Научная статья на тему 'РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ И ИГРЫ'

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ И ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТСКАЯ ИГРУШКА / АНТИИГРУШКА / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PEDAGOGICAL COMPETENCE / PARENTAL COMPETENCE / CHILDREN'S TOY / ANTI-TOY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнова Жанна Николаевна, Ожогова Елена Геннадьевна

В данной статье рассматривается актуальная проблема педагогической практики - психолого-педагогическая компетентность современных родителей в области детской игрушки. Важность данной проблемы, во-первых, определяется поступлением на российский рынок большого количества детских игрушек ненадлежащего качества. Главным образом, это имеет отношение к игрушкам опасным для психического здоровья ребенка (антиигрушкам). Такие игрушки несут в себе антиценности, провоцируют детскую агрессию, жестокость, способствуют формированию несвойственных для детского возраста потребностей. Во-вторых, недостаточной педагогической грамотностью, дезориентированностью современного родителя в данном вопросе. Во введении раскрыты ключевые понятия, обоснована актуальность проведенного исследования. В основной части статьи представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение уровня психолого-педагогической компетентности современных родителей в области детской игрушки. Выявлены: общая осведомленность родителей в данной области, изучены игровые интересы детей дошкольного возраста, ведущие мотивы приобретения родителями игрушек, мнения родителей о «полезных» и «вредных» игрушках, отношение к играм и игрушкам на электронных носителях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTAL COMPETENCE IN THE FIELD OF MODERN CHILD TOYS AND GAMES

This article deals with the actual problem of pedagogical practice-psychological and pedagogical competence of modern parents in the field of children's toys. The importance of this problem firstly, is determined by the arrival on the Russian market of a large number of children's toys of poor quality. Mainly this has to do with dangerous for the mental health of the child toys (anti-toys). Such toys carry negative cultural values provoke children's aggression cruelty contribute to the formation of unusual needs for children. Secondly the lack of pedagogical literacy, the modern parent in this matter. In the introduction, the key concepts are disclosed, the relevance of the study is substantiated. The main part of the article presents the results of an empirical study aimed at studying the level of psychological and pedagogical competence of modern parents in the field of children's toys. The General awareness of parents in this area is revealed, game interests of preschool children, leading motives of acquisition by parents of toys, opinion of parents about "useful" and "harmful" toys, the relation to games and toys on electronic carriers are studied.

Текст научной работы на тему «РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ И ИГРЫ»

Педагогика

УДК 37.018.15 +373.24

кандидат педагогических наук, доцент Тельнова Жанна Николаевна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент Ожогова Елена Геннадьевна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск)

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ И

ИГРЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема педагогической практики -психолого-педагогическая компетентность современных родителей в области детской игрушки. Важность данной проблемы, во-первых, определяется поступлением на российский рынок большого количества детских игрушек ненадлежащего качества. Главным образом, это имеет отношение к игрушкам опасным для психического здоровья ребенка (антиигрушкам). Такие игрушки несут в себе антиценности, провоцируют детскую агрессию, жестокость, способствуют формированию несвойственных для детского возраста потребностей. Во-вторых, недостаточной педагогической грамотностью, дезориентированностью современного родителя в данном вопросе.

Во введении раскрыты ключевые понятия, обоснована актуальность проведенного исследования. В основной части статьи представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение уровня психолого-педагогической компетентности современных родителей в области детской игрушки. Выявлены: общая осведомленность родителей в данной области, изучены игровые интересы детей дошкольного возраста, ведущие мотивы приобретения родителями игрушек, мнения родителей о «полезных» и «вредных» игрушках, отношение к играм и игрушкам на электронных носителях.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, педагогическая компетентность, родительская компетентность, детская игрушка, антиигрушка.

Annоtation. This article deals with the actual problem of pedagogical practice-psychological and pedagogical competence of modern parents in the field of children's toys. The importance of this problem firstly, is determined by the arrival on the Russian market of a large number of children's toys of poor quality. Mainly this has to do with dangerous for the mental health of the child toys (anti-toys). Such toys carry negative cultural values provoke children's aggression cruelty contribute to the formation of unusual needs for children. Secondly the lack of pedagogical literacy, the modern parent in this matter.

In the introduction, the key concepts are disclosed, the relevance of the study is substantiated. The main part of the article presents the results of an empirical study aimed at studying the level of psychological and pedagogical competence of modern parents in the field of children's toys. The General awareness of parents in this area is revealed, game interests of preschool children, leading motives of acquisition by parents of toys, opinion of parents about "useful" and "harmful" toys, the relation to games and toys on electronic carriers are studied.

Keywords: preschool educational organization, pedagogical competence, parental competence, children's toy, anti-toy.

Введение. В современных условиях особое значение приобретает организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (далее ДОО). Важность этого направления обусловлена модернизацией системы дошкольного образования, видового разнообразия детских учреждений, вариативность в создании программ, стандартизации образования. Выход Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил роль родителей в воспитании и обучении дошкольников, конкретизировал задачи взаимодействия ДОО и семьи. Одна из задач, выделенная в ФГОС ДО включает «...обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [6].

Педагогическая компетентность родителей часто рассматривается в психолого-педагогической литературе, как качество, определяемое набором знаний, умений, навыков в воспитании и обучении детей, наличием представлений родителей о возрастных особенностях и кризисных ситуациях, возникающих у детей в определенный период их развития.

И.А. Галькина педагогическую компетентность родителей рассматривает как интегративное качество, представляющее собой комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания и развития ребенка [4, с. 13].

Для формирования родительской компетентности в ДОО применяется ряд форм, методов и приемов с целью активного участия родителей в жизни ДОО, реализации педагогического процесса согласно современным нормативным правовым документам.

В связи с выходом ФГОС ДО в дошкольных образовательных организациях реализуется система взаимодействия с семьей, включающая следующие направления взаимодействия: изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей; информирование, консультирование, просвещение и обучение родителей; совместная деятельность детского сада и семьи.

Таким образом, современные родители, активно взаимодействуя с детским учреждением, имеют возможность получить разнообразную консультативную помощь в воспитании детей по различным интересующим их вопросам.

Одним из таких вопросов является информирование и повышение психолого-педагогической грамотности в области детской игрушки. Игрушка является неотъемлемым элементом детской субкультуры и спутником ребенка на всех этапах дошкольного детства [1; 5; 7]. Однако, далеко не все современные игрушки обладают этим потенциалам. Более того на прилавках магазинов встречаются опасные для психического развития игрушки (антиигрушки), которые могут провоцировать переживание отрицательных чувств (агрессия, тревога и др), формировать несоответствующие дошкольному возрасту потребности и влечения, а также приводить к дегуманизации детского сознания [1; 3; 5; 7-8]. К сожалению, современные родители, в силу разных причин, недостаточно компетентны в этом вопросе.

Изложение основного материала статьи. Наше исследование было посвящено изучению вопроса сформированности родительской компетентности в области детской игрушки. Важность и роль детской игрушки, и ее разностороннее влияние на психологическое развитие и здоровье, становление личности ребенка доказана многими исследователями (В.В. Абраменкова, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, П.Г. Саморукова, Е.О. Смирнова, А.П. Усова, Е.А. Флёрина и др.). Игрушки для детей рассматривались в связи с игрой ребенка, для ее развития; с точки зрения нравственного воспитания ребенка, развития взаимоотношений со сверстниками, развития творчества. Иными словами игрушка является отправной точкой для развития личности ребенка. Она сопровождает его в течение детства, помогает осваивать окружающий мир и систему социальных отношений.

Е.А. Аркин подчеркивал, что родители должны обеспечить ребенка необходимыми игрушками: куклой, двигательными игрушками, игрушками-животными, строительным материалом, игрушками-забавами. Он писал: «Игрушки являются неразлучными, незаменимыми соучастниками ребенка в его играх, и такими соучастниками, которые всегда готовы и способны выполнить любую роль, любое назначение, которое им отводит ребенок» [2, с. 115-116].

В тоже время Е.А. Аркин предостерегал родителей от того, чтобы они под видом забавной игрушки не дали ребенку «безобразных уродцев, паяцев, вызывающих хохот нелепыми гримасами, кукол, изображающих в искаженном, карикатурном, безобразном виде представителей других национальностей и рас» [2, с. 116].

Таким образом, проблема психолого-педагогической компетентности родителей в области детской игрушки является недостаточно изученной. Остаются открытыми вопросы: в какие игрушки предпочитают играть современные дети дошкольного возраста? Каковы основные мотивы приобретения родителями игрушек? Какие игрушки, по мнению родителей, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка? Как родитель относится к компьютерным игрушкам и играм? На эти и другие вопросы мы попытались ответить с помощью организованного в феврале 2019 года пилотажного исследования. В качестве субъектов исследования выступили 49 родителей детей дошкольного возраста. Основной методический инструментарий - анкетирование и беседа с родителями.

Кратко остановимся на полученных результатах.

Первый вопрос анкеты был направлен на изучение осведомленности родителей, в какие игрушки предпочитают играть их дети. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 28,6% родителей смогли назвать 5 и более игрушек, с которыми любят играть их дети.

22,4% респондентов отметили 4 игрушки своего ребенка; 3 игрушки обозначили 18,4% родителей; 14,3% испытуемых назвали 1 или 2 игрушки своих детей и 2,0% родителей не знают, какие игрушки для игры выбирает их ребенок. При ответе на данный вопрос анкеты были выявлены некоторые гендерные различия. Мальчики предпочитают, в основном, играть с конструктором «Лего» (36,7%). Машинки, паровозы, самолеты выбрали 30,6% мальчиков. 28,5% мальчиков отдают предпочтения героям мультфильмов (Черепашки-нинзя, Человек-паук). Настольные игры выбрали 14,% детей, 12,2% мальчиков любят играть с роботами и 10,2 %, преимущественно, играют в пазлы, шашки, шахматы. У мальчиков было выявлено больше индивидуальных вариантов, чем у девочек. При анализе ответов родителей девочек были получены следующие результаты: 53,1% куклы, 28,6% наборы для игры в куклы (одежда, посуда, коляски, дома и др). Равное количество процентов 12,2% получили такие категории игрушек и игр как: конструктор «Лего», развивающие игры, герои мультфильмов. 8,2% мазика и музыкальные инструменты. Остальные варианты носили единичный характер.

На вопрос анкеты - все ли игрушки вашего ребенка носят развивающий характер?), данные распределились следующим образом: 12,2% родителей полностью уверенны в развивающем характере игрушек, с которыми играет их ребенок; 32,7% респондентов отрицательно ответили на данный вопрос; 53,1% испытуемых считают, что большая часть игрушек их ребенка являются развивающими; 2,0% затруднились с ответом на этот вопрос. Важно отметить, что испытуемые, которые дали положительные ответы не пояснили, какими развивающими характеристиками обладают детские игрушки их детей.

При обработке вопроса: есть ли у вашего ребенка игрушки, к которым вы относитесь отрицательно, но все же, купили их (укажите, что это за игрушка и почему она Вам не нравится)? Были получены следующие результаты: 46,9% родителей ответили отрицательно, без объяснения причин; положительный ответ с указанием причины отрицательного отношения к детской игрушке дали 44,9% испытуемых. Из них 27,3% респондентов выразили отрицательное отношение к монстрам из мультфильмов. Объясняя, свое отношение тем, что такие игрушки устрашающе выглядят и нередко затрагивают тему смерти (Монстры «Хай»). У 18,2% родителей отрицательные чувства вызывают все виды оружия (пистолеты, ружья, автоматы, мечи и др), потому, что провоцируют спонтанную детскую агрессию и игру с агрессивным сюжетом. 13,6% родителей отрицательно относятся к игрушкам с резким запахом, слишком яркого цвета, считая такие игрушки вредными и опасными для здоровья детей. У 13,6% респондентов было выявлено негативное отношение к кукле «Лол», за нестандартную внешность (конституциональная диспропорция - большая голова и глаза, очень маленькие нос, рот и конечности). Также у 13,6% респондентов выявлено отрицательное отношение к компьютерным играм, установленным на смартфоне, так как компьютерные игры и игрушки оказывают отрицательное влияние на здоровье ребенка. 9,1% родителей выразили негативное отношение к трансформерам, в связи с однообразием функциональных действий при игре с данной игрушкой и низкой эстетической ценностью (кубические, цилиндрические элементы, болтовые соединения и др) и неумением родителей объяснить алгоритм трансформации игрушки своему ребенку. 4,5% родителей отметили, что негативно относятся к маленьким игрушкам и конструкторам с мелкими деталями, потому что для детей раннего и младшего дошкольного возраста игра с такой игрушкой небезопасна.

При изучении мотивов покупки родителями той или иной игрушки были вывялены различные варианты соотношений мотивов. Вместе с тем, определены следующие наиболее устойчивые мотивы: 75,5% родителей руководствуются желанием, интересом своего ребенка; 57,1% испытуемых указали ведущий мотив -развивающие возможности игрушки; 44,9% родителей желанием порадовать своего ребенка; 38,8% респондентов безопасностью игрушки и 4,1% родителей - модой, статусными ориентирами, наличие такой же игрушки у большинства сверстников. Эти данные показывают, что больше половины родителей ценят развивающий потенциал детской игрушки, однако недостаточно осознают важность такого мотива как безопасность игрушки, а ориентируются, в основном, на интерес и желание ребенка.

Одним из критериев родительской компетентности в области детской игрушки является позиция родителя, а именно, играет ли родитель с ребенком как равноправный партнер, участник событий. При изучении этого вопроса 61,2% респондентов ответили утвердительно без пояснений (не указав предпочитаемые игрушки и особенности игрового процесса). Ответ «иногда» - время для игры со своим ребенком находят 14,3% родителей. Отрицательный ответ зафиксирован у 4,1% испытуемых. И, наконец, 20,4% родителей дали не только положительный ответ, но указали, в какие игрушки и игры они играют со своим ребенком. В основном, это настольные развивающие игры: пазлы, шашки, шахматы. Игровые сюжеты у детей младшего и среднего дошкольного возраста, чаще всего, носят бытовой, военный, спортивно-соревновательный характер: девочки - «совместное выполнение, причесок для кукол», «кормление, укладывание спасть и др»; мальчики - «гонки на машинках», «битвы роботов» и др. Включенность родителя в совместную игру с ребенком, является показателем его психолого-педагогической компетентности. В семейной игре улучшаются детско-родительские отношения: осуществляется коммуникативное взаимодействие, повышается эмоциональное благополучие ребенка, возникает эмоциональная сопричастность, общие интересы и эмоциональные переживания, появляются совместные темы для общения и др.

С помощью беседы изучались любимые игрушки ребенка дошкольного возраста и характер игровых действий с ней. Так установлено, что 71,4% родителей ответили положительно и смогли дать характеристику игровых действий. Родители девочек указали, что любимой игрушкой их дочерей является кукла или различные мягкие игрушки. Родители мальчиков отметили такие игрушки, как роботы, машинки, конструкторы. 4,1% испытуемых также ответили положительно, но не привели, ни каких примеров. 16,3% родителей ответили отрицательно и 8,2% испытуемых затруднились ответить на данный вопрос. В целом, полученные результаты свидетельствуют, что указанные любимые игрушки детей-дошкольников позволяют усваивать адекватные их полу гендерные эталоны поведения. Эти игрушки оказывают влияние на воспитание и развитие у детей чуткости, заботы, смелости, сообразительности, усидчивости и.т.д.

Также в нашем исследовании нам было важно выяснить отношение родителей к игрушкам и играм на электронных носителях, которые в настоящее время, если не полностью вытесняют предметные игрушки, то существенным образом сокращают игровое время в пользу компьютерных игр.

Отношение родителей по данному вопросу является, на наш взгляд, существенным показателем их психолого-педагогической компетентности. Вопрос анкеты звучал следующим образом: играет ли ваш ребенок в игры и игрушки на электронных носителях гаджетах (планшет, смартфон, компьютер)? Полученные данные распределились следующим образом: 62,3% родителей ответили положительно; 24,5% испытуемых дали отрицательный ответ; 4,1% респондентов выбрали ответ иногда и 8,2% родителей дали положительный ответ, но пояснили, что четко следят за временем игры и ее содержанием. Важно отметить, что ответ на данный вопрос не связан с возрастом ребенка. Отрицательные и положительные ответы были у родителей детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Результаты, выявленные по данному вопросу, вызывают большую тревогу. Родители дошкольников, разрешая детям играть в компьютерные игры, не в полной мере, осознают опасность данного вида игр для детского здоровья и психического развития. Попустительство и некомпетентность родителей, в этом вопросе, могут приводить к серьезным последствиям: задержкам психического развития, эмоциональной нестабильности ребенка, формированию компьютерной зависимости. Вместе с тем, 75,5% родителей отметили, что их ребенок больше играет в различные виды непосредственных игр: предметных, сюжетно-ролевых, творческих, подвижных и.т.д., чем в компьютерные игры. Это указывает, что, несмотря на отсутствие запрета, компьютерных игр, родители понимают их угрозу и развивающую роль традиционных игр дошкольников. Исключение составляют те компьютерные игры, которые носят развивающий и обучающий характер: развивают логику, стимулируют мыслительные операции, тренируют память и внимание.

Следующий вопрос анкеты был посвящен времени, которое ребенок проводит, играя в компьютерные игры. При ответе на данный вопрос были получены следующие результаты: 28,6% родителей отметили, что их ребенок играет 1-1,5 часа в компьютерные игры и игрушки, 24,5% респондентов - 20-30 минут в день, 12,2% родителей 2-3 часа в день, 6,1% испытуемых 40 минут-1 час в день, 2,0% респондентов отметили, что не отслеживают время («по-разному»), 8,2% родителей запрещают играть своим детям в компьютерные игры и 18,4% затруднились с ответом на этот вопрос. Сопоставляя, полученные данные можно отметить, что 1/3 всех родителей не недостаточно осознают опасность влияния компьютерных игр на здоровье ребенка, потому что время отводимое на игру превышает психофизиологические нормы для детей дошкольного возраста (не более 20-30 минут в день для детей старшего дошкольного возраста).

На вопрос, какие игры родитель полностью исключил из игрового арсенала своего ребенка, потому что от них больше вреда, чем пользы 22,4% респондентов отметили - компьютерные игры и игрушки, 18,4% родителей указали монстров и игрушек пугающего вида, 16,3% испытуемых -различные виды оружия. Равное значение 6,1% выявлены у родителей к игрушкам плохого качества, монстры «Хай», кукла «Барби»; 4,1% респондентов - шумные игрушки с различными интерактивными эффектами, кукла «Лол», 2,0% испытуемых - спинеры, лизуны, конструктор с мелкими деталями. Затруднились ответить на этот вопрос 10,2% респондентов.

Последний вопрос анкеты позволял выяснить необходимость в психолого-педагогических знаниях и повышении родительской компетентности в области детской игрушки. Данные распределились следующим образом: 79,6% испытуемых ответили утвердительно, 8,2% респондентов отрицательно, 12,2% родителей уверенны в своей родительской компетентности, однако отметили дефицит психолого-педагогических знаний в данной области по отдельным вопросам.

Выводы. Теоретический анализ литературных источников позволяет отметить, что родительская компетентность - это интегративное приобретенное свойство личности, которое включает психолого-педагогические знания, умения и представления о различных аспектах воспитания, обучения, развития ребенка.

Одной из составляющих родительской компетентности является психолого-педагогическая осведомленность и грамотность в области детской игры и игрушки. В настоящее время, в педагогической практике возникает проблемная ситуация: с одной стороны - существует большое количество детских игрушек, которые не всегда надлежащего качества, с другой стороны - современный родитель недостаточно разбирается в вопросах психолого-педагогических требований к игрушкам. Организованное исследование

было направленно на изучение особенностей психолого-педагогической компетентности современных родителей дошкольников.

Результаты проведенного исследования позволяют нам отметить, что у современных родителей детей дошкольного возраста преобладает достаточный уровень психолого-педагогической компетентности в области детской игрушки. Большинство, родителей, участвовавших в исследовании хорошо осведомлены об игровых предпочтениях своих детей. Они находят время для совместной игры с детьми в течение дня, знают отдельные признаки антиигрушки, руководствуются мотивом дидактической ценности и развивающим потенциалом детской игрушки, а также положительно относятся к повышению своей родительской компетентности. Однако, современные родители имеют размытые представления о психолого-педагогической ценности детской игрушки, а также недостаточно серьезно относятся к опасности компьютерных игр для психического развития и здоровья детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка / В.В. Абраменкова. - М.: Лепта Книга, 2008. 547 с.

2. Аркин Е.А. Родителям о воспитании / Е.А. Аркин. - 2-е изд. - М.: Госуд. учебно-пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1957. - 348 с.

3. Панфилов А.Н., Галиева А.Ш. Роль игрушки в формировании агрессивности у детей дошкольного возраста / А.Н. Панфилов, А.Ш. Галиева // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции (Пенза, 2019 г.). Изд-во: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) Пенза С. 275-277. https://elibrary.ru/item.asp?id=37315972

4. Родительская компетентность как средство профилактики зависимых форм поведения в старшем дошкольном и подростковом возрасте: учеб.-метод. Пособие / состав. В.И. Рерке, И.Ю. Танькова, О.С. Балалайкина. - Иркутск: Изд-во «Репроцентр А-1», 2017 - 100 с.

5. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура /Е.О. Смирнова // Консультативная психология и психотерапия №4, 2015. С. 25-35.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2016. - 160 с.

7. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Риски взросления и угрозы детству / Т.А. Хегуров, А.А. Остапенко // М.: НИИ школьных технологий, 2017. 36 с. (Лекции по системной и со-Образной педагогике. Выпуск 13).

8. Шулика М.В. Современная игрушка как фактор скрытого насилия над ребенком / М.В. Шулика // Система ценностей современного общества № 22 ,2012 . С. 268-271 https://elibrary.ru/item.asp?id=20929822.

Педагогика

УДК 371(045)

аспирант кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Терлецкая Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование магистерская программа Логопедия Зурнина Светлана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование магистерская программа Логопедия Назарова Елизавета Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ЭКСПРЕСС-ТРЕНАЖЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема диагностики коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами экспресс-тренажера в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Описывается разработанный компьютерный тренажер «Экспресс-диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников» и методика его использования. Приводятся примеры диагностических заданий экспресс-тренажера, направленные на оценку коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова: экспресс-тренажер, универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, младшие школьники.

Annotation. The article deals with the problem of diagnostics of communicative universal educational actions of junior schoolchildren by means of express-simulator in the context of the implementation of the Federal state educational standards of the new generation. The developed computer simulator «Express-diagnostics of level of formation of universal educational actions of junior schoolchildren» and a technique of its use is described. The examples of diagnostic tasks of the express-simulator aimed at the assessment of communicative universal educational actions of junior schoolchildren are given.

Кeywords: express-simulator, universal educational actions, communicative universal educational actions, junior schoolchildren.

Введение. На сегодняшний день в России происходят серьёзные изменения во всех сферах образования, что требует введения новых подходов к обучению и воспитанию младших школьников. В работах (А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.) отечественных исследователей внимание акцентируется на развитие ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их решения, что достигается через формирование универсальных учебных действий (УУД), ориентированных на развитие мотивации и «умения учиться».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.