Научная статья на тему 'Развитие менеджмента в сфере туризма Российской Федерации'

Развитие менеджмента в сфере туризма Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1566
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА / THE EFFICIENCY OF THE INDUSTRY''S MARKET / TOURISM INDUSTRY / TOURISM STATE REGULATION / TOURISM DEVELOPMENT CONCEPT / TOURISM DEVELOPMENT STRATEGY / TOURISM INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьев А.А.

В статье проводится анализ основных направлений государственного регулирования и отраслевой политики в туризме Российской Федерации. Рассматриваются концепции и программные документы социально-экономического развития страны и туристской отрасли, даются рекомендации по совершенствованию отраслевого менеджмента в туризме РФ. Также обосновываются основные мероприятия, позволяющие повысить инновационный потенциал туристской сферы в стране и результативность распределения бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT DEVELOPMENT IN THE TOURISM INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the main directions of state regulation and industrial policy of tourism industry in the Russian Federation. The concepts and policy documents of socio-economic development and tourism industry are examined; recommendations for management improving in the tourism industry are given. The major activities that increase the innovative potential of the tourism areas and the impact of budget distribution are also justified

Текст научной работы на тему «Развитие менеджмента в сфере туризма Российской Федерации»

Проблемы экономики и менеджмента

нальных преобразований АПК региона. - М.: Росинформагротех. - 2003.

4. Юрьева Г.И.. Региональная система информационно-консультационного обеспечения АПК. Москва. - 2008.

List of references:

1. Stutterer S. B.Informatizatsija of agrarian manufacture in Russia. //the Agrarian science. - №12. -

2007.

2. Koshelev of V.M.Opyt and problems of formation agricultural Consultations in Russia //New agriculture. - 2006. - №6.

3. Палаткин I.V.information maintenance Institutional transformations of agrarian and industrial complex of region. - М: Росинформагротех. - 2003.

4. Jureva G. I. Regional system it is information - Consulting maintenance of agrarian and industrial complex. Moscow. - 2008.

А.А. Игнатьев

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В статье проводится анализ основных направлений государственного регулирования и отраслевой политики в туризме Российской Федерации. Рассматриваются концепции и программные документы социально-экономического развития страны и туристской отрасли, даются рекомендации по совершенствованию отраслевого менеджмента в туризме РФ. Также обосновываются основные мероприятия, позволяющие повысить инновационный потенциал туристской сферы в стране и результативность распределения бюджетных средств.

Ключевые слова: туристская отрасль; государственное регулирование туризма; концепция развития туризма; стратегия развития туризма; инновации в туризме; результативность отраслевого рынка.

A.A. Ignatiev, Ph.D., Plekhanov Russian Economic University

MANAGEMENT DEVELOPMENT IN THE TOURISM INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: The article analyzes the main directions of state regulation and industrial policy of tourism industry in the Russian Federation. The concepts and policy documents of socio-economic development and tourism industry are examined; recommendations for management improving in the tourism industry are given. The major activities that increase the innovative potential of the tourism areas and the impact of budget distribution are also justified

Keywords: tourism industry, tourism state regulation, tourism development concept, tourism development strategy, tourism innovations, the efficiency of the industry's market.

Согласно утвержденной Правительством РФ в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Концепция), «особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития» [1; с.6]. Практическая реали-

34

№ 3 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

зация Концепции предполагает применение подходов стратегического менеджмента на региональном и отраслевом уровнях, программно-целевого метода планирования, разработки сценариев развития отраслей национальной экономики.

Анализируя состояние государственного регулирования и стратегического управления в туристской отрасли, можно определить следующие основные направления совершенствования данной системы (рис.1).

Рисунок 1 - Основные направления совершенствования системы стратегического отраслевого менеджмента в туризме РФ

Источник: составлено автором

Рассмотрим более подробно данные направления, указанные на рис.1.

1) Развитие системно-отраслевого и инновационного подхода в регулировании туристской отрасли.

Системно-отраслевой подход является важным инструментом в разработке туристской политики, направленной на эффективное регулирование туризма и согласующейся с общей стратегической направленностью развития национальной экономики (рис.2).

Г

V.

Л

Национальная политика социальноэкономического развития

( ' Туристская

политика

_________________________i_________________)

Рисунок 2 - Туристская политика страны

Источник: составлено автором

Если обратиться к основным направлениям экономической политики страны, то в июне 2010 г. Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) был разработан проект сценарных условий функционирования экономики и прогноз социально-экономического развития РФ на 2011-2013 гг. «...исходя из ориентиров и приоритетов государственной экономической политики... с

№ 3 - 2011

35

Проблемы экономики и менеджмента

учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации в январеапреле 2010 года и тенденций развития мировой экономики и мировых рынков» [5].

Основные приоритеты нашей экономики в ближайшем будущем, это - сырьевой сектор, промышленное производство, сельское хозяйство. Сфера услуг, в том числе туристская отрасль, пока в прогнозах социально-экономического развития страны не участвуют. Это определяет низкую приоритетность туризма в российской экономике, что необходимо принимать во внимание при разработке туристской политики.

С точки зрения инновационного подхода, в текущее время конкурентоспособностью на мировом рынке обладают следующие отрасли российской экономики: авиастроение; ядерная энергетика; ракетно-космические системы (в области запусков); отдельные сегменты рынка наноиндустрии. В связи с этим, условия для инновационного обновления экономики непростые, и выделяют в прогнозах социально-экономического развития России два сценария:

- инновационный сценарий, инерционный сценарий.

Инерционный сценарий является наихудшим вариантом развития экономики России, что касается инновационного сценария, то его практическая реализация возможна при правильной постановке системы стратегического планирования экономики, инновационного партнерства.

В связи с этим, совершенствование системы стратегического планирования в туризме в настоящее время отвечает требованиям системно-отраслевого и инновационного подходов в социально-экономическом развитии страны.

Проблемы эффективного управления отраслью, в том числе ее стратегического планирования, широко изучены в современной зарубежной и отечественной литературе. Традиционно, стратегический менеджмент начинается с обоснования концепции, в которую закладывается суть дальнейших преобразований.

Наличие концепции развития туризма на национальном уровне может служить признаком отраслевой политики. Такая концепция на данный момент существует. Так, в июле 2010 г. Правительством РФ утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011— 2016 годы)" (далее — Программа, Концепция программы) [2], в которой государственным заказчиком — координатором является Минспорттуризм России, а государственными заказчиками Программы определены Минспорттуризм России, Минрегион России и Ростуризм. На реализацию Программы предполагается выделить 96 млрд рублей. Проект Программы поручено разработать Минспорттуризму России и внести его в установленном порядке в Правительство РФ.

В основе реализации разрабатываемой Программы положен программноцелевой метод, который является надежным инструментом стратегического планирова-

36

№ 3 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

ния отрасли. Основными положительными сторонами Концепции программы, по мнению автора, являются:

- акцент в развитии туризма делается на внутренний туризм, что является верным экономическим и социальным решением, т.к. в существующем виде внутренний туристский продукт приемлем по цене и качеству в большей степени именно для российского туриста;

- повысилась ответственность за планируемое расходование бюджетных

средств. Так в Концепции программы обоснованы три сценария разработки и реализации Программы, и оптимальным определен сценарий, предполагающий

«...инфраструктурное развитие туристской индустрии ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода в сочетании с проектами федерального масштаба, направленными на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг» [2; с.15].

Однако нет четкости в основной линии Концепции программы: необходимость развития внутреннего туризма широкое понятие, т. к. многие проблемы в российском туризме привязаны к конкретному региону. В Концепции программы подчеркивается, что туристско-рекреационный потенциал страны позволяет развивать практически все виды туризма. Важно, по мнению автора, возможно не в самой Концепции программы, а в будущей Программе обозначить конкретные туристские продукты и сделать прогнозы по ценам новых продуктов, определить их будущую конкурентоспособность на международном рынке. Также в Концепции программы отсутствует прозрачность в результативности бюджетных расходов на туристскую сферу, которые были выделены на научные исследования, поддержку регионов в 2008-2009 гг.

В целом, для развития системно-отраслевого и инновационного подхода в регулирование туристской отрасли необходим постоянный мониторинг отрасли, помогающий выявить особенности, которые необходимы для обоснования стратегической отраслевой политики. Что касается наличия отраслевой стратегии в туризме, то с 2008 г. существует программный документ «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года» [4] (далее Стратегия). Стратегия включает план мероприятий и сроки их реализации по важным областям государственного регулирования туризма в РФ, механизм межведомственного и межотраслевого взаимодействия различных министерств и ведомств. Также в Стратегии отмечается, что ее реализация связана с определенными рисками: макроэкономическими, финансовыми, техногенными и экологическими, геополитическими и международными рисками.

По мнению автора, большинство стратегических и программных документов в туризме имеют следующие недостатки, которые необходимо принимать во внимание:

№ 3 - 2011

37

Проблемы экономики и менеджмента

- так, в Стратегии определены основные направления совершенствования регулирования отрасли и повышения качества туристских услуг (нормативная правовая деятельность в туризме, развитие туристической инфраструктуры, продвижение России как туристического направления на международном и внутреннем туристских рынках, повышение качества туристских и сопутствующих услуг, совершенствование статистики в сфере туризма, развитие международного сотрудничества), но практически не затронуты экологические проблемы, в частности потепление климата, влияние на экологию развития туризма в РФ, меры по преодолению негативных последствий развития туризма на окружающую среду. Данные последствия нужно принимать во внимание на стадии разработки стратегических документов и проводить постоянный мониторинг в ходе их реализации;

- отсутствует проектный подход в разработке и реализации стратегических документов в туризме, а именно конкретные проекты, их предполагаемая эффективность, формы государственно-частного партнерства в их реализации. Практически не применяется бюджетирование (доходная и расходная часть) в обосновании основных направлений развития туризма в РФ.

2) Повышение результативности в программных и стратегических документах.

Стратегии развития туризма, различные программные документы в этой сфере на национальном и региональном уровнях имеют ценность в том случае, если нацелены на конкретные результаты, которые реально достигаются, благодаря проводимой государственными структурами отраслевой политики.

В основе эффективности политики государства в определенной сфере лежит в первую очередь экономический принцип: предельные выгоды (MB - marginal benefit) государственного регулирования должны быть больше и равны предельным издержкам (MC - marginal cost) на данную деятельность.

В настоящее время действующая государственная власть в РФ признает слабость проводимых в стране реформ, основанных на бюджетном финансировании. Как отмечается в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., в сфере государственных (общественных) финансов существует ряд «системных недостатков и нерешенных проблем», среди которых можно отметить следующие: слабая взаимосвязь между стратегическим планированием и бюджетным планированием; расходная часть бюджета требует оптимизации и увязки с целями государственной политики; отсутствуют методики оценки эффективности использования общественных финансовых ресурсов; требуется совершенствование системы государственного контроля; слабая заинтересованность регионов в увеличении доходной части бюджетных средств [3].

Основными направлениями совершенствования политики бюджетного финансирования, которые актуальны для туристской отрасли, являются: внедрение системы

38

№ 3 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

стратегического и бюджетного планирования, программно-целевого метода планирования и мониторинга; формирование новых компетенций органов государственной власти на различных уровнях (национальном, региональном, местном) регулирования; создание электронного правительства (министерства); развитие государственных заку-пок/контрактов; развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет); создание информационных ресурсов и общероссийских реестров [3].

В туризме государственные расходы направлены на следующие сферы: инвестиции в инфраструктуру; поддержка развития туризма (например, гранты); финансирование туристского маркетинга.

В сущности, данные издержки государства направлены на улучшение предложения национального/регионального туристского продукта, но выгоды от них получает напрямую не производители туристских услуг, а непосредственно туристы.

В качестве критерия эффективности проводимой в отрасли государственной политики можно взять «... вектор изменения результативности функционирования отечественных отраслевых рынков по истечении определенного периода времени. Если, по оценкам, вектор результативности функционирования рынков изменил направление в худшую сторону, то это свидетельствует о плохой политике, если в лучшую - можно говорить об эффективной индустриальной политике государства на этом этапе» [8; с.365-366].

Так, например, Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (Рос-туризм) приказом №51 от 06.05.2008 г. установило следующие целевые показатели реализации Стратегии (табл.1).

Если обратиться к статистическим данным, размещенным на сайте Ростуризма, в

2008 г. въезд иностранных граждан в РФ составил 23 676 140 чел., в 2009 г. -21 338 650 чел. [11]. Сравнение показывает, что Стратегией предусмотрены более высокие показатели и положительная динамика их изменения; фактические данные за

2009 г. демонстрируют их снижение. Конечно, потребительский спрос - рыночная категория, подверженная влиянию многих факторов, в том числе и мирового финансового кризиса, но в таком случае необходим пересмотр целевых показателей в стратегических документах или рассмотрение различных сценариев развития рынка.

Таблица 1 - Целевые показатели въезда иностранных граждан в Россию согласно Стратегии [9]

Показатели Этап 1 Этап 2

2008 2009 2010 2011 2012 2015

1. Въезд иностранных граждан в Россию, млн поездок 23,7 27,2 28,5 29,8 31,5 35-36

Одним из известных подходов к анализу результативности отраслевого рынка явля-

№ 3 - 2011

39

Проблемы экономики и менеджмента

ется Гарвардская парадигма «структура рынка - поведение - результативность» (market structure - conduct - performance schema), которая призвана объяснить функционирование отраслевых рыночных процессов. Гарвардские исследователи установили, что в рыночном механизме, кроме связей между производителями и потребителями, существуют взаимосвязи между структурой рынка, поведением фирм в отраслях и результативностью функционирования рынков. По мнению отечественных специалистов, данный подход может быть полезным инструментом для структур, «... ответственных за проведение государственной политики при разработке мер, направленных на повышение результативности функционирования отраслевых рынков.» [8; с.12].

Можно согласиться с мнением Л.В. Рой, В. П. Третьяк относительно подхода к воздействию государства на отрасль, которое сводится, во-первых, к определению несостоятельности рынка (выделение состоятельных и несостоятельных рынков), во-вторых, разработке и реализации мер по преодолению данной несостоятельности. В таком случае, главной функцией отраслевого регулятора является выступление в «. качестве инициатора выработки и законодательного закрепления перечня параметров, по которым должен вестись мониторинг отраслевых рынков для отнесения их к группе состоятельных или несостоятельных рынков.» [8; 365].

В условиях рыночной экономики разумным считается государственное вмешательство в отношении несостоятельных отраслевых рынков. В случае состоятельности даже незначительное вмешательство государства в процесс их функционирования является нежелательным [8; с.12-13].

Поэтому организационным структурам, ответственным за проведение отраслевой политики в туризме, следует разработать параметры состоятельности данного рынка и проводить постоянный анализ состоятельности данного рынка. В качестве индикаторов состоятельности/несостоятельности рынка могут выступать: доход от туризма, въездной и внутренний поток туристов, существующие и новые рынки, сезонность.

Таким образом, эффективность государственной политики в туризме определяется ее результативностью, обозначенной в Концепциях, Программах, Стратегиях развития туризма, которая является показателем. Важно отметить, что практическая реализация повышения результативности отраслевой политики в туризме невозможна без совершенствования информационной базы в туризме.

3) Совершенствование информационной базы в туризме.

Согласно современной экономической науке, в рыночной экономике государство реализует максимальные и минимальные функции. К максимальным функциям государства относятся, например, обеспечение эффективности, стабильности экономики, справедливости распределения доходов; деятельность в качестве самостоятельного хозяйственного субъекта рынка; проведение институциональной и региональной политики;

40

№ 3 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

смягчение «хронических болезней рынка» (цикличности, инфляции, безработицы); представление национальных интересов на международном рынке [7; с.174]. Реализация максимальных функций государства в определенной отрасли находит отражение в стратегических документах и программах развития отрасли.

В свою очередь, минимальные функции направлены на регулирование неэффективных ситуаций рынка («провалов рынка», табл.2): предоставление общественных благ, регулирование внешних эффектов, антимонопольное регулирование, сглаживание асимметричной информации [10; с.741].

Таблица 2 - Примеры «провалов рынка» в туристской сфере

Типы неэффективных ситуаций («провалов рынка») Примеры для туристской отрасли

1. Внешние эффекты Поддержка культурных ценностей, экология

2. Общественные блага Социальный туризм

3. Монополии Авиаотрасль

4.Несовершенная асимметричная информация Туристские посредники и производители услуг владеют большей информацией, чем турист

Источник: составлено автором

По мнению автора, среди «провалов» туристского рынка следует отметить наличие асимметричной информации, когда конечный потребитель туристского продукта -турист знает о нем меньше, чем посредники и производители данного продукта (рис.6).

Асимметричная информация 1

Асимметричная информация на туристском рынке.

Источник: составлено автором

В таком случае государство обычно берет на себя функцию по защите прав потребителей, обеспечению их необходимой информацией. В настоящее время Ростуризм сглаживает асимметричную информацию, отражая на своем официальном сайте информацию, связанную с безопасностью российских туристов в стране пребывания. Также государственной мерой по сглаживанию ассиметричной информации в туризме можно назвать введение в РФ финансового обеспечения для туроператорских фирм.

Однако, этого недостаточно для преодоления информационного вакуума в туризме РФ. Кроме создания комплексной, современной и постоянно обновляемой электронной информационной базы для потенциальных туристов, необходимо создание инфор-

Производители услуг

транспортные организации, предприятия индустрии размещения и питания, предприятия индустрии развлечений

Рисунок 6 -

№ 3 - 2011

41

Проблемы экономики и менеджмента

мационной базы для принятия решений непосредственно государственными структурами в туризме, т.е. речь идет о преодолении так называемых «провалов государства» - случаев неэффективного распределения и использования государством общественных ресурсов. Согласно экономической науке, причинами «провалов государства» выступают: ограниченность необходимой для принятия решений информации; несовершенство политического процесса; ограниченность контроля над бюрократией [10; с.749-758].

Таким образом, необходимость дальнейшего совершенствования и обновления отраслевой политики в сфере туризма не вызывает сомнений. Прежде всего, внимание следует уделить усилению инновационной и стратегической направленности в национальных и региональных концепциях и программах развития туризма. Важна практическая результативность программных мероприятий, постоянный мониторинг достижения показателей, указанных в стратегических документах в сфере туризма. По мнению автора, необходимо на именно отраслевом уровне повысить эффективность использования бюджетных финансовых ресурсов с акцентом в большей степени на доходную часть бюджета.

Все названные направления совершенствования отраслевой политики невозможно осуществить без создания комплексной информационной базы, которая важна как в области государственного регулирования туризма, так и в потребительской сфере. Создание электронных информационных ресурсов позволит решить проблемы с продвижением туристских ресурсов на международный и национальный рынки, улучшить процесс принятия стратегических и оперативных решений на различных уровнях регулирования туристской отрасли в нашей стране, снизить риск «провалов» государства и рынка в туризме.

Список литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.// Постановление Правительства http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009.

2. Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)"/ Утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р.

http://government.ru/gov/results/11494/

3. Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г./ Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р

4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года // http://www.russiatourism.ru/files/STRATEGIA.doc

5. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов/Минэкономразвития РФ. http://www.economy.gov.ru/minec

6. Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход. Научный доклад / Б.Н. Кузык. Н.: Институт экономических стратегий, 2009. - 32 с.

42

№ 3 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

7. Новая редакция экономической теории / под ред. Г.П. Журавлевой. - М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2009. - 492 с.

8. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 442 с.

9. Туризм в цифрах. 2009: Стат.сб. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. - 38с.

10. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2: Учебник / Под общ. ред. Г.П. Журавлевой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - 934 с.

11. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации (Ростуризма): www.russiatourism.ru

List of references:

I. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation up to 2020 / / Government Regulation

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009.

2. The concept of the federal target program "Development of domestic tourism in the Russian Federation (2011 - 2016 years)" / Approved by the Russian Government Resolution dated July 19, 2010 № 1230-p. http ://government.ru/gov/results/11494/

3. The program of the Russian Government to improve the efficiency of budget expenditures for the period up to 2012 / Approved by Government of the Russian Federation of June 30, 2010 № 1101-p

4. Tourism development strategy in the Russian Federation up to 2015 // http://www.russiatourism.ru/files/STRATEGIA.doc

5. Scenarios describing the functioning of the economy and the main parameters of the socio-economic development of the Russian Federation in 2011 and the planning period of 2012 and 2013 / Ministry of Economic Development.

http://www.economy.gov.ru/minec

6. Kuzyk B.N. Innovative development of Russia: a scenario approach. Scientific report / Kuzyk B.N.: The Institute for Economic Strategies, 2009. - 32 p.

7. The new version of economic theory / ed. G.P. Zhuravleva - Moscow: State Educational Institution "G.V. Plekhanov, " 2009. - 492 p.

8. Tretiak L.V., Analysis of Industrial Organization: Textbook. - M.: INFRA-M, 2008. - 442 p.

9. Tourism in Figures. 2009: Stat.sb. - M.: IPC, "Statistics of Russia", 2009. - 38 p.

10. Economic theory. Microeconomics - 1.2: Textbook / G.P. Zhuravleva. - M.: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co., 2004. - 934 p.

II. The official website of the Federal Tourism Agency of Russian Federation (Federal Tourism Agency): www.russiatourism.ru

А.Н. Дырдонова

кандидат экономических наук, доцент, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА

Аннотация. В статье предлагается авторская методика оценки эффективности кластерных образований, основанная на анализе экономических показателей деятельности промышленных предприятий региона. Проведена оценка эффективности кластеризации на примере промышленного сектора Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, выявлено ключевое предприятие кластера.

Ключевые слова: интеграция, кластер, экономическая эффективность, ядро кластера.

№ 3 - 2011

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.