Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

2755
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елагина Вера Сергеевна, Резник Надежда Александровна

Введение. В настоящее время проблема взаимоотношений подростков с родителями является актуальной. Это объясняется социально-экономическими изменениями, происходящими в последнее время, которые способствуют изменению характера семейных взаимоотношений, росту проблем, возникающих в подростково-родительских отношениях. Материалы и методы. Основными методамиисследования являются анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме социального взаимодействия подростков с родителями, обобщение педагогического опыта, методика О.И. Матковой «Моя семья». Обзор литературы . Проанализирована психолого-педагогическая литература, научные статьи по социологии, отражающие состояние проблемы взаимодействия подростков с их родителями. Раскрыты психофизиологические и поведенческие особенности подростков, особенности семейного воспитания, стили взаимоотношений в семье, их влияние на социализацию подростков. Результаты. Представлены результаты констатирующего эксперимента, целью которого было изучение особенностей взаимоотношений подростков с родителями. Выводы и заключение. Проблема взаимоотношений подростков и родителей требует внимания и дальнейшего исследования. Отношения в семье могут оказывать на подростка как позитивное, так и негативное влияние. Основой оптимизации подростково-родительских отношений является осознание родителями противоречий, возникающих между ними и подростками, ориентация их на повышение социально-психологической и педагогической культуры и коммуникативное взаимодействие, знание психофизиологических особенностей детей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR FEATURES OF TEENAGER-PARENT RELATIONSHIPS

Introduction. Currently, the problem of teenagers' relationship with their parents is relevant. This is explained by the socio-economic changes that have been taking place recently, which contribute to a change in the nature of family relationships, the growth of problems arising in teenager-parent relationships. Methods. The main research methods are the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of social interaction between teenagers and parents, generalization of pedagogical experience, O.I. Matkova's "My family" methodology. Literature review. The psychological and pedagogical literature, scientific articles on sociology reflecting the state of the problem of the interaction between teenagers and their parents are analyzed. Psychophysiological and behavioral features of teenagers, features of family education, kinds of relationships in the family, their influence on the socialization of teenagers are discovered. Results. The results of the ascertaining experiment, the purpose of which was to study the peculiar features of the relationships between teenagers and parents, are presented. Findings and conclusion. The problem of the relationships between teenagers and parents requires attention and further research. Family relationships can have both positive and negative effects on a teenager. The basis for optimizing teenagers-parental relations is parents' awareness of the contradictions that arise between them and the teenagers, their orientation towards improving socio-psychological and pedagogical culture and communicative interaction, knowledge of the psychophysiological peculiarities of teenage children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-13-22 УДК 374 END BUWXLS

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Вера Сергеевна Елагина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия ORCIDID: https://orcid.org/0000-0003-2469-9285 [email protected]

Надежда Александровна Резник

Высшая школа физической культуры и спорта Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия [email protected]

Аннотация. Введение. В настоящее время проблема взаимоотношений подростков с родителями является актуальной. Это объясняется социально-экономическими изменениями, происходящими в последнее время, которые способствуют изменению характера семейных взаимоотношений, росту проблем, возникающих в подростково-родительских отношениях.

Материалы и методы. Основными методамиисследования являются анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме социального взаимодействия подростков с родителями, обобщение педагогического опыта, методика О.И. Матковой «Моя семья».

Обзор литературы. Проанализирована психолого-педагогическая литература, научные статьи по социологии, отражающие состояние проблемы взаимодействия подростков с их родителями. Раскрыты психофизиологические и поведенческие особенности подростков, особенности семейного воспитания, стили взаимоотношений в семье, их влияние на социализацию подростков. Результаты. Представлены результаты констатирующего эксперимента, целью которого было изучение особенностей взаимоотношений подростков с родителями.

Выводы и заключение. Проблема взаимоотношений подростков и родителей требует внимания и дальнейшего исследования. Отношения в семье могут оказывать на подростка как позитивное, так и негативное влияние. Основой оптимизации подростково-родительских отношений является осознание родителями противоречий, возникающих между ними и подростками, ориентация их на повышение социально-психологической и педагогической культуры и коммуникативное взаимодействие, знание психофизиологических особенностей детей подросткового возраста.

Ключевые слова: семья, воспитание подростков, взаимоотношения подростков с родителями

Для цитирования: Елагина В.С., Резник Н.А. Особенности взаимоотношений подростков с родителями // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том. 5, № 4. с. 13-22.

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-13-22

Original article

PARTICULAR FEATURES OF TEENAGER-PARENT RELATIONSHIPS

Vera Sergeevna Elagina

South Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2469-9285 V_275@mail

Nadezhda Alexandrovna Reznik

South Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia [email protected]

Abstract. Introduction. Currently, the problem of teenagers' relationship with their parents is relevant. This is explained by the socio-economic changes that have been taking place recently, which contribute to a change in the nature of family relationships, the growth of problems arising in teenager-parent relationships. Methods. The main research methods are the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of social interaction between teenagers and parents, generalization of pedagogical experience, O.I. Matkova's "My family" methodology. Literature review. The psychological and pedagogical literature, scientific articles on sociology reflecting the state of the problem of the interaction between teenagers and their parents are analyzed. Psychophysiological and behavioral features of teenagers, features of family education, kinds of relationships in the family, their influence on the socialization of teenagers are discovered.

Results. The results of the ascertaining experiment, the purpose of which was to study the peculiar features of the relationships between teenagers and parents, are presented. Findings and conclusion. The problem of the relationships between teenagers and parents requires attention and further research. Family relationships can have both positive and negative effects on a teenager. The basis for optimizing teenagers-parental relations is parents' awareness of the contradictions that arise between them and the teenagers, their orientation towards improving socio-psychological and pedagogical culture and communicative interaction, knowledge of the psychophysiological peculiarities of teenage children.

Keywords: family, upbringing of teenagers, relationship between teenagers and parents

For citation: Elagina V.S., Reznik N.A. Particular features of teenager-parent relationships. Pedagogy: history, prospects. 2022. Volume5. No. 4. P. 13-22. (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-13-22

Введение. Социально-экономические изменения, происходящие в последнее время, способствуют изменению характера семейных взаимоотношений, росту проблем, возникающих в подростково-родительских отношениях. Семья является одним из важнейших институтов воспитания и первичной социализации детей. Она оказывает большое влияние на эмоциональное, духовно-нравственное и физическое развитие ребенка.

Не секрет, что многие дети подросткового возраста испытывают серьезные трудности в общении с одноклассниками, педагогами и родителями, справиться с которыми подростку может помочь семья.

Следует признать, что часто в семье возникают проблемы взаимоотношений подростка с родителями, причинами которых могут быть психологические и возрастные изменения, происходящие в его организме.

Неловкость, угловатость движений, не уверенность в себе сказываются на поведении и общении подростка. Кроме того, подросток в период своего взросления сталкивается с многочисленными проблемами психологического характера: осознание себя как личности, желание обрести независимость от родителей, поиск смысла жизни и др. Одной из серьезных проблем для подростка становится проблема взаимоотношений с родителями.

В этом возрасте подросток переходит на отношения с родителями, основанные на взаимном уважении, доверии, равенстве. Далеко не всеми родителями этот период воспринимается адекватно, многие из них такие перемены в характере общения с детьми воспринимают как вызов. Часто переход ребенка в подростковый период сопровождается конфликтами, противостоянием подростка родителям, их «властью» над ними.

Цель исследования заключается в изучении характера взаимоотношений подростков с родителями, определении критериев, способствующих установлению позитивных или негативных взаимоотношений подростков в семье.

Материалы и методы. С целью изучения состояния взаимоотношений подростков с родителями были проведены анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, констатирующий педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта.

Дляпроведения констатирующего эксперимента использовалась методика О.И. Матковой «Моя семья». Опросник содержал 24 вопроса, на которые респонденты должны были дать один из возможных вариантов ответа. В эксперименте приняли участие 35 школьников подросткового возраста.

Обзор литературы.

Проблемы подростково-родительских отношений в семье являются предметом исследования психологических, социологических, педагогических наук.Вопросы взаимодействия родителей и подростков, влияние семьи на развитие подростка нашли отражение в работах К. Левина, B.C. Мерлина, Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева, И.С. Кона, К.А. Абульхановой, В.И. Слободчикова и др.

По мнению Н.В. Карнацкой, семья выступает мощнейшим механизмом становления и развития личности подростка, накопления им социального опыта [1, 62]. Атмосфера семьи, ее ценности и жизненные установки создают благоприятную среду для саморазвития и самореализации подростка.

Семья рассматривается О.А. Карабановой как один их основных факторов социализации ребенка, с нее начинается воспитание личности, развитие её индивидуальных качеств [2]. Чем больше подросток окружен заботой, вовлечен в различные виды деятельности и общения, чувствует одобрение и поддержку своих родителей, тем успешнее происходит усвоение им морально -нравственных норм поведения и общечеловеческих ценностей, жизненных установок. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка всем образом жизни. Основополагающими принципами построения семейных отношений являются взаимопонимание, ответственность, уважение, сотрудничество, забота, внимание. Сотрудничество с родителями, взаимоуважение, доверительные отношения способствуют полноценному социальному развитию личности подростка [3].

Успешность воспитания детей в семье, считает О.В. Белоус, зависит от человеческих ресурсов, состава семьи, увлечений и предпочтений, характера от-ношенийродителей и детей. Особенно важным для семейного воспитания являются характер цели воспитания, определяемый личными ресурсами семьи, осознанием ее родителями и детьми, а также стиль общения между ними: автори-

и XJ / \ /— XJ

тарный, демократический (авторитетный) или либеральный, которые в жизни чаще всего сочетаются или же один из стилей преобладает между отцом и подростком, или матерью и подростком [4].Характеризуя стили взаимодействия родителей с подростками, У.Г. Егорова отмечает, что при авторитетном стиле подростково - родительских отношений подростки включены в обсуждении событий, ситуаций в семье, высказывают свое мнение, участвуют в принятии решений. Родители поощряют самостоятельность и ответственность, с пониманием относятся к подростковым проблемам и стараются оказать помощь и поддержку.

При авторитарном стиле родители стараются ограничить самостоятельность подростка, единолично принимают решения и не считают нужным обосновывать и объяснять целесообразность принятых решений. Такое отношение родителей к подросткам способствует возникновению конфликтов и порождает подростковую враждебность. При либеральном стиле родители легко общаются с подростками, доверяют им, не склонные к запретам и ограничениям их свободы [5].

Семьи, в которых основным типом взаимоотношений между родителями и детьми является авторитарный или либеральный стиль, формируют искаженные представления о поведении подростка в социуме, затрудняют процесс адаптации в меняющихся социальных условиях, что создает предпосылки для возникновения конфликтов, часто приводящие к правонарушениям. В своей работе А.В. Мудрик подчеркивает, что современные семьи не всегда в состоянии позитивно социализировать детей [6].

Таким образом, стиль воспитания в семье оказывает влияние на результат социального становления подростка, формирует у подростка определенные модели поведения его в социуме и семье, развивает личностные качества, ценности, коммуникативные умения, которые он впоследствии проецирует в своей жизни и деятельности.

Анализируя характер социально-психологического взаимодействия родителей и подростков в семье, Е.А. Грищук отмечает следующие особенности: неготовность родителей к восприятию новых механизмов социализации, адаптации, персонализации, индивидуализации подростков, формирующих их новые психологические качества, характерные для рыночных отношений; изменение социальных ролей родителей; повышенная агрессивность в отношении родителей в требованиях удовлетворения материальных потребностей подростков; рост конфликтности между родителями и подростками вследствие отсутствия в обществе единых общепринятых нравственных и ценностных ориентиров [7].

Осознавая актуальность и важность рассматриваемой проблемы, мы провели констатирующий педагогический эксперимент, цель которого изучение характера подростково-родительских взаимоотношений в семье.

Результаты и обсуждение.

Изучение характера взаимоотношений подростков с родителями осуществлялось по следующим критериям: стиль воспитания в семье, отношение родителей к использованию подростками телефонов и гаджетов, интернет -ресурсов, привязанность подростка к родителям (матери или отцу), конфликтные отношения и стратегии поведения родителей и подростков.

Одним из актуальных направлений изучения подростково -родительских отношений является изучение влияние стиля отношений в семье. По мнению психологов [2, 8], психологическое благополучие подростков, их отношения со сверстниками во многом зависят от характера и стиля взаимодействия в семье.

В семьях, в которых родители в воспитании подростков опираются на авторитетные отношения с ними, у подростков отмечается удовлетворенность жизнью, чаще складываются дружественные отношения со сверстниками, они более открыты к общению, имеют адекватную самооценку, позволяющую правильно оценивать отношения в семье и в школе.

Если в семье складываются авторитарные отношения, не допускающие иного мнения, кроме родительского, практикующие жестокие и грубые отношения, у подростков формируется низкая самооценка, проявляются агрессивное поведение и негативное отношение к товарищам. Изучая стиль взаимодействия подростково-родительских отношений, нами установлено, что в основном (более 60,0%) респондентов отмечают доброжелательные, дружеские, теплые отношения с родителями, построенные на совместной деятельности, общих интересах. Подростки отмечают стремление обоих родителей к пониманию и принятию их такими какие они есть, участию в их учебной и досуговой деятельности, предоставление им самостоятельности в принятии решений, проявлению инициативы.

В то же время от 10,0% до 20,0% подростков отмечают излишнюю строгость в воспитании. Более 25,0% подростков считают, что в их семьях преобладает авторитарный стиль общения, часто родители проявляют жестокость по отношению к ним, недоверие, осуществляют жесткий контроль. До 10,0% респондентов отмечают нежелание родителей активно участвовать в жизни своих детей, предоставляя им полную свободу.

Неблагоприятный психологический климат в семье способствует росту нервно-психического напряжения. Подростки не чувствуют комфорта, защищенности в семье. Более 15,0% испытуемых находятся в постоянном ожидании негативного отношения к себе, чувствуют неуверенность в себе, проявляют конформность в общении с окружающими их людьми.

Таким образом, наряду с семьями, в которых складываются хорошие, доверительные и уважительные отношения, отмечаются семьи, в которых отсутствует доверительная дружеская атмосфера, что негативно сказывается на социализации подростков, успешности их учебной деятельности и характере общения со сверстниками.

В последнее время для подростково-родительских отношений все актуальнее становится вопрос отношения родителей к проявлению большого интереса подростков к информационным источникам интернет-ресурсов, их увлечение игровыми технологиями, использованием телефонов и гаджетов.

Родители недовольны тем, что частое использование новых технических средств не позволяет общаться с подростком достаточно продолжительное время. Многие озабочены проявлениями у подростков депрессивного настроения или, наоборот, повышенной раздражительности, тревожного состояния. Участившиеся случаи кибербуллинга, агрессивности подростков вызывают понятную тревогу родителей, неудовлетворенность взаимоотношениями, складывающимися между родителями и детьми.

Опрос, проведенный среди подростков, показал их высокую заинтересованность в использовании телефонов для общения с друзьями в социальных сетях, их зависимость от гаджетов, в которых они проводят достаточно длительное время. Но, проблема частого использования телефонов родителями, их игнорирование общения с детьми, не менее актуальна и занимает в подростково -родительских отношениях не маловажное место. Следует отметить, что родители, погружаясь с виртуальный мир, становятся менее чувствительными и внима-

тельными к своим детям, что, безусловно, сказывается на их отношениях. Отдаляясь от родителей, подростки начинают чаще проявлять антисоциальное поведение, желая хоть как-то привлечь внимание родителей, пробудить их интерес к своим проблемам, потребностям, желаниям, запросам.

Отвечая на вопрос «Действительно ли, что у Вас в семье нет общих увлечений» 45,0% респондентов дали утвердительный ответ, отметив, что родители достаточно равнодушно относятся к их интересам, не пытаются установить прочные отношения с ними, не стремятся к общим делам и увлечениям. Так, постепенно родительский вакуум заменяется поддержкой и заинтересованностью со стороны сверстников и одноклассников.

В то же время 55,0% опрашиваемых подростков отметили, что их родители проявляют интерес, оказывают поддержку и организуют совместную деятельность по различным направления.

Таким образом, возрастает роль и влияние подростковой поддержки и падает авторитет и нужность родителей. В то время, как психологи отмечают, что наиболее значимыми для становления подростков, являются отношения в семье, отношения с родителями.

Изучая привязанность подростков к родителям или к одному из них, мы пришли к выводу, что подростки более близки к матери, чем к отцу. Проблемы, связанные с учебными успехами или не удачами, с затруднениями в общении с учителями и одноклассниками, с тревогами и сомнениями, они доверяют мамам, надеясь на их деликатность, понимание, желание поддержать и помочь своему ребенку. Таким образом, у подростка появляется возможность снять груз проблемного поведения, избежать конфликтов или выработать адекватную стратегию поведения выхода из конфликтной ситуации, если она все -таки была создана. Надежная привязанность к родителям повышает самооценку подростка, улучшает успеваемость и качество общения с учителями и одноклассниками, способствует психическому благополучию.

Возникновение подростково-родительских конфликтов неизбежно в силу психологических и возрастных особенностей. Прежде всего, это связано с желанием подростков проявить самостоятельность в принятии решений, поступков, заявить о своей независимости от родителей. Не всегда желание подростков быть самостоятельными и независимыми разделяется и поддерживается родителями. Проявление индивидуальности часто и является причиной межличностных конфликтов.

Исследуя причины возникновения конфликтных ситуаций между родителями и подростками, мы отметили, что в семьях, в которых между родителями и подростками устанавливаются дружественные отношения, построенные на доверии и уважении, реже встречаются конфликты. Стратегия выхода из конфликта для таких отношений предпочтительно - сотрудничество. Обе стороны пытаются уважительно выслушать противоположные мнения и принять объективное решение.

Труднее справляться с конфликтами подросткам в семьях, в которых преобладают авторитарный и либеральный стили отношений. В первом случае они не встречают понимания своего эмоционального состояния, во втором - сталкиваются с равнодушием родителей к эмоциональным проблемам подростка. Таким образом, конфликты не находят своевременного разрешения и принимают затяжной характер.

Заключение. Проблема взаимодействия подростков и родителей остается актуальной, востребованной и требует внимания и дальнейшего исследования. Отношения в семье могут оказывать на подростка как позитивное, так и негативное влияние. В семьях, в которых наблюдается взаимная привязанность, уважение и доверие, сотрудничество и общая деятельность, меньше встречаются конфликтные ситуации. Подросток в этих условиях чувствует эмоциональный комфорт и защищенность.

Развитие и совершенствование подростков -родительских отношений, исключение напряжения и конфликтов между ними возможно при создании определенных условий. Во-первых, создание доверительных отношений между родителями и подростками, во-вторых, использование диалоговых форм взаимодействия, направленных на сотрудничество между ними, поиска компромисса, в-третьих, взаимные уважительные отношения, предоставление личной свободы подростку, в-четвертых, проявлять интерес к жизни подростка, принимая его таким, каким он есть.

Основой оптимизации подростково - родительских отношений, безусловно, должно стать осознание родителями противоречий, возникающих между ними и подростками, ориентация их на повышение социально-психологической и педагогической культуры, коммуникативное взаимодействие и совместную деятельность, знание психофизиологических особенностей детей подросткового возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Карнацкая Н.В. Влияние семьи на социализацию подростка (Электронный ресурс) / Н.В. Карнацкая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 8 (август). - С. 61-70. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170206.htm.

2. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект (Электронный ресурс) /О.А. Карабанова// Современная зарубежная психология. 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 15-26. doi:10.17759/jmfp.2017060202.

3. Резник Н.А. Семья как фактор социализации личности ребенка // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. №6. С. 45 -52. DOI: 10.177482686-9969-2021-4-6-45-53

4. Белоус О.В. Социально-психологические проблемы формирования личности ребенка в семье (Текст)/ О.В. Белоус // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - №2. - С. 81-87.

5. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков (Текст)/ У.Г. Егорова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2013. - Т. 15. - №2(4). - С. 964-968.

6. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) (Текст) / А.В. Мудрик // Сибирский педагогический журнал. -2017. -№ 1. -С. 124-130.

7. Грищук Е.А. Социально-психологические особенности взаимодействия родителей и подростков в современных российских условиях: автореф. дис.. .канд. псих. наук (Текст) / Е.А. Грищук - М., 2006. - 19 с.

8. Авдеева Н.Н. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями (Электронный ресурс) / Н.Н. Авдеева, Б.Я. Хоффман // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8. - № 4. - С. 69-78.doi:10.17759/jmfp.2019080407

REFERENCES

9. KarnaczkayaN.V. Vliyaniesem'inasocializaciyupodrostka (E'lektron-ny'jresurs). N.V. Karnaczkaya. Nauchno-metodicheskijelektronnyjzhurnal «Koncept». 2017. № 8 (avgust). P. 61-70. URL: http://e-koncept.ru/2017/170206.htm.

10. KarabanovaO.A. Detsko-roditeF skieotnosheniyaipraktikivospita-niyavseme: kross-kuFturnyjaspekt. O.A. Karabano-va. Sovremennayazarubezhnayapsix-ologiya. 2017. T. 6. № 2. P. 15-26. doi:10.17759/jmfp.2017060202.

11. Reznik N.A. Family as a factor in the socialization of a child's personality. Pedagogics: History, Prospects. 2021. Vol. 4, No. 6. С. 45-52. DOI: 10.1774826869969-2021-4-6-45-53

12. Belous O.V. SociaFno-psixologicheskie problemy' formirovaniya lichnosti rebenka v sem'e (Tekst). O.V. Belous. Semejnaya psixologiya i se-mejnaya ter-apiya. 2008. №2. P. 81-87.

13. Egorova U.G. Vzaimosvyaz' roditeFskogo otnosheniya i konfliktnosti po-drostkov (Tekst). U.G. Egorova. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Ros-sijskoj akademii nauk, 2013. T. 15. №2 (4). P. 964-968.

14. Mudrik A.V. Social naya psixologiya vospitaniya (kratkaya e ksplikaciya i sub^ektivny'e zametki) (Tekst). A.V. Mudrik. Sibirskij pedagogicheskij zhur-nal. 2017. № 1. P. 124-130.

15. Grishhuk E.A. SociaFno-psixologicheskie osobennosti vzaimodej-stviya rodite-lej i podrostkov v sovremennyx rossijskix usloviyax: avtoref. dis. kand. psix. nauk (Tekst). E.A. Grishhuk M., 2006. 19 p.

16. Avdeeva N.N. Aktual ny e napravleniya issledovanij vzaimootnoshe-nij podrostkov s roditelyami. N. Avdeeva, B.Ya. Xo-ffman. Sovremennaya zarubezh-naya psixologiya. 2019. T. 8. № 4. P. 69-78. doi:10.17759/jmfp.2019080407

Информация об авторах: Вера Сергеевна Елагина, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2469-9285 [email protected]

Надежда Александровна Резник, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный, гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия [email protected]

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Вера Сергеевна Елагина, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2469-9285 [email protected]

Надежда Александровна Резник, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный, гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия [email protected]

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 19.07.2022

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and

revision: 23.08.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. / The author declares no conflictsof interests

© Елагина В.С., 2022 © Резник Н. А. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.