Научная статья на тему 'Развитие металлургического комплекса Волгоградской области после вступления России в вто в контексте региональной промышленной политики'

Развитие металлургического комплекса Волгоградской области после вступления России в вто в контексте региональной промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО / СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЕТАЛЛУРГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукова А. В., Аникина И. Д.

В статье рассмотрены как общие для России преимущества от членства во Всемирной торговой организации, так и специфические для металлургического комплекса преимущества. Представлены возможности дальнейшего развития данной сферы, связанные с преодолением дискриминационных ограничений и квот на металлургическую продукцию и облегчением доступа к передовым технологиям. Авторы проанализировали последствия увеличения объемов металлургической продукции третьих стран и роста ее себестоимости и показали влияние металлургической сферы на экономику Волгоградской области после вступления России во Всемирную торговую организацию, а также обосновали роль региональной промышленной политики в системном преобразовании отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие металлургического комплекса Волгоградской области после вступления России в вто в контексте региональной промышленной политики»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 338:621.7 (470.45) ББК 65.9 (2Р-4 Вог) 305.2

развитие металлургического комплекса волгоградской области после вступления России В вто в контексте региональной промышленной политики

а. в. гукова,

доктор экономических наук, профессор, директор Института дополнительного образования E-mail: [email protected]

и. д. аникина,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой корпоративных финансов и банковской деятельности E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрены как общие для России преимущества от членства во Всемирной торговой организации, так и специфические для металлургического комплекса преимущества. Представлены возможности дальнейшего развития данной сферы, связанные с преодолением дискриминационных ограничений и квот на металлургическую продукцию и облегчением доступа к передовым технологиям. Авторы проанализировали последствия увеличения объемов металлургической продукции третьих стран и роста ее себестоимости и показали влияние металлургической сферы на экономику Волгоградской области после вступления России во Всемирную торговую организацию, а также обосновали роль региональной промышленной политики в системном преобразовании отрасли.

Ключевые слова: металлургический комплекс, региональная промышленная политика, последствия вступления в ВТО, системные меры поддержки отечественных металлургов.

Волгоградская область относится к областям с диверсифицированной экономикой, что является фактором устойчивого развития региона при условии разработки и реализации адекватной промышленной политики, учитывающей отраслевую специфику региональной экономики. опыт экономических преобразований как в развитых, так и в развивающихся странах свидетельствует о том, что именно региональная промышленная политика является институциональной основой успешных системных преобразований в экономике и важным механизмом регионального развития.

В настоящее время анализ и оценка экономических последствий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТо) приобретает важное значение для формирования региональной промышленной политики, которая должна включать комплексные системные меры, направленные на

минимизацию возможных негативных последствий от данного шага. Оценка последствий вступления России в ВТО неодинакова у представителей деловых кругов в различных сферах. Однозначно можно утверждать только одно - полноправное членство России в ВТО ознаменует усиление процессов глобализации для российских хозяйствующих субъектов и новый этап в развитии отечественной экономической системы. Сегодня при определении долгосрочных приоритетов социально-экономической политики в целях обеспечения конкурентоспособности экономики вступление в ВТО является одним из важнейших факторов, так как определяет роль России в международной системе разделения труда на мировых рынках. К сожалению, расчет полного экономического анализа выгод от участия в ВТО пока объективно невозможен, но предпосылки количественного и качественного анализа возможных последствий присоединения уже имеются как для экономики России в целом, так и для отдельных сфер и регионов.

Всемирная торговая организация - это многосторонняя международная организация, обеспечивающая общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами на основе пакета соглашений, составляющих правовую основу ВТО. Основные принципы и правила ВТО обязывают своих членов проводить торговую политику в условиях отсутствия дискриминации, взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима в торговле, либерализации торговли, отказа от использования количественных и иных ограничений регулирования торговли преимущественно нетарифными методами, транспарентности торговой политики, разрешения торговых споров путем консультаций и переговоров. При этом если учесть, что на долю стран - членов ВТО приходится около 95 % мировой торговли, тогда неоспоримым аргументом «за» вступление России в ВТО является возможность отстаивать свои экономические интересы. В этой связи очевидны общие для России преимущества от членства в ВТО:

- равные конкурентные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг;

- доступ к системе разрешения споров ВТО, что повышает инвестиционную привлекательность страны для торговых партнеров посредством обеспечения предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами -членами ВТО;

- распространение на страну - участницу режима наибольшего благоприятствования и национального режима странами - членами ВТО, которые ранее не имели с ней соглашений о применении таких режимов;

- участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов;

- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами;

- гармонизация национального законодательства по вопросам международной торговли с законодательством других стран - членов ВТО на основе соглашений ВТО в соответствии со взятыми обязательствами;

- расширение возможностей участия в преференциальных торговых соглашениях на базе договоренностей и процедур, предусмотренных ВТО.

Однако реализация перечисленных преимуществ возможна только в случае реализации региональных программ развития промышленности при условии высокой эффективности системы государственного регулирования, результативности и оперативности принимаемых мер по созданию благоприятных условий для развития национальной экономики в условиях ВТО и минимизации возможных рисков неблагоприятных последствий. Это означает также необходимость определения стратегических приоритетов региональных интересов в новых условиях международной конкуренции.

Ввиду значительных различий в региональных экономиках вступление России в ВТО будет иметь разное результирующее влияние на изменение социально-экономического состояния регионов. Волгоградская область относится к регионам с разной специализацией, а по уровню развития экономики - к среднеразвитым регионам [1], что делает ее экономику менее уязвимой к возможным неблагоприятным последствиям вступления в ВТО, к которым относятся:

- рост безработицы;

- резкое снижение бюджетных доходов;

- рост социальной напряженности.

Так, многие сферы, попадающие в группу риска, сконцентрированы в нескольких регионах и/или являются градообразующими. Например, 80 % автомобильной промышленности сосредоточено

в Самарской и Нижегородской областях, животноводство развито в Центральном федеральном округе [1]. Поэтому задача региональной промышленной политики заключается в снижении рисков наступления неблагоприятных последствий для региона, а также в поддержке отраслей, которые могут стать драйверами экономического роста.

Рассмотрим сильные и слабые стороны присоединения России к ВТо в аспекте региональных особенностей для развития металлургической промышленности Волгоградской области. Данный сектор экономики является одним из базовых в системе народного хозяйства, его развитие в немалой степени определяет темпы экономического роста страны в целом. Значимость металлургической сферы для экономики подтверждается следующими данными:

- доля металлургической промышленности в ВВП страны составляет около 5 %, в промышленном производстве - порядка 18 %, в экспорте - 14 %;

- доля металлургической промышленности в налоговых платежах во все уровни бюджетов составляет более 5 %.

Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует от общепромышленного уровня 28,0 % электроэнергии, 5,4 % природного газа от общего потребления, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках -23 % [5]. В структуре промышленности Волгоградской области доля производства металлургии составила в 2011 г. 17 %. По производству труб в натуральном выражении область занимает в России 3-е место, по производству стали - 9-е место. Ведущими металлургическими комплексами в области являются ОАО «Волжский трубный завод», ЗАО «Красный Октябрь» [7]. Таким образом, металлургическая промышленность занимает важное место в экономике региона и оказывает значительное влияние на его социально-экономическое состояние, что обусловливает необходимость разработки положений региональной промышленной политики с учетом специфики данной отрасли.

В настоящее время в рамках международной специализации Россия выступает на мировых рынках как крупнейший поставщик топливно-энергетической продукции, минеральных продуктов и металлов. В экспорте России топливно-энергетические ресурсы занимают около 70 %, а металлы - около 9 %, и именно за счет них достигаются лидирующие позиции в мировом экспорте [4]. Таким образом, влияние вступления России в ВТО, оказываемое

именно на эти сферы, будет наиболее значимо для экономического состояния российской экономики. Статистические данные (табл. 1) показывают, что тенденции структуры экспорта и импорта субъектов Южного федерального округа (ЮФО) совпадают в среднем по России в целом. Так, в структуре экспорта субъектов ЮФО доля продукции топливно-энергетического комплекса составляла в 2010 г. 53,36 %, доля металлов и изделий из них - 16,15 %. В структуре импорта наибольший удельный вес занимали: машины, оборудование и транспортные средства (31,36 %), продовольственные товары (29,25 %), металлы и изделия из них (21,58 %).

По оценкам большинства экспертов, металлургия является одной из сфер, наиболее выигрывающих от вступления в ВТО. Так, ожидаемое снижение эффективных импортных ставок до и после присоединения России к ВТО по черной металлургии составит 9,97 %, по цветной - 26,73 %, прирост мировой цены российского экспорта составит 1,5 %, ожидаемый рост объема производства в черной металлургии ожидается 3,63 %, в цветной -14,45 % от уровня базового 2006 г. [2].

Моделируя последствия вступления России в ВТО относительно Южного Федерального округа, многие специалисты считают, что наибольшие изменения коснутся промышленности и транспортных услуг. Так, рост объема ожидается в цветной металлургии (31,8 %), в черной металлургии (9,81 %), в химическом и нефтехимическом производстве (1,27 %), а набольшее сокращение будет характерно для легкой промышленности (-4,03 %), машиностроения (-2,43 %) и воздушного транспорта (-2,00 %) [2]. Для регионов Юга России положительные последствия от вступления в ВТО для металлургической отрасли будут одними из самих значимых. Для черной металлургии лучший прогноз показателей только по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (рост объема производства на 33,48 % по сравнению с 9,81 % для ЮФО) (табл. 2). Это дает возможность металлургии стать одной из точек регионального роста, что особенно актуально, учитывая объем производства металлургических компаний в структуре промышленности Волгоградской области.

После присоединения России к ВТО для металлургической промышленности могут быть следующие благоприятные возможности: - преодоление дискриминационных ограничений,

отмена квот на стальную продукцию, увеличе-

а я

и о

о

Г4

03 «

н а о с

«

н а

0 с

и «

«

а

^

н

а н и

К «

1

а

«

и о Н

Машины, оборудование и транспортные средства (группы 84-90) В 101 823 49,81 2 743,7 31,36 | ,7 7, 3 57,03 23,6 35,81 1 028,3 | 25,97 | 82,4 32,45 | 183,2 | 21,28 | 1 388,4 | 39,21

т 22 582 6,06 598,5 6,84 ,3 2, 60,53 ,3 0, 0,97 103,4 | 2,47 75,7 32,96 | 22,1 0,88 394,7 | 12,13

Металлы и изделия из них (группы 72-83) В 17 074 8,35 | 1 888,1 21,58 | ,5 3, 5,30 | ,2 0, 0,30 | 294,9 | 7,45 | 67,8 | 26,70 | 336,1 | 39,04 | 1 185,7 | 33,48

т 42 703 11,46 | 1 649,6 16,15 | ,3 0, 7,89 | 30,7 | 99,03 | 287,0 | 6,85 | 118,5 | 51,59 | 577,8 | 23,10 | 635,4 | 19,52

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (группы 44-49) В 5 897 2,88 | 256,2 2,93 | 3, 4,69 | 1 1 90,6 | 2,29 | ,8 0,71 | 38,5 | 4,47 | 122,1 | 3,45

т 9 862 2,65 | 121,0 8 ,3 2, 60,53 | 1 1 34,6 | 0,83 | 64,5 | 28,08 | ,3 5, 0,21 | 14,2 | 0,44

Продукция химической промышленности, каучук (группы 28-40) В 37 232 18,21 916,4 10,48 | ,8 3, 5,75 34,6 52,50 | 262,0 | 6,62 ,5 8, 3,35 236,0 | 9,44 371,5 | 10,49

т 25 192 6,76 472,8 4,63 ,3 0, 7,89 1 1 129,4 | 3,09 ,9 6, 3,00 263,7 | 10,54 | 72,5 2,23

Продукция топливно-энергетического комплекса (группа 27) В 5 914 2,89 | 640,6 7,32 | ,3 0, 0,45 | 1 1 308,1 | 7,78 | ,2 3, 1,26 | 25,5 | 2,96 | 303,4 | 8,57

т 272 840 73,21 | 5 450,2 53,36 | ,9 0, 23,68 | 1 1 2 741,2 | 65,41 | 1 1 1 545,5 | 61,79 | 1 162,6 | 35,72

Продовольственные товары (группы 1-24) В 36482 17,85 | 2 559,0 29,25 | 20,8 | 31,47 | ,5 7, 11,38 | 2 066,4 | 52,19 | 92,0 | 36,23 | 80,1 9,30 | 292,2 | 5 ,2 8,

т 9 365 2,51 | 2 043,3 0 ,0 0, 2 ,9 2, 1 1 1 929,6 | 22,18 | 28,6 | 12,45 | 92,2 | 3,69 | 0 9 9 30,41

Всего В 198 525 0 0 8 747,8 0 0 66,1 | 0 0 65,9 | 0 0 3 959,71 0 0 253,9 | 0 0 860,9 | 0 0 3 541,21 0 0

т 372 682 0 0 1 0214,4 0 0 ,8 3, 0 0 31,0 | 0 0 4 190,6 | 0 0 229,7 | 0 0 2 501,3 | 0 0 3 255,2 | 0 0

Субъект Федерации, структура Российская Федерация в целом, млн долл. | Структура, % Южный федеральный округ, млн долл. | Структура, % | Республика Адыгея, млн долл. | Структура, % | Республика Калмыкия, млн долл. | | Структура, % | Краснодарский край, млн долл. | | Структура, % | Астраханская область, млн долл. | | Структура, % | Волгоградская область, млн долл. | | Структура, % | Ростовская область, млн долл. Структура, %

=

ние ввиду этого экспорта на сумму более 17-20 млрд долл., а также снижение ущерба от антидемпинговых расследований (оценка ущерба - 2-2,5 млрд долл. в год) [3]. Благодаря вступлению в ВТО металлурги получат доступ в комиссию по урегулированию § споров ВТО и справедли-

вое рассмотрение торго-^ вых споров. В настоящее

время поставки на рынки 8 отдельных перспективных

чо стран, например США, * сдерживались антидемпин-

говыми расследованиями, которые после вступления России в ВТО должны будут проходить более оперативно. Таким образом, £ российские компании могут

легче получить доступ на привлекательные рынки Европы и США; облегчение доступа к зарубежным технологиям и оборудованию посредством снижения импортных ^ пошлин (на 10-20 %).

Но в то же время имеются обоснованные угрозы для раз-

О

Л

о

ю о

и

о

5

л а

(з вития отечественных металлур-

§ гических компаний в виде воз-

й можного увеличения объемов

о ¡| ввоза продукции из третьих

| стран и роста себестоимости

Л, § продукции металлургии из-за

е^ й снижения таможенных пошлин

§ >§ и снятия торговых барьеров.

о

^ о Так, в настоящее время Россия о для поддержки отечественного | о производителя устанавливает

3 ежегодные квоты на поставку

| | труб из Украины и некото-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ рых других стран, которые

•2 | поставляются по ценам ниже

Я ^

в £ российских. Должны быть е н

£ В

снижены и пошлины на импорт

Таблица 2

Изменение объема производства и оплаты труда в металлургической сфере после вступления в ВТО по макрорегионам Российской Федерации, % [2]

Сегмент металлургической сферы Изменение объема производства Прирост мировой цены Изменение объема производства Изменение оплаты квалифицированного труда Изменение оплаты неквалифицированного труда

Российская Федерация

Черная металлургия -9,97 1,50 3,63 4,05 4,62

Цветная металлургия -26,73 1,50 14,45 15,11 15,70

Москва и Московская область

Черная металлургия -9,97 1,50 8,44 8,78 9,10

Цветная металлургия -26,73 1,50 32,89 33,34 33,72

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Черная металлургия -9,97 1,50 33,48 34,07 34,77

Цветная металлургия -26,73 1,50 35,81 36,44 37,16

Республика Татарстан

Черная металлургия -9,97 1,50 4,70 5,13 21,01

Цветная металлургия -26,73 1,50 20,25 20,80 0,00

Новосибирская область

Черная металлургия -9,97 1,50 1,24 1,37 2,20

Цветная металлургия -26,73 1,50 16,19 16,35 17,30

Тюменская область

Черная металлургия -9,97 1,50 0,00 0,00 0,00

Цветная металлургия -26,73 1,50 0,00 0,00 0,00

Дальневосточный федеральный округ

Черная металлургия -9,97 1,50 3,65 4,05 4.68

Цветная металлургия -26,73 1,50 9,41 9,87 10,53

Центральные области Российской Федерации

Черная металлургия -9,97 1,50 7,74 7,87 8,52

Цветная металлургия -26,73 1,50 12,43 12,58 13,26

Северо-Запад

Черная металлургия -9,97 1,50 1,39 1,90 2,44

Цветная металлургия -26,73 1,50 46,16 46,95 47,73

Север

Черная металлургия -9,97 1,50 4,10 4,72 5,14

Цветная металлургия -26,73 1,50 20,19 20,96 21,45

Юг*

Черная металлургия -9,97 1,50 9,81 9,96 10,28

Цветная металлургия -26,73 1,50 31,18 31,37 31,75

Поволжье

Черная металлургия -9,97 1,50 4,63 4,85 5,37

Цветная металлургия -26,73 1,50 45,45 45,79 46,51

Урал

Черная металлургия -9,97 1,50 0,61 1,15 1,76

Цветная металлургия -26,73 1,50 14,49 15,14 15,84

Сибирь

Черная металлургия -9,97 1,50 0,09 0,80 1,28

Цветная металлургия -26,73 1,50 9,92 10,75 11,27

* В регион Юг включены следующие субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Республика Северная Осетия - Алания, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Краснодарский

металлопродукции. Все эти ограничения окажут негативное влияние на металлургическую отрасль, так как объем импорта металлов и изделий из них занимает значительную долю общего импорта. По данным Федеральной таможенной службы, объем импорта металлов и изделий из них составлял в 2011 г. 5,8 % от общего объема импорта [8]. Особенно важно данное обстоятельство для трубной промышленности, которая играет значительную роль в экономике Волгоградской области. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, в январе 2013 г. темп снижения объема производства стальных труб составил 7 % по отношению к январю 2012 г. [7].

Особенностью металлургической сферы является ее зависимость от развития таких сегментов, как строительство и машиностроение, поскольку металлургия является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроительной промышленности и одним из важных поставщиков данных материалов для строительства. По оценкам аналитиков [9], влияние вступления в ВТО на строительную сферу будет в целом положительным. Ожидается снижение стоимости импортной строительной техники, а также рост инвестиций в инфраструктурные объекты, возводимые к Олимпиаде, Чемпионату мира по футболу. Машиностроительная сфера находится в более сложном положении. На ее продукцию ожидается снижение спроса из-за снижения таможенных пошлин на импортные автомобили и оборудование и низкой конкурентоспособности отечественных производителей, что приведет и к снижению заказов металлургам.

Правительство на основе анализа по выявлению потенциальных рисков, связанных с присоединением России к ВТО, и по оценке их влияния на отрасли экономики приняло план действий, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства России в ВТО. Однако согласно отчету о ходе исполнения плана, включающего более 60 пунктов, многие поручения не исполняются вовремя [6]. Значительная часть плана предусматривает введение субсидий, что, по мнению экспертов, может навредить экономике. Данная точка зрения подтверждается реакцией партнеров России. Так, например, в ноябре 2012 г. Европейский суд обратился в ВТО с жалобами на ряд протекционистских мер, принятых Правительством Российской Федерации [6], что подтверждает необходимость продолжения системной работы по данному направлению.

Дальнейшее развитие металлургической сферы связано с необходимостью разработки инвестиционных стратегий, ориентированных на рост конкурентоспособности, максимальное использование сильных сторон отечественных производителей, к которым относятся:

- значительные запасы руд;

- имеющиеся производственные мощности по добыче и переработке;

- наличие транспортной и иной производственной инфраструктуры;

- наличие энергетических ресурсов;

- наличие квалифицированных рабочих кадров;

- опыт реструктуризации предприятий;

- наличие производственных мощностей для увеличения производства продукции;

- имеющиеся научные кадры и задел для инновационных разработок;

- обеспеченность предприятий сырьевыми ресурсами;

- преимущества по соотношению цена - качество;

- наличие собственных производств за рубежом;

- эффективный менеджмент;

- наличие современных производств.

В настоящее время производство металлов и изделий их них остается привлекательным бизнесом как на внешних рынках, так и на внутреннем рынке. Проблемы дальнейшего развития металлургических предприятий связаны с ростом современных производств в развивающихся странах, с усилением конкуренции на внутреннем рынке со стороны иностранных производителей, с дальнейшим исчерпанием конкурентных преимуществ в виде низких издержек производства, с неопределенностью развития отдельных производств.

Для развития сферы металлургии в дифференцированной поддержке нуждаются следующие предприятия:

- эффективные, рентабельные предприятия, способные развиваться самостоятельно, которым требуется четкая ценовая позиция государства;

- предприятия, имеющие стратегическое значение для государства (предприятия - производители спецсталей), которым необходима реструктуризация, модернизация производства, инвестиции в научные разработки;

- устаревшие технологически, убыточные, неэффективные предприятия, которые необходимо ликвидировать или перепрофилировать. Поскольку большинство этих предприятий явля-

ются градообразующими, им нужна поддержка государства в решении социальных проблем работников и в развитии регионов. Государству необходимо проводить взвешенную политику в области регулирования цен на металлопродукцию, чтобы, с одной стороны, способствовать развитию предприятий - потребителей металлопродукции, а с другой - не снижать доходности металлургических предприятий. Металлургия является стратегической сферой, обеспечивающей безопасность страны, что предполагает участие федеральных и региональных органов власти в развитии данной сферы. Стратегии развития металлургии требуют строительства новых предприятий, транспортной, логистической инфраструктуры, организации геологоразведочных работ, а также отличаются затратностью и долгосрочностью, что меняет структуру экономики страны, жизнь многих тысяч людей и невозможно без участия государства. Меры государственного регулирования сферы металлургии могут включать меры и инструменты косвенной поддержки, основными из которых являются следующие:

- поддержка научных исследований предприятий путем предоставления льгот по налогообложению;

- регулирование таможенных пошлин с целью стимулирования экспорта продукции высоких переделов;

- развитие государственно-частного партнерства в сферах строительства инфраструктуры (транспортной, логистической);

- государственные гарантии по инвестиционным проектам предприятий, имеющим общегосударственное значение;

- поддержка экологически безопасных технологий;

- взаимодействие с предприятиями по поводу решения социальных проблем предприятий и регионов;

- инструменты прямой поддержки посредством финансирования геологоразведочных работ; научных исследований; строительства инфраструктуры; покупки производств, имеющих стратегическое значение.

Таким образом, повышение конкурентоспособности металлургических компаний будет являться ключевым фактором реализации благоприятных возможностей и преодоления рисков в результате вступления в ВТО. Для этого потребуется:

- реализация системных мер поддержки отечественных производителей;

- уточнение стратегии развития металлургической промышленности России с учетом новых экономических реалий;

- проведение анализа взаимовлияния последствий вступления в ВТО для различных сфер промышленности;

- планирование в рамках региональной стратегии комплексных мер поддержки разных сфер экономики (в том числе металлургической), которые оказывают значительное влияние на экономику региона и для которых фактор вступления России в ВТО является значимым.

Список литературы

1. Анализ и оценка мер, направленных на повышение эффективности системы регулирования внешнеторговой деятельности в условиях присоединения России к ВТО: аналитический доклад Счетной палаты Российской Федерации.

2. ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор. URL: http://www.ey. com/Publication/vwLUAssets/WTO-Russia-Aprü-2012/$FILE/WTO-Russia-April-2012.pdf.

3. Деловая репутация - актив при вступлении в ВТО // Промышленник России. Март, 2012. URL: http://promros. ru/magazine/2012/mar/423.phtml.

4. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на 07.12.2012 г.

5. Об утверждении стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года: приказ Минпромторга РФ от 18.03.2009 № 150.

6. Синяева Ю. Правительство не успевает за планом адаптации России к условиям ВТО. URL: http://www. rbcdaily. ru/politics/562949985220203.

7. Социально-экономическое положение Волгоградской области в январе 2013 г.: доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград: Волгоградстат. 2013. 176 с.

8. URL: http://www.customs.ru/index2.php? option=com_content&view=article&id=17199&Item id=197.

9. URL: http://www.metalika.su/articles/vstuplenie-rossii-v-vto-ego-posledstviya-dlya-metallurgii.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.