0ГУЭП
УДК 343.91-053.6 ББК 67.518.8
И.Б. Степанова,
кандидат юридических наук, доцент, Ивановский государственный университет
Т.М. Явчуновская,
кандидат юридических наук, доцент, Ивановский государственный университет
ПОДРОСТОК И НАСИЛИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ФАКТЫ
Целью настоящей работы является попытка показать состояние проблемы насилия над подростком со стороны родителей, учителей и сверстников. Методом исследования послужило анкетирование учащихся 7-10-х классов в шести школах Ивановской области.
Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что подростки в силу половозрастных, гормональных, эмоциональных и психосоциальных характеристик часто становятся жертвами насилия со стороны родителей. При этом насилие проявляется в различных ситуациях и формах (от психологического манипулирования, унижений, угроз до физического наказа-
Не менее серьезная проблема современного общества - насилие в школе, прежде всего со стороны сверстников. Тревожным симптомом является то обстоятельство, что жертвы насилия зачастую не говорят об этом никому, пытаясь самостоятельно решить проблему. Использование деструктивных приемов в ситуации конфликта свидетельствует об отсутствии навыков гуманной коммуникации.
Конфликты с учителями - достаточно распространенное явление. В подростковом возрасте неправильное поведение вызывается гипертрофированным стремлением к самоутверждению, ограниченным жизненным опытом. Факты некорректного поведения учителя - крики, оскорбления, физические меры воздействия - свидетельства неумения или нежелания с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка.
Основные выводы: подросткам достаточно часто приходится сталкиваться с насилием со стороны родителей, учителей и сверстников. Дети не чувствуют себя защищенными ни дома, ни в школе. Есть основания полагать, что насильственная модель поведения будет усвоена ими в процессе социализации, и тогда насилие, как эпидемия, будет распространяться от одного поколения к другому.
Ключевые слова: насилие над детьми; психологическое и физическое насилие; факторы, провоцирующие применение насилия; эксцессы поведения; насилие в школе.
The goal of the paper is to describe the situation of teenagers' abuse by parents, teachers and peers. The research method is a questionnaire poll of 7-10 grade students in six schools of Ivanovo Region.
The poll results show that teenagers, due to gender and age, hormonal, emotional and psychosocial characteristics, often become victims of abuse by parents. This abuse can happen in different situations and take various forms (from psychological manipulation, humiliation, threats to physical punishment).
Abuse in schools is another, and no less serious, problem of modern society. A worrying symptom is that abuse victims often do not inform anybody about it and try to solve the problem on their own. Use of destructive approaches in conflict situations testifies to the lack of humane communication skills.
Conflicts with teachers are a rather widespread phenomenon. Incorrect behavior of teenagers is caused by an exaggerated desire for self-assertion and limited life experience. The facts of incorrect
I.B. Stepanova, Ph.D. in Law, Ass. Professor, Ivanovo State University T.M. Yavchunovskaya, Ph.D. in Law, Ass. Professor, Ivanovo State University
TEENAGER AND ABUSE: ISSUES AND FACTS
50
© Степанова И.Б., Явчуновская ТМ., 2011
Criminology
behavior of teachers - shouting, insults, and physical actions - testify to their lack of ability or desire to respect the personality and problems of a child.
Key conclusions: teenagers have to face abuse by parents, teachers and peers rather often. Children do not feel protected either at home or at school. There are reasons to believe that they will absorb the abuse model of behavior in the process of socialization and that abuse will spread epidemically from generation to generation.
Key words: abuse of children; psychological and physical abuse; factors provoking abuse; behavioral excesses; abuse in schools.
В последнее время все больше внимание общественности, правоохранительных органов и специалистов различных областей знания направлено на проблему насилия в отношении детей, представляющего собой одну из достаточно распространенных и социально опасных форм агрессии.
Насилие над детьми носит латентный характер. О реальных масштабах его можно судить только на основании специальных исследований. Попытка провести такое исследование была предпринята авторами в мае 2011 года. На базе шести школ Ивановской области было опрошено 290 учащихся 7-10-х классов.
Наше внимание к данной возрастной группе было не случайным. Следует заметить, что подростковый возраст психологи считают наиболее «сензитивным к насилию». Физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения, происходящие в данном возрасте, делают подростка легко травмируемым. Поэтому взрослым в это время необходимо проявлять максимум понимания и отзывчивости [4, с. 22]. Вместе с тем, согласно результатам научных исследований, чаще всего жертвами насилия со стороны родителей становятся дети от 12 до 17 лет, причем ситуация достигает пика чаще всего для 15-17-летних [1]. По-видимому, повышенная импульсивность, агрессивность, показная независимость, безапелляционные суждения в отношении взрослых и некоторые другие черты, свойственные подростковому возрасту, провоцируют наказание со стороны взрослых. Последние часто не проявляют должной терпимости и чуткости к тем изменениям, которые происходят с детьми.
Очевидно, что наибольшей опасностью, наиболее пагубным воздействием обладает насилие в отношении детей в семье. «Родительское насилие почти во всех случаях при-
водит к трагическим результатам, ломает судьбы, выступает в качестве первопричины жизненной катастрофы. Ребенок, ставший жертвой насилия своих родителей... не может впоследствии должным образом приспособиться к жизни, создать семью, начинает жестоко относиться к своим детям, сравнительно легко решается на применение насилия к другим людям, он обычно не сострадает и не сочувствует им. Насилие в семье наносит детям серьезные психические и нравственные травмы, нередко порождая тем самым цепную реакцию противоправного поведения» [3, с. 5-6].
Согласно результатам проведенного исследования, в каждой третьей семье (36%) в качестве дисциплинарных методов воздействия на ребенка использовались различные виды физических наказаний, в том числе в 20% семей такие факты случались неоднократно. Спектр применяемых родителями «воспитательных» мер достаточно широк. По словам детей, чаще всего им дают подзатыльники (60,6% случаев применения физического наказания), бьют руками или различными предметами (17%), запирают дома или в другом помещении (11,7%), швыряют (6,4%).
На вопрос «По какому поводу (за что) родители применяли к Вам физическое наказание?» 43,3% подростков, подвергавшихся такому воздействию, ответили: «за плохое поведение дома, непослушание, неподчинение требованиям родителей, грубость в отношении них, нежелание помогать по дому». Каждого пятого школьника (21,4%) родители наказывали за плохие оценки в школе, а еще 7,1% - за плохое поведение в школе. За деви-антные поступки (употребление спиртного, совершение правонарушений) наказание применяли к 4,2% подростков. К сожалению, родители считают возможным прибегать к физическому наказанию даже за неряшливость, неопрятность детей (2,5%). Наконец,
заметим, что, по мнению 4% детей, их наказывали не за дело, а потому, что родители были не в духе, устали, у них было плохое настроение.
Только 46,2% подростков, подвергавшихся физическому наказанию, считали его справедливым. Остальные указывали на неправоту поступков родителей, но вынуждены были их терпеть. Следует подчеркнуть, что с позиции самого подростка, некие возрастные и личностные особенности позволяют считать нормальным поведение, рассматриваемое взрослыми как недопустимое, отклоняющееся. Оно отражает их стремление к экстремальным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, самоутверждению, расширению границ дозволенного поведения. Когда наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле за поведением несовершеннолетних, тогда рождаются конфликты в семье, эксцессы в формах реагирования родителей на подростков.
По словам школьников, чаще всего физическое наказание к ним применяли мамы (42,7%), папы использовали такие методы воздействия реже (36,6%). По-видимому, это объясняется традиционно большей занятостью женщин воспитанием детей и определенным самоустранением отцов от выполнения этой обязанности. В наиболее тяжелой ситуации оказались 5,2% подростков, которые отметили, что в их семье и папа и мама одинаково часто прибегали к физическим наказаниям в качестве воспитательной меры.
Большинство опрошенных подростков (65,7%) никому не рассказывали о применении к ним физического наказания со стороны родителей. Они один на один оставались с данной проблемой. 27,9% школьников рассказали о случившемся друзьям. И лишь в 3,5% случаев в травмирующей стрессовой ситуации источником поддержки для ребенка становился другой член семьи.
В ходе опроса школьникам был задан вопрос о том, какие чувства у них возникают, когда их обзывают, унижают, оскорбляют и бьют родители. Из ответов видно, что 60,5% подростков переживали гнев и обиду. Треть опрошенных (35,9%) испытывали ненависть, злобу, желание ответить тем же, т. е. они были психологически готовы к проявлению агрессии в ответ на насилие. Страх и беспо-
койство испытывали 7,7% школьников, а состояние тоски и подавленность - 4,2% опрошенных. И очень настораживают ответы 7% подростков, которые указали, что в ответ на примененное к ним насилие они испытывали безразличие. Возможно, такое отношение к ним со стороны родителей стало для них настолько привычным, что не вызывает уже острой негативной реакции.
В российском обществе существует толерантное отношение к физическому наказанию детей. В общественном сознании телесные наказания продолжают рассматриваться как неотъемлемое право родителей, как допустимый в дисциплинарных целях метод воспитания. Подобные взгляды бытуют в культурных традициях воспитания подрастающего поколения. В России патерналистское отношение к детям покоится на таком прочном историческом фундаменте, как «Домострой», который считается первым образцом педагогической литературы славянских народов и веками укоренялся в сознании людей. Напомним, что авторы «Домостроя» рекомендовали бить детей без указания и даже наличия причин начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается «поперек лавки». Данные исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей российские исследователи считают одной из причин насилия над детьми в семье.
Еще более распространенной формой семейного насилия над подростками является психологическое насилие. 42% опрошенных подростков подвергались такому воздействию со стороны взрослых. Причем лишь 15,4% отметили, что их в семье унижали, обзывали, оскорбляли всего один раз. В семьях остальных школьников такое повторялось систематически. Данный вид насилия оказывает деструктивное воздействие на несформировавшуюся психику подростка, у ребенка разрушается уверенность в себе, самоуважение, понижается самооценка, а порой формируется комплекс неполноценности.
Проведенное исследование позволило констатировать, что насилие в отношении детей в настоящее время встречается в семьях из разных социальных слоев, с разным уровнем благосостояния. В ходе опроса 84,3% подростков, к которым применялось физическое
Спт'то1оду
наказание, оценили уровень материального благополучия своей семьи как средний, 7,9% считали его низким, а 6,7% - высоким. В 68,5% случаев физическое наказание к детям применялось в семьях рабочих, однако в семьях предпринимателей и служащих этот феномен тоже встречался, только несколько реже (в 18% и 5,6% случаев соответственно).
Во внешне благополучных, обеспеченных семьях причиной насилия нередко является конфликт между ожиданиями родителей и действительностью. Протекает этот конфликт часто неосознанно. В ребенке сосредоточены надежды и ожидания взрослых, также как и страх, сможет ли ребенок реализовать желаемое. Родители, как правило, мечтают о том, что у них будет умный, здоровый, красивый, послушный ребенок, который будет радовать их своими успехами, будет перенимать самое лучшее. Взрослые зачастую даже не подозревают о том, что у ребенка могут быть свои желания и возможности, не отвечающие их требованиям. Побои со стороны родителей - это зачастую не что иное, как вымещение на ребенке обиды за неоправданные надежды, несбывшиеся мечты.
Но чаще всего дети становятся жертвой агрессивного поведения родителей или других взрослых родственников в семьях «группы риска», к числу которых относятся неполные, опекунские, многодетные семьи, семьи с инвалидами, приемными детьми, семьи, в которых есть лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией. Этой группе семей присущи стрессовые факторы, финансовые проблемы, чрезмерная занятость взрослых, низкий уровень образования и профессиональной квалификации родителей. Все это способствует применению физического и эмоционального насилия в качестве дисциплинарных мер и наказаний над детьми. Согласно результатам проведенного исследования, 31% семей, в которых применяли к детям физическое наказание, были неполными. В каждой пятой семье (20,2%) имели место частые скандалы, крики, оскорбления, в 3,4% семей происходили драки, побои кого-либо из членов семьи. В 12,3% случаев дети охарактеризовали свои отношения с родителями как конфликтные или напряженные. Для сравнения, школьники, к которым родители не применяли физическое наказание, в
96% случаев характеризовали семейную обстановку как благополучную, отрицая вышеназванные проблемы в семье.
Другой аспект рассматриваемой проблемы - это насилие в учебных учреждениях. Оно проявляется в конфликтах с учителями, а равно в разрешении проблем межличностного общения подростков в своей среде. Так, 60,5% респондентов вступали в конфликты с учителями. Этот показатель можно объяснить тем, что в подростковом возрасте неправильное поведение вызывается гипертрофированным стремлением к самоутверждению, ограниченным жизненным опытом. Ошибки в поведении проявляются в некритическом воспроизведении поступков взрослых; в неумении сдерживать свои порывы; грубости, драчливости; обособленности, замкнутости; негативном восприятии микросреды. С учетом возрастной психологической и социальной характеристики подростков, представляются возможными проблемы взаимного непонимания учителя и ученика, одноклассников, сверстников между собой. В этом возрасте особенно остро встает проблема осознания себя и своего будущего. Стремление проявить свою самостоятельность, независимость, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих подростков на неожиданные, непродуманные поступки.
В условиях конфликта с учителем, по словам респондентов, в 50,8% случаев в качестве меры реагирования использовался прием индивидуального собеседования, убеждения, диалога. В 7,7% случаев подростков вызывали к завучу, директору школы, на заседание педагогического совета. Вызов родителей в школу имел место в каждом пятом случае возникновения конфликта. Особо следует отметить такой показатель, который отражает факты некорректного поведения учителя, - крики, ругань, оскорбление и унижение. Респонденты указали, что такие эксцессы имели место в 17% случаев. Доля физических мер воздействия - подзатыльник, пощечина, удары различными предметами - составила 0,8%; 43% ответили положительно на вопрос о том, подвергались ли они когда-либо унижению, оскорблению со стороны учителей.
Представляют также интерес данные о том, что послужило поводом для неординар-
ного поведения педагога. В подавляющем большинстве случаев (60,8%) это было плохое поведение ученика, в 18% - плохая успеваемость, а в 17,2% - плохое настроение у самого учителя.
Учитывая сложность подросткового возраста, связанную с осознанием своего места в жизни, поисками примеров для подражания, общение с учителями и со сверстниками может складываться не всегда благополучно. Лидеры, аутсайдеры, «середняки» и прочие создают группировки по общим интересам внутри класса или школы. Принадлежность к такой группе повышает уверенность подростка в себе и дает ему дополнительные возможности для самоутверждения. Противостояние таких группировок может носить завуалированный характер, а иногда приобретает ярко выраженный враждебный характер. Результаты представленного исследования проиллюстрировали данный тезис выразительными данными: 51,6% респондентов отметили факт дружественной атмосферы, обстановки в классе, 42% оценили ее как «прохладную», с делением одноклассников на группы, которые почти не общаются между собой, а 6,4% - как конфликтную. На вопрос «Как Вы оцениваете свое положение среди одноклассников?» получены следующие ответы: «считаю себя лидером» - 18,7%; «мало общаюсь с одноклассниками, но не испытываю негативного отношения с их стороны» - 70,6%; «испытываю негативное отношение со стороны большей части одноклассников» - 10,7%. Таким образом, только каждый пятый подросток чувствовал себя комфортно в школьной среде, его интеллектуальные и организаторские способности оказались востребованными и направленными в позитивное русло. Более 2/3 оказались в индифферентной группе, не проявляя надлежащей инициативы, активности, не вызывали к себе интереса, воспринимая безразличие коллектива как должное и отвечая ему таким же инертным отношением. Представляется очевидным, что совместная деятельность, общие интересы, увлечения должны служить основой для развития социально нравственных форм общения, взаимоотношений между одноклассниками. Особую озабоченность вызывает последняя группа, составившая 10,7%. Это подростки, у которых нет прочной связи со своими одноклассника-
ми, в некотором роде это аутсайдеры, подвергающиеся обструкции в силу негативного к ним отношения. Как показали результаты анкетирования, формы выражения такого негативного отношения достаточно разнообразны: в 26,3% случаев имели место оскорбления, унижения; в 29,3% - сплетни, злые шутки, клевета; 13,5% - насмешки над внешностью, одеждой; 5% - бойкот, игнорирование; 8,8% - попытки отобрать деньги, ценные вещи или испортить их и в 8,5% - запирание в раздевалке, классе или ином помещении, удары, побои и т. п.
Формы реагирования на такие действия оказались следующими: одна треть опрошенных школьников в ситуации психологического или физического насилия со стороны сверстников старались не обращать внимания на обидчика (33,9%) либо избегали его (5,5%); 13,4% подростков пытались для разрешения проблемы поговорить с обидчиком, 3,1% звали на помощь друзей. Однако каждый четвертый опрошенный нами подросток (25,9%) выбирал стратегию активного противостояния (решал драться, применял к обидчику идентичные его поступкам действия). Такое поведение в какой-то мере объясняется психофизиологическими особенностями подросткового возраста (в связи с сексуальным созреванием у школьников возрастает агрессивность, развивается идентичность подростка как взрослого человека, актуализируется потребность в самоутверждении). С другой стороны, использование деструктивных средств в ситуации конфликта свидетельствует о неумении решать проблемы другими способами (к сожалению, ни в школе, ни дома подростков часто не обучают навыкам гуманной коммуникации).
Тревожным симптомом является то обстоятельство, что жертвы насилия со стороны сверстников зачастую не говорят об этом никому. Лишь 9,4% опрошенных подростков рассказали о случившемся родителям, 4,7% школьников обратились за помощью к учителям, администрации школы или школьному психологу, остальные пытались решить проблему самостоятельно. По мнению психологов, чаще всего это сделать не удается, следствием чего являются эмоционально-поведенческие расстройства у жер-
Criminology
твы насилия (потеря интереса к обучению, депрессивные состояния, замкнутость и отгороженность).
Опыт проведения эмпирического исследования отдельных аспектов проблемы насилия (психологического, физического) над несовершеннолетними старших классов школы со стороны членов семьи, педагогического коллектива, подростков между собой свидетельствует о глобальности темы. Казалось бы, приведенные факты асоциальных проявлений типичны, достаточно распространены и привычны. Однако следует учитывать, что обиды, стрессы, психологические проблемы подростков, издевательства со сто-
роны сверстников часто остаются без надлежащего внимания со стороны взрослых - родителей, педагогов, социальных работников и др., тогда как накапливаемые негативные переживания и эмоции оказывают необратимое деструктивное воздействие. «Дети постепенно замыкаются в себе, вследствие этого может появиться невротический страх смерти, приводящий к расстройствам внимания и памяти, снижению успеваемости в школе и нежеланию учиться» [2]. Внешний мир начинает восприниматься как агрессивная среда, что провоцирует ответную агрессию, формирует девиантные варианты межличностной коммуникации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социс. — 2003. — № 4. — с. 78-84.
2. Гирфанов Р.М., Калинкина М.Ю. Российский и зарубежный опыт борьбы с насилием в отношении детей // Вопросы ювенальной юстиции. — 2008. — № 1. — с. 58-68.
3. Ильяшенко А.С. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовой и криминологический аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 5-6.
4. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. — М., 2000. — С. 21-69.
REFERENCES
1. Alekseeva L.S. Sotsis [Sotsis]. 2003, no. 4, pp. 78-84.
2. Girfanov R.M., Kalinkina M.Yu. Voprosy yuvenal'noy yustitsii [Issues of Juvenile Justice]. 2008, no. 1, pp. 5868.
3. Il'yashenko A.S. Protivodeystvie nasil'stvennoy prestupnosti v sem'e: ugolovno-pravovoy i kriminologicheskiy aspekty (avtoref. kand. dis.) [Counteracting Crimes of Violence in the Family: Criminal Law and Criminological Aspects (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 2003, pp. 5-6.
4. Kosheleva A.D., Alekseeva L.S. Nasilie v sem'e: s chego nachinaetsya semeynoe neblagopoluchie [Abuse in the Family: How Family Problems Start]. Moscow, 2000, pp. 21-69.
Информация об авторах
Степанова Ирина Борисовна (Иваново) — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (153002 г. Иваново, пер. Посадский, 8, e-mail: [email protected])
Явчуновская Татьяна Михайловна (Иваново) — кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (153002 г. Иваново, пер. Посадский, 8, e-mail: [email protected])
Information about the authors
Stepanova, Irina Borisovna (Ivanovo) — Ph.D. in Law, Ass. Professor, Chair of Criminal Law and Process. Ivanovo State University (Posadsky per., 8, Ivanovo, 153002, e-mail: [email protected])
Yavchunovskaya, Tatyana Mikhailovna Явчуновская Татьяна Михайловна (Иваново) — (Ivanovo) — Ph.D. in
Law, Professor, Chair of Criminal Law and Process. Ivanovo State University (Posadsky per., 8, Ivanovo, 153002, email: [email protected])