13. Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254 «О науке и государственной научно-технической политике» Правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117193/
14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#
УДК: 373
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); кандидат педагогических наук, учитель физики, руководитель ОДОДХачатурова Карине Робертовна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)
Постановка проблемы. Подростковый возраст представляет собой разнообразную палитру эмоций и потребностей, данный период является достаточно специфическим и для педагога. На сегодняшний день проблема развития детей подросткового возраста весьма актуальна, поскольку достижения учебно-воспитательной деятельности с подростками имеет прямую зависимость от понимания и принятия во внимание возрастных характеристик развития.
Целью статьи является детальный анализ основных характеристик подросткового возраста в структуре образовательного процесса современной школы.
Изложение основного материала исследования. Подростковый возраст признан наиболее сложным для обучения и воспитания в силу того, что изменения в организме и психике человека в этот период тесно связаны с переформированием сложившихся ранее отношений с другими членами общества и формами их деятельности [5].
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста рассмотрены в работах А.В. Гусевой, Л.М. Додовой, И.А. Дониной, Ю.А. Лях, К.Р. Хачатуровой, Р.М. Шерайзиной и др. [2; 4; 5; 6; 7; 9; 10; 11]. Важнейший возрастной феномен - интересы подростка направлены далеко за пределы имеющегося. О своеобразном подростковом сознании свидетельствуют поиски необычного. При этом подростки не ставят перед собой специальной познавательной цели прямо, но косвенно они неуклонно идут к овладению действительностью в ее разнообразных проявлениях. Это выступает своеобразной эмоциональной формой сущности, которую способны выявить люди. [9; 12; 13].
В первую очередь такие изменения сказываются на учебном процессе, когда ученику становится откровенно скучно на уроке. Тот материал, который ранее мог заинтересовать его, он слушает с неохотой, а воспроизведение его сводится к достаточно примерному изложению. Замечания педагога в этот период воспринимаются с раздражением, а выдаваемые задания должны быть им четко аргументированы, иначе подросток отказывается их выполнять, поскольку имеет свое собственное мнение на этот счёт. Данные обстоятельства нервируют педагога, что однозначно приводит к конфликтам с детьми подросткового возраста.
Сложности обучения и воспитания учеников-подростков, в том и заключаются, что крайне важно осознать неизбежность и обязательность изменения существующих стратегий обучения и воспитания, модификации большей части процессов, которые ещё вчера полностью соответствовали адекватному обучению детей.
Для того, чтобы подобрать верную стратегию приёмов и средств развития детей подросткового возраста необходимо учитывать своеобразие данного возраста, специфику физического и психического формирования и совершенствования.
Для начала необходимо конкретизировать рамки подросткового возраста. Важно учесть и акселерацию, то есть возникшее за последнее время ускорение развития индивидуума. С учётом данного явления психическое и физическое развития детей наиболее сильно отображается на подростках. В последние десятилетия дети развиваются гораздо интенсивнее, чем это происходило двадцать лет назад, соответственно и период полового созревания сместился на два года ранее. Такие же особенности процесса развития наблюдаются и в плане интеллектуальных способностей, возможностей памяти, степени политической и гражданской образованности [8].
Для подросткового этапа развития (10-15 лет) свойственны:
- доминирующая значимость семьи в обеспечении материальных, эмоционально-комфортных благ;
- существенная важность школы в получении познавательных, социально-психологических навыков;
- повышенная способность противостоять негативным факторам окружающей среды;
- сохранение тотальной зависимости авторитетного воздействия взрослых (педагогов, родителей) в формировании и совершенствовании самопознания, индивидуального самоопределения. Последнее предполагает выход за рамки традиционного обучения. Следовательно, возникает необходимость создания соответствующих психолого-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, при котором процесс формирования творческого потенциала протекал бы более комфортно. К таким условиям ученые относят: формирование доброго, эмоционально-позитивного климата в коллективе, эмпатию, обеспечение духовного роста, то есть, создание таких оптимальных педагогических условий, важнейшие из которых:
- специальная подготовка педагогов;
- реализация личностно ориентированного подхода, обеспечение углубленной индивидуализации учебно-воспитательного процесса;
- духовное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, стимулирования проблемно-поисковой деятельности;
- педагогическое руководство процессом саморазвития личности;
- углубленная индивидуализация учебно-воспитательного процесса, обращение к жизненному и чувственному опыту учащихся, установление связей и зависимостей между жизненными явлениями социума;
- умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия [10].
Особенности подросткового возраста необходимо сформулированы в основных стратегиях педагогического взаимодействия и воспитания детей подросткового возраста.
1. Утверждение комплекса логически обоснованных требований, условий и системы взысканий и поощрений за выполнение, либо отказ от конкретного задания. Крайне важно, чтобы подросток принимал активное участие в диалоге, знал о существования системы правил, имел возможность выразить собственное мнение, логически его обосновав, а также был согласен с условиями поощрения и наказания. Все требования должны иметь аргументацию, доступную для понимания подросткового самосознания. правил и согласился с мерами наказаний. Взыскания должны быть адекватными и реально применимыми (не только на словах в виде угрозы) в случае наступления подобной ситуации. Наказание ни в коей мере не должно унижать, ущемлять, либо компрометировать достоинство подростка [1].
2. В случае констатации любого вида запрета необходимо соблюдать определённую последовательность в ходе общения педагога и подростка:
- разъяснить подростку конкретные факторы или обстоятельства, не устраивающие учителя, при этом они не должны касаться личности подростка, а иметь отношение к ситуации. Например, "Мне стало страшно за тебя, когда я увидела прыгающим с высокого крыльца». Именно такой подход крайне важен и действенен, поскольку проблемой данной ситуации является учитель и его страх, а вовсе не неадекватное поведение подростка. В этом случае наиболее вероятно, что ученик прислушается к педагогу, однако если учитель акцентирует внимание на неверном поведении ученика, он может спровоцировать обратную реакцию («А я могу прыгнуть и с ещё большей высоты»), привести значимые аргументы установленного запрета. Например, "Я не могу разрешить прыгнуть с такой высоты потому, что такое действие крайне опасно для твоей жизни". В данной ситуации снова прослеживается вуалирование неверного поведения ученика фактором опасности причинения вреда здоровью. На этапе подросткового развития аргумент угрозы собственной жизни имеет действенное значение на психику подростка.
3. Установление педагогом цели подростка, которой он желает достичь определёнными действиями. После факта определения конкретной цели обсудить совместно с учеником другие, более адекватные пути достижения желаемого результата, либо доведение до подросткового сознания успешности другой, более значимой цели, похожей на первоначальную. В случае, если подросток согласится с педагогом, что новая цель устраивает его полностью, и он хочет стремиться к её достижению, нужно обсудить с ребёнком новые пути достижения новой реальной цели. В ходе данной стратегии важно не навязать свое собственное мнение и попытаться убедить подростка, что так правильно, а услышать его мысли, пожелания, приоритеты, позволить совместно обсуждать цели и пути их достижения на равных.
4. Проявление участия и заботы со стороны педагога о подростке не доминируя лишь о требованиями и ограничениями, а виде эмоционального содействия, чуткости, соучастия, искреннего интереса к деятельности ученика. Важно планомерно и регулярно демонстрировать собственные чувства и переживания по отношению к ребенку, однако, эти эмоции не должны переходить грань навязчивости, поскольку подростковый возраст предполагает определённую степень замкнутости, выраженную в разной степени индивидуально для каждого, поэтому чрезмерно навязанное проникновение во внутренний мир ребёнка может быть встречено в штыки. Определённая, лояльная доза внимания достаточно благотворно сказывается на самоощущении подростка в период его развития.
5. Правил, состоящих из требований, либо запретов может быть ограниченное количество, при этом важно, чтоб они были достаточно гибкими. При перенасыщении числа запрещающих санкций подростковая психика склонна предполагать, что все установленные требования исполнить невозможно, соответственно, не стоит их придерживаться, поскольку теряется смысл их выполнения. И наоборот, при оптимальном количестве аргументированных правил, понятных самосознанию подростка, у него появляется стимул быть отмеченным и похваленным. Однако, не стоит продвигать лишь систему поощрений, ученик должен понимать, что поощрения нужно достичь, заслужить. С учётом перечисленных факторов, задача педагога заключается в определении и установлении тонкой грани равновесия между поощрением и наказанием в процессе выполнения предъявляемых требований, а также донесении до самосознания школьника о значимости и важности конкретного требования.
6. Предмет диалога с подростком должен иметь конкретное обоснование, касающееся самой сути ситуации. Крайне важно в процессе беседы не затрагивать личность подростка ("это только ты такой), поскольку молниеносной реакцией подобной фразы становится так называемая "круговая оборона", защита собственного достоинства, себя самого, а особенно когда ситуация связана с конфликтами и спорами. В ходе таких обстоятельств необходимо обсуждать и оценивать лишь действия, происходящие вокруг, но ни в коем случае не самого ребёнка, не характеристики его личности. Диалог между педагогом и подростком должен происходить в рамках равенства позиций.
7. В процессе выражения собственных чувств ребенку подросткового возраста, важно общаться от первого лица (Я, у Меня, со Мной), то есть отобразить свою палитру эмоций, пропустив ситуацию через себя, словно педагог тоже в ней учувствовал, сделать акцент на собственных переживаниях относительно случившейся ситуации, а не свести разговор к обсуждению поведения школьника. Крайне важно предложить свою помощь и участие в разборе определённой ситуации. Например, вместо констатации факта получения негативных оценок, беседу стоит перевести в русло «Ты очень способный и можешь учиться лучше, если нужна моя помощь, ты можешь на меня всегда рассчитывать».
8. Важно всегда осознавать и помнить, что ребёнок подросткового возраста представляет собой личность с большой буквы и требует равнозначные с педагогом отношения и права. Необходимо уважать любой выбор, совершенный школьником, давая ему личное право на совершение ошибки, осознания неправильности принятого решения, нахождения путей верного решения конкретной ситуации. Задача педагога в этом случае заключается в психико-эмоциональном окружении подростка, умении услышать проблему, посоветовать адекватные выходы из создавшейся ситуации, не указывать на свершившиеся ошибки, в случае если ребёнок поступил по-своему. Однако, важно помнить, что излишняя самостоятельность подростка вполне может перерасти во вседозволенность, когда школьник становится
уверен лишь в собственной правоте, перестаёт присушиваться к педагогу, уверен в собственной безнаказанности, что в первую очередь учитель должен заметить по количеству участившихся пропусков без уважительной причины, либо по невыполненным заданиям и нежеланию подростка исправлять сложившуюся ситуацию.
9. Достаточно важным аспектом в развитии детей подросткового возраста является повышенное внимание, обращённое на ребёнка, поскольку зачастую проблемы, имеющие огромную значимость для подростка, могут казаться педагогам или родителям не важными, поэтому, как правило, существующую ситуацию важно увидеть глазами школьника, чтобы понять ее значимость и иметь возможность поучаствовать в её решении. Основная задача педагога в данной ситуации четко понимать, что мир подростка и мир взрослого человека - это два различных мира, иногда не соприкасающиеся между собой. Важно осознать специфику подросткового восприятия, чтобы максимально сократить расстояние между этими мирами. Однако, следует не забывать, что педагогическая опека ученика должна оставаться лишь опекой, и не иметь тотального контроля над поведением и действием подростка. Иначе подрастающий ребёнок в дальнейшем будет не в состоянии принимать любые собственные решения. Только посредством ненавязчивой педагогической опеки подросток сможет научиться справляться с возникшими трудностями самостоятельно. В этом есть стратегия педагога - помочь школьнику определять свой собственный путь, но перемещать его в след за собой.
10. Необходимо позволять подростку сталкиваться лицом к лицу с негативными последствиями своей деятельности, либо результатом равнодушия к сложившейся ситуации, лишь в этом случае будет происходить развитие ребенка, начнёт формироваться сознательность, ответственность за принятые решения и совершенные поступки. Важно донести до самосознания подростка, что его любят вместе с его достоинствами и недостатками. Не стоит сравнивать одного школьника с другим, тем более не в его пользу, тем более публично.
11. Чтобы минимизировать риск возникновения проблем и конфликтов, важно осознавать соразмерность задач педагога с возможностями школьника.
Выводы. Если все же конфликтной ситуации избежать не удалось педагогам рекомендуется применять определённый алгоритм действий [8]:
- прояснение сложившейся проблемной ситуации. Первоначально педагог должен выслушать подростка, выявить суть конфликта и возможные причины его возникновения, вынести на поверхность значимые в проблеме моменты: такие как: к чему стремится ребенок в условиях создавшейся ситуации?; чего бы ученику хотелось получить и что для него важно в рамках данной проблемы?, учитель выясняет все обстоятельства дела в форме активного слушания, в этом случае в ходе расспросов подросток самостоятельно должен произнести свои желания, потребности и трудности, возникшие на его пути;
- сбор предложений: эта стадия предполагает выяснение возможных путей выхода из конфликтной ситуации ("как нам поступить?), такой непростой вопрос требует паузы, чтобы дать возможность школьнику самостоятельно над этим подумать и первому произнести вслух о путях выхода из ситуации, решение в интерпретации ребенка педагог может озвучить подростку свое видение проблемы и пути выхода из неё. Любое, даже самое несуразное мнение школьника, ни в коем случае не должно быть отвергнуто педагогом, в противном случае ребенок попросту замкнётся в себе и диалог не получится. Разговор будет иметь форму нравоучений. Все синтезированные мнения складывают в «ящичек», когда их становится много, их можно перенести на лист бумаги;
- оценка полученных решений и определение наиболее приемлемого из всех имеющихся. Эта процедура предполагает совместное обсуждение озвученных решений. Педагог и подросток на этом этапе диалога имеют чёткое представление об интересах друг друга, поскольку предшествующие мероприятия способствовали созданию благоприятной среды взаимного уважения и понимания. Если в обсуждении принимают участие сразу несколько сторон, то самым приемлемым будет принятое решение, которое устроит все стороны взаимодействия;
- детализация решения, когда устраивающее всех решение будет произнесено вслух, необходимо приступить к процессу обсуждения путей достижения установленного решения, реализация задуманного плана разбирается детально в мельчайших подробностях.
Современное общество характеризуется возрастанием роли наукоемких технологий во всех сферах его жизнедеятельности, что предопределяет качественные изменения целей и задач общего образования и введение новых образовательных стандартов [11]. Поэтому Каждый из выбранных путей должен быть прозрачен, доступен и понятен для всех участников образовательного процесса.
Аннотация. В статье отображены основные стратегии педагогического взаимодействия и воспитания детей подросткового возраста.
Ключевые слова: подростковый возраст, стратегия, формирование, развитие, взаимодействие, воспитание.
Annotation. The article shows the main strategies of pedagogical interaction and éducation of children of adolescence.
Keywords: adolescence, strategy, formation, development, interaction, education.
Литература:
1. Баженова О.В. Подростковая релаксационная терапия. Практикум / О.В. Баженова. - М.: Генезис, 2016. - 288 c.
2. Гусева А.В. Роль учителя в развитии психологической атмосферы подростка // Вестник Самарского государственного университета, 2015. - 287 с.
3. Дмитриева Н.Ю. Кризисы подросткового возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
4. Додова Л.М. Стилевые особенности поведения подростков в рамках образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета, 2016. - 264 с.
5. Донина И.А. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога / И.А. Донина, Л.В. Тайкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 865.
6. Донина И.А. Технологии "смешанного обучения" в процессе профессиональной подготовки будущих магистров - образовательных менеджеров / И.А. Донина // Известия Смоленского государственного университета. - 2016. - № 3 (35). - С. 362-367.
7. Лях Ю.А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников / Ю.А. Лях // Образование и наука. - 2013. - № 10 (109). - С. 37-51.
8. Овчинникова Ю.В. Психолого - педагогические средства развития способностей подростков в рамках образовательной среды// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. - 309 с.
9. Хачатурова К.Р. Необходимое основание для развития творческого потенциала учащихся основной школы: учет возрастных особенностей подростков плюс педагогическое творчество учителя / К.Р. Хачатурова // Глобальный научный потенциал. - Санкт-Петербург, 2015. - №8(53). - С. 17-22
10. Хачатурова, К.Р. Развитие творческого потенциала обучающихся основной школы средствами предметов естественнонаучных циклов / К.Р. Хачатурова, Р.М. Шерайзина, И.А. Донина // Проблемы формирования учебно-воспитательного процесса: коллективная монография. - Москва, 2017. С. 54-76.
11. Хачатурова, К.Р. Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Хачатурова Карине Робертовна. -Великий Новгород, 2017. - 253 с.
12. Хромов Н.Н. Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности обучающихся // Педагогический вестник. 2019. №7. С. 67-68
13. Шабанова Т.Л., Иванова И.А. Влияние эмоционального интеллекта на характеристики самоактуализирующейся личности и ценностные ориентации менеджеров компании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. С. 311-315
УДК:378.2
РОЛЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
заведующий Яблокова Любовь Васильевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 Василеостровскогорайона Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); заместитель директора по воспитательной работе Семейкина Татьяна Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение "Карабихская основная школа" Ярославского Муниципального района (д. Карабиха)
Постановка проблемы. Поиск новых путей взаимодействия с родителями обусловлен изменившимися условиями социума и государственной политикой в образовании. Статья 18. Дошкольное образование гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте [3]. Поэтому, взаимодействие с ними педагога детского сада невозможно без учета интересов и запросов образовательных потребностей семей.
Изложение основного материала исследования. Значительный интерес для определения концептуальных основ нашего исследования имели научные подходы к проблеме семейного воспитания Н.Н. Авдеевой, Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили и др. Согласно классическому понятию , данному одним из ученых С.И. Голод, под семье понимается «группа людей, связанными прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» [1, с. 54].
Установить «обратную связь» с родителями, учесть их пожелания и интересы ,нам помогли анкеты для родителей [2, с. 60].
Обработка анкет позволила сделать вывод, что многие из педагогов не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе учреждения, не учитывают изменения в образовании родителей, их компьютерную грамотность, повышение материального благосостояния, доступность информации в сети интернет и др. Обработка анкет родителей позволила не только получить сведения о том, что ожидают родители от детского сада, но и выделить ряд проблем взаимодействия семьи и детского сада: пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерную занятость родителей, недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт, отсутствие конструктивного взаимодействия педагогов с родителями, агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя, недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей; некомпетентность (педагога либо родителей) в вопросах воспитания ребенка.
Для решения этих проблем, мы решили с целью создания единого пространства развития ребенка и ДОУ провести работу по вовлечению родителей в образовательный процесс.
Вовлечение родителей в образовательный процесс позволит:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных силах педагогических возможностях.
Проблему вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития мы решаем по трем направлениям:
1. Работа с педагогами по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.