РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО
ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ Бабарыкина О.С.
Бабарыкина Оксана Сергеевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский сад №1 «Сказка»,
пгт. Джубга, Туапсинский район
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития мелкой моторики рук ребенка с целью подготовки к процессу письма воспитанников групп компенсирующей направленности. Автор раскрывает значение игровых упражнений для формирования графомоторных навыков. Ключевые слова: кинезиологические игровые упражнения, самомассаж кистей и пальцев рук.
Известно, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Поэтому родители часто пытаются научить ребенка письму, не осознавая, что главное в этом процессе не столько результат, сколько сама подготовка к письму. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой способен логически рассуждать, имеет развитую память и внимание, владеет связной речью.
В дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Ребёнок систематически должен заниматься лепкой из глины и теста, рисованием и аппликацией, вышиванием, застёгиванием мелких пуговиц, шнуровкой и нанизыванием бусин. Пальчиковые игры также помогают развитию мелкой моторики. Особое значение имеют сюжетные пальчиковые упражнения, кинезиологические игровые упражнения («Колечко», «Симметричные рисунки»), пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Для более эффективного самомассажа можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения, затем добавляется речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук). При использовании игр со специальными развивающими предметами у ребёнка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая), совершенствуется мышечный тонус пальцев рук, развивается двигательная координация кистей и пальцев рук.
Ввиду возрастных особенностей детей развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации продолжается до 6-7 летнего возраста. Очень важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка в дошкольный период. Это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и интеллектуального развития, готовит руку для выполнения графических движений, что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе и успешную адаптацию к новым условиям.
Формирование интереса к графическим упражнениям начинается в игровой деятельности. Ребенку предлагается соединить точки и узнать, какая зверушка спряталась под елкой. Игровые упражнения вызывают у детей интерес к выполнению задания, обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания. Обращаем внимание детей на непрерывность движения руки. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии.
Работа на развитие ориентации на листе бумаги начинаем с простых заданий. Например, детям предлагается раскрасить птичку, которая летит к ёлочке. Нарисовать в левом верхнем углу треугольник, в левом нижнем - квадрат, в правом нижнем - овал, в правом- круг, а в центре прямоугольник. Нарисовать слева от куклы флажок, справа от машины - кубик, между куклой и машиной - мяч. Затем переходим к знакомству с клеткой. Предлагаем обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки, возможные варианты через одну до конца страницы. С помощью клеток дети учатся рисовать палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные - длиной в одну клетку). Затем палочки и точки выстраиваются в простой узор, где ребенок учится определять закономерность расположения рисунка. Очень полезно рисовать на листах в клетку узоры различной сложности, рисовать несложные фигуры, повторять фигуры бы в зеркальном отображении и так далее.
При подборе заданий и упражнений для комплекса необходимо учитывать, что в основе письма лежат двигательные и графические навыки. Графические навыки включают:
- рисование вращательными и колебательными, отрывными и плавными, а также ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (изображения предметов, нитевидные, ломаные, спиралевидные, широкие, узкие линии);
- легко удерживать карандаш или ручку, соблюдая необходимый угол наклона.
Таким образом, развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук способствует подготовке руки к письму у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Афонина Н.А. Массаж карандашом: Приемы для развития мелкой моторики рук / Н.А. Афонина // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 8. - С. 26-31.
2. Ляменкова Е.М. Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е. М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. - 2018. - № 9. - С. 116-121.
3. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. - М.: Изд-во Эксмо, 2017. - 272 с.