в контексте взаимоотношений, общения, тех или иных функциональных обязанностей и др. Выполняя роль, ребенок придерживается ограничивающих ее правил и действует в соответствии с содержанием сюжета, определенным совместно со сверстниками. Опыт проработки моделей и стратегий поведения и реагирования в различных ситуациях взаимодействия в специально организованной ролевой игре, на наш взгляд, позволяет формировать позитивные межличностные отношения детей, т.к.:
- в ролевой игре происходит общение из позиции на «равных» (в противовес позиции в общении со взрослыми);
- важна каждая роль и каждый участник игры;
- прорабатываемые модели и стратегии поведения и реагирования переносятся в реальное взаимодействие из игрового, определяя рост произвольности поведения и эмоциональных проявлений;
- в ролевой игре ребенок учится эмпатии, дружелюбию, регулированию конфликтов, сотрудничеству и конструктивному взаимодействию в различных видах деятельности.
Список литературы:
1. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2006. - 284 с.
2. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 220 с.
3. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 249 с.
4. Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 350 с.
5. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2006. - 109 с.
6. Самсоненко, Л.С. Особенности развития эмпатии у старших дошкольников / Л.С. Самсоненко, Т.П. Акимова // Электронный научный журнал. - 2016. - № 12-1 (15). - С. 317-325.
7. Смирнова, Е.И. Особенности сюжетно-ролевой игры и психического развития / Е.И. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 69-71.
8. Смирнова, Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности / Е.И. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №4. - С. 70-74.
9. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 5-14.
10. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1999. - 360 с.
УДК 378
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И
ЗА РУБЕЖОМ
ДонинаИ.А., Попова Е. А., 2018 Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого, профессор, кафедра профессионального педагогического образования и социального управления
Аннотация: в статье рассматривается процесс становления инклюзивного образования в Европе и России, начиная с 19 века. Производится анализ исследований по проблеме инклюзивных процессов в России и Европе. Описываются ряд организационно педагогических практик Европы и возможность их применения в российском образовании. Представляется ряд традиционных для Европы практик, интеграция которых в практику Российского образования обеспечит более высокое качество и доступность образования лиц с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: инклюзивное образование, организация обучения студентов с ОВЗ, инклюзия в вузах Европы, индивидуализация, социализация лиц с ОВЗ.
EDUCATIONAL, ORGANIZATIONAL AND RECREATIONAL PRACTICE OF TEACHING PERSONS WITH DISABILITIES LIFE IN RUSSIA AND ABROAD
I. A. Donina, E. A. Popova 2018
Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Professor, Department of professional
pedagogical education and social management
Abstract: in the article the process of formation of inclusive education in Europe and Russia, starting from the 19th century, is considered. An analysis of research on inclusive processes in Russia and Europe is being carried out. A number of organizational and pedagogical practices of Europe and the possibility of their integration into Russian education are described. A number of traditional practices are presented, the implementation of which will make it possible to make education of persons with disabilities in the Russian Federation more accessible.
Key words: inclusive education, organization of teaching students with disabilities, inclusion in universities of Europe, individualization, socialization of persons with special needs.
Обеспечение права на обучение лицам с ограниченными возможностями здоровья, в рамках инклюзии, является одним из приоритетных направлений в политики образования Российской Федерации. В Федеральном Законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» принятым в Государственной Думе 21 декабря 2012 г. прописано, кого принято считать лицами с ограниченными возможностями здоровья. Лицо с ограниченными возможностями здоровья - это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования [6]. Следовательно, специальные условия, созданные образовательной организацией, согласно закону, должны обеспечить, лицам с ограниченными возможностями здоровья, возможность получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения, в целях адаптации и интеграции этих лиц в общество [6].
Изучением вопросов инклюзии занимались такие педагоги и психологи как Голиков Н. А., Алехина С.В., Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. и другие. Ученые утверждают что, интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное образование для всех, рассматривается как понятие инклюзии, которое включает в себя процесс обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных учебных заведениях. Инклюзивное образование позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья, ощущать себя частью общего коллектива не отделяясь от общества, если по медицинским показаниям не указаны другие требования к процессу организации обучения такого лица [4]. Согласно точке зрения Евстафьева П. Б., инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества [4].
Анализ научных исследований по проблеме инклюзивного образования показывает, что зарождение инклюзивных процессов в Российской Федерации происходит с 1980-1990х годов. Образование России начинает претерпевать некоторые положительные изменения и в 1991 г. в Москве, открывается школа инклюзивного образования «Ковчег», № 1321. Школу открывают по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации в Москве. Высшие учебные заведения Российской Федерации начинают принимать студентов с ограниченными возможностями с 1960-х годов. В основном, это центральные московские и санкт-петербургские вузы. Обучение организовывалось групповым или индивидуальным методом.
В Европейских странах, открытие подобных образовательных организаций, для лиц имеющих ограниченные возможности здоровья, начинается значительно раньше. Франция, являющаяся родоначальником образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, открывает частную школу в Париже «Парижский институт глухонемых» в 1770 г. Открытием школы занимается создатель мимического метода Ш. М. де Эппе. В данной организации могли обучаться лица всех возрастных категорий. В 1779 году в Вене (Австрия) открывается аналогичное образовательное учреждение, занимающееся обучением лиц, имеющих проблемы со слухом и речью. В 1817 г. США, открывает свою первую школу, для лиц имеющих проблемы с произношением и слухом, основал которую американский сурдопедагог Т. Галлоде. В рассматриваемых нами временных рамках не происходила дифференциация уровней образования (высшее, среднее образование), т.к. в перечисленных школах обучали всех желающих, а программы для обучения составлялись с учетом индивидуальных особенностей. В таких школах классы были рассчитаны исключительно на лиц с
ограниченными возможностями здоровья. В 1864 г. открылся первый колумбийский институт для лиц имеющих проблемы с речью и слухом, на сегодняшний день он имеет название Университет Галлодет. В 1951 г. в Нью-Йорке открыт первый реабилитационный институт Говарда Раска. Сотрудники института ведут разработки в области создания инновационных средств помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и предлагают профессию «домашней сиделки» взамен на госпитализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, проблема интеграции лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности имеет большой исторический опыт. Она включает в себя процесс включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в деятельность различных социальных институтов. Европейский Союз, как родоначальник решения проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех областях, является и более осведомленным и опытным союзником для Российской Федерации в вопросе зарождения и реформы инклюзивного образования. Но, к сожалению, несмотря на столь богатый опыт ряда зарубежных стран, до сегодняшнего дня, практически, все страны мира работают над проблемой инклюзивного образования, ведя поиск оптимальных средств и методов модернизации и создания лучших условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По официальным данным Европейского Союза, на данный период полное включение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в «образование для всех» не достигнуто. Миллионы лиц с ограниченными возможностями здоровья по всей Европе выбирают учебу в специально организованных классах и стесняются своего положения. Следовательно, вопрос об инклюзивном образовании открыт, а его решение предполагает создание таких условий и использование таких организационно-педагогических практик, которые бы позволили общеобразовательным организациям иметь возможность для беспрепятственного удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями в области получения достойного образования.
Исходя из вышеперечисленных выводов, нами была выявлена актуальность рассматриваемой проблемы. Изучить возможные организационно-педагогические практики зарубежных стран в области доступности высшего образования лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и адаптация выявленных практик, с учетом особенностей отечественного высшего образования.
Так, большой интерес представляет практика применяемая в ряде зарубежных стран, таких как Финляндия, Швеция, Франция, Норвегия и др., которая связана с введением должности специалиста по обслуживанию студентов с ограниченными возможностями здоровья. Швеция и Норвегия отличается тем, что в перечисленных странах к работе с лицами ограниченными в возможностях здоровья, готовят всех специалистов образовательных организаций. Педагоги проходят специальную, обязательную подготовку, состоящую из целого курса обучения, и сдают экзамен на пригодность работы с лицами, имеющими проблемы со здоровьем. В Дании инклюзивное образование не только закреплено законодательно, но и создана национальная стратегия реализации инклюзивного образования, которая заключается в том, что национальный ресурсный центр руководит процессом внедрения инклюзивного обучения. Существует оперативная группа из представителей разных университетов страны, которые проводят исследования в области инклюзивного образования, следят за работой муниципалитетов в области внедрения инклюзивного обучения. Готовят педагогов для работы с лицами, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности на базе бакалавра и магистратуры, несмотря на то, что школьники или студенты вправе выбрать общеобразовательную организацию и проходить обучение с основной категорией студентов или школьников. Следовательно, педагогам, не имеющим специальное оконченное высшее образование в данной области, запрещается работа с лицами ограниченной возможности жизнедеятельности. В России, из всего вышеперечисленно, используется практика предоставления лица по обслуживанию студентов. В вузах Российской Федерации по требованию студента закрепляется тьютор, который оказывает помощь студенту, имеющему ограниченные возможности здоровья.
Следующей найденной нами практикой стран зарубежья является работа в условиях индивидуализации учебного процесса под каждого студента, с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Такая практика существует как в России, так и в европейских образовательных организациях. Причем, индивидуализируют программы для лиц с ограниченными возможностями
здоровья на всех ступенях обучения, не только школьниках или студентам колледжа, но и студентам высших учебных заведений. В России такая индивидуализация выполняется посредством определения объема учебного материала и уровня его сложности, которые соответствуют особенностям познавательной сферы обучающегося, воплощается индивидуальный подход к конструированию и содержанию образования. Студент вправе сам выбрать альтернативную форму получения информации, сдачу экзаменов или зачетов, возможность заменять устные формы на письменные или наоборот. Несмотря на такие условия, некоторые материалы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья могут ничем не отличаться от материалов, изучаемых основным составом студентов. В таком случае, студент с особенностями развития периодами включается в общую учебную деятельность, что позволяет ему ощущать себя равноправным членом, студенческого коллектива. Такие формы организации обучения студентов используют в Дании и Финляндии, где студенты могут быть объединены в подгруппы вне студенческого коллектива в дополнительное от учебы время и выполнять в таких группах индивидуализированные задания, а во время основных занятий выполнять посильную для себя работу на базе общего обучения.
Современная практика, используемая исключительно в странах Европы это полное финансирование покупки технических средств, необходимых студентам для обучения. Государство Франции полностью обеспечивает создание условий для успешной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, включая полное финансирование и приобретение необходимых технических средств, и оплату работы специалистов. Кроме того, существуют государственные ресурсные центры для сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в массовых учебных организациях. В России же, такая практика не используется, и студент имеет право только на внеочередное бюджетное зачисление в вуз. В Федеральном Законе об образовании Российской Федерации указано, что «При получении образования лицом с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации». Однако, специальная аппаратура приобретается, в основном, образовательными организациями за счет определенного финансирования, бюджет которого часто не позволяет приобрести лучшее из представленного. Считалось бы рациональным, открытие специальных центров, содержащих необходимые инструменты для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Вашингтоне, например, существует Национальная библиотека Конгресса для слепых и слабовидящих, в которой находится каталоги и справочные материалы с текстом Брайля, а также различное мультимедийное обеспечение. Такие центры позволили бы сократить расход бюджета образовательных организаций и государства, а также создать мощную базу для доступного получения необходимых предметов и материалов во временное пользование лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Рассматривая зарубежные практики организации образовательного процесса и его условий доступности, стоит отметить что, в организационно-педагогических условиях важно учитывать не только сторону комфортности обучения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, но и их социализацию. Различные Фонды помощи, ресурсные центры студентам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Германии, Японии, Мэриленде, Огайо, Нью-Йорк и ряде других стран, позволяют студентам не только обучаться, но и разнообразно проводить досуг, получая при этом необходимую лицам с ограниченными возможностями помощь и поддержку. Например, в штате Огайо, существует база отдыха для студентов с ограниченными возможностями здоровья, оборудованная по последним разработкам техники. Студентам с ограниченными возможностями здоровья, в свободное от учебы время рекомендуется посещать данную базу, чтобы пройти курсы реабилитации, обратиться к квалифицированным специалистам или же просто хорошо провести досуг в обществе других студентов. В Мэриленде находится центр спорта и отдыха для студентов-инвалидов
всех групп. В центре студенты не только отдыхают и восстанавливают здоровье, а коммуникатируют с другими его посетителями и участвуют в соревнованиях посильных для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В перечисленных досуговых центрах свободное время проводят не только студенты с ограниченными возможностями, но и общие студенческие составы. Такая социализация позволяет отвлечься студентам от своих физиологических проблем и почувствовать себя частью команды, достигнуть маленьких побед не только в соревнованиях, но победить свою проблему ограниченных возможностей. Такой отдых и эмоциональная разрядка, прежде всего, необходима лицам, страдающим расстройствами поведения, аутизмом и общими легкими психическими проблемами. Таким студентам, особенно тяжело установить контакт с социумом, поэтому позитивные формы проведения досуга и взаимодействия с другими лицами, будет являться положительным примером и сможет выработать адекватной ответной реакции.
На сегодняшний день в Российской Федерации проблема формирования равноправных взаимоотношений лиц разных групп здоровья остается открытой. Удручает и тот факт, что не только студенты и ученики не готовы к взаимодействию с лицами, имеющими проблемы со здоровьем, но и не каждый педагог готов работать с такой категорией обучающихся. Профессор, доктор психологических наук, Ахутина Т. В., Донина И.А., Шерайзина Р.М. в своих научных исследованиях говорят о том, что в России недостаточно педагогов, умеющих включать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обучение и досуг с обычными детьми [1.2]. В России существует ряд центров, в основу которых положена программа занятий по пониманию инвалидности. Посещение таких центров обучающими и педагогами является добровольным, в то время как в таких странах как Франция, Америка, Дания, Германия, Финляндия включают в основную общеобразовательную программу вузов академические часы для тренингов, способствующих построению коммуникативных связей с лицами ограниченной жизнедеятельности. Для педагогов существуют специальные курсы, прохождение которых является обязательно, если педагог работает с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Следовательно, заимствование такой идеи у стран Европы и разработка общеобязательных курсов или тренингов для преподавателей может служить как одним из вариантов решения данной проблемы. Важным показателем интеграционного процесса будет являться не краткосрочный контакт между обучающимися разных категорий, а длительные и устойчивые взаимоотношения, достижение которых возможно, например, путем внедрения вышеперечисленных организационно-досуговых практик. Проведенный анализ особенностей организации обучения студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности в вузе продемонстрировал, что отечественное высшее образование имеет множество векторов развития, стремление к которым позволит социальным слоям общества не чувствовать границ и барьеров при взаимодействии друг с другом. Зарубежный опыт вполне применим и к образованию Российской Федерации, а также может быть заимствован и использован в условиях российского образования.
Список литературы:
1. Донина И.А. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды/ Афонина В.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Романова К.А., Румянцева А.В., Шерайзина Р.М.// Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. Коллективная монография. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 43-51
2.Донина И.А. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема/Афонина В.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Румянцева А.В., Шерайзина Р.М.//Коллективная монография. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 45-56.
3. Воднева С.Н., Донина И.А., Шерайзина Р.М.// Педагогическая толерантность как междисциплинарный феномен.// Вестник Томского государственного педагогического университета. № 1 (166). 2016. С. 144-150.
4. Евстафьев П. Б. Инклюзия. // Статья в энциклопедическом фонде. 2015 URL: http://www.russika.ru/ef.php?s=3401 (дата обращения: 30.01.2018).
5. "Интеграция в общество", Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005. "Научно-популярное издание. РОИ "Перспектива", М., 2000.
6. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: Федер. закон [принят Гос. Думой 02. 06. 1999] // Проект постановление Государственной Думы Российской Федерации. № 4019 Ст. 1
7. Pevzner M.N. Historical stages and the modern models of children and adults territorial communities/Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Petriakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V., Shirin A.G.// Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 9. С. 97-111.
8. Pevzner M.N. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults/Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V.//Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.
УДК 378.147
КЕЙС-МЕТОД КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Кошкина Н.А., 2018 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Киров
Аннотация: в последние годы модернизация российского образования ориентирована на поиск новых эффективных методов обучения. Новые образовательные стандарты Высшего образования сконцентрированы на реализации компетентностного подхода, основу которого составляет деятельностный характер обучения. Педагогу необходимо ориентироваться на личностную и профессиональную индивидуальность каждого студента, используя в процессе обучения дифференцированный подход, вариативные формы и методы подготовки. Реализовать это традиционными педагогическими методами практически невозможно, а это значит, что преподавателю необходимо научиться проектировать учебные занятия, отдавая предпочтение современным активным и интерактивным методам и технологиям обучения, среди которых - кейс-метод. Внедрение в образовательный процесс кейс-технологий способствует формированию у студентов умения предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
Ключевые слова: кейс-технология, кейс-метод, безопасность жизнедеятельности, методика обучения.
THE CASE STUDY METHOD AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN THE STUDY OF
DISCIPLINE "LIFE SAFETY» Koshkina N. A., 2018 Of the "Vyatka state University", Ph.D. in Biology Science associate Professor Department of medical and biological disciplines, Kirov
Abstract: in recent years, the modernization of Russian education is focused on the search for new effective teaching methods. The new educational standards of Higher education are focused on the implementation of the competence-based approach, which is based on the activity nature of training. The teacher needs to focus on the personal and professional individuality of each student, using in the learning process a differentiated approach, variable forms and methods of training. It is almost impossible to implement this by traditional pedagogical methods, which means that the teacher needs to learn how to design training sessions, giving preference to modern active and interactive methods and technologies of training, including case - method. The introduction of case-technologies into the educational process contributes to the formation of students ' ability to take constructive and competent actions in various forms of life.
Key words: a case technology, the case study method, life safety, methods of teaching.68-72
В условиях реформирования Российского образования и введения новых образовательных стандартов современные образовательные учреждения решают одну из главных задач - вывести