Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРУШЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

МЕСТО И РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРУШЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Арбузова Алена Александровна

В статье раскрываются место и роль детских развивающих игрушек путем комплексного исследования таких понятий, как «игра», «игрушка», «развитие». Анализируется сущность порятия «игра» с точки зрения различных авторов, выделяются общие и различные черты. Приводится классификация основных функций детских игрушек. Указываются психолого-педагогические требования к детским игрушкам. Выделяются критерии оценки игрушки как развивающей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF DEVELOPING TOYS IN THE MODERN SOCIETY

The article reveals the place and role of children's developing toys through a comprehensive study of such concepts as "game", "toy", "development." The essence of the "game" order from the point of view of various authors is analyzed, general and various features are singled out. The classification of the basic functions of children's toys is given. Specify the psychological and pedagogical requirements for children's toys. The criteria for evaluating toys as developing are singled out.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРУШЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

условия и специфика использования методов и технологий личностно-ориентированного образования в процессе реализации профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе.

Ключевые слова: индивидуализация образования, личность, индивидуальность, высшее профессиональное образование, будущие специалисты, личностно-ориентированный поход, условия, личностно-ориентированное образование, образовательная середа, гуманистический подход.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence of personality-oriented approach in education. The paper presents scientific approaches to determining the essence of this approach, outlines its main conceptual provisions. The article substantiates the role of person-oriented approach in the system of higher professional education. The study defines the conditions and specifics of the use of methods and technologies of personality-oriented education in the process of professional training of future specialists in higher education.

Keywords: individualization of education, personality, individuality, higher professional education, future specialists, personality-oriented approach, conditions, personality-oriented education, educational environment, humanistic approach.

Литература:

1. Авдеева H. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Педагогика. - 2003. -№ 5.-С. 34-39.

2. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1998. - 126 с.

3. Качалова Л.П., Качалов Д.В., Качалов А.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: педагогика личности. Пособие к спецк. / Л.П. Качалова, Д.В. Качалов., А.В Качалов; Шадринск: Изд-во «Шадринский дом печати», 2007,- 82 с. - С. 65.

4. Сластенин В.А. Личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 49-54.

5. Шамова Т.П. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.П. Шамова, Т.М. Давиденко. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

6. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - 1995. - С. 31-42.

УДК: 37.011

МЕСТО И РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРУШЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени ЯрославаМудрого» (г. Великий Новгород);

магистрант Арбузова Алена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имениЯрослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно в игре развиваются все психические процессы ребенка, формируются его навыки и умения. Основным средством игры является детская игрушка. Рынок детских игрушек стремительно развивается, радуя родителей широким ассортиментом товаров. По данным поисковых запросов в Yandex одной из самых популярных категорий детских игрушек являются «развивающие игрушки». Что же такое развивающие игрушки? Любая ли игрушка является развивающей? Какая игрушка принесет ребенку максимальную пользу? Данные вопросы возникают как у родителей детей, так и у сотрудников магазинов товаров для детей. Отсутствие четкого понимания, что же такое развивающая игрушка, обусловило тему нашего исследования.

Изложение основного материала исследования. Понятие «развивающая детская игрушка» является достаточно новым в науке, о чем свидетельствуют немногочисленные исследования в этой области. Для того, чтобы дать определение «развивающей игрушке» необходим комплексный подход, состоящий в анализе определений «игра», «игрушка», «развитие».

Большой интерес к исследованию понятия «игра» появился в России во второй половине XIX века. Сущность понятия «игра» рассматривалась в различных контекстах (таблица 1).

Таблица 1

Различные подходы к пониманию сущности понятия «игра»

Автор Определение

А.Н. Леонтьев Игра - это деятельность, с помощью которой совершаются главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития [5].

Д. Г. Мид Игра - это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли [1].

Л.С. Выготский Игра - первая школа воспитания ребенка ¡2].

С.Т. Шацкий Игра — жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства [14].

A.C. Макаренко Игра-это труд. Игра приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы [6].

Исходя из представленных трактовок понятия «игра» различных авторов, выделить следующие общие характеристики:

• Игра-это деятельность, процесс;

• С помощью игры ребенок приобретает первичные навыки поведения в обществе;

• Игра способствует развитию ребенка;

• Игра-школа детства.

Чаще всего игровую деятельность ребенка сопровождает использование специальных предметов для игр - «игрушек». Понятие «игрушка» можно рассматривать в контексте различных наук: философии, психологии и педагогики. Так, С. Л. Новоселова полагает, что детская игрушка-это непременный атрибут детства, формирующий универсальные, этнические и индивидуальные черты психического облика ребенка. Другой психолог, Г.А. Урунтаева считает, что детская игрушка- это способ передачи общественного и культурного опыта. Наиболее часто, под «игрушкой» понимают предмет, предназначением которого является создание игровой деятельности детей и взрослых».

В педагогическом контексте для нас значимо определение К. Д. Ушинского. Он отмечал, что: игрушка-это своеобразная школа воспитания чувств ребенка [11].

Если обратиться к нормативно-правовым документам, то можно отметить, что в них также уделено внимание определению сущности игрушки и требования к ним. Так, в письме Минобрнауки России от 17 мая 1995 г. №61/19-12 «О психолого - педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» сформулированы основные требования ко всем игрушкам. Детские игрушки должны: способствовать воспитанию ребенка и являться средством всестороннего развития ребенка. В то же время отмечается, что детские игрушки не должны: провоцировать ребенка на агрессию, а также жестокость по отношению к персонажам игры (люди, животные); провоцировать на игры, связанные с насилием и безнравственностью; вызывать интерес к сексуальным вопросам, не подходящим по возрасту ребенка [8].

В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметной среде ребенка приводятся условия создания развивающей среды ребенка. В документе говорится, что игрушка обязана обеспечить всестороннее развитие ребенка, а также иметь следующие отличительные особенности: полифункциональность, вариативность, безопасность, учитывать возрастные и тендерные особенности, стимулирование познавательного интереса [10].

Выявление особенностей развивающих игрушек требует анализа функций детских игрушек. Нам близка классификация Ждановой Е.С., которая выделяет следующие функции: культурологическая, эстетическая, гуманизирующая, воспитательная, креативная, когнитивная, информационная, функциональная и развивающая [4].

Для нас наиболее значима развивающая функция, суть которой заключается в том, что детская игрушка должна использоваться для создания благоприятной обстановки развития индивидуальных способностей ребенка. На данный момент не существует единого понятие «развитие». Ученые выделяют психическое развитие ребенка, интеллектуальное, физическое, личностное, социальное, эмоциональное и т.д. В то же время большинство из них отмечает главное: развитие - это процесс целенаправленного изменения состояния объекта. Вопросам применения различных технологий (в том числе и игровых) технологий с целью развития ребенка посвящено большое количество исследований российских и зарубежных ученых [3; 13; 15; 16].

Понимание важности развития ребенка во всех аспектах вызывает потребность современных родителей в поиске средств развития ребенка, одним из которых выступает игрушка. Современная реклама пестрит заголовками о раннем развитии ребенка, агитирует родителей посещать разнообразные занятия и приобретать вещи, способствующие развитию их малыша. У многих родителей при обилии различных предложений различных игрушек в супермаркетах и интернет-магазинах возникает потребность в профессиональной помощи, поскольку среди огромного количества детских товаров, они не могут самостоятельно определить является ли игрушка развивающей?

В центре игры и игрушки МГППУ более 10 лет ученые занимаются психолого-педагогической экспертизой детский игрушек. Основой экспертизы является именно развивающий потенциал игрушки. Его сотрудники МГППУ выделяет три основных критерия оценки игрушки, как развивающей: развивающие игрушки должны быть в детской ребенка в небольшом количестве и иметь высокий уровень качества; развивающие игрушки должны быть просты, как в плане внешнего вида, так и по манипуляциям; лучший вид игрушки - это тот, который дети и родители могут создать сами [7].

Выводы. Подводя итог вышесказанному, считаем необходимым отметить, что на сегодняшний день понятие «развивающая игрушка» так и не выведено на научный уровень, поскольку определение развивающих возможностей игрушки требует исследования и наблюдения игровой деятельности детей и анализа результата. В свою очередь мы хотели бы представить ряд рекомендаций по выбору развивающей игрушки для ребенка: родители должны учитывать возрастные особенности ребенка, при этом игрушка должна быть безопасной; условно простой, стимулирующей воображение ребенка; многофункциональной, открытой для различных действий ребенка; побуждать ребенка к осмысленному усвоению новых навыков и умений; отличаться культурной ценностью.

Аннотация. В статье раскрываются место и роль детских развивающих игрушек путем комплексного исследования таких понятий, как «игра», «игрушка», «развитие». Анализируется сущность порятия «игра» с точки зрения различных авторов, выделяются общие и различные черты. Приводится классификация основных функций детских игрушек. Указываются психолого-педагогические требования к детским игрушкам. Выделяются критерии оценки игрушки как развивающей.

Ключевые слова: игра, детская игрушка, функции детских игрушек, развитие, развивающая игрушка.

Annotation. The article reveals the place and role of children's developing toys through a comprehensive study of such concepts as "game", "toy", "development." The essence of the "game" order from the point of view of various authors is analyzed, general and various features are singled out. The classification of the basic functions of children's toys is given. Specify the psychological and pedagogical requirements for children's toys. The criteria for evaluating toys as developing are singled out.

Keywords: game, children's toy, functions of children's toys, development, developing toy.

Литература:

1. Велик A.A. Теория «Я» Дж. Г. Мида и психологическая антропология // Социальная психология и общество - 2011. №1 - с.31-43

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте . — СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

3. Донина И.А., Зоаби Я. Применение компьютерных технологий в обучении детей в школах Израиля // В сборнике: Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. 2017. С. 239-243.

4. Жданова Н.С. Многофункциональность игрушки-как фактор использования её в учебном процессе // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4 - с. 5-8

5. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика, 1944, № 8—9, с. 37—47

6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Радуга, 1984. - 634 с.

7. Матушкина Н.Ю. Развивающие и неразвивающие игрушки [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.psytoys.ru/articles/razvivayushchie-i-ne-razvivayushchie-igrushki. Дата обращения 10.09.2018

8. Письмо Минобрнауки России от 17 мая 1995 г. №61/19-12 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях [Электронный ресурс] Точка доступа: http://docs.cntd.ru/document/901852366. Дата обращения: 09.09.2018]»

9. Разенкова Н.Е., Гребенщикова Н.П. Предшкольное образование: теория и практика // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта 2018. - №59-1, с. 299-303

10. Требования ФГОС ДО к развивающей предметной среде ребенка [Электронный ресурс] Точка доступа: https://dmdou83.edumsko.ru/documents/other_documents/doc/52548. Дата обращения 10.09.2018

11. Ушинский, К. Д.Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — М.: Издательство Юрайт, 2017 — 284 с.

12. Ческидова И.Б. Музей кукол как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. -№1. - 86 е., с. 52-53.

13. Шерайзина P.M., Александрова М.В., Тращенкова С.А., Донина И.А. Развитие детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // В книге: Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 245-254.

14. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Под ред. И.А. Каирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н. Шацкой. М., 1962. - Т.2. - 318 с.

15. Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Petriakov Р.А., Donina I.A., Migunova E.V., Shirin A.G. Historical stages and the modern models of children and adults territorial communities 11 Review of European Studies. 2015. T. 7. № 9. C. 97-111.

16. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults 11 Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. T. 7. № 3. C. 2242-2254.

УДК: 373.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ: ПОДХОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ,

ОЦЕНКА

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени ЯрославаМудрого» (г. Великий Новгород);

доктор педагогических наук, профессор Лях Юлия Анатольевна Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальныйуниверситет» (г. Москва)

Постановка проблемы. Гуманизация современного образования, становление его все более личностно-ориентированным актуализирует понимание обществом ценностной сущности истинных образования - не только получения знаний, умений и навыков, а познавательного и личностного развития обучающихся в образовательном процессе. Это значит, что происходит интеграция педагогических и психологических целей образования.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяются не только предметные и метапредметные результаты обучения, но также и личностные результаты, отражающие наличие готовности и способности учеников к личностному самоопределению, самообразованию и саморазвитию; наличие у них высокой мотивации к обучению; наличие коммуникативных способностей, позволяющих создать систему ценностно-смысловых установок которые отражают их личностные и гражданские позиции, систему значимых для них социальных и межличностных отношений, способность к самоменеджменту (умение ставить цели и реализовать их в жизненных планах); способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

ФГОС определяет в качестве ведущей задачи школы построение культуросообразных стратегий управления личностным развитием школьников [9].

Одной из основных задач системы образования является повышение приоритета задач, связанных с самореализацией и успешностью. В то же время от общества ожидается большее внимание к действиям и усилиям системы образования. Чем образование может помочь в обеспечении самореализации? Должны быть скоординированные действия педагогического коллектива, межпредметные подходы, практикоориентированность, профориентация.

Изложение основного материала исследования. Остановимся на результатах Национальных исследований качества образования (НИКО) по учебным предметам «История» и «Обществознание» (апрель 2016 года). В Национальных исследованиях качества образования участвовало более 50 ООО учащихся 6-х и 8-х классов. По результатам анализа НИКО по истории отмечаются серьезные проблемы:

- в освоении исторической фактуры, в том числе, связанной с ролью исторических личностей в конкретных событиях и процессах,

- в установлении связей между событиями и явлениями,

- в историко-географических знаниях и умениях,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.