Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинезиологические игровые упражнения / самомассаж кистей и пальцев рук.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабарыкина Оксана Сергеевна

в статье рассматриваются вопросы развития мелкой моторики рук ребенка с целью подготовки к процессу письма воспитанников групп компенсирующей направленности. Автор раскрывает значение игровых упражнений для формирования графомоторных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО

ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ Бабарыкина О.С.

Бабарыкина Оксана Сергеевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский сад №1 «Сказка»,

пгт. Джубга, Туапсинский район

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития мелкой моторики рук ребенка с целью подготовки к процессу письма воспитанников групп компенсирующей направленности. Автор раскрывает значение игровых упражнений для формирования графомоторных навыков. Ключевые слова: кинезиологические игровые упражнения, самомассаж кистей и пальцев рук.

Известно, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Поэтому родители часто пытаются научить ребенка письму, не осознавая, что главное в этом процессе не столько результат, сколько сама подготовка к письму. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой способен логически рассуждать, имеет развитую память и внимание, владеет связной речью.

В дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Ребёнок систематически должен заниматься лепкой из глины и теста, рисованием и аппликацией, вышиванием, застёгиванием мелких пуговиц, шнуровкой и нанизыванием бусин. Пальчиковые игры также помогают развитию мелкой моторики. Особое значение имеют сюжетные пальчиковые упражнения, кинезиологические игровые упражнения («Колечко», «Симметричные рисунки»), пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Для более эффективного самомассажа можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения, затем добавляется речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук). При использовании игр со специальными развивающими предметами у ребёнка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая), совершенствуется мышечный тонус пальцев рук, развивается двигательная координация кистей и пальцев рук.

Ввиду возрастных особенностей детей развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации продолжается до 6-7 летнего возраста. Очень важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка в дошкольный период. Это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и интеллектуального развития, готовит руку для выполнения графических движений, что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе и успешную адаптацию к новым условиям.

Формирование интереса к графическим упражнениям начинается в игровой деятельности. Ребенку предлагается соединить точки и узнать, какая зверушка спряталась под елкой. Игровые упражнения вызывают у детей интерес к выполнению задания, обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания. Обращаем внимание детей на непрерывность движения руки. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии.

Работа на развитие ориентации на листе бумаги начинаем с простых заданий. Например, детям предлагается раскрасить птичку, которая летит к ёлочке. Нарисовать в левом верхнем углу треугольник, в левом нижнем - квадрат, в правом нижнем - овал, в правом- круг, а в центре прямоугольник. Нарисовать слева от куклы флажок, справа от машины - кубик, между куклой и машиной - мяч. Затем переходим к знакомству с клеткой. Предлагаем обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки, возможные варианты через одну до конца страницы. С помощью клеток дети учатся рисовать палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные - длиной в одну клетку). Затем палочки и точки выстраиваются в простой узор, где ребенок учится определять закономерность расположения рисунка. Очень полезно рисовать на листах в клетку узоры различной сложности, рисовать несложные фигуры, повторять фигуры бы в зеркальном отображении и так далее.

При подборе заданий и упражнений для комплекса необходимо учитывать, что в основе письма лежат двигательные и графические навыки. Графические навыки включают:

- рисование вращательными и колебательными, отрывными и плавными, а также ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (изображения предметов, нитевидные, ломаные, спиралевидные, широкие, узкие линии);

- легко удерживать карандаш или ручку, соблюдая необходимый угол наклона.

Таким образом, развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук способствует подготовке руки к письму у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Афонина Н.А. Массаж карандашом: Приемы для развития мелкой моторики рук / Н.А. Афонина // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 8. - С. 26-31.

2. Ляменкова Е.М. Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е. М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. - 2018. - № 9. - С. 116-121.

3. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. - М.: Изд-во Эксмо, 2017. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.