Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ: ПОДХОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ОЦЕНКА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ: ПОДХОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Лях Юлия Анатольевна

В статье раскрывается сущность подходов к оценке образовательных результатов Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, описывается сущность предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в контексте современных нормативно - правовых и программных документов, дается анализ готовности современного педагога школы к обеспечению современного качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL RESULTS OF SCHOOLCHILDREN: APPROACHES, TOOLS, EVALUATION

The essence of approaches to the evaluation of educational results of the Federal State Educational Standards of general education is revealed in this article, the essence of subject, meta-subject and personal results of education is described in the context of modern regulatory and program documents, the modern school teacher readiness to ensure the modern quality of education is analyzed.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ: ПОДХОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ОЦЕНКА»

3. Донина И.А., Зоаби Я. Применение компьютерных технологий в обучении детей в школах Израиля // В сборнике: Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. 2017. С. 239-243.

4. Жданова Н.С. Многофункциональность игрушки-как фактор использования её в учебном процессе // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4 - с. 5-8

5. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика, 1944, № 8—9, с. 37—47

6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Радуга, 1984. - 634 с.

7. Матушкина Н.Ю. Развивающие и неразвивающие игрушки [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.psytoys.ru/articles/razvivayushchie-i-ne-razvivayushchie-igrushki. Дата обращения 10.09.2018

8. Письмо Минобрнауки России от 17 мая 1995 г. №61/19-12 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях [Электронный ресурс] Точка доступа: http://docs.cntd.ru/document/901852366. Дата обращения: 09.09.2018]»

9. Разенкова Н.Е., Гребенщикова Н.П. Предшкольное образование: теория и практика // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта 2018. - №59-1, с. 299-303

10. Требования ФГОС ДО к развивающей предметной среде ребенка [Электронный ресурс] Точка доступа: https://dmdou83.edumsko.ru/documents/other_documents/doc/52548. Дата обращения 10.09.2018

11. Ушинский, К. Д.Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — М.: Издательство Юрайт, 2017 — 284 с.

12. Ческидова И.Б. Музей кукол как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. - №1. - 86 с., с. 52-53.

13. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Тращенкова С.А., Донина И.А. Развитие детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // В книге: Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 245-254.

14. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Под ред. И.А. Каирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н. Шацкой. М., 1962. - Т.2. - 318 с.

15. Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Petriakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V., Shirin A.G. Historical stages and the modern models of children and adults territorial communities // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 9. С. 97-111.

16. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.

УДК: 373.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ: ПОДХОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ,

ОЦЕНКА

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

доктор педагогических наук, профессор Лях Юлия Анатольевна Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет» (г. Москва)

Постановка проблемы. Гуманизация современного образования, становление его все более личностно-ориентированным актуализирует понимание обществом ценностной сущности истинных образования - не только получения знаний, умений и навыков, а познавательного и личностного развития обучающихся в образовательном процессе. Это значит, что происходит интеграция педагогических и психологических целей образования.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяются не только предметные и метапредметные результаты обучения, но также и личностные результаты, отражающие наличие готовности и способности учеников к личностному самоопределению, самообразованию и саморазвитию; наличие у них высокой мотивации к обучению; наличие коммуникативных способностей, позволяющих создать систему ценностно-смысловых установок которые отражают их личностные и гражданские позиции, систему значимых для них социальных и межличностных отношений, способность к самоменеджменту (умение ставить цели и реализовать их в жизненных планах); способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

ФГОС определяет в качестве ведущей задачи школы построение культуросообразных стратегий управления личностным развитием школьников [9].

Одной из основных задач системы образования является повышение приоритета задач, связанных с самореализацией и успешностью. В то же время от общества ожидается большее внимание к действиям и усилиям системы образования. Чем образование может помочь в обеспечении самореализации? Должны быть скоординированные действия педагогического коллектива, межпредметные подходы, практикоориентированность, профориентация.

Изложение основного материала исследования. Остановимся на результатах Национальных исследований качества образования (НИКО) по учебным предметам «История» и «Обществознание» (апрель 2016 года). В Национальных исследованиях качества образования участвовало более 50 000 учащихся 6-х и 8-х классов. По результатам анализа НИКО по истории отмечаются серьезные проблемы:

- в освоении исторической фактуры, в том числе, связанной с ролью исторических личностей в конкретных событиях и процессах,

- в установлении связей между событиями и явлениями,

- в историко-географических знаниях и умениях,

- в сформированности аналитических умений,

- в освоении истории культуры,

- в выполнении заданий по краеведению [6].

По результатам анализа НИКО по обществознанию также можно констатировать невысокое качество обществоведческого образования:

- наблюдается непонимание прав и обязанностей граждан нашей страны, важнейших основ государственного устройства;

- зафиксирован низкий уровень осведомленности о массовых профессиях.

Оценочные процедуры по истории и обществознанию выявили:

• 15-25% выпускников 4-х классов не смогли назвать свой регион (республику, край, область) и/или главный город региона;

• 17-97% обучающихся 8-х классов не смогли назвать ни одного исторического деятеля своего региона - 17-97%;

• 20% выпускников 11 класса не могут назвать ни одного памятника культуры/исторического деятеля своего региона; около 50% только знают название/имя деятеля, но ничего не могут рассказать о нём;

• до 50% учителей истории по результатам исследования «Портрет учителя истории» не смогли назвать факты региональной истории, которые можно было бы привести ученикам при изучении истории Великой Отечественной войны и др. важнейших событий;

• менее 30% обучающихся 6 и 8 -х классов знают права и обязанности граждан России;

• выпускники 9 и 11-х классов: плохо знают важнейшие факты и героев Великой Отечественной войны, плохо ориентируются в достижениях российской культуры; около 50% не знают основ конституционного строя России, путаются в полномочиях высших органов власти и должностного лица России, не понимают основ федеративного устройства России.

Сопоставимость и корреляция невысоких результатов НИКО по предмету «История» и результатов ЕГЭ и показывает наличие проблем в обеспечении качества школьного исторического образования [5].

Тьюторская, а не менторская роль педагога становится все более актуальной в условиях реализации ФГОС основного общего образования [1; 2; 3; 4; 5; 7; 10; 11].

Обратимся к результатам апробации модели уровневой оценки компетенций учителей в контексте национальной системы учительского роста, которая прошла в 2017 году в 13 субъектах Российской Федерации.

Согласно модели, содержание компетенций учителя оценивалось по следующим показателям: владение содержанием предмета и владение методикой обучения, в том числе: создание предметной среды учебной дисциплины, построение и реализация образовательного процесса, проектирование и реализация образовательной программы, построение взаимодействия с участниками образовательных отношений.

Оценка результатов решения задач диагностической работы позволила сделать вывод об умении учителя решать задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, личностных и профессиональных ценностей.

Результаты уровневой оценки компетенций учителей математики и русского языка по итогам выполнения диагностических работ и проведения урока показали, что значительная часть учителей прошла процедуру оценки не лучшим образом.

Рисунок 1. Результаты выполнения диагностики учителей

Несомненно, знание предмета является фундаментом качества образования, но одного знания недостаточно. Необходимо, чтобы мы дали школьнику возможности приобретать знания самостоятельно не только из учебников. Необходимо, школьники научились добывать знания. Наши дети смогут конкурировать с машинами - только если будет изменено образование. Мы не можем учить наших детей конкурировать с машинами через 30-40 лет. Если машины что - то могут делать лучше, нужно задуматься об этом. Учителя должны не только учить знаниям, но и чему то уникальному. Тому, что машины никогда не смогут освоить. Это так называемые мягкие навыки, которые нужно развивать у наших детей: ценности, вера, независимое мышление, командная работа, забота о других.

Выводы. Таким образом, сегодня в государственной политике, на первый план выходит общее образование, так как именно здесь закладываются основы по развитию человеческого потенциала. Поэтому, в майском указе Президента РФ (от 7 мая 2018 года) поставлена цель вхождения Российской Федерации «в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». В рамках развития человеческого потенциала нашей страны в майском указе обозначена задача формирования «эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов» и создания «условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет». Наличие эффективной системы поддержки развития человеческих способностей -базовая предпосылка повышения конкурентоспособности образования [8].

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Причем, сегодня мы говорим, что способностями обладают все дети без исключения. Задача заключается в том, чтобы эти индивидуальные способности выявить, раскрыть, поддержать и развить (в том числе «довести» до уровня талантов).

Объединяющим началом инициатив государства (и это, пожалуй, впервые за большой промежуток времени образовательных реформ) является общая национальная идея. Идея в развитии гражданина Российской Федерации, где стержень гражданственности -это духовно-нравственные ценности, осознание принадлежности к великому российскому народу и ответственности перед своей страной, семьей, самим собой. Гражданская позиция предполагает понимание своей важности для России и готовность своими действиями помочь стране в развитии. И чтобы это произошло, школа должна заниматься этим сегодня. И только опираясь данную идеологию, формировать подходы и инструментарий оценки личностных результатов освоения обучающимися образовательных программ. В противном случае, мы постоянно будем сталкиваться с результатами несоответствующими запросам сегодняшнего времени.

Аннотация. В статье раскрывается сущность подходов к оценке образовательных результатов Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, описывается сущность предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в контексте современных нормативно -правовых и программных документов, дается анализ готовности современного педагога школы к обеспечению современного качества образования.

Ключевые слова: личностное развитие обучающихся, саморазвитие, самообразование, универсальные учебные действия, оценочные процедуры.

Annotation. The essence of approaches to the evaluation of educational results of the Federal State Educational Standards of general education is revealed in this article, the essence of subject, meta-subject and personal results of education is described in the context of modern regulatory and program documents, the modern school teacher readiness to ensure the modern quality of education is analyzed.

Keywords: personal development of schoolchildren, self-development, self-education, universal learning activities, evaluation procedures.

Литература:

1. Бажан З.И., Полякова Н.И. Методические приемы изучения письменного умножения и деления в начальной школе с учетом индивидуальных особенностей школьников // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта 2018. - №59-1, с. 62-66

2. Донина И.А., Тайкова Л.В. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 865.

3. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2004

4. Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 1. С. 23-26.

5. Лях Ю.А. Тьюторские технологии в системе обучения школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С. 68-72.

6. Национальные исследования качества образования (НИКО) [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.eduniko.ru/

7. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Александрова М.В., Донина И.А. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20-24.

8. Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-204-ot-7-maja-2018-goda-07-05-2018.html

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff31d34be16ce9bafc6e0/

10. Хачатурова К.Р. Научные подходы к определению сущности и содержания понятия «творческий потенциал личности» // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. - №1. - 86 с., с. 66-69

11. Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Petriakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V., Shirin A.G. Historical stages and the modern models of children and adults territorial communities // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 9. С. 97-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.