Комплексные исследования детства, 2022, т. 4, № 2 Comprehensive Child Studies, 2022, vol. 4, no. 2 _www.kid-journal.ru
N Check for updates
УДК 37.018.1
Статьи
https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-104-114
Проблемы и трудности семейного воспитания: взгляд современных родителей
М. Л. Исаченкова1, Т. К. Прогацкая1, М. А. Фельк1, И. А. Калабина01
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Сведения об авторах
Исаченкова Марина Леонидовна, SPIN-код: 8590-7610, ORCID: 0000-0003-4286-9970, e-mail: [email protected]
Прогацкая Татьяна Константиновна, ORCID: 0000-0001-5592-9472, e-mail: [email protected] Фельк Марина Алексеевна, e-mail: [email protected]
Калабина Инна Александровна, SPIN-код: 9424-6379, Scopus AuthorID: 57202912937, ORCID: 0000-0002-7634-4155, e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Исаченкова, М. Л., Прогацкая, Т. К., Фельк, М. А., Калабина, И. А. (2022) Проблемы и трудности семейного воспитания: взгляд современных родителей. Комплексные исследования детства, т. 4, № 2, с. 104-114.
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-104-114
Получена 1 апреля 2022; прошла рецензирование 11 апреля 2022; принята 11 апреля 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © М. Л. Исаченкова, Т. К. Прогацкая, М. А. Фельк, И. А. Калабина (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем и трудностей семейного воспитания, с которыми сталкиваются современные родители. В статье представлены данные опроса 116 родителей разных возрастных групп (от 20 до 60 лет) и данные контент-анализа интернет-ресурсов для родителей. Полученные данные проанализированы в зависимости от возраста родителей (выделено три возрастные группы от 20 до 30 лет, от 31 до 40 лет, от 41 до 60 лет), возраста (дошкольный, младший школьный, подростковый) и пола детей. Анализ данных позволяет выделить наиболее распространенные, независимо от демографических характеристик респондентов и возраста детей, проблемы: отсутствие психологических знаний об особенностях развития ребенка, взаимодействие детей с гаджетами и цифровым миром, трудности во взаимопонимании и построении эффективной коммуникации. Выявлена тревожная тенденция доверия родителей к советам анонимных интернет-пользователей, поиска советов о воспитании и здоровье детей у людей, не обладающих специальными знаниями. Сопоставление данных анализа российских и зарубежных ресурсов показывает различие в обсуждаемых родителями проблемах: ментальное здоровье детей, проблема буллинга (ребенка обижают или ребенок стал обидчиком), проблема определения гендерной идентичности в подростковом возрасте. В качестве общих, обсуждаемых как российскими, так и родителями за рубежом выделены: проблемы с дисциплиной в школе, помощь с домашним заданием, истерики, общение со сверстниками, проблемы с игровой зависимостью, родительский контроль и т. д. В статье приводятся примеры обращений родителей, описание ими конкретных проблем и запросов.
Ключевые слова: воспитание, интернет-ресурсы для родителей, проблемы семейного воспитания, родитель, семейное воспитание, трудности в семейном воспитании
Challenges of family education: A perspective of today's parents
M. L. Isachenkova1, T. K. Progatskaya1, M. A. Felk1, I. A. Kalabina™
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. The paper explores the views of today's parents on challenges of family education. It analyses the data of a survey conducted on 116 parents of different age groups (aged 20 to 60) and the data obtained from the content analysis of Internet resources for parents. The data are analysed according to the age of parents (three age groups: from 20 to 30, from 31 to 40, from 41 to 60), the age (preschool, primary school, teenage) and sex of their children. The data analysis identified most common challenges of family education regardless of the demographic characteristics of the respondents and the age of their children: lack of psychological knowledge about child development, children's interaction with gadgets and the digital world, difficulties in mutual understanding and building effective communication. An alarming trend is that parents trust recommendations of anonymous Internet users and seek advice about children's upbringing and health from people with no specialist knowledge. The comparative analysis of Russian and foreign resources shows that Russian parents and their foreign counterparts have different reasons to worry about: children's mental health, bullying (the child is bullied or the child is a bully), the issue of gender identity in adolescence. The following problems are discussed by both Russian parents and parents from abroad: discipline at school, help with homework, tantrums, communication with peers, game addiction, parental control, etc. The article provides examples of parents' questions and requests and their descriptions of specific problems.
Keywords: parenting, Internet resources for parents, challenges of family education, parent, family education
«Семейное воспитание — это сложная и многогранная система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников» (Мухатаева 2012, 180). Особенности данного процесса и его результативность зависят от множества факторов, включая демографические, социальные, экономические характеристики семьи, уклад ее жизни, особенности детско-родительских отношений, целевые установки родителей в воспитании детей, в конечном итоге формирующих воспитательный потенциал семьи (Антонова, Ефтимице, Иванова и др. 2021; Мухатаева 2012). Тем самым родители создают определенные условия для развития ребенка. Кроме того, родителям необходимо эффективно справляться с различными трудностями и проблемами, возникающими при реализации родительской функции.
Authors
Marina L. Isachenkova, SPIN: 8590-7610, ORCID: 0000-0003-4286-9970, e-mail: [email protected]
Tatyana K. Progatskaya, ORCID: 0000-0001-5592-9472, e-mail: [email protected] Marina A. Felk,
e-mail: [email protected] Inna A. Kalabina, SPIN-Kog: 9424-6379, Scopus AuthorID: 57202912937, ORCID: 0000-0002-7634-4155, e-mail: [email protected] For citation: Isachenkova, M. L., Progatskaya, T. K., Felk, M. A., Kalabina, I. A. (2022) Challenges of family education: A perspective of today's parents. Comprehensive Child Studies, vol. 4, no. 2, pp. 104-114. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-104-114
Received 1 April 2022; reviewed 11 April 2022; accepted 11 April 2022. Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © M. L. Isachenkova, T. K. Progatskaya, M. A. Felk, I. A. Kalabina (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Современные родители воспитывают детей в принципиально новой ситуации — цифровая среда, ускоряющийся темп жизни, изменение подходов к воспитанию детей, расслоение общества по материальному благосостоянию и пр. Происходит разрыв с опытом предыдущего поколения, опыт собственного детства родителей значительно отличается от содержания жизни современного ребенка, что, в свою очередь, влияет на родительскую компетентность (Анти-пова 2014; Зайцева 2015).
Исследование основных проблем и трудностей, с которыми сегодняшние родители сталкиваются в воспитании ребенка, помогает увидеть современную ситуацию семейного воспитания и необходимо специалистам для развития практики психолого-педагогической помощи семье.
Организация исследования
На первом этапе был проведен интернет-опрос родителей детей разных возрастов. В основу интернет-опроса легла разработанная анкета, включающая вопросы закрытого и открытого типа. Закрытые вопросы касались социально-демографического положения респондентов: возраст, пол, уровень образования, количество и возраст детей. Вопрос открытого типа: «Как вы считаете, с какими трудностями в воспитании детей сталкивается большинство современных родителей?» — был сформулирован как проективный, не касающийся участника интернет-опроса напрямую. Данная формулировка дает возможность человеку наделить абстрактных «современных родителей» определенными качествами и перенести в ответ свой жизненный опыт. Сбор данных производился через Google Forms. Всего 121 респондент принял участие в опросе. При анализе данных учитывались ответы 116 респондентов (106 женщин и 10 мужчин) в возрасте от 20 до 60 лет. Частично заполненные опросники были исключены и не учитывались при анализе данных.
На втором этапе нами были проанализированы интернет-ресурсы и родительские форумы, где родители обсуждают трудности, с которыми сталкиваются в воспитании своих детей и пы-
таются найти помощь и ответы на волнующие их вопросы.
Результаты интернет-опроса представлены в виде таблиц. Ответы на открытый вопрос респонденты формулировали по-разному. Обобщение формулировок позволило сгруппировать ответы по следующим категориям: коммуникация с ребенком, отсутствие психологических знаний, недостаток времени на воспитание, желание гиперопекать ребенка, финансовые трудности, влияние гаджетов на жизнь ребенка, устаревшие модели воспитания и стереотипы, отсутствие родительского опыта.
В таблице 1 представлены ответы в зависимости от возрастной группы респондентов.
Из данных, представленных в таблице, видно, что трудности взаимопонимания в процессе коммуникации с ребенком волнуют респондентов всех возрастных групп. Но только у респондентов в возрасте от 20 до 30 лет трудности в коммуникации с детьми выходят на первое место. Это может быть связанно с тем, что 88,5% представителей данной возрастной группы являются родителями детей, которым пять или меньше лет.
У респондентов в возрасте от 41 года до 60 лет на первом месте оказались не только трудности в коммуникации с ребенком. Респонденты данной возрастной группы попадают
Табл. 1. Трудности семейного воспитания, названные респондентами разных возрастных групп
Возраст респондентов Трудности в воспитании детей 20-30 лет (26 чел .) 31-40 лет (58 чел.) 41-60 лет (32 чел.)
Коммуникация с ребенком 8 (30,8%) 12 (20,7%) 10 (31,3%)
Отсутствие психологических знаний 7 (26,9%) 7 (12%) 9 (28,1%)
Недостаток времени на воспитание детей 5(19,2%) 10 (17,2%) 10 (31,3%)
Желание гиперопекать ребенка 1 (3,8%) 5 (8,6%) 2 (6,3%)
Финансовые трудности 4 (14,8%) 3 (5,2%) 3 (9,4%)
Влияние гаджетов на жизнь ребенка 2 (7,6%) 15 (25,9%) 5 (15,7%)
Устаревшие модели воспитания и стереотипы 5 (19,2%) 2 (3,4%) 2 (6,3%)
Отсутствие родительского опыта 1 (3,8%) 3 (5,2%) 2 (6,3%)
Age of respondents Difficulties 20-30 (26 pers.) 31-40 (58 pers.) 41-60 (32 pers.)
Communication with a child 8 (30.8%) 12 (20.7%) 10 (31.3%)
Lack of psychological knowledge 7 (26.9%) 7 (12%) 9 (28.1%)
Lack of time for child's education 5(19.2%) 10 (17.2%) 10 (31.3%)
Desire to overprotect a child 1 (3.8%) 5 (8.6%) 2 (6.3%)
Financial difficulties 4 (14.8%) 3 (5.2%) 3 (9.4%)
Influence of gadgets on a child's life 2 (7.6%) 15 (25.9%) 5 (15.7%)
Outdated parenting models and stereotypes 5 (19.2%) 2 (3.4%) 2 (6.3%)
Lack of parenting experience 1 (3.8%) 3 (5.2%) 2 (6.3%)
Table 1. Challenges of family education specified by respondents of different age groups
в категорию родителей со взрослыми детьми и подвержены «конфликту поколений». Также родители этой группы часто упоминали недостаток времени на воспитание детей.
Респонденты возрастной группы от 31 до 40 лет главной трудностью, с которой они сталкиваются во время воспитания детей, обозначили «влияние гаджетов на жизнь ребенка».
Второй по значимости для возрастных групп от 20 до 30 лет и от 41 года до 60 лет оказалась трудность, связанная с отсутствием психологических знаний. Для респондентов из возрастной группы от 31 года до 40 лет эта трудность оказалась на четвертом месте. Многие респонденты отмечают, что находят в сети Интернет и на книжных полках «слишком много источников информации, которые часто пропагандируют противоположные вещи», которые устарели и не подходят для использования в повседневной жизни. Причиной появления данной трудности может стать избыток недостоверных психологических материалов, представленных в социальных сетях, блогах, а также недостаточная информированность участников исследо-
вания о проверенной литературе по возрастной психологии и воспитанию детей.
В возрастных группах от 20 лет до 30 лет и от 31 года до 40 лет трудность, связанная с недостатком времени на воспитание детей, оказалась на третьем месте.
Также на третьем месте у респондентов возрастной группы от 20 до 30 лет оказались трудности, связанные с «устаревшими моделями воспитания и стереотипами». Сами респонденты озвучивают их как трудности «не воспитывать ребенка по примеру, как воспитывали их самих», как «сильное влияние вредных стереотипов» или «детские травмы родителей, плохой пример воспитания прошлых поколений», и как «большое количество пережитков, устаревших моделей и подходов».
В целом, родителями всех возрастных групп чаще всего упоминались трудности в коммуникации с ребенком, отсутствие психологических знаний, а также недостаток времени на воспитание детей и влияние гаджетов на жизнь ребенка.
Далее мы проанализировали ответы родителей в зависимости от пола детей в семье (табл. 2).
Табл. 2. Трудности семейного воспитания, выделяемые респондентами в зависимости от пола ребенка
Пол детей респондентов Трудности в воспитании детей Родители только мальчиков (41 чел.) Родители только девочек (44 чел ) Родители девочек и мальчиков (31 чел.)
Коммуникация с ребенком 14 (34,1%) 6 (13,6%) 10 (32,3%)
Отсутствие психологических знаний 8 (19,5%) 7 (15,9%) 8 (25,8%)
Недостаток времени на воспитание детей 7 (17,1%) 6 (13,6%) 12 (38,7%)
Желание гиперопекать ребенка 1 (2,4%) 4 (9%) 3 (9,7%)
Финансовые трудности 2 (4,9%) 3 (6,8%) 5 (16,1%)
Влияние гаджетов на жизнь ребенка 6 (14,6%) 7 (15,9%) 9 (29%)
Устаревшие модели воспитания и стереотипы 4 (9,8%) 2 (4,5%) 3 (9,7%)
Отсутствие родительского опыта 2 (4,9%) 3 (6,8%) 1 (3,2%)
Table 2. Difficulties of family education specified by respondents depending on the child's gender
Gender of respondents' children Difficulties Parents of boys only (41 pers .) Parents of girls only (44 pers ) Parents of girls and boys (31 pers )
Communication with a child 14 (34.1%) 6 (13.6%) 10 (32.3%)
Lack of psychological knowledge 8 (19.5%) 7 (15.9%) 8 (25.8%)
Lack of time for child's education 7 (17.1%) 6 (13.6%) 12 (38.7%)
Desire to overprotect a child 1 (2.4%) 4 (9%) 3 (9.7%)
Financial difficulties 2 (4.9%) 3 (6.8%) 5 (16.1%)
Influence of gadgets on a child's life 6 (14.6%) 7 (15.9%) 9 (29%)
Outdated parenting models and stereotypes 4 (9.8%) 2 (4.5%) 3 (9.7%)
Lack of parenting experience 2 (4.9%) 3 (6.8%) 1 (3.2%)
Анализ ответов не позволил выделить существенных различий. Трудности коммуникации с ребенком также выходят на первый план. Этот ответ чаще всего упоминается родителями, воспитывающими только мальчиков. Возможно, это связано с тем, что большинство респондентов в нашем исследовании были женского пола — 91,4%.
Из данных, представленных в таблице, видно, что родители мальчиков в два раза чаще заявляют о трудностях в коммуникации с детьми, чем родители девочек. У родителей девочек на первый план вышли такие трудности, как отсутствие психологических знаний и влияние гаджетов на жизнь ребенка.
Респонденты, которые являются одновременно родителями разнополых детей, ставят на первое место проблему недостатка времени на воспитание детей (38,7%), на второе место — сложности в коммуникации с детьми (32,3%). Это можно объяснить тем, что при воспитании двух и более детей уделять одинаковое время каждому ребенку становится труднее, поэтому между родителем и ребенком могут появляться недопонимания, ревность детей к братьям или сестрам, незначительные конфликты.
Анализ интернет-ресурсов для родителей
Для более полного анализа трудностей и проблем, с которыми сталкиваются современные родители в воспитании детей, нами был проведен контент-анализ родительских онлайн-форумов. Среди них: «Я — родитель», «Дети Mail.ru», Littleone, U-mama.ru, Eva.ru, «Психологос», «Большой мир маленьких детей» (популярное сообщество родителей в социальной сети «ВКонтакте»).
Выбор данного метода обусловлен рядом преимуществ: интернет-ресурсы предоставляют большую выборку респондентов; вопросы и ответы носят анонимный характер, поэтому описание проблемы подробное и эмоционально окрашенное; общение происходит без вмешательства заинтересованных лиц, что способствует открытому диалогу и отсутствию скованности его участников.
В ходе анализа было выделено несколько групп наиболее распространенных проблем и вопросов, которые пытаются решить родители детей разных возрастных групп.
Проблемы, обсуждаемые родителями детей дошкольного возраста
Первая группа трудностей связана с адаптацией и социализацией ребенка в детском саду: «Ребенок пошел в сад, когда кончится адаптация?» (U-mama 2022); «Кто как учит детей правильно говорить «нет» одногруппникам?» (Я — родитель 2022); «Мой ребенок не играет с другими детьми» (Я — родитель 2022).
Вторая группа проблем включает вопросы, связанные с развитием и обучением ребенка. Родители советуются на форумах о том, в какой сад/центр/кружок/спортивную секцию лучше записать ребенка. Родители старших дошкольников часто спрашивают о подготовке ребенка к обучению в школе: «Мамы, поделитесь рецептами правильной подготовки ребенка к школе...» (Littleone 2022); «Что выбрать — бесконечные простуды или подготовку к школе?» (Littleone 2022); «Те, кто ходил на подготовительные курсы к школе, вам это пригодилось?» (Littleone 2022). На большинстве форумов представлены подборки развивающих центров и кружков с отзывами родителей. Также популярным является вопрос, в каком возрасте лучше начинать обучение в школе: «Пожалели ли вы, что отдали ребенка в школу раньше 7 лет?» (U-mama 2022); «Тяжело ли было учиться, если пошел рано, не сильная ли нагрузка на малыша в таком возрасте?» (Littleone 2022).
Третий блок — здоровье ребенка. Здесь мы можем говорить о противоречии: с одной стороны, прослеживается некоторое недоверие родителей к врачам, с другой — готовность следовать советам от анонимных участников интернет-форумов: «Сдали кровь, читаю интернет и никак не могу определить вирусная или бактериальная. Ребенок 5 лет, болеет. Посмотрите, пожалуйста» (U-mama 2022). Родители обсуждают болезни и лечение детей, просят порекомендовать врачей.
Также довольно часто встречаются вопросы, связанные с психологическим состоянием ребенка, возрастными кризисами детей, детской агрессией и страхами: «Ребенку 6лет, в последнее время как будто вернулся в возраст 3 лет» (Я — родитель 2022); «У сына 4,5 года на фоне смены садика начался невроз. До крови кусает губы, постоянно теребит одежду, истерики по малейшим поводам» (Littleone 2022); «Моему сыну 3,2 года. На площадке не идет играть туда, где есть ребенок. Было ли у вас подобное?» (Eva.ru 2022).
Проблемы, обсуждаемые родителями младших школьников
Основные тревоги родителей младших школьников сопряжены с обучением в школе. Наиболее частые вопросы родителей можно представить несколькими группами.
Нежелание ребенка учиться в школе, мотивация обучения: «Ребенок отказывается ходить в школу наотрез» (Я — родитель 2022); «Дочь, 9 лет, уже две недели не может собраться в школу: вечером делает уроки, а утром то рука болит, то нога, то еще что-нибудь» (Eva.ru 2022); «В этом году ребенок идет во 2-й класс. Я, приходя после работы "без рук, без ног и без головы" сажусь с ним за уроки, но он тоже уже не в состоянии их сделать! В итоге у нас скандалы» (Littleone 2022).
Проблемы с поведением в школе: недисциплинированность, невнимательность, неусидчивость, неуважение к взрослым (как учителям, так и родителям): «Подскажите, как быть в ситуации, когда ребенок ведет себя как выскочка? Влезает во взрослые разговоры, комментирует абсолютно все, на занятиях не дает никому высказывать свое мнение» (Я — родитель 2022); «Ребенок очень невнимательный. Начинаются сложности с учебой. Порекомендуйте, пожалуйста, специалиста» (Littleone 2022).
Проблемы во взаимодействии со сверстниками: «Переживаю, что у ребенка (мальчик, 3 класс) много приятелей, но вот одного друга как-то нет» (U-mama 2022); «Девочка у меня на переменах одна ходит по коридорам вплоть до того, что говорит сама с собой. В школе девочки с ней не играют, и лезут мальчишки» (Консультации Психологос 2022); «Первый класс. Один из мальчиков задирает моего сына. Что делать?» (Eva.ru 2022).
Трудности, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, претензии со стороны учителей и родителей других учеников: «Есть ребенок, 3 класс. Класс его не принимает, учителя тоже. Во всем всегда виноват мой сын» (Littleone 2022); «С первого месяца учительница жалуется на поведение сына» (Я — родитель 2022).
Проблемы во взаимодействии со школьными учителями: «Вчера сын пришел расстроенный, так как учитель попросил одноклассников выгнать его из класса. Считаю это нарушением прав ребенка. Но, может, со стороны не все так страшно?» (Большой мир маленьких детей 2022); «Моя дочка была на перемене и услышала, как учительница говорила другой "у меня половина класса дебилов, а половина дурочек"
и назвала фамилии» (Littleone 2022). Задавая вопросы этой категории на форумах, родители надеются услышать, какие административные и юридические механизмы могут им помочь разрешить конфликтную ситуацию в школе и защитить ребенка от возможного психологического давления.
Среди вопросов, которые не связаны с обучением в школе, чаще всего встречаются вопросы о половом воспитании детей. Родители либо просят совета о том, как начать разговор на сложную для них тему, либо делятся переживаниями о том, что никогда не обсуждали со своим ребенком тему сексуальных отношений, но случайно столкнулись с наличием у ребенка повышенного интереса к ней: «Есть ли в городе какие-нибудь интерактивные экскурсии или просто экскурсии на тему полового созревания на возраст 8-10 лет» (U-mama 2022); «Сын, возраст 7лет. И на прошлой неделе обратили внимание на телефон, а там новые запросы: про девочек, их устройство ниже пояса, и все такое...» (Littleone 2022); «Нашлау дочки 9лет рисунок с изображением мужчины и женщины, занимающихся сексом. За неделю до этого я застала ее за просмотром порносайта. Что говорить, и надо ли вообще говорить?» (Дети@ Mail.ru 2022).
Кроме того, родители сталкиваются с проблемами взаимодействия детей с гаджетами: «Дочь, 9 лет, очень зависима от смартфона» (Я — родитель 2022); «Какие есть системы контроля за использованием смартфона? Чтобы ребенок не имел возможности зависнуть надолго» (Littleone 2022); «Можете посоветовать что-то конкретное для блокировки всякого нежелательного контента на смартфоне ребенка?» (Littleone 2022); «Дано:мальчик. 9лет. Очень любит игры, особенно виртуальные. И на телефоне, и на компе. Как только увидит играющего подходит "посмотреть", впадает в транс» (Littleone 2022). Часть вопросов этой группы связана с выбором цифрового устройства для ребенка. Один из популярных вопросов, что лучше приобрести первокласснику в качестве средства связи: смартфон или смарт-часы.
Проблемы, обсуждаемые родителями подростков
Сложности родителей в воспитании подростков в основном связаны с психологическими и физиологическими проявлениями особенностей подросткового возраста. Среди часто упоминаемых проблем психологическая нестабильность ребенка: «Сыну 17лет, и у него ежедневные истерики. Меня пугает его будущее»
(Дети@Mail.ru 2022); «Стали частые перепады настроения у дочки, слезы чуть что, срывается на крик, понимаю, что гормоны бушуют. Что ей подавать, чтоб снять эту напряженность, слезливость?» (Дети@Mail.ru 2022).
Родители обеспокоены резким изменением поведения подростка, просят советов о том, как лучше в такой ситуации выстраивать отношения: «Моему сыну 17 лет. Полгода назад его как подменили. Закрывается в своей комнате. Хамит, кричит, обманывает. Подскажите, что мне делать?» (Я — родитель 2022); «Стоит мне дочери только сказать о том, что мне что-то неприятно, как она обижается и говорит: "Не понимаю, что здесь такого". То ли я ненормальная, то ли она бессердечная?» (Большой мир маленьких детей 2022); «Сыну 13 лет, все очень сложно, полное отрицание прежних ценностей...» (Littleone 2022).
Для родителей подростков актуальными остаются проблемы трудностей в обучении, отсутствия мотивации к учебе в школе: «Сын в 8 классе, учится с 2 на 3. Как принять, что сын двоечник?» (Littleone 2022); «Я отец, 49, сыну 12. Его практически невозможно мотивировать к чему-либо» (Littleone 2022); «У нас
7 класс. 6 класс еле вытянули. Что дальше не знаю. Есть у кого тоже все тяжело?» (Littleone 2022). Успеваемость детей начинает беспокоить родителей в контексте их будущего, возникают вопросы о получении среднего профессионального или высшего образования, выборе учебного заведения, возможности поступления с текущими оценками и результатами пробных экзаменов. Кроме учебы в школе, родители уделяют внимание и вопросам дополнительного образования детей, формированию у подростков интереса к той или иной профессиональной сфере: «Сын заканчивает
8 класс и с пониманием, куда дальше, сложно. Очень хочу услышать куда дополнительно, на какие курсы ходят, кем хотят стать ваши сыновья?» (Littleone 2022). Часто родители просят порекомендовать профориентационные тесты для подростков и контакты специалистов, которые их проводят.
В отдельную группу можно выделить вопросы, связанные с внешним видом подростков. Родители спрашивают на форумах, как им повлиять на своего ребенка, изменить отношение к внешности: «Дочке 16 лет, она надевает старую одежду, говорит, что так ей удобно, и не по внешнему виду судить, какая она личность. Мы с мужем стали врагами ей, так как стараемся объяснить, что ухаживать за собой важно» (Я — родитель 2022); «Девушка 13 лет.
Хочет краситься. Сильно, безвкусно и много. Хочу подарить ей мастер-класс какой-то на тему макияжа» (Eva.ru 2022); «Дочке 12 лет. Кроме самой проблемы эпиляции, есть проблема психологическая — "не хочу, мне и так нормально" — вот, что с этим делать?» (Littleone 2022). Из содержания вопросов видно, что часто представления о красоте у родителей и подростков не совпадают, но взрослые все равно ищут способы повлиять на то, как выглядят их дети.
Другая важная и распространенная проблема, по которой родители просят совета, — анорексия среди девочек-подростков: «Дочке 14 лет. Решила худеть. Дальше худеть не хочет, но от еды отказывается, боясь поправиться. Подскажите хорошего психиатра по данной проблеме» (Консультации Психологос 2022); «Дочура 13,5 лет. С осени скатывается в отказ от еды. Вижу налицо все признаки пищевого расстройства, отказывается от посещения психолога» (Дети@Mail.ru 2022).
Также родители задают вопросы, связанные с курением и использованием электронных систем доставки никотина: «Недавно я обнаружила в карманах у дочки зажигалку, видимо, она начала курить. Подскажите как быть?» (Дети@Mail.ru 2022); «13 лет. Обсуждают с друзьями, где и как купить hqd. Сегодня это курево, а завтра что?» (Littleone 2022); «Никотиновые смеси, снюсы, леденцы, вейпы и прочее. Есть ли это у вас, и как боретесь вы?» (Большой мир маленьких детей 2022). Вопросы, связанные с употреблением алкоголя и наркотиков подростками, на выбранных нами форумах встречаются реже. Преимущественно родители высказывают лишь опасения о том, что потенциально могут столкнуться с этими проблемами: «Вчера вечером посмотрела фильм о наркомании среди подростков. У меня два подростка. Вроде никаких признаков и предпосылок нет подозревать, но все равно тревожный червячок не дает спокойно жить...» (Дети@Mail.ru 2022).
Еще один вид зависимости, которая беспокоит родителей, — зависимость от компьютерных игр. Некоторые родители обеспокоены временем, которое проводят их дети за компьютером и/или смартфоном, в связи с чем в семьях возникают конфликтные ситуации: «В этом году сын не хочет ничем заниматься, только постоянное нахождение в интернете — игры по сети. Он говорит, что его все устраивает, все деньги он заработает на киберспорте. Какая тупость, но что делать-то, как убеждать?» (Большой мир маленьких детей 2022); «Мальчик
зависает в смартфоне, завел аккаунт, входит в 100 лучших игроков города, у него там жизнь... Начинаю забирать, истерики, вой, я плохая мать» (Eva.ru 2022).
Свидания и романтические отношения являются неотъемлемой частью подросткового периода и также становятся причиной переживаний родителей: «Сыну 16лет, познакомился с девочкой по интернету. Девочке 13 лет, живет в другом городе. Как быть, если сын решит поехать к ней?» (Дети@МаИ.ги 2022); «Девочка, 15 лет начала отношения с мальчиком 19-ти лет. Встречаются пару месяцев, хотят вступить в половые отношения. Как грамотно и просто все объяснить или, может, посоветовать повременить, но тактично, чтобы не обиделась?» (Большой мир маленьких детей 2022); «На днях сын показал мне фото, которое ему прислала одноклассница, которая в него влюблена. Девочка на своей руке вырезала или выцарапала его имя, рука в крови» (Дети@ Mail.ru 2022).
Анализ зарубежных родительских форумов
Нами также был проведен анализ вопросов, оставленных родителями детей разных возрастных групп на трех англоязычных форумах: Kids in the House, ReachOut, Parenting Forums.
Это позволило нам выявить некоторые особенности проблем современного семейного воспитания в других странах в сравнении с российским контекстом.
Родители, говоря о своих проблемах в семейном воспитании, не стремятся найти одного верного решения, «рецепта», который поможет разрешить возникшие трудности. В своих вопросах родители, скорее, стремятся узнать о чужом опыте, познакомиться с разными взглядами на проблему. Например, родитель, описывая свою проблему — перенос негативных эмоций, полученных на работе, на процесс воспитания и ребенка, завершает свой вопрос следующим образом: «Давайте поделимся советами и опытом, чтобы стать лучшими родителями» (Parents discussion forum 2022).
Ответы, которые получают родители, носят позитивный и поддерживающий характер. Часто комментаторы начинают свой ответ с того, что им очень жаль, что родителю пришлось столкнуться с такой проблемой, что они его понимают, что переживали то же самое, а завершают пожеланием удачи, подчеркивая, что не претендуют на позицию эксперта: «Эти истерики действительно могут свести с ума!»
(Kids in the House 2017); «Просто мое мнение как бывшего подростка. Удачи!» (Parenting Forums 2020).
Спектр проблем, волнующих родителей за рубежом, также несколько отличается. На основании анализа иностранных родительских форумов нами были выделены следующие проблемы и трудности: Baby (до 12 месяцев)
Большинство вопросов и дискуссий об этом периоде касаются здоровья ребенка, а также «технических моментов родительства» — выбор питательных смесей, подбор колясок/кроваток и т. д. Основные темы обсуждения: «Опыт родительской депрессии», «Недостаток сна», «Стоит ли показывать малышам видео?», «Зависть к няне», «Использование соски и других средств успокоения», «Кормление грудью». Toddler (от 12 до 36 месяцев) В этот период родителей в большей степени беспокоят вопросы выстраивания взаимоотношений с ребенком, детского развития, а также аспекты поведения, связанные с возрастными особенностями ребенка. Основные темы обсуждения: «Проблемы с привязанностью», «Использование технологий», «Агрессивное поведение», «Пищевые привычки», «Приучение к горшку», «Время сна», «Тревожность», «Скромность и закрытость», «Как сделать из ребенка гения?», «Отучить ребенка сосать палец», «Плачет каждый день», «Ревность», «Проблемы формирования речи».
Preschool (дошкольный возраст) Основные темы обсуждения: «Электронные устройства для детей», «Навыки общения», «Организованные встречи детей», «Справиться с истерикой», «Поведение со старшими сиблин-гами», «Начало занятий в детском саду», «Экономическое воспитание», «Игрушки». Elementary (начальная школа) Основные темы обсуждения: «Использование технологий», «Дети в социальных сетях», «Детские страхи», «Истерики», «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», «Дружба», «Бул-линг», «Огрызания в период раннего пубертата», «Выбор подходящей литературы для детей», «Помощь с домашним заданием», «Проблемы с дисциплиной в школе», «Отделение от родителей».
Teen (подростки)
Обсуждения, касающиеся подросткового возраста, являются самыми популярными. Родители задают наибольшее число вопросов именно по этой теме, и дискуссии о проблемах и трудностях в воспитании подростков собирают большое количество участников.
Основные темы обсуждения: «Помощь подростку в выборе карьеры», «Ментальное здоровье (депрессии, общая тревожность, панические расстройства, селф-харм)», «Проблемы в коммуникации с ребенком», «Использование электронных устройств (чрезмерное использование, родительский контроль за социальными сетями, компьютерная зависимость)», «Дисциплина подростка», «Отношения и дружба», «Время с семьей», «Безопасность», «Разговоры на тему секса», «Наркотики и алкоголь», «Ген-дерная идентичность (трансгендеры, пансексу-алы)».
Обобщая, можно сказать, что иностранных родителей больше, чем отечественных, волнуют проблемы ментального здоровья (депрессии у матерей, пищевые привычки, детские страхи, синдром дефицита внимания и гиперактивности, тревожность, панические расстройства), проблема буллинга (ребенка обижают или ребенок стал обидчиком), проблема определения ребенком собственной гендерной идентичности в подростковом возрасте. Также на зарубежных родительских форумах обсуждаются проблемы, не характерные для российского контекста. К таким можно отнести вопросы об организации специальных игровых встреч для детей дошкольного возраста, целью которых является развитие социальных навыков: «В последние пять лет я регулярно организовывала игровые встречи, но сейчас просто не хватает времени на это» (Kids in the House 2022). В России подобные практики не распространены. Также нетипичной проблемой для отечественного пространства является обсуждение с детьми подросткового возраста вопросов пересылки интимных фотографий и сообщений в Интернете — sexting: «Моя дочь отправляет и получает обнаженные фотографии в социальных сетях. О чем мне сейчас с ней поговорить? Как я могу помочь ей понять последствия своих действий?» (Parents discussion forum 2022). В ином ключе обсуждается проблема буллинга: родители начинают беспокоиться не только, если их ребенок стал жертвой травли, но и если ребенок сам является агрессором: «Мой пасынок избивает людей в школе, он стал настоящим хулиганом. <...> Мне интересно, какие шаги можно предпринять против хулигана, если это ваш ребенок» (Parenting Forums 2020). Несмотря на все различия остаются и те трудности, которые можно назвать кросс-культурными: проблемы с дисциплиной в школе, помощь с домашним заданием, истерики, общение со сверстниками, проблемы с игровой зависимостью, родительский контроль.
Заключение
Представленные материалы показывают широкий спектр проблем, волнующих родителей и вызывающих затруднения в реализации ими родительской функции.
Данные, полученные как в ходе опроса, так и при контент-анализе интернет-ресурсов для родителей, позволяют выделить в качестве основной проблемы недостаток психологических знаний у родителей об особенностях развития ребенка. Большинство проблем, заявленных пользователями данных ресурсов, объяснимы возрастными особенностями ребенка, ситуацией его развития, характерной для данного возраста и жизненного цикла семьи. Отсутствие необходимых знаний затрудняет интерпретацию поведения ребенка родителями, понимание его потребностей, снижает возможности построение эффективной коммуникации с ним.
Также в качестве общей для всех групп проблемы можно выделить взаимодействие ребенка с цифровым миром и гаджетами. Родители затрудняются в выборе семейной стратегии по отношению к данному вопросу. Противоречивые данные о пользе и вреде цифровых устройств вынуждают родителей искать помощи и советов среди других родителей.
Сопоставление данных зарубежных и российских ресурсов показывает определенные различия в обсуждаемых родителями проблемах. Вместе с тем позволяет выделить трудности, которые можно назвать кросс-культурными: проблемы с дисциплиной в школе, помощь с домашним заданием, истерики, общение со сверстниками, проблемы с игровой зависимостью, родительский контроль.
В качестве тревожной тенденции хотелось бы выделить высокую степень доверия некоторых родителей к советам анонимных пользователей, в сочетании с недоверием к официальным институтам.
Важно сохранить для родителей возможность обсуждать свои проблемы. Зачастую родителям просто хочется знать, что они не одиноки и другие пользователи сталкиваются со схожими трудностями. Но также необходимо развивать просветительские ресурсы с достоверной информацией для родителей, делать доступным консультирование и поддержку родителей профессионалами.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Соответствие принципам этики
Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей.
Ethics Approval
The work was carried out in accordance with the ethical standards for research involving human subjects.
Вклад авторов
И. А. Калабина — научное руководство; разработка концепции исследования; обработка результатов, структурирование и доработка рукописи.
М. Л. Исаченкова — разработка концепции исследования; анализ русскоязычной литературы; анализ русскоязычных форумов; сбор и анализ данных; подготовка первоначального варианта рукописи.
Т. К. Прогацкая — разработка концепции исследования; анализ англоязычных и русскоязычных форумов; сбор и анализ данных; подготовка первоначального варианта рукописи.
М. А. Фельк — разработка концепции исследования; анализ русскоязычных форумов; сбор и анализ данных.
Все авторы обсудили результаты и согласовали итоговую версию статьи.
Author Contributions
I. A. Kalabina—intellectual stewardship; development of the research concept; processing of results; structuring and revision of the manuscript.
M. L. Isachenkova—development of the research concept; analysis of Russian language literature; analysis of Russian language forums; data collection and analysis; preparation of the initial version of the manuscript.
T. K. Progatskaya—development of the research concept; analysis of English language and Russian language forums; data collection and analysis; preparation of the initial version of the manuscript.
M. A. Felk—development of the research concept; analysis of Russian language forums; data collection and analysis.
All authors discussed the results and contributed to the final manuscript.
Источники
Большой мир маленьких детей. (2022) Вконтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mir.detey (дата обращения 27.03.2022).
Дети@МаИ.ги. (2022) [Электронный ресурс]. URL: https://deti.mail.ru (дата обращения 27.03.2022).
Консультации Психологос. (2022) Психологос. [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologos.ru/ articles/view/nuzhna-konsultaciya-psihologa-vop-zn--my-vam-pomozhem (дата обращения 27.03.2022).
Я — родитель. (2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ya-roditel.ru/forum/ (дата обращения 27.03.2022).
Eva.ru. (2022) [Online]. Available at: https://eva.ru/forum.htm (accessed 11.10.2020).
Kids in the House. (2022) Kidsinthehouse.com. [Online]. Available at: https://www.kidsinthehouse.com/forum (accessed 30.01.2021).
Littleone. (2022) [Online]. Available at: https://forum.littleone.ru (accessed 27.03.2022).
Parenting Forums. (2020) [Online]. Available at: https://www.parentingforums.org (accessed 30.01.2021).
Parents discussion forum. (2022). ReachOut. [Online] Available at: https://forums.parents.au.reachout.com (accessed 30.01.2021).
U-mama. (2022) [Online] Available at: https://www.u-mama.ru/forum/ (accessed 10.10.2020).
Литература
Антипова, Е. В. (2014) Семейная педагогика. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешева, 216 с.
Антонова, П. А., Ефтимицэ, М., Иванова, Е. В. и др. (2021) Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей. Комплексные исследования детства, т. 3, № 2, с. 91-100. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100
Зайцева, Н. А. (2015) Теория поколений: мы разные или одинаковые? Российские регионы: взгляд в будущее, т. 2, № 2, с. 220-236.
Мухатаева, Ж. А. (2012) Психолого-педагогические основы семейного воспитания. В кн.: Проблемы и перспективы развития образования: Материалы II Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, с. 180-182.
Sources
Bol'shoj mir malen'kikh detej [Big world of little kids]. (2022) Vkontakte. [Online]. Available at: https://vk.com/
mir.detey (accessed 27.03.2022). (In Russian) [email protected] [[email protected]]. (2022) [Online]. Available at: https://deti.mail.ru (accessed 27.03.2022). (In Russian)
Eva.ru (2022) [Online]. Available at: https://eva.ru/forum.htm (accessed 11.10.2020). (In Russian)
Kids in the House. (2022) Kidsinthehouse.com. [Online]. Available at: https://www.kidsinthehouse.com/forum
(accessed 30.01.2021). (In English) Konsul'tatsii Psikhologos [Psychologos consultations]. (2022) Psikhologos. [Online]. Available at: https://www.psychologos.ru/articles/view/nuzhna-konsultaciya-psihologa-vop-zn--my-vam-pomozhem (accessed 27.03.2022). (In Russian) Littleone. (2022) [Online]. Available at: https://forum.littleone.ru (accessed 27.03.2022). (In Russian) Parenting Forums. (2020) [Online]. Available at: https://www.parentingforums.org (accessed 30.01.2021). (In English)
Parents discussion forum. (2022). ReachOut. [Online] Available at: https://forums.parents.au.reachout.com
(accessed 30.01.2021). (In English) U-mama. (2022) [Online] Available at: https://www.u-mama.ru/forum/ (accessed 10.10.2020). (In Russian) Ya — roditel' [I am a parent]. (2022) [Online]. Available at: https://www.ya-roditel.ru/forum/ (accessed 27.03.2022). (In Russian)
References
Antipova, E. V. (2014) Semejnaya pedagogika [Family pedagogy]. Mogilev: Mogilev State University named after
A. Kuleshov Publ., 216 p. (In Russian) Antonova, P. A., Eftimitse, M., Ivanova, E. V. et al. (2021). Tsel' semejnogo vospitaniya: vzglyad sovremennykh roditelej [The purpose of family education: The view of modern parents]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 2, pp. 91-100. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100 (In Russian)
Mukhataeva, Zh. A. (2012) Psikhologo-pedagogicheskie osnovy semejnogo vospitaniya [Psychological and pedagogical foundations of family education]. In: Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Problems and prospects for the development of education: Proceedings of the II International Scientific Conference]. Perm: Merkurij Publ., pp. 180-182. (In Russian) Zajtseva, N. A. (2015) Teoriya pokolenij: My raznye ili odinakovye? [The theory of generations: Are we different or the same?]. Rossijskie regiony: Vzglyad v budushchee — Russian Regions: Looking into the Future, vol. 2, no. 2, pp. 220-236. (In Russian)