H.A. ЧЕРНИКОВА, A.C. ШУБИНА (Волгоград)
актуальные запросы родителей детей подросткового возраста на социально-психологическую помощь
Анализируются результаты исследования, основанного на изучении актуальных запросов родителей детей подросткового возраста на социально-психологическую помощь. Определено, что наиболее актуальными для родителей являются проблемы взаимоотношений с детьми. Основные ожидания родителей связаны с информированием об особенностях подросткового возраста, получением эмоциональной поддержки, повышением собственной родительской уверенности, помощью в обучении способам влияния на ребенка.
Ключевые слова: подростки, родители, детско-родительские отношения, запрос на помощь.
Актуальность проблемы взаимоотношений родителей с детьми подросткового возраста не снижается на протяжении многих десятилетий, однако в нынешнем XXI в. приобрела особенную остроту. Это связано с тем, что в современном обществе наблюдается дефицит ценностных, нравственных ориентиров, недостаточно выстроена система воспитательной работы, не имеющая в современных реалиях целостной идеологии. Кроме того, родителями современных подростков являются взрослые люди, выросшие в 90-е годы прошлого столетия, лишенные единой системы взглядов на воспитание подрастающего поколения, испытавшие дефицит родительской заботы в собственном детстве. Психологический портрет современного подростка существенно отличается от того, что было у его сверстников несколько десятилетий назад. И родители современных подростков тоже изменились - стали актуальными другие современные тренды ро-дительства [1]. В связи с этим на сегодняшний день актуальным является изучение запросов родителей подростков, адресованных к специалистам.
Проблема детско-родительских отношений традиционно является предметом научного интереса многих исследователей - Н.Н. Авдеева, А.Я. Варга, O.A. Карабанова, А.Г. Ли-
дерс, Б.Я. Хоффман и др. В большинстве отечественных исследований детско-родительс-кие отношения понимают как активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений [2-4].
С 2021 г. Волгоградский государственный социально-педагогический университет вошел в число педвузов страны, которые оказывают психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпро-екта «Образование». В 2021 г. было проведено 84 000 консультаций, в 2022 г. запланировано 40 000. особую категорию составляют родители, воспитывающие детей-подростков, у которых складываются особые отношения со взрослым миром. Именно такие родители находятся в фокусе нашего исследования.
Целью данного исследования выступило выявление актуальных запросов родителей к специалистам помогающих профессий, оказывающих социально-психологическую поддержку семье. Для проведения исследования была разработана анкета, вопросы которой направлены на выявление степени мотивированности родителей на обращение за помощью и содержание запросов о помощи, определение трудностей взаимоотношений подростка с родителем, способов, которые родитель использует для преодоления трудностей. Все вопросы в анкете - закрытого типа, предполагающие возможность выбора одного или нескольких вариантов ответа.
Рассмотрим ответы родителей на первый вопрос анкеты: «Какие проблемы взаимодействия с ребенком для вас наиболее актуальны сейчас, когда он достиг подросткового возраста?». Распределение выборов родителей при ответе на данный вопрос представлено на рис. 1.
В соответствии с данными, представленными на рис. 1, наиболее актуальными для родителей являются проблемы, связанные с нежеланием ребенка выполнять бытовые обязанности, грубость и агрессия во взаимоотношениях со взрослыми, чрезмерное увлечение ребенка гаджетами (по 15,7% ответов). Эти результаты говорят о том, что в содержание вза-
О Черникова H.A., Шубина A.C., 2022
Рис. 1. Распределение ответов родителей на вопрос о наиболее актуальных проблемах взаимодействия с ребенком, %
A. Нежелание ребенка выполнять бытовые обязанности Б. Проблемы в обучении
B. Проблемы в поведении в школе
Г. Грубость, агрессия ребенка в общении со взрослыми д. демонстрация ребенком неадекватных «взрослых» форм поведения (вредные привычки, нецензурная лексика и пр.)
Е. чрезмерное увлечение ребенка гаджетами (социальные сети, игры и пр.) Ж. Несоблюдение ребенком семейных правил и ограничений З. Скрытность, замкнутость ребенка
И. Включенность ребенка в неблагополучные компании сверстников
имодействия специалиста с родителями необходимо включать обсуждение вопросов установления правил, требований и ограничений и наказаний за их игнорирование. кроме того, с родителями актуально обсуждать проблемы их восприятия чувств ребенка и реагирования на них, формировать умения понимать и отражать эти чувства, принимая тем самым переживания ребенка.
Несколько менее актуальными для родителей являются проблемы поведения ребенка в школе, демонстрации ребенком взрослых форм поведения, скрытность и замкнутость ребенка (по 14,7% ответов). В связи с этим необходимо предусмотреть возможность обсуждения с родителями проблемы взросления подростка, нового уровня его самосознания и разных фор проявления взрослости. Стоит также обсуждать с родителем проблемы личных границ подростка и деликатности в обсуждении личных вопросов.
третьей по популярности среди ответов родителей стала проблема включенности ребенка в неблагополучные компании сверстников (11,7% ответов). Эта проблема требует осмысления совместно с родителями вопроса о том, что получает ребенок в этих компаниях, какие возможности они дают ему и что в свою
очередь может предложить семья для удовлетворения тех же потребностей подростка.
Проанализируем далее ответы родителей на второй вопрос анкеты: «С какими проблемами, возникающими во взаимодействии с детьми-подростками, вы справляетесь самостоятельно?». Распределение выборов родителей при ответе на данный вопрос представлено на рис. 2.
В соответствии с данными, представленными на рис. 2, большинство опрошенных родителей способны самостоятельно справиться с такими проблемами во взаимодействии с ребенком, как нежелание ребенка выполнять бытовые обязанности, чрезмерное увлечение ребенка гаджетами (по 19,04% ответов), поведение в школе (14,2% ответов). Преобладание выбора именно этих проблем указывает на их актуальность для родителей и более частую распространенность. С другой стороны, именно по отношению к данным проблемам родители чувствуют свою большую компетентность. На наш взгляд, в рамках консультативного взаимодействия с родителями можно обсуждать их опыт решения данных проблем, выбираемые способы воздействия на ребенка, их эффективность. При необходимости возможен совместный с родителями поиск бо-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
0,04 14,2
Рис. 2. Распределение ответов родителей на вопрос о возможностях родителей самостоятельно справляться с проблемами взаимодействия с ребенком, %
A. Нежелание ребенка выполнять бытовые обязанности Б. Проблемы в обучении
B. Проблемы в поведении в школе
Г. Грубость агрессия ребенка в общении со взрослыми
д. демонстрация ребенком неадекватных «взрослых» форм поведения
(вредные привычки, нецензурная лексика и пр.)
Е. чрезмерное увлечение ребенка гаджетами
Ж. Несоблюдение ребенком семейных правил и ограничений
З. Скрытность, замкнутость ребенка
И. Включенность ребенка в неблагополучные копании сверстников
11
Рис. 3. Распределение ответов родителей на вопрос о ресурсах, помогающих справиться с проблемами
взаимодействия с ребенком, %
A. Справляюсь самостоятельно
Б. Спрашиваю совета других родителей
B. читаю литературу по вопросам воспитания
Г. Обращаюсь к интернет-ресурсам (сайтам, форумам и пр.) д. обращаюсь за помощью к специалистам
лее эффективных вариантов взаимодействия в случае возникновения перечисленных поведенческих проблем.
третьими по популярности среди ответов родителей стали проблемы в обучении, агрес-
сия ребенка в общении со взрослыми, скрытность и замкнутость ребенка, включенность ребенка в неблагополучные копании сверстников (по 9,5% ответов). Таким образом, мы видим, что если поведенческие проблемы
13 8,6
Рис. 4. Распределение ответов родителей на вопрос о необходимости обращаться за помощью к педагогу-психологу, %
A. Нежелание ребенка выполнять бытовые обязанности Б. Проблемы в обучении
B. Проблемы в поведении в школе
Г. Грубость агрессия ребенка в общении со взрослыми
Д. Демонстрация ребенком неадекватных «взрослых» форм поведения
(вредные привычки, нецензурная лексика и пр.)
Е. Чрезмерное увлечение ребенка гаджетами
Ж. Несоблюдение ребенком семейных правил и ограничений
З. Скрытность, замкнутость ребенка
И. Включенность ребенка в неблагополучные компании сверстников
часть родителей решает более успешно, то проблемы, связанные с взаимодействием, оказываются более сложными. Эти данные подтверждают наши выводы, сделанные по итогам анализа первого вопроса анкеты: с родителями важно обсуждать новые возможности ребенка, возрастающий уровень его автономии, проблему личных границ ребенка и деликатного отношения к его переживаниям.
Далее проанализируем ответы родителей на третий вопрос анкеты: «Какие ресурсы помогают вам самостоятельно справляться с возникающими в воспитании ребенка проблемами?». Распределение выборов родителей при ответе на этот вопрос представлено на рис. 3.
В соответствии с данными, представленными на рис. 3, большая часть родителей (40,7% ответов) указывают на то, что справляются с трудностями взаимодействия с ребенком самостоятельно, т. е. без привлечения помощи специалистов и других родителей, без изучения специальных источников информации. Эти результаты указывают на то, что значительная часть родителей подростков может быть недостаточно мотивированной на обращение за помощью к специалистам. В связи с этим специалисту отдельно стоит продумать
проектирование мотивационного этапа работы с родителями, который может быть реализован в рамках просвещения. Также важно предлагать родителям разные источники информации - публикации для родителей, полезные книги, ориентированные на родителей подростков, интернет-сайты с проверенной достоверной информацией.
Меньшая часть родителей (22,2% выборов) указывают на то, что в качестве ресурса решения проблем с детьми используют специальную литературу по вопросам воспитания. Незначительная часть родителей (18,5% выборов) упоминают использование интернет-ресурсов как источника поиска информации. Полученные результаты говорят о том, что в содержание взаимодействия специалиста с родителями возможно включать обсуждение литературы, которую они читают, и рекомендовать новую. Обсуждение актуальных источников литературы и интернет-сайтов для родителей можно организовать и в рамках психологического просвещения. Специалист также может предлагать подобную информацию родителям в формате родительских чатов.
третьим по популярности среди ответов стало обращение за советами к другим роди-
A. Информация об особенностях подросткового возраста
Б. Эмоциональная поддержка, повышение собственной родительской уверенности
B. Конкретные рекомендации о том, как вести себя с подростком в разных конфликтных ситуациях Г. обучение родителя способам влияния на ребенка
д. Изменение всей семейной ситуации
Е. Больше жду изменений у ребенка после работы с ним психолога, я и так знаю, как себя вести
рис. 5. Распределение ответов родителей на вопрос об ожидаемой помощи от педагога-психолога в случае обращения за консультацией, %
телям по вопросам воспитания подростков (11% выборов). Этот ресурс специалист может использовать при создании групп родительской взаимопомощи, кроме того, возможна организация групповых консультаций родителей, в том числе в дистанционном формате.
Проанализируем ответы на четвертый вопрос анкеты: «С какими проблемами Вы готовы и считаете необходимым обратиться за помощью к специалисту?». Распределение выборов родителей при ответе на данный вопрос представлено на рис. 4.
В соответствии с данными, представленными на рис. 4, видно, что распределение ответов на этот вопрос достаточно равномерное. Родители в одинаковой степени заинтересованы в обсуждении со специалистом нежелания ребенка выполнять бытовые обязанности, проблем в поведении в школе, грубости, агрессии ребенка в общении со взрослыми, чрезмерного увлечения ребенка гаджетами, скрытности, замкнутости ребенка (по 13% выборов). Учитывая заинтересованность родителей в обсуждении широкого круга проблем взаимодействия с подростками, их общее обсуждение можно вынести в формат психологического просвещения. Индивидуальное же обсуждение проблем можно продолжить в индивидуальном консультативном взаимодействии.
Меньшее количество ответов было связано с готовностью родителей обсуждать проблемы демонстрации ребенком неадекватных «взрослых» форм поведения, включенности ребенка в неблагополучные компании сверстников (8,6% выборов). Эти проблемы и ранее родители обозначали как менее актуальные для себя.
третьей по популярности среди ответов родителей стала проблема несоблюдение ребенком семейных правил и ограничений (4,3% ответов). По этой проблеме абсолютное меньшинство родителей видят необходимость обращения за консультативной помощью: либо это проблема не является достаточно актуальной, либо родители сами нашли эффективные способы с ней справляться.
Стоит отметить, что двое родителей указали в анкете, что они не хотят обращаться к специалисту за помощью в принципе. Такая позиция может быть связана с недоверием родителей к социально-психологической помощи, с нежеланием раскрывать внутрисемейные проблемы. В этом смысле специалисту особенно важно в формате просвещения обозначать родителям возможности психологической (в том числе консультативной) помощи, ее конфиденциальность, особенности позиции психолога и пр.
Далее проанализируем ответы родителей на пятый вопрос анкеты: «какой помощи вы ожидали бы от специалиста в случае обращения за консультацией?». Распределение выборов родителей при ответе на данный вопрос представлено на рис. 5.
В соответствии с данными, представленными на рис. 5, наиболее ожидаемой помощью от специалиста родители считают информацию об особенностях подросткового возраста, эмоциональную поддержку, повышение собственной родительской уверенности, помощь в обучении способам влияния на ребенка (21,4% ответов).
Исходя из представленных ответов, в содержание бесед с родителями можно включать обсуждение особенностей подросткового возраста, новых задач развития подростка. Актуальными будут приемы отреагирования чувств родителя, работа с его эмоциональным состоянием. Обсуждение способов влияния на ребенка специалист может осуществлять только в рамках принципа приоритетов интересов ребенка. С родителем можно осуждать применяемую в семье систему поощрений и наказаний и вопросы ее эффективности.
Меньшее количество родителей указали на нуждаемость в конкретных рекомендациях о том, как вести себя с подростком в разных конфликтных ситуациях (14,28% ответов). У этих родителей могут сложиться ложные ожидания от консультативного взаимодействия со специалистом - они могут ждать «совета», указания конкретных действий. В работе с такими родителями важно делегировать им ответственность за принятие решений и реализацию их в действии.
третьим по популярности среди ответов стало ожидание изменения всей семейной ситуации после работы со специалистом, а также ориентация на изменения только у ребенка (по 10,7% ответов).
Ожидания родителей изменений только у ребенка после работы со специалистом связаны с нежеланием родителей изменять собственные родительские установки и подходы к воспитанию. Вопрос о необходимости изменений обоих сторон детско-родительского взаимодействия обязательно должен прорабатываться специалистом в рамках просветительской работы с родителями, и непосредственно на консультационных встречах.
таким образом, проведенное анкетирование родителей показало, что наиболее актуальными для родителей подростков являют-
КИЕ НАУКИ -
ся проблемы нежелания ребенка выполнять бытовые обязанности, грубости и агрессия во взаимоотношениях со взрослыми, чрезмерное увлечение ребенка гаджетами. При этом наибольшие трудности родители испытывают в решении не столько поведенческих проблем ребенка, сколько проблем взаимоотношений. В качестве проблем мы отмечаем недостаточную мотивированность родителей на обращение за помощью к специалистам, а также на самообразование по проблемам воспитания детей. В качестве ожиданий от социально-психологической помощи родители, прежде всего, отмечают важность информации об особенностях подросткового возраста, эмоциональную поддержку, повышение собственной родительской уверенности, помощь в обучении способам влияния на ребенка. Обнаружены и проблемы: ожидания родителями конкретных «советов» со стороны специалиста и нежелание менять собственную родительскую стратегию.
Таким образом, полученные результаты могут являться основанием для составления информационно-просветительских брошюр, определения тематики вебинаров для родителей, а также основанием для проведения научных исследований студентами, обучающимися на специалистов помогающих профессий.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Хоффман Б.Я. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 69-78.
2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб., 2001.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2005.
4. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007.
* * *
1. Avdeeva N.N., Hoffman B.Ya. Aktual'nye napravleniya issledovanij vzaimootnoshenij podrost-kov s roditelyami [Elektronnyj resurs] // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2019. T. 8. № 4. S. 69-78.
2. Varga A.Ya. Sistemnaya semejnaya psihote-rapiya. Kratkij lekcionnyj kurs. SPb., 2001.
3. Karabanova O.A. Psihologiya semejnyh otno-shenij i osnovy semejnogo konsul'tirovaniya. M., 2005.
4. Liders A.G. Psihologicheskoe obsledovanie se-m'i. M., 2007.
The relevant requests of the parents of the adolescent children for the social and psychological assistance
The article deals with the analysis of the results of the study, based on the examination of the relevant requests of the parents of the adolescent children for the social and psychological assistance. It is determined that the most relevant for the parents are the problems of the relationships with children. The main expectations of the parents are related to informing about the characteristics of adolescence, receiving the emotional support, increasing their own parental confidence and helping them to learn how to influence a child.
Key words: teenagers, parents, child-parent relationship, help request.
(Статья поступила в редакцию 03.08.2922)
и.в. бобрьшева
(волгоград)
конфликтологическая компетентность родителей и педагогов как фактор психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения
На основе эмпирических результатов исследования, проведенного на базе дошкольных образовательных организаций г. Волгограда, раскрывается необходимость формирования конфликтологической компетентности педагогов и родителей воспитанников как фактора психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, психологически безопасная образовательная среда.
Актуальность исследования обусловлена тем, что российская образовательная система в силу сложившихся в стране политических и социально-экономических условий оказалась в довольно сложном положении. Являясь социальным институтом, она должна бы-
стро реагировать на сложившуюся ситуацию и способствовать снижению напряженности и нестабильности в российском обществе через преодоление конфликтов между субъектами образовательного процесса. Детский сад, как и любая образовательная организация, является достаточно конфликтогенной средой. Конфликты возникают между педагогами, между педагогами и родителями, между родителями и детьми, между детьми, между педагогами и детьми [4; 6].
Психологическая безопасность является такой характеристикой образовательной среды, которая придает ей развивающий характер и способствует сохранению психологического и социального здоровья ее участников, исключая психологическое насилие (И.А. Ба-ева, В.В. Рубцов). Недоброжелательное отношение к другому человеку, манипулирование детьми, отрицательные оценки, угрозы, игнорирование и принуждение - все это можно назвать психологическим насилием. В детском саду оно также неприемлемо, как и физическое насилие. Однако некоторые родители и педагоги этим часто пользуются, не отдавая себе отчет в том, насколько пагубно это действует на ребенка.
Как показывают результаты нашего эмпирического исследования, проводимого с 2009 г. по настоящее время на базе муниципального ДОУ «Детский сад № 1 Красноармейского района Волгограда» и МДОУ «Детский сад № 341 Дзержинского района Волгограда», педагоги не всегда оказываются способными конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Значительная часть выпускников педагогического вуза и колледжа обладает низким уровнем конфликтологической компетентности и оказывается неспособна практически применять полученные в процессе обучения конфликтологические знания. Поэтому вопрос о конфликтологической компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога является на сегодняшний день вполне актуальным.
Следует также отметить, что возросшая напряженность в межличностных отношениях, невротический стиль общения во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных ситуаций, которые родители не в состоянии самостоятельно решить, т. к. у них отсутствуют необходимые психологические знания и опыт конструктивного разрешения конфликтов.
О Бобрышева И.В., 2022