^ нЕсТЕроВ Денис николаевич
Аспирант кафедры государственного управления и экономики
Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-17 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
всемирная торговая организация европейский союз антидемпинговые расследования защита рынка
дискриминационный подход ставки импортных пошлин трубный рынок Антимонопольный орган ес
Трубная отрасль России: один год в ВТО
^ ШАйБАКоВА Людмила Фаритовна
Доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой государственного управления и экономики
Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-17 E-mail: [email protected]
В 2012 г. Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Вступление в ВТО позволило металлургам России получить те же условия торговли на экспортных рынках, которые есть у их зарубежных конкурентов. Но это касается в основном продуктов с высокой добавленной стоимостью и практически не затрагивает основную экспортную продукцию российских металлургов - полуфабрикаты. Вступление в ВТО может стать стимулом для развития прокатных мощностей в России, хотя данный процесс рассчитан на более долгосрочную перспективу. Пока же главным выгодоприобретателем от смягчения торгового режима будут трубные компании и производители трансформаторной стали, в отношении продукции которых действуют антидемпинговые пошлины в ряде стран мира.
Безусловно, вступление в ВТО усилит конкуренцию на внутреннем рынке, который всегда являлся приоритетным для российских металлургов. Новый торговый режим будет запрещать правительству России защищать рынок от иностранных производителей, чего сейчас добиваются отечественные металлурги по отдельным видам продукции.
Что касается экспорта, то его составляющая в производстве полуфабрикатов проката черных металлов крайне значима для металлургов и достигает 50% (рис. 1).
Основные направления экспорта полуфабрикатов проката черных металлов
Аннотация
Исследуется влияние вступления России во Всемирную торговую организацию на развитие трубной отрасли. Рассмотрен ход деятельности трубной отрасли и ОАО «Трубная металлургическая компания» по преодолению защитных мер Антидемпингового органа Европейского союза. Подведены основные итоги вхождения России в ВТО для отечественной трубной отрасли.
Всего экспорт Доля в производстве
Пошлина до вступления в ВТО
Пошлина в ВТО
28,9 млн т 50%
0%
Будет отменена
квота ЕС в размере 3 млн т
Рис. 1. Влияние ВТО на экспорт из России проката черных металлов1
1 Составлено по: [2].
в долевом соотношении представлены на рис. 2.
Масштабные инвестиции и ввод новых мощностей в последние десять лет позволили российским трубным компаниям существенно повысить качество продукции и расширить географию экспорта с 15 до 85 стран. В то же время при поставках своей продукции на экспорт они сталкиваются с тарифными и нетарифными мерами защиты рынков иностранных государств, что сдерживает потенциал отечественных трубных предприятий. После присоединения к ВТО у трубников открылась возможность использовать предусмотренные ВТО инструменты против подобных дискриминационных подходов, но это не так-то просто.
Россия получила право оспаривать в Органе по разрешению споров ВТО те меры, которые являются дискриминационными в отношении национальных компаний и которые создают для них неоправданные барьеры в торговле. Но процесс обращения в Орган по разрешению споров и дальнейшего их рассмотрения является крайне сложным и длительным. Основная сложность заключается в том, что правом доступа в этот Орган обладают только государства, потому что ВТО является межгосударственной организацией. Процесс разрешения конфликтов в торговой организации является многоплановым и влечет для государства последствия не только юридического, но и политического характера. Это инстанция, в которой значимую роль играют дипломатические, но не юридические механизмы. Так что с точки зрения обеспечения интересов бизнеса в процедуре разрешения споров ВТО есть множество проблем.
В Европейском союзе в отношении российской трубной продукции сейчас действуют две меры, введенные с применением методики энергетических корректировок, как к стране с нерыночной экономикой.
Резкого снижения барьеров на экспортном направлении ждать не приходится. Этого не произойдет по той простой причине, что в процессе присо-
Russian Pipe Industry: One Year in the WTO
■o
я
—1>
Италия 17,55
Иран 17.38
Китай 12,48 Германия в,65
Турция 6.17
► Lyudmila F. SHAYBAKoVA
Dr. Sc. (Ec.), Prof., Deputy Head of Public Administration and Economy Dept.
Urals State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 251-96-17 E-mail: [email protected]
Рис. 2. Основные направления экспорта проката черных металлов из России по странам, %1
единения государства, уже являющиеся членами ВТО, не брали на себя никаких обязательств по отношению к России. Их взяла на себя только Российская Федерация. И поэтому уровень пошлин третьих стран, являющихся членами ВТО, никак не изменится. Только если через суд.
Уровень тарифной защиты национальной экономики резко снизится. Ставки импортных пошлин будут снижены с 15-20% до 5-10% в зависимости от вида труб. Снижение таможенных пошлин усилит конкуренцию на российском трубном рынке. Для отечественных трубных компаний внутренний рынок является основным источником сбыта производимой продукции, на котором формируется до 85% выручки.
Опыт присоединения других стран к ВТО доказывает, что в результате снижения входных барьеров обостряется иностранное соперничество и увеличиваются случаи недобросовестной конкуренции. Предотвратить эту ситуацию невозможно. С ней можно только бороться путем инициирования антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных расследований.
Среди негативных последствий вступления в ВТО для черной металлургии -рост себестоимости продукции. С 2013 г. тарифы на железнодорожные перевозки должны взиматься в соответствии с правилами ВТО, до конца 2014 г. должен быть осуществлен переход к рыночным принципам ценообразования на газ исходя из равной доходности поставок газа на внешнем и внутреннем рынках. Переход к
1 Составлено по: [2].
рыночному ценообразованию на базе мировых цен на энергоносители и услуги по перевозке грузов приведет к повышению издержек российских предприятий и росту себестоимости производимой на территории РФ металлопродукции. Основные факторы влияния, эффект и возможные риски для отрасли от вступления России в ВТО сведены в табл. 1.
Вступление России в ВТО сделало более доступным внутренний рынок для ведущих европейских («Tenaris» и «Vallourec&Mannesmann») и японских (в первую очередь «Sumitomo») производителей труб. Однако считаем, что более опасным для металлургов стало возвращение на российский рынок украинских трубников, взаимоотношения с которыми всегда были довольно сложными. Дело в том, что украинские трубные компании, применяя стратегию демпинга, заняли часть российского рынка. Российские металлурги боролись против этого, главным образом инициируя антидемпинговые расследования.
Соглашения, которые подписаны в рамках ВТО, представляют собой сотни страниц, а прецеденты по разрешению торговых споров - тысячи. Получение преференций возможно только в результате планомерной и целенаправленной работы [3].
Ранее действовали некоторые ограничения поставок украинских труб на внутрироссийский рынок, о которых договаривались ежегодно.
Вступая в ВТО, Россия взяла на себя обязательства в течение нескольких
► Denis N. NESTERoV
Postgraduate of Public Administration and Economy Dept.
Urals State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 251-96-17 E-mail: [email protected]
Key words
world TRADE organization (WTO) european union (Eu) anti-dumping investigations MARKET protection discrimination approach import duty rates pipe market
anti-trust authority of eu
Summary
The paper examines the impact of Russia's accession to the WTO on the pipe industry development. The authors consider activity of the pipe industry and OAO TMK to overcome protective measures of the Anti-Dumping Regulations of the European Union. In the article the main results of Russia's accession to the WTO for the pipe industry are summarized.
JEL classification
L95, D42
Источники
1. Анализ рыночных позиций ТМК по итогам декабря 2012 г. URL: www. tmkgroup.ru/
2. ВТО-ИНФОРМ: Аналитический центр. URL: http://wtoinform.ru/conditions/ infographic.php
3. Металлоснабжение и сбыт: внутренний рынок трубной продукции ждут времена гиперконкуренции. URL: www.metalinfo. ru/ru/news/60710
4. Реалии трубного сектора. URL: http:// wyksa.ru/201 2/12/27/realii-trubnogo-sektora.html
5. Металлоснабжение и сбыт: трубные компании просят защиты от ВТО. URL: www. metalinfo.ru/ru/news/56772
References
1. The analysis of market position of OAO TMK on December 2012. [Analiz rynochnykh pozitsiy TMK po itogam dekabrya 2012 g.]. Available at: www.tmkgroup.ru/
2. Analitical center WTO-Inform. Available at: http://wtoinform.ru/conditions/infograph-ic.php
3. Metal supply and sales: domestic pipe market is on the edge of hypercompeti-tiveness. [Metallosnabzhenie i sbyt: vnutren-niy rynok trubnoy produktsii zhdut vremena giperkonkurentsii]. Available at: www.metalin-fo.ru/ru/news/60710
4. Realities of the pipe sector. [Realii trub-nogo sektora]. Available at: http://wyksa. ru/2012/12/27/realii-trubnogo-sektora.html
5. Metal supply and sales: pipe companies ask for protection from the WTO. [Metal-losnabzhenie i sbyt: trubnye kompanii prosyat zashchity ot VTO]. Available at: www.metalin-fo.ru/ru/news/56772
Таблица 1 - Оценка факторов влияния вступления России в ВТО на предприятия черной металлургии1
Факторы Положительный эффект Возможные риски
Соглашение по квотированию поставок металлопроката в Евросоюз Прекращение действия соглашения по стали между Россией и Евросоюзом даст возможность увеличить объемы экспорта в страны региона Возникает риск применения странами Евросоюза защитных мер в отношении российского металлопроката
Использование механизмов ВТО для разрешения торговых споров Появляется возможность обжалования несправедливых решений о применении защитных мер в отношении товаров из России Возникает риск применения со стороны США новых защитных мер в отношении горячекатаного проката из России взамен действующего соглашения
Изменение действующих импортных и экспортных таможенных пошлин Возможность повышения в России ввозных таможенных пошлин на товары, действующая ставка по которым 0%, до уровня зафиксированных тарифных обязательств. Снижение риска введения в России таможенных пошлин на экспорт металлопродукции В отношении черной металлургии произойдет снижение ставок таможенных пошлин. Снижается тарифная защита металлопотребляющих отраслей России
Приток иностранного капитала Ускорение развития и рост спроса на металлопродукцию со стороны отдельных отраслей промышленности Увеличение импорта в Россию металлоемкой продукции в виде готовых изделий
Рост тарифов естественных монополий Ускорение процесса внедрения на российских предприятиях энергосберегающих технологий и повышение производительности труда Рост себестоимости производимой на территории России металлопродукции
1 Составлено по: [2].
лет снизить ставки импортных пошлин. Только в течение 2012-2013 гг. ставки уменьшатся по 43 позициям, включая ТБД, обсадные, насосно-компрессорные, линейные и бурильные трубы. Антидемпинговые пошлины ЕС в отношении бесшовных и сварных труб из России продолжат действовать, что сильно осложняет возможность экспорта наших труб в Европу [4].
Предлагаем подробно рассмотреть историю отношений российской трубной отрасли с Антимонопольным органом ЕС по вопросам отмены антидемпинговых процедур в отношении российской трубной продукции.
Антидемпинговые пошлины в отношении импорта из РФ на таможенную территорию Европейского союза бесшовных труб диаметром до 406,4 мм и углеродным эквивалентом не более 0,86% впервые были введены в 1997 г. и с тех пор не отменялись, за исключением двухлетнего перерыва с 2004 по 2006 г., когда европейские трубные производители были обвинены в картельном сговоре.
Первоначально пошлина для ОАО «Челябинский трубопрокатный завод»
составляла 24,1%, для ОАО «Трубная металлургическая компания» и прочих российских производителей - 35,8%. В 2008 г. в результате промежуточного индивидуального пересмотра для ОАО «Трубная металлургическая компания» была установлена пошлина в размере 27,2%. Плановый пересмотр по истечении срока действия мер был инициирован Комиссией ЕС в июне 2011 г., а 26 июня 2012 г. Комиссия приняла решение о необходимости продления мер в отношении РФ на последующий пятилетний период до 2017 г. Также меры были продлены в отношении импорта труб из Украины, однако отменены для Хорватии.
Параллельно с плановым пересмотром мер для РФ, Украины и Хорватии в июне 2011 г. было инициировано расследование в отношении импорта из Белоруссии. Согласно заявлению европейских трубников Белоруссия осуществляет поставки на территорию ЕС в больших объемах по демпинговым ценам, что в свою очередь наносит существенный ущерб отрасли ЕС. Однако впоследствии европейская отрасль отозвала свою жалобу, и данное расследование было полностью
прекращено. Индивидуальный пересмотр мер в отношении ТМК был инициирован 14 октября 2011 г. и находится на завершающей стадии.
Как уже отмечалось, согласно предварительному заключению Комиссии ЕС, пошлины в отношении РФ будут продлены на последующие 5 лет (до 2017 г). В этом случае трубная отрасль РФ окажется в ситуации, когда мера будет «непрерывно» и фактически дискриминационно действовать на протяжении последних 20 лет, что в свете вступления РФ в ВТО является крайне отрицательным фактором, а кроме того, негативным прецедентом.
Публичная информация, а также данные, представленные производителями ЕС в рамках процедуры пересмотра по истечении срока действия мер, четко свидетельствуют об отсутствии экономического ущерба отрасли ЕС в результате поставок бесшовных труб из РФ. Своими поставками РФ не может причинять ущерб производителям европейской отрасли, в том числе по причине малого и незначительного объема импорта из РФ, в отличие от Китая, Беларуси и Украины. Так, например, объем поставок трубной продукции из РФ сократился с 270 тыс. т в 2005 г. до 10-15 тыс. т в 2011 г., что составляет падение более чем 90%. Одновременно с этим промышленность ЕС имеет положительные производственно-экономические результаты. Например, чистый объем продаж компании «Tenaris» увеличился на 29% в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Компания «Vallourec&Mannesmann» отчиталась о 31%-ном увеличении в первом квартале 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Комиссия сама утверждает, что прибыль, полученная промышленностью Евросоюза в период с апреля 2010 г. по март 2011 г. (период расследования для expiry review), в два раза превышала (6,3%) показатель прибыли, считающийся «идеальным» в данном секторе (3%).
Данные результаты свидетельствуют об отсутствии причинно-следственной связи между незначительным уровнем импорта из РФ и якобы существующим ущербом трубной отрасли ЕС. Введенные антидемпинговые пошлины привели к обратному эффекту на европейском рынке. Фактически они способствовали созданию олигополии на рынке бесшовных труб в ЕС. Комиссия хорошо осведомлена о ситуации, при которой европейские производители бесшовных труб нарушают антимонопольное законодательство, что подтверждается ее решением о введении соответствующих санкций против
европейских производителей. Антимонопольный орган установил, что импортеры, производители и потребители терпят значительный ущерб из-за отсутствия надежных альтернативных поставок, а не от якобы демпингового импорта из РФ.
Помимо этого необходимо отметить, что объем продаж бесшовных труб ОАО «Трубная металлургическая компания», проданных в периоде расследования по индивидуальному пересмотру (октябрь 2010 г. - сентябрь 2011 г. ) и подпадающих под расследование, составил менее 1 тыс. т. Фактически можно говорить об отсутствии ущерба.
ОАО «Трубная металлургическая компания» предоставляло в Комиссию ЕС данные о высокой загруженности производственных мощностей по бесшовным трубам, некоторые цеха производственных предприятий фактически загружаются заказами на вторую половину 2013 г. Таким образом, можно сделать вывод о необоснованности довода Комиссии, что если пошлины будут отменены, то вполне возможно, что значительное количество российского импорта проникнет на рынок Евросоюза.
ОАО «Трубная металлургическая компания» не раз предоставляло данные Комиссии Евросоюза, подтверждая их соответствующими документами, что на дочернем предприятии ТМК-А^ОМ (Румыния) в 2007 г. была запущена новая линия по производству бесшовных труб, продукция которой на 90% перекрывает сортамент продукции, производимой российскими предприятиями ТМК: ОАО «СинТЗ», ОАО «ТАГМЕТ». В ОАО «Трубная металлургическая компания» отсутствует необходимость создавать конкуренцию внутри Группы.
Кроме того, ОАО «Трубная металлургическая компания» заявляло на слушаниях по плановому пересмотру мер, а также в рамках подготовки ответов на вопросники Комиссии и верификационных визитов дочерних предприятий в рамках индивидуального пересмотра ОАО «Трубная металлургическая компания», что рынок ЕС не является приоритетным для сбыта его продукции. Основными направлениями сбыта для ОАО «Трубная металлургическая компания» являются рынки РФ, СНГ, Америки и Ближнего Востока, о чем свидетельствуют данные по сбыту Группы за последние годы.
Основной продукцией Группы ТМК является продукция для нефтегазовой отрасли, которая не поставляется на рынок ЕС. В приоритете для Компании более привлекательные рынки сбыта, указан-
ные выше. На рынок ЕС в основном прода- Г ются (а также есть спрос) трубы, главным § образом ориентированные на машино- Щ строение. Данную продукцию также про- 3 изводит предприятие ТМК-А^ОМ. 1
ОАО «Трубная металлургическая ком- 7 пания» предоставляло данные в Комис- /2 сию о незначительных объемах заказов 4 европейских клиентов (как правило, 3-8 т на типоразмер), которые просто невозможно выполнить ввиду наличия высокого уровня минимальной партии для российских предприятий Группы (800 т для ОАО «ТАГМЕТ» и т.д.). Таким образом, приоритетным для ОАО «ТМК» производителем в плане продаж в ЕС является ТМК-АОТЮМ, который может производить продукцию в объеме, удовлетворяющем клиентов в ЕС.
Кроме того, следует отметить существенное возрастание товарооборота между РФ и ЕС. Трубная отрасль последние годы активно осуществляет процесс модернизации своих производственных предприятий: происходит реконструкция существующих, а также строительство новых производственных мощностей для производства труб и трубной заготовки, линий термообработки и проведения испытаний, пр. Российская трубная промышленность имеет долгосрочные взаимоотношения с ведущими европейскими производителями металлообрабатывающего оборудования.
За период с 2005 г. расходы российской трубной промышленности на закупку оборудования в ЕС составили более 2 млрд евро, не учитывая затраты на сопутствующие материалы, запасные части и последующее гарантийное обслуживание. С экономической точки зрения вклад российских трубных компаний в развитие машиностроительной отрасли ЕС в разы превышает так называемые «потери» европейских производителей труб от импорта из РФ.
В связи с этим в период с марта по апрель 2012 г. ОАО «Трубная металлургическая компания» провело работу с европейскими поставщиками металлургического оборудования и материалов с целью получения поддержки и продвижения интересов ОАО «ТМК» (и в целом российских трубников) в рамках процедуры голосования антидемпингового комитета ЕС по вопросу продления/отмены действующих в отношении РФ антидемпинговых мер. Аналогичная работа была проведена и с потребителями в ЕС, которые за последние годы ввиду высоких пошлин практически потеряли доступ к российской продукции.
Таблица 2 - Итоги голосования Антидемпингового комитета ЕС
от26 апреля 2012 г.
За продление пошлины За отмену пошлины Воздержались
Франция Дания Эстония
Италия Финляндия Мальта
Румыния Швеция
Болгария Чехия
Греция Латвия
Португалия Литва
Австрия Великобритания
Люксембург Нидерланды
Бельгия Словения
Словакия Кипр
Испания
Германия
Польша
Венгрия
Ирландия
Составлено по: [1].
В процессе проведения всех антидемпинговых расследований к поставщикам трубной продукции из РФ применялся дискриминационный подход. Речь идет о применении к российским предприятиям так называемого коэффициента энергетических поправок. В частности, в материалах антидемпингового расследования 2006 г. было отмечено, что цены на газ на российском внутреннем рынке являются регулируемыми и находятся ниже цен на природный газ на нерегулируемых (европейских) рынках. В результате в цены на российскую трубную продукцию были внесены существенные изменения, исходя из расчета средних цен на российский газ, продаваемый на экспорт на границе Германии и Чехии, с учетом стоимости местной транспортировки. По нашим расчетам уровень влияния энергетических поправок на размер антидемпинговой пошлины может достигать 7%. В то же время в отношении Беларуси газовая поправка не только не применялась, но и было полностью прекращено антидемпинговое расследование, несмотря на наличие явных доказательств демпинга.
Однако на сегодняшний день, учитывая факт официального признания Европейским союзом статуса России как страны с рыночной экономикой, а также присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации, применение Европейской комиссией коэффициента энергетических поправок при проведении антидемпинговых и иных расследований представляется дискриминационным и противоречащим нормам и правилам ВТО.
В рамках планового пересмотра энергетические поправки не применялись ввиду того, что для продления мер Комиссии ЕС было достаточно установить факт демпинга со стороны РФ. Однако энерге-
тические поправки могут быть применены при индивидуальном пересмотре в отношении ОАО «Трубная металлургическая компания» при расчете демпинговой маржи.
В апреле 2012 г. состоялось голосование представителей антидемпингового комитета по вопросу продления/отмены пошлин для РФ, результаты которого представлены в табл. 2.
Несмотря на активное участие российской стороны в процедуре пересмотра антидемпинговых мер, за отмену пошлин в отношении РФ проголосовали 10 из 27 стран ЕС (15 - за продление, 2 - воздержались).
Действующий в России Фонд развития трубной промышленности, созданный производителями стальных труб, принимает меры по снятию торговых барьеров для российской продукции в странах ЕС и защите российского рынка от импортной продукции. Предложения сводятся к трем мерам: отмене соглашения о регулировании поставок труб из Украины, которое противоречит обязательствам перед ВТО; признанию рыночного статуса России Европейским союзом, что позволит российским производителям расширить свое влияние на этом рынке, а также включению трубной продукции в перечень чувствительных товаров в рамках присоединения к ВТО, для того чтобы оттянуть момент снижения экспортных пошлин.
Что касается рыночного статуса России, то сейчас на территории ЕС в отношении российской трубной продукции действуют антидемпинговые меры, введенные с игнорированием рыночного статуса нашей страны, признанного на саммите Россия - ЕС в 2002 г.
Уровень удовлетворения спроса российских потребителей труб по номенклатуре и объемам трубами российского
производства достиг 98%, ликвидированы устаревшие энергозатратные, экологически грязные технологии, внедрены инновационные методики производства и оборудование.
Вступление России в ВТО может негативно повлиять на крупных российских производителей труб (ОАО «Трубная металлургическая компания», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Объединенная металлургическая компания») ввиду существенного снижения барьеров для торговли и последующего увеличения объема импорта.
Однако, став полноправным членом ВТО, Россия сможет в судебном порядке оспорить нормы антидемпингового законодательства ЕС в отношении своей металлопродукции, ведь положительных изменений от вступления в ВТО ждут и потребители высокотехнологичной трубной продукции - нефтяные и газовые компании, машиностроители [5].
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы сфокусироваться на трех основных моментах.
Во-первых, вступление России в ВТО - это реальность, соответствующая рыночным отношениям, в которых сегодня находится Россия. Членство в ВТО - логичное продолжение политики адаптации российской экономики к современному мировому рынку.
Во-вторых, необходимо доказать, что меры, принимаемые Россией по защите производителей и российского рынка труб, не противоречат нормам и правилам ВТО.
В-третьих, необходима всестороння активизация усилий государственных органов и предприятий трубной отрасли России в отношении снятия ограничительных мер против отечественной трубной продукции со стороны ЕС.