6. Донина И.А. Технологии "смешанного обучения" в процессе профессиональной подготовки будущих магистров - образовательных менеджеров / И.А. Донина // Известия Смоленского государственного университета. - 2016. - № 3 (35). - С. 362-367.
7. Лях Ю.А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников / Ю.А. Лях // Образование и наука. - 2013. - № 10 (109). - С. 37-51.
8. Овчинникова Ю.В. Психолого - педагогические средства развития способностей подростков в рамках образовательной среды// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. - 309 с.
9. Хачатурова К.Р. Необходимое основание для развития творческого потенциала учащихся основной школы: учет возрастных особенностей подростков плюс педагогическое творчество учителя / К.Р. Хачатурова // Глобальный научный потенциал. - Санкт-Петербург, 2015. - №8(53). - С. 17-22
10. Хачатурова, К.Р. Развитие творческого потенциала обучающихся основной школы средствами предметов естественнонаучных циклов / К.Р. Хачатурова, Р.М. Шерайзина, И.А. Донина // Проблемы формирования учебно-воспитательного процесса: коллективная монография. - Москва, 2017. С. 54-76.
11. Хачатурова, К.Р. Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Хачатурова Карине Робертовна. -Великий Новгород, 2017. - 253 с.
12. Хромов Н.Н. Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности обучающихся // Педагогический вестник. 2019. №7. С. 67-68
13. Шабанова Т.Л., Иванова И.А. Влияние эмоционального интеллекта на характеристики самоактуализирующейся личности и ценностные ориентации менеджеров компании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. С. 311-315
УДК:378.2
РОЛЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
заведующий Яблокова Любовь Васильевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 Василеостровскогорайона Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); заместитель директора по воспитательной работе Семейкина Татьяна Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение "Карабихская основная школа" Ярославского Муниципального района (д. Карабиха)
Постановка проблемы. Поиск новых путей взаимодействия с родителями обусловлен изменившимися условиями социума и государственной политикой в образовании. Статья 18. Дошкольное образование гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте [3]. Поэтому, взаимодействие с ними педагога детского сада невозможно без учета интересов и запросов образовательных потребностей семей.
Изложение основного материала исследования. Значительный интерес для определения концептуальных основ нашего исследования имели научные подходы к проблеме семейного воспитания Н.Н. Авдеевой, Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили и др. Согласно классическому понятию , данному одним из ученых С.И. Голод, под семье понимается «группа людей, связанными прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» [1, с. 54].
Установить «обратную связь» с родителями, учесть их пожелания и интересы ,нам помогли анкеты для родителей [2, с. 60].
Обработка анкет позволила сделать вывод, что многие из педагогов не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе учреждения, не учитывают изменения в образовании родителей, их компьютерную грамотность, повышение материального благосостояния, доступность информации в сети интернет и др. Обработка анкет родителей позволила не только получить сведения о том, что ожидают родители от детского сада, но и выделить ряд проблем взаимодействия семьи и детского сада: пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерную занятость родителей, недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт, отсутствие конструктивного взаимодействия педагогов с родителями, агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя, недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей; некомпетентность (педагога либо родителей) в вопросах воспитания ребенка.
Для решения этих проблем, мы решили с целью создания единого пространства развития ребенка и ДОУ провести работу по вовлечению родителей в образовательный процесс.
Вовлечение родителей в образовательный процесс позволит:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных силах педагогических возможностях.
Проблему вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития мы решаем по трем направлениям:
1. Работа с педагогами по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность образовательной организации. Совместная работа по обмену опытом.
Вовлечение родителей в образовательный процесс возможно при учете следующих факторов эффективности взаимодействия педагогов с родителями:
- повышение авторитета семьи;
- восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;
- учет интересов и запросов родителей;
- использование широкого спектра форм и методов работы с родителями.
Создание единого образовательного пространства стало возможным при изменении философии взаимодействия педагогов с родителями:
- установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель-враг, соперник»;
- доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
- заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального «для галочки»);
- системный характер работы с родителями (вместо спонтанных. «одноразовых» мероприятий);
- создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.
Показатели степени включения родителей в образовательный процесс:
- сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности;
- изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний;
- рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.;
- общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.
В процессе решения проблемы вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития двигались по следующим траекториям:
- Работа с педагогами по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность образовательной организации. Совместная работа по обмену опытом.
В процессе работы по ознакомлению педагогов с системой новых форм у педагогов способствовало созданию условий для благоприятного взаимодействия с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей позволило активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.
Вовлечение родителей в деятельность образовательной организации способствовало реализации единого подхода к воспитанию и обучению ребенка в семье и детском саду.
Выводы. Опыт показал, что в результате проведенной работы у родителей появился интерес к образовательному процессу, педагоги отмечают повышение родительской активности, снизилось количество претензий и агрессивности родителей, наблюдается осознание родителями своей ответственности в воспитании ребенка.
Таким образом, вовлечение родителей в образовательный процесс позволило дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе и способствовало созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, повышению эффективности семейного воспитания, активизации участия родителей в образовательном процессе ДОУ.
Аннотация. В статье определена актуальность создания единого образовательного пространства развития ребенка в дошкольной образовательной организации путем вовлечения родителей в образовательный процесс.
В рамках данной статьи определены направления вовлечения родителей в образовательный процесс.
Ключевые слова: семья, работа с родителями, анкетирование родителей, проблемы взаимодействия, единое образовательное пространство, направления вовлечения родителей в образовательный процесс, показатели эффективности взаимодействия.
Annotation. The article determines the relevance of creating a single educational space for the development of a child in a preschool educational organization by involving parents in the educational process.
Within the framework of this article, the directions of involving parents in the educational process are determined.
Keywords: family, work with parents, questioning of parents, problems of interaction, a single educational space, directions for involving parents in the educational process, indicators of the effectiveness of interaction.
Литература:
1. Варзиева Е.В. Проблемы молодой семьи как социальной структуры общества. - Владикавказ (Россия) // Вектор науки Тольятинского Государственного Университета. Выпуск 2 (17). - С. 54-56.
2. Теория и практика дошкольного воспитания. - 2013-№2 - 154 с. (с. 60).
3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании".
УДК: 159.9
АГРЕССИВНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ
магистрант 3 года обучения Исаева Петимат Увайсовна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);
кандидат педагогических наук, доцент Эхаева Раиса Могдановна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
Постановка проблемы. Агрессия у детей - распространенное явление на ранних этапах развития. Однако в период становления личности ребенка его поведение социализируется. Поэтому проявления агрессии и агрессивности подростков в повседневной жизни является проблемой, которая все больше волнует ученых, поскольку в последние годы наблюдается рост цинизма, враждебности и жестокости у несовершеннолетних. Ребенок во время учебы, отдыха и в семейном кругу оказывается перед комплексом социальных и биологических факторов, которые по-разному влияют на его поведение.
В последнее время все чаще ученые и практики изучают проблемы агрессии, насилия и виктимологии. Во многих зарубежных и отечественных исследованиях установлено, что агрессия подростков является своеобразной формой самовыражения, которая позволяет развиваться адекватным отношениям с родителями, учителями, сверстниками. Так, исследованию особенности агрессивного поведения лиц различных возрастных групп посвящен ряд научных исследований таких ученых: К. Бютнер, А. Дроздова, Г. Паренс, И. Фурманова и др. Исследованию различных форм агрессивного поведения посвящены научные труды Г. Андреева, Л. Берковиц, Н. Волянюк, С. Завражин, С. Шебанова.
Связь агрессивности с конфликтами стала предметом исследования Г. Васильева, Г. Ложкина, В. Мерлина, М. Неймарка. Большая часть научных работ вышеназванных исследователей посвящена поведению агрессоров, и практически не освещается поведение жертвы. Хотя науке давно известен то факт, что реакция потенциальной жертвы на агрессию оказывает сильное влияние на развитие действий агрессора и их последствия (Ричардсон, Р. Бэрон, К. Изард Д. и другие).
И такой интерес ученых к данной проблематике не случайно, ведь агрессия входит в перечень глобальных проблем. В связи с этим все больше внимания ученые уделяют теоретическим и экспериментальным исследованием сущности, причин и методов коррекции и предупреждения агрессии. Изучение социальных и индивидуально-личностных детерминант позволит понять психологические особенности агрессивного поведения и насилия, будет способствовать улучшению возможностей своевременного прогнозирования и коррекции их проявлений на начальной стадии.
Изложение основного материала исследования. Агрессивные наклонности с годами не исчезают, они так и остаются с человеком. Просто некоторые люди в результате взаимодействия с другими людьми, приобретают навыки регулирования своих агрессивных наклонностей, они стараются соответствовать требованиям общества, в котором находятся. Ко второй группе людей относятся те, что остаются по-прежнему агрессивными, но приобрели навык скрывать свою агрессию и проявлять ее более изящно: вербально, скрытое насилие, полуприкрытые требования, варварские выходки т.д. К третьей группе принадлежат люди, которые не хотят учиться жить в социуме и проявляют свои агрессивные наклонности в физическом насилии по отношению к другим людям.
Анализируя современное психологическое мнение относительно особенностей и детерминант агрессивного поведения, следует заметить, что значительное количество работ ученых посвящено возрастным особенностям агрессивности.
В случае, когда речь идет о подростковой агрессивности, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения подростка вызывает определенные сомнения. Игнорирование актов подростковой агрессии приводит к негативным последствиям, в частности эскалации агрессивного поведения и превращения его в привычную форму поведенческих реакций личности во взрослом возрасте [4, с. 29].
Исследовательница В. Иванова считает, что подростки ведут себя агрессивно, когда им не хватает общения со сверстниками и со взрослыми; им необходимо самовыразиться и самоутвердиться в коллективе, иногда агрессия выступает в виде реакции на жестокость или неблагополучие в семье, или становится средством достижения чего-то важного [5]. Российский ученый В. Занков, изучая подростковую агрессию, определяет три типа агрессивного поведения данного возраста: агрессия как средство самоутверждения; защитная агрессия (при возникновении конфликтной ситуации) и инструментальная агрессия [6].
Согласно утверждению В. Кириченко, наблюдается небольшое повышение уровня агрессивности в младшем подростковом возрасте, это объясняется процессом адаптации ребенка к обучению в старшей школе, и выступает как защитная реакция. [7].
Российский ученый В. Журавлев проводил исследование с целью выяснить, какие объяснения современные подростки находят агрессивному поведению других людей. В перечне причин ребята назвали: наркотическая зависимость (58% респондентов), алкогольное опьянение (57% опрошенных), корыстные побуждения агрессора (47% анкетируемых), желание получить власть над другими людьми (42% респондентов), агрессия в ответ на агрессию (30% опрошенных) [8].
Многие исследователи, описывая в своих работах агрессивное поведение подростков, указывают, что в большинстве случаев оно проявляется в групповой форме. Статистические данные говорят о том , что около 50-60% преступлений, которые совершены несовершеннолетними детьми в России имеют групповую форму [9; 10].
В исследованиях Л. Семенюк изучены такие формы детской и подростковой агрессивности, как вербальная, физическая, косвенная и орицание. Было определено, что дети 10-11-летнего возраста чаще всего проявляют физическую агрессивность, а реже всего - косвенную. У 12-13 летних подростков преобладает отрицание (64% опрошенных), при этом начинает возрастать физическая и вербальная агрессия, в свою очередь косвенная агрессия выражена незначительно. В группе 14-15-летних подростков, на первом месте находится вербальная агрессия (72% респондентов), данные показатели на 20% превышают проявление этого типа агрессии в 12-13 лет и около 30% в 10-11 лет. Физическая и косвенная агрессия возрастает незначительно, также как и отрицание. Тем не менее, можно сказать, что в период от младшего подросткового возраста к старшему зафиксирована стойкая динамика всех типов агрессии.