школьников младшего звена общеобразовательной школы. В статье определяются роль и место использования игровых технологий на уроках английского языка. Особый интерес представляет рассмотрение игры в качестве способа мотивации обучающихся. Авторы доказывают, что игровые технологии создают необходимую заинтересованность в дисциплине, упрощают сложный материал, делая его вполне доступным. Педагог может использовать для повышения мотивации различные приемы, но самыми эффективными признаются игра и творчество в процессе обучения. В рамках заявленной работы выделяются эффективные игровые технологии, которые способствуют развитию общения в диалоге культур. Игра рассматривается в качестве основополагающего метода обучения. Игровая деятельность предстает как способ перехода от непроизвольного типа мышления к произвольному. В статье раскрываются различные подходы к определению основных функций игровой деятельности. Авторы дают характеристику основных функций игры при обучении иностранному языку. Данные функции представлены в виде: тренировочной (имитационная), развлекательной, коммуникативной, терапевтической, диагностической, коррекционной, социализирующей, воспитывающей. В статье представлена структура игры, которая представляет собой деятельность личности. Определено, что вышеуказанная деятельность включает следующие этапы: целеполагание, объяснение правил, ввод в легенду игры, ход игры, подведение итогов. Для обоснования потребности реализации игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе, проанализированы основные методологические аспекты игровых технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF THE GAME AND ITS USE IN TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN A FOREIGN LANGUAGE

The purpose of the presented work is to analyze the meaning of the game in teaching a foreign language to junior high school students. The article defines the role and place of using gaming technologies in English lessons. Of particular interest is the consideration of the game as a way to motivate students. The authors prove that gaming technologies create the necessary interest in the discipline, simplify complex material, making it quite accessible. A teacher can use various techniques to increase motivation, but play and creativity in the learning process are recognized as the most effective. Within the framework of the stated work, effective gaming technologies are highlighted that contribute to the development of communication in the dialogue of cultures. The game is considered as a fundamental method of learning. Game activity appears as a way of transition from an involuntary type of thinking to an arbitrary one. The article also reveals various approaches to the definition of the main functions of gaming activity. The authors give a description of the main functions of the game when teaching a foreign language. These functions are presented in the form of: training (imitation), entertaining, communicative, therapeutic, diagnostic, correctional, socializing, educating. The article presents the structure of the game, which represents the activity of the individual. It is determined that the above activity includes the following stages: goal setting, explanation of the rules, introduction to the legend of the game, the course of the game, summing up. To substantiate the need for the implementation of gaming technologies in English lessons in elementary school, the main methodological aspects of gaming technologies in education are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Клюева Марина Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Пронина Наталья Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Кузьмин Роберт Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Аннотация. Целью представленной работы выступает анализ значения игры при обучении иностранному языку школьников младшего звена общеобразовательной школы. В статье определяются роль и место использования игровых технологий на уроках английского языка. Особый интерес представляет рассмотрение игры в качестве способа мотивации обучающихся. Авторы доказывают, что игровые технологии создают необходимую заинтересованность в дисциплине, упрощают сложный материал, делая его вполне доступным. Педагог может использовать для повышения мотивации различные приемы, но самыми эффективными признаются игра и творчество в процессе обучения. В рамках заявленной работы выделяются эффективные игровые технологии, которые способствуют развитию общения в диалоге культур. Игра рассматривается в качестве основополагающего метода обучения. Игровая деятельность предстает как способ перехода от непроизвольного типа мышления к произвольному. В статье раскрываются различные подходы к определению основных функций игровой деятельности. Авторы дают характеристику основных функций игры при обучении иностранному языку. Данные функции представлены в виде: тренировочной (имитационная), развлекательной, коммуникативной, терапевтической, диагностической, коррекционной, социализирующей, воспитывающей. В статье представлена структура игры, которая представляет собой деятельность личности. Определено, что вышеуказанная деятельность включает следующие этапы: целеполагание, объяснение правил, ввод в легенду игры, ход игры, подведение итогов. Для обоснования потребности реализации игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе, проанализированы основные методологические аспекты игровых технологий в образовании.

Ключевые слова: игровые технологии, функции игры, иноязычное образование, структура игровой деятельности, мотивация.

Annotation. The purpose of the presented work is to analyze the meaning of the game in teaching a foreign language to junior high school students. The article defines the role and place of using gaming technologies in English lessons. Of particular interest is the consideration of the game as a way to motivate students. The authors prove that gaming technologies create the necessary interest in the discipline, simplify complex material, making it quite accessible. A teacher can use various techniques to increase motivation, but play and creativity in the learning process are recognized as the most effective. Within the framework of the stated work, effective gaming technologies are highlighted that contribute to the development of communication in the dialogue of cultures. The game is considered as a fundamental method of learning. Game activity appears as a way of transition from an involuntary type of thinking to an arbitrary one. The article also reveals various approaches to the definition of the main functions of gaming activity. The authors give a description of the main functions of the game when teaching a foreign language. These functions are presented in the form of: training (imitation), entertaining, communicative, therapeutic, diagnostic, correctional, socializing, educating. The article presents the structure of the game, which represents the activity of the individual. It is determined that the above activity includes the following stages: goal setting, explanation of the rules, introduction to the legend of the game, the course of the game, summing up. To substantiate the need for the implementation of gaming technologies in English lessons in elementary school, the main methodological aspects of gaming technologies in education are analyzed.

Key words: game technologies, game functions, foreign language education, structure of game activity, motivation.

Введение. В настоящее время английский язык является практически необходимым для комфортной и успешной жизни в современном обществе, во многом владение языком сказывается на будущем развитии человека и его самореализации. Поэтому, современные государственные образовательные стандарты ставят перед педагогами такую цель обучения как формирование коммуникативной иноязычной компетенции. Процесс обучения английскому языку в школе, как правило, ориентирован на овладение языком с практической точки зрения. То есть на первый план выходят умения обучающегося применять полученные в ходе уроков знания в различных ситуациях, которые возможны в реальной жизни. Для имитации жизненных ситуаций, а также для того, чтобы увлечь ребенка английским языком, педагоги в своей практике применяют игровые технологии.

Игровые технологии представляют большую значимость в обучении английскому языку. Игра привлекает ребенка, создает необходимую заинтересованность в дисциплине, упрощает сложный материал, делая его вполне доступным. Эффективность обучения, несомненно, возрастает, когда обучающиеся действительно увлечены процессом. Существует множество разнообразных способов стимулирования детей к активности, то есть педагог может использовать различные приемы для повышения мотивации, но именно игра и творчество признаются самыми эффективными. Помощью обучающимся в изучении иностранного (английского) языка на доступном им уровне могут послужить занимательные и интересные упражнения, игры и стихотворения.

На сегодняшний день игры уже успели стать обязательным элементом в преподавании иностранного языка. Работа обучающихся над запоминанием, усвоением, повторением и закреплением материала превращается в увлекательный процесс с помощью игры. Кроме этого, к плюсам игры можно отнести и то, что она обеспечивает детям возможность применить на практике полученные ранее знания, что, в свою очередь, в очередной раз благоприятно влияет на интерес к изучению английского языка со стороны обучающихся.

Использование игр на уроке позволяет улучшать навыки учащихся по всем четырем видам деятельности: чтению, письму, говорению и аудированию. В зависимости от цели игры могут использоваться в разные этапы урока. Так, например, игра может быть проведена в начале занятия с целью активизации познавательной деятельности детей, а в конце урока перед учителем может стоять такая цель - закрепление пройденного материала. Игру можно использовать и как способ снятия эмоционального напряжения при необходимости или же для чередования видов деятельности в ходе урока.

Изложение основного материала статьи. Неоспоримым достоинством игры является ее коммуникативный аспект. Проведение игры вероятно осуществлять как в парах или командах, так и в целой учебной группе.

В любом случае обучающиеся будут тесно взаимодействовать друг с другом, и в ходе этого взаимодействия они будут учиться сотрудничеству, здоровому соревновательному духу, который не предполагает проявления агрессии, достойному принятию поражения и умению брать на себя ответственность. Применение игровых технологий на занятиях позволяет завлечь ребенка в изучение английского языка, а также создать для него ситуацию успеха. Более того, применение игр реализует такие задачи как: усвоение, закрепление, повторение изученного языкового материала и умение применить его на практике, а также создание психологической готовности ребят говорить на иностранном языке и воспринимать его.

Как бы это ни было удивительно, детские игры, с точки зрения множества ученых, выполняют ту же функцию -тренировку. Такие исследователи как Л. Демоз, М. Мид [3] подчеркивали, что игровая деятельность детей в примитивных культурах полностью повторяет деятельность взрослых в таком обществе, то есть игра представляет собой исключительно имитацию действий взрослых. Как пример, дети постоянно интересуются вещами взрослых людей и с удовольствием проводят манипуляции с уменьшенными вариантами этих предметов, таких как ведерко, маленькие здания, лопатка, лук и др. Так же в нашем современном обществе, в котором игра детей изменилась не только внешне, но и по своему содержанию, различные песочные наборы и игрушки, которые повторяют различные используемые взрослыми людьми предметы, все еще популярны среди детей.

Именно поэтому точка зрения, утверждающая, что первостепенной функцией игры является имитация или же тренировка действий, выполняемых взрослыми, является наиболее распространенной. Об этом А.Н. Леонтьев написал в своих трудах «Психологические основы дошкольной игры» [5]. Он говорит о том, что для ребенка важно самостоятельно ознакомиться с предметом и со способом действия, то есть попробовать сделать все то, что за него делают взрослые у него на глазах. И здесь дети сталкиваются со следующим противоречием: у них есть непреодолимое желание попробовать сделать что-либо, но, с другой стороны, он не способен это сделать в реальности. И в этом случае игровая деятельность становится единственным возможным способом разрешения этого возникшего противоречия.

Также имеются и иные подходы к определению функций игровой деятельности. В.Н. Дружинин [4] выдвигал мнение о том, что главная функция интеллекта - это создание конкретных прогностических моделей, иначе говоря моделирование возможных ситуаций будущего. В таком случае игра предстает как средство представления вероятных ситуаций и миров, что в свою очередь является проявлением интеллекта и присущего ему свойства.

На самом деле это свойство нашего интеллекта не зависит от возраста, в дальнейшем оно только обретает другое название и предпосылки, которые зарождаются в игре, позже выливаются в такие аспекты культурной жизни взрослого человека как искусство и философия. Так человек продолжает работать над составлением вариативных моделей и их составляющих. Автор настаивает на том, что уже в детстве можно определить интеллектуальные способности, которыми человек будет обладать и в зрелом возрасте: чем больше ребенок заинтересован в игровой деятельности, тем выше будет его интеллектуальный уровень в будущем.

Естественно, что игровая деятельность ставится наряду с трудовой или учебной, так как она является одним из основных видов деятельности человека. Г.К. Селевко рассматривает игру в качестве особого вида деятельности в различных условиях и ситуациях, который направлен на повторение и имитацию общественных ситуаций, в ходе чего происходит формирование навыков по саморегуляции и самоуправления [6].

Рассмотрев различные точки зрения и подходы, вышеуказанная информация была сведена в общую таблицу основных функций игры.

Таблица

Основные функции игры

Функции игры

Функция Содержание

1. Тренировочная (имитационная) В ходе игры дети повторяют за взрослыми, переживают различные социальные ситуации.

2. Развлекательная Ребенок, как правило, получает удовольствие от игрового процесса и именно это побуждает его играть.

3. Коммуникативная Ребенок учится взаимодействовать с другими людьми в рамках правил о особенностях принятой на себя роли.

4. Терапевтическая В ходе игры ребенок справляется с различными трудностями, разрабатывает макеты поведения, которые могут помочь ему разрешить проблему в реальности.

5. Диагностическая Игровая деятельность напрямую связана с интеллектуальным развитием ребенка, поэтому в ходе наблюдения за играющими детьми возможно выявить некоторые отклонения от нормативного поведения, а также дети познают сами себя в ходе игры.

6. Коррекционная Ребенок проживет различные социальные ситуации, изучает способы взаимодействия, приобретает различные личностные качества.

7. Социализация Взаимодействие с другими детьми в рамках принятых ролей позволяет ребенку осваиваться в обществе, учиться сотрудничать и общаться с другими людьми.

8. Воспитывающая Усвоение общепринятых общественных норм посредством включения в игровую деятельность, а также поиск альтернативных решений, способствующих урегулированию личностных разногласий.

Необходимо помнить о том, что игра не является чем-то стихийным, она всегда имеет целенаправленный характер и дети относятся к ней с полной серьезностью. Поэтому, исходя из стоящей перед нами цели, необходимо подбирать игру, которая в конечном итоге приведет к желаемому результату. Для этого разберем структуру игры, которая является общей для всех игр.

Итак, в структуру любой игры, по Г.К. Селевко, которая представляет собой деятельность личности, будут включены следующие этапы:

1. Целеполагание: отвечаем на вопрос - зачем мы играем?

2. Объяснение правил: четкая и лаконичная формулировка, отвечаем на вопрос - как играем?

3. Ввод в легенду игры: отвечаем на вопрос - во что играем?

4. Ход игры: непосредственный процесс, в ходе которого игроки стремятся выполнить стоящую перед ними цель в рамках оговоренных правил.

5. Подведение итогов: анализ проделанной работы, рассуждение и обсуждение, внесение пожеланий.

Игровая деятельность привлекает обучающихся тем, что она удовлетворяет их потребности, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться. Также игра как способ мотивации хорошо работает потому, что она является добровольной и предполагает возможность выбора и наличие соревновательного момента.

Как правило, начальная школа является тем периодом в жизни ребенка, когда закладывается фундамент, на основе которого он позже будет осуществлять свое развитие и свою деятельность. Учителю начальных классов необходимо научить детей за крайне ограниченный промежуток времени изучать, перерабатывать и отбирать информацию среди большого ее разнообразия, которую после обучающийся должен будет также уметь применить на практике [7]. Ввиду потока информации, который ежедневно обрушивается на человека, ребенку не просто сориентироваться и это накладывает на него определенный отпечаток. Окружающая современных детей действительность влияет на их мировосприятие и развитие [2].

Изучение чего-то нового сопряжено с необходимостью обладать достаточным уровнем самоорганизации, самоконтроля и усидчивости. Не все первоклассники, приходящие в школу, обладают необходимой психологической готовностью. Трудностей также добавляет и то, что ребенок после детского сада с трудом входит в новую для него деятельность -учебную, так как в дошкольном учреждении доминировала такая форма деятельности как игра. Поэтому выбор методов обучения выступает в качестве одной из основных проблем преподавания в начальном звене. Также педагогу сложно добиться упрочнения полученных обучающимися знаний, так как их внимание только становится произвольным и их память продолжает развиваться. Но несмотря на переход к новому этапу своей жизни, младший школьник не уходит от игровой деятельности, несомненно, на первое место выходит учебная деятельность, но при этом игра все еще многое значит для ребенка, поэтому он просто отодвигает ее на второй план. Так как именно игровая деятельность представляет собой элементарный и понятный путь ознакомления человека с окружающей его социальной и естественной средой. Иными словами, игра позволяет с легкостью получить ребенку важные для него знания, умения и навыки. Ребенок в ходе игровой деятельности демонстрирует такой уровень вовлеченности, который трудно наблюдать в любом другом виде деятельности.

Для облегчения процесса перехода ребенка в школу, многие преподаватели начальной школы применяют в своей практике игровые технологии. Это позволяет им эффективнее отрабатывать необходимый материал с детьми, они лучше усваивают новую информацию. Стоит отметить, что педагог всегда берет в расчет возрастные, психологические и индивидуальные особенности ребенка. Поэтому в первые года своего пребывания в школе, дети получают основополагающие понятия по всем предметам, необходимые им для дальнейшего обучения. При качественном подборе игр, которые полностью соответствуют особенностям возраста младших школьников, учитель способен организовать игровую деятельность таким образом, что дети, выполняя игровые действия, будут заняты непосредственно познавательной деятельность.

Педагогическая игра представляет собой особую ценность в начальной школе, так как она выступает в качестве катализатора интереса со стороны детей к процессу познания и средства воспитания умственной активности школьников. Погружаясь в игру, младшие школьники работают над совершенствованием своих знаний, умений и навыков, учатся справляться со сложными обстоятельствами и пробуют себя в чем-то новом. Игра позволяет учителю преподнести учебный процесс как что-то увлекательное, вызывающее удовлетворение. Положительный рабочий настрой, вызываемый достижением каких-либо результатов в игровой деятельности, призван упростить сложный материал и облегчить его усвоение. И шаг за шагом, анализируя свои действия и получая удовольствие и положительные эмоции от своих открытий, обучающийся начинает проявлять интерес не только к яркой и эмоциональной форме, но и к содержанию. Таким образом его мотивация из игровой трансформируется в учебную совершенно естественно. И позже у него появятся такие необходимые атрибуты успешного процесса обучения как познавательная мотивация, внимание и память [1].

Таким образом, игру даже можно рассматривать в качестве основополагающего метода обучения в начальной школе. Так как именно игровая деятельность помогает детям завершить переход от непроизвольного типа мышления к произвольному, а также к произвольному вниманию, познавательной мотивации и памяти. Также дидактическая игра дает возможность ребенку привыкнуть к школьной жизни и к новому ведущему виду деятельности. Ему комфортно от того, что форма для него привычна, а содержание предстает чем-то новым, интересным, и он самозабвенно идет к поставленной учителем учебной задаче.

Дети, изучающие английский язык с помощью дидактической игры, склонны показывать лучшие результаты, так как язык усваивается на уровень качественнее и эффективнее, чем это было бы при традиционном подходе, основанном на заучивании и воспроизведении лексических единиц и речевых образцов. А вызвано это следующим: ребенок, по-настоящему увлеченный процессом игры, сам того не замечая, активизирует свой словарь и применяет его в соответствии с игровой задачей и ситуацией общения. Так они тщательно отрабатывают материал по теме и, что более важно, учатся им свободно владеть и пользоваться в различных обстоятельствах. Например, в игре ребенку нужно будет вступить в диалог с другим игроком, чтобы выяснить необходимую для достижения своей цели информацию. Игра представляет собой особое средство, используемое при обучении иностранному языку, поэтому в педагогической игре находят отражение почти все методы активного обучения. Отдельное внимание уделяется лексическим играм при обучении английскому языку. Лексические игры выдвигаются как один из современных подходов к работе над лексикой в группе детей младшего школьного возраста. Примером пособия, содержащего эти игры, является «В этой маленькой корзинке. Игры на уроке русского языка» О. Штеллера [8]. Разработчик пособия предлагает отрабатывать материал посредством лингвистических игр (примером могут послужить задания на подбор синонимов\антонимов, поиск лексически сочетаемых слов), которые, в свою очередь, способствуют повышению мотивации младших школьников. Педагогические игры благоприятно воздействуют на процесс обучения иностранному языку, делая его интерактивным, создавая комфортные условия для игроков и повышая эффективность такого лингвистического образования. Эти же технологии имеют успех и в методике преподавания английского языка в начальном звене.

Приходим к выводу о том, что дидактические игры возможно использовать в разные промежутки работы над учебным материалом: при ознакомлении, осмыслении, отработке, закреплении и даже при контроле и обобщении изученного ранее материала. Также проведение педагогической игры не привязано к определенному моменту урока, вне которого она не может быть проведена. Все совсем наоборот, в этом плане игра является универсальной. Она может быть организована в начале урока, и тогда это поможет погрузить детей в языковую среду, стимулировать их память и замотивировать на изучение новой информации. Если игра будет проведена в середине урока, то она будет служить своеобразным переключателем между видами деятельности. Если же игра припасена на конец урока, то она поможет учителю поддерживать интерес детей к английскому языку.

Выводы. Рассмотрев таким образом игру как вид педагогических технологий, можно выделить ее привлекательность, так как она зачастую находит отклик среди детей и более того, позволяет им углубиться в материал с искренней заинтересованность, что способствует, в свою очередь, повышению уровня их знаний, умений и навыков. При этом нужно быть осторожным, применяя игровые технологии, так как без достаточной информированности в этом вопросе есть риск превратить это в развлекательное мероприятие, за котором не будет стоять полезного содержания. Также необходимо грамотно сочетать содержание с формой игры. И к тому же педагогу нужно проявить немало творчества и смекалки для того, чтобы учебная задача, которую он ставит перед собой, для учеников выглядела как обычная игровая задача, которую они со всем рвением будут стремиться разрешить.

Литература:

1. Бодоньи, М.А. Проблема надежности оценочных суждений учителя в формирующем оценивании / М.А. Бодоньи // Вестник Мининского университета, 2020. - Том 8. - № 4. - 5 с.

2. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Миниского университета, 2022. - Том 10. - № 1. - 6 с.

3. Демоз, Л. Эволюция детства: психоистория / Л. Демоз, М. Мид. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - С. 46-48

4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В.Н. Дружинин. - М.: Юрайт, 2019. - 349 с.

5. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование, 1996. - Том 1. - № 3. - С. 27.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.

7. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета, 2021. - Том 9. - № 2. - 4 с.

8. Штеллер, О. В этой маленькой корзинке... Игры на уроках русского языка / О. Штеллер. — СПб.: Златоуст, 2017. - 84 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук Ковалевич Игорь Анатольевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Манушкина Маргарита Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск);

магистр Дьяченко Лариса Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В современной педагогической литературе важная роль в обучении, в процессе психической саморегуляции личности и организации деятельности отводится метапознанию и метакогнитивным знаниям. Однако в компетентностной модели специалиста метапознание не прописано. Развитие метапознания сегодня видится одной из важнейших образовательных задач, однако отсутствуют методики и педагогические технологии, направленные на целенаправленное развитие метакогнитивных функций. В данной статье предлагается обсудить возможности развития метасознания в процессе получения профессионального образования. С опорой на научные публикации отечественных и зарубежных авторов, делается вывод о возможности целенаправленного развития метакогнитивных функций. Кроме того, обсуждается вопрос: есть ли преимущества у цифровой образовательной среды, относительно классических форм организации образовательной деятельности в деле развития метасознания. Делается краткий обзор научных работ, посвященных метапознанию. Для оценки развития метакогнитивных навыков рассматривается уточненная таксономия Блума. При добавлении к таксономии Блума-Андерсона еще одного измерения, обнаруживается, что на каждом уровне таксономии возможно описать метакогниции, как результаты освоения данного уровня. Метакогниции характеризуются высоким уровнем абстрактности. Вопрос о развитии метапознания в ксловиях цифровой информационно-образовательной среды, рассматривается через призму модели SAMR. Модель SAMR (Substitution , Augmentation, Modification, Redefinition), которую разработал Dr. Ruben Puentedura, предлагает способ описания того, как компьютерные технологии могут повлиять на преподавание и обучение. Модель состоит из четырех этапов (также их называют - уровни использования технологий). Уровень 1 - Substitution - Подмена, характеризуется тем, что компьютерные технологии используются для выполнения тех же самых действий, что и ранее (до компьютеров). Уровень 2 - Augmentation - Накопление: компьютерные технологии предлагает эффективный инструмент для выполнения общих задач. Уровень 3 - Modification - Модификация. Это первый шаг на пути ухода от традиционной системы. Задачи, общие для класса, выполняются с использованием компьютерной техники. Уровень 4 - Redefinition - Преобразование: данный уровень характерен тем, что на нем появляются принципиально новые образовательные возможности.

Ключевые слова: метапознание, метакогнитивные функции, метакогнитивные процессы, цифровая образовательная среда, профессиональное образование.

Annotation. In modern pedagogical literature, an important role in learning, in the process of psychic self-regulation of the individual and the organization of activities, is given to metacognition and metacognitive knowledge. However, in the competence model of a specialist, metacognition is not spelled out. The development of metacognition today is seen as one of the most important educational tasks, but there are no methods and pedagogical technologies aimed at the purposeful development of metacognitive functions. This article proposes to discuss the possibilities of developing metaconsciousness in the process of obtaining professional education. Based on scientific publications of domestic and foreign authors, a conclusion is made about the possibility of purposeful development of metacognitive functions. In addition, the question is discussed: are there any advantages to the digital educational environment, relative to the classical forms of organizing educational activities in the development of metaconsciousness. A brief review of scientific works devoted to metacognition is made. To assess the development of metacognitive skills, Bloom's refined taxonomy is considered. When adding another dimension to the Bloom-Anderson taxonomy, it turns out that at each level of taxonomy it is possible to describe metacognitions as the results of mastering this level. Metacognitions are characterized by a high

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.