Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ'

РОЛЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Яблокова Любовь Васильевна, Семейкина Татьяна Александровна

В статье определена актуальность создания единого образовательного пространства развития ребенка в дошкольной образовательной организации путем вовлечения родителей в образовательный процесс. В рамках данной статьи определены направления вовлечения родителей в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Яблокова Любовь Васильевна, Семейкина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARENTS ' INVOLVEMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS TO CREATE A SINGLE SPACE FOR THE DEVELOPMENT OF A CHILD IN PRE-SCHOOL EDUCATION

The article determines the relevance of creating a single educational space for the development of a child in a preschool educational organization by involving parents in the educational process. Within the framework of this article, the directions of involving parents in the educational process are determined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ»

6. Донина И.А. Технологии "смешанного обучения" в процессе профессиональной подготовки будущих магистров - образовательных менеджеров / И.А. Донина // Известия Смоленского государственного университета. - 2016. - № 3 (35). - С. 362-367.

7. Лях Ю.А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников / Ю.А. Лях // Образование и наука. - 2013. - № 10 (109). - С. 37-51.

8. Овчинникова Ю.В. Психолого - педагогические средства развития способностей подростков в рамках образовательной среды// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. - 309 с.

9. Хачатурова К.Р. Необходимое основание для развития творческого потенциала учащихся основной школы: учет возрастных особенностей подростков плюс педагогическое творчество учителя / К.Р. Хачатурова // Глобальный научный потенциал. - Санкт-Петербург, 2015. - №8(53). - С. 17-22

10. Хачатурова, К.Р. Развитие творческого потенциала обучающихся основной школы средствами предметов естественнонаучных циклов / К.Р. Хачатурова, Р.М. Шерайзина, И.А. Донина // Проблемы формирования учебно-воспитательного процесса: коллективная монография. - Москва, 2017. С. 54-76.

11. Хачатурова, К.Р. Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Хачатурова Карине Робертовна. -Великий Новгород, 2017. - 253 с.

12. Хромов Н.Н. Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности обучающихся // Педагогический вестник. 2019. №7. С. 67-68

13. Шабанова Т.Л., Иванова И.А. Влияние эмоционального интеллекта на характеристики самоактуализирующейся личности и ценностные ориентации менеджеров компании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. С. 311-315

УДК:378.2

РОЛЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

заведующий Яблокова Любовь Васильевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 Василеостровскогорайона Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); заместитель директора по воспитательной работе Семейкина Татьяна Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение "Карабихская основная школа" Ярославского Муниципального района (д. Карабиха)

Постановка проблемы. Поиск новых путей взаимодействия с родителями обусловлен изменившимися условиями социума и государственной политикой в образовании. Статья 18. Дошкольное образование гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте [3]. Поэтому, взаимодействие с ними педагога детского сада невозможно без учета интересов и запросов образовательных потребностей семей.

Изложение основного материала исследования. Значительный интерес для определения концептуальных основ нашего исследования имели научные подходы к проблеме семейного воспитания Н.Н. Авдеевой, Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили и др. Согласно классическому понятию , данному одним из ученых С.И. Голод, под семье понимается «группа людей, связанными прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» [1, с. 54].

Установить «обратную связь» с родителями, учесть их пожелания и интересы ,нам помогли анкеты для родителей [2, с. 60].

Обработка анкет позволила сделать вывод, что многие из педагогов не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе учреждения, не учитывают изменения в образовании родителей, их компьютерную грамотность, повышение материального благосостояния, доступность информации в сети интернет и др. Обработка анкет родителей позволила не только получить сведения о том, что ожидают родители от детского сада, но и выделить ряд проблем взаимодействия семьи и детского сада: пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерную занятость родителей, недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт, отсутствие конструктивного взаимодействия педагогов с родителями, агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя, недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей; некомпетентность (педагога либо родителей) в вопросах воспитания ребенка.

Для решения этих проблем, мы решили с целью создания единого пространства развития ребенка и ДОУ провести работу по вовлечению родителей в образовательный процесс.

Вовлечение родителей в образовательный процесс позволит:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных силах педагогических возможностях.

Проблему вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития мы решаем по трем направлениям:

1. Работа с педагогами по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность образовательной организации. Совместная работа по обмену опытом.

Вовлечение родителей в образовательный процесс возможно при учете следующих факторов эффективности взаимодействия педагогов с родителями:

- повышение авторитета семьи;

- восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;

- учет интересов и запросов родителей;

- использование широкого спектра форм и методов работы с родителями.

Создание единого образовательного пространства стало возможным при изменении философии взаимодействия педагогов с родителями:

- установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель-враг, соперник»;

- доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

- заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального «для галочки»);

- системный характер работы с родителями (вместо спонтанных. «одноразовых» мероприятий);

- создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Показатели степени включения родителей в образовательный процесс:

- сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности;

- изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний;

- рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.;

- общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

В процессе решения проблемы вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития двигались по следующим траекториям:

- Работа с педагогами по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

- Повышение педагогической культуры родителей.

- Вовлечение родителей в деятельность образовательной организации. Совместная работа по обмену опытом.

В процессе работы по ознакомлению педагогов с системой новых форм у педагогов способствовало созданию условий для благоприятного взаимодействия с родителями.

Повышение педагогической культуры родителей позволило активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.

Вовлечение родителей в деятельность образовательной организации способствовало реализации единого подхода к воспитанию и обучению ребенка в семье и детском саду.

Выводы. Опыт показал, что в результате проведенной работы у родителей появился интерес к образовательному процессу, педагоги отмечают повышение родительской активности, снизилось количество претензий и агрессивности родителей, наблюдается осознание родителями своей ответственности в воспитании ребенка.

Таким образом, вовлечение родителей в образовательный процесс позволило дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе и способствовало созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, повышению эффективности семейного воспитания, активизации участия родителей в образовательном процессе ДОУ.

Аннотация. В статье определена актуальность создания единого образовательного пространства развития ребенка в дошкольной образовательной организации путем вовлечения родителей в образовательный процесс.

В рамках данной статьи определены направления вовлечения родителей в образовательный процесс.

Ключевые слова: семья, работа с родителями, анкетирование родителей, проблемы взаимодействия, единое образовательное пространство, направления вовлечения родителей в образовательный процесс, показатели эффективности взаимодействия.

Annotation. The article determines the relevance of creating a single educational space for the development of a child in a preschool educational organization by involving parents in the educational process.

Within the framework of this article, the directions of involving parents in the educational process are determined.

Keywords: family, work with parents, questioning of parents, problems of interaction, a single educational space, directions for involving parents in the educational process, indicators of the effectiveness of interaction.

Литература:

1. Варзиева Е.В. Проблемы молодой семьи как социальной структуры общества. - Владикавказ (Россия) // Вектор науки Тольятинского Государственного Университета. Выпуск 2 (17). - С. 54-56.

2. Теория и практика дошкольного воспитания. - 2013-№2 - 154 с. (с. 60).

3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании".

УДК: 159.9

АГРЕССИВНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ

магистрант 3 года обучения Исаева Петимат Увайсовна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент Эхаева Раиса Могдановна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Агрессия у детей - распространенное явление на ранних этапах развития. Однако в период становления личности ребенка его поведение социализируется. Поэтому проявления агрессии и агрессивности подростков в повседневной жизни является проблемой, которая все больше волнует ученых, поскольку в последние годы наблюдается рост цинизма, враждебности и жестокости у несовершеннолетних. Ребенок во время учебы, отдыха и в семейном кругу оказывается перед комплексом социальных и биологических факторов, которые по-разному влияют на его поведение.

В последнее время все чаще ученые и практики изучают проблемы агрессии, насилия и виктимологии. Во многих зарубежных и отечественных исследованиях установлено, что агрессия подростков является своеобразной формой самовыражения, которая позволяет развиваться адекватным отношениям с родителями, учителями, сверстниками. Так, исследованию особенности агрессивного поведения лиц различных возрастных групп посвящен ряд научных исследований таких ученых: К. Бютнер, А. Дроздова, Г. Паренс, И. Фурманова и др. Исследованию различных форм агрессивного поведения посвящены научные труды Г. Андреева, Л. Берковиц, Н. Волянюк, С. Завражин, С. Шебанова.

Связь агрессивности с конфликтами стала предметом исследования Г. Васильева, Г. Ложкина, В. Мерлина, М. Неймарка. Большая часть научных работ вышеназванных исследователей посвящена поведению агрессоров, и практически не освещается поведение жертвы. Хотя науке давно известен то факт, что реакция потенциальной жертвы на агрессию оказывает сильное влияние на развитие действий агрессора и их последствия (Ричардсон, Р. Бэрон, К. Изард Д. и другие).

И такой интерес ученых к данной проблематике не случайно, ведь агрессия входит в перечень глобальных проблем. В связи с этим все больше внимания ученые уделяют теоретическим и экспериментальным исследованием сущности, причин и методов коррекции и предупреждения агрессии. Изучение социальных и индивидуально-личностных детерминант позволит понять психологические особенности агрессивного поведения и насилия, будет способствовать улучшению возможностей своевременного прогнозирования и коррекции их проявлений на начальной стадии.

Изложение основного материала исследования. Агрессивные наклонности с годами не исчезают, они так и остаются с человеком. Просто некоторые люди в результате взаимодействия с другими людьми, приобретают навыки регулирования своих агрессивных наклонностей, они стараются соответствовать требованиям общества, в котором находятся. Ко второй группе людей относятся те, что остаются по-прежнему агрессивными, но приобрели навык скрывать свою агрессию и проявлять ее более изящно: вербально, скрытое насилие, полуприкрытые требования, варварские выходки т.д. К третьей группе принадлежат люди, которые не хотят учиться жить в социуме и проявляют свои агрессивные наклонности в физическом насилии по отношению к другим людям.

Анализируя современное психологическое мнение относительно особенностей и детерминант агрессивного поведения, следует заметить, что значительное количество работ ученых посвящено возрастным особенностям агрессивности.

В случае, когда речь идет о подростковой агрессивности, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения подростка вызывает определенные сомнения. Игнорирование актов подростковой агрессии приводит к негативным последствиям, в частности эскалации агрессивного поведения и превращения его в привычную форму поведенческих реакций личности во взрослом возрасте [4, с. 29].

Исследовательница В. Иванова считает, что подростки ведут себя агрессивно, когда им не хватает общения со сверстниками и со взрослыми; им необходимо самовыразиться и самоутвердиться в коллективе, иногда агрессия выступает в виде реакции на жестокость или неблагополучие в семье, или становится средством достижения чего-то важного [5]. Российский ученый В. Занков, изучая подростковую агрессию, определяет три типа агрессивного поведения данного возраста: агрессия как средство самоутверждения; защитная агрессия (при возникновении конфликтной ситуации) и инструментальная агрессия [6].

Согласно утверждению В. Кириченко, наблюдается небольшое повышение уровня агрессивности в младшем подростковом возрасте, это объясняется процессом адаптации ребенка к обучению в старшей школе, и выступает как защитная реакция. [7].

Российский ученый В. Журавлев проводил исследование с целью выяснить, какие объяснения современные подростки находят агрессивному поведению других людей. В перечне причин ребята назвали: наркотическая зависимость (58% респондентов), алкогольное опьянение (57% опрошенных), корыстные побуждения агрессора (47% анкетируемых), желание получить власть над другими людьми (42% респондентов), агрессия в ответ на агрессию (30% опрошенных) [8].

Многие исследователи, описывая в своих работах агрессивное поведение подростков, указывают, что в большинстве случаев оно проявляется в групповой форме. Статистические данные говорят о том , что около 50-60% преступлений, которые совершены несовершеннолетними детьми в России имеют групповую форму [9; 10].

В исследованиях Л. Семенюк изучены такие формы детской и подростковой агрессивности, как вербальная, физическая, косвенная и орицание. Было определено, что дети 10-11-летнего возраста чаще всего проявляют физическую агрессивность, а реже всего - косвенную. У 12-13 летних подростков преобладает отрицание (64% опрошенных), при этом начинает возрастать физическая и вербальная агрессия, в свою очередь косвенная агрессия выражена незначительно. В группе 14-15-летних подростков, на первом месте находится вербальная агрессия (72% респондентов), данные показатели на 20% превышают проявление этого типа агрессии в 12-13 лет и около 30% в 10-11 лет. Физическая и косвенная агрессия возрастает незначительно, также как и отрицание. Тем не менее, можно сказать, что в период от младшего подросткового возраста к старшему зафиксирована стойкая динамика всех типов агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.